Конспект "дифференциация гласных букв а-я ". Дифференциация а—я

Предлагается конспект занятия с учащимися 1-го класса, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. На занятии дети учатся различать буквы А и Я, учатся сравнивать согласные по твердости – мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения. Происходит закрепление знания о гласных.

  • учить различать буквы А и Я;
  • закреплять знания детей о гласных:
  • продолжать учить сравнивать согласные по твердости– мягкости на уровне звука, слога и слова, предложения.

Образовательные:

  • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
  • дифференцировать буквы А и Я в словах;
  • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
  • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
  • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
  • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

Развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать правильную осанку;
  • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

Оборудование:

  • картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;
  • карточки со словами;
  • картинки с буквами А и Я;
  • карточки с буквами Я (раздаточный материал);
  • карточки с текстом;
  • таблица с гласными буквами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

II. Основной этап.

1). Введение в новую тему.

  • Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.
  • Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?
  • Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?

(Логопед выставляет на доске слово Аня)

– Сколько букв в этом имени?

– Сколько гласных букв?

– Назовите первую букву.

– Какая еще гласная буква есть в этом слове?

– Сколько слогов в этом слове?

– Назовите первый слог.

– Назовите второй.

– Как звучит согласный в слоге ня? (Мягко)

– А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

– А какой тише?

– Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

  • Всем известна буква А!
    Буква очень славная.
    И к тому же буква А
    В алфавите главная.
    Куча яблок на прилавке...
    И заметил я, друзья:
    Если б яблоку две лапки,
    Сразу б вышла буква Я.

– Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

На доске висит таблица из 10 букв – вверху буквы А,О, У,Ы,Э, внизу – Я,Ё,Ю,И,Е.

– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

– А звуков?

– Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Я. Эта буква очень хорошая– она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

– Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

– А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

2) Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

– Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

У детей на столах лежат буквы. Один ребенок выходит к доске и становится рядом с логопедом.

– А теперь я проверю ваше внимание и слух. Мне будет помогать Аня. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а]. (слоги: МЯ, ЛА,СА, ТЯ, РА, СЯ.)

– А сейчас если в слоге вы встретите букву Я, то вы ее поднимите, (слоги: ТА, СЯ, ПЯ, МА, БЯ, ПА).

3).Дифференциация букв А и Я в словах.

1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

– Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

– Какими гласными буквами различаются эти слова?

– Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

– Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

– Что обозначает слово МАЛ?

– Что обозначает слово МЯЛ?

2. На столе у логопеда лежат картинки с изобраоюениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

– Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

– Куда ты встанешь?

– Почему ты так решил?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько гласных букв в этом слове?

– Назови первый слог.

– Как звучит первый согласный?

– Какая гласная буква подсказала?

– Назови второй слог.

– Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

Аналогичным образом разбираются другие слова.

– А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили букву Я.

4.) Физминутка

– Встаньте пожалуйста из– за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

5).Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа) На доске висят карточки со словами. Слова: ваза, мяч, аист, рыбы, змея.

– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной Я (логопед называет детей по именам).

– У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

– Почему? – Молодцы.

6).Дифференциация букв А и Я в предложении.

– А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

– У утки...

– У кошки...

– У лисы...

– У коровы...

– Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Какое слово стоит первым?

– Какое второе?

– Какое третье?

– С какой буквы мы пишем предложения?

– Что ставим в конце?

– В каком слове вы встретили наши буквы?

– Какие буквы вы встретили?

– Где стоит буква Я?

– Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

– Какая еще буква есть?

– Где стоит буква А?

– Как звучит согласный звук перед ней?

– Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

– Сколько гласных всего в этом слове?

– Сколько слогов?

– Сколько у нас гласных, столько и слогов.

7).Дифференциация букв А и Я в тексте.

– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что сделала Яна?

– Что росло на полянке?

– Что она увидела?

– Что Яна сделала с ягодами?

– Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

– А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

– Почему слово Яна вы повторили два раза?

– Какую букву мы напишем первую?

– Какую букву мы напишем последней?

III. Итог.

– Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я. Если она стоит в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает два звука. Если же стоит после согласной буквы, то обозначает мягкость согласного на письме.

– Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались.... До свидания.

Цели:

Образовательная:

  • закрепление знаний о речевых единицах – звуках [а], [я] и буквах “А”, “Я” в слоге, слове, предложении, тексте.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение и активизация словаря по теме: “Семья”;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие функций зрительной модальности (зрительных форм внимания, памяти, мышления, восприятия).

Воспитательная:

  • создание ситуации успеха.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по тундре на вертолете, побываем с вами у самых близких родственников. Вот наша карта следования – карта путешествия:

2. Вступительная беседа.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы детей)

Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)

Кто девочка для родителей? (дочка)

Кто мальчик для папы и мамы? (сын)

Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка и папочка)

Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)

Как родители ласково называют своего сына? (сыночек)

Ребята, всех кого вы назвали: мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, брат и сестра – это самые близкие родственники - семья. И мы отправляемся в путешествие…

Уточнение произношения звуков [а], [я].

Вначале необходимо сесть в вертолет, а для этого мы должны назвать свою фамилию, своё имя и отчество, а также представить своих родителей. (Учитель первый выполняет задание и выслушивает ответы детей) Молодцы!

Итак, в путь! Чтобы наш вертолет взмыл в небо, необходимо вспомнить, как произносятся звуки [а], [я].

Широко открой рот;

Положи язык спокойно внизу;

Кончик языка удерживай за нижними зубами.

Поем песенку: а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!-а!

Соедини два звука [й] и [а].

Выгнуть спинку языка крутой горкой и с силой, резко выдохнуть, а затем [а].

3. Пальчиковая гимнастика.

Итак, мы в поднялись в небо. Лететь нам долго, давайте этим воспользуемся и отдохнем. В этом нам поможет очень интересное стихотворение. Поставили ручки на локоток и приготовили пальчики:

Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик буду я,
Вот и вся моя семья!

4. Дифференцированное написание букв “А” и “Я”.

О, что я вижу… Вот вдали виднеются рыбачьи лодки. Это рыбаки собрались на рыбалку.

Поможем рыбакам поймать рыбу. Для этого необходимо закончить строчки.

Продолжим знакомство с вашей семьей.

Как зовут ваших дедушек и бабушек?

Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Кто бабушка для мамы и папы?

Кто дедушка для мамы и папы?

5. Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.

Мы подлетаем к стойбищу и побываем в гостях у оленеводов.

У вас есть дяди и тети, которые занимаются оленеводством. Как их зовут? Им тоже не терпится увидеть, чему вы научились в школе.

В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки” Ольги Айваседо:

Твои руки, словно жизненная карта,
По ним прочтешь свою судьбу,
На них мозоли, рубцы и ранки -
К губам я их преподнесу.
Порой они шершавы, зябки,
Ты в них хранишь свое добро.
Но нет нежнее и приятней,
Чем материнских рук тепло.
Причешешь волосы дочурке,
Красиво в косу заплетешь,
Подбросишь шустро дров в печурку
И нежно песенку споешь.
Все ладно, все они умеют:
Погладить, постирать и шить,
И хворь, и боль они рассеют,
Научат сердцем жизнь любить.

А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.

6. Чтение слогов.

Внизу виднеется вышка, здесь добывают нефть? А как зовут людей, которые этим делом занимаются? Правильно, мы прилетели в гости к нефтяникам.

Чтобы с ними встретиться, нам нужно удачно приземлиться. Посадочная полоса состоит из слогов. Давайте их прочитаем. В этом нам поможет наш вертолет. (Учитель обращает внимание детей на правильное произношение согласных звуков – мягкость и твердость при произношении согласных звуков.)

БА
ВА
ГА
ДА
ЖА
ЗА
КА
ЛА
МА
НА
ПА
РА
СА
ТА
ФА
ХА
ЦА
ЧА
ША
АБ
АВ
АГ
АД
АЖ
АЗ
АК
АЛ
АМ
АН
АП
АР
АС
АТ
АФ
АХ
АЦ
АЧ
АШ
БЯ
ВЯ
ГЯ
ДЯ
ЖЯ
ЗЯ
КЯ
ЛЯ
МЯ
НЯ
ПЯ
РЯ
СЯ
ТЯ
ФЯ
ХЯ
ЦЯ
ЧЯ
ШЯ
ЯБ
ЯВ
ЯГ
ЯД
ЯЖ
ЯЗ
ЯК
ЯЛ
ЯМ
ЯН
ЯП
ЯР
ЯС
ЯТ
ЯФ
ЯХ
ЯЦ
ЯЧ
ЯШ

С удачной посадкой вас, ребята! Давайте познакомимся, кто здесь работает:

7. Повторение и обобщение материала.

Пора возвращаться. Давайте, вспомним все наши остановки и тех, о ком мы сегодня говорили.

Чтение и письмо букв “А” и “Я”.

На карточках написаны знакомые слова. Подставьте, где необходимо букву “А” или “Я”:

ягод В грибов. тундре много и
много В рыбы. Пур реке

Работа над текстом.

Игра “Кто с кем”. На картинках нарисованы родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Рассмотри внимательно рисунки.

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Чем они занимаются?
  3. Кто из них старше, а кто младше?

8. Итог урока.

Молодцы, наш вертолет произвел посадку в нашем родном поселке Самбурге.

Мы сегодня очень хорошо поработали.

Какие задания мы выполняли?

Эмоциональная самооценка.

Проанализируйте и выберите, какая оценка тебе больше подходит, и приклейте себе в тетрадь.

9. Домашнее задание.

Задание на карточках.

Подчеркнуть кто старше.

Дедушка или внук

Папа или сын

Дедушка или папа

Бабушка или внучка

Мама или дочка

Бабушка или мама

Подчеркнуть кто младше.

Внук или дедушка

Папа или сын

Папа или дедушка

Внучка или бабушка

Мама или дочка

Мама или бабушка

Литература:

  1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить вашего ребенка читать. М., “Грамотей”, 2004 г.
  2. Пуровские Россыпи. 2002 год.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. Волгоград, 2004 г.

(2 класс)

I и II А, а, Я, я; слоговая таблица , мяч; предметные картинки :

ОРГ. МОМЕНТ.

задача, пять .) - а, я .)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

)

[а] ? ( ) А на что похоже звучание [йа] ? ( Ослик кричит. «А»? ( ), заглавная «Я»?- ( ), строчная «а»?- ( ), строчная «я»?- ( )

Да )

Твёрдо. )

Мягко. )

Запишите имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

Показываю: ) - Молодцы!

4. Диктант слогов.

Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я»,

Диктую:

ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя. ). – У всех так? Молодцы!

та - та - тя А – А – Я са – са. ся ба ба - бя

Игра «Повторялки».

Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка.

Читаю:

а-а-я, а-я-а-я,

ФИЗМИНУТКА.

НА, -НЯ .)

Закончите слово слогом: -НА или -НЯ.

Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня ), коро…(на ) , бас…(ня ), воро…(на ), бары…(ня ), пес…(ня ), сторо…(на ), Украи…(на ).

Молодцы, теперь выполним задание № 4 письменно, но с другими слогами.

- РА или - РЯ: игра, гиря, нора, буря, фара.

- ДА или - ДЯ: вода, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля.

твёрдо ), а перед «Я»? (мягко ).

«а», «я»

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл.

Юла - Юля

мать - мять

тапки - тяпки

пальцы - пяльцы

начинать - начинять

флаги - фляги

а - я )

Различение а - я в слогах и словах

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

- РА или - РЯ:

- ДА или - ДЯ:

- ЛА или - ЛЯ:

5. Вставь пропущенные буквы а , я

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

Щик

Рбуз

Стреб

Ндрей

Вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

- это Юля (далее аналогично) - вазы - вязы ( деревья - высокие вязы); флаги ( знамёна – красные флаги ) - фляги мать (мама – усталая мать) - мять завал - завял тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки пальцы - пяльцы начинать - начинять – Молодцы! «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «А» - «Я» В СЛОГАХ И СЛОВАХ

ЦЕЛЬ: Учить детей различать гласные «а», «я» в произношении и на письме; упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласной «я».

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица гласных I и II ряда, зеркала, карточки для индивидуальных заданий, буквы «А», «Я» по количеству учеников; образцы написания строчных и заглавных прописных букв А, а, Я, я; слоговая таблица , мяч; предметные картинки : вагон, ваза, пятка, пять, два, опята, ящерица, ваза, кастрюля, халат.

ОРГ. МОМЕНТ.

1. Игра «Доскажи словечко» - Ребята, послушайте небольшие стишки, закончите их словом в рифму. (Читаю стихотворения из задания № 1, дети дополняют их словами: задача, пять .) - Запишите эти слова, выделив в них ударные гласные. (Дети выполняют.) - Какие гласные ударные? (Дети отвечают: а, я .)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем различать гласные «А», «Я» в слогах и словах устно и на письме.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Приготовили зеркала, произнесём последовательно «А», затем «Я». Вспомним и назовём их различие по артикуляции и звучанию. (При произнесении [а] - рот широко открыт, язык внизу, воздушная струя свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос; при произнесении «я» сначала слышим [й] - зубы сближены, кончик языка внизу, боковые края языка прижаты к коренным зубам, средняя часть языка приподнята к нёбу; затем слышим [а] - рот широко открывается, язык внизу, воздух свободно проходит через рот, голосовые связки работают, образуется голос .) – Молодцы, а кто вспомнит в каких случаях буква «Я» обозначает два звука? (Если стоит: в начале слова, после «ь», «ъ» знаков и гласных. )

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Ребята, скажите, на что похоже звучание [а] ? ( Укачивание ребенка, крик от боли. ) А на что похоже звучание [йа] ? ( Ослик кричит. ) – Рассмотрим далее различие букв по написанию. Из каких элементов состоит заглавная «А»? ( «кладём качалочку», длинная палочка вниз, «секрет», «петелька» ), заглавная «Я»?- ( «кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка» ), строчная «а»?- ( «крышечка сверху», «секрет», «качалочка» ), строчная «я»?- ( «кладём качалочку», «крышечка сверху», «секрет», «качалочка». )

Различаются ли гласные «а» – «я» по артикуляции, звучанию и написанию? (Да )

2. Игра «Какое имя?» - Вспомните и назовите детские имена, имеющие вторую гласную «а», четвёртую - «я»? (Дети называют: Валя, Галя, Таня, Надя, Катя, Варя, Даня, Саня, Вася. ) - Как звучат согласные перед «А»: ва, га, та, на, ка, да, са? (Твёрдо. )

Как звучат согласные перед «Я»: ля, ня, дя, тя, ря, ся? (Мягко. )

Впишите в таблицу эти имена мальчиков и девочек. (Дети записывают.) – Проверим.

УПРАЖНЕНИЯ В РАЗЛИЧЕНИИ ГЛАСНЫХ «А» - «Я»

Игра «Контролёры» - Покажите, букву «А» или «Я» в ответ на слоги, слова и картинки. (Читаю: ма, мя, на, ка, ня, ля, фа, пя, ла, ра, пя, па, фя; парус, рядом, тряпки, садик, лапка, тянет, тащит, лямка, яблоня, ярмарка. Показываю: вагон, пятка, опята, пять, два, ваза, кукла. ) - Молодцы!

4. Диктант слогов. – Запишите слоги в две строчки: в первую слоги с гласной «А», во вторую – с «Я», (Диктую: ла, ля, ся, та, са, па, пя, ря, ра, ба, бя, вя, да, ва, дя. )

Проверим первую строчку. (Ученик читает: ла, та, са, па, ра, ба, да, ва. ) – Вторую строчку. (Другой ученик читает: ля, ся, пя, ря, бя, вя, дя. ). – У всех так? Молодцы!

5. Игра «Кто догадается?» - Закончите цепочку слогов по образцу. Первый столбик сделаем вместе. Читаем строчку-образец, выделенный «жирным» шрифтом. (Дети читают: та - та - тя .) - Обратите внимание на то, как чередуются гласные: А – А – Я . Теперь читаем вторую. (Дети читают: са – са. ) – Какого слога не хватает? (ся ) – Читаем третью строчку. (Дети читают: (ба ) – Каких слогов не хватает? (ба - бя ) – Всем понятно? Закончите цепочки слогов других столбиков. (Дети пишут; если задание непонятно, второй столбик также делается совместно.) – Проверка по столбикам:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ся ля - ла - ля за - зя - зя - за

ба - ба - бя мя -ма -мя ва - вя - вя - ва

Игра «Повторялки». – Повторите цепочку слогов, каждому - своя цепочка. (Читаю:

а-а-я, а-я-а-я, ма-ма-мя, фа-фя-фя, да-дя-да-дя, ля-ля-ла, зя-зя-за-за, ва-ва-вя-вя. )

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Доскажи словечко» с перекидыванием мяча. (Выставляю слоги - НА, -НЯ .)

Закончите слово слогом: -НА или -НЯ. (Говорю, а ученик договаривает: пусты…(ня ), коро…(на ) , бас…(ня ), воро…(на ), бары…(ня ), пес…(ня ), сторо…(на ), Украи…(на ).

Молодцы, теперь выполним задание № 6 письменно, но с другими слогами.

6. Игра «Допиши словечко» - допишите слово, добавив нужный слог: в первой строчке добавим слоги -РА, -РЯ, во второй -ДА, -ДЯ, а в третьей -ЛА, -ЛЯ. Будьте внимательней! (Дети выполняют задание.) – Проверим по строчкам:

- РА или - РЯ: дыра, игра, гиря, заря, нора, буря, фара.

- ДА или - ДЯ: вода, сюда, Володя, Лида, дядя, Люда.

- ЛА или - ЛЯ: пуля, игла, пила, сабля, земля, воля, играла.

Как звучат согласные перед «А»? (твёрдо ), а перед «Я»? (мягко ).

7. Вставьте пропущенные буквы «а», «я» , подчеркните их: «А» - одной чёрточкой, «Я» - двумя чертами. (Дети выполняют задание.) – Проверим по столбикам:

ящик грачи ворота маляр

арбуз мягкий пустыня пляска

август прятки поля артерия (кровеносный сосуд)

ястреб правило доброта пятница

Андрей слякоть капля атака

8. Работа со словами - паронимами. - Прочитаем хором слова парами, сравним их по плану: 1) написание, 2) произношение, 3) смысл. (Дети выполняют задание № 8 по желанию: Юла - Юля (а - я; [л] -[ль]; юла - это игрушка, например: разноцветная юла, а Юля - это имя, например: девочка Юля; (далее аналогично) - вазы (сосуды для цветов - хрустальные вазы) - вязы (деревья - высокие вязы); флаги (знамёна – красные флаги ) - фляги (ёмкости для какой-либо жидкости – фляги для молока); мать (мама – усталая мать) - мять (от слова сминать - мять глину); завал (нагромождение камней на дороге - большой завал) - завял (т.е. потерял свою свежесть – цветок завял); тапки (обувь – мужские тапки) - тяпки (садовые инструменты – острые тяпки); пальцы (части руки человека – замёрзшие пальцы) - пяльцы (два круга, которые зажимают ткань для вышивания – деревянные пяльцы); начинать (приступать к какому-либо действию – начинать делать уроки) - начинять (заполнять что-либо чем-нибудь – начинять пирог рыбой.) – Молодцы! Подчеркните согласные буквы перед «а», обозначающие твёрдый звук - синим, а перед «я» , обозначающий мягкий звук - зелёным карандашом.

9. Игра «Исправь ошибку» - Если буквы «А» и «Я» поменяются местами, то вот что получится: зимя, ламка, тетрядь, алмяз, яптекя, явтомят, цапла, дател, глазя, шлапя.

- Найдите и исправьте ошибки, так как делает учитель. (Дети исправляют.) – Проверим: зим а , л я мка, тетр а дь, алм а з, а птек а , а втом а т, цапл я , д я тел, глаза, шл я п а .

ИТОГ: - Какие гласные мы сегодня различали? (а - я )

10. Прочитайте слова и посмотрите на картинки, они расположены по реальной величине. Слева и справа допишите слова, с буквами « а» или «я» , «по размеру». (Дети слева могут дописать: игла, земляника и т.д., справа – дядя, планета и т.д. ). Проверка.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Доскажи словечко» - запиши слова в рифму, выдели ударение.

Я сижу, едва не плача: Если всё ты будешь знать,

Очень трудная ______________ . То получишь в школе ___________.

3. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

4. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, но____, бу____, фа____.

- ДА или - ДЯ: во_____, Воло_____, Ли_____, дя______, Лю_____.

- ЛА или - ЛЯ: пу____, иг____, пи____, саб____, зем____.

5. Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____стреб

____ндрей

____вгуст

п____тниц____

капл____

пр____тки

м____гкий

пустын____

ворот_____

м____л____р

Различение а - я в слогах и словах

а

я

а

я

а

я

а

я

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ:

- ДА или - ДЯ:

- ЛА или - ЛЯ:

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

4 . Вставь пропущенные буквы а , я , подчеркни их красным карандашом.

____щик

____рбуз

____ндрей

____вгуст

капл____

доброт____

пустын____

ворот_____

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Различение а - я в слогах и словах

1. Игра «Какое имя?» - заполни таблицу, используя имена детей.

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

а

я

2. Игра «Кто догадается?» -Закончи цепочку слогов по образцу:

та - та - тя ря - ра - ря да - дя - дя - да

са - са - ____ ля - ла - _____ за - зя -_____-_____

ба -____ - ____ мя - _____-_____ ва - ____ - ____ - _____

3. Игра «Допиши словечко» - допиши слово, добавив нужный слог.

- РА или - РЯ: иг_____, ги_____, за______, но______.

- ДА или - ДЯ: во_______, Воло_______, Ли_______, дя______.

- ЛА или - ЛЯ: пу______, пи______, зем______.

Старостенкова О.А., г. Урай.

Цели занятия:

    • Коррекционно-развивающие: закрепить знания о гласных А – Я; учить детей дифференцировать гласные А – Я в слогах и словах; развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия; развитие мелкой моторики; развитие слухового и зрительного внимания и памяти; развитие творческих способностей.
    • Обучающие: совершенствовать умение составлять фонематические модели звуков; выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв А и Я; закреплять знания о звуковом составе слова.
    • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, интереса к школьному обучению, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, объяснять свои действия.

Оборудование: домики-символы для построения фонематической модели звуков (см. фото), для ролевой инсценировки: буквы А и Я, согласная буква (на выбор) в формате А4, медальоны синего (для твердых согласных), зеленого (для мягких согласных) и красного (для гласных) цветов; карточки с согласными буквами, карточки со слогами, клей, диск “Интерактивные речевые игры” Логопедическая служба, издательства “Учитель”, мячи-ежики, картинки-раскраски, монеты с буквам “А”, “Я”, “А Я”.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность

Форма организации работы, методы и приемы обучения

Формируемые УУД

Учащихся

1.Организационный момент

Педагог объявляет, что сегодня мы отправимся на ярмарку и выясняет, что дети о ней знают. Сообщает научное определение слова ЯРМАРКА: “Большой торг с увеселениями и развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно время” С. Ожегов. Проводит пальчиковую гимнастику:

“Люди, что сейчас желают,

Всё на ярмарке найдут!

Все подарки выбирают,

Без покупки не уйдут!”

Педагог также объясняет, что за каждое верно выполненное задание дети будут получать монеты с буквами “А”, “Я” или “А Я”, на эти монеты они смогут купить себе понравившийся товар.

Самоопределение к деятельности: слушают логопеда, отвечают на вопросы и выполняют пальчиковую гимнастику.

Диалог; фронталь-ная форма организа-ции работы

Личностные: самоопределе-ние; Регулятивные: целеполагание;

Коммуника-

планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстни-ками

2.Актуали-зация знаний, фиксация затрудне-ний и постановка цели занятия.

Педагог объясняет, что ярмарка начнет работу тогда, когда слово будет правильно написано: “__рмарк__”.

Логопед просит назвать пропущенные буквы, охарактеризовать звуки, соответствующие данным буквам и построить их фонематические модели.

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки: вставляют пропущенные буквы, вписывают их, характеризуют звуки, составляют их фонематические модели и формулируют цели занятия: “Научиться различать гласные А-Я на слух и при письме”

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, моделиро-вание.

Коммуника-тивные: планирование сотрудничес-тва с учителем и сверстника-ми;

Познаватель-ные:

анализ объектов с целью выделения признаков, моделирование.

3. Поста-новка учебной задачи и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния

Создает проблемную ситуацию: устный вопрос “Какая из этих букв смягчает согласные? Как это происходит?”

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации – игре на ярмарке – к подвижному упражнению, где дети играют роли согласных звуков (Й, согласного по выбору) и гласного звука “А”, в процессе которого они сами проигрывают процесс смягчения согласных гласным “Я”.

Определяют задачи:

1.Объясняют, какой буквой мы обозначаем мягкость согласных, а какой – нет.

2.Вспоминают и формулируют, за счет чего происходит смягчение согласных, проговаривают правило своими словами.

3.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм, как показать процесс смягчения согласных гласным второго ряда “Я”, и реализуют его.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, ролевая игра.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирова-ние.

Познаватель-ные: самостоятель-ное формулирова-ние познаватель-ной цели, моделирова-ние, формулирование проблемы, решение проблемы, доказательство

Коммуника-тивные: постановка вопросов, планирование сотрудничес-тва со сверстниками и способов взаимодей-ствия, инициативное сотрудничес-тво.

4.Превич-ное закрепле-ние

Педагог объясняет, алгоритм выполнения заданий.

Выполняют следующие задания:

1.На карточках с согласными буквами им необходимо дописать буквы А или Я под диктовку логопедом слогов, затем подчеркивают твердые согласные синим цветом, а мягкие – зеленым.

2. Полученные слоги приклеивают к слогам на листочке так, чтобы получилось слово. Затем демонстрируют полученные слова.

3.Интерактивная речевая игра “Выбери в слове букву А или Я”

Индиви-дуальная и фронталь-ная формы организа-ции работы; письменная самостоя-тельная работа с дидакти-ческим материа-лом, выполне-ние упражне-ний с использо-ванием ИКТ.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познаватель-ные: умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуника-тивные: сотрудничес-тво в поиске и выборе информации.

5.Динами-ческая пауза

Проводит физминутку: все встают у своих мест, логопед называет односложные слова с гласными А или Я. Если педагог называет слово с буквой А, то ученикам необходимо подбросить мяч и поймать его, ясли с Я – покатать мяч между ладоней. Можно потренироваться на материале слогов. Перечень слов: мак, сад, ряд, рад, сон (на внимательность), пляж, плащ, мал, мял, мяч, луч . За выполнение физминутки без ошибок дети тоже получают монетки.

Внимательное выполнение задания физминутки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; подвижная игра с мячами – ежиками с элементами су-джог терапии.

Регулятивные: умение контролиро-вать и выполнять действие по заданному образцу, саморегуляция.

6.Самопроверка

Демонстрирует на доске картинки-раскраски в названии которых есть буквы А, Я, или А и Я: “А на ярмарке товары!

Продаются самовары!

Покупают люди сушки
И красивые игрушки!
Вот товары для души!

Ох, они так хороши!”. Поясняет, что только за соответствующую монету дети могут приобрести картинку, в названии которой есть такие же буквы, как на монете. Педагогу необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого.

Самостоятельно

выполняют задание. Соотносят наличие своих монет и какие картинки они могут приобрести. Покупают, объясняя право выбора данной картинки. После покупки дети подписывают свои картинки.

Фронталь-ная форма организа-ции работы; диалог, само- и взаимо-контроль устных ответов; письменная работа.

Регулятивные: контроль,

коррекция и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные: самоопределе-ние.

7.Рефлек-сия деятель-ности. Итоги занятия.

Организует рефлексию. Закончите предложение: “Сегодня на занятии я понял (-а) … ”.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной деятельности.

Устный ответ на вопрос.

Коммуни-кативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познаватель-ные: рефлексия.

Тема:

Дифференциация гласных а-я

Цель:

учить дифференцировать буквы а-я; продолжать учить сравнивать слова по смыслу и по написанию; развивать звуковой и слоговой анализ и синтез; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

Буквы А-Я; мяч, карточки с заданиями, тетради.

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

отгадайте слово по действию, определите гласные:

Хрюкает, чавкает - свинья

Плодоносит, растет - яблоко

Прыгает, растет - заяц

Какие были слова? Что лишнее, почему?

2 часть. Работа над материалом:

Допишите буквы, чтобы получилось слово. (в тетрадях у детей написано слово заяц, мяч)

Какие буквы дописали? Что мы знаем о букве Я? В каком слове Я - служит для смягчения согласных?

В каком слове Я - хитрая?

Сегодня, мы еще раз поговорим о парных гласных а-я.

Послушайте слоги:

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва

Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, та, фя, вя

Скажите какой гласный вы слышите?

Как звучат гласные, которые вы слышали в начале и потом?

Какой гласный влияет на смягчения согласных?

Сравните слова МАЛ - МЯЛ, РАД - РЯД, ЗАВАЛ - ЗАВЯЛ, САД -СЯДЬ - по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова?

Развитие фонематического восприятия. (с мячом).

Прослушайте, запомните и повторите ряды слогов.

Та - тя - та ма - мя - ма бя -ба-бя

Тя-та-т я мя -ма - мя ба -бя -ба

Ра - ря - ра - ря

Ря - ра - ря - ра

Работа по карточки

Прочитайте слова, вставляя пропущенную букву а-я.

Б….к, р…д, м….к, вр…ч, с…дь, м…ч, в….з, т…з, м….со, к….ша, д……дя, гр….ды, шл….па, вр….ги.

Проверка задания.

Работа в тетрадях.

Спишите слова, деля их на слоги, подчеркивая буквы а-я ручками разного цвета.

Доска, марка, змея, пояс, армия, братья, клякса, аист, вялая, земная.

Чтение текста. (карточка) .

Наша Зоя мала. Наташа сама рыла ямку. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Алла, сядь и сама читай книгу. Алла мала, да умна.

Выпишите слова с буквой -а - в один столбик; с буквой -я - во второй; с буквами - а- я - в третий столбик.

Проверка задания.

Итог занятия:

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква -я -?

Когда она бывает хитрая?

прислала
Ольга Иванова
учитель-логопед