Код водного объекта в декларации по воде. Код водопользования в декларации по водному налогу

Плательщики водного налога должны ежеквартально уплачивать налог и отчитываться, указывая код водопользования в декларации по водному налогу при расчете налоговой базы.

Водный налог

Водопользователи, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию и поименованную в п. 1 ст. 333.8 НК РФ , должны уплачивать водный налог и подавать декларацию.

При этом объектом налогообложения является деятельность, указанная в п. 1 ст. 333.8 НК и связанная с:

  • водозабором из водных объектов;
  • использованием акватории водного объекта;
  • использованием водного объекта для гидроэнергетики без забора воды;
  • использованием водного объекта для сплава древесины.

Также имеется закрытый перечень видов деятельности, при которых налог не надо уплачивать (п. 2 ст. 333.8 НК РФ). К примеру, не платят налог при использовании воды для сельскохозяйственных целей, для полива в СНТ.

Уплата налога производится ежеквартально, в эти же сроки подается декларация.

Расчет налога производится исходя из ставок налога и показателей, определяемых отдельно по каждому объекту.

Расчет налога

Особенность водного налога в том, что не существует единой базы для всех объектов налогообложения и расчет налога производится в зависимости от объекта, региона. При этом могут быть повышающие коэффициенты и сниженные ставки.

По каждому объекту различные измерители:

  • объем забранной воды, если водопользование заключается в заборе воды;
  • площадь водного пространства, если используется акватория водных объектов;
  • количество произведенной электроэнергии, если объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • расчетная формула исходя из объема сплавляемой древесины и расстояния сплава при водопользовании для сплава леса.

Для расчета налога надо выяснить целевое назначение водного объекта, это указано в лицензии. Затем определить, к какому экономическому району и бассейну реки он относится. Кстати, затем при заполнении декларации по водному налогу необходимо будет указать код водопользования, то есть к какому бассейну относится, в отношении какого объекта.

Кроме этого, в зависимости от вида деятельности и других факторов могут быть дополнительные коэффициенты:

  • пятикратные, если забор воды сверх лимита;
  • десятикратные, если вода добывается для продажи;
  • если нет водоизмерительных приборов, то применяется коэффициент 1,1.

Водоснабжение населения облагается по льготной ставке, в 2017 году это 107 руб. за тысячу кубометров. Льготная ставка также установлена на период до 2025 года.

Декларация по водному налогу

Налоговая база по каждому объекту рассчитывается отдельно, и если в отношении одного объекта установлены разные ставки налога, то расчет также производится отдельно и заполняется отдельный лист декларации.

Декларация состоит из титульного листа и двух разделов. В разделе 2 налогоплательщик приводит расчет налога, при этом выделены два подраздела - расчет при заборе воды и остальные виды.

В числе показателей необходимо указать коды водопользования по водному налогу, какой водный объект используется - озеро, река или прочее, а если это оплата водозабора из подземных источников, то необходимо указать регистрационный номер артезианской скважины. Также в декларации отражаются номер, серия и вид лицензии на водопользование. При расчете налога за водозабор указываются объем воды, фактически забранный, лимит водопользования, установленный согласно лицензии и цели забора воды. Если есть сверхлимитный забор, то это также указывается. Определяется сумма налога, причем это можно проверить по указанным данным, например, код водопользования 12031 означает забор воды из подземных водных объектов, бассейн Волга, Центральный экономический район, 360 руб.

Затем применяются коэффициенты и рассчитывается налог, который суммируется по всем видам водопользования и указывается в разделе 1 декларации.


Комментарий*1

_____

*1 Для удобства пользования в текст комментария включен пример заполнения декларации (разделы 1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, в извлечениях). О правовом регулировании водного налога см. также статью И.Д. Черник: Налоговый вестник. - 2005. - N 10. - С. 64

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

1. Общие положения

Новая форма налоговой декларации по водному налогу (далее - налоговая декларация) и порядок ее заполнения (далее - Порядок заполнения декларации) утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н. Налоговая декларация должна заполняться и представляться в налоговые органы при расчете водного налога по результатам водопользования I квартала 2005 года. Соответственно прежняя форма декларации, утвержденная приказом МНС России от 29.12 2003 N БГ-3-21/726, начиная с этого периода времени не применяется.

