Иудейская магия. Магия - трактовка в еврейской традиции

Белыми аллеями парка уходила вдаль Анина дорога на работу. Зима сильно преображала небольшой городок, в котором она родилась и выросла. Вместо, казалось бы, не очень ухоженных клумб и не слишком опрятных улиц взгляду открывалась холодная, но идеальная красота заснеженных деревьев. И что-то такое было в этой красоте, глянув на что, начинаешь будто вспоминать, что такое вечность.

Сегодня Аня шла в задумчивости. Бывает так, когда в жизни у тебя вроде бы все спокойно и благополучно, но внутри – тревога, а, может быть, предчувствие, которое не отпускает. Аня раздумывала над случайностью некоторых совпадений в своей жизни. Она никогда не относилась к этому серьезно и не была суеверной.

Но помнила, что ее тетя не однажды рассказывала ей, как числа могут не только влиять на жизнь людей, но и определять судьбы целых народов. Интересные это были истории за чашечкой горячего чая. Аня помнила, как тетя рассказывала ей о том, что в еврейской традиции самое интересное видение природы чисел. Евреи не разделяют числа на “плохие” и “хорошие” – у них есть только хорошие числа. Или очень хорошие. При этом всем каждое число имеет свою суть.

Число “один”. Ненавязчиво вспоминаются слова: “Есть только Вс-шний, Он – Один”.

Вс-шний раскрывает перед сотворенным миром Свою Мудрость, потому что он не равнодушен к судьбе мира и постоянно с ним. В этом – суть числа “два”.

Число “три” воплощает в себе идею устойчивости, неизменности. Вопреки тому, что в мире все течет, все меняется, существуют фундаментальные, вечные Принципы – те, у которых нет возраста и которые всегда были, есть и будут. Поэтому у евреев именно три праотца: , и . Особенность, которая очень сильно отличает еврейский народ от какого бы то ни было другого народа – это то, что каждый еврей, независимо от внешних условностей, внутренне осознает незыблемость своей веры и преданность Творцу и Его Торе. Еврейский народ не изменил свою веру, свой язык, и навечно связан со своей страной – Эрец Исраэль. Всегда. Все три тысячи лет, даже – больше. Число 3 в иудаизме также означает синтез, сочетающий две противоположные и как бы взаимоисключающие основы в единое целое. Например, считается, что из трех праотцов еврейского народа именно третий – Яаков – совместил в себе противоположные качества предшествовавших ему Авраама и Ицхака.

Суть числа “четыре” – материальный мир. В Торе часто встречаются выражения, похожие на это: “…и соберу Я вас (евреев) с четырех концов земли ”. И поэтому у нас – четыре праматери: Сара, Ривка, Лея и Рахель. Женское начало, воспринимающее, вынашивающее и реализующее, связано с Землей.

Вместе с числом “пять” появляется пятая, духовная координата. “Пять” не укладывается в идею материального мира и указывает на Того, Кто находится вне и над. Поэтому Тора состоит из пяти книг. И автор этой Книги – Тот, Кто над нами. Вс-шний.

А вот число “шесть” – одно из самых счастливых для евреев. Существует предположение, что еврейский “демографический взрыв” в Египте уходит корнями к моавитянке Рут, в числе потомков которой было шесть праведников, каждый из которых был благословен шестью благословениями. Это объясняет один момент в еврейской истории: когда евреи были в Египте, еврейские женщины рожали шестерни. Мудрецы также объясняют: именно по этой причине число евреев в пустыне составляло около 600.000 на протяжении десятков лет.

История моавитянки Рут, примкнувшей к еврейскому народу, приводит к еще одному числу: 613. Именно столько заповедей в иудаизме. Из них 248 заповедей предписывающие и 365 – запрещающие. Числовое значение имени Рут составляет 606, а если прибавить к нему 7, по числу , которые обязательны для всех и которые Рут исполняла и до перехода в иудаизм, мы снова получим 613. Может возникнуть вопрос: почему 613? Согласно Талмуду, через Тору евреям были даны 611 заповедей (числовое значение слова “Тора” составляет 611), а еще две заповеди были получены напрямую - итого 613.

Число “семь” отмечено особой святостью. В Торе сказано: “И завершил Б-г к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая” (Быт. II, 2-3). Отсюда семь дней в неделе; сыны Израилевы обходили семь раз вокруг стен Иерихо; семь свечей у светильника, седьмой год - “швиит” или “ ”.

Это свойство семерки, выражающее присущую ей особую святость, выявляется наиболее ярко в двух знаменитых “семерках”: в седьмом дне недели, и в седьмом, “субботнем”, годе. Их называют “суббота человека” и “суббота земли”. Законы, связанные с “субботним” годом, разнообразны и сложны, и в течение многих столетий о них написано множество книг. В самом общем виде законы эти можно свести к трем:

2) все, что рождает земля в этот год, считается hефкер (бесхозным);

3) шмита отменяет все денежные задолженности.

Семерка встречается в еврейской традиции чуть ли не чаще всех остальных чисел вместе взятых. Суббота (седьмой день); семь патриархов еврейского народа (Сара, Ривка, Рахель, Лея, Авраам, Ицхак, Яаков); количество праздников ( , ); продолжительность праздников (Песах и Суккот длятся семь дней); продолжительность каждой из казней египетских (да, тоже семь дней); ; ; семь дней траура по усопшим.

Число “восемь” в еврейской истории символизирует реальность чуда, противоречащую естественному развитию событий. Веселый праздник Ханука длится восемь дней, и это не случайно. Восемь праздничных дней свидетельствуют о чуде победы горстки плохо вооруженных повстанцев над многочисленным и сильным врагом. О чуде, случившемся с небольшим кувшином масла, которого должно было хватить лишь на сутки, но горело оно в обновленной храмовой Меноре на протяжении восьми дней. Смысл и значимость чуда – не в военной победе над врагом, а в победе над греческим мировоззрением, отрицавшим возможность сверхъестественной реальности и приводящим к философии неверия.

Число “десять” также имеет довольно интересное значение. “Еврейский кворум” – – состоит из десяти взрослых мужчин. “Когда десять человек находятся вместе для изучения закона, дух Божий среди них” (Авот 3:7), так что положительное значение этого числа несомненно. С другой стороны, число десять напоминает и о потере – десяти потерянных коленах Израиля.

Для многих сейчас удивительным фактом окажется то, что, в отличие от многих других культур, где число 13 считается “заколдованным числом неудачи”, в еврейской традиции 13 вовсе не считается плохим числом. Скорее, наоборот. Во второй книге можно прочитать о 13 качествах Б-га (Исход 34:6-7). Числовое значение слова “эхад” – 13. В переводе с иврита “эхад” – один, единый. Значит, это число намекает на такую гармонию, когда все составляющие становятся одним целым. Более того, оно напрямую говорит о единстве всего сущего. 13 лет – возраст у мальчиков. Это возраст, когда ребенок по еврейским законам становится взрослым и приступает к изучению Торы и Талмуда. С 13 лет мальчик начинает нести ответственность за свои поступки, учится быть мужчиной и готовится к взрослой жизни. Начиная с этого возраста, ребенок может участвовать в миньяне.

Великий ученый, врач, мудрец Рамбам впервые четко сформулировал и записал в предисловии к главе “Хелек” трактата “Сангедрин” в его комментарии к Мишне тринадцать принципов иудаизма, которые фактически являются его основой.

