Темы кружков внеурочной деятельности в нач школе. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе согласно требованиям фгос

Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы ;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.

Рабочая программа внеурочной деятельности

В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности , содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности , предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Внеурочная деятельность младших школьников

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

  • организация активности в учебных кабинетах;
  • выездные мероприятия.

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников :

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков .
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Анализ внеурочной деятельности

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

На основе результатов проведенного мониторинга составляется анализ школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зюзинская средняя общеобразовательное учреждение

Принято на педагогическом совете №_____ Утверждаю_________________

От «___»_____________ Директор МКОУ Зюзинской СОШ

Л.В.Монастырева

Программа внеурочной деятельности

обучающихся начальной школы

в соответствии с ФГОС

на 2015-2016 учебный год

2015 г.

Содержание:

Пояснительная записка.

Условия реализации программы

8.1. Кадровое обеспечение

Нормативно-правовая и документальная основа:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего образования;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»;

САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Модель внеурочной деятельности обучающихся школы;

Положения о спортивно-оздоровительном, библиотечно-информационном и культурно-досуговом центрах ОУ;

Должностные инструкции зам.директора по ВР, социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, руководителя кружка и секции.

Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой- обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный опыт.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подрастающего поколения.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность таким образом, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся не только педагогами школы, привлечены сотрудники дополнительных центров: сотрудники цента ДОД, сотрудники СДК «Аккорд», общественные деятели со стороны родителей.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Цель и задачи внеурочной деятельности:

Цель внеурочной деятельности : разработать и внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации детей, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время.

Задачи:

Изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации в условиях удаленной от города школы;

Выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;

Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, иными учреждениями, семьями обучающихся;

Формировать навыки позитивного общения;

Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Направления реализации программы.

Программа организации внеурочной деятельности работает в соответствии со следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное;

Духовно-нравственное;

Общеинтеллектуальное;

Общекультурное;

Социальное.

Формы работы по направлениям.

Спортивно-оздоровительное

Работа спортивных секций по волейболу, баскетболу, теннису, ОФП;

Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований;

Проведение бесед по охране здоровья;

Проведение на уроках игровых моментов, физ.минуток;

Участие в районных и городских соревнованиях;

Введение факультатива «Разговор о правильном питании».

Духовно-нравственное

Организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида и культуры поведения;

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

Оформление уголков о боевой и трудовой славе россиян;

Конкурсы и фестивали патриотической песни;

Посещение школьного музея боевой славы.

Общеинтеллектуальное

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Конкурсы, олимпиады, деловые и ролевые игры;

Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Общекультурное

Участие в общественной жизни класса и школы;

Участие в различных театральных постановках;

Выставки творческих экспозиций;

Выступление на сцене с различными номерами.

Социальное

Проведение субботников;

Работа на пришкольном участке;

Разведение комнатных цветов;

Общение вне школы в рамках кружков.

Распределение рабочего времени по каждому направлению:

Спортивно-оздоровительное-2 часа в неделю

Духовно-нравственное-2 часа в неделю

Общеинтеллектуальное - 5 часов в неделю

Общекультурное- 9 часов в неделю

Социальное- 3 часа в неделю.

Всего 21 час в неделю внеурочной занятости детей в кружках и секциях.

Взаимодействие работы школы с дополнительными учреждениями в системе.

Сотворчество учителей, родителей и других членов воспитательного процесса в вопросах воспитания, обучения может успешно осуществляться по следующим направлениям:

Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;

Развитие сотрудничества между детьми и педагогами дополнительного образования в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

Совместное социальное воспитание детей в рамках внеурочной деятельности.

Учащиеся школы

Администрация школы

Учителя предметники

Центр дополнительного образования детей, библиотека, музей

Медицинский работник, участковый инспектор и др.спец.службы

Родители

Классный руководитель

Взаимодействие

В систему совместного взаимодействия входит не только кружковая работа, но и совместное проведение классных часов, экскурсий, походов, исследований, мероприятий и т.д.

В течении всего обучения в школе обучающиеся получают комплекс воспитательных знаний, которые применяются и контролируются в обществе. Таким образом, взаимодействие школы и социума постоянно.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Конкретное планирование деятельности;

Кадровое обеспечение программы;

Методическое обеспечение программы;

Материально- техническое обеспечение.

