Православная церковь кипра. Скурат К.Е

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Одной из древнейших христианских Церквей является Кипрская Православная Церковь, основанная апостолом Павлом во время его первого миссионерского путешествия. Первым епископом Кипра был ученик апостола языков Иосия, прозванный... Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин; с тех пор первым епископом Кипра неизменно поставлялся только местный уроженец. Немало драматических страниц мировой истории видели стены древних обителей острова, таких, как достославный Киккский монастырь. Одной из древнейших в христианском мире кафедр является Китийская, первым епископом которой, согласно Священному Преданию, был святой Лазарь Четверодневный. Первым президентом Республики Кипр стал национальный герой, предстоятелем Кипрской Церкви Блаженнейший Архиепископ Макарий III

ИСТОРИЯ КИПРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Христианство было проповедано на Кипре апостолами Павлом и Варнавой (Деян. 13, 4-12), но отдельные христиане, согласно Книге Деяний Апостольских, были там и раньше, прибыв сюда из-за гонения на иерусалимских христиан со стороны иудеев (Деян. 8,1). Около 45 г. святые апостолы Павел и Варнава прошли со словом благовестия весь остров Кипр от Саламина до Пафа. В числе прочих они обратили в христианство и римского проконсула на острове Сергия Павла (Деян. 13, 4 -12). Согласно преданию, святые Апостолы встретили на о. Кипр воскрешенного Господом Лазаря Четверодневного, который пришел сюда, гонимый своими соотечественниками в Вифании, и рукоположили его во епископа. Последний окормлял свою кипрскую паству восемнадцать лет (45-63), после чего вторично умер и погребен в Китии, где на его могиле в VI веке построен храм св. Лазаря.

Вторично ап. Варнава прибыл на Кипр в 50 году (Деян. 15, 39) вместе со своим племянником Марком. Его проповедь на острове продолжалась до 57 года, когда последовала мученическая кончина апостола от рук местных иудеев.

Во время своего пребывания на Кипре апостолы Варнава и Марк рукоположили во епископа Гераклидия. Согласно преданию, в числе его ближайших преемников были епископы Иасон, Аристион, Епафрас, Аристоклион, Филагрий и Авксивий. В Первом Вселенском Соборе участвовали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и св. Спиридон Тримифунтский. В деяниях Сардикийского собора (343) имеются подписи двенадцати кипрских епископов. Епископы с о. Кипр активно участвовали в деяниях Второго, Третьего и последующих Вселенских Соборов. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания в эпоху иконоборческой ереси.

История Кипрской Церкви богата именами церковных писателей, из которых наиболее известен святитель Епифаний, епископ Саламинский - неустанный борец с ересями и сектами, оставивший после себя множество сочинений полемического характера. Из других авторов византийского периода Кипрской Церкви следует упомянуть Филона Карпасийского, Кирилла Пафского, св. Неофита Затворника, епископов Трифилия Левкосийского, Леонтия Неапольского, Феодора Пафского, Феодора Тримифунтского, Архиепископа Аркадия I и св. Иоанна Милостивого, который был родом с Кипра и стал впоследствии Патриархом Константинопольским.

Издавна Кипрская Церковь была близка к Церкви Антиохийской. Обе Церкви имели единого благовестника слова Божия - святого апостола Варнаву. Однако эти обстоятельства некоторые Антиохийские патриархи пытались использовать в качестве основания для присоединения Кипрской Церкви к своему престолу на правах епархии. Между тем, Кипрская Церковь, опираясь на свое апостольское происхождение, с древних пор признавала себя автокефальной. Защищая самостоятельность своей Церкви, киприоты обратились к отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию, что и было сделано 8 правилом Собора.
Решение III Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви подтвердил Собор, созванный императором Зеноном. Император не только утвердил это решение Синода, но и предоставил архиепископу некоторые отличия, сохраняемые им до сегодняшнего дня: ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, подписывание официальных документов красными чернилами. Тогда же предстоятелю Кипрской Церкви было предоставлено право титуловаться “Блаженнейшим”. Впоследствии автокефалия Кипрской Церкви была еще раз подтверждена 39-м правилом V-VI Вселенского собора (691 г.). Несмотря на вышеуказанные соборные постановления попытки Антиохийского Патриархата упразднить церковную автокефалию Кипра не прекратились: в V веке это пытался сделать патриарх Петр Гнафей (сторонник монофизитской ереси), в 1598 г. – патриарх Иоаким.

Бедствия Кипрской Православной Церкви начались с VII века, когда на Кипр стали нападать арабы. Император Юстиниан II (685-695; 705-711), не будучи в состоянии защитить киприотов от арабского нашествия, повелел вывезти их на континент. В 691 году большинство греческого народа и духовенство во главе с предстоятелем Церкви Архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл) в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). В 747 году киприоты вернулись на остров. Память о пребывании в Геллеспонте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: Константинопольский Собор 691 года присвоил предстоятелю Кипрской Церкви официальный титул “Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра”. При императоре Никифоре Фоке II арабы (в 965 г.) потерпели сокрушительное поражение, в результате чего на острове возникли условия для относительно спокойной жизни.

