Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов - доклад Зачет возврат излишне уплаченных взысканных сумм

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашение недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. Зачет сумм по излишне уплаченным федеральным налогам и сборам, региональным и местным налогам проводится по соответствующим видам налогов и сборов, а также пеням, начисленным по налогам и сборам. Зачет и возврат сумм излишне уплаченных налогов и сборов проводится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченных налогов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта, и в течение 10 дней принять решение о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Переплату по одному федеральному налогу можно зачесть в счет погашения недоимки по другому федеральному налогу. Однако в некоторых случаях у налогоплательщика может возникнуть спор с налоговыми органами.

Пример

У организации имеется переплата по налогу на прибыль и недоимка по НДФЛ. Оба налога относятся к федеральным (п. 3,5 ст. 13 НК РФ).

Ранее налоговые органы считали, что такой зачет произвести нельзя, так как НДФЛ не является налогом организации и уплачивать его за счет средств организации нельзя (п. 9 ст. 226 НК РФ). Поэтому налогоплательщику необходимо было подать заявление о возврате излишне уплаченной сумме налога на прибыль либо зачесть переплату в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или другим федеральным налогам, кроме НДФЛ (письмо Минфина России от 19 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-69).

Однако в настоящее время позиция финансового органа изменилась в пользу налогоплательщиков. В своем письме от 25 марта 2016 г. № 03-02-07/1/19163 Минфин России указал на то, что правила, предусмотренные ст.78 НК РФ, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов.

Кстати, суды и ранее становились на сторону налогоплательщика (ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2012 г. по делу № А56-55596/201 1).

Такое решение судебных органов вполне логично, поскольку в соответствии со ст. 50 БК РФ налог на прибыль 20% зачисляется в федеральный бюджет, 80% - в региональный бюджет, а НДФЛ 85% зачисляется в региональный бюджет, остальная часть - в местные бюджеты (ст. 56 БК РФ).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленный на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ с 1 января 2011 г. установлена обязанность налоговых агентов сообщать плательщику о каждом ставшем известном факте излишнего удержания НДФЛ и его сумме в течение 10 дней с момента обнаружения данного обстоятельства. Форма такого сообщения не определена. В Налоговом кодексе не сказано, что извещение обязательно должно быть письменно. На наш взгляд, чтобы организация смогла подтвердить факт уведомления, его необходимо оформить в письменном виде и ознакомить с ним сотрудника под роспись.

Для возврата денег физическому лицу определен конкретный срок - три месяца. Он отсчитывается с даты получения налоговым агентом заявления. В течение этого времени налоговый агент должен перечислить деньги на счет физического лица в банке, указанного в заявлении. Если организация нарушит трехмесячный срок, она обязана будет заплатить проценты за просрочку в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ (ключевой ставки) за каждый день просрочки.

Если НДФЛ, перечисляемый в бюджет налоговым агентом, меньше суммы, которую он должен вернуть конкретному плательщику, организация направляет заявление в налоговый орган с просьбой вернуть ей излишне удержанную сумму. Срок подачи такого документа - 10 дней с даты получения заявления от налогоплательщика. Возврат осуществляется по правилам ст. 78 НК РФ.

КС РФ в письме от 17.02.2015 г. № 262-0 разъяснил, что переплата сумм НДФЛ, возникшая у налогоплательщика в результате действий налогового агента (с учетом приоритета действия специальных норм над общими), подлежит возврату в особом порядке согласно п. 1 ст. 231 НК РФ (путем обращения к налоговому агенту). В остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться ст. 78 и ст. 79 НК РФ. В письме Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-04-06/4-370 разъяснил, что при наличии налогового агента налоговый орган не вправе производить возврат излишне удержанной агентом суммы налога. Данная сумма возвращается налоговым органом только в случае отсутствия налогового агента. Иных оснований ст. 231 НК РФ не содержит.

Обращаем внимание на то, что организациям предоставили право возвращать налог физическому лицу из собственных средств, то есть не надо ждать, пока деньги ИФНС придут за счет организации. Подчеркнем, что это не обязанность налогового агента, а его право.

