Тропарь ангелы поют на небесах. Некоторые пасхальные песнопения

«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» . Во Святую и Великую Неделю Пасхи. Стихира на Крестном ходе

Ныне у нас, братие, праздников праздник и торжество торжеств – время хвалений и песнословий. Ныне удивил Господь милость Свою над нами. Воскресение Его всем возвещает конец наказания, отпущение грехов, оправдание, освящение, искупление, усыновление и наследие небес: Бог на земле – человек на небе, все в соединении. Теперь очевидно стало, что древняя брань прекращена, что Божество примирилось с нашим естеством, диавол посрамлен, связана, рай отверзт и великая надежда на будущее воскресла. Что может сравниться с такими благами и обетованиями? Приидите, возрадуемся Господеви, составим песнь Спасителю – Богу нашему.

Но чем и из чего составим песнь? Ангелы поют на небеси и не могут не петь. Как лучи из солнца, как благоухание из крина (лилии), так песнь из уст Ангелов. Силы их существа находятся в совершенном согласии, подобно струнам благоустроенной Псалтири. Живя, они приводят их в движение и, живя, поют.

То же ли и у нас? Силы наши расстроены – в борении и смятении, а при этом наше пение будет ли походить на пение? Как прилично потому сретить торжество воскресения молитвенною песнию Воскресшему о даре песнопения: «и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!»

Пророк Давид, начиная песнь прославленному Воскресением Спасителю, говорит о рождении сей песни: «отрыгну сердце мое слово благо» (). Так легко изливалась его песнь! И у нас есть слово, но оно может и не быть славословием, и у нас есть сердце, но оно может не отрыгать слова благого. Сердце, точно, есть ближайший орган псалмов и песнопений духовных, и каждое его чувство – то же, что тон в пении: не всегда, однако ж, песнь исторгается из него с таковым удобством и легкостию, с каким совершается дыхание в нашем теле; всегда должно – и иногда с большим напряжением – предварительно настраивать его, чтобы в нем могло родиться, созреть и излиться славословие. Какие же чувства должно возбудить нам в своем сердце, чтобы из слияния их могла образоваться песнь, достойная славы Воскресшего Господа?

Мы имеем уже хвалебную песнь и вместе с Церковию повторяем ее – песнь, в которой сквозь славословие Господу нельзя не заметить итого, чем преисполнялся дух, составивший ее. Здесь в первых почти словах слышим: очистим чувствия – не внешние, без сомнения, чувства тела, а внутренние чувства сердца. И это первое. Пред Господа, исходящего из гроба чистейшим и светлейшим, как предстать для славословия с сердцем несветлым и душою нечистою! Омываемся, обновляем и убеляем одежду, когда имеем нужду явиться к знатному лицу, опасаясь оскорбить его неприличною внешностию. Для Господа же, Который есть сердца нашего и требует от нас сердца, как богоприличного приношения, по тому же чувству опасения, если не из любви, нам должно изменить, убелить и очистить чувства сердца, человеческое – человеку, а Божие – Богу. И для чего в лице Воскресшего Господа так величественно и поразительно предлагаются нашей вере и любви все блага искупления, как не для того, чтобы возбудить и укрепить в нас обязательство – Не возвращаться к грехам, в которых прощены удаляться неправды, когда оправданы, не отдаваться в плен, когда искуплены, не привлекать проклятия, когда оно снято уже, хранить чистоту и святость, когда очищены и освящены. Правда, в дни святой Четыредесятницы каждый очищал себя по мере сил и усердия, чтобы вступить в Светлую седмицу с бесквасием чистоты и истины, а не с квасом злобы и лукавства; тем не меньше, однако ж, и ныне благовременно внушение об очищении чувств духовных и по святости дней, требующих большего напряжения чистоты, и особенно по тем соблазнам и преткновениям, которые, по странному у нас порядку, в таком обилии неминуемо встречаются нам, преткновениям, от которых не возмогут предохранить никакие сторонние наставления, кроме Христовой мудрости, ниспосылаемой жаждущему и просящему, и непримиримой вражды и ненависти ко всему нечистому или даже только подозрительному в нечистоте. Только в таких руководителях чистота получает безопасное ограждение и силу не только отревать сильные страсти – гнев, тщеславие, невоздержание и другие, но удаляться даже от невинных, по-видимому, удовольствии, развлечений, увеселительных собраний и другого, и вместо того располагать к посещению храмов Божиих, Богоугодных заведений и жилищ несчастных.

Слышим еще в Пасхальном каноне глас Ангела женам-мироносицам: «тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть» (Ипакои). Тогда Воскресение Христово было предметом совершенно новым и необыкновенным. Для уверения в нем нужны были красные ноги благовествующих и проповеднические уста с чудодейственною силою. Ныне в мире христианском истина Воскресения Христова так несомненна и всеобща, что устная проповедь о нем кажется совершенно излишнею и мы не возбуждаем веры, а только соуслаждаемся общею верою, когда повторяем взаимные приветствия: Христос воскресе – воистину воскресе. При всем том и теперь между нами не только благоприлична, но и необходима иного рода проповедь, проповедь не из уст, а из дел и жизни, которая, не говоря ни слова о Воскресении, тем самым, что совмещает в себе силу Воскресшего, убедительнее всякого слова уверяет в истине Воскресения. Эта безмолвная проповедь совершенно походит на то, как возвещают о себе благоуханные цветы. Самих их мы иногда не видим, но, проходя мимо места, где они растут, тотчас по одному запаху заключаем: здесь верно растет такой или такой цвет. Или еще: тихо и покойно течет чистый ручей; но тем самым, что чист, отражает в себе небо, и мы смотрим в воду ручья, а видим небо. Так проповедует о Воскресшем Спасителе тот кто в жизни своей изображает жизнь Христову. Оттого в Священном Писании таковые называются благоуханием Христовым, или такими, в коих вообразился Христос, или кои облеклись во Христа, или еще более – такими, кои уже не живут к тому сами, но живет в них Христос, как бы их собственная жизнь вся пожерта была животом Христовым. Потому глас Ангела: «тецыте и миру проповедите» в отношении к нам то же значит, что: живите так, чтоб вся ваша жизнь была единым словом: Христос воскресе, и чтобы, смотря на вас, весь мир, и христианский, и не христианский сказал: воистину Христос воскресе, потому что видимо живет в том или другом, в том или другом видимо силы деются о нем. Нужно ли объяснять еще, что в основании такой жизни лежит ревность о славе Воскресшего Господа чрез подражание Ему и усвоение себе силы Его Воскресения.

Поется еще в воскресной песни от лица всех нас: «Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем» (Пасхальный канон). Этим выражается чувство совершенного упокоения в Спасителе. И как оно естественно, особенно ныне! Если бы какой благодетельный человек взял к себе беднейшего сироту, воспитал его и образовал, усыновил и доставил ему почетное место, не оставляя, однако ж, к нему своей любви и своего покровительства, то сей сирота в отношении к своему благодетелю не хранил ли бы постоянно одно чувство: он мне – все; при нем я как в стеновном ограждении безопасен и не боюся зла; его попечительная любовь удалит все неприятное прежде, нежели я узнаю о том. В Воскресшем Иисусе Христе человек – беднейший странник на земле – восприят Богом, избавлен от греха, ада, смерти, диавола, усыновлен Богу, почтен обожением естества своего. Не такие ж ли чувства должен и он питать в душе своей в отношении к Воскресшему Господу? «Господь мой и мой: разве Тебе иного не знаю и не расположен знать. В Тебе, Едином Тебе, всецело упокоиваюсь. Я Твой, и Ты, Господи, мой Господь; не боюсь, что сделает мне злоба, целые тьмы злобствующих: ни ад, ни смерть, ни князь тьмы не смеют приблизиться ко мне. Под сению крыл твоих укрываюсь и веселюсь в чувстве безопасности». Так дитя в руках матери не боится целого света и не чает никакого зла. Благословен Бог, порождей нас в упование живо, Воскресением Иисус Христовым от мертвых. Если уничтожены проклятие и грех, если попрана смерть, если разрушен ад и стерта глава исконного врага, то чего еще опасаться? Если столько явлено сил, то сократит ли после сего Господь свою благодеющую десницу?

Вот немногое из многого! Мы извлекли из Пасхальной песни только три чувства: ненависть ко всей нечистоте страстей и грехов, ревность о славе Воскресшего Господа и всецелое в Нем упокоение. И еще много можно бы найти указания на то, как должно настроивать сердце свое для достойного славословия Господа; но и сих трех достаточно, чтобы понять полный образ настроения: даже из них одних может составиться стройная и боголепная песнь. Не трудно заметить, как чувства сии соответствуют разным тонам хорошо устроенной Псалтири. Здесь есть и низший тон: это неприязнь ко всему противному чистоте и светлости Воскресшего,– неприязнь, пребывающая внутрь; есть и средний: это ревность о славе Воскресшего чрез изображение Его свойств в своей жизни, ревность, проходящая небоязненно по земле; есть и самый высший: это упокоение в Воскресшем, досязаюшее до небес и проходящее во внутреннейшая – за завесу. Не трудно заметить также, как все они необходимы для благозвучной песни. Где нет одного, там Псалтирь расстроена и пение становится недостойным торжества: без неприязни к нечистому оно будет козлогласование, без ревности о славе Господа оно будет кимвал звяцаяй и безобразное смешение тонов; без упокоения в Нем оно – гром, который слышен только на земле. Так только душа, исполненная всеми сими чувствами, составляет ныне в себе стройную Ангельскую песнь Воскресшему. Вперив внимательную мысль в Божественный образ Воскресшего, она восприемлет Его чистым сердцем в соразмерной полноте и целости; облекшись как бы в сей чудный образ, она не хочет уже иначе и являться миру, как в Нем, и ходит по земле, как подобие Воскресшего; а чрез упокоение в Нем восклоняется от земли, становится в хор Ангелов и с ними, по подобию небесных сил, поет: Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав. Аминь.

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.

Тропарь Пасхи, глас 5:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Ипакои Пасхи, глас 4:

Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и и обре́тшая ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что́ и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́: тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бога, спаса́ющаго род челове́ческий.

Кондак Пасхи, глас 8:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Задостойник Пасхи, глас 1:

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии рождества́ Твоего.

Ексапостиларий Пасхи

Пло́тию усну́в, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние

ПАСХАЛЬНЫЙ КАНОН, глас 1-й

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев:

Христос воскресе из мертвых (перед каждым тропарем канона)
Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще.

Припев:

Христос воскресе из мертвых
Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Богородичны*:

(Поются со второго дня Пасхи то отдания)

(*Припев к ним: "Пресвятая Богородице, спаси нас", или "Слава...", "И ныне...".)

Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево всенепорочная, и мир просветившаго. Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати всенепорочная.

Песнь 3

Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Богородичны:

На нетленную жизнь прихожду днесь, благостию Рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго. Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай.

Ипакои, глас 4-й:

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте, и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

Ирмос:

На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Богородичны: Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения. Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая, зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй.

Песнь 5

Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Богородичны:

Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание. Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи, Мати радовашеся.

Песнь 6

Ирмос:

Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Богородичны:

Возведеся древле держимое смертию и тлением, Воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево. Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, cшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба.

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Икос

Еже прежде солнца, Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се, бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды)

Песнь 7

Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог, и препрославлен.

Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Яко воистинну священная и всепразднственная, сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Богородичны:

Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, Един благословенный отцев Бог и препрославленный. Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен.

Песнь 8

Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: в оньже благословим Христа во веки.

Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки.

Троичен:

Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех Естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся, и Тя благословим во вся веки.

Богородичны:

Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: темже благословим Его во веки. Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Припев:

Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

Ирмос:

Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Припев:

Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

О, божественнаго! О, любезнаго! О, сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе, Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

Припев:

Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Cило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.

Богородичны:

Согласно, Дево, Тебе блажим вернии: радуйся, двере Господня, радуйся граде одушевленный; радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет из Тебе Рожденнаго из мертвых воскресения. Веселися и радуйся, божественная двере Света: зашедый бо Иисус во гроб, возсия, просияв солнца светлее, и верныя вся озарив, богорадованная Владычице.

Ексапостиларий самогласен

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. (Трижды)

СТИХИРЫ ПАСХИ

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, происходяща.

Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха!Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне:

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим.

Что такое пасхальное богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит пасхальное богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящии Его”.
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходит храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые среду и пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

До конца XVI века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающихся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают: “Воистину воскресе!” Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю Пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Стихира праздника Пасхи Христовой, глас 6:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь, глас 5:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение.

Ночью с 30 апреля на 1 мая, в праздник Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил череду Пасхальных богослужений в Храме Христа Спасителя.

Перед началом Крестного хода Святейший Патриарх по телевидению обратился к пастве:

В эту Пасхальную ночь я сердечно поздравляю архипастырей и пастырей, монашествующих, всех православных верующих, во Отечестве и в рассеянии сущих, с праздником Светлого Христова Воскресения и приветствую всех вас радостным идущим от апостольских времен Пасхальным приветствием: Христос Воскресе!

Я желаю, чтобы радость праздника коснулась каждого сердца, чтобы каждый ощутил радость от встречи с Воскресшим Господом и Спасителем. И пусть эта радость дает силы, мужество переносить все жизненные тревоги, испытания, болезни. Мы должны сознавать, что Господь с нами, а если Господь с нами, то нам не страшны никакие испытания, которые встают на нашем жизненном пути.

Через несколько дней в нашем Отечестве и во всем мире будет отмечаться годовщина окончания самой кровопролитной войны – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая была достигнута ценой неисчислимого количества жертв. Все мы должны помнить тот подвиг, который совершили наши отцы и деды ради освобождения нашего Отечества и все мира от фашизма. Я поздравляю всех вас с этим грядущим праздником. Мы вспоминали об этом беспримерном подвиге, отмечая 20-летие Победы, мы помним о нем сегодня, когда отмечаем 60-у годовщину окончания войны. Пусть же граждане России, отмечая и 80-летие подвига своих отцов и дедов, и последующие юбилеи Великой Победы, вечно помнят о том великом мужестве, которое явил наш народ в борьбе с фашизмом. Это мужество должно воспитывать молодое поколение, которое не знает ужасов войны, не знает тех страданий, которые перенесли их отцы и деды наши, защищая наше Отечество.

Я еще раз желаю всем светлого и радостного праздника Пасхи Христовой. Знаменательно, что и в День Победы, 60 лет тому назад, мы отмечали окончание войны в Пасхальный период. И ныне 60-летие Великой Победы мы отмечаем в дни Пасхальных торжеств, радуясь о Воскресшем Господе Спасителе и веря, что Господь дарует нам и в дальнейшем победу над грехом, дарует нам Свою благодать и Свою милость. Радости о Господе Воскресшем желаю всем вам, мира душевного, здоровья и помощи Божией во всех делах ваших и на всем вашем жизненном пути.

С праздником! Христос Воскресе!

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил Полунощницу и Крестный ход, после чего совершил Пасхальную заутреню и Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и епископ Дмитровский Александр.

На Пасхальном богослужении присутствовали Президент России Владимир Владимирович Путин, председатель Правительства Михаил Ефимович Фрадков, глава Администрации Президента Дмитрий Анатольевич Медведев, Полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Георгий Сергеевич Полтавченко, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, другие видные государственные и общественные деятели.

Патриаршее богослужение транслировалось по центральным каналам телевидения. Перед началом Крестного хода Святейший Патриарх по телевидению обратился к пастве.

Во время Крестного хода епископ Красногорский Савва передал Предстоятеляю Русской Православной Церкви Благодатый огонь, доставленный в Москву из Храма Живоносного Гроба Господня в Иерусалиме.

По древней традиции за Пасхальной заутреней Его Святейшество прочитал Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста.

По окончании заутрени Святейший Патриарх Алексий обратился с Пасхальным приветствием к Президенту России В.В.Путину, руководителям государства и участникам богослужения:

«Христос Воскресе! Я сердечно приветствую Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который несколько дней тому назад посетил Храм Воскресения Христова в Иерусалиме и молился у Живоносного Гроба Спасителя, вознося молитву за Отечество и народ наш. Ваше пребывание ныне на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя для нас особенно знаменательно: Вы как бы передаете благословение от святыни, перед которой молились в дни Страстной седмицы.

В нынешнем году, как и 60 лет тому назад, праздник Победы отмечается в Пасхальный период, когда мы прославляем Воскресшего Господа Спасителя. Отмечая этот общий для всех нас праздник в дни Святой Пасхи, мы снова и снова вспоминаем великий подвиг наших отцов и дедов, которые вместе ковали Победу, не разделяясь ни по национальной принадлежности, ни по религиозным взглядам. Будут проходить десятилетия с этих великий дней, но мы должны помнить о неисчислимых жертвах, которые принес наш народ ради Победы. Памятование об этом всенародном подвиге имеет огромное воспитательное значение для всех нас, особенно для молодого поколения, для тех, на чью долю не выпали те огромные тяготы и лишения, которые вынесли на своих плечах наши отцы и деды.

От всего народа Божия хочу поздравить Вас, Владимир Владимирович, а также Главу правительства, Главу Администрации, Полномочного представителя в Центральном федеральном округе, мэра Москвы с праздником Светлого Христова Воскресения. Пусть радость о Воскресшем Господе укрепляет вас в подвиге служения Отечеству и нашему народу. Дай Бог, чтобы великая дата - 60-летие Победы в Великой Отечественной войне - объединила всех нас в памятовании о том огромном подвиге, который совершил наш народ. Христос Воскресе!».

Перед началом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий сообщил:

«К крестному ходу из святого града Иерусалима был доставлен Благодатный огонь, который по уже сложившейся традиции ежегодно привозится в Москву, а из стольного града рассылается по городам и весям нашего Отечества. И сегодня мы откроем сосуд с этой святыней и дадим возможность сошедшему чудесным образом на Живоносный Гроб Господень огню распространиться среди верующих, а некоторые богомольцы унесут его в свои дома». Затем Его Святейшество возжег свечи от Благодатного огня и раздал их участникам богослужения.

За Божественной литургией было оглашено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

По окончании Пасхальной Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение артоса и еще раз поздравил участников богослужения с Пасхой Христовой:

Поздравляю собратьев архипастырей, всечестных отцов, всех вас, дорогие братья и сестры, с праздником Светлого Христова Воскресения!

Слава Богу, дожили мы до праздника Пасхи и торжественно празднуем и встречаем Воскресшего Господа Спасителя! Я молитвенно желаю всем вам радости о Воскресшем Господе нашем. Желаю, чтобы Он даровал всем вам, семьям вашим, близким вашим мир, здравие душевное и телесное, чтобы каждый из нас чувствовал, что с нами Бог, Который воскрес, Который пришел на землю, совершил искупительный подвиг нас ради человек и нашего ради спасения. Пусть же эта радость о Воскресшем Господе и Спасителе нашем укрепляет нас в жизненных скорбях, трудностях и печалях. Мы должны чувствовать, что с нами Господь, а с Господом нам не страшны никакие испытания.

Я приветствую вас вновь и вновь радостным, идущим от времен апостольских, Пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Светлого, радостного, спасительного праздника Пасхи Христовой желаю всем вам, дорогие братья и сестры!

Президент России Владимир Владимирович Путин направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II поздравление с праздником Светлого Христова Воскресения. В послании говорится:

«Ваше Святейшество! Сердечно поздравляю Вас со Светлым Христовым Воскресением.

Многолетняя плодотворная деятельность на посту Предстоятеля Русской Православной Церкви заслужила Вам высокий авторитет и уважение в обществе. Граждане России ценят Вашу неустанную заботу о сохранении в стране гражданского мира и согласия, развитии межрелигиозного диалога, укреплении духовно-нравственных основ общества.

От всей души желаю Вам здоровья и новых успехов в ответственном служении на благо России».

1 мая, в праздник Светлого Христова Воскресения, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню.

Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Можайский Григорий, Истринский Арсений, Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, Филипппольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, Аркадий (Афонин), Никон (Миронов), Красногорский Савва, Видновский Тихон, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк.

Пасхальная вечерня транслировалась по телевидению.

По окончании богослужения Предстоятель принял традиционные Пасхальные поздравления архипастырей Русской Православной Церкви, представителей Поместных Православных Церквей, клириков и мирян Первопрестольного града Москвы. Поздравляя Святейшего Патриарха от лица Священного Синода и всей Полноты Русской Православной Церкви, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий преподнес Его Святейшеству Пасхальное яйцо с изображениями Пасхи Христовой и двух отмечаемых в нынешнем году славных исторических юбилеев - 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 625-летия Куликовской битвы.

Обращаясь к Предстоятелю Русской Православной Церкви с Пасхальным приветствием, митрополит Ювеналий сказал:

«Сегодня в Пасхальную ночь мы вошли в радость Господа нашего, празднуя Его тридневное Воскресение. И сегодня вечером в радости духовной мы стоим рядом с Вами, продолжая праздновать Пасху Божию спасительную.

В Евангельском повествовании, прочитанном ныне за вечерним богослужением, диссонансом прозвучали слова апостола Фомы, который среди всеобщей радости, услышав от своих собратьев и жен-мироносиц весть о Воскресении Христовом, ответил, что не поверит сей вести, пока сам не приложит руки свои к ранам Спасителя. И мы знаем, что прошло восемь томительных для апостола Фомы дней, прежде чем он воскликнул: "Господь мой и Бог мой" (Ин. 20. 28).

Чем-то подобен ему и наш народ. Не восемь дней, Ваше Святейшество, но пятнадцать лет с жертвенной любовью и воодушевлением Вы проповедуете Евангельское слово в нашей земле, проповедуете народу, который в течение нескольких десятилетий пребывал в атмосфере атеизма. В результате миссионерской, просветительской деятельности Святой Русской Церкви, Предстоятелем которой Вы являетесь, миллионы наших сограждан вернулись к отеческой вере. Но мы знаем, что и до сегодняшнего дня не все могут сказать подобно апостолу Фоме "Господь мой и Бог мой!" Поэтому хочется пожелать многой Божественной помощи Вам как Первосвятителю земли Русской, чтобы и дальше наша Церковь, вдохновляемая Вашим живым примером, Вашим самоотверженным, жертвенным служением, продолжала обращаться к тем, кто не познал еще радости Богообщения, дабы во благовремении они смогли сказать вместе с Христовым учеником: "Господь мой и Бог мой".

Позвольте в этот Пасхальный вечер горячо и сердечно приветствовать Вас от лица Священного Синода, от епископата Русской Православной Церкви, Синодальных учреждений, Духовных школ, святых обителей и многомиллионной паствы Вашей, в России и в рассеянии сущей, от представителей Православных Поместных Церквей при Вашем Патриаршем престоле. Мы молимся Господу Жизнодавцу, чтобы он умножал до бесконечности Ваши силы для того, чтобы и дальше Вы вели нашу Церковь ко спасению людей, к возрождению духовной жизни в Отечестве. Христос Воскресе!».

Святейший Патриарх обратился к митрополиту Ювеналию и всем собравшимся с ответным словом:

«Ваше Высокопреосвященство, я сердечно благодарю Вас за поздравление, которое Вы передали от имени членов Священного Синода, от лица епископата нашей Церкви, представителей Поместных Православных Церквей, находящихся в Москве, обителей земли Русской, Синодальных отделов, Духовных учебных заведений и всей Полноты нашей Святой Церкви. Спасибо Вам, Вы всегда вкладываете в Пасхальный дар особое содержание. И в этот раз в нем отражены два юбилея, которые мы отмечаем в этом году. Ваш нынешний Пасхальный дар напоминает сегодня не только о Светлом Христовом Воскресении, но и о двух славных годовщинах нашей истории - 60-летии Победы в Великой Отечественной войне и 625-летии Куликовской битвы.

Все мы осознаем живую связь с историей нашей страны. Только в единении с нею мы по-настоящему можем ощутить, что являемся преемниками и наследниками наших славных предков. Среди них – сонм православных подвижников, в числе которых преподобный Сергий, благословивший святого великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а также миллионы русских воинов, которые отдали свои жизни, защищая наше Отечество. 60 лет прошло со дня Великой Победы, но думаю, что и далее, на протяжении многих лет, народ России будет хранить память о беспримерном подвиге, который явили наши отцы и деды, встав на защиту Отчизны от фашизма и отдав свои жизни ради Великой Победы. Победа была достигнута дорогой ценой – за нее пожертвовали своими жизнями многие миллионы наших соотечественников.

Благодаря беспримерному подвигу наших отцов и дедов мы имеем сегодня возможность строить обновленную жизнь нашей России и созидать дело ее духовного возрождения. Его зримым символом стал Храм Христа Спасителя, в котором мы совершаем Пасхальные богослужения. Сегодня в Пасхальную ночь в беседе с мэром Москвы Ю.М.Лужковым мы говорили о том, что если бы не было Храма Христа Спасителя, нам негде было бы совершать такие масштабные богослужения, на которые стекается множество верующих, и должным образом отмечать памятные даты истории нашей страны.

Но возрождаются сотни и тысячи других храмов России и ее столицы. Вчера, в преддверии Пасхи, я по традиции посетил девять приходов города Москвы в новых, так называемых "спальных", районах. В одном из них первое богослужение состоялось в праздник Пасхи Христовой. Я увидел сотни людей, стекающихся к этому храму, начинающему свою молитвенную жизнь, свое служение нашему многострадальному народу.

Еще не всех людей коснулась весть о Воскресшем Господе Спасителе, многие еще не могут вместе с апостолом Фомой воскликнуть: "Господь мой и Бог мой". Поэтому архипастыри и пастыри должны не ослабевать в служении и подвигах, просвещая светом веры Христовой наших соотечественников. Миссионерская деятельность Церкви – сегодня одно из ее главнейших служений. Отрадно, что уже сейчас мы можем свидетельствовать: все больше и больше людей в России осознают, что без Бога нельзя жить, и возвращаются в ограду Церкви Христовой, где молились, находили утешение и духовную поддержку их предки.

На протяжении тысячелетней истории России Православная Церковь всегда была со своим народом, разделяя его трудности и его радости. Так было в прошлом, так будет и в будущем. И мы надеемся, что наши общие усилия будут и дальше приносить добрые плоды. Я молитвенно желаю Вашему Высокопреосвященству, всем архипастырям и пастырям, монашествующим, труженикам на ниве духовного просвещения, миссионерам нашей Церкви, представителям Поместных Православных Церквей, которые вносят свой вклад в просвещение нашего народа, чтобы Господь всем нам дал силы и мужество совершать это служение и сподобил нас увидеть, что слова наши и наши усилия находят отклик в сердцах и душах соотечественников.

Радость Пасхи Христовой разделяют с нами миллионы людей, проживающих на просторах России от Дальнего Востока до западных границ нашего Отечества и в рассеянии сущих. Много наших соотечественников в силу различных обстоятельств оказались за рубежом. В странах, где они проживают, создается все больше православных приходов. В них наши соотечественники обретают живую связь со своей Родиной, получают возможность почувствовать, что они не сироты, что они не одиноки, хотя и живут в чужой земле, среди людей иного языка, иной культуры, других религий. Наши соотечественники за рубежом получают в Церкви укрепление сил, заряд духовной бодрости, которые им так необходимы.

Спасибо всем, кто сегодня в этот вечер первого дня Пасхи Христовой разделил с Нами молитву за Пасхальной Великой вечерней. Да укрепит всех нас Воскресший Господь Своей благодатию в несении жизненного креста, в возрастании в христианских добродетелях, чтобы жизнь наша являла пример окружающим, как о том сказал Господь: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного" (Мф 5. 16).

В заключение я хочу еще и еще раз приветствовать всех вас радостным Пасхальным приветствием. Оно переходит из рода в род, из поколения в поколение. Оно пришло к нам от времен апостольских, утешает, дает надежду и веру, что Воскресший Господь пребывает с нами. А если Господь с нами, а мы – с Господом, то нам не страшны никакие трудности, тяготы и испытания. Христос Вокресе! Воистину Воскресе!»

Участники богослужения получили Первосвятительское благословение и обменялись с Предстоятелем Церкви традиционными Пасхальными подарками.

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца,
так и нам ходить в обновленной жизни.
Рим. 6, 4

Возлюбленные о Христе Воскресшем Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, боголюбивые чада нашей Святой Православной Церкви! Приветствуя каждого из вас пасхальным целованием, обращаю к вам полные неизреченной радости слова:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Величайший из праздников празднуем мы сегодня, прекраснейшее из торжеств торжествуем. Светлая пасхальная радость, сияющая в наших сердцах, согревает нас среди земных забот, вдохновляет на жизнь в добре и любви, дарует нам предчувствие собственного грядущего воскресения.
Всем отверзает Господь благодатный источник этой радости и не спрашивает сегодня, в который час кто вышел на делание свое. Знает Он верных Своих, трудившихся от первого часа, но знает и то, что пришедшие к одиннадцатому часу преодолели, быть может, самую трудную часть пути. И нет дела более угодного Богу, чем принести эту святую радость тем, кто ее не знает, чьи души еще не озарил нетленный свет Пасхи Христовой. И эта светоносная, преображающая, животворящая радость отвалит камни от гробов, в которых запечатаны их души.

Обращая ликующие пасхальные песнопения к Восставшему из мертвых, Первенцу среди умерших (1 Кор. 15, 20), мы и в самих себе ощущаем чудо совоскрешения: мы более не мертвы духовно, но Живы благодатию Божией, искупившей нас от греха и смерти, соделавшей нас во Христе новым творением.

Это чудо творит любовь Воскресшего Спасителя, победившего смерть Крестным Подвигом. Для спасения человечества, отступившего от Божия замысла, Сотворивший Жизнь сошел во ад, смирив Себя до смерти, даже до смерти крестной, и даровал нам Новую Пасху - таинственный переход от смерти к Жизни, от тьмы к свету, от земли к вечному Царству Божию. И этот переход открывается для нас уже в этой нашей временной жизни, если мы в земном своем странствии через молитву и смиренное принятие воли Божией, через дела милосердия и служение ближним соединяемся со Христом.

Освобождаясь из греховного плена, всеми силами устремляясь к сияющему свету Христову, мы делаем прекраснее нашу жизнь, ибо умножаем в своей душе вечные богатства - по слову Писания: «Собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 20-21).

Откровение о том, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), - это величайший дар Воплотившегося Сына Божия человечеству. Любовь преображает, очищает и освящает все вокруг нас. И мы, следуя заповеди Спасителя о жертвенной, самоотверженной любви к людям, приобщаемся к Божественной любви, которая, разгоревшись в наших сердцах, неугасимой пасхальной радостью наполнит и всю нашу Жизнь. Тогда исполнятся на нас апостольские слова: «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4, 7).

Будем же идти путем спасения неленостно и неуклонно. Да, сей путь всегда бывает тернист и узок. И не случайно многие в окружающем нас мире ушли с этого пути, затуманив свой духовный взор стремлением к власти и славе, комфорту и обладанию земными сокровищами, безудержному потреблению и бесконечным развлечениям. Церковь знает, что такая дорога ведет человека в тупик и никогда не сделает его счастливым. Путь же Христов, путь крестоношения и воскресения, приводит нас к свету, воссиявшему от живоносного Гроба Господня. Жить в этом свете - значит побеждать любую скорбь и печаль, иметь полноту мира и радости.

Возлюбленные! Будем по завету апостольскому «ходить в обновленной жизни». Отринем вражду и распри, греховные привычки и душевную расслабленность. Каждым днем и часом нашей жизни исполним заповедь Христову: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Среди нас множество людей, остро нуждающихся в помощи и заботе. Это наши пожилые сограждане, жертвы войн, преступлений и стихийных бедствий, те, кто страдает от болезней, бедности, одиночества, сиротства, бездомности. Принесем каждому из них как пасхальный дар нашу деятельную любовь, наши лепты и труды милосердия.

«День Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, - пишет святой Иоанн Златоуст, - основание мира, начало примирения, прекращение враждебных действий, разрушение смерти, поражение диавола». Пусть Пасха Христова водворит мир там, где льется кровь и разгорается ненависть. Пусть все люди Земли протянут друг другу руку братства и соработничества на общее благо. Заверяю каждого, что Русская Православная Церковь будет трудиться во имя благословенного примирения и согласия всего человеческого рода. В этом служении мы неизменно открыты к совместным трудам с государством и многоразличными общественными силами, с людьми разных вер и убеждений.

Через несколько дней мы будем торжественно отмечать 60-летие победы в Великой Отечественной войне. В те тяжелые годы, на грани жизни и смерти, в душе народной с новой силой пробудилась святая православная вера. Для многих наших соотечественников это стало началом новой жизни - жизни во Христе. Тогда светозарный Праздник Пасхи Христовой также пришелся на майские дни и предшествовал всенародному празднику Великой Победы. Христос Спаситель благословил обратившихся к Нему людей Своих миром (Пс. 28, 11).

Всех же священнослужителей, монашествующих и мирян нашей Святой Церкви вновь и вновь прошу совершенствоваться в вере и добрых делах, «дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 4, 11).

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

1 мая, в день праздника Пасхи Христовой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к телезрителям с Пасхальным приветствием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

От всего сердца поздравляю всех вас со светлым праздником Святой Пасхи.

Своими крестными страданиями и Воскресением Христос искупил человечество, освободил каждого из нас от рабства греху, победил смерть и открыл людям путь к Небесному Отцу. Этот нелегкий, но спасительный путь лежит и через наши отношения с ближними. Вот почему радость пасхального торжества для нас будет полной, если мы поделимся этой радостью с теми, кто окружает нас в нашей повседневной жизни: с родными и близкими, друзьями и знакомыми. Пусть в эти святые дни утихнут ссоры и взаимная вражда, а в душах воцарятся мир, любовь и уважение друг к другу.

Давайте не забудем и тех, кто скорбит, кто болен, всех, кто нуждается в нашей поддержке и человеческом участии. Согреем их братской любовью! Ведь и Христос пришел в мир, принял страдания, воскрес из мертвых именно для того, чтобы мы «имели любовь нелицемерную».

Через несколько дней наша Родина и весь мир будут отмечать 60-летие Победы. Война принесла нашему народу неисчислимые страдания. Люди моего поколения помнят, что в военные годы возродилась вера, в открывшиеся храмы потянулись люди, прошедшие окопы и концентрационные лагеря. И среди тех, кто сегодня празднует Светлое Христово Воскресение есть те, кто прошел фронтовые испытания или детьми и подростками пережил ужасы войны. Пусть теперь в их сердцах царит мир. Пусть их старость будет достойной. Об этом должны позаботиться новые поколения – их дети и внуки.

Пасху Господню вместе с нами празднуют миллионы православных за пределами России – на Украине и в Белоруссии, в балтийских государствах и Западной Европе, по всему миру. Мы молимся о том, чтобы разделения, конфликты и расколы, не омрачали жизнь наших единоверцев. Я призываю власти и политиков, которым вверены судьбы людей, помнить об их ответственности перед Богом и историей.

Желаю вам, дорогие братья и сестры, помощи Божией во всех ваших благих делах и начинаниях, мира и счастья вашим домам, светлой радости о Воскресшем Господе. С великим праздником вас!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества.
Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего.
Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий.
Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг.
Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует.
Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается.
Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.
Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит.
Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите.
Богатии и убозии, друг со другом ликуйте.
Воздержницы и ленивии, день почтите.
Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь.
Трапеза исполнена, насладитеся вси.
Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости.
Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.
Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть.
Угаси ю, Иже от нея держимый.
Плени ада, Сошедый во ад.
Огорчи ада, вкусивша плоти его.
И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле.
Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть.
Огорчися, ибо умертвися.
Огорчися, ибо низложися.
Огорчися, ибо связася.
Прият тело, и Богу приразися.
Прият землю и срете небо.
Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше.
Где твое, смерте, жало?
Где твоя, аде, победа?
Воскресе Христос, и ты низверглся еси.
Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются Ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.
Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть.
Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Христос воскресе!

Святой апостол Павел в одном из своих посланий говорит: если не воскрес Христос, то мы самые несчастные из всех людей... И действительно, если не воскрес Христос, то вся наша вера, все, что мы называем нашим духовным опытом, построено на лжи или на иллюзии.

И Христос воистину воскрес! Об этом мы знаем личным опытом; не только десятки, не только тысячи, но миллионы людей опытно в своей жизни испытали живое присутствие и прикосновение Самого Христа. Но мы верим также и в Его плотское, телесное воскресение, о котором свидетельствуют апостолы, говоря, что повествуют о том, что они своими глазами видели, своими ушами слышали, своими руками осязали (1 Ин. 1, 1).

И действительно, жены-мироносицы пришли ко гробу и нашли, что камень был отвален от гроба, и ангел призвал их войти и засвидетельствовать, что гроб пуст; за ними Петр и Иоанн пришли и также обнаружили пустой гроб и пелены, которыми был обвит Христос, лежащие опустошенными, пустыми, потому что тела Христова там уже не было. И вновь явился Христос Своим ученикам: Он с ними ел, Он с ними говорил, они прикасались Его воскресшему телу, они опытом своим, телесным опытом дознались, что Христос – не дух, не привидение, а воскресший плотью их Учитель, победивший смерть. И правда: что в этом удивительного? Если мы действительно верим, что Христос был Сын Божий, Сам Бог, пришедший плотью для спасения мира, то трудно поверить в Его смерть, но легко поверить в Его воскресение. Как мог Христос умереть телом, будучи самой Жизнью, как мог бы Христос остаться в плену у смерти, будучи Жизнью торжествующей, вечной?! Поэтому с радостью и верой будем друг друга приветствовать, зная, что воскрес Христос плотью Своей и что в этом – обещание нашего воскресения, в свое время. Смерть перестала быть для нас предметом страха: она – разверзающаяся дверь в вечность; и когда придет время, глас Божий, который призвал все существующее в бытие, загремит, и воскреснем мы все плотью и духом, и воспоем Господу вечную песнь радости, торжества и благодарения!

Христос воскресе!

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити

В ночь с 11 на 12 апреля в нижнем приделе строящегося храма в честь преподобного Сергия Радонежского города Липецка состоялось Пасхальное богослужение.

Настоятель протоиерей Сергий Косых в сослужении клириков храма совершил полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие церковного годового круга и самый большой православный праздник.

Слово «Пасха» в переводе с греческого означает избавление. В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя от рабства греха, славим воскресшего Господа, даровавшего нам жизнь и вечное блаженство.

Воскресение Христово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

По завершении полунощницы, которая была совершена перед Плащаницей Спасителя, под умилительное пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе…» верующие прошли крестным ходом, символизирующим шествие глубокой ночью ко гробу Спасителя жен-мироносиц.

В эту светозарную ночь представители прихода во главе с иереем Александром Золотаревым доставили из Липецкого аэропорта Благодатный огонь, который сошел в Великую Субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Из Москвы до Липецка великую святыню сопровождала делегация представителей епархии во главе с иереем Алексием Шумаковым.

Верующие имели возможность зажечь свои свечи и лампады от Благодатного огня, чтобы освятить им свои жилища.

По традиции, Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17), повествующее о воплощении Слова Божьего, за Божественной литургией читалось на церковнославянском, русском, латинском, еврейском, немецком и таджикском и языках.

За богослужением было оглашено Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви и Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского, всем пастырям, монашествующим и верным чадам епархии.

После заамвонной молитвы был освящен артос, который за Божественной литургией в субботу Светлой седмицы раздадут верующим. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими, как духовное врачевство от болезней и немощей.

По завершении богослужения настоятель храма протоиерей Сергий Косых поздравил прихожан с праздником Светлого Христова Воскресения. «Пусть радость о Воскресшем Христе всегда живет в ваших сердцах, – подчеркнул он. – Делитесь этой радостью друг с другом словами «Христос Воскресе!», утверждая тем самым непреложную истину о Воскресении Христа из мертвых, о победе жизни над смертью».