В византийский период в Кипрской Церкви наблюдается развитие монашеской жизни. Доныне сохранились такие монастыри этой эпохи, как Киккский (XI век), Махерасский (XIII век), Свято-Неофийский (XII век), Св. Ираклидия (IV век), Св. Варнавы (V век), Св. Георгия Победоносца (XIII век) и Ставровунийский (IV век) и другие.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pravoslavie.ru/

Кипрская православная церковь

Она действует на территории Кипра наряду с исламскими, католическими и протестантскими религиозными институтами. Принадлежит к апостольских церквей. Основателем ее считают апостола Варнаву, а началом существования 47 год н.е.

В процессе становления Кипрской православной церкви пришлось бороться не только с иудеями и язычниками, но и с Антіохійською церковью. Независимость ее церкви было признано лишь в 431 г. на Ефесском соборе и подтверждено Константинопольской церковью в 488 г.

Начиная с середины VI в., Кипр находился под властью арабов, что повлекло существенный упадок церкви. После ликвидации в 965 г. арабского засилья Кипр в 1191 г. завоевали крестоносцы, которые вместе с западноевропейскими феодалами насаждали здесь католицизм. Притеснения православного населения и унижения церковной иерархии римо-католической церковью изменились жестокими погромами со стороны турок-османов, которые владели Кипром с 1571 г. Со временем турки изменили свое отношение к Кипрской православной церкви, предоставив ее главе полномочий не только руководителя церкви, но и всей греческой общины острова.

В период английского господства на Кипре (1878-1960) Кипрская церковь возглавила освободительную борьбу. В 1974 г. она получила полную независимость и организационную самостоятельность.

Глава церкви носит титул Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра. Его резиденция находится в столице республики Никосии. В состав синода, действующего при патриархе, входят все правящие архиереи. Церковь имеет свыше 400 тыс. верующих. В ее составе 6 епархий, более 500 храмов, 6 мужских и 9 женских монастырей, более 40 школ различного профиля и духовная семинария. Официальный журнал "Апостол Варнава".

Кипрская православная церковь является влиятельной общественно-политической силой, обладающей четвертой частью сельскохозяйственных угодий, монополией на производство минеральных удобрений. Относится к Всемирного Совета Церквей.

Элладская (греческая) православная церковь

Более 1100 лет она находилась в составе Константинопольского патриархата, ее автономное развитие началось в XIX веке. с упадком Османской империи, что активизировало национально-освободительное движение угнетенных ею народов. Восстание в Греции в 1821 г. возглавила православная иерархия, его благословил архиепископ Патраський Герман

Следствием этих событий стала фактическая автономизация елладських епархий относительно Константинопольского патриархата. После провозглашения Греции независимым государством (1822) их самостоятельность укрепляется, а православие провозглашается "господствующей религией королевства греческого". Тогда встал вопрос о статусе Греческой церкви. В результате сложных политических перипетий в 1833 г. она была провозглашена автокефальной, однако при этом нарушены существующие в церкви правила. В связи с этим Элладская церковь на 17 лет была лишена возможности общаться с другими православными церквями, поскольку ни одна из них не признала ее автокефалии. Ситуация нормализовалась только после Поместного собора Константинопольского патриархата 1850 г., который принял решение о предоставлении Элладской церкви автокефалии.

Согласно Конституции 1975 г., Элладская церковь отделена от государства. Она имеет 77 епархий, которые с 1922 года. называются митрополиями, а все правящие архиереи носят титул митрополитов. ей принадлежит 7,5 тыс. храмов и 200 монастырей. Территориальная юрисдикция распространена на полуостров Пелопоннес и материковую Грецию. Центр ее находится в Афинах. Высший руководящий орган Священный синод в составе всех правящих архиереев, Постоянный священный синод и Генеральная церковная ассамблея, в которую входят делегаты епархий. Постоянный священный синод, который объединяет 12 членов, возглавляет глава церкви, который имеет титул Архиепископа Афинского и всея Эллады.

Церковные кадры готовят на специальных факультетах Афинского и Фессалоникийского университетов, а также в семи богословских институтах и восьми семинариях. Церковь выпускает немало периодических изданий. Официальный орган синода журнал "Екклесия". Входит в Всемирного Совета Церквей.

В Украине есть два течения греческого православия - Греческая православная церковь (2 общины) и Истинно православная церковь Греции (1 община).

Это одна из древнейших христианских поместных Церквей Востока. Ее основателями считаются святые апостолы Павел и Варнава, которые обошли с проповедью весь остров Кипр (Деян.13,4–12).

Христианская история острова Кипр начинается с первых веков по Р. Х., когда остров являлся одной из провинций Римской империи. Первым епископом на Кипре, согласно Священному Преданию, был ученик Господа Иисуса Христа святой Лазарь Четверодневный, брат Марфы и Марии, которого Христос воскресил из мертвых. Он окормлял кипрскую паству 18 лет. После чего вторично умер и был погребен в Китии, в городе Ларнака, где на его могиле в 4 в. был построен храм в его честь.