Учитывая, что многие налогоплательщики осуществляют водопользование не первый год, в настоящем комментарии сравниваются отдельные разделы новой налоговой декларации с ее прежней формой. Это позволяет, с одной стороны, более точно выявить имеющиеся различия, а с другой - указать, в каких случаях сохраняется прежний порядок заполнения отдельных строк налоговой декларации.

Новая форма налоговой декларации включает:

- титульный лист;

- раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика)";

- раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога", в том числе:

раздел 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта";

раздел 2.2 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях";

раздел 2.3 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта без забора воды для целей гидроэнергетики";

раздел 2.4 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта для целей лесосплава в плотах и кошелях".

По сравнению с прежней формой налоговой декларации отсутствует раздел по расчету налога за сброс сточных вод, поскольку последний не является объектом налогообложения согласно главе 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

При этом в новой форме налоговой декларации сохранился прежний основной принцип ее построения - наличие отдельных листов по расчету налога за конкретный вид пользования водными объектами.

Так же как и ранее, новая форма налоговой декларации не содержит сведений об общей сумме исчисленного налога по всем видам водопользования и водным объектам. Однако в настоящее время в разделах 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 по-прежнему указываются конкретные наименования используемых водных объектов , как это было в форме налоговой декларации, утвержденной приказом МНС России от 15.02.2002 N БГ-3-21/71.

В новой форме налоговой декларации не приводятся показатели, характеризующие водопользование без лицензии. Напомним, что главой 25.2 НК РФ не предусматривается исчисление налога в этом случае, соответственно не установлена ответственность в виде увеличения суммы налога, как это было согласно Федеральному закону от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".

В каждом разделе налоговой декларации сохранилось указание кодов ОКАТО, которые следует проставлять исходя из утвержденного постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413 Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (в ред. от 01.12.2004 N 81/2004). Напомним, что ОКАТО представляет собой числовой код административно-территориального образования, на территории которого налогоплательщики осуществляют пользование соответствующим водным объектом.

Отметим также, что на титульном листе теперь необходимо дополнительно приводить код вида экономической деятельности , который является основным для налогоплательщика согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Разделы 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 налоговой декларации заполняются налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и по каждой лицензии.

2. Порядок заполнения налоговой декларации на условном примере

2.1. Исходные данные и условные обозначения

Приведем основные показатели деятельности водопользователя, на примере которого покажем порядок расчетов сумм налога и заполнения разделов 1, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 налоговой декларации.

1. Водопользователь зарегистрирован в Знаменском районе Тамбовской области . При этом он пользуется:

а) двумя водными объектами, находящимися в разных районах Тамбовской области:

- для забора воды (водный объект "Река-1")*1 в Знаменском районе - код по ОКАТО - 68206;
_____
*1 Здесь и далее названия водных объектов условные.

- для удовлетворения потребности гидроэнергетики (водный объект "Река-2") в Петровском районе - код по ОКАТО - 68224;

б) двумя водными объектами, находящимися в разных районах Челябинской области:

- для лесосплава (водный объект "Река-3") в Ашинском районе - код по ОКАТО - 75209;

- для добычи полезных ископаемых (водный объект "Река-4") в Октябрьском районе - код по ОКАТО - 75247.

Таким образом, каждый водный объект используется только для одного конкретного вида водопользования. Поэтому разделы 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 заполняются налогоплательщиком в одном экземпляре.

2. Показатели водопользования:

- фактический забор воды - всего 25,0 тыс. куб.м;

- выработано гидроэлектроэнергии - всего 1100 тыс. кВт·ч;

- осуществлен лесосплав объемом 10,0 тыс. куб.м на расстояние 300 км;

- использована площадь акватории в размере 2,5 кв.км для размещения плавательных средств.

