Надомное обучение в беларуси. Почему чиновники боятся домашнего образования? Нормативные правовые акты

Диковинный термин «хоумскулинг» вошел в наш лексикон совсем недавно. И если в Европе и Америке дети, которые обучаются на дому, не вызывают удивления, то у нас такая форма обучения только начинает набирать обороты.

Признаюсь: мой сын в садик не ходил. Забрать его из дошкольного учреждения вынудили постоянные болезни. Конечно, сомнения у меня были, ведь ребенок, который находится постоянно дома, рискует отстать в своем развитии от сверстников. Да и заниматься ребенком 24 часа в сутки - утомительно. Но у нас была няня, которая гуляла с сыном, пока я работала, а часть дошкольной подготовки мы доверили профессионалам - сын посещал занятия в одной из развивающих школ, а также ходил в театральную студию. Все остальное время мы проводили вместе, если ребенок чем-то начинал интересоваться, то мы стремились удовлетворить этот интерес. Сейчас в школе, куда мы все-таки пошли, поскольку я видела, что ребенку не хватает общения, мне говорят, что ребенок очень развит, отвечает на все вопросы самый первый. Хотя изначально наша первая учительница была настроена скептически…

РОДИТЕЛЬ - ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ?

Найти родителей, дети которых не ходят в садик и школу, оказалось совсем не трудно. В самом центре Минска располагается социально-просветительское учреждение «Семейный центр «Папа может». В двух комнатах носятся дети, шумят и играют. - У нас только закончились занятия, - говорит директор центра Григорий Прохоров . - В первую очередь сюда приходят родители, чтобы научиться взаимодействовать со своими детьми. Ведь главный учитель для ребенка - это его родитель.

- А как же физика, химия, алгебра в старших классах? Вряд ли родители смогут сами обеспечить нужный уровень.

Домашнее обучение по индивидуальному плану не исключает возможность нанять репетитора по любому предмету или выбрать отдельные уроки в школе, которые будет посещать школьник… Мы как-то общались с детьми в Москве , которым уже по 15 - 16 лет и которые получили домашнее образование. Этот ребенок знает, что ему надо, сам выбирает себе репетиторов и учителей для дальнейшей учебы. Тем более, есть разные способы учебы. Например, мы хотим перенять так называемые погружения по методике академика Российской академии образования М.П.Щетинина . Если вкратце, то изучение школьных предметов происходит так: раз в месяц, например, неделю мы учим математику. И годичную программу можно пройти за непродолжительный срок… Но стать учителем для ребенка, организовать свой день с учетом его интересов, плюс еще зарабатывать деньги - задачка не из простых.

- И как же удается совмещать родителям работу и обучение дома своих детей?

В свое время я выбрал фриланс - я бизнес-тренер, - рассказывает преподаватель, психолог Кирилл Будкевич . В центре он занимается с детьми по различным методикам, а своим детям дает домашнее образование. - Пришлось полностью перестроить свою жизнь. Но потом все наладилось. И ты учишь ребенка тем знаниям, которые по-настоящему пригодятся в жизни, ведь ни школа, ни садик не могут этого дать. А распорядок мы подчинили ребенку: хочет он заниматься - занимаемся. Не хочет - играем. Со временем нужный график вырабатывается сам собой.

УЧИТЬСЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПЛАНУ МОЖНО, НО СЛОЖНО

Если с садиком все достаточно просто: не хочешь - не води, то со школой дела обстоят по-другому. В нашей стране допускается сочетание разных форм получения образования, например, экстернат, а также обучение детей по индивидуальным учебным планам. Такое обучение предполагает, что родители могут обучать ребенка самостоятельно, выбрать те занятия, которые будет посещать ребенок в школе, или нанять репетитора. Все зависит от того, как этот вопрос утрясется с руководством школы.