К началу 5 в. население острова становится полностью христианским. Центром церковной жизни острова Кипр со времен св. Константина Великого был Саламин (Констанция). Уже в начальный период своей истории Кипрская Церковь прославилась выдающимися архипастырями и богословами: святителями Спиридоном Тримифунтским, Епифанием Кипрским, святителем.

В работе I Вселенского Собора, который состоялся в 325 г., принимали участие три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и св. Спиридон Тримифунтский. Епископы с острова Кипр также участвовали во II, III и последующих Вселенских Соборах. Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания в эпоху иконоборческой ереси.

Кипрская Церковь издавна была близка к Церкви Антиохийской. Обе Церкви имели единого благовестника и проповедника – святого апостола Варнаву. В связи с этим Антиохийские патриархи пытались присоединить Кипрскую Церковь к Антиохийской на правах епархии. Между тем, Кипрская Церковь, опираясь на свое апостольское происхождение, признавала себя автокефальной. Решение III Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви подтвердил и Собор, созванный императором Зеноном. Император не только утвердил решение Синода, но и предоставил архиепископу Кипрскому некоторые отличия, сохраняемые им до сегодняшнего дня:

1) ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо архиерейского жезла;

2) подписывание официальных документов красными чернилами;

3) право титуловаться «Блаженнейшим».

Впоследствии автокефалия Кипрской Церкви была подтверждена V – VI Вселенскими Соборами. Но, несмотря на соборные постановления, попытки Антиохийского Патриархата упразднить церковную автокефалию Кипра не прекратились: в 5 в. это пытался сделать патриарх Петр Гнафей (сторонник монофизитской ереси), в 1598 г. – патриарх Иоаким.

В 6 в. Кипрская Православная Церковь попала под арабское иго. В 691 г. по указу императора Юстиниана II большинство греческого населения было переселено в область Геллеспонт, недалеко от Константинополя. Здесь был основан город Новая Юстиниана. В 747 г. киприоты вернулись на остров. При императоре Никифоре Фоке II арабы потерпели поражение, в результате чего на острове снова стало спокойно. Византийское господство на Кипре сохранялось до 1191 г. В этот период в Кипрской Церкви наблюдается развитие монашеской жизни. Значительную часть сонма святых Кипрской земли составляют монахи. Монашество на Кипре достигло своего расцвета уже в 4 в. Пещеры иноков, скиты, монастыри – места христианского аскетизма и святости – разбросаны по всему острову. До сегодняшнего дня сохранились такие монастыри этой эпохи, как Киккский (11 в.), Махерасский (13 в.), Свято-Неофийский (12 в.), св. Ираклидия (4 в.), св. Варнавы (5 в.), св. Георгия Победоносца (13 в.), Ставровунийский (4 в.).

В 1091 г. в результате третьего Крестового похода остров был захвачен английским королем Ричардом Львиное Сердце. Так началось латинское господство на Кипре, которое сопровождалось униженным положением православных и попытками их обращения в католичество.

В 1571 г. латинское господство на Кипре сменилось турецким. Турки притесняли и уничтожали христиан, храмы были превращены в мечети, имущество монастырей расхищено.

В 1878 г. на смену турецкому господству утверждается протекторат Англии. Весть о переходе острова под управление Англии – христианской державы – была радостно встречена православными христианами на Кипре, в надежде на то, что Британия будет содействовать объединению острова с Грецией. Однако освобождение от исламских притеснений сменилось протестантской пропагандой и колонизаторской политикой. Одной из важнейших задач колонизаторов стала ликвидация Православной Церкви. Архиепископ Софроний и др. иерархи выступили в защиту Кипрской Церкви. После кончины архиепископа Софрония предстоятелем становится архиепископ Кирилл II, много потрудившийся в деле внутренней организации Кипрской Церкви и распространения среди соотечественников духовного просвещения. При нем в 1914 г. был принят Устав Кипрской Православной Церкви, который действует поныне.

С 1933 по 1947 гг. английские власти препятствовали избранию нового предстоятеля Церкви и хиротонии новых архиереев. В конце 1947 г. на престол был поставлен митрополит Макарий II. Так после четырнадцатилетнего перерыва Кипрская Православная Церковь вновь получила полную каноническую иерархию.

В середине 20 в. скончался Макарий II. Кипрскую Церковь возглавил митрополит Китийский Макариос III. Он развернул широкую деятельность за получение свободы Кипром. В 1959 г. архиепископ Макариос был избран первым президентом республики Кипр, а сам остров в 1960 г. был провозглашен по согласованию с Великобританией независимой республикой. Таким образом в лице архиепископа Макариоса соединились церковная и светская власть. Тот факт, что в избрании архиепископа и архиереев на Кипре необходимо участие народа, является иллюстрацией гармоничных взаимоотношений между паствой и Церковью. Древний обычай избрания народом вместе с иерархами своего епископа находит свое выражение и в современной практике Кипрской Православной Церкви. Так, 3 августа 1977 г. , когда скоропостижно скончался архиепископ Макариос, архиепископом Кипрской Церкви стал и является в настоящее время митрополит Пафский Хризостом, ближайший сослужитель архиепископа Макариоса еще при жизни.