Числа способны объяснить некоторые еврейские обычаи, на первый взгляд необъяснимые. Почему, например, в Песах принято читать Песнь песней? А потому, что в Песни песней 117 строф - ровно столько, сколько раз упоминается в Торе исход из Египта.

49 – число, с которым связана самая сложная, но интересная страница в еврейской истории. Самый низкий уровень духовного развития человека определяется в еврейской традиции выражением “49 врат скверны”. Мидраш говорит, что, находясь в египетском рабстве, евреи опустились через “49 врат скверны”, и если бы их духовное нисхождение одолело еще хотя бы одну ступень, исправление стало бы невозможно. Зато 49 дней, миновавшие с выхода из Египта до получения Торы () символизируют духовное самосовершенствование и очищение евреев, то есть “49 врат святости”.

Число 70 в иудаизме - это символическое число народов мира. Но также мы встречаем число 70 и в чисто еврейском контексте: покидающая Эрец Исраэль семья Яакова насчитывала 70 человек, и таким же было количество семей в народе Израиля на пороге возвращения в Эрец Исраэль. Вполне возможно, что это не просто совпадение: некоторые мудрецы связывают 70 народов мира и 70 еврейских семей. Про Иерусалим, кстати, сказано, что у него “70 имен”. В ТАНАХе сообщается, что царь Давид прожил 70 лет. Кроме того, согласно Псалмам, 70 лет - это вообще “обычная” продолжительность жизни среднего человека.

Описывая путь сынов Израиля из Египта в Эрец Исраэль, Тора перечисляет 42 перехода. Каждый переход олицетворяет духовный подъем, а хасидизм объясняет, что эти 42 перехода словно находятся вне времени - они происходят с каждым человеком индивидуально и со всем народом Израиля во всех поколениях.

Четвертая книга Торы называется “Бе-Мидбар” (“В пустыне”). В переводах она стала называться Книга Чисел. Такое название появилось у Книги в связи с тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т.п. Хотя с помощью одной этой книги всю суть и таинство чисел объяснить нельзя, можно приблизиться к пониманию значения чисел, мер и измерений в еврейской традиции.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

МА́ГИЯ (на латыни - magia, по-гречески - mageia, от древнеперсидского магуш, в Библии מָג , маг - жрец в древнем Иране), волшебство, колдовство, чародейство, действия, связанные с верой в способность человека оказывать влияние на силы природы, судьбу отдельных лиц или целых народов с помощью сверхъестественных средств - заклинаний, амулетов и т. п.

Магия, возникшая в древнейшую эпоху, имела распространение среди всех народов мира. В основе магии лежит представление о мире как о сфере действия неких таинственных сил, могущих быть как враждебными человеку, так и благосклонными к нему. В первобытных культурах трудно провести различие между магией и религией. Критерием отнесения того или иного явления к сфере магии или религии является характер агента, производящего данное явление: если таким агентом является человек, якобы подчиняющий себе сверхъестественные силы и использующий их в своих интересах, явление принято относить к магии; если причиной явления считаются сами сверхъестественные силы, а человек выступает их слугой или исполнителем их воли, такое явление относят к религии. Согласно этому критерию, магия абсолютно несовместима с принципом еврейского монотеизма (см. Бог , Иудаизм).

У всех народов существовало различие между вредоносной («черной») и благотворной («белой») магией. В Библии различие между белой и черной магией не является вполне определенным, что, возможно, объясняется отрицательным отношением Библии ко всяким (не только вредоносным) видам магии. Однако термин мехашшефа (колдунья, ведьма) связывается в Библии исключительно с черной магией. Второзаконие (18:10–11) различает три вида волшебников:

  • предсказатели будущего по каким-либо знакам (ме‘онен - `предсказатель`, косем ксамим - `прорицатель`; менахеш - `гадатель`);
  • собственно волшебники (мехашшеф - `колдун`, ховер хевер - `чародей`);
  • занимающиеся как предсказанием будущего, так и собственно магией и некромантией, то есть вызыванием мертвых (ср. II Ц. 21:6; II Хр. 33:6; Миха 5:11–12; Иер. 27:9).

В средневековой еврейской литературе термины «магия» (кишшуф ), «волшебник» (мехашшеф ) и «волшебница» или «ведьма» (мехашшефа ) встречаются сравнительно редко, несмотря на частое упоминание магических действий. Библейский запрет магии, неоднократно упоминаемый в средневековой еврейской литературе, привел к тому, что магические акты именуются в ней эвфемистически: сгуллот (`средства`, `чары`), кме‘от (`амулеты`), рефуот (`целебные снадобья`), горалот (`судьбы`, `жребии`), симаним (`знаки`, `знамения`) и рефафот (зуд в различных частях тела как предзнаменование какого-то события). Термины мехашшеф и мехашшефа обозначают в средневековой литературе различные категории чародеев. Мехашшеф - это лицо, владеющее магическими тайнами и использующее свои знания в собственных интересах или в интересах других людей. В качестве профессионала он получает плату за свои услуги. Термин мехашшефа как обозначение ведьмы связан с суеверными представлениями о каннибализме и вампиризме и не относится к магии в строгом смысле слова. Средневековая еврейская литература, посвященная магии, мало отличается от аналогичной литературы других народов, она обильно цитирует нееврейские источники, пользуется заимствованными терминами и мотивами. Основой развития средневековой магической литературы послужили ангелология (см. Ангелы) и магические формулы на иврите, греческом и латинском языках, восходящие к эллинистической эпохе. Наряду с этими, средневековая еврейская литература, посвященная магии, использует термины и формулы из арабского, немецкого, французского, славянских и других языков. Некоторые средневековые еврейские сочинения по магии весьма близки к сочинениям нееврейских авторов. Другие, например, многочисленные магические формулы, собрания которых были опубликованы в 18 в., мало отличаются от формул, восходящих к эпохе гаонов (см. Гаон). Вообще, магические формулы и общее отношение к магии в разных странах и в разные эпохи весьма сходны. Собрание магических формул из Северной Африки мало отличается от аналогичных сочинений, написанных в Германии. Для всех этих сочинений характерно смешение древних и средневековых источников; все они содержат арабские, европейские и исконно еврейские элементы. Многие из этих произведений анонимны; в других имя автора или составителя указывается во введении. Эти имена редко встречаются в других источниках. Как правило, авторы сочинений по магии не отличались особой ученостью или литературными талантами. Некоторые из этих сочинений - псевдоэпиграфы, приписываемые библейским персонажам или известным авторам прошлого, от Са‘адии Гаона до Нахманида . Несмотря на широкое распространение, труды по магии редко привлекали внимание ученых еврейских авторов, как в средние века, так и в начале нового времени.

Магии посвящены глава в сочинении Менашше бен Исраэля «Нишмат хаим» («Дух жизни»), раздел в сочинении М. Х. Луццатто «Дерех х а-Шем» («Путь Господень»). Магия обсуждается в комментариях Нахманида к Пятикнижию и в сочинении Гдалии бен Иосефа Ибн Яхьи (1436–87) «Шалшелет х а-каббала» («Цепь предания»). Одним из самых богатых источников сведений о магии в средневековой еврейской литературе является литература Хасидей Ашкеназ (12–13 вв.), особенно «Сефер-хасидим» («Книга благочестивых»); эзотерические сочинения Иех уды бен Шмуэля х е-Хасида и его учеников, прежде всего Эл‘азара бен Иех уды из Вормса , автора сочинения «Хохмат х а-нефеш» («Наука о душе»).

Интерес Хасидей Ашкеназ к магии коренился в некоторых особенностях их теологии, которая усматривала в таких сверхъестественных явлениях, как магия, проявление силы скрытого Божества, стоящего над миром и его законами. Сохранилось много легенд о магических способностях, проявляемых представителями Хасидей Ашкеназ.

В средневековых сочинениях не проводится отчетливого различия между собственно магией, астрологией и медициной , в которой применение лекарств, растений или диеты сочеталось с использованием магических формул. Астрологические расчеты судеб (горалот ) также содержат магические рецепты. Много места уделяется в средневековой литературе различным знамениям (симаним ), поскольку Талмуд, несмотря на запрет магической практики, признает их значение. К категории знамений близки вещие сны. Дурное предзнаменование может быть нейтрализовано, согласно средневековым поверьям, с помощью магических средств - заклинаний и чар. Основным элементом всех магических средств сгуллот ) является имя или ряд имен, считающихся священными. С этим связано обычное наименование волшебника в Восточной Европе 17–18 вв. - ба‘ал-шем («владеющий [святым] именем») или ба‘ал шем-тов («владеющий [святым] добрым именем»). Чаще всего использовалось имя ангела , иногда - одно из многих имен Бога (см. Бог. Имена Бога ; Бог. В Библии. Имена). Обращение к имени демона или «дурного ангела» (мал’ах хаббала ) использовалось лишь во вредоносной (черной) магии. Иногда сгулла содержит обычные, хотя и странно звучащие имена, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша ; многие имена заимствованы из мистической литературы талмудической эпохи и эпохи гаонов; некоторые - из нееврейских источников. Некоторые имена являются анаграммами других известных имен или библейских стихов. Наряду с именем, сгулла включает и различные другие элементы; магическое значение имеют форма написания, время и способ произнесения заклинания, некоторые животные или растительные материалы и т. п. Сгулла использовалась как непосредственно в магическом акте для достижения определенной цели, так и в виде вспомогательного средства при врачевании, гадании, толковании снов и т. д.

Связь между еврейской мистической литературой и магией не является необходимой, но обусловлена историческими обстоятельствами. Выражением этой связи является использование слова каббала (преемственность, традиция; см. Каббала) для обозначения как мистики (каббала июнит , `теоретическая традиция`), так и магия (каббала ма‘асит , `практическая традиция`). Представители науки о еврействе в 19 в. рассматривали каббалу и хасидизм как средневековое еврейское суеверие и не проводили различия между мистикой и магией, происходящими, по их мнению, из одного источника. Однако тщательное исследование еврейских сочинений по магии свидетельствует о том, что большинство их авторов не были знакомы с мистикой вообще и каббалой в частности. Книга Зох ар использовалась в магической практике не в большей степени, чем Псалмы . Многие каббалисты вообще не занимались магией. Однако определенная связь между развитием мистики и магии в еврейской литературе прослеживается еще с талмудической эпохи, когда, наряду с такими образцами ранней еврейской магии, лишенной каких-либо мистических тенденций, как «Сефер х а-разим» («Книга тайн», издана в 1966 г., редактор М. Маргалиот), возникла мистическая литература х ехалот и меркава , содержащая магические элементы. Средневековые авторы - Хасидей Ашкеназ и каббалисты, обращавшиеся к этой литературе, - восприняли и ее магические элементы, а иногда прибегали к магической практике. Хотя в произведениях теоретической каббалы редко трактуются вопросы магии, обладание магическими силами приписывалось ряду выдающихся каббалистов, в том числе Ицхаку Лурия и Исраэлю бен Эли‘эзеру Ба‘ал-Шем-Тову . Хаиму Виталу описывает некоторые магические акты в своем автобиографическом сочинении «Сефер х а-хезионот» («Книга видений»), однако не связывает их с учением Ицхака Лурии. Хотя Исраэль Ба‘ал-Шем-Тов и другие духовные вожди хасидизма верили в магию и занимались магической практикой (врачевание, изготовление амулетов), теоретическая хасидская литература и обширная гомилетическая литература, посвященная идеологии хасидизма, лишены каких-либо магических элементов.

Послебиблейский иудаизм никогда не усматривал в магии серьезной идейной или социальной угрозы. В средние века и в начале нового времени вера в силу магии имела, по-видимому, всеобщее распространение в среде еврейства как на Востоке, так и на Западе. Отрицание магии встречается лишь у немногих авторов той эпохи (Маймонид , Са‘адия Гаон, Х ай бен Шрира), причем ее критике отводится в их сочинениях незначительное место. Магия, практиковавшаяся под различными именами ввиду библейского запрета (см. выше), никогда не была предметом серьезного обсуждения для раввинистических авторитетов. Попытки разграничить в галахической литературе сферы допустимой и запрещенной магии не имели серьезного значения. Благодаря библейскому запрету, среди евреев не получили распространения наиболее вульгарные и «черные» формы магии; такие виды магии, как некромантия, были очень редки. Хотя в некоторых сочинениях содержатся формулы вредоносной или целебной магии, нет никаких свидетельств их применения на практике. По-видимому, эти формулы были заимствованы из нееврейских источников. Занятие магией не считалось в средневековом еврейском обществе законной профессией. Религиозные взгляды человека, занимавшегося магией, вызывали подозрения. Иудаизм не знал, однако, того жестокого преследования лиц, занимавшихся магией, которое было характерно для средневекового христианского общества. Случаи преследования евреями своих единоверцев, занимавшихся магией, были весьма редки и, как правило, обвинение в колдовстве служило лишь внешним поводом для преследований, обусловленных более серьезными причинами. Так, обвинение в колдовстве, выдвинутое раввинами Венеции против Моше Хаима Луццатто, было вызвано подозрением в его склонности к саббатианству (см. Саббатай Цви).

Магическая практика в еврейской среде получила легитимацию лишь в формулах херема , многие из которых явно представляют собой магические заклинания. Цели, ради которых применялись магические средства, как правило, носили несущественный и частный характер. Известны лишь немногочисленные попытки достичь с помощью магии важных, имеющих всенародное значение целей, вроде попытки Иосефа дела Рейна ускорить магическими средствами приход Избавления . Сравнительно слабое влияние магии на жизнь и мышление еврейства совершенно не соответствует огромной роли магических мотивов в мифологии антисемитизма. Вера в то, что каждый еврей - злой колдун, обладающий сверхъестественной силой, носила почти всеобщий характер в христианском обществе средних веков и начале нового времени. Она была одним из главных мотивов преследования евреев и кровавого навета . В основе этой веры лежали теологические представления христианства о евреях как народе-богоубийце, чья сатанинская природа является источником магической силы.

Об элементах магии в обычаях и представлениях различных групп еврейства в новое время см. Фольклор .

КЕЭ, том: 5.
Кол.: 14–21.
Издано: 1990.

Сейчас коснусь острой темы — «Еврейская магия» и бьюсь об заклад: даже само название не оставит никого равнодушным. Чем удостоился такой чести этот народ, почему его боятся как огня, презирают из-за собственных страхов и предрассудков, и существует ли она, иудейская магия?

Евреи — один из древнейших народов, а иврит — один из самых древних в мире языков, дошедший до современности и использующийся по сей день. Именно этот народ воспринял оккультную традицию древности от народов Месопотамии и Египта, создал Тору — как основу христианской «книги книг», Библии (ведь именно Пятикнижие и Теилим вошли в христианскую версию и стали неотъемлемой частью её). Еврейские пророки творили чудеса, разговаривали с богом, а ангел смерти миновал двери еврейских домов в дни Пейсаха.

Вечно всеми преследуемый и гонимый народ, который был то рабом, то изгоем, то мучеником с древнейших времён до 20 века, научился проклинать и благословлять так, как этого не умеет больше никто. Евреев боятся те, кто их ненавидит — именно поэтому. Как знает каждый продвинутый иудей или же каббалист, псалмы Давида, из которых состоит книга Теилим, — это не просто молитвы к богу с целью прошения или благодарения, как это исповедают христиане. Это — заклинания. Каждый псалом подходит для той или иной цели, начиная от защиты от врага и его наказания, заканчивая помощью против разного рода демонов и диббуков, помощью в родах, в исцелении детей, защите в разных ситуациях и даже укреплением любви между мужем и женой.

Философия Торы изучается под руководством раввинов. Она раскрывает тайны каббалы, лишь намекая на них. Говорит о сотворении первого человека-голема по имени Адам и его первой жены, равной ему — Лилит. Говорит о той власти друг над другом, которой они не поделили, о сношении Лилит с демоном и впоследствии продолжении рода демонов. О сотворении второй жены, теперь уже — плоть от плоти, из адамова ребра, по имени Хавва (Ева), что значит «жизнь». О состоянии «шхина» — личное общение с богом — которое было утеряно в наказание за то, что люди ослушались одного запрета. И много другого об ангелах и демонах, о божественных тайнах и законах мироздания говорит этот предмет.

Но каббалу знают немногие. Это — тайная наука, это — точная наука. В ней меньше мистификации, чем в любом вуду, в ней есть практический смысл. И уж, конечно, что было бы вместо «Высшей магии», если бы не творения оккультистов и каббалистов 18, 19, 20 столетия, входящих в ордена и создававших тайные общества! Имена Элифаса Леви, Папюса, Алстера Кроули и иже с ними уже стали притчей во языцех, о которых стыдно не знать.

Но если вы сегодня впишете в строку поиска в браузере «еврейский заговор», вы не получите текста заклинания, вам выдаст кое-что совершенно другое — продукт массовой истерической фобии, который забавляет уже сам по себе и кое-о-чём говорит.

Если вы станете искать хоть упоминание о еврейской магии, вы в лучшем случае найдёте описание странных ритуалов наведения порчи на врага на каких-нибудь околомагических форумах, составители которых очевидно и ныне живут и напишут ещё много замечательных фантастических историй.

И только кое-где в выдаче Гугла, вскользь, вам попадутся статьи, которых вы не захотите читать: советы раввинов, ответы на вопросы о философии Торы, комментарии известных каббалистов типа Михаэля Лайтмана… И это, конечно, будет далёким от истинного предмета вашего интереса. Ибо не будет затрагивать Тайны.

Возникает ехидный вопрос: надо ли быть евреем, чтобы практиковать еврейскую магию? Вот иудеем может автоматически быть каждый еврей по крови (ибо кровь — священна), а если он не еврей по крови, то, чтобы стать иудеем, он должен пройти ряд сложных инициаций и придерживаться строгих правил всю свою жизнь. Вот вам и ответ, я думаю.

Конечно, поп-звёзды могут сколько угодно носить каббалистические талисманы и красные ниточки (хоть обвешаться ими), но каббала — никогда не станет популярной. Хотя, без неё европейская магия и оккультизм имели бы совсем другой вид. Понятие морали здесь крайне интересно. Иудеи преклоняются перед детьми и боготворят по-своему женщин, чтут беременность и старость, уважают молодость. Иудеи обильно выпивают на праздники в синагогах, однако не страдают алкоголизмом. Иудеи могут быть бедными и очень богатыми, но они тесно поддерживают друг друга в любых обстоятельствах, строя не просто общины или землячества, а настоящие государства внутри государств. И в то же время, магия открыто практикуется раввинами и посвящёнными, вплоть до проклятий врагам, без завязки на «чёрную магию», а с именем бога на устах.

Основа такой магии — это язык народа, где каждая буква и каждое слово — магичны. Атрибуты магии — кошерное вино, поскольку кровь использовать не допустимо и запрещено. А сила еврейской магии — это опыт народа, который прошёл через пекло. А больше знать никому и не положено)

25.10.2017 Тексты / Статьи

​Что такое древнееврейская магия?

Записала: Алена Бондарева

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

рассказать друзьям:

0

0

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

В начале выступления Юваль Харари * - исследователь, профессор еврейской мысли и фольклора израильского Университета Бен-Гуриона, автор множества статей о еврейской магии. заметил, что будет говорить в основном о магических предметах и еврейской магии, которые появилась еще до эпохи каббалы (период древней и поздней Античности).

Время

Магия была частью еврейской культуры с древнейших времен, которые зафиксированы в самых старинных памятниках еврейской письменности, в Библии. Но если говорить не о каких-то описательных источниках, а о самих магических предметах и оригинальных текстах, то многие дошли до нас с более позднего времени.

Такие материальные источники, касающиеся еврейской магии, затрагивают период с III-IV по XIII века. Это период до каббалы, ее появление сильно повлияло на еврейскую магию.

Начиная с XIII века магические практики стали называть практически каббалой. Но перемена названия не привела к кардинальным изменениям самих древних магических практик.

Что такое магия?

Я хочу прояснить несколько понятий. Вообще издревле ведутся споры о том, как определить магию, границы магического в культуре, чем магия отличается от религии или науки. «Магия» на иврите обозначается словом kishuf , которое иногда переводят как «колдовство», по поводу этого понятия всегда ведутся споры. Мы в рамках нашей лекции согласимся с тем, что магия - система верований и прежде всего практик, задача которых повлиять на состояние мира, изменить его, обращаясь к средствам, связанным со словом: к заговорам, заклинаниям и прочему. И вот это изменение мира при помощи ритуала, имеющего в своем ядре вербальную формулу, и дает нам определение того, что такое заклинание. На иврите это le-hashbia .

Вообще вся еврейская магия основывается на вере в большие возможности языка, слова и в то, что они могут менять мир. И в этом магия не очень сильно отличается от мейнстрима иудаизма, который считает, что мир был сотворен при помощи слова и что самая важная часть служения - молитва. То есть представление о силе языка и силе слова общее для еврейской магии и иудаизма в целом. Но в чем же тогда отличие? Магия считает, что при помощи определенных святых имен можно повлиять на небесные сущности, прежде всего ангелов и другие небесные силы, чтобы они проявились в мире и принесли определенную пользу людям. Благо тому, кто обладает знанием, тому, кто заклинает.

Еврейская магия XX-XXI веков

Но я хочу подчеркнуть, несмотря на то, что мы будем говорить про древность и древнюю магию, эта магия не осталась только в прошлом. В том обществе, где я живу в Израиле XX-XXI веков, она по-прежнему существует.