3. На каждый вид водопользования имеется соответствующая лицензия. Соответственно их должно быть четыре. Данные по этим лицензиям (серия, номер и вид) приводятся по строкам 030 разделов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4.

В Методических указаниях по заполнению и учету документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами, утвержденных МПР России 22.06.2000 (см. письмо МПР России от 04.07.2000 N НМ-61/3089) указано, что серия и вид каждой лицензии имеют специальный код, который содержит конкретную информацию о месте выдаче лицензии и ее предназначении.

Таким образом, при принятии заполненной декларации налоговые органы имеют возможность осуществить дополнительную проверку достоверности представленных налогоплательщиками сведений в части целевого использования водного объекта исходя из расшифровки серии и вида указанной в декларации лицензии.

Так, в соответствии с вышеупомянутыми Методическими указаниями серии лицензий состоят из трех заглавных букв - аббревиатуры наименования субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется водопользование (см. приложение 1 к Методическим указаниям).

Номера лицензий состоят из пяти цифр - с номера 00001 по номер 99999 для каждого органа лицензирования.

Виды лицензий на водопользование определяются кодовым обозначением, состоящим из пяти разрядов, в каждом из которых приводятся следующие данные.

I разряд - код органа лицензирования, выдавшего лицензию:

Т - территориальный орган; Б - бассейновый орган; Ц - МПР России.

II разряд - код водного объекта, который предоставляется в пользование:

Р - река (ручей), О - озеро, В - водохранилище, П - пруд, К - канал, Б - болото, Л - ледник, С - снежник.

III разряд - код цели использования водного объекта:

В - питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, Н - здравоохранение, Э - промышленность и энергетика, Х - сельское хозяйство, Л - лесное хозяйство, Г - гидроэнергетика, К - рекреация, Т - транспорт, С - строительство, Р - рыбное хозяйство, О - охотничье хозяйство, П - лесосплав, Д - добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля, И - иные цели. При многоцелевом использовании водного объекта вместо буквы при помощи цифры указывается количество целей.

IV разряд - код способа использования водного объекта:

З - с изъятием (забором) и сбросом воды, И - с изъятием воды без сброса, Б - без изъятия воды, В - сброс сточных вод.

V разряд - код характера воздействия водопользования на водный объект:

О - на количественные (объемные) характеристики, К - на качественные характеристики, Х - на количественные и качественные характеристики, В - иные виды воздействия.

Сначала целесообразно заполнить разделы 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 налоговой декларации, затем отдельные данные из них перенести в раздел 1 декларации.

2.2. Заполнение раздела 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта"

Для забора воды используется один водный объект, соответственно заполняется один экземпляр данного раздела.

По строке 010 приводим код бюджетной классификации (КБК) водного налога - 000 1 07 03000 01 0000 110.

Этот код установлен Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2004 N 174-ФЗ).

По строке 020 отражаем код ОКАТО, в нашем случае - 68206 .

По строке 025 приводим наименование водного объекта - Река-1 .

По строке 030 указываем коды имеющейся лицензии на водопользование, а именно: серию, номер и вид лицензии, которые при заполнении разделяются точкой с запятой, в нашем случае - ТМБ; 12345; ТРВЗО.

Напомним читателям журнала, что это означает:

ТМБ - водопользование осуществляется в Тамбовской области;

12345 - номер лицензии;

Т - лицензия выдана территориальным органом МПР России;

Р - код водного объекта, который предоставляется в пользование, - река;

В - код цели использования водного объекта - для питьевого и хозяйственного водоснабжения;

З - код способа использования водного объекта - с изъятием (забором) воды;

О - код характера воздействия водопользования на водный объект характеризуется как количественный (объемный).

По строке 040 приводим код водопользования, определяемый в соответствии с приложением N 3 "Коды водопользования" к Порядку заполнения декларации. В этом приложении даются коды по водным объектам, расположенным в соответствующих экономических районах. Тамбовская область находится в Центрально-Черноземном экономическом районе (см. Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95, утвержденный постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640).

В нашем примере водный объект "Река-1" является притоком Волги, соответственно проставляем код 11053 .