В 1974 г. в результате мятежа, поднятого греческими офицерами против законного президента архиепископа Макариоса, на Кипр были высажены турецкие войска. Руководство турецкой общины решило создать в северных районах Кипра, оккупированных Турцией, так называемое «Федеративное турецкое государство Республики Кипр». В начале 1974 г. остров был разделен с запада на восток «зеленой линией» (линия проведена на карте зеленым карандашом), отделившей турецкую общину от греческой. С 1983 г. существует Турецкая республика Северного Кипра, здесь установлен строгий оккупационный режим.

В настоящее время третья часть острова остается оккупированной турками. На этой территории проживает лишь несколько сотен греков. Почти все православное население бежало на юг. Большая часть оставшихся на севере православных храмов, часовен и монастырей подверглись разрушению и осквернению. Многие из них обращены в мечети, музеи или находятся в запустении. Это создало серьезные проблемы в жизни православных киприотов.

Несмотря на то, что религия на Кипре разделена «границей» (северяне в основном – мусульмане, а южане – православные греки), Православная Кипрская Церковь занимает доминирующее положение в стране. Она обладает также значительной властью. И по сей день Кипр является одной из немногих стран, в которой Церковь может высказывать свое мнение относительно законов и правительство прислушивается к ней.

Святые и святыни Кипрской Церкви

Кроме первого епископа Кипра святого четверодневного Лазаря и апостола Варнавы, Кипрская Церковь особо чтит Епафраса, первого епископа г. Пафа, апостола от 70-ти; Тита, ученика св. ап. Павла, родившегося в Пафе и там мученически скончавшегося; Никанора, одного из семи диаконов, родом с о. Кипр; Спиридона, епископа Тримифунтского, исповедника, участника I Вселенского Собора; Епифания Кипрского, церковного писателя и защитника Православия, Александра Амафунтского, участника VII Вселенского собора.

Из монастырей, которых на острове одиннадцать, необходимо отметить монастырь Ставровуни – Святого Креста (4 в.) и монастырь Кикко в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 11 в. В монастыре Кикко погребен архиепископ Макарий. Здесь же находится чтимая Киккская икона Божией Матери, написанная св. апостолом Лукой. Долгое время эта икона хранилась в Египте, куда была послана апостолом Лукой к назореям-христианам, которые были обращены апостолом Марком и жили по его заветам. В 980 г., когда на христиан в этой местности начались гонения, икона была вывезена в Константинополь, а позже перевезена на Кипр. При монастыре существует небольшой музей старинных церковных предметов. В монастыре Ставровуни хранится частица Животворящего Креста Господня, принесенная св. равноапостольной царицей Еленой. Во время своего посещения Святой Земли императрица останавливалась на Кипре.

Обитель живет по Афонскому уставу. Подворьем монастыря является монастырь св. Варвары. Он основан русской монахиней, прибывшей на Кипр в 13 в. Вначале это был женский монастырь, в настоящее время мужской. Известен он тем, что его насельники занимаются преимущественно иконописанием.

Махерский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы основан в начале 13 в. по велению Самой Божией Матери иноками из Палестины.

Монастырь св. апостола Варнавы построен византийским императором Зеноном (5 в.) на месте погребения апостола; возрожден в 1917 г. После 1974 г. монастырь оказался на территории, занятой турками, и превращен ими в музей.

Монастырь св. Неофита основан в 12 в. св. Неофитом, мощи которого здесь хранятся.

В горах Троодоса в монастыре пребывает еще один чудотворный образ Пресвятой Богородицы – «Троодитисса», по преданию, написанный св. ап. Лукой. Этот монастырь, возникший еще во времена иконоборчества в 8 в. как пещера для иноческих подвигов, впоследствии стал одним из центров монашества. Монастырь Пресвятой Богородицы «Хрисорройятиссы» существует с 1152 г.

Из женских монастырей необходимо отметить монастырь св. Ираклидия. Основан в 4 в., вначале был мужским. Образцом женских монастырей Кипрской Православной Церкви является находящийся под покровительством главы Церкви монастырь св. Георгия Аламаноса. История монастыря восходит ко временам крестоносцев, в поздние времена он был заброшен и лишь в конце 40-х гг. 20 в. возрожден. Существует древний женский монастырь св. мч. Мины. На протяжении своей многовековой истории он неоднократно разрушался, восстановлен в начале 60-х гг. 20 в. Женские монастыри более населенные, чем мужские.

Кипр – не только остров святынь, которые почитаются христианами и иноверцами, но и остров Православия, сохранивший правую веру с первых веков христианства до наших дней.

Подготовила Ольга Урядова

— одна из древнейших автокефальных поместных церквей, основана в 47 году Апостолом Варнавой. Только на южной части Кипра более 500 храмов и 40 монастырей. Старейшие из них хранят упоминания о событиях периода раннего христианства и византийском периоде, древнейшие христианские реликвии и иконы первых иконописцев.

Глава 1. Основание Кипрской православной церкви. Святые апостолы на Кипре. Распространение христианства. Прибытие на Кипр Реликвий Страстей Господних и строительство монастырей.