8.1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

Педагоги школы, реализующие программу;

Библиотекарь;

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Педагоги дополнительного образования.

8.2. Совершенствование уровня кадрового обеспечения

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с обучающимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподователями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесска

Семинары с психологом, социальным педагогом и медицинским работником (по согласованию), специалистами внешкольных учреждений.

Семинары-практикумы в методическом объединении с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков.

Активизировать вовлечение работников культуры в систему общешкольных мероприятий.

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

8.3. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости обучающихся во внеурочное время.

Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий

Систематизация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы по вопросам досуговой деятельности учащихся

Диагностика запросов обучающихся по организации свободного времени.

Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени обучающихся.

Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов

Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

Создать банк методической литературы по организации досуга обучающихся.

Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

Систематизация методической литературы, интернет ресурсов.

Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся мет.литературы

8.4. Материально-техническое обеспечение:

Компьютеры;

Телевизор;

Проекторы;

Музыкальный центр;

Музыкальная профессиональная установка;

Спортивный инвентарь;

Спортивный зал;

Актовый зал;

Библиотека;

Музей «Боевой славы»;

Музей «Русская изба».

8.5. Педагогический состав, реализующий внеурочную деятельность в школе:

Зам.директора по ВР;

Классные руководители;

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Учитель ОБЖ;

Учитель физической культуры;

Библиотекарь;

Руководитель музея;

Учителя-предметники.

Предполагаемые результаты внеурочной деятельности.

Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

Укрепление здоровья обучающихся;

Развитие творческой активности каждого ребенка;

Укрепление связей между школой и семьей ребенка.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Предполагаемыми результатами работы школы и семьи являются:

Усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

Гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

Развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

Освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

Оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Направления успешной организации внеурочной деятельности между школой и родителями:

Непосредственное участие родителей в организации различных форм совместной работы с детьми;

Развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях;

Оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми наглядных пособий и принадлежностей для качественной организации данных занятий.

Мониторинги эффективности внеурочной деятельности.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки, и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

Рост социальной активности обучающихся;

Рост мотивации к активной познавательной деятельности;

Уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру;

Удовлетворенность обучающихся и их родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты мониторинга:

Оценка востребованности форм и методов внеклассной работы;

Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

Анкетирование школьников и их родителей (законных представителей) по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;

Анкетирование школьников и их родителей(законных представителей) в рамках внутришкольного контроля;

Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

Результативность участия субъектов образовательной деятельности в целевых программах и проектах различного уровня.

Образовательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Готовность к производительному труду;

Готовность к дальнейшему образованию;

Сформированность мировоззрения;

Сформированность общей культуры;

Сохранение здоровья;

Сформированность потребностей и умений творческой деятельности.

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 6

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы и наш мир» была разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • планируемых результатов основного общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей;
  • примерной программы по внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. При составлении программы были учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, уровень квалификации педагогов, требования к содержанию программ внеурочной деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.

Данная программа создает условия для культурного, социального, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка, а так же способствует ее интеграции в мировой и отечественной культуре.

Программа внеурочной деятельности педагогически целесообразна, потому что способствует:

  • более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые, к сожалению, не всегда получается рассмотреть на уроке;
  • развитию у учащихся заинтересованности к различным видам деятельности;
  • желанию активно участвовать в продуктивной общественной жизни;
  • развитию умения у учащихся самостоятельно организовать своё свободное время.

Важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем, является развитие познавательной деятельности каждого ученика, воспитание любви к родному краю. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Данная программа дает возможность:

  • закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках;
  • знакомиться с историей и культурным наследием родного края;
  • вовлекать обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность;
  • охватывать больший объем предметного материала, ориентированный на формирование личностных результатов творческого саморазвития обучающихся.

Программа направлена на учащихся шестых классов и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю и продолжительностью в 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению, соответствует умственному и физическому развитию детей данного возраста.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры и являться неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в учебном заведении. Ее основная идея заключается в мотивации учащихся на ведение культурного образа жизни, в сохранении физического и психического здоровья, так как они являются необходимыми условиями социального благополучия и успешности человека.

Программа включает в себя различные задания, упражнения и игры на формирование коммуникативных, общекультурных и двигательных навыков учащихся.