Ольге из Гродно право на обучение по индивидуальному плану своего ребенка приходится буквально завоевывать. В школе №23, куда она подала документы, указав в качестве уважительных причин частые переезды, отказались принимать маленького Кирилла на такую форму обучения. Ольга обошла еще несколько школ и везде получала отказ. Тогда она написала письмо в Министерство образования. И в управлении образования Ленинского района Гродно пообещали помочь в решении этого вопроса.

В кодексе четко прописано «перевод на индивидуальное обучение происходит на усмотрение руководителя школы». Меня удивляет, что руководство школы так упирается. Сотрудники администрации звонили моим работодателям, в музыкальную школу педагогу, который ведет у сына занятия, приходили с инспекцией к нам домой, даже мужа в школу вызывали и спрашивали, как он относится к домашнему образованию, - говорит Ольга.

Пока маленький Кирилл ходит в школу, однако Ольга твердо решила перевести его на обучение по индивидуальному плану. То есть дома.

Ульяна из Минска свою дочь Камиллу в этом году в школу не отдала вовсе. Сейчас девочка занимается по программе первого класса с учителями из Москвы. Занятия проходят несколько раз в неделю в режиме онлайн.

Занятия с педагогом занимают не больше двух часов в день. В процессе учитель дает задания, проверяет, выполнена ли домашка. Сами занятия проходят в игровой форме. Если педагог видит, что Камилла устала, то занятия на время прекращаются. Стоимость такого подхода - около 600 долларов в месяц. Этот учебный год мы попробуем учиться так, а потом посмотрим. Отдать в обычную школу ребенка мы всегда успеем. Что касается социализации, то общения с детьми нам хватает в кружках, куда мы ходим, - говорит Ульяна.

Но в большинстве своем родители, чьи дети находятся на домашнем образовании, считают, что расходы на учебу у них не такие уж и большие: в основном это репетитор два раза в неделю на несколько часов. На начальном этапе для ребенка хватит одного репетитора для занятий. А потом выбрать индивидуальный план обучения в школе или нанять репетитора-помощника по предметам, которые непонятны школьнику, не составит труда.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

В Кодексе РБ об образовании четко прописано: «Индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию». Если ваш ребенок занимается музыкой, спортом или серьезно увлекается, например, радиоэлектроникой, это уже может быть причиной, - говорит Григорий Прохоров, директор Семейного центра «Папа может». - Чтобы перевести ребенка на обучение по индивидуальному плану, достаточно написать заявление на имя директора школы. Исходя из опыта семей надомников, я посоветую искать школу с лояльным отношением к домашнему образованию. Если же школа одна - например, вы живете в деревне, то распечатайте закон и начинайте переговоры.

Да, по закону существует такая форма обучения детей. Вопрос обучения ребенка по индивидуальному плану решается с управлениями образования на местах и руководителями школы, - подтвердили «КП » в Министерстве образования.

Не стоит забывать, что базовое образование у нас обязательное - знания вашего ребенка контролируются в конце каждой четверти в школе, к которой вы относитесь. И еще: бывалые родители советуют приготовиться к испытанию свободой - соблазн ничего не делать велик . Распорядок дня нужно составлять обязательно. А еще стоит прислушиваться к ребенку, ловить его потребности в знаниях и удовлетворять их, пока есть интерес.

БУДЬ В КУРСЕ!

Плюсы и минусы домашнего образования

ПЛЮСЫ

Ребенку уделяется больше родительского внимания.

Подход к обучению индивидуален.

У ребенка меньше стрессов, связанных с постоянным нахождением в школьном коллективе.

МИНУСЫ

Может возникнуть дефицит в общении с другими детьми, сложности в отношениях со сверстниками.

- «Обратная социализация» при поступлении в вуз. Ребенку придется все равно привыкать к коллективу. Хотя заочное или дистанционное обучение никто не отменял.

В настоящее время домашнее образование как альтернатива школе становится все более популярным. Давайте разберемся, что же это такое, всегда ли можно перевести ребенка на индивидуальное обучение дома и как это сделать.