Из «Деяний Святых Апостолов» нам известно, что христианство пришло на Кипр ещё во времена апостольские: принесли на остров Слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк. После побиения камнями Первомученика архидиакона Стефана и последующих гонений, иерусалимские христиане рассеялись по миру. Около 45 года апостолы Павел и Варнава, «родом киприянин» (Деян. IV, 36) прибыли на остров и прошли путь от (родного города Варнавы) до . После встречи с апостолами, римский проконсул Сергий Павел принял христианство, став первым высокопоставленным представителем Римской империи – христианином (Деян. XIII, 4 – 12). За время своего пребывания на острове, апостолы заложили основы Кипрской православной церкви и рукоположили первых епископов. Одним из первых епископов – епископом Китийским — стал встреченный ими во время странствий Лазарь, переселившегося на остров после своего воскрешения.

В 50 году Варнава вернулся на Кипр со своим племянником евангелистом Марком (Деян. XV, 39), они обосновались в Саламине. Саламин стал центром распространения православной церкви на Кипре, а Варнава – архиепископом. Количество христиан на острове возрастало, Варнава организовал жизнь христианской общины в любви и взаимопомощи. Во время гонений Нерона, в 57 году, Варнава был схвачен во время проповеди, и избит камнями за стенами города. Марк нашел тело Варнавы и похоронил его с западной стороны города, положив ему на грудь рукописное Евангелие от Матфея.

Во времена гонений на христиан приняли мученическую смерть многие кипрские епископы, пресвитеры и миряне. До нас дошли имена некоторых из них: Аристоклий, Афанасий, Димитриан, Диомид, Ириклидис, Лукий, Немесий, Конон, Потамий. Первые христиане вынуждены были скрываться от гонений в пещерах, катакомбах. До наших дней сохранились свидетельства этой эпохи:

    катакомбы Святой Соломонии в Пафосе. В IV веке до н.э. эти катакомбы вырезались в известняковых породах для простых захоронений, а во время гонений (с середины I по начало IV веков) здесь находили убежище первые христиане. Во II веке тут нашла приют Соломония со своими 7 сыновьями, бежавшая из Палестины, но была схвачена вместе с детьми и приняла мученическую смерть. Святая Великомученица Соломония похоронена в одном из гротов, есть в катакомбах источник со святой водой, которой пользовались ещё первые христиане, сохранилась также древняя церковь времен крестоносцев, в которой можно увидеть несколько икон Святой Соломонии.

    темница Святой Екатерины в Саламине. Екатерина родилась в 287 году в семье правителя Саламина Константина. Выросла она в Александрии, куда её отец был отправлен наместником, и после смерти отца, в возрасте 18 лет, вернулась в Саламин, где правил её дядя. Некий отшельник обратил её в христианство, и Екатерина решила посвятить свою жизнь служению Иисусу Христу. Во время гонений на христиан, опасаясь гнева императора, дядя заточил Святую Екатерину в темницу близ Саламина, а затем сослал в Александрию, где она и приняла мученическую смерть на колесе. Над бывшей темницей Святой Екатерины установлена часовня.

    Хрисокава возле Киринеи. Апостолы Павел и Варнава, во время своих странствий по Кипру посетили и Кирению, где нашли много последователей. Несмотря на то, что христианство стало официальной религией империи в 313 году, Кирения находилась под властью Фавния Лиция до 324 года, и гонения продолжались весь этот период. Первые христиане скрывались в катакомбах Хрисокава, в то же время было учреждено епископство.

Огромный вклад внесла в распространение христианства, как мировой религии, так и на Кипре Равноапостольная Елена, мать императора Константина Аврелия Флавия (Константина Великого). В возрасте около 80 лет она предприняла паломничество в Палестину для поиска места распятия Христа. В результате экспедиции были обнаружены место погребения Христа – Гроб Господен, Голгофа, Животворящий Крест и кресты двух распятых разбойников, и другие реликвии Страстей Господних. В 327 году, возвращаясь из Палестины в Константинополь, застигнутая штормом у берегов Кипра, Елена высадилась на остров. В знак благодарности Господу за спасение, ею был основано несколько монастырей и церквей: , охраняемый и по сегодняшний день частицей Животворящего Креста; (в настоящее время церковь Омодос), хранящий часть верёвки, который Иисус был привязан к Кресту; (позднее – церковь Святых Константина и Елены), с частицей Животворящего Креста. По разным свидетельствам, с именем Святой Елены также связывают основание монастыря Святой Троицы (позднее – монастыря Святой Елены) на южном склоне Пентадактилос, и монастыря Святого Николая.

С этого времени на Кипре началось развитие монашества как общежительного, так и отшельнического. Расширялись старые монастыри и основывались новые: Святого Николая, Святого .

Несмотря на изолированность острова, Кипрская православная церковь активно участвовала в жизни Христианской церкви, Вселенские Соборы, начиная с первого в 325 году, проходили при участии нескольких епископов с Кипра.

Глава 2. Византийский период (395-1191). Участие во Вселенских Соборах. Автокефалия Кипрской церкви. Эпоха иконоборчества. Арабские набеги.

