Александр Соловьев и High School. Соловьев александр александрович Научные труды

Потрясающий концерт!

Привет, друзья!
15 сентября я побывал на концерте Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского флота России, который был посвящен 175-тилетию Н.А. Римского-Корсакова. И это было великолепно!
В самом начале концерта дирижер оркестра Алексей Карабанов сказал нам, что мы счастливчики))) Дело в том, что в концертную программу было включено сразу три сочинения для солирующих инструментов с духовым оркестром, написанные Н.А. Римским-Корсаковым специально для сводного оркестра Кронштадтского порта – а эти произведения редко когда играют сразу все на одном концерте! Обычно одно или два, но не три! Вот так вот!
Знаете, я искренне восхищаюсь музыкантами, которые играют на духовых инструментах – это же на сколько мощные у них легкие, чтобы по пять и больше минут дуть в трубу не прерываясь на вдох! А вдохи у музыкантов очень короткие! И не просто дуть, но и настолько потрясающе играть такие сложные произведения! Фантастика просто!
Когда оркестр заиграл Испанское каприччио (соч. 34) я так и представил: испанское побережье Атлантического океана, теплая, тихая летняя ночь, костер и красивая девушка танцует качучу с кастаньетами. Даже шум океана был слышен!
Благодаря же симфонической сюите для оркестра «Шехеразада» мы перенеслись в Каир. Арабские сказки, тысяча и одна ночь, Синдбад и его корабль, джины и таинственный восток и скрипка, которая заманивает в эту сказку. Все это было на концерте!
Знаете, это было хорошее окончание недели и просто потрясающий вечер в компании красивой музыки и волшебного исполнения!
Благодарю Центральный концертный образцовый оркестр им. Н.А. Римского-Корсакова Военно-Морского флота России за такой волшебный вечер!

Отличная программа на лучшей концертной площадке в Москве

Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был первым инспектором военно-морских оркестров России происходил из дворянской семьи Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте.
В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Переехав в Санкт-Петербург Римский-Корсаков познакомился с Кюи,Мусоргским и другими композиторами, которые входили в Балакиревский кружок, сам Балакирев активно помогал молодым композиторам. Именно с этого момента жизнь и судьба композитора разделилась надвое- флот и музыка. Он будет писать музыку в морских экспедициях и пытаться найти способ «изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию». В 1971 году он станет профессором Санкт-Петербургской консерватории, и после этого оставит военную карьеру насовсем.

Не случайно имя Римского-Корсакова в год его 150-летия присвоено замечательному Орекстру ВМФ России. Этот замечательный оркестр состоит из 36 музыкантов и играет под управлением дирижёра
Капитана 1 ранга Карабанова Алексея Алексеевича. Оркестр часто выступает с композициями из Римского -Корсакова, но большой редкостью стал концерт, прошедший 15 сентября в Большом зале московской Консерватории. В нем прозвучали все три концерта для духового оркестра, написанные композитором для сводного оркестра Кронштадтского порта, а также известные произведения «Испанское Каприччио» и «Шахерезада». Концерт очень понравился!

Великолепный концерт

15 сентября в Большом зале Консерватории Центральный концертный образцовый оркестр им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова представил концерт, посвященный Римскому-Корсакову - композитору, имя которого навсегда вписано в историю российской и мировой музыки и в историю российского флота.

Концерты этого коллектива проходят на разных площадках, но в Консерватории они особенно хороши.
Классический интерьер способствует особой атмосфере, Андреевские флаги на сцене как будто вносят в зал морскую свежесть.

Перед концертом и в антракте можно было заметить повышенный интерес зрителей к картине «Славянские композиторы» - групповому портрету русских, польских и чешских композиторов, написанному И.Е. Репиным в 1871-72 годах по заказу московского предпринимателя А.А. Пороховщикова. Римский-Корсаков изображен здесь в военной форме.

В первом отделении прозвучали три концерта для духового оркестра, написанные композитором для сводного оркестра Кронштадтского порта. Интересно и странно то, что эти произведения редко исполняются вместе, хотя звучат они вместе очень гармонично. Порадовало яркое и энергичное «Испанское каприччио». Апофеозом концерта стала знаменитая симфоническая сюита "Шахеразада", исполненная во втором отделении.

Сюжет для "Шехерезады" был взят из книги "1000 и 1 ночь" в основу которой положены фольклорные сказки Индии, Ирана и арабских народов.
В 19 веке композиторы охотно использовали восточную тематику с своих произведениях. Можно вспомнить "Хованщину" Мусоргского, "Руслана и Людмилу" Глинки. Но именно Римский-Корсаков, обратившись к непростому и провокационному первоисточнику, особенно глубоко затронул, прочувствовал и представил Восток, воплотив в симфонической сюите его тончайшие и замысловатые нюансы.

Римский-Корсаков был моряком, участвовал в кругосветном морском путешествии и смог с помощью музыки в совершенстве раскрыть морские образы.
Струнные и духовые инструменты рассказывают и о мятежности и красоте водной стихии, и о характерах героев - сильных и самобытных, лиричных и игривых.
А как представлена Шехерезада? Образ прелестной рассказчицы - это скрипка-соло, чарующая, нежная, вкрадчивая, связывающая воедино всю историю.

Особый и гениальный взгляд на восточную сказку и морскую стихию по достоинству оценили и современники композитора, и будущие поколения меломанов.
Интересно, что вариации на тему "Шехерезады" Римского-Корсакова часто используют музыканты самых разных направлений, в том числе рок и джазовые.

Мы же насладились классикой и от всей души благодарим оркестр ВМФ за доставленное удовольствие.

Стоит сходить!

В это воскресенье (15 сентября), после долгих летних каникул вновь начался мой культурный досуг. И снова музыка, как заядлый меломан, я не могла пройти мимо данного мероприятия. Во-первых, 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, а, во-вторых, 20тый юбилейный фестиваль «Адмиралтейская музыка». И спустя почти 8 месяцев снова Большой зал консерватории. И так вышло, что впервые за долгое время на концерт мы выбрались с мужем вдвоём.
Вначале, хочу отметить Большой зал консерватории, как всегда, очень уютно и атмосферно. Сразу понимаешь, что очутился в месте, где музыку любят: все вокруг очень воспитанные, всегда подскажут и помогут при обращении и аура тоже иная. Здесь приятно находится всегда. Сам зал считается самым красивым и знаменитым концертным залом Москвы, в котором проходит всемирно известный Конкурс им. П.И. Чайковского. Акустика потрясающая. Поэтому настоятельно рекомендую хотя бы раз посетить зал, и можно даже с ребенком. Знакомство с прекрасным должно начинаться в знаковом месте.
Итак, 15 сентября состоялся концерт-открытие нового сезона «Приношение Н.А. Римскому-Корсакову», посвященный 2м памятным датам. Программа состояла из 2 частей и включала себя: 1 отделение - сочинения для кларнета, гобой и тромбона с духовым оркестром, «Испанское каприччио», 2 отделение - сюита «Шехеразада», соч. 35.
Игра была потрясающей, и да, сразу было заметно, что музыка была написана в лучших военно-морских традициях. Возможно, не все знают, что Римский-Корсаков окончил Морской корпус и несколько лет посвятил морской службе.
Отдельно хочу отметить слаженную и органичную игру Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России под руководством Алексея Карабанова. А также поблагодарить Алексея Алексеевича за потрясающее мастерство дирижёра и мастерство оркестра. Было очень приятно наблюдать за мгновенной реакцией музыкантов на любой жест дирижёра. Я считаю, это очень показательно и демонтирует не только мастерство участников процесса, но и доверительные отношения внутри оркестра.
Воскресный вечер был чудесен и от души советую посетить Большой зал консерватории и послушать замечательную игру Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова.

Сейчас уже совсем не то. Духовой оркестр состоит из опытных музыкантов, а репертуар включает разные прекрасные произведения, в том числе непосредственного патрона оркестра.
Мне лично была особенно интересно первое отделение концерта, в котором прозвучали три концерта для разных духовых инструментов: кларнета, гобоя и тромбона. Как известно, Н.А. Римский-Корсаков научился лично играть на флейте, кларнете и тромбоне, и в помощь себе в том числе, как исполнителю, написал виртуозные сочинения для них. Жаль одного: концерты – короткие, звучат недолго.
На кларнете солировал Сергей Петров. Не смогла определить, французский или немецкий кларнет у него был в руках, но звучал инструмент хорошо.
Концертштюк для кларнета продолжился концертом для гобоя, инструментом со сложным характером и гнусавым, узнаваемым тембром. (дудук - родственник гобоя) Играл на нем Владимир Вяткин. И замечательно.
Все это были деревянные духовые. Тромбон - медный, и он вызывает уважение публики. Блеск металла, размер, выдвижная кулиса, которую солист (в этом концерте на нем играл выдающийся музыкант Эркин Юсупов) туда-сюда двигает. Эффектно, что и говорить.
Дирижер оркестра – фигура тоже весьма эффектная.
Капитан I ранга, высокий, сухощавый Алексей Карабанов когда-то играл на кларнете, между прочим, у него настоящая военная выправка, блог в жж и усы почти как у Сальвадора Дали. Почти. В пределах мужской элегантности.
Мужчины-оркестранты смотрят на руководителя внимательно, скромно, почти боязливо, видимо, дисциплина. Лишь скрипка держится независимо. Петр Федотов высокомерно улыбается, знаменитые мелодии «Шехерезады» интонирует низко, и получает удовольствие от своей работы. Нам тоже нравится. Музыка этой сюиты – очень известная и очень красивая. Часть с морем и кораблем Синдбада обожаю. Вот и турки ценят, похоже, раз взяли эту музыку в качестве саундтрека к сериалу «Тысяча и одна ночь». Живопись, а не музыка, Айвазовский отдыхает.
Помимо духовых и скрипки, играют на арфе, ударных (раз! И в воздух поднялись огромные тарелки-литавры, рядом бледная нимфа блестит очками и стучит в треугольник) и контрабасики все это поддерживают фундаментально, без них никак.
Уверена, в парках это прозвучало бы еще более вдохновляющее, и в Большом Зале приятные чувства обеспечены.

Уже завтра в Омске стартует Пятый международный театральный фестиваль «Академия».

А сегодня, 14 июня, начали слетаться и съезжаться в Омский театр драмы гости. В частности - те, кто готовит завтрашний музыкальный праздник «Звезды XXI века»: Омский академический симфонический оркестр, а также солисты и дирижер из Большого театра.
Омскому симфоническому оркестру на сцене театра драмы тесновато.

Но - потеснились и начали репетировать. Вначале - настройка, гармоническая какофония звуков.


Музыканты собирают духовые - как ружья, канифолят смычки, настраивают инструменты.


Сегодня артисты еще без концертных костюмов. Кто-то в джинсах и футболке, а кто-то выглядит как настоящий рокер.


На сцену входит Александр Соловьев, дирижер Большого театра, и тут рождается музыка. Музыканты репетируют завтрашние оперные арии, - пока сами, без солистов.


Один раз ария играется без перерывов, потом дирижер разбирает не совсем удачные части, слушает отдельно партии духовых и струнных, дает советы и уточняет звучание, подгоняя его именно под эту, не вполне привычную для оркестра сцену: «В этом театре контрабасы звучат глуховато…»


Музыкальный материал непростой, разнообразный, интересный, и дирижер делает все, чтобы он прозвучал наилучшим образом. Омский оркестр - сильный, сыгранный коллектив, и даже на непривычной сцене музыка Чайковского и Верди, Сен-Санса и Бизе звучит ярко и волнующе.


Александр Соловьев двигается на своем месте легко и страстно, словно танцуя, и разом вслушиваясь в музыку, чтобы отдать мягкие и точные указания.

Говорит дирижер на профессиональном, специальном языке.


  • Там, где тромбоны соло - не оттягивайте.

  • Давайте букву Д сыграем.

  • Вроде простые до бекары, но вываливаются иногда.

  • Даже может быть какое-то внутреннее крещендо...

  • Тромбоны, если можно, - легато: чуть-чуть не очень хорошо по штриху, сыграйте острее.

  • Фразы как можно длиннее, не стесняйтесь.

  • Здесь хорошо, но немножко пересиживаете на четвертях.

  • Сколько хотите времени - все ваше.

  • У вас ферматные ноточки.

  • Сколько тактов паузы играем?



Пауза между репетициями - и приходят солисты.


Теперь задача дирижера - сделать так, чтобы не противоречили друг другу, согласовались по силе и звучанию музыка и голоса: здесь оркестру нужно быть то громче, то потише, а там и вовсе взять фермата.


Солисты Большого театра сегодня тоже в повседневной одежде.


Но их пение - сопрано Анны Аглатовой, меццо-сопрано Светланы Шиловой, тенор Олега Долгова - убеждает, что чудо музыкального театра рождается именно так, из чистого звучания голоса, который выражает и страсть, и одиночество, и счастье.


И вовсе не важно, в конце концов, в джинсах ты или в вечернем платье: напротив, без концертного антуража музыка выступает как живая страсть, не зависящая от внешних условий.

Уже завтра зрители первого дня фестиваля услышат лучшие арии мировой оперы и увидят артистов в полном блеске.
Не переключайтесь! Все только начинается!

Вера Сердечная, театральный обозреватель
Фото и видео - Евгений Сердечный

Александр Соловьев окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «хоровое дирижирование» в 1998 году, в 2000 году – ассистентуру-стажировку РАМ (класс Владимира Семенюка), в 2006 году – ассистентуру-стажировку по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Владимира Федосеева). Совершенствовался под руководством профессора Арнольда Каца. С 2001 года преподает в РАМ (с 2008 года – доцент), c 2011 – на кафедре оперно-симфонического дирижирования. В 2011–2014 гг. руководил оркестром Академии.

Александр Соловьев окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «хоровое дирижирование» в 1998 году, в 2000 году – ассистентуру-стажировку РАМ (класс Владимира Семенюка), в 2006 году – ассистентуру-стажировку по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Владимира Федосеева). Совершенствовался под руководством профессора Арнольда Каца. С 2001 года преподает в РАМ (с 2008 года – доцент), c 2011 – на кафедре оперно-симфонического дирижирования. В 2011–2014 гг. руководил оркестром Академии.

В 1995–2010 гг. – второй дирижер Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. С 2009 года – дирижер Центра оперного пения Галины Вишневской, ведет спектакли, проводит гала-концерты. Под его управлением идут «Руслан и Людмила» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Паяцы» Леонкавалло, «Богема» Пуччини.

С 2011 года – дирижер-стажер Большого театра, где дирижировал операми «Царская невеста» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Набукко» и «Риголетто» Верди, «Иоланта» Чайковского, «Сомнамбула» Беллини, «Дон Паскуале» Доницетти, «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро», балетами «Анюта» Гаврилина, «Марко Спада» Обера, «Герой нашего времени» Демуцкого, «Мойдодыр» Подгайца. Дирижер-постановщик оперы «Дитя и волшебство» Равеля и представления «Настройся на оперу».

Александр Соловьев сотрудничал с выдающимися российскими и зарубежными дирижерами, среди которых Арнольд Кац, Владимир Федосеев, Саулюс Сондецкис, Владимир Спиваков, Михаил Плетнев, Василий Синайский, Марчелло Виотти, Фабио Луизи, Энрике Маццола, Патрик Саммерс и др. В качестве второго дирижера принимал участие в записях на лейблах Deutsche Grammophon и Naxos.

Выступал со многими известными симфоническими коллективами, среди которых Оркестр Пражского радио, Филармонический оркестр имени Артуро Тосканини (Парма), Orchestra of Colours (Афины), Симфонический оркестр Дома музыки Порту. Тесно сотрудничал с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Светланова, Российским национальным оркестром, камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России. С сезона 2017/18 – руководитель дирижерско-стажерской группы НФОР.

Победитель Всероссийского и Международного конкурсов хорового дирижирования (Салават, 1995; Екатеринбург, 2001), лауреат II премии Международного конкурса дирижеров имени Димитриса Митропулоса (Афины, 2010). Дирижировал финальными турами V и VI Международного конкурса оперных певцов Галины Вишневской, I и II Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева. Награжден благодарностью Министерства культуры РФ.

СОЛОВЬЁВ Александр Владиславович - дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, Тульского государственного хора; декан по работе с иностранными учащимися, член Учёного совета, профессор кафедры хорового дирижирования МГК имени П.И. Чайковского и МГИМ имени А.Г. Шнитке.

А.В. Соловьёв - художественный руководитель фестивалей Московской консерватории: «Международный Осенний хоровой имени профессора Б.Г. Тевлина», «Дню Победы посвящается…», «Запечатленный ангел», «Рождённые Россией»; музыкальный руководитель Всероссийского фестиваля искусств «Лев Толстой глазами музыкантов».

Официальный представитель России, член Всемирного хорового совета «World Choir Games» и жюри конкурсов хоров международной ассоциации «Интеркультур». Соучредитель и председатель жюри Открытого конкурса юных музыкантов «Vivat Musica!». Является членом Московского музыкального общества и Международного союза музыкальных деятелей (председатель - профессор А.С. Соколов), Российского музыкального союза (председатель правления - А.Б. Кричевский), а также Всероссийского хорового общества (председатель - В.А. Гергиев); главный приглашенный дирижер Educational Bridge Project Festival Choir (Бостон, США), приглашенный дирижер Taipei Philharmonic Chorus (Тайвань/Китай); член Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Выступает в качестве дирижёра специальных проектов на сценах Большого театра России; за большой вклад в развитие культуры награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ; имеет учёное звание доцента.

С 2016 года работает в должности профессора МГИМ имени А.Г. Шнитке, в 2016-2017 году, возглавляя Концертных хор. Коллектив принимал участие в Международных фестивалях современной музыки «Зеркало в зеркале», «Кабалевский-фест 2017», «На пересечении прошлого и будущего», а также мировых премьерах одноактных опер А. Чайковского «Король шахмат» и Вл. Агафонникова «Юбилей» в Большом зале консерватории; проекте «Хоровые мистерии» (премьеры сочинений композиторов Москвы). По приглашению генерального директора Российского национального музея музыки М.А. Брызгалова Концертный хор п/у А.В. Соловьёва в присутствии Маэстро В.А. Гергиева принимал участие в церемонии открытия Памятника С.С. Прокофьеву в Камергерском переулке в Москве.

Удостоен гранта Президента Российской Федерации в области культуры и искусства; звания лауреата Премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность», Премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства в номинации «Культурно-просветительские проекты». Среди наград: почётная грамотой Международного Фонда единства православных народов «За укрепление единства православных народов»; звание Магистра хора и Почётного члена Ассоциации хоровых дирижёров Хорватии и др.

Дискография: «Антология современной хоровой музыки композиторов России» на фирме «Мелодия»; «А. Шнитке. История Доктора Фауста. Реквием», «Формула успеха», «Многая лета» на лейбле «Moscow Conservatory Records» и др.

Маэстро Соловьёв неоднократно выступал в качестве дирижёра известных исполнительских коллективов России: Симфоническим оркестром Московской консерватории, Центральным симфоническим оркестром Министерства обороны РФ, Камерным оркестром «Musica Viva», Калужским молодёжным симфоническим оркестром им. С. Рихтера, Тульским филармоническим симфоническим оркестром.

Автор научных статей и публикаций по вопросам современного хорового исполнительского искусства. Составитель хрестоматии хоровой музыки сочинений современных авторов «Поёт Камерный хор». Редактор-составитель монографии «Борис Тевлин. Материалы и документы» (совместно с Е.Д. Кривицкой).

Среди учеников А.В. Соловьёва лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Адильхан Акбопе (Казахстан), Ванг Чао, Су Чао, Чжоу Чжоу (Китай), Борха Кинтас (Испания), Лаура Карвахаль (Эквадор), Дэвид Кокрэйн (США), Людмила Ерюткина, Наталья Лёвина, Виктория Саранская (Россия) и др.

С 2018 года - почётный профессор Хейхэского Университета (Китай).

Ведёт активную просветительскую и общественную деятельность в качестве Президента фонда НО Фонд развития творческих инициатив, руководителя Ассоциация народных и хоровых коллективов Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза.

Должность: доцент
Ученая степень: нет
Ученое звание: доцент
Общий стаж работы: 24 года
Стаж работы по специальности: 19лет
Преподаваемые дисциплины: «Дирижирование», «Работа с оркестром».
Наименование направлений подготовки и специальностей: 53.03.05. Дирижирование, 53.04.04. Дирижирование.

Родился в 1976 году.

В 1998 году окончил Российскую Академию музыки имени Гнесиных по специальности «хоровое дирижирование». В 2000 г. - ассистентуру-стажировку (руководитель Владимир Семенюк), в 2006 г. - ассистентуру-стажировку по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (руководитель Владимир Федосеев).
В 1995-2010 гг. - второй дирижёр Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. Неоднократно выступал с хором в Москве и других городах России.
Участвовал в подготовке Камерного хора к выступлениям на Брегенцком оперном фестивале (Австрия, 1997-2006 гг.), Фестивале Венето (Италия, 1999-2007 гг.), Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева.
Сотрудничал с такими дирижёрами, как М. Виотти, Ф. Луизи, П. Саммерс, У. Ширмер, А. Кац, В. Федосеев, М. Плетнев, В. Синайский, Э. Маццола, С. Сондецкис; такими оркестрами, как Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Московский камерный оркестр театрально-концертного центра Павла Слободкина, оркестр Красноярского театра оперы и балета, Тамбовский симфонический оркестр, Губернаторский симфонический оркестр Костромской филармонии, Екатеринбургский камерный оркестр «B-A-C-H».
Выступал с Оркестром Пражского радио, Филармоническим оркестром имени Артуро Тосканини (Парма), «Оркестром цветов/Orchestra of Colours» (Афины), Симфоническим оркестром Дома музыки Порту.

Сотрудничал с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского - в качестве ассистента Владимира Федосеева участвовал в подготовке оркестра к выступлениям в венском «Концертхаусе» и на Фестивале Владимира Федосеева в Перми.
С 2009 г. сотрудничает с Центром оперного пения Галины Вишневской и Фондом Мстислава Ростроповича. Дирижирует спектаклями: «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе, регулярно проводит гала-концерты с оркестром и солистами Центра.
В качестве второго дирижера принимал участие в записях на фирмах «Deutsche Grammophone» и «Naxos».
С 2001 г. преподает на кафедре хорового дирижирования РАМ имени Гнесиных (с 2008 г. - доцент) и руководит студенческим хором заочного отделения. С 2011 г. преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования РАМ.
С сентября 2011 г. - дирижер-стажер Государственного академического Большого театра России. Дирижировал операми «Царская невеста» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Набукко» Дж. Верди, «Иоланта» П. Чайковского, «Сомнамбула» В. Беллини, «Дитя и волшебство» М. Равеля (дирижёр-постановщик, 2013), «Настройся на оперу» (дирижер-постановщик, 2013), балетами «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, «Мойдодыр» Е. Подгайца и «Марко Спада» Д. Обера.
Участвовал в международных конкурсах «Пражская весна» (Прага, 2007), имени А. Тосканини (Парма, 2008). Принимал участие в мастер-классе Й. Панула в Порто (Португалия, 2011).

Победитель Всероссийского и Международного конкурсов хорового дирижирования (Салават, 1995; Екатеринбург, 2001), лауреат II премии Международного конкурса дирижеров имени Димитриса Митропулоса в Афинах (Греция, 2010).
Награжден благодарностью Министерства культуры РФ.

Повышение квалификации:
2013 год – курсы