Программа способствует:

  • разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
  • развитию у детей интереса к различным видам деятельности;
  • желанию активно участвовать в продуктивной общественной деятельности;
  • умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Ценность данной программы внеурочной деятельности заключается в том, что у детей развивается художественный вкус, а это очень важно для полноценного развития ребёнка.

Актуальность программы.

Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для формирования устойчивых умений в творческой и исследовательской деятельности. На занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения. Школьники приобретают навыки составления творческой работы (презентаций, проектов, виртуальных экскурсий) в индивидуальной, парной, коллективной деятельности.

Предлагаемую программу можно использовать не только во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при подготовке учащихся к олимпиадным работам по различным предметам.

Цель программы:

Активизация социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Грамотная организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся.
  2. Приобретение школьниками знаний о мире, в котором живем.
  3. Формирование знаний о правилах групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  4. Пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности.
  5. Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа.
  6. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие :

  1. Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края.
  2. Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; навыков позитивного коммуникативного общения.
  3. Развитие навыков общения и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем.
  4. Воспитание трудолюбия, целеустремленности и настойчивости для достижения результата.

Развивающие:

  1. Сбор информации по определенной теме.
  2. Развитие смекалки и сообразительности.
  3. Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
  4. Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой.
  5. Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, лите­ратурными, информационными источниками.
  6. Организация информационной поддержки обучающихся.

Программа внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Принципы программы:

  • Активная деятельность учащихся.
  • Наглядность и доступность.
  • Взаимосвязь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Совмещение индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Последовательность и целенаправленность деятельности.
  • Традиции лицея.
  • Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

Ресурсная база лицея даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:

  • Преемственность и взаимосвязь и общего и дополнительного образования для обеспечения полноты и целостности образования.
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в системе внеурочной деятельности.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.

Педагог выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить познавательную и творческую активность учащихся.

Формы работы : групповая и индивидуальная;

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, сюжетно - ролевые игры, конкурсы, праздники, турниры.

3. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .

Личностные результаты:

  • умения оценивать поступки людей,
  • умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • умения выражать свои мысли и эмоции.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  1. способности извлекать информацию из разных источников; свободно пользоваться справочной литературой;
  2. умение отбирать и систематизировать материал на определенную тему;
  3. умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
  4. умение определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Коммуникативные:

  1. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
  2. умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров;
  3. умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  4. умение владения разными видами монолога и диалога;
  5. умение оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  6. умение выступать перед аудиторией.

Рефлексивные:

  1. Умение адекватно оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

Умение адекватно оценивать работы своей деятельности и товарищей.

Предметные результаты:

  • умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и исследовательских задач;
  • самоопределение в области своих познавательных интересов;
  • умение работать с информацией из разных источников;
  • начальный опыт работы в проектно-исследовательской деятельности;
  • умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу;
  • начальный опыт участия в общественно значимых делах;
  • знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

Дидактические принципы реализации программы :

Научность, занимательность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

4. МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа адресована учащимся 6 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность – 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению, соответствует умственному и физическому развитию детей данного возраста.

Одна из проблем, которая волнует родителей школьников - это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Примечание.

В настоящее время следует руководствоваться письмом Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности в нашем блоге в статье « Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия» .

Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности .
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании :
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов ».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах .
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений ».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации , осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе .
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений . Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность »;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами ».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору : 114 комментариев

    То есть я свободно могу не посещать внеурочку?

    Ответить
    • Добрый день, Антон! Нет, это не так. Внеурочные занятия вы посещать обязаны. Это закреплено ст.43 Федерального закона об образовании. См разъяснения Министерства просвещения РФ в письме от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

      Ответить
      • С каких пор письмо является юридическим документом, это даже не локальный акт.

        Ответить
      • Ребенок в 5 классе.в понедельник вторник.пятницу и субботу по 7уроков.последние два внеурочное.Питания в школе нет.скажите кто принимает законы о внеурочке? Для чего такая загруженность?почему принимают такие законы без опросов родителей?у нас каждый день тренировки с 14.30.занимаемся в КСШ.Как может ребенок в 5 классе быть голодным.или обед детям уже не нужен?ну тогда давайте будем посещать внеуррчку и при этом вырасти больных детей ЖКТ.Скажите могу я не посещать внеуррчку?а то из закона не чего понять нельзя.с одной стороны можно не посещать так как посещает спортивную школу.А с другой обязан ходить.

