Кто доверенным лицом александра 1. Аракчеев алексей андреевич

История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 Ляшенко Леонид Михайлович

§ 61. Внутренняя политика Александра I

Внутренняя политика правительства первой четверти XIX в. оказалась одновременно и традиционной, и новаторской. Её двойственность во многом определялась личностью императора Александра I, его взглядами и методами действия. В 1801 – 1825 гг. Зимний дворец впервые попытался решить стоявшие перед ним проблемы смягчения крепостного права и политического режима в стране. Во всяком случае, император и узкий круг его доверенных лиц несколько раз принимались за выработку подходов к этим проблемам.

Однако планы реформ, разработанные в «верхах», так и остались на бумаге. Вообще время правления Александра I – это время нереализованных планов, способных, в случае их осуществления, серьёзно изменить историю России. Отсутствие широкой общественной поддержки, нерешительность императора, его попытки соединить несоединимое привели к тому, что реальная политика правительства оказалась традиционно ориентированной на сохранение привилегий дворянства, абсолютной власти монарха, бесправия населения России.

Вступление на престол. Негласный комитет. Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Общение со знаменитым швейцарцем заставило великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещённого европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования.

Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актёрскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии. Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр лавировал между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой. После воцарения отца он вынужден был лицемерить ещё больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора. В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство отца само по себе, а та лёгкость, с которой оно было совершено.

Именно с этих пор он чувствовал себя в Петербурге под давлением и надзором высших бюрократических и гвардейских сфер и ощущал се бя свободным вне столицы, а ещё лучше – вне России. Александр I неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание попасть в анналы истории, подозрительность, актёрство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что поневоле отталкивали от него серьёзных реформаторов.

Первые мероприятия молодого императора были вполне естественны и не вызывали никакого противодействия. Он отменил запрет на выезд за границу, снял ограничения на европейскую одежду и литературу, возвратил на службу офицеров и чиновников, пострадавших при Павле. Не желая зависеть ни от екатерининских вельмож, ни от гатчинских служак, Александр I встал во главе кружка «молодых друзей», или Негласного комитета , в который вошли его старые знакомые – князь А. А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев, люди, имевшие политический опыт и придерживавшиеся умеренно-либеральных взглядов. «Молодые друзья» собирались регулярно с 1801 по 1803 г. и, хотя не имели определённой программы действий, обсуждали основные направления и методы проведения реформ, главными из которых были признаны мероприятия в отношении крепостного права и смягчения деспотизма верховной власти.

Александр I

Из написанного Строгановым «Наброска Конституции» ясно, что Негласный комитет не собирался в ближайшем будущем ни освобождать крестьян, ни вводить гражданские свободы. Эти шаги считались делом будущего, а пока шёл поиск союзников и намечался ряд административных преобразований. Что касается союзников молодых реформаторов, то здесь, с их точки зрения, были возможны два варианта: либо опираться на дворянское общество и с его помощью проводить преобразования, либо опираться лишь на силу бюрократического аппарата. В начале правления Александр I, видимо, надеялся совмещать оба метода. Во всяком случае, для воспитания прогрессивного общественного мнения с 1804 г. была расширена и упорядочена система высших и средних органов образования. Одновременно с этим занялись реорганизацией органов власти.

Изменение высших органов власти. На заседаниях кружка «молодых друзей» поднимался вопрос об изменении функции Сената. Записка о его реформе была составлена П. В. Завадовским, который предлагал предоставить Сенату право контролировать все учреждения империи, делать представления царю по поводу законов и т. п. Ещё более радикальными были проекты Воронцова, Мордвинова и Державина, в которых предлагалось превратить Сенат в подобие дворянско-конституционного учреждения, что должно было, по их мнению, оградить общество от деспотизма самодержца. Александру I и «молодым друзьям» удалось прекратить разговоры о превращении Сената в орган, обладающий реальной властью, ведь монарх не был готов к этому.

В конце XVIII – начале XIX в. коллегии как центральные органы управления перестают удовлетворять верховную власть. Коллегиальный принцип деятельности, их традиционная неповоротливость приходят в противоречие как с желанием самодержцев добиться большей централизации управления страной, так и с попытками верховной власти легко маневрировать, быстро менять курс по своему желанию.

Сама идея министерств возникла при Павле, и указ 1802 г. лишь придал ей юридическую силу. Согласно ему было образовано 8 (чуть позже – 11) министерств с чётко разграниченными функциями. Министры имели право личного доклада царю, который и утверждал их мероприятия. «Молодые друзья» Александра I были назначены на ведущие посты во вновь образованные министерства и должны были начать проводить идеи Негласного комитета в жизнь.

Проекты Сперанского. После того как в 1803 г. заседания Негласного комитета прекратились, ближайшим советником царя становится Михаил Михайлович Сперанский. Сын сельского священника, Сперанский готовился к духовной карьере. После окончания Петербургской духовной семинарии он остался в ней в качестве преподавателя. Однако судьбу обмануть не удалось, и будущая «звезда российской бюрократии» оказался домашним секретарём генерал-прокурора А. Б. Куракина. Здесь таланты Сперанского проявились в полной мере: за четыре с половиной года он стал действительным статским советником, т. е. достиг чина, соответствующего генеральскому. Работая в канцелярии генерал-прокурора, Сперанский обратил на себя внимание императора и, перейдя к нему на службу, стал вскоре государственным секретарём. Удачный момент начала карьеры вместе с талантом возносит Сперанского к самому подножию трона, делает его доверенным лицом Александра I.

М. М. Сперанский

В 1808 г. Сперанский представил царю записку, в которой изложил свой взгляд на систему и соотношение государственных органов. В ней он выступал сторонником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом объявлялась Государственная дума, состоявшая из депутатов губернских дум, которая руководила деятельностью сети волостных, окружных и губернских дум, избиравшихся государственными крестьянами и земельными собственниками. Высшей исполнительной властью обладал император, в качестве совещательного органа при нём учреждался Государственный совет. Сенат превращался в высшую судебную инстанцию империи.

Проект Сперанского не являлся конституцией в полном смысле этого слова, так как император имел право решающего голоса во всех органах империи. Всё же проект был первым шагом к ограничению абсолютной монархии и участию в решении политических вопросов представителей различных слоёв населения.

Из всего задуманного Сперанским был учреждён лишь Государственный совет (1810 ), и далеко не с теми функциями, которыми наделял его реформатор. Крутой поворот, вскоре происшедший в жизни Сперанского, связан не только с планами преобразований государственных органов, но и ненавистью, завистью придворных кругов к реформатору-поповичу. Последней каплей в этой неравной борьбе стал указ, подготовленный Сперанским в 1809 г., согласно которому придворные чины превращались лишь в почётное звание, не приносившее жалованья. Кроме того, теперь чины коллежского асессора и статского советника давались только после сдачи серьёзного экзамена. В результате придворной интриги Сперанский в 1812 г. был обвинён в шпионаже в пользу Наполеона и сослан.