Налогоплательщик вправе сам решать, в каком порядке (судебном или досудебном) возвращать излишне взысканные налоговым органом суммы налогов и сборов. Такой вывод Президиум ВАС РФ сделал в Постановлении от 20 апреля 2010 г. № 17413/09.

В п. 3 ст. 79 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога налогоплательщик может подать в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Как отмечено в постановлении Президиума ВАС РФ, этот момент нужно определять с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Суды должны проанализировать причины, по которым плательщик допустил переплату налога. Таким обстоятельством может служить акт взаимной сверки расчетов. Тогда именно с его даты следует исчислять трехлетний срок на обращение в суд за защитой своего нарушенного права (постановления ФАС Центрального округа от 11 июля 2013 г. № А48- 1772/2012, Московского округа от 29 июля 2013 г. № А40-105774/ 12-20-553). Кстати, письмо ФНС России от 12 августа 2011 г. № СА-4-7/13193@, направленное для использования нижестоящим налоговым органам, содержит ссылку на постановление ВАС РФ.

По мнению Президиума ВАС РФ, данная норма дает налогоплательщику возможность выбрать способ защиты нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него излишние суммы налогов, пеней и штрафов, т.е. неосновательно и незаконно. Указания на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм, Налоговый кодекс РФ не содержит. Не установлена подобная обязанность и другими федеральными законами.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13 апреля 2010 г. № 17372/09 также затрагивает вопросы возврата излишне уплаченных или взысканных налогов, пеней и штрафов. В нем говорится о сроках обращения в суд с иском о возврате.

Как уже было сказано, обратиться в суд налогоплательщик должен в течение трех лет, считая со дня, когда он узнал, или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. В противном случае, налоговые органы могут обосновано отказать налогоплательщику в возврате переплаты в связи с пропуском трехгодичного срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Однако такой отказ не лишает налогоплательщика права на возврат налога. Конституционный Суд РФ в Определении от 21 июня 2001 г. № 173-0 указал на то, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют гражданину в случае пропуска трехлетнего срока со дня уплаты налога обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

По мнению Президиума ВАС РФ, момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, определяется с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств. К таким обстоятельствам, в частности, относятся причина, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода.

При определении этого момента необходимо учитывать, что суммы излишне уплаченного налога выплачиваются только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Налоговый орган должен в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, представить налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням, штрафам, процентам, составленную на основании имеющихся данных. При наличии сомнений относительно размера переплаты, а также в целях выявления иных фактов излишней уплаты налога, налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (подп. 5.1 ст. 21 НК РФ). Никаких оснований, позволяющих отказать в сверке расчетов, налоговое законодательство не содержит.

Для определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если налогоплательщик соблюдает все необходимые процедуры (своевременно обратился в налоговые органы с заявлением о возврате, провел сверку расчетов и т.п.), моментом, с которого исчисляется трехлетний срок для обращения в суд за защитой своего права, может признаваться получение обществом акта взаимной сверки расчетов.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами, начисление которых начинается со следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей ставке рефинансирования (ключевой ставке) Центрального Банка Российской Федерации.

Суммы налога на прибыль организаций по КГН, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику КГН.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Выделите исторические этапы в развитии налоговых платежей и налоговой системы.
  • 2. Дайте определение понятия «налог» и «сбор». В чем заключаются их отличия?
  • 3. Раскройте функции налогов и сборов.
  • 4. Каковы признаки, характеризующие содержание налога?
  • 5. Классифицируйте налоги по следующим основаниям: по субъектам, в зависимости от характера использования, по степени закрепленности за бюджетом, в зависимости от формы возложения налогового бремени.
  • 6. Какие виды налогов и сборов содержатся в системе налогообложения Российской Федерации?
  • 7. Назовите элементы налогообложения. Раскройте каждый из них.
  • 8. Каковы общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, как в добровольном, так и принудительном порядке?
  • 9. Какие формы изменения срока уплаты налога и сбора предусмотрены Налоговым кодексом РФ?
  • 10. Какие сведения должны содержаться в требовании об уплате налога?
  • 11. Укажите способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
  • 12. Назовите основания взыскания задолженности по налогам и сборам в судебном порядке.
  • 13. Назовите порядок зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов.
  • 14. Назовите порядок возврата излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

Модульная программа к главе 3 Задание 1

Налог имеет двойственную природу. С одной стороны, понятие «налог» можно рассматривать как категорию историческую, императивную, экономическую, правовую. Качественное предназначение налога - обеспечение государства финансовыми ресурсами. С другой стороны, налог можно рассматривать как платеж, который количественно определяется на практике: в какой форме, когда и сколько должен платить.

