Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Социальная структура: меценаты из буржуазии

Задание 1. Проанализируйте материалы параграфа и заполните таблицу "Территория и население Российской империи"

Задание 2.

1. Выделите характерные черты социальной структуры российского общества в начале XX века:

а) сохранение сословного деления общества

б) одновременное существование основных классов традиционного и индустриального общества

в) значительный удельный вес мелких буржуазных собственников

г) "кристаллизация" населения по классовому признаку

2. Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности либо к традиционному, либо к индустральному обществу:

а) крестьянство

б) дворянство

в) буржуазия

г) пролетариат

д) мещанство

е) купечество

ж) фермерство

з) интеллигенция

Традиционное общество: а, б, д, е

Индустриальное общество: в, г, ж, з

Задание 3. На основании представленного ниже цифрового материала сформулируйте и запишите выводы о процессах, происходивших в среде поместного дворянства

1. 31% дворян владели участками, размер которых не превышал 20 десятин

2. 25,8% дворян владели землями от 20 до 100 десятин

3. В то же время 17% крупных помещиков владели 83% всего дворянского земельного фонда, а 155 крупных латифундистов - 36,2%

4. К 1915 году в залоге находилось 50 млн десятин помещичьей земли стоимостью свыше 4 млдр рублей

5. С 1 января 1905 года по 1 января 1915 года общая площадь дворянских имений в Европейской России уменьшилась на 20%

Землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались

Задание 4. Кому из указанных ниже общественных деятелей принадлежат данные характеристики (речь идет об одном человеке)?

В течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры и хорошо знал фабрично-заводское дело. Кроме того, он много занимался и промышленно-общественной деятельностью. П.А. Бурышкин, промышленник, писатель

Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. К.С. Станиславский, актер, режиссер, теоретик театра

Но самым громадным, всепоглощающием его увлечением был Максим Горький и в дальнейшем - революционное движение... В.Н. Немирович-Данченко, актер, режиссер

а) С. Морозов

б) А. Путилов

в) П. Третьяков

Задание 5

1. Кого в начале века в России называли кулаками:

а) сельских ростовщиков

б) зажиточных крестьян

в) крестьян, выделившихся из общины

2. Какие процессы были характерны для русского крестьянства в начале XX в. (возможно несколько вариантов ответа):

а) сильное влияние общины

б) преобладание зажиточных крестьян

в) социальное расслоение

г) малоземелье

д) высокая грамотность

е) существование телесных наказаний

Задание 6

1. Что из перечисленного ниже характеризует положение русского пролетариата в начале XX в.:

а) высокая концентрация рабочих на промышленных предприятих

б) низкая продолжительность рабочего дня

в) продуманнах система социальных льгот и гарантий

г) отсутствие элементарных гражданских прав

д) драконовская система штрафов

2. Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:

а) отсутствие рабочего законодательства

б) высокая концентрация рабочей силы

в) слабая техническая оснащенность предприятий

г) массовое недовольство рабочих

3. Какова была юридически установленная продолжительность рабочего дня для взрослого мужчины на фабриках и заводах России в начале XX .:

В начале XX века Российская империя, с территорией более чем 22 млн. км, по размерам занимало второе место в мире уступая только Британской империи.

В Российской империи существовало административное деление на губернии и области (автономию сохранило только княжество Финляндское).

Согласно переписи населения в 1897 году, на территории Российской империи проживало 128 млн. человек (третье место после Британской империи и Китая).

На территории страны проживало более 100 народов и народностей. Основной религией было православие, но также исповедовались другие религии, такие как ислам, протестантизм, католицизм, старообрядство и другие.

Вид на московский Кремль. Москва 1909 год.

Особенности российской модернизации.

Модернизация - процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.

Модернизация охватила все ведущие страны, но у российской модернизации были свои особенности .

Государство активно вмешивается в экономику. Государство вкладывает деньги в наиболее мощные военные заводы. Ему пренадлежит большая часть железных дорог, земель, телеграфных линий и почта. Она активно вмешивалось во все сверы хозяйственной жизни, принудительно регулируя уровень цен, устанавливая таможенные пошлины. Активно привлекается иностранный капитал в виде инвестиций. 40 % от всех инвестиций в экономику. Французы вкладывали деньги в банковскую сферу, немцы открывали филиалы своих фирм в передовых отраслях промышленности. Англия была заинтересована в добыче нефти и цветных металлов. Создавались монополии.