По строке 050 указываем код цели забора воды, определяемый в соответствии с приложением N 4 "Коды целей забора воды" к Порядку заполнения декларации.

Напомним, что в этом приложении установлено всего три кода (см. табл. ниже).

Код

Наименования цели забора воды

водоснабжение населения

забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения

иные цели

В нашем случае забор осуществлялся для технологических нужд, поэтому в этой строке проставляем 2 .

По строке 060 приводим лимит водопользования (в тыс. куб.м), установленный для забора воды и вышеуказанной цели водопользования (при наличии отдельно установленных по целям водопользования лимитов). В нашем примере такой лимит был установлен в размере 20,0 тыс. куб.м. Вышеуказанное значение - 20 - вписываем в данную строку.

По строке 070 приводим являющийся объектом налогообложения общий фактический объем воды (в тыс. куб.м), забранной из объекта "Река-1" за налоговый период, относящийся к вышеуказанным кодам водопользования и цели забора воды, независимо от того, производилось водопользование согласно утвержденным лимитам или осуществлялось сверхлимитное водопользование; в нашем примере по этой строке запишем 25 .

По строке 080 указываем фактический объем воды (в тыс. куб.м), забранной из водного объекта за налоговый период в пределах установленного лимита, - 20 .

По строке 090 приводим фактический объем воды (в тыс. куб.м), забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита, - 5 (значение данного показателя определяется как разность значений по строкам 070 и 080, а именно: 25 тыс. куб.м - 20 тыс. куб.м).

По строкам 100 и 110 указываем налоговую ставку в рублях за 1 тыс. куб.м воды. При этом по строке 100 приводим налоговую ставку, установленную подпунктом 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для исчисления налога за объем воды, забранной из водного объекта в пределах установленного лимита. В нашем случае должна быть указана налоговая ставка по поверхностным водным объектам бассейна реки Волги в Центрально-Черноземном экономическом районе, составляющая 282 руб. за 1 тыс. куб.м. Таким образом, по строке 100 проставляем 282 .

По строке 110 отражаем налоговую ставку, применяемую при исчислении налога за объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита. В данном случае налоговые ставки увеличиваются в пять раз (см. п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Соответственно в строку 110 вписываем увеличенную ставку - 1410 (282 руб. х 5).

По строке 120 приводим подлежащую уплате сумму налога, исчисленную за фактический объем забранной воды (включая объем забранной воды в пределах установленного лимита и сверх установленного лимита) по водному объекту "Река-1". Значение показателя по этой строке определяется в рублях как сумма произведений значений по строкам 080, 100 и по строкам 090, 110, а именно 12 690 [(20 тыс. куб.м х 282 руб.) + (5 тыс. куб.м х 1410 руб.)].

2.3. Заполнение раздела 2.2 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях"

По строке 010 указываем тот же КБК, что и в разделе 2.1, - 000 1 07 03000 01 0000 110 .

Водопользователь осуществлял размещение плавательных средств на площади акватории размером 2,5 кв.км в Октябрьском районе Челябинской области, поэтому по строке 020 приводим код по ОКАТО - 75247 .

По строке 025 (наименование водного объекта) вписываем Река-4 .

По строке 030 указываем серию, номер и вид лицензии - ЧЕЛ; 23456; ТРИБВ.

По строке 031 указываем сведения о договоре на водопользование, заключенном налогоплательщиком с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае с администрацией Челябинской области) и определяющем площадь предоставленного в пользование водного пространства, - от 23.01.2004 N 100 .

По строке 040 проставляем 21080 - это код Уральского экономического района, куда относится Челябинская область (см. приложение N 3 "Коды водопользования" к Порядку заполнения декларации).

По строке 050 исходя из данных договора на водопользование приводим площадь предоставленного водного пространства акватории в квадратных километрах - 2,5 .

По строке 060 отражаем налоговую ставку, установленную подпунктом 2 п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Для Уральского экономического района она установлена в размере 32,04 тыс. руб. за один квадратный километр используемой акватории в год. Эту цифру - 32,04 - и указываем по данной строке.