Дайте определение и раскройте сущность налога с разных позиций.

Задание 2

Выделяют следующие характерные признаки налогов: обязательность (принудительность), индивидуальный характер, законодательноправовой характер, безэквивалентность.

Раскройте их содержание.

Задание 3

Все многообразие налоговых отношений само по себе не существует. Их должным образом организуют и ими управляют. Налоговая система не является исключением. Под управлением налоговой системой понимают совокупность приемов и методов планомерного воздействия на налоговую систему в целях формирования государственных доходов и эффективного воздействия на экономические процессы. В управлении налоговой системой выделяют два функциональных элемента: общее и оперативное управление (контроль). Общее и оперативное управления налоговой системой РФ осуществляются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Представьте схему общего и оперативного управления налоговой системой РФ.

Задание 4

В рыночной экономике важнейшими видами государственных доходов являются налоги, сборы, взносы, пошлины, поступающие в бюджетную систему государства и другие государственные внебюджетные фонды.

Покажите сходства и различия этих понятий. Приведите примеры.

Задание 5

Многочисленные последствия влияния налогов на экономические и социальные процессы трактуются как их разнообразные функции. Число функций, присущих налогам как категории парораспределительных отношений, является предметом дискуссий.

Подберите трактовки функций налогов, которые давали разные ученые (не менее четырех).

Задание 6

Задание 7

Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается законно установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Заполните таблицу.

Задание 8

Покажите основные различия между элементами налога и элементами налогообложения.

Задание 9

Раскройте действующие способы исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, выделив их отличительные признаки.

Задание 10

Существует три основные способа уплаты налога: исходя из представленных данных налоговой декларации, у источника выплаты дохода, административный. Дайте им характеристику и приведите примеры.

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно - нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

  • о зачете,
  • возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо - со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
«Уплата:
  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • руководителю организации,
  • физическому лицу,
  • их представителям,
лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано:
  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
и распространяются:
  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие - излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Константин Игонин
Заместитель директора по правовым вопросам, "ЛИСТИКи ПАРТНЕРЫтм"

Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (далее - налогов) закреплено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской федерации (далее НК РФ). Обязанность налоговых органов осуществлять возврат налогоплательщикам сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

Порядок зачета и возврата указанных сумм регламентирован главой 12 НК РФ, состоящей из статей 78 и 79. При этом ст.78 регламентирует зачет или возврат излишне уплаченной, а ст.79 - излишне взысканной суммы налога.

  • До обращения в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налога налогоплательщик обязан обратиться с заявлением о возврате или зачете в налоговый орган.

    Зачет или возврат излишне уплаченного налога осуществляется в соответствии с п.п.4, 7 ст.78 НК РФ по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете должно быть принято налоговым органом в течение 5 дней после получения заявления (п.4 ст.78). Возврат должен быть осуществлен в течение одного месяца со дня подачи заявления (п.9 ст.78). Следовательно, нарушение права налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога не может иметь место до подачи им соответствующего заявления в налоговый орган.

    По общему правилу судебной защите подлежит нарушенное право - ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

    В этой связи в п.22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано:

    "Принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок."

    В принятии искового заявления, поданного налогоплательщиком, чьи права не нарушены, арбитражный суд отказывает на основании п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ. А возбужденное по такому иску производство подлежит прекращению по п.1 ст.85 АПК РФ.

  • Определение момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм налога путем их безналичного перечисления.

    Вопрос об определении момента исполнения денежного обязательства при осуществлении расчетов в безналичной форме долгое время вызывал споры. Проблема заключается в том, что при такой форме расчетов не совпадают момент выбытия перечисляемых плательщиком средств из его распоряжения и момент поступления этих же средств в распоряжение получателя.