После окончательного раздела Римской империи в 395 году, Кипр вошёл в Восточную Римскую Империю (Византийскую) с центром в Антиохии. Христианство было признано официальной религией государства, церковь получила новые возможности для развития. Кипрская церковь с самого начала была в гуще событий православного мира: участвовала во Вселенских и поместных соборах, в борьбе с еретическими учениями, вела просветительскую работу – сочинения кипрских богословов получили широкую известность в христианском мире. Антиохийская кафедра изначально настаивала на включении Кипрской православной церкви в свой состав на правах обычной епархии. Но Кипрская община оставалась независимой, ссылаясь на древнее апостольское происхождение.

Один из ранних отцов церкви, пользовавшийся величайшим авторитетом у правителей острова и у руководителей церкви, и любовью и уважением у последователей – архиепископ Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, греч. ?????????? ?????? ок. 315-403). В результате деятельности архиепископа Епифания сложились благоприятные условия для получения кипрской церковью автокефалии. Архиепископ способствовал пробуждению монашества на острове и собирал немалые средства на строительство и развитие монастырей, куда съехалось немало монахов из разных стран. Епифаний был ярым противником еретических учений, его участие во многих великих спорах вынуждало его совершать путешествия в разные страны и провинции. Кроме того, Епифаний является автором множества произведений, бесценных для изучения история древней церкви и богословия. В Саламине Епифаний построил большой кафедральный собор, ставший церковным центром острова, и получивший имя Епифания после его кончины – развалины этого собора сохранились до наших дней.

В 431 году на III Вселенском соборе был формально решён вопрос об автокефалии Кипрской православной церкви: «если доказано, что кипряне пользовались независимостью, то пусть пользуются ею и на будущее время». Так же и предстоятель антиохийской церкви Иоанн не упоминает Кипр в числе епархий своей Церкви в письме святителю Проклу.

Пользуясь размытой формулировкой решения об автокефалии Кипрской церкви, попытку её присоединения к Антиохийской кафедре предпринял Патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. В 478 году Архиепископ Кипрский Анфемий обратился к Византийскому императору Флавию Зенону с просьбой об окончательном решении вопроса автокефалии. Незадолго до этого, Анфемию во сне трижды являлся Святой апостол Варнава, он посоветовал архиепископу искать решения вопроса в Константинополе, а также указал место своего захоронения. На следующий день Анфемий нашел захоронение в пещере неподалеку от Констанции () и обрёл мощи апостола Варнавы, на груди его он обнаружил рукописное Евангелие от Матфея. Архиепископ Анфемий отправился в Константинополь с рассказом о чудесном обретении мощей, и передал в дар императору найденное Евангелие и часть мощей святого апостола. Обретение мощей святого апостола Варнавы и Евангелия от Матфея послужило веским доказательством независимости Кипрской церкви, как основанной самим апостолом. По указанию императора в Константинополе был созван Синод, подтвердивший автокефалию Кипрской церкви. Кроме того, император даровал архиепископам Кипра три важнейшие привилегии главы автокефальной церкви: подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо архиерейского посоха.

На месте обретения мощей апостола Варнавы, около 488 года Архиепископом Кипрским Анфемием, на собственные средства и деньги императора Зенона, был построен храм и основан монастырь апостола Варнавы.

Важную роль сыграла Кипрская православная церковь в защите иконопочитания во время противостоянии иконоборцев и иконопочитателей (730-843). Иконоборцы (правящая светская элита), ссылаясь на Ветхий Завет, считали иконы идолами, а почитание икон – идолопоклонством, и призывали к уничтожению всех изображений Иисуса Христа и святых. В результате были уничтожены тысячи икон, фресок, расписных алтарей, изваяний святых, мозаик во многих храмах. Иконопочитатели (представители церкви и простые миряне) подвергались гонениям – так Епископ Констанцский Георгий был осужден на Иконоборческом соборе за защиту почитания икон.

Из Константинополя, Сирии и Египта – центров иконоборчества, контрабандой везли святые реликвии на Кипр для их сохранения. В монастырях Кипра вели списки, для сохранения информации о том, какие и откуда иконы привезены и где схоронены. Много икон сберегли в скрытых пещерных храмах, но часто тайники так и оставались неизвестными – иконопочитатели, доставившие иконы, оставались жить отшельниками рядом со своими святынями, для их охраны, до конца своих дней. В X-XII веках, в период освоения земель, в Троодосе было обнаружено множество схронов с иконами, во многих кипрских монастырях рассказывают легенды о чудесном обретении чудотворных икон: икона Богоматери Махерас, приписываемая кисти святого Луки (по настоящее время находится в ); икона Богородицы Тродитисса (в монастыре Тродитисса), Айа-Напская Богородица (в ). Возможно, где-то в пещерах Троодоса и по сей день остаются утерянные 13 веков назад святыни.

Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.