        Ответить
      • Вы статью 43 читали? Там ни слова нет о внеурочных занятиях!

        Ответить
      • А почему не спрашивают родителей нужна ли их детям ВНЕУРОЧКА. Мне не нужно шестым уроком 35 минут английского языка, если мы ходим в школу дополнительного образования на полноценный 1,5 часовое занятие в это же время. Почему я кому то что то должна объяснять.

        Ответить
    • Добрый вечер, подскажите пожалуйста какими по счету уроками должны стоять внеурочные занятия в школе? Имеет ли право руководство школы ставить в первые четыре — пять часов учебного дня ставить внеурочные занятия?

      Ответить
      • Добрый день, Анета! Потому она и называется внеурочной деятельностью. Как отмечается в ФГОС,
        Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
        Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
        Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. Рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

        Ответить
    • Приветствую. Ознакомившись с данной темой могу сделать один вывод что достаточно посещать один час в неделю внеурочной деятельности для закрытия споров ввиду отсутствия минимума на данный вопрос я правильно понял …….???

      Ответить
  • Добрый день! Исходя из вышесказанного посещая спортивную секцию и официальные курсы иностранного языка — я беру справки из этих учреждений, и нас освобождают от внеурочной деятельности в стенах школы?

    Ответить
  • Добрый день! «Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится» разве фраза из статьи не указывает на то, что внеурочная деятельность дело добровольное или по крайней мере необязателное.

    Ответить
  • Подскажите, пожалуйста, у нас есть посещение одного и того же учреждения на платной основе, причем, говорят, что это обязательно. Скорее всего, это и есть внеурочная деятельность. Как я могу отказаться от этих скучных занятий, да еще и платных?

    Ответить
  • Подготовка к егэ может ли проводиться в рамках внеурочной деятельности как элективный курс

    Ответить
  • В рамках внеурочной деятельности может ли проводиться занятия по подготовке к ЕГЭ как элективный курс

    Ответить
  • хочу всем добавить, что письма министерств и ведомств не являются нормативными документами и уж точно не могут их отменять, следовательно, внеурочная деятельность для учащихся остаётся на добровольной основе, как гласит закон об образовании и санпин.

    Ответить
  • Здравствуйте! А если в ОО есть группы продленного дня в начальной школе,то можно ли занятие по внеурочной деятельности включить в режим работы гпд, после спортивного часа?

    Ответить
  • Добрый день.
    1) Скажите пожалуйста, действительно ли, что на внеурочке должно быть не более 15 учеников?
    2)Если ребенок посещает или не посещает (по причине доп занятий в секциях или муз.школе) внеурочную деятельность каким образом он сдает зачет?
    3) я правильно понимаю, что основной целью внеурочной деятельности является воспитательная задача а так же нравственная и т.п?
    4) И каждый ли ученик должен посетить 10 часов внеуроч.деятельности в неделю?
    Спасибо.

    Ответить
  • Здравствуйте. А если ребенок не сдаст или сдаст зачет. Где это фиксировать?

    Ответить
  • Добрый вечер! Сегодня в школе нам раздали заявления на внеурочную деятельность, который мы родители должны подписать. В заявлении прописаны 5 предметов спортивно-оздоровительный, нрав-этический, общеинт-ое, обще-культурное, социальное. И все эти предметы,сказали должны быть написаны. В неделю у нас на внеурочку отводится 10 часов. Ставят эту внеурочку во 2 классе 5 и 6 уроком. Вообще это законно? И что мы должны все это выбирать? или мы имеем право выбирать из этого списка что одно?

    Ответить
  • Здравствуйте. Подскажите, а может ли внеурочная деятельность стоять 6 и 7 уроком, а основной предмет-8 уроком и что делать в том случае, если по времени не успеваем на занятия вне школы(справка имеется)?

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В нормативных документах и письмах Минобра нет прямого указания, в какое время проводить внеурочную деятельность. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Как видим, внеурочная деятельность находится за этими пределами. Вашу проблему следует решать с администрацией школы.

      Ответить
    • Здравтвуйте. Может ли учитель запретить посещать внеурочку за плохое поведение? Учитель отбирает учеников по своему желанию?
      Сколько часов внеурочки по математике должны быть во 2-м классе бесплатно?