По строке 070 указывается сумма налога в рублях, определяемая как произведение площади используемой акватории (значение по строке 050) и установленной ставки налога (значение по строке 060) с делением результата на 4 (поскольку исчисляется квартальный платеж) - 20 025 [(2,5 кв.км х 32,04 тыс. руб.) : 4]. Это значение - 20 025 - записывается по строке 070.

2.4. Заполнение раздела 2.3 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта без забора воды для целей гидроэнергетики"

По строке 010 указываем тот же КБК, что и в разделах 2.1. и 2.2, - 000 1 07 03000 01 0000 110 .

Выработка гидроэлектроэнергии производится на водном объекте, расположенном в Петровском районе Тамбовской области, поэтому по строке 020 проставляем код по ОКАТО - 68224 .

По строке 025 Река-2 .

По строке 030 ТМБ; 12347; ТРГБВ.

По строке 040 30900 .

Этот код установлен для водных объектов (в том числе объекта "Река-2"), относящихся к бассейну реки Волги, применительно к рассматриваемому виду водопользования (см. приложение N 3 "Коды водопользования" к Порядку заполнения декларации).

По строке 050 указываем количество фактически выработанной электроэнергии за отчетный период в тысячах кВт·ч - 1100 .

По строке 060 приводим налоговую ставку, установленную подпунктом 2 п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Для водных объектов бассейна реки Волги она составляет 9,84 руб. за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии. Поэтому по данной строке записываем 9,84 .

По строке 070 отражаем сумму налога в рублях, определяемую как произведение количества произведенной электроэнергии (значение по строке 050) и налоговой ставки (значение по строке 060), - 10 824 (1100 тыс. кВт·ч х 9,84 руб.).

2.5 Заполнение раздела 2.4 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при использовании водного объекта для целей лесосплава в плотах и кошелях"

По строке 010 указываем тот же код КБК, что и в разделах 2.1, 2.2, и 2.3, - 000 1 07 03000 01 0000 110.

Сплав леса осуществлялся на водном объекте, расположенном в Ашинском районе Челябинской области. По строке 020 проставляем соответствующий код по ОКАТО - 75209 .

По строке 025 указываем наименование водного объекта - Река-3 .

По строке 030 вписываем серию, номер, вид лицензии - ЧЕЛ; 23457; ЦРПБВ.

Расшифруем эти обозначения применительно к разделу 2.4:

ЧЕЛ - лесосплав осуществляется на территории Челябинской области;

Ц - лицензия выдана МПР России;

Р - код водного объекта, предоставляемого в пользование, - река;

П - код цели использования объекта - лесосплав;

Б - код способа использования объекта - без изъятия воды;

В - при данном виде водопользования осуществляются иные воздействия на водный объект.

По строке 040 проставляем код водопользования - 41200 , установленный для прочих рек (к которым относится объект "Река-3"), по которым осуществляется лесосплав (см. приложение N 3 "Коды водопользования" к Порядку заполнения декларации).

По строке 050 вписываем 10 , это объем сплавленной древесины (в тыс. куб.м).

Сплав осуществлен на расстояние 300 км, соответственно по строке 060 записываем 300 .

По строке 070 приводим налоговую ставку, установленную подпунктом 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Она установлена в рублях за 1 тыс. куб.м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава и составляет по прочим рекам 1183,2 .

По строке 080 указываем сумму налога в рублях, определяемую как произведение объема древесины (показатель по строке 050), расстояния сплава (показатель по строке 060) и налоговой ставки (показатель по строке 070), - 35 496 [(10 тыс. куб.м х 300 км х 1183,2 руб.) : 100].

2.6. Заполнение раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика)"

Поскольку Раздел 1 заполняется налогоплательщиком в отношении сумм налога, подлежащих уплате по местонахождению объекта налогообложения, то в нашем случае здесь в соответствующих строках должны быть приведены необходимые показатели из разделов 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4.

Поскольку пользование водными объектами осуществлялось вне рамок соглашения о разделе продукции, по строке 010 ставим прочерк.