В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. В 691 году Архиепископ Кипрский Иоанн обратился к Юстиниану II с просьбой о спасении своей паствы. По приказу Юстиниана II, Кипрская православная кафедра с частью выжившего населения Констанции было перевезено в Артаку (современный Эрдек, Турция), где для переселенцев отстроили замок и верфи. Новый город, представлявший скорее военно-морскую базу, получил название Новой Юстинианы. С того момента и по сей день архиепископы Кипра стали именоваться Архиепископами Новой Юстинианы и всего Кипра (титул утвержден 39 правилом Пятого Собора в 691 году).

В 965 году Византия окончательно отвоевала остров. Освобождение острова от арабских набегов и оброков способствовало расцвету кипрского монашества. Часть населения, опасаясь набегов, переселилось вглубь острова. Происходит освоение земель, строительство новых деревень и основание новых монастырей: Божией Матери , Святого Неофитуса, Арака, Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы. Для укрепления острова, в X-XII веках отстраиваются дозорные монастыри и крепости , Святого Иллариона, Буфавенто.

В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. По сообщениям Никиты Хониата правление Исаака было жёстким и деспотичным. Новый император Византии Исаак II Ангел безуспешно пытался вернуть остров Византии. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.

Глава 3. Латинское Господство (1191-1571).Кипрское королевство Лузиньянов. Венецианское господство. Римско-католическая церковь на Кипре.

В мае 1191 года, во время III Крестового похода, Кипр был завоеван английским королём Ричардом I Львиное Сердце. 12 мая он женился на своей невесте Беренгарии в церкви Святого Георгия в Лемессосе, а уже в июне продал остров Ордену Тамплиерови уехал в Иерусалим. Через год остров перешёл бывшему королю Иерусалима Ги Лузиньяну, основавшему Кипрское королевство. Экономический и политический расцвет королевства пришёлся на вторую половину XIV века, но поражение в кипро-генуэзской войне 1373-1374 годов привело к экономическому упадку и закату государства. В 1489 году остров стал одной из Венецианских колоний.

В первой половине XV века, во время правления династии Лузиньянов, создал свою «Кипрскую хронику» Леонтий Махера.

Венецианцы использовали Кипр, как перевалочную базу для торговых и военных флотилий, построили крепости в Фамагусте, и Никосии. Остров регулярно подвергается набегам войск Османской империи. В 1570 году, несмотря на героический отпор, Фамагуста пала в битве с османскими войсками.

С образованием Кипрского королевства, и с одобрения римского папы Целестина III, на острове учреждена Кипрская архиепархия латинского обряда с центром в Левкосии (Никосии) и три подчинённые ей епархии в Лимасоле, Пафосе и Фамагусте. В Никосии строится грандиозный готический Собор Святой Софии (1209-1325 года).

Попытки Архиепископа Никосии распространить католицизм и полностью подчинить Кипр своему влиянию встречали упорное сопротивление традиционной Кипрской православной церкви, что неоднократно приводило к межконфессиональным конфликтам. Православная церковь подвергалась давлению и гонениям: большинство имущества было конфисковано в пользу католической церкви, православные архиереи обложены налогом; должность Архиепископа православной церкви упразднена, а количество епархий уменьшено с 14 до 4. За неподчинение католической церкви, православные архиепископы Исайя и Неофит были изгнаны с острова. В 1231 году тринадцать монахов Кантарского монастыря осудили нововведения католической церкви на Кипре, за что были заточены в темницу, а позже сожжены на костре.

Господство католической церкви на Кипре завершилось после завоевания острова Османской империей в 1571 году. Католическое духовенство было уничтожено турками или бежало с острова. Католические храмы и монастыри были разграблены и перестроены в мечети (собор Святой Софии в Никосии, собор Святого Николая в Фамагусте, собор Святого Георгия в Лимассоле), либо переданы Православной церкви (аббатство Белла Паис в горах Кирении).

Глава 4. Османское владычество (1571-1878).Архиепископ – духовный лидер и народный предводитель. Борьба за независимость.

Турки совершали набеги в течение всего венецианского господства. Султан Селим II объявил, что считает Кипр неотъемлемой частью Османской империи, и потребовал передать остров ему во владение, угрожая в случае отказа отобрать его силой. 1 июля 1570 года войска Османской империи разгромили Лимассол, 9 сентября, после 45-дневной осады, была захвачена Никосия, 17 сентября началась осада последней венецианской крепости – Фамагусты, 1 сентября 1951 года Фамагуста капитулировала. В 1573 году был подписан мирный договор, в котором Венеция отказывалась от своих прав на Кипр.

На Кипре поселились турки – солдатам щедро раздавали земельные наделы. Немусульманское население было обложено налогом, так мусульманские правители поощряли жителей захваченных территорий на переход в ислам, однако массового перехода не случилось.

Османское правление всячески способствовало усилению Кипрской православной церкви, во избежание усиления влияния западноевропейской католической церкви: было отменено крепостное право, распространённое при византийских императорах; немусульманское население острова получило право на самоуправление; православной церкви были возвращены все привилегии, а также имущество и земли, конфискованные католиками. Архиепископ Кипрской православной церкви стал не только религиозным лидером, но и народным предводителем, отстаивая его интересы перед лицом османских правителей. На архиепископов была возложена ответственность за порядок на острове и даже за своевременный сбор налогов.