Что такое домашнее обучение

У школьников и их родителей есть выбор: учиться в учреждении образования (далее — школа) или учиться дома — индивидуально <1> .

Под так называемым домашним обучением в статье понимается получение школьником общего среднего образования дома – самостоятельно по индивидуальному учебному плану <2> . В этом случае за получение ребенком знаний ответственны сами родители: они могут заниматься с ним по индивидуальному учебному плану самостоятельно или (и) обратиться к репетиторам.

На заметку
Самостоятельно (не в школе) можно изучать как все школьные предметы, так и только один или несколько из них <3> . Например, дома по индивидуальному учебному плану школьник занимается только математикой, а в школе вместе с другими учениками — всеми остальными предметами.

При желании, полагаем, перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану можно на любой период, согласованный с руководством школы: четверть, полугодие, учебный год и т.д.

При этом, даже находясь на таком обучении, ребенок все равно будет числиться в списках учеников школы, будет закреплен за своим классом <4> .

Кто может перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Такая возможность есть <5> :

1) у учеников, которые на протяжении учебного года по уважительным причинам постоянно или временно не могут посещать занятия в школе и (или) проходить вовремя аттестацию . Конкретного перечня таких причин нет. Руководство школы по своему усмотрению решает, считать причину уважительной или нет <6> .

На заметку
Обычно уважительными причинами для перевода школьника на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану считаются:
— частое отсутствие ребенка в городе (стране), постоянные переезды и т.п. Например, если родители в разводе, а ребенок несколько месяцев живет с мамой в одном городе, несколько – с папой в другом;
— работа родителей, которая, к примеру, не позволяет им вовремя приводить ребенка в школу и забирать из нее из-за регулярных командировок;
— частые болезни ребенка;
— семейные обстоятельства. Например, в неполной семье с маленьким ребенком у родителя не получается вовремя забирать школьника после занятий;
— иные причины;

2) одаренных и талантливых учеников . Речь, например, идет о школьниках, которые профессионально занимаются спортом и часто пропускают занятия из-за тренировок, соревнований, сборов. Или, скажем, о юных артистах, которые много времени проводят на гастролях, репетициях, конкурсах и т.п. Другими словами, если ребенок чем-то серьезно занимается и поэтому посещает уроки нерегулярно, это уже может быть основанием для перевода его на домашнее обучение.

Обратите внимание!
Несмотря на желание ребенка и родителей учиться дома по индивидуальному учебному плану, окончательное решение по этому вопросу принимает руководство школы на свое усмотрение <7> .

Как перейти на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану

Для этого прежде всего подайте заявление на имя директора школы <8> . Утвержденной формы такого заявления нет. Полагаем, в нем важно указать:

— Ф.И.О. (ваши и ребенка);

— причину, по которой хотите перевести ребенка на домашнее обучение;

— период, в течение которого хотите, чтобы ребенок находился на домашнем обучении.

Пример формулировки заявления
С 1 сентября 2017 г. прошу перевести мою дочь, Иванову Иванку Ивановну, ученицу 7 «А» класса, на обучение по индивидуальному учебному плану по всем школьным предметам.
Причина – частая смена места жительства в связи с характером работы родителей.

Решение по вашему заявлению должно быть принято в течение 10 календарных дней со дня его подачи и может быть <9> :

1) положительным , т.е. руководство школы даст согласие на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану. В этом случае вам в течение пяти календарных дней после получения такого согласия в письменной форме сообщат о периодичности и формах проведения аттестации <10> . Кроме того, школа должна будет разработать и утвердить индивидуальный учебный план для вашего ребенка <11> ;

2) отрицательным , т.е. руководство школы откажет в домашнем обучении по индивидуальному учебному плану. В такой ситуации вы можете обратиться за разъяснениями к руководству школы или в органы образования при исполкомах и (или) администрациях вашего города (района), облисполкомах (далее – органы образования) <12> .