Политика Александра I в 1816 – 1825 гг. Очередной, и едва ли не последней, попыткой Александра I приступить к реформам можно считать 1816 – 1820 гг., когда шла строго секретная работа над проектом российской конституции. Она рассматривалась императором и как акт, делавший страну более цивилизованным европейским государством, и как документ, который должен был вознаградить дворянство за потерю им прав на крестьянство.

К 1820 г. в канцелярии эмиссара императора в Варшаве Н. Н. Новосильцева, бывшего в своё время членом Негласного комитета, был подготовлен проект российской конституционной хартии (Уставная грамота). Согласно ей, высшей законодательной властью в стране оставался монарх, который отныне разделял её с неким органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Исполнительная власть вручалась Государственному совету, который состоял из Общего собрания и Комитета министров. Кроме того, подданные России получали свободу личности, собственности и печати. Этим проектом реформаторские усилия Александра I были исчерпаны.

После окончания войн с Наполеоном рядом с Александром I всё чаще возникает фигура А. А. Аракчеева. Алексей Андреевич происходил из мелкопоместных псковских дворян и с большим трудом поступил в Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус. Здесь он проявил себя как блестящий математик и по окончании корпуса был оставлен в нём преподавателем. Тогда же начала проявляться сверхъестественная приверженность Аракчеева к уставу и внешнему армейскому порядку.

Когда наследнику престола Павлу Петровичу потребовался командир для его гатчинской артиллерии, то никого лучше молодого преподавателя кадетского корпуса найти не смогли. В Гатчине его строгость, знание уставов, педантичность пришлись весьма кстати. Вскоре он становится не только командующим артиллерией, но и гатчинским генерал-губернатором. После убийства Павла Аракчеев был взят на службу новым императором. Во время войн с Наполеоном он в боевых действиях не участвовал и никаких лавров не снискал. Отметим, однако, что по инициативе и при непосредственном участии Аракчеева была технически и организационно преобразована русская артиллерия, которая вскоре станет одной из лучших в мире.

Период царствования Александра I с 1816 по 1825 г. часто называют аракчеевщиной. Однако такое название отражает, и то не бесспорно, чисто внешнее ощущение от того периода. Аракчеев никогда не был и не мог быть злым гением Александра I, человеком, имевшим решающий голос при принятии того или иного решения. Он всегда являлся нерассуждающим исполнителем замыслов императора, пунктуальным и незаменимым помощником последнего.

Если вообще можно говорить о периоде аракчеевщины, то он наступает с 1821 – 1822 гг., когда Александр I, разочаровавшись во всех своих начинаниях, окончательно отдалился от дел. В такой ситуации управление страной легло на Комитет министров, а точнее, на Аракчеева, в канцелярии которого составлялись еженедельные выжимки для императора из министерских докладов. Обстоятельства, и ничего более, сделали Аракчеева теневым премьер-министром России.

Аграрный вопрос. В экономической и социальной областях, как и в политике, правительство являлось ведущей силой и жёстко диктовало условия развития экономики и правила существования сословий в стране. В 1801 г. был издан указ, разрешавший людям недворянского звания покупку незаселённых земель. Он свидетельствовал о начале процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения.

В 1803 г. появился указ «о вольных хлебопашцах» , разрешавший помещикам отпускать своих крепостных на волю без земли. Результаты этого указа были более чем скромные, к 1855 г. по нему освободилось лишь 40 тыс. человек. Правда, Зимний дворец вряд ли рассчитывал на большее, он, скорее, пытался этим указом провести разведку настроения дворянства, его отношения к проблеме отмены крепостничества. В 1804 г. император утвердил проект аграрной реформы в Прибалтике, разработанный комитетом «По улучшению быта остзейских крестьян». Согласно ему, крестьяне объявлялись владельцами своих земельных наделов, а размеры их повинностей в пользу помещиков фиксировались в специальных договорах. Императорский указ не решил аграрного вопроса в Прибалтике, и после Наполеоновских войн правительству пришлось вернуться к нему снова. Законы 1816 – 1819 гг. предоставили крестьянам личную свободу, но лишили их земли, оставив последнюю в собственности помещиков и заставив крестьян арендовать пашню у бывших хозяев.

Законы признавали за крестьянами право владения имуществом и заключения любых договоров, но воспользоваться им могли лишь единицы. Вследствие многочисленных стеснений личная свобода крестьян превращалась в фикцию. И всё же аграрная реформа в Прибалтике являлась свидетельством того, что правительство вынуждено было признать крепостное право тормозом, системой, чреватой взрывом. О том же свидетельствовали указ 1818 г., разрешавший государственным крестьянам заводить фабрики и заводы, и указ 1824 г., облегчавший переход крестьян в города.

С другой стороны, после Наполеоновских войн началось отступление от прежних намерений смягчить крепостное право или даже отменить его. В 1815 г. был издан указ, запрещавший всем крестьянам «отыскивать вольность». Им перечёркивался закон 1751 г., по которому окончательно закрепощёнными считались только те селяне, которые были записаны за помещиками по переписям населения в первой половине XVIII в. Остальные же формально могли попытаться через суд отстоять своё некрепостническое положение. В 1822 г. помещикам возвращено право ссылать своих крепостных в Сибирь без суда за «дурное поведение». В 1823 г. подтверждена монополия дворян на владение крепостными людьми, а недворянам запрещалось иметь в услужении крепостных, принадлежавших помещикам.

Таможенная политика. Финансы. Весьма важной для развития экономики России являлась позиция правительства в отношении таможенных правил. Во время правления Александра I эта позиция кардинально менялась трижды. Таможенное положение 1811 г. разрешало привозить сырьё беспошлинно или за символическую плату, полуфабрикаты облагались значительным образом, промышленные же изделия вообще запрещалось поставлять в Россию. В 1816 – 1819 гг. ограничения были сняты, но устанавливались высокие тамо-женные пошлины на все товары. Подобное положение вещей разрушающе действовало на российскую промышленность и торговлю, которым оказалось не под силу конкурировать с производителями и торговыми фирмами развитых европейских стран. Наконец, в 1822 г. был издан новый тариф, устанавливавший систему жёсткого протекционизма в отношении отечественных товаров.

Огромное влияние на все отрасли жизни страны оказывала финансовая политика правительства. После Тильзитского мира дефицит бюджета регулярно покрывался выпуском ассигнаций. В результате их курс упал в 1810 г. до 20 копеек серебром за 1 бумажный рубль. В том же году Сперанский представил Александру I полный план финансовых преобразований. Он предусматривал прекращение выпуска необеспеченных ассигнаций, сокращение текущих расходов, введение нового налога, организацию внутреннего займа, пересмотр внешнеторговой политики.

