Молитвы к пресвятой богородице по псалтыри. Псалтирь божией матери святителя димитрия ростовского

В любых непонятных ситуациях читайте псалмы - так мог бы звучать христианский совет. И действительно, ветхозаветные гимны не потеряли своей актуальности и в наше время, на каждое настроение найдется свой псалом. Но как относиться к более современному творению - «Псалтири Божьей Матери»? Об этом читайте в статье.

Каноническая Псалтирь

Книга псалмов, или Псалтирь - одна из самых любимых книг христиан. Хоть и написана она еще в ветхозаветное время - большинство псалмов принадлежат авторству царя Давида - книга не потеряла актуальность и в наше время.

В каком бы настроении не пребывал человек, он найдет в псалмах утешение. Царь Давид передал широкий спектр эмоций - и благодарность Богу, и поиски поддержки, и борьбу с унынием, и раскаяние в грехах.

Псалтирь легла в основу богослужений Православной Церкви, ее читают в храмах и дома. Книга состоит из 150 псалмов - хвалебных гимнов Господу.

Для удобности чтения Псалтирь разделена на 20 кафизм, каждая кафизма на три «Славы». На каждой «Славе» поминают живых и усопших. Если читают Псалтирь только за одного человека, то его имя поминают на каждой «Славе». Если же молятся и о здравии, и об упокоении, то живых поминают на первых двух «Славах», а усопших - на третьей.

Если с традиционной Псалтирью все понятно, то одна книга с похожим названием - Псалтирь Божией Матери - вызывает вопросы.

Богородичные псалмы

Псалмы Богородице - это творение XVII века, автор которого - святитель Димитрий Ростовский. Святитель Димитрий был митрополитом Ростовским и вошел в историю как составитель сборника жития святых. Значительная часть его трудов посвящена покаянию и молитве.

Димитрий Ростовский особо прочитал Богородицу, даже составил в ее честь псалмы, на подобие тех, которые писал царь Давид.

Псалтирь Божией Матери не считается канонической книгой. Это лишь творение святого Димитрия, его молитва Пречистой. Нет однозначного мнения, как относиться к этим гимнам.

С одной стороны, псалмы написал канонизированный святой. Сегодня в книжных лавках храмов и монастырей можно увидеть эту книгу, изданную с благословения епископов.

Многие представители духовенства не видят ничего плохого, чтобы распространять и читать эту книгу. Священник Дионисий Свечников отвечает на недоуменные вопросы православных так:

Это творение святителя Дмитрия Ростовского. Ничего плохого в этом чтении я не вижу.

С другой стороны, некоторые представители духовенства негативно относятся к творению. Протоиерей Геннадий Фаст настроен категорически:

… сегодня в наших храмах можно увидеть «Псалтирь Божией Матери», где слово «Господь» просто-напросто заменено словом «Богородица». Это недопустимый прием, хотя книга и издавалась по благословлению епископов. Как можно в богооткровенных молитвенных книгах заменять имя Господа именем кого бы то ни было?!

Священник указывает на то, что христианство - это монотеистическая религия, и мы в первую очередь молимся Богу, а затем Богородице, святым, ангелам. Но Господь стоит в центре, поэтому молитвы, адресованные Ему, не стоит «перекручивать». Для Пречистой и святых же есть другие молитвословия.

Тем не менее «Псалтирь Божией Матери» составлена лишь «по подобию псалмов»: по форме и некоторым формулировкам созвучна, но по смыслу отличается.

Как же быть верующим, в то время как священники не могут прийти к общему мнению? Ограничиться только канонической Псалтирью?

Надо смотреть по конкретной ситуации. Если человеку Псалтирь Богородице кажется чем-то дорогим и духовно созвучным, то ничего плохого в чтении этой книги нет - наоборот, только польза. Если же вместо молитвы возникают сомнения и осуждения, то лучше выбирать иные молитвенные тексты.


Святитель Димитрий Ростовский

Псалтирь Божией Матери

Христианские песнопения Пресвятой Царице Небесной, Приснодеве Марии, Богородице.

Составлены по подобию Псалмов.

МОЛИТВА

Во славу Святыя, Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в честь же и похвалу небесныя Царицы, Пречистыя Девы Богородицы.

Под Твое благоутробие прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная.

Госпоже, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою.

Госпоже моя, в помощь мою вонми. Слава Тебе, сирот Мати, сотвори нам милостива Вседержителя Бога.

О, Пресвятая Владычице, Пречистая Дево Богородице, Господа Бога моего Иисуса Христа Мати! Припадаю и молютися, яко Матери Царевой, предначиная к Тебе недостойное мое сие моление, еже приемши, о. Мати Царя небесе и земли, принеси к Царю царствующих, всех Господу, Сыну Твоему и Богу, и прощение всем согрешениям моим испроси, житию моему подаждь исправление и на кончине от воздушных врагов немятежное прешествие, царствия божественный вход отверсти исходатайствуй ми и тамо райския пищи наслаждения, горняго онаго града, вышняго прекраснаго Иерусалима, веселия и неизреченных того красот, светлости же трисияннаго Троичнаго света и сладкаго гласа ангельских пений наслаждатися: еяже славы и радости наследника мя и святым всем сопричастника сотвори, вся бо можеши, яко Мати Царя Всемогущаго; и ныне убо, изряднее же в час сей, услыши мя, Всемилостивая Владычице, предстояща Ти, вонми, Госпоже Царице, молебное пение приносящу Ти.

Поклонение Пресвятей Богородице

Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей Богородице.

Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадежных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным; Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд, душевных и телесных, и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами.

Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны; молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати и родити плоды покаяния.

Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими.

Покланяемся благовещению Твоему, Пречистая Богородице Дево, егда действием Святаго Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свете наш, нам, отчаянным, благовести спасение.

Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа, Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй себе Матерь милосерду ныне и во век будущий.

Покланяемся очищению Твоему, нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякия скверны плоти и духа молитвами Твоими.

Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольныя страсти Сына Твоего, егда сбыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевныя и телесныя избави нас.

Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовныя не лиши нас.

Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, успи страсти наша плотския помощию Твоею.

О, Пресвятая Владычице Богородице! приими сие малое моление и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша.

На Твой пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрим сущую Богородицу, верою сердечною и любовию от души припадаем и покланяемся с предвечным и на руку Твоею держимым младенцем, Господом нашим Иисусом Христом.

О, Пресвятая Госпоже наша Царице небесная, преславная Владычице, Дево Богородице, печальных всех праведное утешение и всем уповающим на Тя живот и воскресение! Приклони, о, Госпоже, пречистыя Своя ушеса к молитве нашей, приносимой Тебе от нас, непотребных и недостойных рабов Твоих.

О, Мати наша милосердая! яви на нас милость Свою, в печали сущих и во гресех всегда пребывающих, и не презри нас, многогрешных рабов Твоих.

О, Мати наша прекрасная! всех благих Ты еси вина, смертных человек оживление и погибших избавление, приими недостойное наше сие моление, падших и многогрешных рабов Твоих, в час сей горькаго, и плачевнаго, и болезненнаго нашего прошения, яко дерзаем ныне глаголати к Тебе, Пресвятей Госпоже Царице Богородице, сие моление и радостное со Ангелом приглашение сицево: Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, яко зачала еси плотию Сына Божия. Радуйся, яко Его во чреве Твоем носила еси. Радуйся, яко Его родила еси. Радуйся, яко сосцы питала еси. Радуйся, яко Ему волсви покланялися. Радуйся, яко Христа в церкви по триех днех обрела еси. Радуйся, яко Христос воскресе из мертвых и взыде на небеса. Радуйся, яко Ты сама на небо взята еси. Радуйся, яко Ты девством Ангелов и славою Святых превосходиши. Радуйся, яко Ты на земли мир твориши. Радуйся, яко Тебе жители небеснии вси послушны суть. Радуйся, яко Ты еже хощеши, у Сына Твоего, Христа Бога нашего, испросити можеши. Радуйся, яко сподобилася еси быти близь Пресвятыя Троицы. Радуйся, яко Ты Мати людей озлобленных, иже к Тебе прибегают. Радуйся, яко Твоя радость во век не скончается. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Дево Богородице! приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от наглыя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние.

Молитва

Достойно славимая и праведно от всех горних чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная, Ейже, яко Царице, предстоят лици Ангельстии, Гавриилову песнь возглашающе: радуйся, Благодатная! Наши же грешныя и бренныя уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: о, пречудная Владычице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, дюди безответныя, да сохранит нас невредимых от всех навет вражиих и злых клевет, много бо можеть Твоя матерняя молитва, по реченному: проси Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню. Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Іисусу, да, вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава и Святому Духу, слава и Тебе. Преславней и Пренепорочней Деве Богоматери, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога-Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Кафисма 1

Псалом 1

Блажен муж, иже любит имя Твое, Приснодево Мати Марие: благодатию Твоею душа его утвердится, и яко древо, при исходищах вод насажденное, множайшия плоды правды изнесет. Благословенна Ты в женах ради смирения и веры сердца Твоего; всех бо жен побеждаеши красотою Твоею, превосходиши Ангелов и Архангелов святынею, милости и щедроты Твоя везде проповедуются; Бог дела рук Твоих благословил есть.

Псалом 2

Госпоже, чесо ради шаташася языцы, стужающии ми? Бурею ужаса и страха посрами и низложи их; да покрыет нас десница Твоя: расточи тучи беззаконий наших, возьми бремя грехов наших. Приидите к Ней вси труждающиися и обремененнии и упокоит вас, приступите к Ней в напастех ваших, и осветит вас просвещение лица Ея; благословите Ю всем сердцем вашим: милости бо Ея полна земля.

Псалом 3

Госпоже, что умножишася видимыя и невидимыя врази, стужающии ми? Бурею праведнаго гнева Твоего да развееши их. Помилуй мя, Госпоже, и исцели немощи моя, согрей оледенелое сердце мое и не предаждь мене в руки душевных врагов моих; в день смерти моея предстани в помощь души моей, приведи мя ко пристанищу спасения. Слава Тебе, безпомощных Заступнице.

Песнь вместо славы

Тя, Матерь Божию, хвалим, Тя, Марию Приснодеву и Богородицу, исповедуем, Тя, от Превечнаго Отца избранную, вся земля величает; Тебе вси Ангели и Архангели, Тебе вси Начала смиренно служат; Тебе вси Власти и превышния Силы небесныя, и вся Господствия повинуются; Тебе вси Престоли, Тебе Херувими и Серафими радующеся предстоят, Тебе вси ангельския лики непрестанным гласом вопиют: Пресвятая Богородице Марие, Мати Приснодево! полны суть небеса и земля величества славы чрева Твоего; Тебе преславный апостольский лик своего Творца и Спасителя Матерь восхваляют; Тебе мучеников множество Богородицу величают; Тебе преславный исповедников лик Святыя Троицы храм нарицают; Тебе девственнии полцы своего девства образ проповедуют; Тебе вси святых души преславную Царицу небес нарицают; Тебе по всей вселенней святая Церковь всех верных христиан исповедует Матерь Божию и почитает истиннаго Царя Небеснаго Богоизбранную Отроковицу; Ты Ангелов Госпоже и всех святых слава; Ты райская отверстая дверь; Ты лествице царствия небеснаго; Ты Царя славы прекрасный чертоже; Ты неистленный ковчеже благодати; Ты бездна щедрот; Ты прибежище грешных; Ты, благословенная Мат...