    Представление плательщиком в банк документа, содержащего поручение о перечислении денежных средств получателю - лишь первый шаг к исполнению обязанности плательщика (должника в денежном обязательстве) "доставить" безналичные деньги их получателю (кредитору). На основании названного документа банк, связанный с плательщиком договором банковского счета, должен выполнить по его поручению перевод денежных средств - обеспечить их "доставку" до банка получателя. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по переводу денежных средств банк отвечает перед плательщиком, но не перед получателем платежа.

    В то же время, обязанность по зачислению на счет получателя поступивших для него денег лежит на банке получателя, связанном с получателем также договором банковского счета. Ответственность за незачисление или несвоевременное зачисление на счет получателя поступивших для него (то есть зачисленных на корреспондентский счет банка) средств несет банк получателя.

    В арбитражной практике по разрешению гражданско-правовых споров выработан основанный на изложенных посылках подход, в соответствии с которым моментом исполнения денежного обязательства признается поступление денежных средств на корреспондентский счет банка получателя.

    Пленум ВАС РФ не нашел оснований для применения иного подхода в отношении определения момента исполнения налоговым органом обязанности по возврату налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, указав в п.23 Постановления от 28.02.2001 г. № 5 следующее:

    "При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк."

  • Особенности зачета или возврата сумм налога налоговым агентом, осуществляющим удержание сумм налога с налогоплательщика.

    В соответствии с пунктом 11 статьи 78 НК РФ, установленные названной статьей правила зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога распространяются также и на налоговых агентов.

    Особенность применения рассматриваемого института в отношении налоговых агентов обусловлена спецификой их правового статуса в сфере налоговых правоотношений - согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию налога у налогоплательщика и по перечислению удержанных сумм в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Обращаем внимание на то, что в силу закона агент обязан удерживать и перечисляет в бюджет чужие денежные средства.

    Такая особенность послужила основанием для следующей рекомендации Пленума ВАС РФ (п.24 Постановления от 28.02.2001 г. № 5):

    "…Если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в том случае, когда возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего."

    Из приведенной позиции следует, что:

    • если налоговый агент перечислил в бюджет большую сумму, чем удержана им с налогоплательщика - агент имеет право на зачет или возмещение излишне перечисленной суммы на общих основаниях (поскольку речь идет об излишне уплаченных собственных средствах налогового агента);
    • если на налогового агента законом не возложено осуществление возврата излишне удержанных с налогоплательщика и перечисленных в бюджет сумм - право на зачет или возврат суммы налога возникает непосредственно у налогоплательщика и осуществляется по его инициативе в общем порядке.

    Обязанность по возврату сумм налога, излишне удержанных налоговым агентом с налогоплательщика, предусмотрена в частности в отношении налога на доходы физических лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ "излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления". С учетом данных Пленумом ВАС РФ разъяснений налоговый агент (например - работодатель), удержавший с налогоплательщика (например - работника) излишнюю сумму налога и перечисливший ее в бюджет, имеет право требовать возврата этой излишней суммы из бюджета, поскольку обязанность по ее возврату непосредственно налогоплательщику возложена на него.

  • Способы защиты права налогоплательщика на зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.

    Практически все действующие законы Российской Федерации предусматривают возможность судебной защиты прав и интересов субъектов, чьи отношения регулируются законом. Не является исключением в этом отношении и НК РФ. Возможность разрешения спора о зачете или возврате излишне уплаченного или взысканного налога также предусмотрена гл.12 НК РФ.

    Однако, реализацию права на судебную защиту нередко затрудняет отсутствие в законе формулировки предмета иска, которым может быть защищено нарушенное право. НК РФ в данном случае также исключением не является.

    В отношении зачета или возврата суммы налога права налогоплательщика могут быть нарушены в результате вынесения налоговым органом решения о полном или частичном отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика. В таком случае налогоплательщик имеет возможность требовать в судебном порядке признания недействительным (полностью или частично) этого решения - то есть ненормативного акта государственного органа, не соответствующего законам или иным нормативным правовым актам и нарушающего права и законные интересы налогоплательщика. В данном случае используется прямо предусмотренная п.2 ст.22 АПК РФ (определяющей подведомственность дел арбитражному суду) формулировка предмета иска.