По строке 020 приводим КБК - 000 1 07 03000 01 0000 110 .

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в разделе 1 имеются несколько групп строк 030 и 040, предназначенных для вписывания сумм налога, исчисленных по местонахождению каждого объекта налогообложения, если они находятся в разных административно-территориальных образованиях, то есть имеют различные коды по ОКАТО. Именно такой случай приводится в наших расчетах*1.
_____
*1 Если бы водопользование осуществлялось на четырех разных водных объектах, но в одном административно-территориальном образовании, например в Петровском районе Тамбовской области, то строки 030 и 040 раздела 1 были бы заполнены только один раз, поскольку код по ОКАТО не меняется.

Таким образом, в первой группе по строкам 030 и 040 записываем следующие показатели из раздела 2.1:

код по ОКАТО - 68206 ;

сумма налога - 12 690 .

Во второй группе по строкам 030 и 040 отражаем показатели из раздела 2.2:

код по ОКАТО - 75247 ;

сумма налога - 20 025 .

В третьей группе по строкам 030 и 040 приводим показатели из раздела 2.3:

код по ОКАТО - 68224 ;

сумма налога - 10 824 .

В четвертой группе по строкам 030 и 040 отражаем показатели из раздела 2.4:

код по ОКАТО - 75209 ;

сумма налога - 35 496 .

Напомним читателям журнала еще раз, что итоговая сумма налога в разделе 1 декларации не приводится.

Налоговая декларация по водному налогу

Форма по КНД 1151072

Раздел 00001

Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта налогообложения (по данным налогоплательщика)

Показатели

Код
строки

Значения показателей

Наименование соглашения о разделе
продукции (для участков недр,
предоставленных в пользование
на условиях СРП)

Код бюджетной классификации

0

0

0

1

0

7

0

3

0

0

0

0

1

0

0

0

0

1

1

0

Код по ОКАТО

6

8

2

0

6

Действующее законодательство предусматривает возможность для граждан, предпринимателей и организаций использовать водные объекты для питьевого и бытового водоснабжения, сброса канализации, производства электроэнергии, движения морского или речного транспорта, сплава леса и других целей. Для них предусмотрены обязательные платежи фискального и арендного характера и формы отчетности, отражающие порядок их исчисления и проверяемые уполномоченными органами. Задача коммерческой структуры – правильно оформить документы, в частности, верно выбрать код водопользования в декларации по водному налогу.

Виды водопользования

Действующее законодательство определяет водный объект как естественный или искусственный водоем, имеющий определенные границы и другие характерные признаки: изменение с течением времени уровня и объема воды. Информация о таких объектах должна быть внесена в Государственный водный реестр.

Правоотношения, связанные с эксплуатацией водных ресурсов, регулируются двумя нормативными документами: Налоговым и Водным Кодексом (редакция от 2007 года). Последний разделяет водопользование исходя из условий на два типа: обособленное и общее.

По способу эксплуатации водных ресурсов водопользование подразделяется на:

  • изъятие воды с последующим возвратом;
  • забор жидкости без возврата;
  • использование водных ресурсов без забора.

В рамках водного права принято разделять объекты на надземные и подземные. К числу первых относятся:

  • моря;
  • водотоки (реки, каналы и т.д.);
  • водоемы (например, озера);
  • внешние источники подземных вод;
  • болота;
  • ледники.

Ко второй категории относятся водоносные горизонты и подземные воды без выхода на поверхность. Их границы, порядок использования для питьевых и хозяйственных целей определяются законодательством о недрах.

Использование наземных вод регулируется водным Кодексом и осуществляется на основании лицензии или договора аренды. В первом случае граждане и компании платят налоги, во втором – арендные перечисления. Использование подземных источников всегда предполагает наличие разрешительных документов и подлежит налогообложению.

Код водопользования: назначение и экономический смысл

Согласно ст. 333.15 НК РФ, плательщики водного налога обязаны в установленные сроки (раз в квартал) предоставлять в фискальные органы по месту нахождения объекта налогообложения. Они сдают декларацию, содержащую информацию, необходимую для исчисления суммы обязательств перед бюджетом.