Высокие налоги и безнаказанность местных властей вызвали ряд восстаний, все они были подавлены. В период с 1572 по 1668 года таких восстаний было 28. Борьба Греции за независимость от Османской империи в 1821 году, и её обретение в 1829 годуспровоцировали восстание на Кипре. Наместник острова Мехмет Кючук жёстко ответил на вооруженные мятежи: он обязал 486 знатных киприотов явиться в Никосию и, закрыв ворота города, обезглавил или повесил 470 из них. Среди казнённых были епископ Пафский Хрисанф, епископ Китионский Мелетий и епископ Киренийский Лаврентий. Архиепископ Кипрский Киприан, поддержавший восстание, был публично повешен на дереве напротив дворца Лузиньянов. Останки архиепископа Киприана и епископов Хрисанфа, Мелетия и Лаврентия захоронены у храма Фанеромени в Никосии. Многие православные монастыри и храмы были отобраны и обращены в мечети и хозяйственные помещения. Восстановление Кипрской православной церкви произошло в том же 1821 году: Антиохийский патриарх Серафим отправил на Кипр епископов, рукоположивших Кипрского Архиепископа и трёх епископов.

Греция получила независимость в 1828 году, Кипр остался в составе империи.

Турция передала Кипр Британской империи в рамках союзнического договора, Кипр же просто сменил Османскую оккупацию на Британскую.

Глава 5. Британское колониальное господство (1878-1960).Борьба за независимость. Конфликты между греческой и турецкой общинами.

В 1878 году Британская империя заключила с Турцией Тайную Кипрскую Конвенцию: Турция передаёт Кипр Британии, взамен получает военную помощь, в случае если Россия, удерживая захваченные Батум, Ардаган и Карс, продолжит завоевание земель Малой Азии. Конвенция была аннулирована Великобританией 5 октября 1914 года после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии. Окончательно остров был аннексирован в 1914 году в ходе первой мировой войны, власть на острове перешла британскому губернатору.

Новость об окончании османского владычества были с радостью встречены народом и духовенством, однако надежда быстро угасла. После объявления Великобританией колонизации Кипра в 1925 году, на острове началось освободительное движение, в которое включилась и церковь.

Уже в 1931 году на Кипре вспыхивают беспорядки, с требованиями независимости от Англии и воссоединения с Грецией, для их подавления Великобритания нанимает «резервную» полицию из турок-киприотов. Всю историю колонизации Кипра и даже позже Великобритания стравливала между собой греческую и турецкую общины.

Во Второй мировой войне греки-киприоты сражаются на стороне Великобритании, в конце войны Кипр рассчитывает на признание его независимости. Нарастает движение за независимость, на референдуме 1950 года большинство голосует за воссоединение с Грецией, но Британия не признает результатов референдума. С 1955 по 59 года национальная организация ЭОКА (союз борцов за освобождение нации), при поддержке церкви, ведет вооруженные выступления, Англия увеличивает своё военное присутствие и прибегает к репрессиям, турецкая община выступает против греков-киприотов и формирует свою боевую организацию. В 1960 году объявлена независимость Кипра, однако объединения с Грецией не происходит.

Великобритания сохранила за собой два эксклава на территории: военные базы Декелия и Акротири.

Глава 6. Нарастание межобщинной напряжённости (1960-1974). Разделение Кипра 1974. Современное устройство.

В 1960 году объявлена независимость Кипра. Президентом республики Кипр провозглашён архиепископ Макарий (1959-1977).

Нарастает межобщинная напряжённость, в ответ на идею объединения с Грецией, турки-киприоты выдвигают идею о разделе острова. С обеих сторон образуются вооружённые формирования, поддерживаемые и подконтрольные Грецией и Турцией. Происходят столкновения и притеснения с обеих сторон. Уже в 1964 году для урегулирования конфликта на остров прибыли миротворческие силы ООН, до сих пор остающиеся на острове.

В 1974 году США посредством Греции организовали государственный переворот на Кипре, президент архиепископ Макарий III был смещен со своей должности. Турецкая армия под предлогом восстановления республики вторглась на территорию острова и оккупировала северную часть. С оккупированной территории начался массовый отток населения, оставшееся население подверглось гонениям. На оккупированной северной части острова осталось 514 православных храмов, часовен и монастырей, которые обращены в мечети или находятся в запустении.

На сегодняшний день Главой автокефальной Кипрской православной церкви является Архиепископ Новой скопы Юстинианы и всего Кипра Хризостом II. Высший орган власти – Святой Синод Церкви Кипра, состоящий из архиепископа и епископов Пафского, Китийского, Киренийского, Лимасольского, морфского и викарных архиереев как постоянных членов. Епископы Кирнийский и Морфский пребывают в Никосии ввиду турецкой оккупации северного Кипра.

Административно церковь делится на пять епархий со статусом митрополий: Пафос, Китион, Кирения, Лимассол и Морфу. В подчинении Кипрской православной церкви находится более 500 храмов и 40 монастырей.

Кипрская Православная церковь активно участвует в общественной жизни острова и содействует развитию туризма на острове.