    В то же время, возможно нарушение прав налогоплательщика в иной форме - например, когда налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, или не признает факта уплаты суммы налога в размере, в котором налог считает уплаченным налогоплательщик. Безусловно, права налогоплательщика в такой ситуации нарушаются и подлежат защите в суде. Но задача по определению (формулированию) предмета иска в данном случае затруднительна. Ошибка же в ее решении может стоить дорого - суд может сослаться на неподведомственность ему такого иска и отказать в принятии искового заявления (п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ), либо прекратить производство по делу (п.1 ст.85 АПК РФ).

    В этой связи существенное значение имеет рекомендация Президиума ВАС РФ (п.25 Постановления от 28.02.2001 г. № 5): "Если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со статьями 78 или 79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм."

  • Возврат налогоплательщику-организации, применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, разницы между уплаченной стоимостью патента и суммой единого налога, исчисленной по установленной ставке исходя из фактически полученной в отчетном году выручки.

    Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) как субъект малого предпринимательства в соответствии с ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и соответствующим законом субъекта РФ по месту своего нахождения получило патент на право применения в 1998 г. упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Расчетная стоимость патента, исходя из налоговой ставки 10% от валовой выручки, была уплачена Обществом в полном объеме. Между тем, налог по указанной ставке с фактически полученной Обществом в 1998 г. выручки составил значительно меньшую, чем стоимость патента, сумму. В возврате разницы между уплаченным и подлежащим по мнению Общества уплате налогом ГНИ Обществу отказано. Отказ обжалован в арбитражный суд.

    Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции и федеральным арбитражным судом округа, в иске отказано.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что при переходе субъекта малого предпринимательства на упрошенную систему налогообложения в любом случае годовая стоимость патента подлежит уплате в полном объеме, а разница между уплаченной суммой годовой стоимости патента и начисленной суммой единого налога из бюджета не возвращается.

    Пленум ВАС РФ занял иную позицию (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2001 г. № 6365/99), указав следующее.

    Согласно п.2 ст.1 ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ налогов и сборов (за исключением ряда налогов, закрытый перечень которых предусмотренных тем же ФЗ) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

    В соответствии со ст.5 того же ФЗ выплата годовой стоимости патента производится организациями ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта РФ. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом уплаченной стоимости патента.

    Таким образом, для организаций предусмотрен порядок расчета с бюджетом путем предварительной уплаты стоимости патента, которая засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога исходя из фактически полученной валовой выручки (совокупного дохода). Основанием же для начисления и уплаты единого налога является валовая выручка, фактически полученная в отчетном периоде (квартале).

    Из ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не следует, что излишне уплаченная организацией стоимость патента, являющаяся по своей правовой природе авансовым платежом, не подлежит возврату налогоплательщику (организации) или зачету в счет предстоящих налоговых обязательств.

  • Нормы ст.78 НК РФ не подлежат применению к возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику превышения суммы налоговых вычетов по НДС над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения указанным налогом.

    Президиум ВАС РФ в Постановлении от 10.04.2001 г. № 6654/00 указал, что статья 78 НК РФ устанавливает порядок возврата налогоплательщику суммы налога, которая излишне перечислена им непосредственно в бюджет. Право же на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость вследствие превышения в налоговом периоде уплаченных поставщикам сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров, имеет иное основание и осуществляется в ином порядке. Такая же позиция выражена и в ряде других постановлений.

    В приведенном постановлении спорная ситуация имела место до введения в действие Части второй НК РФ. Однако сформулированная позиция правомерна и с учетом содержания ст.176 НК РФ, которая предусматривает специальный порядок возмещения (зачета, возврата) налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

  • Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 , возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты. С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 года в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 года в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание). Абзац второй пункта 1 статьи 78 вступил в силу с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
    5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
    6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
    7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
    8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
    9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
    10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
    11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
    12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
    13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации. До внесения необходимых изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и бюджетное законодательство Российской Федерации налоговые органы вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, в порядке, установленном статьей 78 (Письмо Минфина РФ от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87, Минздравсоцразвития РФ от 17.04.2008 N 2187-ПР). О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование см. Письмо ФНС РФ от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@. Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 79 , возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты. С 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 года в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата указанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 года в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание). Абзац второй пункта 1 статьи 79 в части, предусматривающей осуществление зачета (возврата) сумм излишне взысканных федеральных, региональных и местных налогов и сборов по соответствующим видам налогов и сборов, а также по соответствующим пеням и штрафам, вступает в силу с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
    2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
    3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
    4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
    5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
    6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
    7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
    8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации. До внесения необходимых изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и бюджетное законодательство Российской Федерации налоговые органы вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, в порядке, установленном статьей 79 (Письмо Минфина РФ от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87, Минздравсоцразвития РФ от 17.04.2008 N 2187-ПР). О механизме действий по осуществлению зачетов (возвратов) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование см. Письмо ФНС РФ от 01.12.2008 N ММ-6-1/873@.
    9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

    Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в по­рядке и случаях, установленных законодательством государства - участ­ника Таможенного союза, в котором произведена уплата и(или) взыска­ние вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

    Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - участника Таможенного союза, в кото­ром произведена уплата и(или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором го­сударств - участников Таможенного союза.

    Излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени подле­жит возврату плательщику (иному обязанному лицу), если этот платель­щик (иное обязанное лицо) не представил письменное заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей, исполнения налогово­го обязательства по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней и у плательщика (иного обязанного лица) отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.

    Излишне уплаченная (взысканная) сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начислен­ными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Бе­ларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы. Процен­ты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыска­ния, по день направления платежного поручения банку на возврат пла­тельщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

    Для возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в таможенный орган, в котором производи­лось либо будет производиться таможенное оформление товаров или ко­торый совершил либо будет совершать юридически значимые действия, представляется письменное заявление плательщика (в произвольной фор­ме), в котором указываются обоснование возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, суммы тамо­женных платежей, подлежащие возврату и(или) зачету, виды таможенных платежей, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы таможенных платежей были уплачены или взысканы, банковские рекви­зиты плательщика. Если за плательщика уплату сумм таможенных пла­тежей производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может указать банковские реквизиты этого лица, которому надлежит возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы таможенных платежей.

    К заявлению плательщика прилагаются документы, не представлен­ные таможенному органу ранее, но имеющие существенное значение для принятия решения о возврате и(или) зачете излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей.

    При непредставлении необходимых документов таможенный орган запрашивает эти документы у плательщика в письменной форме с ука­занием срока их представления. Данный срок не включается в установ­ленный срок рассмотрения таможенным органом заявления плательщи­ка на возврат и(или) зачет излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей.

    При непредставлении необходимых документов в установленный срок таможенный орган выносит письменное решение об отказе в воз­врате и(или) зачете излишне уплаченных или взысканных сумм тамо­женных платежей. В таком случае для возврата и(или) зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей плательщик должен повторно обратиться в таможенный орган и представить доку­менты в установленные сроки.

    Возврат сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей не производится при наличии у плательщика неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также при неуплате процентов, пеней. Таможенный орган вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных пла­тежей в счет неисполненного налогового обязательства по уплате тамо­женных платежей, а также неуплаченных процентов, пеней с уведомле­нием плательщика в течение пяти календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.

    Указанные правила применяются при возврате и(или) зачете излиш­не уплаченных или взысканных сумм пеней, процентов, а также авансо­вых платежей. При возврате излишне уплаченных или взысканных сумм пеней, процентов, а также авансовых платежей проценты на указанные суммы не начисляются.

    Возврат и(или) зачет сумм таможенных пошлин, налогов при реимпор­те и реэкспорте товаров производятся в порядке, аналогичном вышеизло­женному порядку возврата и(или) зачета излишне уплаченных или излиш­не взысканных сумм таможенных платежей. В этом случае к письменному заявлению на возврат и(или) зачет сумм таможенных пошлин, налогов плательщик дополнительно представляет в таможенный орган:

    При возврате и(или) зачете сумм вывозных таможенных пошлин - копию свидетельства о помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта;

    При возврате и(или) зачете сумм ввозных таможенных пошлин, налогов - копии свидетельства о помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, документа таможенного транзита и разрешения на убытие товаров с таможенной территории.