С тех давних пор, как воссиял на Руси свет христианской веры, среди православных людей прочно установилось почитание Пречистой Богородицы - Матери Господа Бога нашего Иисуса Христа. В её честь сложено много хвалебных гимнов, к Ней обращаются в покаянных молитвах и у Неё же просят заступничества в житейских бедах. О своде таких молитв, получившем название "Псалтирь Божией Матери", пойдёт разговор в нашей статье.

Ростовский святой - пастырь, проповедник и педагог

Его автором является выдающийся духовный писатель, проповедник и педагог эпохи Петра I - митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (Туптало). Почти через полстолетия после своей блаженной кончины, последовавшей в 1709 году, он был причислен к лику святых Русской православной церкви. О его богоизбранности неопровержимо свидетельствовали как нетленность мощей, так и многочисленные чудеса, явленные по молитвам на его могиле.

В своей земной жизни святой угодник Божий прославился, кроме пастырской и преподавательской деятельности (в Ростове им было основано славяно-греческое училище), ещё и как выдающийся духовный писатель, перу которого принадлежат многочисленные труды по изучению святоотеческого наследия и гимнографии. Одной из наиболее известных таких работ является Псалтирь Божией Матери.

Преемник царя Давида

При её составлении автор брал за основу общеизвестную Псалтирь (заметим, что это слово женского рода) - ветхозаветную библейскую книгу, авторство которой приписывается царю Давиду. Название книги не случайно происходит от наименования древнего восточного музыкального инструмента - псалтирии. Когда-то под звон её струн сыны Израилевы воспевали Бога, выведшего их из страны рабства.

Так же как и творение царя Давида, разделена на двадцать кафизм - отдельных частей, включающих в себя как псалмы и хвалебные песни, так и молитвы. Разница заключается лишь в том, что древнееврейский псалмопевец обращается в своём произведении к Богу, а его российский подражатель - к Царице Небесной.

В отличие от творения царя Давида, Псалтирь Божией Матери является гораздо менее известным произведением, и даже большинство верующих и воцерковлённых людей не знает о её существовании. Причина этого явления кроется, очевидно, в том, что эта Псалтирь не включена в состав и читается лишь в тех случаях, когда в том возникает духовная потребность.

Почитание Пресвятой Богородицы неотделимо от православной веры. Благодарность Матери Спасителя человечества от мрака вечной смерти испокон века выражалась в акафистах, молитвах, хвалебных песнопениях и гимнах. Именно благоговейная любовь народа подвигла некогда митрополита Ростовского и Ярославского Димитрия к написанию сборника, целиком посвящённого славословию нашей Заступницы Небесной, и озаглавленного им "Псалтирь Божией Матери".

Как нужно читать этот свод псалмов и молитв? Об этом нет конкретного указания в церковной литературе, поскольку канонически он не включён в состав ни одного богослужения, а рассчитан исключительно на домашнее молитвословие.

Но и без посторонней помощи каждый верующий человек, руководствуясь лишь голосом своего сердца, чувствует, что псалмы, сложенные ростовским святым, способны сделаться как источником чистых покаянных слёз, так и глубоким утешением - залогом заступничества Владычицы нашей Небесной, Пресвятой Девы Богородицы.

Сила, заключённая в молитве

То, насколько ощутимое действие в каждом конкретном случае может оказать на человека Псалтирь Божией Матери, зависит лишь от самого читающего её строки или внемлющего им. Едва ли следует упоминать общеизвестную истину, что определяется прежде всего искренностью и верой, с которой она произносится.

Евангельские слова Иисуса Христа о том, что каждый получает по своей вере, так же актуальны сегодня, как и две тысячи лет назад. И не важно, к кому обращены молитвенные песнопения - к Нему ли Самому или к Его Пречистой Матери, имеет значение лишь вкладываемая в них глубина сердечного чувства.

Современные критики святителя Димитрия

В завершение разговора необходимо остановиться ещё на одном важном аспекте проблемы, связанной с тем, что Псалтирь Божией Матери, тект которой, хоть и составлен религиозным деятелем, прославленным в лике святых, не вошёл в перечень материалов, используемых во время церковных богослужений.

Дело в том, что, несмотря на одобрение, данное Издательским Советом Русской православной церкви, ряд современных священнослужителей скептически относятся к духовной ценности этого произведения.

Труды, проверенные временем

Такая позиция вызывает крайнее недоумение и может являться лишь следствием непонимания сути и смысла псалмов, написанных выдающимся богословом конца XVII и начала XVIII века. И в годы земной жизни святителя и после блаженной кончины его сочинения неизменно получали высокую оценку даже у самых строгих критиков.

Со всей определённостью их можно отнести к тем плодам творчества, которые прошли проверку временем, а потому заслуживают нашего внимания. Следует также учесть, что они не находятся под запретом, а следовательно, нет повода исключать их из круга своего духовного чтения. Окончательное же решение каждый вправе принимать сам.

На вопросы телезрителей отвечает иерей Константин Морозов, клирик Храма св. пророка Илии на Пороховых. Передача из Санкт-Петербурга.

- Расскажите о Вашей новой должности?

Я был утвержден в должности директора Центра духовной культуры и религиозного образования Выборгского района в Санкт-Петербурге. Такие назначения получили священники во всех районах города. Данный центр призван улучшить работу со светскими школами в области Основ православной культуры, организовать для учителей курсы повышения квалификации, объединить и разнообразить деятельность воскресных школ, наладить взаимодействие храмов и воскресных школ, организовывать концерты и выставки.

- Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Когда читается Псалтирь Пресвятой Богородице?».

- В каждом районе города будет существовать некий центр. Кто в него может обратиться?

Могут обратиться учителя школ, чтобы провести те или иные мероприятия (например, посвященные князю Владимиру, потому что мы в этом году празднуем 1000-летие со дня его преставления) или лекции, беседы, экскурсии для детей в различные духовные центры Санкт-Петербурга. В реализации этих задумок и планов и может помочь центр, но основная его деятельность - это сплочение на базе центра тех, кто занимается религиозным образованием в благочиниях. В нашей епархии после реформы благочиннический округ совпадает с районами города. В каждом районе теперь существует центр по поддержке учителей по Основам православной культуры, помощи учителям в работе в воскресных школах. Раньше священник просил какого-нибудь знающего прихожанина, возможно, даже имеющего духовное образование, чтобы он позанимался с детьми. Педагогические знания очень важны, но важна еще и обработка того материала, который учитель предлагает детям в воскресной школе, и не всегда это бывает на хорошем уровне. У Центра религиозного образования и культуры Выборгского благочиннического округа Санкт-Петербурга есть сайт.

- Эти центры будут однотипные, или все зависит от инициативы?
- У центра есть определенное направление деятельности, но как и с помощью чего оно будет развиваться, чем будет пользоваться данный центр в реализации своих задач, поставленных перед ним, зависит от директора.

- Чаще всего организация какого-либо центра упирается в помещение. Оно уже имеется?

У нас есть здание воскресной школы в нашем храме, где достаточно аудиторий. Не обязательно все мероприятия проводить в том или ином помещении центра - они могут быть выездные: в школах, домах культуры, либо в помещении, которое предоставит район для реализации программы. У нас будет пасхальный концерт для учащихся общеобразовательных школ, который будет проходить на базе клуба «Выборгская сторона». Клуб предоставляет свое помещение для проведения концерта.

Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Не помню, была ли крещена покойная тетка. Можно нам читать за нее канон святому мученику Уару?».

Ничего страшного нет в том, чтобы молиться за крещеного как за некрещеного. Но бывают случаи, что человек жив и не помнит, крестился он или нет, и свидетельство об этом по каким-то причинам не сохранилось. В этом случае человек должен креститься. Священник крестит его и говорит: «Крещается раб Божий, аще не крещен». И тогда, если человек действительно не крещен, он крестится, а если был крещен, то Таинство Крещения уже над ним не совершается, но подтверждается та благодать, которая над ним есть.

- Какие у Вас планы на этот центр? Каким бы Вы его хотели видеть в идеале?

Я бы хотел его видеть многогранным, чтобы он привлекал большое число различных людей, ведь это центр не только образования, но и культуры. «Культура» происходит от слова «возделывать», а также от слова «культ», то есть «духовность». Это уже уходит, многие слова перестают играть важную роль. Основным направлением центра должны стать слова, сказанные Святейшим: «Если раньше слово «приход» было образовано оттого, что люди приходили, то теперь мы должны сами выходить навстречу и говорить с ними о том, что для нас дорого». К сожалению, до сих пор работает старый стереотип о том, что мы будем молиться, жить духовной жизнью, и народ сам придет. Это работает иногда, потому что служение более опытных священников проходило при советской власти, когда возможности для обширной проповеди не было. Поэтому возникает много вопросов, как взяться за это заново. Сейчас то время, когда Церковь должна говорить о себе, но не опускаясь на уровень обывателя, а поднимая его на свой уровень. Основная задача центра - это выйти на живой диалог Церкви и общества на базе культуры и образования.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбурга: «Назовите практические советы на две важные седмицы, которые завершают пост. Как посещать богослужения, чтобы стоять перед Богом, не рассеиваясь. Как говорится, конец - делу венец. Хотелось бы, чтобы все пошло на пользу».

Нам не хватает того, что мы не продумываем Евангелие, которое читается в воскресный день. Если бы мы продумывали этот отрывок, обдумывали его на протяжении всей недели, то Господь, может быть, что-нибудь и сотворил с нами. Мы бы не просто слушали, а пережили этот отрывок. И когда бы мы услышали его в другой раз, то у нас было бы совсем иное восприятие текста Священного Писания. Важно не только слышать, но и прочитывать Священное Писание, которое читается на богослужениях. Можно брать этот отрывок с собой, чтобы лучше воспринимать текст, который предлагается для молящихся.

Второй момент, который можно сказать о предстоящих неделях, - переживание Страстей Господних. Мы будем вспоминать о них, о том, ради чего Господь пришел в этот мир. Он пришел добровольно пострадать за нас. Чтобы переживание этих Страстей было больше, нам в этом могут помочь разные моменты: молитвы, расширение утреннего и вечернего молитвенного правила. Сейчас очень много литературы, посвященной Страстной седмице, где есть тексты, которые читаются на богослужении. Приходите с этими книжечками на чтение двенадцати Евангелий, чтобы не только слышать, но и видеть. Подготавливайтесь, прочитывая тексты и обдумывая, что же происходит в эти дни. Например, когда я говорю о Великом четверге, то я могу сказать, что это Тайная Вечеря. Прочтите о том, что в действительности происходит там, что Господь сотворил на Тайной Вечере, почему нам это так важно.

Есть замечательная книга Александра Шмемана «Великий пост». В ней автор описывает службы Великого поста. Для меня в свое время неким открытием сделался фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Я по-иному ощутил, что Господь претерпел ради меня, когда я посмотрел этот фильм. Он снят на историческом основании, по исследованиям Плащаницы. Я совсем по-иному стал воспринимать Страстную седмицу, когда отчасти кинематографические образы налагались на богослужение, которое совершалось и говорило об этом.

- Мы в семинарии собирались даже классами на Страстной и смотрели «Страсти Христовы».

- Духовно-просветительский центр должен быть один. Они будут связаны между собой?

Они связаны между собой, потому что директора центра собираются на совещания, обсуждают проблемы и делятся своими радостями. У нас все это только начинается. 31 марта будет второе совещание директоров центров, и я предлагал выработать общее чтение, олимпиаду, чтобы деятельности центров объединялись, и их направление могло бы корректироваться, чтобы все соблюдали общую границу. Это предложение рассмотрят председатель отдела владыка Амвросий и его заместитель и помогут направить это в нужное русло.

- Центру нужен духовник?

Каждый центр возглавляет священник, который будет духовно окормлять сотрудников, привлеченных им для выполнения своего послушания.

- В основном будут трудиться миряне?

Конечно, активная роль мирян в Церкви будет здесь хорошо реализовываться на организации миссионерских проектов в дальнейшем. Мы в этом году в своем благочинии будем издавать книги патриарха Кирилла в Страстную седмицу и на Вербное воскресение с его выступлениями из передачи «Слово пастыря» о Пасхе; буклеты, которые мы печатаем на двунадесятые праздники. Все это будет позволять привлекать мирян к деятельности приходов и помогать священникам в несении их послушания.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли при чтении молитвенного правила молитвы, построенные в мужском роде, переделывать на женский? Не является ли это грехом?».

На мой взгляд, нет. Этот вопрос мне задавала моя мама, когда только начинала молиться: «Я же не раб Божий - я раба Божия». Мне кажется, в этом нет никакой проблемы, если она чувствует, что для нее так будет правильнее, то пожалуйста.

Вопрос телезрителя: «Как подготовиться к генеральной исповеди, нужно ли это делать со священником или самостоятельно?».

Если вам нужна генеральная исповедь, то ее нужно проводить с одним священником, и если она у вас очень длинная, то лучше ее разбить на несколько исповедей. Допустим, часть своей жизни рассказать в одну встречу, часть - во вторую или третью. Генеральная исповедь - это принесение покаяния за свою жизнь. Это хороший опыт, когда человек может осмыслить свою жизнь, если это человек, который прожил достаточное время и прожил, как ему кажется, неправильно. Нужно избегать всех брошюрок, которые печатаются, например, «1001 грех» или что-то подобное. На мой взгляд, исповедь должна идти от сердца. Я должен вспомнить свою жизнь, понять, что я в своей жизни совершил не так, понять, что меня мучает в ней.

Очень часто, чем больше люди исповедуются, тем больше это становится на автомате. С одной стороны, потому что приходит очень много людей на воскресные службы, многие только воцерковляются, им нужна помощь и корректировка, и этим является исповедь. Поэтому исповедь - это «решето», через которое каждый воскресный день или праздник пропускают всех прихожан, чтобы отсеять среди них людей, которые только-только готовятся к подходу ко Причастию или вообще не понимают, что это такое. Чтобы не было такого: «Все подошли, и я подойду». Исповедь у нас привязана к Литургии. Из-за этого для многих верных тяжело, каждый раз причащаясь, например, каждое воскресение, переживать исповедь как сокрушение своих грехов. Я это тоже переживал. Мы не достигаем такой подвижнической деятельности, чтобы сокрушаться внутренне, приносить полное покаяние.

Если генеральную исповедь совершать правильно, то, конечно, лучше, чтобы этот человек посидел несколько дней спокойно, никуда не торопясь, поразмышлял о своей жизни от своих первых дней, как он себя помнит, и до дня, как он сел за письменный стол, положив перед собой лежит чистый лист бумаги, который должен быть заполнен той неправдой, которую он за свою жизнь совершил.

Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «Я хочу причаститься в Великий четверг. Нужно ли вычитывать каноны или можно прочесть только Правило ко Причастию?».

Если вы причащаетесь в Великий четверг, то вы должны прочесть все Правило. Нет такого правила, что к этому дню достаточно прочитать Правило ко Причастию, а каноны опускаются. Хотя, все на усмотрение вашего духовника. Если он говорит, что можно прочитать только Правило, а каноны не нужно, то читайте Правило ко Причастию.

Многие, готовясь причащаться в Великий четверг, забывают, что Литургии служатся и до этого на неделе. Получается, что эти службы остаются без внимания. Как участвовать в службах и Литургиях на Страстной седмице?

Участие в любой Литургии заключается в Причастии. Может быть, сложилось неправильное стереотипное мнение о том, что Причастие в Великий четверг - это особое Причастие, из-за которого меркнет все остальное, и достаточно причаститься в Великий четверг и можешь год не причащаться. Это еще дореволюционная формула. Может быть, из-за того, что люди утратили живую религиозность, причащались очень редко, иногда раз в год или только по постам 4 раза в году и 5-й раз в День Ангела. Церковь ослабла в плане того, что перестала играть живую роль евхаристической общины.

Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Мужу сделали операцию, у него эпилепсия, и он не может обходиться без лекарства. Утром ему необходимо выпить лекарство, а Причастие обычно бывает часов в 10. Что ему можно съесть при приеме лекарств в 8 часов?».

Мой духовник рассказал историю. Его рукоположил отец Никодим (Ротов). Однажды, когда он был еще молодым диаконом, у него разболелась голова, он плохо себя чувствовал, простудился, а утром подумал: «Послужу, но не буду причащаться». Диаконам позволяется без приготовления. Выпил таблетки и пошел на службу, а когда все стали подходить под благословение к владыке, тот спросил: «А почему Вы не причащались сегодня?». Он ответил: «Владыка, я приболел, выпил таблетку». Владыка ответил: «Отец Александр, как тебе не стыдно! Думаешь, что через твою таблетку Христос не пройдет?». Если кому-то нужно выпить таблетку и поесть перед службой, только не наедаться, то это разрешается. Если у человека диабет, то он физически не сможет выстоять службу, не съев утром небольшой кусочек хлеба. Пускай он съест и причастится. Проблемы в этом нет, пусть Ваш супруг, который болен, перед Причастием выпьет необходимые таблетки и съест то, что ему необходимо.

Вопрос телезрительницы: «Муж крещен по староверческому обряду дома со священником, но толком не помнит этого - он совершенно невоцерковлен. Я пытаюсь его привлечь к духовной жизни, будучи православной. Муж вместе с родственниками иногда ездит на общую исповедь в старообрядческую церковь без священства. Могу ли я вместе с мужем съездить и узнать, что там проходит, есть ли там Причастие и исповедь? Так как там нет батюшки, я понимаю, что нет никаких Таинств. Является ли это церковью или это секта?».

Со старообрядцами у нас есть деление на поповцев и беспоповцев. С Причастием по-разному в каждой общине. У некоторых старообрядцев было такое, что они толкли дониконовские заготовленные Дары, когда еще у них было священство, много столетий назад, и добавляли их в тесто. На них изготавливали просфоры и таким образом причащались. Причастия, конечно, у беспоповцев нет. Их крещение мы признаем, но если человек переходит в православие, то стоит миропомазаться и таким образом присоединиться к Русской Православной Церкви. Вы можете съездить, правда, можете столкнуться с тем, что в храм Вас не пустят, а оставят постоять в притворе и помолиться там, потому что старообрядцы довольно консервативны в этих вопросах. Хоть Вы и супруга, но у них своя община.

- Можно посоветовать обраться к Русской Православной Единоверческой Церкви?

Можно. Но вопрос в том, то единоверцы - это те, кто оставили обряды до Никона, дореформенные, но вошли в состав Московской Патриархии. Такой приход у нас существует в городе, он находится рядом с музеем Арктики и Антарктики. Туда можно обратиться к отцу Павлу. Но если супруг слушательницы посещает беспоповцев, то тут все будет, наверное, по-другому. Я бы порекомендовал сходить к единоверцам, у них есть небольшая часовенка. Она может там проконсультироваться по поводу Причастия и всего необходимого у отца Михаила.

Вопрос телезрительницы из г. Липецка: «На генеральной исповеди я буду исповедоваться в грехах, содеянных в детстве. Могу ли я оправдываться, что я, будучи ребенком, не понимала, не знала, кто-то на меня повлиял. Такое допускается?».

Во-первых, генеральная исповедь идет с 7 лет. Во-вторых, на исповеди вообще не стоит оправдываться. Когда вы читаете молитвы, то произносите: «Господи, прости мне грехи вольные и невольные». Невольный грех все равно является грехом. Грех - это промах, ошибка. Если ты признал, что это ошибка, то должен это исправить покаянием. Оправдание ошибки - взаимоисключающие действия. Формулировка «я, конечно, не прав, но у меня были с этим связанны какие-то обстоятельства» не подходит к исповеди.

Мы, к сожалению, очень мало поговорили о Богородице. Какое место в Вашей жизни занимает Пресвятая Богоматерь?

В жизни каждого христианина Божия Матерь занимает особое место. В отличие от Западной Церкви, которая подчеркнула в образе Богородицы Ее девство, целомудрие, Восточная Церковь подчеркнула материнство, и для каждого Она является Матерью. У меня с приходом в храм было такое ощущение в молитвенном стоянии, как обращение непосредственно к Защитнице, Той, Которая всегда покроет любовью. Вчера читалось о Марии Египетской: когда ее не пускали в храм, она увидела образ Божией Матери и сказала: «Пресвятая Матерь, Ты чиста, а я не чистая. Ты, конечно, можешь не призреть на меня, но позволь мне войти в храм». Дальше идет описание того, как Мария Египетская со слезами входит в храм и как ощущает на протяжении всей своей покаянной жизни Божию Матерь как свою Заступницу. И только из-за этой любви Божией Матери, Которая пустила ее в храм, Мария совершила такой подвиг своей жизни. К каждому из нас и нашей жизни Божия Матерь снисходит, потому что является особой Ходатаицей за нас перед Богом.

- Акафист, который сегодня читался, отличается от других акафистов Богородице или святым?

Он один из первых, на основании которого были написаны многие другие акафисты, знакомые нам. Есть традиция не читать акафисты в Великий пост. Она появилась именно из-за того, чтобы не умалять достоинства Акафиста Божией Матери, который читался сегодня на богослужении «Радуйся Невесто Неневестная». В отношении этого песнопения тот возглас, которым заканчивался каждый икос, говорит об особом месте Божией Матери в Церкви.

Вопрос телезрительницы из г. Санкт-Петербурга: «Нужно ли говорить человеку о том, что его совершаемые действия являются грехом, или не стоит, так как мы сами грешные, и такие же грехи совершали когда-то, но покаялись?».

Грех должен быть назван, если он есть. Однако в одной из молитв есть удивительная строчка, которую я стараюсь говорить, чтобы люди руководствовались ею, когда они с кем-то общаются по поводу их грехов. В ней говорится: «Господи, пошли мне в нужный момент человека, который готов сказать мне правду, но сказать ее любя». Сказать правду любя, способен не каждый. Поэтому, если Вы общаетесь с дорогим и значимым человеком и будете говорить ему о его грехе, стремитесь сказать это с любовью, чтобы он это почувствовал.

- Так можно увлечься и начать всех обличать.

С одной стороны, это зависит от внутренней культуры человека: как говорить, кому говорить и что. С другой стороны, не должно быть превозношения. А телезрительница может сказать из своего опыта, если у нее были эти грехи, и она покаялась: «Ты знаешь, я тоже сталкивалась с этим, но сейчас очень раскаиваюсь в том, что у меня это в жизни было». Женщина, которая говорит девушке, собирающейся сделать аборт, может сказать о том, как она сокрушается всем своим сердцем сейчас за то, что сама когда-то совершила аборт. Любой грех в нашей жизни является трагедией.

Определенным показателем отношения к человеку является смерть. Я много раз говорил о том, что когда кто-то умирает, то мы плачем по самим себе. Нам жалко самих себя в том, что мы что-то не сделали, не сказали то, что можно было сказать, не протянули руку помощи, не сказали слово поддержки. А человек умер - и ничего изменить нельзя. Поэтому голос совести говорит нам о том, что мы были менее человечны, чем могли бы быть. Но, с другой стороны, смерть перед нами открывает тайну вечности, потому что когда человек умирает, ты ощущаешь, что он не ушел, что он рядом с тобой. Мы должны заботиться о людях, пока они живы, потому что когда они преставятся ко Господу, сказать им, насколько они нам дороги, насколько значимы, мы уже не сможем.

- Большой ли грех оговариваться при чтении Псалтыри?

Греха в этом нет. Оговорка или неправильное прочтение слова происходит по неопытности. Достаточно перечитать данное предложение или произнести данное слово правильно. В любой ошибке нет ничего криминального, потому что Господь Псалтырь и так наизусть знает, Он не учитель русской словесности, который наказывает нас за неправильное произношение слова. Господу нужно наше сердце, и в этом отношении, если ты читаешь Псалтырь правильно, а сердце холодно, то нет от этого толку. Какая-нибудь бабушка, которая ничего не знает, читает Псалтырь, но неверно, но сердце горит - это и есть самое настоящее чтение Псалтыри. Очень часто мы сводим Господа к тому, что правильно, а что не правильно, и забываем самое основное, для чего вообще мы берем на себя подвиг молитвы. Мы берем Псалтырь для того, чтобы горело сердце, а не для того, чтобы заниматься правильным произношением.

- Обязательно ли подключать к Правилу ко Причастию акафист?

Думаю, нет. Это для желающих. Но иногда бывает так, что человек берет на себя очень большие правила: чтение канона, несколько акафистов в день. Он не справляется и приходит в уныние. Все это происходит из-за того, что человек взял на себя больше, чем может понести. Молитвенное правило должно быть разнообразным, должно быть несколько утренних и вечерних правил. Если человек не успевает прочесть длинное, то молится коротким правилом. Если я не тороплюсь, но понимаю, что полное я не успеваю прочитать, то молюсь средним. Вечером, если я устал, то молюсь кратко, но все-таки уделяю время молитве. Молитвенные правила должны корректироваться в зависимости от того, какое у меня состояние. Мой хороший учитель Игорь Цезаревич сказал: «Пришел ко мне человек молиться и совершал ошибки. Я думаю, не буду ему говорить, что он совершает ошибки, чтобы его не расстраивать, и чтобы в следующий раз он не думал, что я его могу обличить тем, что он не правильно молится со мною».

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Анна Солодникова



Часто бывает трудно читать Псалтирь, всё как бы валится из рук. Т.е. читаем усиленно несколько дней или неделю, а потом что-то происходит и бросаем. И получается, что никакой системы нет. И это явление является скорее не единичным, а массовым. И возникает вопрос, почему у некоторых получается работать в системе, слаженно, а у других нет? В чём же причина???

Дело в том, что враг рода человеческого особенно мстит за молитву. Как писал прп. Анатолий Оптинский, что те, кто начинают подвизаться в Иисусовой молитве, претерпевают сильные искушения и появляется много врагов, завистиников, ненавистников. Но благодать Божья, конечно, всё это покрывает при грамотном делании и совершенном уповании на помощь Божью. Что касается Псалтири, то это молитва особой силы. И не пройдя определенную школу молитвы, к серьезному чтении Псалтири очень трудно подойти. На тех людей кто усиленно читает Псалтирь и тем более поминает других, наступает особая брань. И самому, без Божьей благодати, естественно, здесь устоять нельзя. Чтобы хорошо шло чтение Псалтири и, вообще, чтобы бы дальше уверенно двигались по пути спасения, просто необходимро быть под Особым Покровом Царицы Небесной! Только с Её помощью мы можем устоять и не сломиться. Мы помним такую великую роль Царицы Небесной в жизни прп. Серафима Саровского и Сергия Радонежского! И они не сломились, а преуспели именно благодаря усердному молению к Пресвятой Богордице. И это не пустые слова. Мы видимо и множество других подобных примеров, о которых можно говорить и говорить.


2 разных человека читают Псалтирь. Наступает сильная брань на каждого. Один человек находится под Покровом Царицы Небесной, т.е. усердно к Ней прибегает, А другой нет. Кому же легче устоять? Прежде усиленного чтения Псалтири крайне желательно стать под Особый Покров Царицы Небесной, чтобы была скорая помощь от всех напастей. Считается, что если человек выполняет Богородичное правило (150 раз "Богородице Дево, радуйся!! ежедневно), то это дает Особый Покров. По крайней мере, это правило советовали исполнять своим духовным чадам прп. Серафим Саровский, старец схиигумен Савва, старец Троице-Сергиево Лавры Захарий, сщмч. Серафим Звездинкий и др. Но здесь дело на самом деле не в количестве раз, а в нашем усердии. Просто 150 раз связано с 15 важнейшими моментами в жизни Богородицы. Но на самом деле это может быть и 30 раз ежедневно, и 50 раз или же 200 раз или 300 раз, например. Дело не в цифре, а в нашем постоянстве и благом намерении. Обычно начинают читать с 30 и 50 раз ежедневно, увеличивая число раз со временем. Кроме того, некоторые думают, что читать нужно именно всё за 1 раз и больше никак. Да, это можно, но это не является обязательным. Можно и в дороге читать, что на самом деле очень хорошо. Именно об этом говорил старец схиигумен Савва, что можно читать, разбивая в течение дня, а также что очень хорошо читать в дороге. И здесь, конечно, можно совершенно согласиться. Это правило кажется скорее не правилом, а правильцем. Но на самом деле Богородичное правило - это сильнейшее подспорье в деле спасения. Данная поддержка очень поможет и в чтении Псалтири. А кто без Покрова Царицы Небесной, шансов на успех не так много.


Ещё один выдающийся пример - прп. Парфений Киевский. Он знал Псалтирь наизусть и читал всё ежедневно. Но как бы он смог устоять, не прибегая к помощи к Владычице? Вряд ли... Но он устоял. И ему помогло в этом именно великое усердие к помощи Пресвятой Богородице. Он выполнял 300 "Богородице Дево, радуйся" ежедневно и имел очень значительную помощь.

Мне честно не очень понятно, почему в наше время так мало говорится о Псалтири, о пользе псалмов и о важности Богородичного правила. Ведь для дальнейшего очищения от страстей и противостояния козней лукавого, это очень и очень важно. Мне бы очень хотелось, чтобы про Богородичное правило узнало бы больше людей. Если мы живем в миру, это не означает, что мы не должны бороться за наше спасение. И, кроме того, начинают обычно с 30 или 50 раз. И это вполне по силам много. Совсем не обязательно сразу брать высокую планку. Точнее, это даже и не очень желательно. Надо начинать с малого и потихонечку увеличивать усилия. Может кажется, что я много пишу, но я не могу молчать. Я против равнодушия. Мне обидно смотреть, что часто люди находятся в неведении и недооценивают великую пользу псалмов и огромную помощь всем тем, кто выполнят Богородичное правило - полное или сокращенное.


«От чтения 150 раз «Богородице Дево, радуйся...» бывает человеку великая польза. Господь показал нам, сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенна приносимая Ею помощь во всех обстоятельствах. Это воззвание в самых непроходимых местах указывало выход: не расположенных к нам располагало, злые сердца неоднократно умягчало, а не умягчившееся посрамляло и удаляло; при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь, и притом с такой стороны, с которой невозможно было никак ее ожидать. Чтение 150 раз «Богородице Дево, радуйся...» Гнев Божий отклоняло и самый приговор Судии Сердцеведца отменяло! О великое дерзновение! О необоримое заступление! От огня страстей изымет, со дна падения подымает «Богородице Дево, радуйся»
С сею молитвою никак не погибнем: в море не потонем, в огне не сгорим; если же сатана, ненавидящий нас, запнет нам путь и сшибет нас, то и тогда вознесем: «Богородице Дево, радуйся...». И воссылая, воспрянем, восстанем, затемненные просветимся, больные душею исцелимся, загрязненные грехами очистимся, убедимся, яко снег, чистотою высшей Небес и чистейшей светлостей солнечных лучей. Мертвые, убитые страстями, воскреснем, оживем и в восторге духа воспоем: Христос воскресе! Воистину воскресе!»


Раньше читал я дома, теперь больше читаю в дороге. Это не так принципиально. Главное - быть с Богом. И не надо откладывать это правило на самый вечер, лучше раньше начать читать, чтобы легче выполнить. И необязательно читать всё за 1 раз, как пишет старец схиигумен Савва, можно распределять и в течение дня.

Что касается современной ситуации, то, к сожалению, несмотря на великую важность этого правила многие не воспринимают все это всерьез. И часто бывает так, что человек сам не читает, не испытал силу этого правила и другим не советует. Но здесь нужно также ориентироваться советами святых и старцев. Если тяжело, то начинают с малого - 30 или 50 раз,а дальше увеличивая число раз. Мое мнение - чем больше людей будет читать Богородичное правило - тем лучше.

Считается, что Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, а потом забыли о нем. Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле. Благословляя обойти по канавке вокруг Дивеевской обители, старец просил людей прочитать 150 раз "Богородице Дево, радуйся..." - и благословил исполнять ежедневно это правило.

Конечно, если у вас есть духовник, обязательно нужно с ним посоветоваться - если берете какое-то особое правило. А что касается просто чтения "Богородице Дево, радуйся", то это как правило очень и очень приветствуется.

Что касается количества, то желательно иметь какой-то минимум, действительно, а вообще усердное моление к Владычице – добро