Если бы план Сперанского удалось провести в жизнь, то курс бумажного рубля, несомненно, поднялся бы. Однако военные приготовления заставили в 1810 г. выпустить ассигнаций ещё на 43 млн руб. Новые налоги раздражали население, тем более что они пришлись на тяжёлое для народа время.

Причины неудач правительственного реформаторства заключались прежде всего в характере самого императора, его желании достичь невозможного. По словам А. А. Чарторыйского, «император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы только его волю». Во-вторых, момент для реформ был совершенно неудачным.

В первой четверти XIX в. страна не только переживала экономический подъём, но и оказалась на гребне европейской славы. Для подавляющей части дворянского общества было совершенно непонятно, почему победительница Наполеона и спасительница Европы должна резко менять свои социально-экономические и политические порядки.

Наконец, отмена крепостного права и утверждение конституционного строя ещё не были востребованы обществом.

В результате император не нашёл в России никакой серьёзной поддержки своим замыслам. Даже в его собственной семье (мать, братья) звучали голоса протеста против преобразований, а то и грозные напоминания о судьбе отца. Недовольство дворянства, угроза дворцового переворота оказались сильнее угрозы крестьянского бунта.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте Александра I как человека и государственного деятеля. 2. Что такое Негласный комитет? Охарактеризуйте его деятельность. 3.

В чём суть проектов М. М. Сперанского? Почему ему не удалось их реализовать? 4.

Определите, какие перемены произошли во внутренней политике России после 1815 г. Чем они объясняются? 5. Как при Александре I решался аграрный вопрос? 6. Охарактеризуйте таможенную и финансовую политику правительства. 7.

Дайте оценку внутренней политике Александра I.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги История России. XIX век. 8 класс автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 30. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III НОВЫЙ ИМПЕРАТОР. Александр III стал наследником престола в 1865 г. после неожиданной кончины старшего брата, Николая. Он получил обычное для великих князей, готовящихся стать военными деятелями, образование, однако и его не сумел

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Глава 18. Внутренняя политика Александра I

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1801–1812 гг Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом личный произвол монарха. Уроки павловского царствовании и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО Если бы Александр Македонский был лишь завоевателем, его имя, наверное, пополнило бы список «отрицательных» героев истории (вроде Батыя или Тамерлана). Однако Александр заботился не только об увеличении количества подвластных

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 4. Внутренняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрировал стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом личный произвол монарха. Уроки павловского царствования и

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 6. Внутренняя политика Александра III (1881–1894) Цареубийство 1 марта 1881 г., однако, не привело к революции, которой так ожидали народовольцы. Зато оно резко изменило расстановку сил в верхах. Позиции М. Т. Лорис-Меликова, не сумевшего уберечь императора, равно как и в целом

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внутренняя политика Александра I (1812–1825) Время после окончания Отечественной войны в советской историографии было принято называть аракчеевщиной, по фамилии одного из ближайших помощников Александра I, А.А. Аракчеева. С его именем связывалась вся реакционная политика

автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Александра I Часть I При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1. В каком году был принят указ о «вольных хлебопашцах»?1. в 1801 г.2. в 1803 г.3. в 1815 г.4. в 1825 г.А2. Кто был

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Александра II Часть I При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1. Подписание Манифеста и «Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» состоялось1. 18

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Александра I

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Александра II

автора Девлетов Олег Усманович

3.2. Внутренняя политика Александра I (1801–1825) Все реформы в России в той или иной степени имели некоторые общие черты. Среди них можно выделить: реформы инициировались «сверху» – самодержцем; реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

4.2. Внутренняя политика Александра III Сегодня среди историков нет единства в оценке личности Александра III. Существует точка зрения на царствование Александра III как на период «контрреформ». Она появилась еще в трудах либеральных современников конца XIX – начала XX вв.

1. Кто из названных деятелей был доверенным лицом Александра I, проводником его внутренней политики в 1815-1825 гг.?

1) М.М.Сперанский

2) Н.М.Карамзин

3) М.И.Кутузов

4) А.А.Аракчеев

2. С деятельностью М.М.Сперанского связано основание в России:

1) Московского университета

3) министерств

4) Тайной канцелярии

3. Что из перечисленного произошло во время Отечественной войны 1812 г.?

А) сражение у реки Березины

Б) Синопское сражение

В) пожар Москвы

Г) Брусиловский прорыв

Д) Тарутинский марш-маневр

Е) бои за Шипку-Шейново

Укажите верный ответ:

1) АБГ 2) АВД 3) БГЕ 4) ВГЕ

4. В июне 1812 г. в результате предпринятого М.Б.Барклаем-де-Толли отступления русской армии был сорван план Наполеона:

1) одержать победу в сражении у реки Березины

2) разгромить русские армии в приграничном сражении

3) одержать победу над российской армией в Прибалтике

4) захватить столицу Российской империи Петербург

5. Прочтите отрывок из произведения художественной литературы и назовите императора, о котором идет речь.

«Манифест об отречении Константина Павловича от престола и о назначении Николая наследником подписан был императором осенью в Царском Селе. На запечатанном конверте император сделал надпись «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до моего востребования, а в случае моей кончины открыть прежде всякого другого действия». Знали о том только три человека в России: писавший этот манифест Голицын, Аракчеев и Филарет, архиепископ московский. Тогда же произнес государь несколько загадочных слов о собственном возможном отречении от престола. Голицын удивился, испугался и понял, что слова на конверте: «до моего востребования» - означают это именно возможное отречение самого императора.

6. М.И.Кутузов принял решение оставить Москву на военном совете:

1) в Тарутино

2) под Малоярославцем

3) в Филях

4) в Смоленске

7. Славянофилами назывались представители общественной мысли XIX в., воззрения которых сводились, в частности, к утверждению о необходимости:

1) сохранения крестьянской общины в будущем

2) социалистической революции

3) террора против высокопоставленных чиновников

4) установления диктатуры пролетариата

8. Принятая в годы царствования Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:

1) «Сила власти – царю, сила мнения – народу»

2) «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать»

3) «Православие, самодержавие, народность»

4) «Непротивление злу насилием»

9. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

4) дворяне

10. Назовите не менее трех положений, составляющих содержание понятия «декабристы». Приведите не менее двух названий программных документов декабристов.

11. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853-1856 гг.?

1) А.В.Суворов

2) П.С.Нахимов

3) С.О.Макаров



Аракчеев Алексей Андреевич Аракче́ев Алексей Андреевич

(1769-1834), граф (1799), российский государственный и военный деятель, генерал от артиллерии (1807). В 1808-1810 военный министр, провёл ряд реформ в армии, реорганизовал артиллерию; в 1810-1812 и 1816-1826 председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815-1825 наиболее доверенное лицо императора Александра I, ревностный проводник его внутренней политики; организатор и главный начальник военных поселений. В 1818 участвовал в разработке проекта освобождения крестьян.

АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич

АРАКЧЕ́ЕВ Алексей Андреевич (23 сентября (4 октября) 1769, Тверская провинция Новгородской губернии - 21 апреля (3 мая) 1834, село Грузино Тихвинского уезда Новгородской губернии), русский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807); военный министр (1808-1810), провел реорганизацию артиллерии; председатель Департамента военных дел Государственного совета (с 1810). В 1815-1825 годах Аракчеев был доверенным лицом императора Александра I Павловича (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) , осуществлял его внутреннюю политику; был организатором и главным начальником военных поселений.
Аракчеев происходил из небогатой дворянской семьи. С детских лет он приучался к строгой дисциплине, упорному труду, бережливости, скрупулезному соблюдению религиозных обрядов. В 1783 году Аракчеев был принят в Шляхетский артиллерийский и инженерный (впоследствии Второй кадетский) корпус, где проявил способности к математике. По окончании корпуса (1787) в чине армейского поручика он был оставлен там преподавателем арифметики, геометрии и артиллерийского дела; ведал также корпусной библиотекой. В 1788-1790 годах во время русско-шведской войны Аракчеев обучал рекрутов артиллерийскому делу. В 1790 году по рекомендации директора корпуса он поступил репетитором в семью президента Военной коллегии Н.И. Салтыкова, не без содействия которого в 1792 году был принят в гатчинские войска наследника престола великого князя Павла Петровича (будущий император Павел I). Господствовавшие там «прусские» принципы военного воспитания Аракчеев претворял в жизнь с педантизмом и жестокостью. За короткий срок он привел гатчинскую артиллерию в образцовый порядок, был назначен инспектором не только артиллерии, но и пехоты, стал управлять и хозяйственной частью. В июле 1796 года Аракчеев был произведен в чин полковника.
Своей исполнительностью и личной преданностью он снискал доверие Павла. После его воцарения Аракчеев был произведен в генерал-майоры и назначен комендантом Петербурга. Ему было пожаловано богатое имение в Новгородской губернии - единственный дар, принятый им в течение всей службы. В апреле 1797 года Аракчеев был назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка, поставлен во главе свиты императора с определением генерал-квартирмейстером всей русской армии и начальником Главного штаба. В январе 1798 года он был также назначен инспектором всей русской артиллерии. Аракчеев немало способствовал укреплению боеспособности войск, наведению порядка в армии, что сопровождалось насаждением палочной муштры, особенно в гвардии. При дворе он держался отчужденно, свою карьеру (как позднее и при Александре I) связывал исключительно с покровительством императора. Однако даже ему не удалось избежать опалы. В 1798 году Аракчеев был удален от службы, а в следующем году фактически сослан в свое новгородское имение. За несколько дней до своей гибели Павел I (11 марта 1801) почувствовал опасность заговора, намеревался вернуть Аракчеева в Петербург, но глава заговорщиков П.А. Пален помешал этому. Спустя два года после вступления на престол нового императора Александра I Павловича генерал Аракчеев был восстановлен в должности инспектора артиллерии, с чего началось его новое возвышение.
Летом 1807 года Аракчеев был произведен в генералы от артиллерии, а в декабре того же года ему было велено состоять при императоре с правом объявлять высочайшие указы по артиллерии. В 1808 года Аракчеев был назначен министром военно-сухопутных сил с подчинением ему Военно-походной канцелярии императора и фельдъегерского корпуса. Одновременно он становится сенатором. В знак его особых заслуг Ростовский мушкетерский полк был переименован в Гренадерский графа Аракчеева полк. Зимой 1809 года он сыграл важную роль в активизации боевых действий в русско-шведской войне (1808-1809), настояв на переходе русских войск по льду Ботнического залива к шведским берегам.
Аракчеев начал общее переустройство русской армии (комплектование и обучение строевого состава, учреждение рекрутского депо, введение дивизионной организации, должности дежурного генерала). Наиболее плодотворными были его преобразования в артиллерии. Сведенная в роты и батареи, артиллерия выделялась в самостоятельный род войск, размер лафетов и калибры орудий были уменьшены; была усовершенствована технология изготовления оружия, боеприпасов, стала более эффективной деятельность арсеналов. Кроме того, был основан Артиллерийский комитет, стал выходить «Артиллерийский журнал». Выдвижение на передний план политической жизни М.М. Сперанского и подготовка планов государственных реформ за спиной Аракчеева вынудили его подать в отставку. В 1810 году он был назначен председателем Военного департамента Государственного совета, а пост военного министра занял М. Б. Барклай де Толли.
Осенью 1812 года Аракчеев вновь был приближен к императору, что было связано с недовольством царя неудачами в войне с Наполеоном и падением императорского престижа в обществе. Аракчееву было поручено формирование ополчения и артиллерийских полков, он вновь получил право объявлять именные указы. В послевоенное время, когда во внутренней политике Александра I усилились охранительно-реакционные тенденции, Аракчеев стал фактически вторым лицом после императора в управлении страной, сосредоточив в своих руках необъятную власть. С 1815 году он сумел подчинить себе Государственный совет, Комитет министров, собственную Его императорского величества канцелярию. Являясь единственным докладчиком царю по всем текущим вопросам, Аракчеев оставался лишь добросовестным исполнителем воли царя и его замыслов, будь то создание военных поселений (с 1819 Аракчеев - начальник штаба над военными поселениями, а в 1821-1826 - главный начальник Отдельного корпуса военных поселений) или участие в разработке планов освобождения крестьян. В 1818 году Аракчеев составил секретный проект выкупа казной помещичьих имений «по добровольно установленным ценам», чтобы «содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния людей в России». Проект не получил никакого движения, но предвосхитил идеи, реализованные впоследствии реформой 1861 года.
Смерть Александра I оборвала карьеру Аракчеева. 20 декабря 1825 году он был освобожден Николаем I Павловичем от дел Комитета министров и исключен из состава Государственного совета, а в 1826 году отстранен от начальства над военными поселениями. Аракчеев уехал за границу и самовольно выпустил там издание конфиденциальных писем к нему Александра I, вызвавшее скандал в российском обществе и правительственных кругах. По возвращении в Россию Аракчеев жил в своем имении Грузино, занимаясь его благоустройством.
На окружающих личность Аракчеева производила негативное впечатление крутым нравом, произволом, угодливостью перед престолом в сочетании с презрением ко всем нижестоящим чинам. Крупный военный администратор, он не участвовал ни в одном сражении. При скудости образования Аракчеев был наделен здравым практическим умом, находил верные решения в сложных ситуациях, отличался честностью, боролся с взяточничеством, выше всего ставил интересы казны, хотя нередко руководствовался не государственными интересами, а амбициями царедворца. Его тщеславие находило удовлетворение в безраздельном расположении к нему самодержца, малейшее же возвышение иной сановной фигуры воспринималось со злопамятной ревностью. В глазах современников и потомков Аракчеев олицетворял собой наиболее мрачные стороны павловского и александровского царствований. Политика крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, по имени Аракчеева получила название «аракчеевщины».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Аракчеев Алексей Андреевич" в других словарях:

    - (1769 1834) российский государственный и военный деятель, граф (1799), генерал от артиллерии (1807). С 1808 10 военный министр, провел реорганизацию артиллерии; с 1810 председатель Департамента военных дел Государственного совета. В 1815 25… … Большой Энциклопедический словарь

    Аракчеев Алексей Андреевич - (1769—1834), государственный и военный деятель, генерал от артиллерии (1807), граф (1799). В 1783—87 учился в Петербурге в Артиллерийском и инженерном шляхетном корпусе, с 1792 служил при дворе великого князя Павла Петровича в Гатчине… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Аракчеев, Алексей Андреевич, граф. Родился 23 сентября 1769 года в имении своего отца, отставного военного и владельца 20 душ крестьян в Бежецком уезде, Тверской губернии. Отец А., человек мягкий и слабохарактерный, не входил в воспитание сына, и … Биографический словарь

    Государственный и военный деятель, генерал от артиллерии (1807), сенатор (1808), граф (1799). Происходил… … Военно-биографический словарь

Воспитание и взгляды молодого Александра I и юного Павла были во многом схожи. Как и отец, Александр был воспитан в духе идей Просвещения об «истинной», «законной» монархии. Его наставником с 1783 г. был швейцарец Ф.-Ц. де Лагарп, профессиональный юрист, последователь энциклопедистов. Для Александра Лагарп был не просто учителем, но и нравственным авторитетом. Документы свидетельствуют, что взгляды Александра в юности носили довольно радикальный характер: он симпатизировал Французской революции и республиканской форме правления, осуждал наследственную монархию, крепостное право, процветавшие при петербургском дворе фаворитизм и взяточничество. Есть основания полагать, что придворная жизнь с ее интригами, вся закулисная сторона «большой политики», которые Александр мог близко наблюдать еще при жизни Екатерины, вызывали у него негодование, чувство отвращения к политике как таковой, желание не принимать в ней участия. Так же относился он и к слухам о замысле Екатерины передать ему престол в обход Павла.

Таким образом, в отличие от Павла I Александр, вступая на российский престол, не был, видимо, особенно властолюбив и еще не успел отказаться от идеалов молодости (ему было то время 23 года). Сквозь призму этих идеалов смотрел он на действия отца, совершенно не сочувствуя ни его целям, ни методам. Александр мечтал сначала осуществить революцию, которая “была бы произведена законной властью», а затем удалиться от дел.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В.П.Кочубей - племянник екатерининского канцлера гр. Безбородко, во-вторых, кн. Адам А.Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе, затем А.С. Строганов - сын одного из самых знатных и богатых людей того времени и, наконец, Николай Н. Новосильцев - двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее.

Следует, однако, заметить, что жизненный опыт Александра и членов его кружка был очень различен. Так, Строганов и Кочубей были свидетелями событий в революционной Франции. Первый находился там в самом начале революции со своим гувернером Жильбером Роммом, посещал заседания Национального собрания, стал якобинцем и был силой возвращен домой в 1790 г. Второй попал во Францию уже в 1791-1792гг. после нескольких лет жизни за границей и, в частности, в Англии, где он изучал английскую государственную систему. По возвращении в Россию Кочубей получил назначение послом в Константинополь, где провел еще пять лет. С образовательными целями побывал в Англии и князь Адам Чарторыйский, у которого имелся также опыт совсем иного рода: он сражался против России во время второго раздела Польши. Самым старшим из участников этого кружка был Н.Н. Новосильцев - ко времени воцарения Александра в 1801 г. ему уже исполнилось 40 лет. Что же касается Александра, его жизненный опыт ограничивался лишь знанием петербургского двора и негативным восприятием царствования сперва бабки, а затем и отца. В беседах с членами кружка Александр восхищался революционной Францией и выражал наивную веру в возможность создания «истинной монархии» путем преобразований сверху. «Молодые друзья» были настроены более скептически и реалистично, но не разочаровывали великого князя, надеясь извлечь из своего положения опрелеленные выгоды.

Историки много спорили о том, насколько Александр был посвящен в планы заговорщиков против Павла 1 и, следовательно, насколько он повинен в его гибели. Сохранившиеся косвенные свидетельства указывают на то, что скорее всего Александр надеялся, что Павла удастся убедить отречься от престола в его пользу и, таким образом, переворот будет законным и бескровным. Свершенное убийство Павла поставило молодого императора совсем в иную ситуацию. С его чувствительностью, романтической верой в справедливость и законность он не мог не воспринять происшедшее как трагедию, омрачившую самое начало его царствования. При этом, если бы Александр получил власть законным путем, руки у него были бы в достаточной степени развязаны. Теперь же он оказался в зависимости от тех, кто преступлением добыл ему трон и кто постоянно оказывал на него давление, напоминая о возможности нового переворота. К тому же за спиной заговорщиков стояла партия старых екатерининских вельмож («екатерининские старики», как их называли) - влиятельная многочисленная, с сильными семейными связями. Главным для этих людей было сохранение прежних порядков. Не случайно в манифесте Александра о восшествии на престол он обещал «управлять Богом нам врученный народ по закону и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни императрицы Екатерины Великия».

Мероприятия начала царствования

И действительно, первые указы императора подтверждали это обещание. Уже 13-15 марта 1801 г. были изданы повеления о выдаче указов об отставке всем уволенным с военной и гражданской службы без суда, амнистированы члены Смоленского кружка, которым возвращены чины и дворянство; 15 марта была объявлена амнистия политическим заключенным и беглецам, укрывшимся за границей, снят запрет на ввоз различных промышленных товаров; 31 марта - отменен запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг. Наконец, 2 апреля император огласил в Сенате 5 манифестов, восстанавливавших в полном объеме действие Жалованных грамот дворянству и городам. Одновременно было объявлено о ликвидации Тайной экспедиции Сената и передаче следствия по политическим делам в учреждения, ведавшие уголовным судопроизводством. Один из манифестов 2 апреля был адресован крестьянам; в нем обещалось не увеличивать налоги и разрешался вывоэ сельскохозяйственных продуктов за границу.

Казалось бы, «старики» должны быть довольны, но реальный смысл манифестов оказался шире простого восстановления екатерининских порядков. Например, изъятие политических дел из непосредственного ведения государя воспринималось в принципе как ограничение его власти. В этом обнаруживалась вторая (не менее существенная, чем первая) цель заговорщиков: создать такую государственную систему, которая законодательно ограничила бы права любого деспота-государя в пользу верхушки аристократии. Контроль за деятельностью монарха, создание механизма, предохраняющего от деспотических тенденций, вполне отвечали и убеждениям Александра, и потому 5 апреля 1801 г. появился указ о создании Непременного совета - законосовещательного органа при Государе (в 1810 г. заменен Государственным советом).

В самом факте создания подобного Совета ничего принципиально нового не было: острая необходимость в таком органе ощущалась всеми правителями после Петра I. Однако юридический статус и права не закреплялись обычно в законах, иначе обстояло дело с Непременным советом. Хотя верховная власть в стране продолжала полностью оставаться в руках государя и за ним сохранялось право издавать законы без согласования с Советом, члены Совета получали возможность следить за деятельностью монарха и подавать представления, т. е. по существу опротестовывать те действия или указы императора, с которыми они были не согласны. Реальная же роль Совета в управлении страной должна была определиться в зависимости от того, как на практике сложатся взаимоотношения членов Совета и монарха.

Однако помимо взаимоотношений важно было и отношение Государя к Совету - насколько серьезно он его воспринимал и насколько собирался с ним считаться. Александр собирался выполнить свои обязательства в точности, и, как показало дальнейшее развитие событий, это была его ошибка. Что же касается взаимоотношений с Советом, то они, в свою очередь, зависели от состава этого органа власти.

Первоначально Совет состоял из 12 человек, преимущественно руководителей важнейших государственных учреждений. Помимо них в Совет вошли доверенные лица императора и главнейшие участники заговора против Павла. В основном все это были представители высшей аристократии и бюрократии - те, от кого Александр 1 зависел в наибольшей степени. Однако такой состав Совета давал надежду избавиться от этой зависим, потому что екатерининские вельможи оказались там рядом с павловскими, а они не могли не соревноваться между собой за влияние на императора. Довольно быстро государь научился использовать эту ситуацию в своих интересах.

При подобной расстановке сил молодой император мог надеяться найти среди членов Совета и сторонников более широких реформ, однако разрабатывать план этих реформ он собирался со своими «молодыми друзьями». Основную цель перемен Александр видел в создании конституции, гарантирующей его подданным права гражданина, аналогичные сформулированным в знаменитой французской «Декларации прав человека и гражданина». Он, однако, соглашался с мнением, что первоначально следует таким образом реформировать систему управления, чтобы гарантировать права собственности.

Между тем, не дожидаясь, когда план реформ будет создан, в мае 1801 г. Александр внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крепостных без земли. По мысли императора, этот указ должен был стать первым шагом к ликвидации крепостного права. За ним намечался следующий - разрешение покупки населеных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне будут становиться вольными. Когда в результате появилось бы некоторое количество вольных крестьян, подобный порядок продажи земли планировалось распространить и на дворян. Таким образом, замысел Александра был сходен с планом, существовавшим в свое время у Екатерины, о чем он скорее всего не знал. При этом император был достаточно осторожен и не раскрывал всех деталей даже самым близким ему людям, но уже на первом этапе ему пришлось столкнуться с бешеным сопротивлением крепостников.

Не отклонив в принципе предложение императора, члены Совета, однако, довольно твердо дали ему понять, что принятие подобного указа может вызвать как брожение среди крестьянства, так и серьезное недовольство дворян. Совет полагал, что введение подобной меры должно быть включено в систему законов о правах владельцев имений, которую следует разрабатывать.

Иначе говоря, предлагалось отсрочить принятие указа на неопределенный срок. Показательно, что с этим мнением Совета согласились и «молодые друзья» Александра - Строганов и Кочубей. Однако царь не сдался и самолично явился на заседание Совета, чтобы защитить свой проект. Состоялась дискуссия, в которой императора поддержал лишь один из членов Совета. Александр, надеявшийся на просвещенность дворянства, подобной реакции, видимо, не ожидал и вынужден был отступить. Единственным результатом этой его попытки ограничить крепостничество стал запрет печатать объявления о продаже крепостных в газетах, который уже вскоре помещики научились легко обходить.

Важнейшим следствием неудачи Александра в попытке решения крестьянского вопроса было окончательное перенесение подготовки реформ в кружок «молодых друзей», причем он согласился с их мнением, что работа должна вестись в тайне. Так был создан Негласный комитет, в который вошли Строганов, Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, а позднее и старый “екатерининский вельможа” граф А.В. Воронцов.

Уже на первом заседании Негласного комитета выяснилось некоторое расхождение в представлениях о его задачах между императором и его друзьями, которые полагали, что начать надо прежде всего с изучения положения государства, затем осуществить реформу администрации и уж только тогда перейти к созданию конституции. Александр, соглашаясь в принципе с этим планом, желал поскорее заняться непосредственно третьим этапом. Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины и один из руководителей переворота 1801г. П.А.Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле 1) запрещалась продажа крестьян без эемли и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.

Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнтельные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.

По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.

Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.

Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина - та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство - главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима - не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Возникла боязнь, что какие-либо перемены, реформы, и в особенности ведущие к ослаблению царской власти, могут в конечном счете обернуться революцией.

Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов - тот, о котором, как кажется, особых споров не было,- Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.

По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана - разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801г. появился указ о праве недворян покупать землю без крестьян. Таким образом, монополия дворянства на владение землей была нарушена, но столь нечувствительно, что взрыва недовольства можно было не опасаться.

Следующие шаги Александра I были связаны с реоргнизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел, Внутренних дел, Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.

Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Указом о правах Сената он определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев стал причиной конфликта царя с Сенатом, когда была сделана попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором, причем речь шла об установлении сроков обязательной службы дворян, не выслуживших офицерского чина. Сенат усмотрел в этом нарушение дворянских привилегий. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г.. запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был преобразован, на сей раз в чисто судебное учреждение и некоторыми административными функциями. Главным органом управления стал, по сути, Комитет министров.

Инцидент с Сенатом в значительной мере предопределил дальнейшее развитие событий и планы императора. Превратив Сенат в представительный орган с широкими правами, Александр сделал то, от чего отказался годом раньше. Теперь он убедился, что исключительно дворянское представительство без правовых гарантий другим сословиям становится для него только преградой, добиться чего-либо можно, только сконцентрировав всю власть в своих руках. По сути, Александр пошел по тому пути, на который с самого начала его толкали “молодые друзья» и старый наставник Лагарп. По-видимому, к этому времени и сам император ощутил вкус власти, ему надоели постоянные поучения и нотации, непрекращающиеся споры его окружения, за которыми легко угадывалась борьба за власть и влияние. Так, в 1803 г. в споре с Г.Р. Державиным, бывшим в это время генерал-прокурором Сената, Александр произнес знаменательные слова, которые едва ли можно было услышать от него раньше: «Ты меня всегда хочешь учить, я самодержавный государь и так хочу”.

Начало 1803 г. ознаменовалось и некоторыми сдвигами в решении крестьянского вопроса. На сей раз инициатива исходила из лагеря сановной аристократии от графа Румянцева, пожелавшего отпустить своих крестьян наволю и просившего установить для этого законный порядок. Обращение графа было использовано как предлог для издания 20 февраля 1803 г. Указа о вольных хлебопашцах.

Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нем впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп.Это положение легло потом в основу реформы 1861 г. По всей видимости, Александр возлагап на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведенных в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями. Результаты обескураживали: по новейшим данным, за все время действия указа было освобождено 111829 душ мужского пола, т. е. примерно 2% всех крепостных.

Спустя год правительство сделало еще один шаг: 20 февраля 1804 г. появилось «Положение о лифляндских крестьянах”. Ситуация с крестьянским вопросом в Прибалтике была несколько иной, чем в России, поскольку продажа крестьян без земли там была запрещена. Новое положение закрепляло статус «дворохозяев» как пожизненных и наследственных арендаторов земли и предоставляло им право выкупить свой участок в собственность. Согласно положению “дворохозяева” освобождались от рекрутской повинности, а телесному наказанию могли быть подвергнуты лишь по приговору суда. Четко определялись размеры их повинностей и платежей. Вскоре основные положения нового закона были распространены и на Эстляндию. Таким образом, в прибалтийской деревне создавался слой зажиточного крестьянства.

В октябре 1804 г. здесь было введено указом еще одно новшество: выходцам из купечества, дослужившимся до чина 8 класса, разрешалось покупать населенные земли и владеть ими на основе договора с крестьянами. Иначе говоря, купленные таким образом крестьяне переставали быть крепостными и становились вольными. Это был как бы усеченный вариант первоначальной программы ликвидации крепостного права. Однако такими полумерами конечная цель не могла быть достигнута. Говоря о попытках решения крестьянского вопроса в первые годы царствования Александра I, следует упомянуть и о том, что в это время прекратилась практика пожалования государственных крестьян помещикам. Правда, около 350 000 казенных крестьян были переданы во временную аренду.

Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе - представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет - Московский, то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет, а в 1803 г. - открыт университет в Вильно. В 1804 г. основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, потом переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебные заведения: в 1805г.- Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. - знаменитый Царскосельский лицей. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения - Московское коммерческое училище (1804 г.), Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян.

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Постепенно роль Аракчеева становилась все более значительной, он превратился в доверенное лицо императора, а в 1807 г. последовал императорский указ, по которому повеления, объявляемые Аракчеевым, приравнивались к именным императорским указам. Но если основным направлением деятельности Аракчиева было военно-полицейское, то для разработки планов новых реформ нужен был иной человек. Им стал М.М. Сперанский.

Деятельность М.М. Сперанского

Сын сельского священника Сперанский не только, как и Аракчеев, не принадлежал к аристократии, но даже не был дворянином. Он родился в 1771 г. в деревне Черкутино Владимирской губернии, учился сперва во Владимирской, затем в Суздальской и, наконец, в Петербургской семинарии. По окончании ее был оставлен там в качестве преподавателя и лишь в 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А. Б. Куракина. Карьера эта была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года Сперанский имел чин действительного статского советника равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутриполитического кризиса Александр вновь обратился к планам реформ.

Но почему именно на Аракчеева и Сперанского пал выбор императора и чем они были для него? Прежде всего - послушными исполнителями воли монарха, который пожелал превратить двух не знатных, но лично преданных ему людей во всесильных министров, с чьей помощью он надеялся осущесвить свои планы. Оба они были, по существу, усердными и старательными чиновниками, не зависимыми в силу своего происхождения от той или иной группировки сановной аристократии. Аракчеев должен был предохранить трон от дворянского заговора, Сперанский - разработать и претворить в жизнь план реформ на основе идей и принципов, подсказанных императором.

Новую роль Сперанский получил не сразу. Сперва император поручал ему некоторые ^частные дела”. Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный смотр, а год спустя - в Эрфурт, на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия.

План реформ, составленный в 1809 г. Сперанским в виде обширного документа под названием “Введение к Уложению государственных законов” был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Сперанский настаивал на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили. Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны и в царствование Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Теперь же настало время для серьезных перемен. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти. Необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательную, судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов - дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума осуществляет контроль за исполнительной властью - правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности - главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы. Члены губернских дум избирают высший судебный орган страны - Сенат. Вершиной государственной системы является Государственный совет. Члены Государственного совета назначаются Государем, который сам в нем председательствует. В Совет входят министры и другие высшие должностные лица. Если в Государственном совете возникает разногласие, царь по своему выборуутверждает мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Не обошел Сперанский и проблему гражданских прав. Он полагал, что ими должно быть наделено все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Политическими правами, т. е. правом участия в выборах предполагалось наделить граждан России, владеющих землей и капиталами, включая государственных крестьян. Право быть избранным в представительные органы ограничивалось имущественным цензом. Уже из этого ясно, что проект Сперанского не предполагал ликвидации крепостного права. Сперанский полагал, что отменить крепостное право единовременным законодательным актом невозможно, но следует создавать условия, при которых помещикам самим станет выгодно отпускать крестьян на волю.

Предложения Сперанского содержали и план поэтапного осуществления реформ. Первым шагом предполагалось учреждение в начале 1810 г. Государственного совета, которому должно было быть поручено обсуждение предварительно составленного «Гражданского уложения», т. е. законов об основных правах сословий, а также финансовой системы государства. Обсудив «Гражданское уложение», Совет приступил бы к изучению законов об исполнительной и судебной власти. Все эти документы в совокупности должны были составить к маю 1810 г. “Государственное уложение”, т. е. собственно конституцию, после чего можно было бы приступить к выборам депутатов.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Некоторые историки полагают даже возможным говорить о переходе к буржуазной монархии, однако, поскольку проект сохранял сословную организацию общества и тем более крепостное право, это неверно.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивания придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной

В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил “План финавсов”, который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращении выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.

Одновременно в течение 1810 г. Государственный совет обсуждал подготовленный Сперанским проект “Уложения гражданских законов” и даже одобрил первые две его части. Однако осуществление следующих эталов реформы затянулось. Лишь летом 1810 г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, Государственный контроль (на правах министерства), а также ряд новых Главных управлений.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т. е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться тосударем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государстве совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. и речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление от первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру с просьбой об отставке.

Итоги внутренней политики 1801 - 1811 гг.

В чем же причины новой неудачи реформ? Почему верховная власть оказалась не в состоянии провести коренные реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам?

Причины, по существу, обнаруживаются те же, что и на предыдущем этапе. Уже само возвышение Сперанского, превращение его - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную слслужбу ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он стал объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея.

Дворянство боялось любых перемен, справедливо подозревая, что в конечном итоге эти перемены могут привести к ликвидации крепостного права. Даже поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801-1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась война с Наполеоном. Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского (его обвиняли в масонстве, в революционных убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны. В марте этого года в салоне своей проживавшей в Твери сестры - великой княгини Екатерины Павловны и при ее активной поддержке замечательный русский историк Н.М. Карамзин передал императору “Записку о древней и новой России” - своего рода манифест противников перемен, обобщенное вырадение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, “сделано столько нового, что и старое показалось бы нам опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие “естественного права”. Карамзин спрашивал: «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне разумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника».