Справочно
Общая информация об органах образования находится на сайте Министерства образования Республики Беларусь . Также у каждой школы, органа образования обычно есть свой сайт (или раздел на сайте). Там вы найдете адрес, телефон, часы приема и другие сведения.

Целью обучения на дому является: реализация конституционных прав граждан на образование, создание необходимых условий для обучения учащихся, которые по медицинским показаниям не могут посещать учебные занятия в учреждениях образования, а также обеспечение учащихся максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

Организация обучения на дому в 2019/2020 учебном году проводится на основании:

  • Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст. , )
  • Кодекса Республики Беларусь об образовании (Ст.158, п.17)
  • Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому от 31.08.2011 г. №250
  • На основании заключения ВКК поликлиники, диспансера, заявления законных представителей учащегося) и с разрешения управления образования, спорта и туризма администрации Фрунзенского района г.Минска

ВЫПИСКА из ИНСТРУКЦИИ о порядке организации получения общего среднего образования на дому

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации получения общего среднего образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования.

  1. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
  2. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

4. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

5. Для принятия решения о получении общего среднего образования на дому документы, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, подаются учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) в государственное учреждение образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому или государственное учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

Нормативные правовые акты

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.06.2011 №38 ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
  2. Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2016/2017 навучальны год
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 31 августа 2011 № 250 Об утверждении Инструкции о порядке организации получения общего среднего образования на дому и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь
  4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования»

Обращение к родителям

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В мину-ты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошиб-ки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздраже-ние,почему мы первым делом торопимся отругать и на-казать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрос-лыми - важнейший фактор развития ребенка. При нару-шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо-чарование и склонен к различным проступкам.

Сосредоточивается на позитивных сторонах и пре-имуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Помогает ребенку избежать ошибок;

Поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка - значит верить в него.Ребенок нуждается в поддерж-ке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Взрослый, сам того не ведая, может обидеть ребенка, сказав ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Как взрослому показать свою веру в ребенка?

Забыть о прошлых неудачах ребенка.

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь ус-пеха.

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания его промахов.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уваже-ние к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с за-данием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм. Следует помнить, что одни слова и фразы взрослых поддерживают ребенка, а другие - разрушают его веру в себя. Поддерживают такие слова и фразы:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому пово-ду. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова и фразы «разрушения»:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо или за какие-то его дости-жения в определенный период времени.


31-ое августа не за горами, и хочется написать о возможности домашнего обучения в Беларуси.

Прежде всего, в Республике Беларусь нет домашнего обучения, домашнего образования или семейного обучения, а есть ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН .

Когда-то давно в РБ был принят закон «Об образовании» и в нём действительно была статья «Об обучении в семье». В 2006 году закон был переписан. В новом законе «Об образовании» семейная форма обучения была запрещена. НО! В законе есть Статья 35, которая нам и нужна.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната .
2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.
3.Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
4.Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь. (Девушки, кто в курсе, дайте ссылку на соответствующий документ Минобра, если есть такой).

Экстернат в Беларуси разрешён только в старшей школе, 11-12 классы (или 10-11? сколько сейчас люди в школе учатся? Я с этими реформами уже совсем запуталась). Для младшей школы – только индивидуальный учебный план.

Для того, чтобы обучаться дома, вам нужно в школе, в которой учится ваш ребёнок (или куда вы подали документы) до 31 августа написать заявление на имя директора школы о переходе ребёнка на индивидуальный учебный план. Приказ директора пишется на основании решения педсовета. Причём, отказать вам педсовет не может, но без его решения вы не имеете права... Такая вот белорусская игра слов. Теоретически, писать заявление можно и в середине учебного года, но тогда это уже действительно будет «на усмотрение администрации».