Ставки и порядок расчета налога зависят от способа применения природных ресурсов в хозяйственной деятельности субъекта. Его обозначают коды водопользования по водному налогу, исчерпывающий перечень которых содержится в Приложении 3 к Порядку заполнения декларации.

  • 1 – забор воды в озерах, реках и иных объектах;
  • 2 – использование водной акватории для различных целей, кроме лесосплава;
  • 3 – получение гидроэнергии;
  • 4 – лесосплав.

Выбранный код прописывается в строке 040 раздела 2.1 или 2.2 отчетной формы. Он зависит от экономического района ведения деятельности хозяйствующего субъекта и бассейна реки, к которой относится водоем. Чтобы узнать первый параметр, необходимо заглянуть в Классификатор экономических регионов. Принадлежность к бассейну прописывается в лицензии, на основании которой ведется деятельность. Если такого указания нет, нужно уточнить информацию в Бассейново-водном управлении по соответствующему субъекту РФ.

Наряду с оплатой налога на плечи налогоплательщиков ложится обязанность по предоставлению отчётности. Лица, занимающиеся по специальному водопользованию, платят и заполняют специальную форму декларации. О том, как правильно нужно заполнять декларацию по водному налогу, какие она имеет особенности, пойдёт речь в статье. А также для наглядности будет приведён пример её заполнения.

Кто и куда должен сдавать

Налоговая декларация по водному налогу (ВН) является обязательным элементом системы налогообложения для её участников, а именно, для лиц, признанных плательщиками ВН. Местом её представления, в зависимости от признака налогоплательщика, может быть:

  • инспекция ФНС по территориальному расположению использующегося объекта;
  • Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если лицо таковым является;
  • налоговый орган, давший , для иностранных предприятий.

Форма и особенности

Новая форма отчётности по ВН была введена в действие приказом Налоговой службы № ММВ-7-3/497 от 09.11.2015. На практике её стали применять с первого квартала 2016 года. Вместе с формой этим приказом были установлены правила заполнения отчётности и электронный формат документа для представления на небумажных носителях.

В связи с применением повышающих коэффициентов, установленных ст. 333.12 НК РФ, новая форма декларации имеет несколько особенностей, в частности:

  • для учёта базовых повышающих коэффициентов, установленных на год;
  • для применения особых показателей, если у отчитывающегося лица не установлены измерительные системы;
  • в случае забора подземных вод с целью дальнейшей реализации.

Таким образом, декларация представляет собой подробный отчёт с расчётом суммы налога, подлежащего к уплате. Её форма предусматривает применение любых коэффициентов и показателей, а также в зависимости от вида использования вод в рамках установленных нормативов и сверх них.

Порядок заполнения декларации по водному налогу

Декларация по налогу на воду, как и декларации любых других систем налогообложения, имеет типовую форму, состоящую из титула и нескольких разделов с подразделами. Заполнение происходит с соблюдением некоторых правил, с учётом вида водопользования и вида самого объекта.

  • 1 лист – титульная страница;
  • 2 лист – сведения о физическом лице, не являющемся ИП (для лиц, не указавших ИНН и иностранных граждан);
  • 3 лист – 1-й раздел «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • 4-5 лист – 2-й раздел «Расчёт налоговой базы и суммы водного налога» с подразделами:
  • 2.1 ____ при заборе воды;
  • 2.2____при использовании .

Бланк декларации можно скачать .