      Ответить
  • Ответить
  • Если я правильно понимаю, внеурочная деятельность является обязательной. Но за учебные часы она не считается, и тем не менее это дополнительные занятия и дополнительная нагрузка. У сына 2 класс. Учится с 14:00. Каждый день по 5 уроков, и один день 0-уроком ставят внеурочку рисование. В субботу 4 внеурочки. И объясните мне пожалуйста русским языком, если внеурочка обязательна, значит я имею право считать ее учебными часами? Ребёнок приходит со школы в 19:00, делает уроки, потом готовится к олимпиадам и проектам, утром идём на свои кружки, которые ему интересны. Для ребёнка не многовато ли нагрузки? Почему внеурочную деятельность навязывают, на то она и внеурочная, чтобы заниматься в своё свободное время тем занятием, которое ребёнку будет интересно.

    Ответить
  • Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, имеет ли право учитель выставлять оценки за внеурочную деятельность?

    Ответить
  • Создаётся впечатление,что наше образование делает всё, чтобы отбить желание у детей ходить в школу.Задумка про внеурочку наверное была неплохая,если бы действительно детям давали выбор или учитывали пожелания учеников и родителей. А в результате сделали обязаловкой,куда дети не хотят ходить,а их заставляют.Сын учится в 4 классе,у нас есть в расписании труд и умелые ручки(внеур.), рисование и волшебные краски(внеур.) Разве это не одно и то же?Причём на умелых ручках уже шестой урок подряд шьют мягкие игрушки и приходится тратить деньги на фетр,синтепон,ленточки,пуговички…это выходит 250-300 руб на занятие.Оно мне надо?У меня сын,зачем ему ЭТО?Прежде,чем что-то внедрять,надо продумать всё основательно,а так складывается впечатление, что в образовании люди сами далеко » не образованные» ,если устроили такую неразбериху,что четкого ответа не могут дать родителям,что и как должно быть.Отписки шлют каждый год разные,а обозначить что и как должно быть не могут.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! В настоящее время следует руководствоваться письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672 и письмом Минпросвещения РФ от 5 сентября 2018 г., согласно которым посещение внеурочной занятий является обязательным. Согласно этим письмам внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов основных образовательных программ – личностных, метапредметных и предметных. Достигать планируемые результаты ООП ребенок может за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. То есть внеурочку нельзя, как раньше, организовать просто по направлениям развития личности – спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
      Формы школа выбирает самостоятельно.
      Совет: родители могут повлиять на формы внеурочки через общественные организации школы — родителький комитет, совет школы и другие коллегиальные органы управления — не надо отсиживаться в окопах и ждать, что кто-то это сделает за вас.

      Ответить
      • Добрый день.
        Никогда не отсиживаюсь в окопах,часто пишу на школьный сайт, если мне что- то непонятно.И постоянно меня просят этого не делать,ведь там должна быть только положительная информация!По поводу «внеурочки»: я принесла в школу справку о том,что ребёнок ходит в бассейн и в те дни,когда у нас там занятия на внеурочку нам разрешили не ходить.Получается,что не такая уж она обязательная?Или в школе тоже недопонимают суть этой деятельности?

        Ответить
        • Добрый день, Елена! Это не совсем так. В ст. 34 ФЗ от 29.12.2012 г №273-ФЗ сказано, что обучающийся имеет право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.Просто вам надо было ознакомиться с соответствующим локльным актом школы.Например, в Москве это сделано на уровне Департамента образования.

          Ответить
        • А вам не стыдно писать от образовательных структур и делать столько ошибок?!

          Ответить
        • Внеурочка обязательна для того, чтобы основную программу освоить хорошо.
          А если ребенок сам освоил основную программу и ушел вперёд по знаниям, сильно опередив одноклассников, то внеурочка ему не нужна получается.
          Сын решил олимпиаду 1 класса, только пойдя в 1 класс, на 3ей неделе. И решил все правильно.
          Получается нам и внеурочка не особо нужна?)

          Ответить
  • Из- за это внеурочки у детей совсем нет времени на отдых, на прогулку по свежему воздуху. 3-й класс ребёнок приходит со школы в 15-30, покушает и садится за уроки. Отдохнуть некогда. Спасибо образованию за такой ритм. С детства ребёнку вздохнуть не дают сумашедшей загруженностью. Они же ещё совсем маленькие дети!

    Ответить
  • Здравствуйте! У нас в муниципалитете состоялось совещание директоров, на котором сообщили об обязательности внеурочки для каждого учителя. Причем предметной. Причем без оплаты. Мол внеурочка входит в его ненормируемую часть работы и выполнение плана внеурочки будут проверять. Как такое может быть?

    Ответить
  • Зачем вы вводите людей в заблуждение?Кто вам проплатил пропагандировать внеур.деятельность?
    Вы ссылаетесь на ПИСЬМО минпросвета,а есть ЗАКОН,САНПИН,которые единогласно утверждают,что внеур.ДОБРОВОЛЬНАЯ.
    Пусть ваша минпросвет хоть 10 писем напишет.ПИСЬМО ЭТО НЕ ЗАКОН!
    Читаю и поражаюсь…чему вы людей учите?!

    Ответить
  • Здравствуйте! Кто должен обеспечивать пособиями и материалами (шахматы, пластилин, цветная бумага и т.д.) для внеурочной деятельности родители или школа?

    Ответить
  • Уважаемый автор блога! Каждый ваш ответ — это Дэ жа вю предыдущего. Вопросы вам задают конкретные. Родители действительно хотят понять. И ни на один вопрос вы не ответили конкретно. Только слова: Обратитесь…. Советуем…. Не можете взять на себя ответственность четко ответить Да или Нет — лучше вообще прикройте лавочку! Мне как педагогу, если честно, стыдно за то, что мы (в данном случае в Вашем лице) не можем родителям сказать ничего конкретного!!!

    Ответить
  • Здравствуйте! Я лично обращалась к директору школы, потом писала в местный комитет по образованию, но там просто сослались на письмо, которое потеряло актуальность, после я обращалась в роспотребнадзор и добилась результата. Мне дали ответ, что внеурочная деятельность на добровольной основе. И нам поставили уроки внеурочной деятельности после основных уроков, хотя до этого они могли стоять как первым, так и в середине основных уроков. И мы добились, что на них мы не ходим.

    Ответить
  • А является ли обязательным мероприятием данный случай:

    Концерт в честь 9 мая, организованный школой (понабрали учеников, которые расскажут стишки со сцены) поставлен «вместо» урока истории и, возможно, физры.
    Это не кружок, одиночное мероприятие, на которое каждый год в добровольно принудительном порядке созывают всю школу.
    При этом ничего полезного из этого не выходит, обучения нет.

    Обязательно?

    Ответить
  • Добрый день! Подскажите пожалуйста, обязан ли учитель проводить внеурочки, если это не оплачивает школа? Правомерно ли вменить это в должностные обязанности?

    Ответить
  • Не происходит ли подмена понятий? Внеурочная деятельность подменяется внеурочными занятиями. Внеурочная деятельность это выполнение домашних заданий, разве не так? Внеурочная деятельность это экскурсии, музеи, беседы с учителем о своих трудностях и интересах, подготовка к конкурсам и олимпиадам, экзаменам, работа над собственными ошибками, чтение энциклопедий и много чего еще, индивидуального и группового. А нам вместо всего этого вменяют «внеурочные» ЗАНЯТИЯ, с расписанием, списком групп и тд. Институциализируют, подгоняя под урочные правила внеурочную ДЕЯТЕЛЬЕНОСТЬ.

    Ответить
  • Согласно ФГОС ООП РЕАЛИЗУЕТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов!
    Почему все обращают внимание на то что реализуется через урочку и внеурочку, и абсолютно никто не обращает внимание КЕМ! реализуется. Что значит реализуется??? То есть воплощается. ФГОС реализуется ОУ! Где здесь говорится об учениках?

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! ФГОС реализуется учителями. ФГОС — это стандарт о том, чему надо учить школьников. Т.о., ФГОС — это для учителей и учеников. Подбор и расстановку педкадров осуществляет администрация школы.

      Ответить
      • Согласно Статьи 43. Обязанности и ответственность обучающихся:
        1. Обучающиеся обязаны:
        1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы

        Что такое образовательная программа?
        Образовательная программа - согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

        Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
        Это все вырезки из Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
        И нигде в законе нет трактовки обязательного посещения внеурочной деятельности!
        Письмо Минобразования просто вывернули как им удобно, но письмо юридической силы не имеет! Поэто ссылаться в данном случае на Письма Минобразования не целесообрсзно! Не нужно вводить и так малограммотный в юридическом смысле народ!