Ученик, который обучается по индивидуальному учебному плану, числится в классе, заносится в классный журнал, может посещать любые уроки и факультативы на своё усмотрение. При написании заявления родители указывают, какие предметы их ребёнок планирует учить дома, а какие - в школе, и по «домашним» предметам в классном журнале не выставляются текущие оценки, а только итоговые: по лабораторным, контрольным, четвертные и годовые. План сдачи испытаний (контрольные, рабочие тетради, устный опрос) обычно составляет завуч.

При такой форме домашнего обучения для меня, если честно, загадка, почему 100% родителей не пишут заявление о переходе на ИП. Вы никак не ограничены в потреблении школьных услуг, но в любой момент можете от них отказаться. Можно, например, походить в школу одну четверть, а потом пересидеть дома все гриппы, не озадачиваясь медицинскими справками, а потом опять походить; можно ходить в школу только на иностранный язык (случай моих знакомых) и/или любимые факультативы. Вообще, факультативы - штука интересная. За факультативы учителям платят деньги, а чтобы открыть факультатив, нужно не меньше 5 заинтересованных детей, поэтому факультатив - это обычно очень камерное мероприятие: зачем учить 20 человек, если можно 5, а оплата всё равно одинаковая.

Но это - теория. Практика, как всегда в нашей стране, гораздо интереснее .

Из-за того, что в старом законе была семейная форма обучения, а в новом законе её запретили и из-за того, что отсутствует чёткая законодательная база по порядку прохождения аттестации при ИП, фантазии либо откровенная ложь работников образования кучерятся и расцветают махровым цветом. Причём делают они это не всегда по злому умыслу, скорее от незнания, боязни сделать «что-то не то» и «беспокойства» о будущем не посещающих школу детишек.

Например, на сайте Министерства образования на вопрос гражданина о том, имеет ли он право обучать своего ребёнка дома, официально заявлялось: «...информируем о том, что в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь от 05.07.2006г. «Об общем среднем образовании» обучение учащегося самостоятельно (в семье) будет запрещено.»

Я собрала опыт нескольких мам о переводе их детей на индивидуальный план. Получилась следующая картина.

Итак, вы приходите в школу и заикаетесь о том, что хотели бы учить своё чадо дома, или интересуетесь, а нельзя ли учить ребёнка самим? Вы что-то такое где-то слышали, но не уверены, что столько свободы дают в одни руки. Ошибка! В ответ можно услышать, например, (строго-назидательным тоном): -" Ну, это можно только, если мама - учительница"; или - "Экстерном можно сдавать только за весь курс базовой либо средней школы"; или - "Новый Закон не предусматривает образования в семье".

Так вот вместо того, чтобы интересоваться, можно ли учить свою детку дома, нужно сразу же разить наповал фразой:" А где тут у вас записываются на обучение по индивидуальному учебному плану?". Не обращать внимания на истерики и запугивания учителей и чиновников, а просто тупо и вежливо ссылаться на 35-ю статью закона "Об образовании". И помнить, что отказать вам не имеют права.

Вот например, такая история:

"Пришли мы в школу по месту прописки и рассказали, что придем к ним в первый класс, но в сентябре уедем до апреля, поэтому просим предоставить нам индивидуальный план и рассказать, какие требования к нам предъявят по приезду, чтобы считать 1ый класс оконченным. Они сразу разулыбались и в гороно позвонили, там сказали, чтобы мы к ним пришли сами.

Сходили мы в гороно, там наши данные записали, сказали свяжутся с Гомелем (а мы в Мозыре), а потом и с Минском, и к концу недели позвонят. Вечером того же дня позвонили! Попросились прийти "посмотреть на условия, в которых ребенок воспитывается". Пришли, посмотрели, кучу вопросов задали. Стали уговаривать опекунство на бабушку оформить и ехать себе спокойно без сына. "Ему ведь лучше будет так, не мотаться никуда и с бабушкой в школу ходить". Надо сказать, что бабушке очень этот план понравился, но для меня этот вариант не обсуждается. Тогда они сказали, что на индивидуальном плане обучения, необходима "явка в школу минимум один раз в месяц".

После этого в гороно окончательно решали (наш вопрос) по поводу формы аттестации. Из возможных вариантов обсуждалось собеседование или тест по приезду. "

А вот другая история:

«Калі каму цікава, нас перавялі на індывідуальны план. Спачатку было страшна - мы першыя ў раёне, але 59 - за, 1 - супраць. З боку адміністрацыі школы мы сустрэлі самае дабрадушнае стаўленне. На педнарадзе адзіны голас быў супраць нас – голас сацыяльнага педагога (псіхолаг падтрымала).

Бюракратычна ўсё вельмі проста. ДА 31.08 Вы павінны падаць заяву ў школу. Падставаў ніякіх не трэба. Проста мы так хочам. Але па-людзку лепей знайсці "атмазку" - мала часу на заняткі спортам ці заняткі музыкай...

Бліжэйшая педнарада разглядае Вашу просьбу. Мы на ёй прысутнічалі. Папярэдне мелі размову з дырактарам і завучам. Яны нас падтрымалі пасля падрабязнай размовы, як мы плануем вывучэнне прадметаў. Мы вельмі доўга і маляўніча распавядалі пра свае веды, бабуляў і дзядуляў, што дапамогут нам растлумачыць фізіку і біялогію...

У законе мы не знайшлі прычын, па якім нам могут адмовіць. Але пасля размовы з намі дырэктар мела гаворку з інспектарам і юрыстам - бо мы былі першымі ў раёне. Нарада галасавала па нашаму пытанню: 59 - за, 1 - супраць - сацыяльны педагог. Адказ сацыяльнаму педагогу - а як жа сацыялізацыя - дзіцё будзе наведваць гурткі.

Увага! Пры напісанні заявы Вы пазначаеце ўсе прадметы, што будут вывучацца дома. Можна нешта пакінуць і школе. Прыкладам, мы ангельскую мову вывучаем у школе. Пры гэтым па астатнім прадметам ў класным журнале пішацца - "навучанне па індывідуальным плане". Што дае магчымасць вярнуцца да звычайнага наведвання школы ў любы дзень. Праверка ведаў - адзін раз за чвэрць па кожнаму прадмету, пажадана пісьмовы тэст - прыблізна пытанняў на 10 і часам на 45 хвілін - аркушы з тэстамі збіраюцца завучам. Апасацца трэба толькі асабістага стаўлення настаўнікаў. Каб не пачалі "рэзаць". У нас мястэчка малое - нас палічылі дзівакамі.

Па паперам мы вывучаем у школе ангельскую мову і фізічную культуру. На практыцы – я не ведаю, як выглядае настаўнік фізкультуры (завуч сказала, што сама з ім дамовіцца). Ангельская мова выкладаецца 2 разы на тыдзень + факультатыў. Гэтыя заняткі мы наведваем у адвольным парадку. Бывае месяц не з’яўляемся ў школе, бывае 3 разы на тыдзень. У класным журнале насупраць імя дачкі напісана – займаецца па ІП. Таму бягучых адзнак не мае.»

По поводу прохождения аттестаций, вот хороший комментарий одной мамы: «В связи с отсутствием чёткой законодательной базы по порядку прохождения аттестации при ИП, разбежка во мнениях директоров школ по поводу частоты появления наших чадушек пред строгие учительские очи на моей только памяти: от ежедневных(!) посещений до двух - трёх-недельного марафона в июне. Ну и различные варианты в этих пределах.»

Приведённые выше истории подтверждают, что удобство вашего пребывания на ИП во многом зависит от расположения к вам вашего учителя и школьного начальства. Учителям нужно обьяснять, что работы и заботы вы им не прибавите, даже наоборот, вместо, скажем, 20-ти детей учительница будет иметь в классе 19. Но кооперация учителей на индивидуальном плане - это очень важно. И если вы не можете найти понимания в своей школе, то возможно, вы встретите его в соседней, или в соседнем районе.

А вообще, конечно, переход на домашнее обучение должен быть лёгким и рутинным: в любое время года, по заявительному принципу, с возможностью деньги, положенные государством на образование отдельно взятого ребёнка, тратить на образовательные нужды этого ребёнка по усмотрению родителей. Но это дело будущего. А пока только так – статья 35 закона «Об образовании», индивидуальный учебный план.

Ну и в заключение, ещё одна история:

"Нас таки да, перевели на индивидуальное обучение! Это действительно оказалось очень просто. Директор попросила указать причину перевода, в связи с тем, что заявление подается не перед учебным годом (до 31 августа), а в середине года. Ну мы указали, что участились командировки. Больше вопросов не было. Обещали на следующей неделе предоставить план учебы. Были предельно милы.

Ребенка учится дома с огромным удовольствием, бегает за нами, чтобы еще позанимались (такого никогда не было за школьный период), мы залатали все пропуски и обогнали одноклассников по программе. Короче говоря, не так все страшно, как казалось до того, как начали действовать."

Данная статья подготовлена по материалам форумов

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

На основании пункта 4 статьи 160 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации получения общего среднего образования на дому.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116 "Об утверждении Инструкции о порядке обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учреждений на дому" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 67, 8/15871);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 октября 2008 г. N 95 "О внесении изменения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. N 116" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 250, 8/19628).

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр С.А.Маскевич

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Министр здравоохранения Председатель

Республики Беларусь Брестского областного

В.И.Жарко исполнительного комитета

03.08.2011 К.А.Сумар

27.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель председателя Председатель

Витебского областного Гомельского областного

В.Г.Новацкий В.А.Дворник

29.07.2011 26.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Председатель Председатель

Гродненского областного Минского областного

исполнительного комитета исполнительного комитета

С.Б.Шапиро Б.В.Батура

27.07.2011 29.07.2011

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя Председатель

Могилевского областного Минского городского

исполнительного комитета исполнительного комитета

А.М.Исаченко Н.А.Ладутько

29.07.2011 29.07.2011

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

31.08.2011 N 250

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ

1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации получения общего среднего образования на дому для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования.

2. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

3. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется государственным учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося или государственным учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

4. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

5. Для принятия решения о получении общего среднего образования на дому документы, указанные в пункте 4 настоящей Инструкции, подаются учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) в государственное учреждение образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому, или государственное учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося.

6. Государственное учреждение образования направляет документы, поданные учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося), в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту расположения государственного учреждения образования.

7. Государственное учреждение образования информирует учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) о принятом отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа решении.

8. Получение общего среднего образования на дому осуществляется педагогическими работниками государственного учреждения образования, которые назначаются приказом руководителя.

9. Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому осуществляется в соответствии с учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования.

10. Организация образовательного процесса для получения общего среднего образования на дому осуществляется по учебному плану, разрабатываемому государственным учреждением образования на основе типового учебного плана средней школы.

11. Расписание учебных занятий для учащихся, получающих общее среднее образование на дому, составляется на основании учебного плана с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, согласовывается с учащимся (законным представителем несовершеннолетнего учащегося) и утверждается руководителем государственного учреждения образования.

12. Государственное учреждение образования, организующее образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому, обеспечивает учащихся учебниками, учебными пособиями в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

13. Формой организации образовательного процесса при получении общего среднего образования на дому является учебное занятие.

14. Сведения об учащихся, получающих общее среднее образование на дому, результаты их учебной деятельности вносятся педагогическим работником, осуществляющим обучение по учебному предмету на дому, в соответствующие документы, необходимые для организации образовательного процесса.

15. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, получающих общее среднее образование на дому, перевод в следующий класс, организация выпускных экзаменов и завершение обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.