Правила и инструкция

При заполнении декларации по ВН налогоплательщик должен руководствоваться следующими правилами:

  1. Писать шариковыми ручками только с чёрной или синей пастой. При заполнении на компьютере использовать шрифт Courier New размером 16 или 18.
  2. Нумеровать листы сквозным способом.
  3. Не исправлять опечатки с помощью корректирующих жидкостей и штрих-лент, допустимо только перечёркивание неверного значения с заверительной подписью налогоплательщика.
  4. Использовать только одностороннюю печать.
  5. Рассчитанные суммы округляются до целых рублей.
  6. Только дробные значения и даты указываются так, как они есть, в соответствующих строках.
  7. Нельзя скреплять листы декларации степлером или сшивать нитью.
  8. В каждой строке числа записываются слева направо, если остаются незаполненные места, то там указываются прочерки в виде тире.
  9. Первый раздел заполняется отдельно для каждого объекта вод в пользовании по соответствующим и , поэтому в него допустимо добавлять нужное количество дополнительных страниц.
  10. Первый подраздел второго раздела заполняется, если налогоплательщик пользуется водами для их забора. Заполнение раздела учитывает специфику водопользования, в том числе сверхлимитное потребление и отсутствие измерительных приборов.
  11. Второй подраздел заполняют организации, имеющие лицензию на остальные виды водопользования: для гидроэнергетики, для сплава, для использования акватории, отдельно по каждому из них с указанием соответствующего кода.

Пример и образец

  • «Авангард» в лице своего руководителя Богданова А.В. предоставляет в налоговый орган декларацию по водному налогу. Титульный лист заполняется с указанием ИНН и КПП лица, вида экономической деятельности, контактных данных, числа страниц документа и даты предоставления.
  • Юридическое лицо указывает ИНН, не является иностранной компанией, имеет свой на территории страны, поэтому второй лист декларации не заполняет.
  • В первом разделе бухгалтер ООО «Авангард» указывает КБК и ОКТМО, а также всю сумму водного налога, которую нужно будет оплатить в отчётном квартале. Эта сумма получается из сложения сумм в двух подразделах следующего раздела.
  • В первом подразделе бухгалтер указывает наименование объекта водопользования, сведения о действующей лицензии, код водопользования в соответствии с Приложением №4 Порядка заполнения налоговой декларации по водному налогу.
  • Организация осуществляет забор подземных вод из артезианской скважины. В этот налоговый период было потреблено на 20 тысяч куб.м выше лимита, все эти сведения тоже отражены в соответствующих строках. Округлённые налоговые ставки указаны с учётом коэффициентов.
  • ООО «Авангард», кроме лицензии на забор воды, ещё имеет лицензию на использование акватории реки Оки в соответствии с указанной площадью. Поэтому бухгалтер этой организации отражает эти данные во втором подразделе декларации для расчёта суммы ВН отдельно за этот вид водопользования.
  • На этой странице указывается сведения о лицензии, данные договора на пользование объектом и площадь водного пространства. В строках от 080 до 100 нужно ставить прочерки в виде тире, так как организация не занята в сфере гидроэнергетики, и не сплавляет древесину. Сумма налога по ставке с учётом коэффициента вносится в строку 130.

Таким образом, ООО «Авангард» отчитывается за первый квартал 2016 года, имея две лицензии на забор вод и на пользование водным пространством реки Оки.

Образец заполнения налоговой декларации по водному налогу

Нюансы нулевой декларации

  • У некоторых организаций возникают такие периоды, когда водопользование не осуществлялось. Тогда у них возникает резонный вопрос, нужно ли им заполнять декларацию по водному налогу за «пустой» налоговый период? Закон гласит, что в таком случае налогоплательщик должен подать .
  • Наличие лицензии на деятельность, связанную с использованием водного объекта, накладывает на налогоплательщика обязанность представлять отчётность ежеквартально. Особенностью такой декларации является проставление нулевых показателей в случае отсутствия объекта налогообложения.
  • Если у предприятия отсутствует необходимость дальнейшего использования водного объекта, то целесообразнее будет закрыть эту лицензию. С момента прекращения действия лицензии у налогоплательщика пропадает обязательство представлять отчётность по водопользованию каждые три месяца.

Важная информация

Представлять декларацию в соответствующий налоговый орган можно как на бумаге, так и на электронных носителях. Каждая организация устанавливает для себя свой порядок предоставления отчётности тем или иным способом. При этом нарушение этого порядка в соответствии со ст. 119 НК РФ может привести к штрафным санкциям.

Нюансы заполнения и подачи налоговой декларации по ВП рассмотрены в этом видео: