Записывают ли ангелы зикр сердца? Суфийская практика зикр: что это такое.

Слово ЗИКР означает вспоминание о Божестсвенном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием. Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикра помогает очистить тело, ум и дух человека. Также пение Зикра используется в суфийской традиции как метод целительства.

Зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Практика ЗИКРа

Красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикров - «Ишк Алла - Мабут Алла» - Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований - «Лаа илааха илль Аллаа» - Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные групповые практики с использованием зикра: в кругу сидя или стоя.

При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.

Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас». Такая связь и искренняя, личная осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».

Повторение божественных имен - зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:

Он Бог, нет Бога, кроме него,

Милосердный,

Милостивый,

12) Творец

13) Создатель

29) Судия

30) Правосудный

31) Милующий

47) Мудрый

48) Любящий

49) Славный

52) Истина

53) Защитник

59) Созидатель

79) Благой

91) Всевидящий

98) Ведущий правильным путем.

99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” - для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Виды зикра

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Подготовка к зикру

Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры

Кружащиеся дервиши в Стамбуле

В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.

Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.
Варианты, модификации зикра весьма разнообразны

В соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством Шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх дает определенную медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением определенных молитвенных формул. На фоне их могут даваться и дыхательные техники.

Формулы зикра

Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).

Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д. Согласно Аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра

Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной — 101, 1001 и т. п.
Стадии зикра

Согласно Ибн "Ата" Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана "ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн "Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Зикр: что это такое и для чего используется? Это понятие дословно переводится, как «воспоминание о божественном». Считается, что эта практика развивает осознанность и помогает очиститься от негатива, выйти на более высокие энергетические вибрации. Поговорим об особенностях зикра.

Зикр - это суфийская практика, песнопения в определенном ритме, которые сопровождаются движениями и правильной техникой дыхания.

Считается, что разные эмоции человека выводят его энергетический потенциал на определенную частоту вибраций. Негативные чувства: гнев, зависть, обида, раздражение, страх и другие понижают энергетические вибрации, позитивные - любовь, благодарность, принятие - повышают.

Поэтому цель исламской духовной практики - исцелить сознание человека от травм и негатива, заставить его перейти на более высокие энергетические вибрации, очистившись от всего, что этому мешает.

В исламе зикр очень распространен. Практика заключается во входе в медитативное состояние при помощи особых техник дыхания и телодвижений, сопровождающихся многократным напевом молитв.

Практика зикра

Эффективность зикра заключается в том, что во время практики человек выполняет совокупность действий. Он и читает молитвы, и работает с телом, и следит за правильной техникой дыхания. Всё это вместе позволяет достичь хорошего результата в работе с подсознанием.

Важные моменты и особенности практики:

  1. Самый известный и наиболее часто используемый зикр - молитва «Ишк - Мабут Алла», что дословно переводится как «Бог есть любовь». Есть и другие тексты, которые подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую человек хочет решить.
  2. Чаще всего у суфиев практикуют групповые медитации. Люди становятся или садятся в круг, действуют синхронно. Это значительно усиливает эффективность практики, потому что создается мощный энергетический потенциал.
  3. Очень важно следить за дыханием. Считается, что вдох и выдох символизируют жизнь и смерть соответственно. Поэтому к дыхательным практикам суфийцы относились очень трепетно и внимательно.
  4. При помощи зикра можно раскрыть свой творческий потенциал, окунуться в собственный внутренний мир и лучше познать себя, найти Бога в себе и обрести с ним связь.
  5. Тексты молитв для суфийских практик берутся только из Корана. Поэтому чаще всего они применяются именно мусульманами. Если вы относите себя к другой религии, лучше читать свои молитвы, потому что для результата требуется искренняя вера в того Бога, которому вы поклоняетесь.

Главная цель зикра - помочь человеку обрести связь с Богом, ощутить божественное внутри себя, впустить веру в свое сердце. Если это получается, вы обретаете мощную энергетическую поддержку, убиваете негативные эмоции и дарите себе постоянное чувство безопасности.

Разновидности зикра

Есть несколько видов суфийских практик, которые различают по способу взаимодействия с Богом.

Они следующие:

  1. Джали - поминание вслух. В этом случае человек произносит молитвы громко и четко, концентрируясь на звуковых вибрациях, которые выходят из его гортани.
  2. Хави - поминание в мыслях. В этом случае молитвы произносят мысленно, полностью концентрируясь на ощущениях тела, погружаясь вглубь собственного подсознания.
  3. Коллективные зикры - работа в группе. Важно при этом, чтобы все участники практики соблюдали определенные позы и следили за дыханием, оно должно происходить в унисон.

При работе в группе обязательно нужен наставник, который будет контролировать процесс и помогать участникам глубже погрузиться в медитацию. Руководитель (шейх) следит и за тем, чтобы люди не симулировали, а полностью соблюдали технику.

Посмотрите видео

Всевышний говорит:

«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно».

Зикр означает вспоминать, поминать, не быть в состоянии беспечности и забывчивости. Зикруллах это поминание Аллаха. Единственный способ приблизиться к Аллаху – непрерывно поминать Его. В одном из священных аятов сказано: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас».

Зикр может осуществляться как сердцем, так языком или телом.

  • Зикр языком - это поминание прекрасных имен Всевышнего Аллаха, Его восхваление и прославление, чтение книг и молитв.
  • Зикр сердцем - это поминание сердцем и душой.
  • Зикр телом - это использование всех частей тел для выполнения божественных повелений и сохранение их от всего запретного.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «У меня с Аллахом есть такой промежуток времени, когда ко мне не может подойти никто, даже приближенные ангелы и посланные пророки».

В другом священном аяте Господь говорит: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?». Потому что действие поминания Аллаха на сердце верующего подобно действию эликсира. Также как эликсир, соприкасаясь с медью, превращает ее в золото, которым она останется навсегда, так же и эликсир божественного величия, соприкасаясь с сердцем верующего, очищает его от всего плохого и превращает в драгоценный камень божественного света, коим сердце останется навечно. Поэтому, чтобы показать, что влияние поминания Господа на сердце верующего подобно влиянию эликсира на металлы, а также, чтобы указать на то, что высшие духовные степени достигаются только через поминание Аллаха, Всевышний Аллах сказал, что сердца достигают спокойствия и покоя, только поминая Аллаха. Именно поэтому неверующие и беспечные люди, не поминающие Аллаха и не возвысившиеся до Его познания, никогда не избавятся от волнений и не достигнут душевного спокойствия. По этому поводу Господь сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. И скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?». Аллах скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению».

Именно поэтому Господь также сказал: «Ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете». О важности поминания Аллаха передано много хадисов. Вот некоторые из них: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Пример того, кто поминает Господа, и того, кто не поминает Его, подобен примеру живого и мертвого».

В хадисе поминающий Господа верующий сравнивается с живым человеком, а беспечный с мертвецом. Поминающий Творца верующий человек тем самым показывает свою живость. Тот же, кто беспечен и не думает о поминание Аллаха, ничем не отличается от мертвеца.

«Пример дома, в котором поминается Аллах, и дома, в котором Он не поминается, подобен примеру живого и мертвого».

Схожесть живого человека и того, кто поминает Аллаха, в том, что и тот и другой люди, приносят пользу, помогают другим и т.д. Схожесть же того, кто оставил поминание Аллах и мертвеца в том, что они оба внешне бездвижны, находятся на ложном пути.

Согласно риваяту от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Величественный и Могущественный Аллах говорит: «Я рядом с мнением Моего раба обо Мне (Проявление Моей воли зависит от того, как Меня видит Мой раб). Когда Мой раб поминает Меня, то, несомненно, Я с ним. Если он помянет тихо в своей душе, то Я отвечу тем же. Если он помянет меня в обществе людей, то Я помяну его в лучшем обществе ангелов. Если Мой раб приблизится ко Мне на пядь, то Я приближусь к нему на аршин. Если он приблизится ко Мне на аршин, то Я приближусь к нему на сажень. Если он пойдет ко Мне, то Я побегу к нему».

Такие меры измерения, как пядь, аршин и сажень, использованные в хадисе, чтобы показать близость Аллаха к своему рабу, в отношении Аллаха использованы в исключительно метафорическом смысле. То же самое можно сказать и о слове «бежать», использованном в отношении Аллаха лишь в качестве метафоры.

Все эти священные аяты и хадисы говорят о том, что после выполнения пяти обязательных намазов, а также дополнительных намазов (упорядоченная сунна – намазы, совершаемые до и после обязательных намазов), все время нужно посвящать поминанию Всевышнего Аллаха. Не нужно быть занятым ничем другим, кроме как поминанием Всевышнего Господа. Во время еды, сна или прогулки – в любое время нужно заниматься поминанием. Потому что для поминания нет специального времени. Рабу Аллаха приказано всегда заниматься поминанием. Так как намаз самое достойное из всех видов поклонения, его нельзя совершать всегда и везде. Однако, поминанием в сердце можно заниматься в любое время и в любых условиях. Ведь по этому поводу в Священном Коране сказано: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли».

Поэтому счастье, спокойствие и душевный покой каждый человек сможет найти лишь в поминании Всевышнего Аллаха. По возможности, стоит заполнять все время поминанием Всевышнего Аллаха. Нельзя проводить ни минуты в беспечности.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Религиозное воспитание пока еще не стало массовым. Лишь немногие родители уделяют должное внимание вопросам веры, разговаривая со своими чадами. Потому даже мусульмане путаются, когда их спрашивают, что такое зикр. Мы как-то больше привыкли слышать и говорить слово «молитва». Оказывается, обращение к Аллаху бывает разным. Давайте разберем подробно, что такое зикр, когда и как его читают. Зачем вообще придумана такая странная молитва.

Несколько слов о вере

Как вы уже поняли, речь пойдет об исламе. Чтобы читатель понял некоторые тонкие моменты, необходимо обратиться к сути мировоззрения мусульман. Согласно традиции, все в мире происходит по воле Аллаха. Люди, воспитанные в строгой религиозной традиции, даже помыслить не могут о возмущении. Они принимают волю Всевышнего со смирением и благодарностью. Это необходимо усвоить современному человеку, иначе не будет понятно, что такое зикр. Загляните в глубину души: часто вы благодарите Господа за неприятности и неудачи? В славянской традиции нет такой всеобъемлющей покорности, как в исламе. Оттого мы порой недопонимаем друг друга. Мусульмане живут просто: что нынче есть, то дал Аллах. Нужно поблагодарить и попросить больше. Всевышний постоянно присматривает за своими детьми. Он обязательно даст возможность как-то изменить жизнь, если сумеешь поменьше грешить. Суть в том, чтобы постоянно удерживать в душе образ Всевышнего, не терять связи с ним. Когда следуешь путем Аллаха, остаешься безгрешным. Нужно только удерживать нить, которая связывает с ним твою душу. Зикр, читаемый ежедневно, позволяет быть рядом с Аллахом, постоянно слышать его повеления и советы. Это своеобразное восхваление Всевышнего, направленное на то, чтобы его образ был все время в душе, не стирался обыденной суетой. Если разобрать глубже, что такое зикр, то выясним: это один из способов медитации или самовнушения.

Зачем верующим чтение зикра?

Мы все о чем-то мечтаем, считая, что исполнение заветного желания принесет счастье. Кто-то грезит о деньгах, другим нужна земная любовь, третьи стремятся к карьерному росту. У каждого своя идея фикс. Получив желаемое, внезапно осознаем, что чувство радости быстротечно. Впереди уже маячит новая цель. А в душе опять укореняется привычное разочарование, страх не достичь чего-то и тому подобное. И так может продолжаться всю жизнь. Она превращается в постоянное недовольство, вызванное чувством неудовлетворенности. Бегут годы, а счастье все так же далеко, как в юности. А ведь приходим мы в этот мир совсем за другим. Его для людей создал Всевышний, а они в гордыне своей даже не успевают поблагодарить, насладиться этим совершенством. Чтобы его увидеть и понять, следует сделать малое - успокоить душу, отодвинуть постоянно меняющиеся желания в дальний угол. Для этого используют зикр в исламе. Короткая молитва помогает вернуться в настоящую реальность, удержать мысль о благодарности Небесам за планету и все, что здесь есть. Она успокаивает душу, умиротворяет, позволяет смотреть на все происходящее философски, принимать события такими, как есть, да еще и оценивать их правильно. Зикр, читаемый регулярно, структурирует мысли, избавляет от суетности и тревог.

Виды зикра

В исламе считают, что всегда надобно поминать прекрасные имена Аллаха. Разделяют три вида зикра. Он может осуществляться языком, сердцем и всем телом. Что имеется в виду? Когда верующий читает священные слова или просто Всевышнего - это зикр языка. Как правило, с него начинается день мусульманина. В Коране есть такая строчка: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно». Потому в мыслях должен постоянно присутствовать Всевышний. Так, человек может ощущать с ним связь непрерывно. Зикр сердца - это молитва без слов. Такому способу необходимо учиться, само ощущение движений души не приходит к человеку. Сначала верующие говорят устами, следя за своими чувствами. Только спустя много времени они понимают, что такое зикр сердца. Последний вид - это восхваление Аллаха всеми частями тела. Направлены эти короткие молитвы на то, чтобы быть постоянно душой рядом со Всевышним, слышать его волю, не грешить, не поддаваться соблазнам. Разные ветви ислама выработали собственные традиции. Читать их положено по-арабски. Но народы используют и собственные языки для молитвы. А уж зикр сердца вообще не требует слов. Давайте поговорим о традициях разных народов.

Групповое восхваление Аллаха

Говорят, что ни селение, то свой норов. Зикры используют все народы, исповедующие ислам. Но у каждого есть свои особенности. Чеченский зикр - это особенный танец, сопровождающийся хоровым «пением». Мужчины во множестве движутся по кругу, произнося имена Аллаха. Как говорят сами участники мероприятия, чеченский зикр наполняет всех силами, позволяет забыть об усталости, страхе, гневе. Широкая известными такие своеобразные молитвы стали во время войны. Людей удивляли мужские хороводы. Однако у них очень древня традиция. Так представители этой народности заряжаются отвагой, чтобы отстаивать права своей общины. Зикр, произнесенный вместе, сплачивает людей. У каждого в душе возникает невероятное чувство общности, позволяющее рисковать. Зикр используют, как особый вид объединительной психологической практики. Молитва необходима людям, жившим испокон веков в очень сложных условиях. Им необходима уверенность в том, что Всевышний не забыл об их народе, присматривает за слабыми, поможет в трудной ситуации. В зикре - танце принимают участие воины. Им отстаивать общину, рискуя жизнью. В таких обстоятельствах очень важна уверенность в том, что рядом верный друг, который не бросит на произвол судьбы. Немного иначе выглядит зикр ингушский. В том ритуальном танце также участвуют лишь мужчины, но движения его не так экспансивны. Цели же все те же - вместе приблизиться ко Всевышнему.

Суфийская практика - зикр

Пение, сопровождаемое танцевальными движениями, используется для воспитания духа, наполнения организма божественными вибрациями. Суфийские зикры бывают индивидуальными и групповыми. Последние привлекают особое внимание своей красотой, и действенностью. Суфии уверены, что звуки помогают очистить тело, ум и душу человека. Эту практику применяют в целительских целях. Зикр в исламе - это способ приблизится к Всевышнему. Суфийская практика имеет несколько иную направленность. Занимаясь пением зикра, человек наполняет свое пространство божественностью, создает храм. Заниматься методикой рекомендуется под руководством духовного наставника. Он разъяснит, как готовиться к мероприятию, чтобы получить правильный эффект. Суфии считают важной подготовительный этап. К групповому зикру допускаются только люди, сумевшие принять аскетический образ жизни, имеющие искреннее намерение следовать по пути просветления. Рекомендуется пользоваться ароматическими маслами, наряжаться в ритуальные одеяния. Суфийские зикры - это праздник для посвященных. Они вместе создают особое пространство. Допускать к такому творчеству людей, неподготовленных, не рекомендуется. Участники создают единое пространство, которое любой может перенапрячь или разрядить.

В чем состоит суть зикра у суфиев

Философский смысл практики состоит в том, что вся сущность человека открывается для божественного. У суфиев тоже различают три виды зикра. Молитва произносится ежедневно. Чаще всего встречается такой текст: «Лаа илааха илль Аллаа». Это сочетание звуков означает: «Нет Бога, кроме Бога». Зикр, слова которого приведены, рекомендуется произносить как можно чаще. Он является и отдельной практикой, и подготовкой к групповому мероприятию. Суфию важно вырасти до зикра сердца. Это состояние, когда слова уже не нужны. Подумал о Всевышнем - в душе сразу появляется свет, говорящий о связи с ним. Групповой зикр - это уже третий уровень, самый сложный. В единении с Аллахом участвуют ум, тело и дух. Проводится он под руководством наставника. Одетые в ритуальные наряды, люди собираются в специальном помещении, где и проводится мероприятие. Цель его - создать атмосферу единения со Всевышним, особое пространство, наполненное божественными энергиями. Считается, что подтверждается практикой, что оно оказывает оздоравливающий эффект на участников. В процессе молитвы упоминаются имена Аллаха, взятые из Корана. В этой книге их насчитывается девяносто девять. Зикр направлен на то, чтобы участники полностью сосредоточились на Боге, открылись ему. Танец-молитва выполняется продолжительное время. Это необходимо для достижения концентрации всеми членами группы.

Как читается зикр

Расскажем для тех, у кого нет духовного наставника, как проводится эта молитва. Зикр начинается с произнесения фразы «ла илаха илла-Алаху». Это начало «шахада» (мусульманского символа веры). Если молитесь в одиночестве, то сядьте на коврик, скрестив ноги. Групповые зикры сопровождаются кружением дервишей или иными ритмичными упражнениями. За первой фразой следуют имена Аллаха. Произносят их ритмично, сосредоточенно, пока не достигнут проникновения слов в каждую клеточку тела. Описать его сложно. Но вы должны полностью отрешиться от обыденных мыслей. Это только первый этап. Продолжайте молитву. Пение приведет к тому, что организм начнет наполняться ощутимым светом. Как правило, читают зикр нечетное количество раз, к примеру, 201, 2001 и тому подобное. Групповой медитацией обязательно руководит шейх (учитель). Он выстраивает или усаживает участников и задет ритм и порядок движений. Считается, что энергия должна распространятся от сердца по всему телу. Для этого подбираются упражнения. В зикре иногда употребляется урезанное имя Всевышнего «лаху» и его формы. С ним следует быть осторожнее, а начинающим суфиям рекомендуется избегать использования таких формул. Иногда во время групповой медитации участники впадают в транс. За их состоянием следят наставники, помогая прийти в себя, если это необходимо.

Как молиться каждый день

Дорога к духовному просветлению трудна и ухабиста. Но с чего-то начать необходимо. Зикры на каждый день рекомендуются, как правило, наставниками. Коли таковым не обзавелись, то не мудрите, а обратитесь к Корану. Все исламские практики основаны на его текстах. Потому нельзя выдумывать отсебятину. Читать следует слова из священной книги. Одна из формул: «ла илаха илла-Алаху», о ней уже упоминали. После перечисляйте все имена Аллаха, которые помните. Конечно, необходимо будет со временем выучить все девяносто девять. Помните, что зикр - это духовное упражнение. Произносить его положено в уединении, усевшись на молитвенный коврик. Ничего не должно отвлекать от этого важного занятия. Фраза «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» тоже подходит для ежедневной молитвы, как и любая иная из Корана. (Она означает: «Сила и мощь принадлежат только Аллаху»). Важно понимать, для чего вы это делаете. А цель может быть только одна - почувствовать единение со Всевышним. Читать молитву необходимо нечетное количество раз. Избавьтесь в эти минуты от суетливости, думайте о Боге, стремитесь к нему. Это первый этап: зикр языка. Через определенное время у вас появится ощущение света в груди. Тогда можно будет попробовать зикр сердца. Но торопиться не рекомендуется. Путь этот стребует сосредоточенности, в какой-то степени самоотречения. Как говорят шейхи, надобно отрешиться от всего земного, полностью раствориться в Божественном.

Время совершения зикра

В Коране говорится, что восхвалять Аллаха можно постоянно. Нет нужды поджидать для этого какого-то определенного времени. Тем и хорош для верующего человека зикр. Намаз совершается в отведенные часы. Но бывает, что душа требует общения со Всевышним. Тогда уединитесь и читайте зикр. Однако, есть требования и к этому действию. Нехорошо обращаться к Аллаху в неопрятном состоянии. В исламе особое внимание обращают на чистоту тела и помещения. Каждому верующему надлежит быть опрятным, не стоит путать с богатством или роскошью. Соблюдать аккуратность в одежде и поведении может любой бедняк. Отсутствие средств на обновки - это не порок. Грехом считается зависть или злость, обида на горькую долю. Любое состояние кармана не избавляет от необходимости умываться и стирать одежды. Помните об этом, когда соберетесь прочесть зикр. Безалаберность в помещении и наряде приводит к невозможности сосредоточиться на том, чем занимаетесь. А это помещает ощутить божественность, приблизится к Аллаху. Описанные требования естественны для людей, воспитанных в вере. О них рассказывают родители сызмальства. Но для тех, кто пришел к исламу в зрелом возрасте, такие совету могут пригодиться. Еще важно быть упорным и ответственным. Молитва должны стать частью вашей жизни. То есть, в чтении зикра нужны аккуратность и системность. Негоже делать это иногда, по настроению. Такой подход приравнивается к безалаберности духа.

Заключение

Иногда современный человек, избалованный цивилизацией, воспринимает религию в виде своеобразной волшебной палочкой. Захочу - возьму в руки, и мир засияет, а устану - опять в сундук засуну. Конечно, такой подход не принесет результатов. Единственное, что ждет человека - это разочарование. Любая вера требует работы духа. Зикр является усилием по достижению единения со Всевышним. Не у всех сразу получается ощутить хоть каплю света. Надобен труд, упорство, желание и стремление к результатам. Напрягать придется и тело, и ум, и дух, и волю. Благость сама на голову падает редко. Может только, если святым родились и сумели сохранить это состояние, что маловероятно. Путь к единству с Богом тернист. Повстречаете на этой дороге много соблазнов, ухабов, набьете шишек. Зато итоги окажутся намного серьёзнее, чем те, на которые может отважиться воображение. Но об этом каждый должен узнать самостоятельно. Никто за вас этот путь не пройдет, что прекрасно! Всевышний наделил каждого собственной судьбой, и ее у нас не отнять, разве что сами откажетесь. Мы все стоим перед выбором: пребывать в тщетной мирской суете или постараться возвыситься над нею, приблизиться к божественному.

14:40 2017

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) подчеркивал, что дуа и зикр – это важнейший элемент религиозной жизни верующего человека. Он научил нас многим зикрам (поминаниям Аллаха), которые, при всей своей простоте, несут огромные благословения (баракат) в жизнь каждого из нас.

Поминание Аллаха и обращение к Нему умиротворяют и успокаивают сознание, а также приносят успех в этой жизни и в жизни вечной. Чтение зикра на протяжении дня во время занятий будничными делами защищает нас от греха, повышает осмотрительность, так как постоянно напоминает нам об Аллахе (хвала Ему).

Психология зикра

По словам профессора Университета Дьюка, доктора медицины Харольда Дж. Кенига (Harold G. Koenig), более 1500 авторитетных медицинских исследований указывают на то, что религиозные люди, регулярно совершающие молитву, обладают лучшим духовным и физическим здоровьем.

«Преимущества искренней религиозной практики, например, чувства сопричастности религиозной общине и глубокой веры, заключаются в том, что люди лучше справляются со стрессом и в целом более благополучны, потому что у них больше надежды, они более оптимистичны, меньше подвержены депрессии, тревожности, намного реже совершают суицид. У них более сильная иммунная система, низкое кровяное давление и, вероятно, лучше функционирует сердечно-сосудистая система».

Наилучшая и самая подлинная форма поклонения, данная нам Аллахом – это намаз, чтение Корана и дуа. Таким образом, искренне подчиняясь Аллаху и сделав эти виды поклонения частью своей жизни, мы обретаем ключи к мирной и продуктивной жизни. И если молитва в произвольной форме и своими словами столь сильна, то насколько же мощно влияет на наше благополучие чтение зикров, которым нас учил Последний Пророк (мир ему и благословение)?

Такие зикры приносят мир, спокойствие и довольство жизнью при постоянной связи с Аллахом. А ведь спокойный и здоровый настрой – это залог продуктивности в любой области, и нет лучшего источника счастья в жизни, чем близость к Аллаху (Свят Он и Велик).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Они сказали: «Конечно!» - (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Это -) поминание Аллаха Всевышнего» (Джами ат-Тирмизи).

Отметим, что для этого типа зикра омовение (вуду) необязательно, хотя рекомендовано.

Зикр в любое время суток

1. Пальма, посаженная для вас в раю سُبْحَانَ اللهِ الْعَظِيمِ وَبِحَمْدِهِ Транслитерация: Субханаллахиль-"азыми ва бихамдихи. Перевод: Пречист Аллах, слава Аллаху и хвала Ему.

Польза: Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Для того, кто скажет «Субханаллахи ва бихамдихи (Пречист Аллах, слава Ему) в раю будет посажена пальма» (Джами ат-Тирмизи).

2. Награда за освобождение раба и защита от шайтана لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Транслитерация: Ля иляха илля-Ллах, вахдаху ля шариика лях, лахуль-мульку, ва лахуль-хамду, ва хува аля кулли шайъин къадиир. Перевод: Нет божества достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он над всякой вещью мощен.

Польза: посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто скажет утром: "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварища. Ему только принадлежит вся власть, хвала, и Он над каждой вещью мощен!" запишется такая же награда, какая полагается за освобождение раба из числа потомков Исмаила, и запишется ему десять наград, и будут стёрты с него десять прегрешений, и будет он возвышен на десять ступеней, и будет он защищён от шайтана в этот день до самого вечера. Если же человек произнесёт эти слова вечером, будет ему то же самое до самого утра».

3. Баракат в пище. Если перед едой забыли сказать «Бисмиллях», то, как только вспомните, следует сказать: بِسْمِ اللَّه أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ Транслитерация: Бисмиллях аввалаху ва ахираху. Перевод: Я начинаю с Именем Аллаха в начале и в конце.

Польза: Если мусульманин при входе в дом и перед приемом пищи произнесет слово «бисмиллях», шайтан скажет своим войскам: «Здесь мы теперь не сможем ни переночевать, ни поесть». Но если человек, заходя в дом, не скажет «бисмиллях», шайтан скажет своим воинам: «Вы действительно нашли себе место для ночлега». Если этот человек не скажет «бисмиллях» перед едой, шайтан опять скажет своим воинам: «Вы нашли себе место не только для ночлега, вы себя сегодня обеспечили пропитанием» (Сахих Муслим)

4. Легкие на языке, тяжелые на весах سُبْحَانَ اللَّهِ وَبِحَمْدِهِ سُبْحَانَ اللَّهِ الْعَظِيمِ Транслитерация: Субханаллахи ва бихамдихи, Субханаллахиль азым. Перевод: Пречист Аллах, хвала Ему, Пречист Аллах Всевышний.

Польза: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в известном хадисе сказал: «Есть два слова, которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! Субхана-Ллахи ва бихамдихи, субханаЛлахиль Азым!”» (Сахих Бухари, Сахих Муслим).

5. Заряжают энергией, оптимизмом, духовной силой и дают хорошую память أعوذُ بِٱللَّهِ مِنَ ٱلشَّيۡطَٰنِ ٱلرَّجِيمِ Транслитерация: Аузу билляхи мина-шайтани-р-раджим. Перевод: Прибегаю к защите Аллаха от козней шайтана

Польза: Коран и сунна учат, что у шайтана есть масса уловок, чтобы заставить нас лениться, бояться, злиться, отвлекаться, забывать, опускать руки. Приведенные слова защищают нас от этих уловок.

6. Прошение Аллаха о здоровье и благополучии

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي دِينِي وَدُنْيَاىَ وَأَهْلِي وَمَالِي اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِي وَآمِنْ رَوْعَاتِي وَاحْفَظْنِي مِنْ بَيْنِ يَدَىَّ وَمِنْ خَلْفِي وَعَنْ يَمِينِي وَعَنْ شِمَالِي وَمِنْ فَوْقِي وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتِي

Транслитерация: Аллахумма! Инни ас`алю-ка аль-`афуа ва ль-`афията фи-д-дунья ва ль-ахира!Аллахумма! Инни ас`алюка аль-`афуа валь-`афията фи дини ва дуньяя ва ахли ва маали!Аллахумма-стур `аурати ва амин рав`ати ва-хфаз-ни мин бейни ядей-я ва мин хальфи ва`ан ямини ва`ан шимали ва мин фауки. Ва а`узу би-`азамати-ка ан угталя мин тахти!

Перевод: О Аллах, поистине, я прошу у Тебя прощения и благополучия в этой и вечной жизни!О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в моей религии и моих мирских делах, в моей семье и в моем имуществе.О Аллах! Прикрой мою наготу и огради меня от страха! Защити меня спереди и сзади, и справа, и слева, и сверху! И я прибегаю к величию Твоему, чтобы не быть предательски убитым снизу!

Польза: Сообщается, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вечером и утром Посланник Аллаха всегда обращался к Аллаху с такой мольбой: "О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении (от недостатков) в мире этом и в мире ином, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении во (всём, что касается) моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества! О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха, о Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю к защите Твоего величия от того, чтобы быть предательски убитым снизу!» (Сунан ибн Маджа).

После смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) умма продолжала помнить это дуа. «Аль-афия» - этим словом обозначается доброе здоровье, защита, безопасность, довольство, т.е. благополучие в широком смысле, все то, к чему стремится всякий человек. Сообщается, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) взошел на минбар, заплакал и сказал: «В первый год (после хиджры) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал на минбар, заплакал и сказал: "Просите Аллаха о прощении и благополучии, ибо поистине, никому не было даровано после убежденности (веры) ничего лучшего, чем благополучие!"» (Джами ат-Тирмизи).

7. Быть довольными в Судный день رَضِيتُ باللهِ رَبَّاً، وَبِالْإِسْلَامِ دِيناً، وَبِمُحَمَّدٍ صَلَى اللهُ عَلِيهِ وَسَلَّمَ نَبِيَّاً Транслитерация: Разыту биЛляхи раббан, ва биль Ислями дина, ва би Мухаммадин, салляЛлаху алайхи ва саллям, набийя. Перевод: Доволен я Аллахом, Господом моим, и исламом как религией, и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, как Пророком.

Польза: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллах, хвала Ему, обещал, что каждый, кто будет трижды повторять это каждое утро или каждый вечер, будет доволен в День воскрешения» (Сунан ибн Маджа).

8. Избавление от всех тревог أَسْتَغْفِرُ اللهَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ Транслитерация: Астагфируллаху ва атубу илейх. Перевод: Прошу прощения у Аллаха, Господа моего и каюсь перед Ним.

Польза: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) однажды сказал: «Иногда мое сердце покрывает пелена. Поэтому я в день сто раз прощу прощения у Аллаха» (Сахих Муслим).

Раскаяние – важный источник бараката и причина успеха в этой и вечной жизни.

9. Один раз – десять благословений اللَّهُمَّ صَلِّ وَسَلِّمْ عَلَى نَّبينا مُحَمَّد Транслитерация: Аллахумма салли ва саллим аля набийина Мухаммадин. Перевод: О Аллах, ниспошли Твои благословения и мир на нашего Пророка Мухаммада.

Польза: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Того, кто один раз призовёт на меня благословение, Аллах благословит за это десять раз» (Сунан ан-Насаи)

10. Самые любимые слова Аллаха سُبْحَانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ لاَ اِلهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ. Транслитерация: Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар. Перевод: Свят Аллах, Хвала Аллаху, и нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик

Польза: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самые любимые слова Аллаха: Субханналлах (Слава Аллаху), альхамдулиллях (хвала Аллаху), ля иляха илляллах (никто не достоин поклонения, кроме Аллаха) и Алаху акбар (Аллах Велик)» (Сахих Муслим).

Зикры в определенное время суток

1. После пробуждения

لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدَ، وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

سُبْحَانَ اللهِ، وَالْحَمْدُ للهِ، ولَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، وَاللهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ العَلِيِّ الْعَظيِمِ، ربِّ اغْفِرلِي

Транслитерация: Ля иляха илляЛлаху, вахдаху ля шариика лях, лахуль-мульку, ва лахуль-хамду, ва хува аля кулли шайъин къадиир. Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар. Ля хауля ва ля куввата илля билляхиль аллахиль азым, рабби гфирли.

Перевод: Нет божества достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он над всякой вещью мощен. Свят Аллах, Хвала Аллаху, и нет божества, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Лишь Аллах дает силу и мощь, Свят Он и Велик. О Господь, прости меня.

Польза: Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Всякий, кто это произнесет, будет прощен, а если он взовет к Аллаху, на его мольбу будет отвечено, а его молитва - услышана » (Сунан ибн Маджа).

2. Защита от бедствий, по утрам и вечерам

بِسْمِ اللهِ الَّذِي لَا يَضُرُّ مَعَ اسْمِهِ شَيْءٌ فِي الْأَرْضِ وَلَا فِي السَّمَاءِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

Транслитерация: БисмиЛляхи ллязи ля ядурру ма’асмихи шайун филь арды ва ля фи ссамаи ва хува ссами’уль ‘алим.

Перевод: С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он – Слышащий, Знающий!

Польза: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто читает по три раза каждое утро и каждый вечер: "БисмиЛляхи ллязи ля ядурру ма’асмихи шайун филь арды ва ля фи ссамаи ва хува ссами’уль ‘алим", тому ничто не навредит» (Сунан Абу Дауд, Джами ат-Тирмизи).

3. Перед сном: Защита от шайтана во сне

اللهِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لَا تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلَا نَوْمٌ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلَّا بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلَّا بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَلَا يَئُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ

Транслитерация: Аллааху ляя иляяха илляя хуваль-хай-юль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, ман зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя я’уудуху хифзуху- маа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим

Перевод: Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий. (Коран, 2:255)

Польза: Хадис гласит: «Кто читает этот аят, когда ложиться спать, получит охранника от Аллаха и шайтан не сможет подойти к нему до самого утра» (Сахих Бухари).

Два аята, которых хватит каждому

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ وَقَالُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلَا تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلَا تُحَمِّلْنَا مَا لَا طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا أَنْتَ مَوْلَانَا فَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

Транслитерация: Ааманар-расулю бимаа унзиля илейхи мир-раббихи валь-му’минуун, куллюн аамана билляхи ва маляяикятихи ва кутубихи ва русулихи, ляя нуфаррику бэйна ахадим-мир-русулих, ва каалюю сами’на ва ата’на, гуфранакя раббанаа ва иляйкяль-масыыр. Ляя юкаллифул-лаху нэфсэн илляя вус’ахаа, ляхаа маа кясабат ва ‘алейха мактасабат, раббанаа ляя туаахизнаа ин насийнаа ау ахта’наа, раббанаа ва ляя тахмиль ‘алейнаа исран кямаа хамальтаху ‘аляль-лязийна мин каблинаа, раббанаа ва ляя тухаммильнаа маа ляя тооката лянаабих, ва’фу ‘аннаа вагфир ляна вархамнаа, анта маулянаа фансурнаа ‘аляль-каумиль-кяяфириин

Перевод: Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие". Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми. (Коран, 2:265-286)

Польза: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Любому, кто прочитал ночью два последних аята из суры Аль-Бакара, этого будет достаточно» (Сахих Бухари).