Ничего принципиально нового в “Записке” Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе написанном человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую бы он боялся потерять. Для Александра это стало знаком того, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород, а затем и в Пермь (возвращен из ссылки только в конце царствования Александра). Судя по всему к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой хярактер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначить официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план,- все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, за ней последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Кучера Илью Ивановича Байкова наняли в придворную конюшню императора Александра I в 1801 году, и почти сразу он стал одним из влиятельнейших людей Петербурга. Даже генералы знали: хочешь передать прошение лично в руки императора – иди к Байкову.

Не расставаясь ни на день

История дружбы дворянина Дмитрия Александровича Лукина и его крепостного Ильи Ивановича Байкова вдохновила Валентина Пикуля на создание исторической миниатюры «Двое из одной деревни». Её герои – хозяин и кучер – вместе справляются с разбойниками и дружно празднуют семейные торжества, удивляя гостей недюжинной силой.

Лукин дал другу вольную ради работы куда более значительной – 1 декабря 1801 года Байкова наняли кучером в придворную конюшню Александра I. Миролюбивый и добрый богатырь настолько полюбился императору, что с тех пор на протяжении четверти века они не расставались ни на день – даже отпусков преданный кучер не брал.

За это время вместе с императором он объездил пол-России и Финляндии, побывал в Варшаве, Вене и множестве других европейских столиц. И такая преданность была вознаграждена: в 1808 году кучер получает землю для строительства дома, да не где-нибудь, а на Фонтанке, между Аничковым и Чернышёвым мостами, ещё через пять лет – ссуду на строительство в 20 тысяч рублей, которую даже возвращать не пришлось. Но, на удивление, это не зависть - лишь ещё больший почёт.

«Проси Илью Байкова»

О благосклонности императора к кучеру Байкову знала элита обеих столиц. И, конечно, пыталась этим пользоваться. Не было более верного способа донести идею или просьбу лично Александру I, чем передать её Илье Байкову. По версии Валентина Пикуля, государь даже сказал однажды кучеру: «Существует же у меня комитет для принятия прошений, так ты у себя дома свой комитет завёл». А потому даже генералы считались персонами менее влиятельными, чем этот лейб-кучер, и пытались завоевать его расположение и снисходили до приятельских объятий.

Александр Михайлович Тургенев упомянул в «Записках», что лично видел генерал-адъютанта Фёдора Петровича Уварова, который взбирался на козлы императорской коляски, чтобы обнять кучера Илью Байкова.

Среди множества просителей были и те, кто вызывал искреннее сочувствие лейб-кучера. Благодаря мемуарам Николая Ивановича Лорера сохранилась история о том, как Байков вызволил из казематов генерала Лошакова, который после боя самовольно уехал к красавице-жене, за что был осуждён и сослан. Жену в свете, конечно, не приняли, и все её прошения оставались безответны. Тогда-то и посоветовали ей просить Илью Байкова: «Он добрый человек и пожалеет вас».

Лейб-кучер велел генеральше ждать коляску императора на Адмиралтейском бульваре и нарядиться поярче, чтобы её можно было различить в толпе. Едва заметив Лошакову, Илья Иванович ловко правил лошадью, чтобы она переступила постромку и остановилась. В этот же момент женщина оказалась у ног Александра I и осмелилась озвучить просьбу о помиловании мужа. Прощение она получила, а кучеру император лишь пригрозил: «Илья, это твои штуки?»

На гауптвахту!

Но сколько бы ни случалось подобных совпадений, Александр Павлович был всё так же благосклонен к своему бессменному кучеру. И на гауптвахту в 1822 году Байков угодил вовсе не из-за очередного назойливого просителя. Разозлить императора ему удалось всего одним словом – «знаю».

Случай этот описан в «Записках декабриста» Лорера. Илья Байков сам рассказал ему, что государь никогда не называл адресов, а лишь кивал в ту сторону, куда следует повернуть, поэтому кучер постоянно поглядывал на хозяина. И однажды, увидев очередной кивок, Байков сболтнул: «Знаю, ваше величество», на что моментально получил гневный ответ: «Кучер ничего не должен знать, кроме лошадей!» А по приезде в Зимний дворец тут же оказался под арестом.

Академия наук и шинель императора

Близость к Александру I едва не послужила поводом, чтобы сделать кучера почётным членом Академии художеств. Якобы в качестве кандидатуры на это место предложили министра внутренних дел, графа Виктора Павловича Кочубея, который особых заслуг в искусстве не имел, зато был близок императору. В ответ на это было предложено на тот же пост поставить лейб-кучера Байкова: «Он не только ближе всех, но ещё и впереди государя сидит».

До сих пор неизвестно, достоверный ли это факт или исторический анекдот, но после предполагаемых событий вице-президента Академии художеств Александра Фёдоровича Лабзина сослали в Симбирскую губернию.

О том, насколько популярным в Петербурге был личный императорский кучер, говорит и другая история. Якобы однажды Александр I попал под дождь и уехал в Зимний дворец с первым попавшимся извозчиком. Денег с собой император, естественно, не возил, а кучер его не узнал и счёл офицером из дворцового караула.

Поэтому государю пришлось оставить в залог шинель и отдать распоряжение лакею, чтобы тот вынес к крыльцу плату за проезд – рубль серебром. Деньги немалые, но шинель стоила куда дороже, поэтому извозчик настаивал, что вернёт её только лично хозяину. Тогда пришлось расплатиться Илье Байкову – только после этого извозчик понял, кого на самом деле подвозил, ведь далеко не все знали императора в лицо, а вот его лейб-кучера – едва ли не каждый петербуржец.

«Я возил государя живого и теперь не оставлю тела его»

Ни на день не оставляя императора, был с ним Байков и в последней поездке в Таганрог. И поскольку умер император вдали от света, ходили слухи, что на самом деле его держат в заточении, а похороны подложные. В письмах жена английского посланника леди Дисборо отмечала: «Говорят, что ничто так не успокоило народ в отношении подлинной смерти императора, как то обстоятельство, что Байков лично вёз катафалк.

Когда народ видел Илью, он знал, что тот никому не позволил бы себя обмануть и что никому не удалось бы убедить его везти что-нибудь ещё, кроме тела покойного господина». При этом встретивший кортеж дипломат и сенатор Александр Яковлевич Булгаков вспоминал, что выглядел любимый кучер императора уже не так, как прежде, – «поседел, состарел». Он сказал: «Да, есть от чего. Что моя жизнь теперь?». И залился горькими слезами.

После смерти императора Илья Байков уже не мог быть столь влиятелен, поэтому князь Юсупов прямо на похоронах решил поставить кучера на место, заявив, что тому неприлично носить бороду, управляя парадным траурным экипажем. Но любимцу Александра I бояться было уже нечего, и он ответил: «Так прикажите мне выбрить сейчас бороду. Я возил государя живого и теперь не оставлю тела его».