Перед вами кусок бумаги, который был написан в начале 1940 годов в Иерусалиме и отправлен человеку по имени Авраам Дехоки. Здесь содержится три магических средства, предназначенных для убийства Адольфа Гитлера. Эта бумага, касается того магического фронта, который открыли иерусалимские каббалисты против Гитлера и немцев в начале 1940 годов, когда Роммель приблизился к Суэцкому каналу и возникла реальная опасность захвата Палестины нацистами. В то время многие каббалисты пытались остановить наступление нацистов и перевернуть ход Второй мировой войны при помощи разных магических средств.

Описываемый ритуал - некоторые агрессивные действия, их задача привести к смерти Адольфа Гитлера. Речь идет о том, что нужно купить петуха, назвать его Адольф Гитлер, растить в своем доме, а потом разными неприятными способами умертвить. Или, другой вариант, сжечь святые имена ангелов, чтобы вызвать их гнев, и направить его на Адольфа Гитлера и так далее.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Еще один пример относится к началу 1960 годов. Тарелка с заговором. В нем говорится о том, что демон женского пола (его имя - Черная дочь черной) должен выпить кровь некой Фрехи (Freha) дочери Рахмы (Rahma). На самом деле перед нами цветочный горшок, на дне которого записали заговор. Горшок был брошен в озеро Кинерет для того, чтобы его не разбили, и тем самым не разрушили заклятие. Озеро Кинерет должно было хранить эту тайну, но мальчики-ныряльщики вытащили этот предмет со дна, увидели надпись. Позже горшок подарили президенту Бен-Цви, который был этнографом и фольклористом. И таким образом, горшок попал в поле зрения ученых.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Другой пример так называемая Таса (Tasa), магическая тарелка, предназначена для исцеления, была найдена на новом кладбище в израильском городе Иерухам (Yeruham) в 1997 году. Вызвала большой интерес и общественную дискуссию на тему современной магии.

Современные маги

Сегодня в Израиле живет Исраэль Мейер Альмагор, он занимается тем, что пишет различные заклинания и заговоры. В 2005 году он издал сборник магических рецептов, которые собрал из древних рукописей. Еще один каббалист Шимон Коэн, он изготавливает разные магические предметы. Его семья, приехав из Марокко, привезла с собой много разных рукописей и книг с магическими рецептами, все ингредиенты североафриканские и марокканские. И вот уже в Израиле он мне с гордостью рассказывал о том, что свои баночки и скляночки заказывает из Марокко.

Он изготавливает тарелки, на которые нанесены заклинания (которые нужно смыть, а воду выпить), магические сервизы, амулеты, предназначенные для разных мест - на каждом написано, куда его класть.

Но я не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, будто в современном Израиле все занимаются магией. Это, конечно, не мейнстрим, но магия присутствует, ее можно легко увидеть среди религиозного населения.

Магия и интернет

В интернете множество сайтов, которые предлагают как обычные магические товары, так и более изысканные. Например, микрофильм каббалистической книги «Зогар», который нужно хранить в специальном футляре в доме, и он будет работать как оберег. На другом сайте представлены кольца с надписями, на которых записаны известные магические имена. Есть и более ароматный пример. Дорон Армоза (Doron Armoza) предлагает смеси масел и различных субстанций, которые кодируют на случай любви, защиты и плодовитости.

Источники

Но поговорим о прошлом. Что касается источников древней еврейской магии, очень важно разделять два типа - внутренние и внешние. Внешних, косвенных, источников много. У нас есть вся Библия, где присутствуют упоминания каких-то практик, литература эпохи Второго Храма, есть Иосиф Флавий, раввинская литература, литература караимов, сочинения Маймонида и так далее. Все эти люди не были магами, но им было что сказать про магов и их практику, как правило, что-нибудь критическое. Поэтому мы имеем очень большой корпус литературы о магии.

Однако в последние десятилетия ученые все больше занимаются изучением внутренних источников, то есть тех практиков, которые верили в то, что они пишут. Эти внутренние источники важны для нас, потому что дают нам доступ к внутреннему пониманию механизмов этой магии, которые не видны человеку, пишущему извне. Первичные внутренние источники принято делить на две части. Первая - артефакты, сами магические предметы, которые использовались в том или ином ритуале с той или иной целью для адресата. А вторая - магическая литература, разные сборники магических рецептов, средств, чаще всего это просто списки, но иногда встречаются и рамочные рассуждения о более теоретических аспектах магии, которые написаны самими магами.

Древние артефакты

Если говорить о древних артефактах, то до нас дошли предметы из двух регионов: земли Израиля и из Вавилонии, где в древности жили самые большие еврейские общины. Из Вавилонии до нас дошли магические чаши с заговорами, они предназначали для защиты от демонов. В земле Израиля были найдены металлические амулеты, они лучше всего сохранились, и редкие амулеты на обломках керамики. И основная масса таких находок относится к периоду с III по VII века новой эры. У нас почти нет данных об эпохе с VII по X века, а потом возникают предметы, относящиеся к периоду с X-XI и до XIII века, найденные в Каирской генизе.

Каирская гениза

В еврейской традиции запрещено выбрасывать книги, отслужившие свой век, их обычно складируют и захоранивают. И вот такое хранилище вышедших из употребления рукописей и книг называется «гениза». Обычно все, что находят в генизах, не сохраняется, как правило, истлевает из-за погодных условий. Но недалеко от Каира в одной из синагог существует уникальная гениза. Благодаря климату, все находки (написанные на еврейском языке) дошли до наших дней.

То есть все, что было написано в этом регионе с X по XV-XVI века. Это очень большой массив документов, касающийся всех сторон жизни.

Фотография с сайта history.emory.edu


В Каирской генизе сохранилось много амулетов и книг, содержащих различные магические рецепты.

Магические чаши Месопотамии

Большинство найденных чаш были раскопаны не археологами, поэтому мы часто не знаем, где именно была обнаружена та или иная чаша. Но встречались и те немногие, которые открыли ученые. Характерно то, что все они были закопаны перевернутыми, надписью вниз.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


На сегодняшний день в регионе Месопотамии найдено 2500 магических чаш, они относятся примерно к V-VII века новой эры.

Если посмотреть на карту находок (охвачен весь регион), то можно убедиться в том, что это ни какая-то локальная практика одной семьи или одного мага, а особая магическая культура, которая объединяла не только евреев, но и другие народы. Происходило постоянное взаимодействие с представителями разных этнорелигиозных групп в сфере магических практик.

Зачем нужны демоны?

Зачем изготавливали чаши? Это связано с верой в демонов, вообще в древности демоны играли очень важную роль. В иудаизме демонология по-настоящему не вошла в еврейскую теологию. Она осталась за рамками официального богословия в отличие от христианства.

Демоны ассоциировались прежде всего с неудачами, болезнями и неприятными вещами, которые происходят с человеком в жизни. И я верю в интерпретацию реальности через демонов, это особый способ понимания мира. Когда с человеком происходит что-то плохое, у него есть две возможности: считать, что случившееся с ним - совпадение, и это очень тяжело вынести, или это воля Бога-Творца, с чем смириться еще сложнее. А очень по-человечески найти третий путь и объяснить случившееся через демонологию.

И если мы свои несчастия приписываем демонам, которые сокрыты, но тем не менее с ними возможно взаимодействие, то у нас есть способ защититься и что-то предпринять. И эти чаши предназначались для борьбы с бесами. Существовала два способа противостояния.

Если беда еще не проникла, то от демонов нужно было защищать с помощью чаш свой дом, семью, поле, владение. Если были признаки того, что беда пришла и демоны пробрались, то такими магическими чашами демонов можно было изгнать. И это делали двумя способами: вербальным или визуальным.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Когда демона изображают - это магическая практика, которая превращает демона из невидимого существа в видимое. Когда речь идет о вербальном способе - заклинаниях или назывании имени демона - это первое оружие, таким образом можно лишить демона первичного преимущества - невидимости. Вторая важная вещь - демона нельзя убить, не спрашивайте меня, почему, это аксиома.

Демонов можно только изгнать. Может быть, если мы совсем убьем демонов, то они исчезнут, и нам нечем будет объяснять неудачи, которые обрушиваются на нас в этом мире. Поэтому демоны нам нужны, но не здесь.

Существует несколько магических действий. Демонов можно ослабить, связать, сковать, окружить, изолировать и изгнать. Иногда демонов изображают либо в антропоморфном виде, либо в гибридном, где есть элементы зооморфные и антропоморфные. Иногда у них есть половые признаки, можно определить - это демон или демоница. И самое важное - они почти всегда изображаются связанными, на этих рисунках есть цепи, идущие от шеи к ногам, нарисованы демоны, скованные по рукам.

Магия визуальными или вербальными средствами пытается достичь того, чтобы изображенное стало реальностью. Однако, с точки зрения материального носителя, магические чаши не были чем-то исключительным, их не изготавливали специально, это были такие же миски для еды из простой обожженной глины и отличались от бытовых только наличием надписей. Которые писали чернилами, кисточкой из центра к периферии спиралью, это давало большую возможность писцу рассчитать расстояние.

Как сковать демона?

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Главный мотив - это круг. Сам демон изображается внутри круглого сосуда, в центре окружности, потом опять же по кругу пишется заговор и по краям чаша запечатывается кромкой дегтя. Это магическая стратегия изоляции демона внутри концентрических кругов, с целью сковывания, ослабления. Сама практика разделения пространства архаическая: при помощи круга мы выделяем особое пространство.

Кибла

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Я хочу сказать два слова про сосуды, которые называются «кибла». Зеркальные магические чаши, на верхней и нижней написано одно и тоже заклинание, чаши скреплялись ободком из дегтя и связывались веревками - очень важно было, чтобы они не распались. Из надписей понятно - такая зеркальная форма нужна была для того, чтобы вернуть злую магию тому, кто ее задумал. Очевидно, люди считали, что против них кто-то применял черную магию и старались защищаться с помощью киблы. Но самое интересное - полагалось недостаточным просто остановить или изгнать злые силы, которые наслали на человека, важно было развернуть магию против того, кто использовал (то есть действие выражено материально). Форма чаш четко отражает то магическое действие, которое необходимо совершить - они смотрят друг на друга и отражают магическую силу.

Магические черепа

Я хочу закончить этот древний период развития еврейской магии еще двумя артефактами. Существует пять черепов, которые использовались евреями в магических целях. Конечно же, тут начинаются вопросы. Как такое могло быть? Почему евреи занимались чем-то подобным, ведь это было запрещено, и Торой, и иудаизмом, как любая магию и колдовство. Но, как мы знаем, запреты никогда никого не останавливали. Если человек, хочет заниматься магическими практиками, то делает это. Довольно трудно прочитать и расшифровать надпись на этих черепах. Но на одной из находок она читается легко, поэтому подозревают, что это подделка. Здесь написано, что череп предназначен для исцеления. Однако зачем нужно выкапывать череп для исцеления, до сих пор не очень понятно.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»

О заклинаниях

Поскольку в заклинаниях должно быть упомянуто имя адресата - клиента, и имя его матери, то мы очень часто видим, что еврейские маги пишут заклинания для персов (понятно по именам), и это тоже распространенная ситуация, когда религиозная практика не ограничивается твоей этнорелигиозной группой, и тут маги напоминают врачей, которые лечат и своих, и представителей других общин.

Вот пример такой чаши, которая была написана очень подробно.

Чаша с заговором для исцеления Махоя, сына Иммы:

«Исцеление с небес для Махоя, сына Иммы, носящего также имя Баршути, и любое другое имя, которым его звали с детства. Да будет он исцелен от баракты (демон катаракты), что женского, что мужского пола, а также от злого духа, являющегося в видениях и от духа ниды, и от дейвы, и от нидры, и от шеда, и от тулинов, и от порчи, и от вредителя, и от всякой напасти, так чтобы они не напали на него, на Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Песнь, хвала и прославление всемогущества Царя всех царей, да будет Он благословен. Его великим именем я связываю и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, шеды, дейвы, злой дух, колдовская нидра и все прочие духи и вредители, которых создал в этом мире Бог Израиля. Да не смеете вы более связывать Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Я связываю заклятием и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, чтобы вы не нападали на Махоя, сына Иммы, не связывали и не сковывали его, чтобы вы не приходили с ним, и не уходили с ним, не сворачивали с ним, чтобы не случилось с ним напасти ни днем, ни ночью, чтобы вы не возобладали над ним, вы, баракта мужского и женского пола, над ним, ни справа, ни слева, и вы не должны обитать в доме... являться ему в страшных образах, страшных мыслях и кошмарах, и вы не должны являться ему ни в каком из видов, в которых вы являетесь людям... и женского пола, от Махоя, сына Иммы, от путей, которыми он входит и выходит, от места, в котором он обитает, и от четырех углов его дома, Баршути, сына Иммы, и вы должны уйти в другое место. Именем... амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

Мы можем проанализировать весь этот текст подробно, но вы понимаете, речь идет о том, чтобы снять связывание, которым сковывают человека демоны, и заодно связать их самих.

Амулеты

Когда мы переходим на территорию земли Израиля, то картина меняется, там нет никаких магических чаш.

Здесь мы находим в основном металлические амулеты, свернутые в трубочку, похожие на микросвитки. И они хорошо сохранились, потому что были раскопаны учеными.

Подавляющее большинство этих амулетов использовалось единожды с определенной целью. На амулете написано имя адресата и имя его матери.

И здесь нужно напомнить, что магию называют донаучной технологией. Она стремится сделать жизнь человека более комфортной, используя те средства и то мировоззрение, которое было распространено в то время. Люди тогда представляли, что мир функционирует по определенным законам: есть Бог, который управляет всем, ангелы, которые выполняют свои роли, демоны, которые пытаются мешать. И если понимать, как работает такой мир, то можно выработать определенные технологии, при помощи которых нетрудно влиять на ангелов или демонов. То есть древняя магия - это ни какая-то мутная деятельность, ни фокусы, ни абракадабра. Здесь все очень технологично.

Сначала нужно поставить правильный диагноз - понять, в чем причина проблемы. Затем - четко идентифицировать адресата при помощи имени и имени его матери. А потом подобрать средство, которое поможет.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Интересно, что в области практической магии используется другой способ идентификации человека, чем в нормативном иудаизме. В последнем во всех источниках указывается имя отца. Когда в нормативных источниках упоминается имя матери - это, как правило, связано с влиянием магических практик.

Пример целительного амулета:

«Хороший амулет для изгнания сильного жара, лихорадки, хронического жара и полу-лихорадки... и всякого сглаза и дурного глаза из тела этого Симона, сына Кататии, из всех его членов, чтобы исцелить и сохранить его. Во имя всех этих святых имен и букв, записанных на этом амулете, я заклинаю и записываю именем Абрасакса, который хранит тебя, чтобы он искоренил тебя, жар и хворь, из тела этого Симона, сына Кататии, во имя букв высеченного имени... именем сего великого ангела... чтобы были изгнаны злой дух и жар, и лихорадка, и всякий злой дух из тела этого Симона, сына Кататии, и из всех его членов, амен, сэла. И во имя... имени Твоего, я заклинаю и записываю: Ты, исцели этого Симона, сына Кататии, от жара, который в нем, амен, амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

То есть перед нами медицинский амулет, в котором говорится про разные виды жара и лихорадки (тройного жара, под которым поминает то, что держится трое суток и свидетельствует, скорее всего, о малярии). И мы можем предположить, что этот Симон сын Кататии страдал от малярии и ему нужен был вот такой амулет.

Интересно, что жар и лихорадка субстантивируются и даже персонифицируются, как некие демоны, которых надо изгнать из тела больного.

Но встречаются и редкие типовые, не именные амулеты. Здесь нет имени клиента и его матери, просто написано «носитель данного амулета», он работал как оберег.

Примеры из Каирской генизы

Что касается примеров из Каирской генизы, XI-XIII века, амулеты написаны на бумаге, различие в тщательности написания. Один создан прилежным писцом, другой неровен, магу даже пришлось дописывать что-то по краям.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


В Каирской генизе также были найдены небольшие листочки, на которых люди пытались расшифровать магические знаки * - от греческого «карактер» - характер, символ, рисунок, они использовались еще с поздней античности для магических целей в разных магических культурах, не только еврейских. . Старались соотнести буквы алфавита и прочесть, что написано этими символами. Но им это никогда не удавалось.

Любопытный факт. Существовали амулеты, связанные с толкованием снов.

Например, амулет, связанный с вопрошанием ангелов во сне о месте нахождения клада. То есть человек написал амулет (в котором говорилось, что он просит у Метатрона, высшего ангела, раскрыть ему во сне место нахождения клада с золотыми монетами) и положил его под подушку.

Магическая практика вопрошания во сне была зафиксирована с IX-X веков, очевидно, что она существовала и ранее, но тому очень мало свидетельств.

Если подытожить разговор об амулетах, то существовали амулеты, связанные с защитой, изгнанием демонов, медицинские, предназначенные для исцеления, обеспечивающие благосостояние и связанные с желанием разбогатеть. Мы видели вопрошание во сне и попытки использовать сновидение.

Магические рецепты

Существовали книги, содержащей разные рецепты и магические средства, что-то вроде тетрадей. И если магические предметы - свидетельство тех практик, которые реально происходили, то подобные книги - скорее профессиональная литература самих магов, которые таким образом фиксировали свои знания. И надо сказать, что еврейская магия всегда была очень приземленной и прагматической. Маги пытались добиться того, что можно было достичь немагическими средствами, разумеется, кроме борьбы с демонами, в которой помогала только магия.

Что интересно, эти магические трактаты - раскрытая книга человеческой души. Это своего рода протоколы психотерапевтических сессий: люди делятся всеми своими страхами, сомнениями, рассказывают о комплексах, здесь есть практически все спектры проблем, с которыми сталкивается человек. До историков чаще всего не доходят подобные бытовые подробности, они выбрасываются из высокой литературы, а здесь, в магических рецептах они всплывают.

Яркий пример - 4 рецепта. Рецепты складывались по определенной системе.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Два, что справа, связаны с родами. Первый описывает случай, когда ребенок умер во чреве матери. Мы знаем, что эмбрион довольно сложно достать, и поэтому люди прибегали к магии. Второй рассказывает о том, что делать, если не выходит плацента после родов. Два левых рецепта связаны с разными агрессивными действиями. Например, есть надпись по отношению к связанному человеку. Слово «Связанный» - эвфемизм, использовавшийся для обозначения импотенции. Существовало очень интересное представление о том, что человек, который не может выполнять свой супружеский долг, был кем-то связан, и его нужно освободить. И поэтому второй рецепт должен был в буквальном смысле «заткнуть рот» тому, кто связывает.

О связи практической и теоретической магии

И напоследок у меня любопытный пример. Единственный амулет, написанный на ткани. Пример редкой связи между профессиональной магической литературой и реальной практикой. Сверху идут карактеры, те самые греко-римские символы, а потом просто буквы. Здесь написано: «Вы святые буквы и достославные символы зажгите и воспламените сердце Таршехина бен Амат-Алла к Герев бат Тефаха». То есть упоминается пара влюбленных. И амулет призывает Таршехина бен Амат-Алла влюбиться в Герев бат Тефаха. И мы долго не понимали, почему он написан на ткани, пока не был найден текст в рукописи XV. Тогда стало ясно, что этот амулет создавался согласно определенному рецепту, который существовал довольно давно и в итоге был зафиксирован.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Вот этот рецепт: «Для любви напиши на клочке новой льняной одежды, скрути из него фитиль и вставь в новую лампаду, и наполни ее розовым маслом. А напиши вот что: [здесь идут символы], aw ayw hh hhh www zzz. Вы, святые буквы и достославные символы, зажгите и воспламените сердце такой-то дочери такого-то великой любовью, а.а.с» * - Перевод: Семен Парижский .

И теперь понятно, почему этот амулет написан на ткани, но не ясно, почему он не сгорел, а попал в Каирскую генизу. Может быть, произошло что-то непоправимое и Герев бат Тефаха вышла замуж за другого и все было потеряно, а, может быть, они итак влюбились друг в друга, пока готовилось масло и зажигалась лампада...

Сгибающий ложки силой мысли Ури Геллер, обходящийся 17 минут без воздуха Дэвид Блейн, внушающий мысли Марк Салем и проходящий сквозь Великую Китайскую стену Дэвид Копперфильд - почти половина всех известных сегодня в мире иллюзионистов имеет еврейское происхождение. Разбираясь в вопросе, откуда такая предрасположенность к столь оригинальному жанру, Jewish . ru рассказывает для начала о самых известных еврейских магах от Средневековья до начала XX века.

«Ворожеи не оставляй в живых», «Не гадайте и не высчитывайте времена…» Священные книги иудаизма не допускают компромиссов в порицании мистики. В соответствии с Торой колдовство наказывалось смертной казнью, или «каретом». Возможно, поэтому в средние века большинство евреев, телепатов и экстрасенсов предпочитали дистанцироваться от оккультизма, раскрывая свои таланты на ярмарках и в бродячих цирках. А возможно, и потому, что, с другой стороны, столь же строго к магии относилась католическая инквизиция.

Тем не менее первые упоминания об иллюзионистах и ясновидящих еврейского происхождения в Европе известны со Средневековья. Распространению «еврейской магии» в диаспоре во многом способствовало отношение коренного населения к евреям как к народу богоизбранному и наделенному сверхъестественными силами. Например, в засушливые периоды евреев часто просили вызвать дождь.

Среди еврейской молодежи, несмотря на запреты, было популярно чародейство. Потерявшие надежду на взаимность влюбленные обращались за счастьем в личной жизни к магам, на деле подвергаясь гипнозу и воздействию других психологических практик. Это в принципе была не магия, а актерское искусство на основе различных психологических опытов. И ключевые роли в этом искусстве внезапно заняли евреи. Упоминания о жившем в Италии еврейском чародее по имени Замбрио относятся к IX веку, а у евреев Сицилии привороты на любовь практиковались еще за столетие до него.

Один из самых загадочных предсказателей французский еврей-выкрест Нострадамус жил в XVI веке. Многие его прогнозы сбылись и продолжают сбываться, другие так и не получили подтверждения. Большую часть своей жизни Нострадамус успешно занимался медициной и слыл талантливым врачом. Затем он увлекся алхимией и астрологией, выпустив свой первый астрологический альманах в 52 года. Краткосрочные предсказания Нострадамуса подтверждались, ему стали верить. В итоге в конце жизни Нострадамус, ранее неоднократно допрашиваемый инквизиторами, фактически стал первым в истории известным астрологом и провидцем, обласканным правящей элитой.

Это произошло сразу после того, как в письме к Генриху II Нострадамус предсказал королю его скорую смерть. После действительно произошедшей на рыцарском турнире гибели Генриха II его вдова Екатерина Медичи назначила Нострадамуса придворным медиком и астрологом. До самой смерти ясновидящий ни в чем не нуждался и регулярно выпускал свои катрены и ежегодные альманахи.

По следам Калиостро

Инквизицию сменила еще более лютая к еретикам и колдунам Реформация, к тому же сопровождавшаяся гонениями против евреев. Интерес евреев к магии был отбит лет на сто. Экстрасенсы и медиумы оживились уже только в XIX веке и, подобно мистику и авантюристу Джузеппе Бальзамо (он же граф Калиостро), пустились колесить по Европе.

Россию гастролеры тоже не забывали. Особенно долго гастролировала по двум столицам большая еврейская семья иллюзионистов Германн. Ее родоначальник Самуил был придворным фокусником турецкого султана. Есть мнение, что именно он подарил Пушкину сюжет «Пиковой дамы», за что и был увековечен «солнцем русской поэзии» в образе главного героя, картежника Германна. Среди 16 членов его семьи, тоже работавших фокусниками, особенно выделялись талантливые Карл и Александр. Карл, пожалуй, и вовсе был главным магом своего времени. В какой-то момент он отказался от всех видимых устройств и перешел к программе, в которой всё реализовывалось лишь руками мага. Он покорил придворную Россию своим фирменным фокусом с разрывом и подбрасыванием в воздух утки, из половинок которой появлялись две, целые и невредимые.

Другим примером может служить его знаменитый трюк «Шелковая змея», в котором заимствованный платок превращался в руках зрителя в кучу обрезков, потом - в длинную ленту, которая становилась лимоном. Карл разрезал лимон, чтобы доказать зрителям, что плод - настоящий, но внутри него вдруг оказывался целый платок. «Пропах лимоном», - сокрушался Карл, поджигал его, пепел заворачивал в бумагу, но потом, порвав сверток, вновь извлекал из него целехонький платок.

Его младший брат, Александр Германн, однажды эффектно поставил на место своего тезку - российского царя Александра III . Царь решил бросить иллюзионисту и атлету вызов сравниться силами и порвал целую колоду карт. В ответ же Германн между комплиментами монарху тоже порвал одну из оставшихся в руках царя половинок колоды надвое, что, конечно, было значительно труднее. Ловкость рук и инженерная смекалка постепенно вытесняла мистическое начало. И без того зыбкая грань между магией как колдовством и искусством художественной мистификации стала стремительно стираться.

Жанр же, которому по зрелищности в те времена не было равных, становился всё популярнее. В Румынии прославился менталист, которого звали Авраам-телепат (источники утверждают, что это был псевдоним раввина Авраама Фернбаха), в Галиции - Эфраим Блитман и Самуил Тирсфельд. Последний известен там, что выступал перед кайзером Вильгельмом I и императором Францем-Иосифом. Дошло до того, что на рубеже XIX -XX веков большинство престидижитаторов были евреями. Адам Эпштейн из Варшавы завоевал титул самого оригинального мага Восточной Европы: он читал мысли, двигал по сцене столы, демонстрировал меловые доски, на которых буквы появлялись самостоятельно, резал и колол себя безо всякого ущерба для жизни и здоровья, ходил по иголкам босыми ногами. В западных европейских странах прославился под псевдонимом Джон Вайль еврейский чародей-комик (бывает и такое) Иоахим Лифшиц, «принц иллюзий» Герман Курц собирал полные залы в Бухаресте, а карточный фокусник Фред Ронер стал любимцем высшего света Вены. Им аплодировала не только Европа, бум фокусников и магов в это же время сотрясал и Америку.

Подаривший «Надежду»

Как пишет Ларри Эпштейн в книге «На пороге мечты: история еврейских иммигрантов Нью-Йорка», в начале прошлого столетия «Большое яблоко» ставило рекорды по плотности магов и иллюзионистов на квадратный метр.

Но, пожалуй, ярче остальных свой след в истории оставил еврейский поэт и предсказатель Нафтали Герц Имбер, которого называли еще «Махатмой» и «Апостолом Каббалы». Родившись в семье хасидов в галицийском Золочеве, до семи лет Имбер был глух, нем и парализован. Чудесным образом исцелившись, он за несколько лет наверстал упущенные в развитии годы, проявив себя настоящим вундеркиндом в изучении Талмуда и пробуя сочинять стихи. В 10 лет он уже добился признания, когда написал пафосную поэму к 100-летию присоединения Буковины к Австро-Венгрии. Поэму прочитал Франц-Иосиф, и юный поэт получил от императора награду. В молодости Имбер много путешествовал по Европе. В 1880-х он приехал в Палестину как секретарь знаменитого дипломата, писателя и авантюриста лорда Лоуренса Олифанта, с которым сошелся на почве увлечения оккультизмом: Олифант был одержим мистической идеей переселить евреев на Землю Обетованную с целью приближения апокалипсиса. В Иерусалиме в 1882 году вышла первая книга стихов Имбера, а в ней среди прочих было известное сегодня миллионам людей стихотворение «Тикватейну» («Наша надежда»), которое легло в основу гимна сионистского движения, а позже - гимна Израиля.

После переезда в Америку Имбер получил широкую известность как предсказатель и экстрасенс. А после одной истории ему верили практически безоговорочно. Однажды, выступая в Сан-Франциско в 1896 году, Имбер неожиданно посоветовал американцам в ближайшее время держаться подальше от Парижа, предвещая столице Франции страшную катастрофу. Буквально через полгода в здании «Базара Милосердия», где парижская аристократия проводила людную благотворительную акцию, случился страшный пожар, в котором погибло 130 человек и еще 250 оказались в больницах. Почти дотла выгорели несколько окружавших здание кварталов. Американцы были поражены. Хотя были у Имбера и абсолютно вздорные и смехотворные прогнозы. Например, на 2010 год он предрекал гражданскую войну между Востоком и Западом США. Как мы знаем, ее не произошло. Но мы точно знаем и другое. Озвученное в 1897 году предсказание Имбера о создании в Палестине еврейского государства и его войне за независимость в 1950 году подтвердилось. «Ха-Тиква» оказалась пророческой.

http://www.jewish.ru/culture/art/2015/1 2/news994331918.php http://www.jewish.ru/culture/art/2 016/01/news994332163.php