Россия вступила на путь капиталистического развития довольно поздно, в середине XIX века. Чтобы догнать ушедшие вперёд страны, она должна была переходить к индустриальному обществу, в короткие сроки. Модернизация проходила по инициативе и под контролем государства. В начале ХХ века модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Политический строй и государственные символы.

Политический строй Российской империи к началу ХХ века существенных изменений не потерпел. Российская империя оставалась самодержавной монархией.

Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет, который имел право "подавать императору мнения по вопросам законодательства", к которым император вовсе не обязан был прислушиваться. Император руководил страной через высший исполнительный орган империи - Кабинет министров. Министры были ответственны только перед монархом. Монарх был не только главой империи, но и Русской православной церкви (РПЦ), официально господствующей в стране. Управление РПЦ царь осуществлял через Синод. К высшим государственным учреждениям относился и Сенат, который следил за соблюдением законов чиновниками и обладал правом обнародовать законы.

И.Репин. Заседание Государственного совета.

Гербом Российской империи был двухглавый орёл с царскими регалиями - короной, скипетром и державой. Государственный флаг представлял собой три горизонтальные полоски: белую, синюю и красную. Государственный гимн начинался со слов "Боже, Царя храни...".

Социальная структура.

К началу ХХ века произошли важные изменения в социальной структуре общества. Разрушались сословные перегородки. Традиционное деления на сословия сменилось делением на классы. Наиболее экономически могущественным классом являлась буржуазия, численность которой в 1910 году составляла 30 тыс. (с членами семьи 200 тыс.). Она не имела прочной опоры в обществе, т. к. практически отсутствовали мелкие собственники (средний класс), но была тесно связана с правительством, не имела политических прав. На фабриках и заводах существовала беспощадная эксплуатация наемных рабочих.

К началу XX в. в России было примерно 13 млн наемных рабочих. По закону, принятому 14 июня 1897 г., рабочий день составлял 11,5 ч. Заработки едва позволяли сводить концы с концами.
Семьи многих рабочих жили впроголодь. На предприятиях действовала очень высокая система штрафов - они забирали до 30 % зарплаты. Как правило, рабочие ютились в построенных при фабриках казармах. У рабочих не было элементарных гражданских прав, и это особенно их возмущало. Они не могли создавать организации даже для защиты своих экономических интересов. За участие в стачках полагалось тюремное заключение от 2 до 8 месяцев. Бесправие усугублялось полицейским произволом.

Высшей социальной группой в России являлось поместное дворянство. Помещики владели огромной земельной собственностью, землевладение перестало быть исключительно дворянским. В 1905 г. более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь немногие дворяне-помещики сумели перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, преобразовать их в образцовые имения с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда. В 1905 г. таких имений было не более 3 %. Огромная масса помещиков так и не сумела приспособиться к новым условиям. Их расходы, как правило, превышали доходы. Земли закладывались и перезакладывались, продавались. Разорившиеся помещики пополняли ряды мелких чиновников и интеллигенции.

В крестьянской среде шло имущественное расслоение. В деревне появились люди, главным источником богатства которых была эксплуатация наемного труда, торговля, ростовщичество. Именно их, а не всех зажиточных хозяев называли кулаками. К началу XX в. кулаки составляли 2-3 % крестьянского населения. К ним примыкали примерно 15 % зажиточных крестьян. Главным мерилом зажиточности было наличие определенного количества скота - более четырех лошадей, столько же коров. На другом полюсе деревн и - безлошадные хозяйства (примерно 2 5 %) .
Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяйств насчитывалось до 10 %. Крестьянство задыхалось от острого малоземелья. Земли не хватало, многие крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков.
За землю расплачивались деньгами или работой в пользу помещика (отработки). Крестьяне продолжали платить государству деньги за свое освобождение от крепостной зависимости. Они оставались самой бесправной категорией населения. Сохранялись сословные суды и телесные наказания. Деревенская жизнь находилась под контролем земских начальников.

Важную роль в общественной жизни России играла интеллигенция. К началу XX в. в России 2,7 % населения занималось преимущественно умственным трудом: ученые, преподаватели, врачи, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.). К 1917 г. их количество удвоилось и составило 1,5 млн человек.

Образ жизни.

Свыше 80 % населения России проживало в сельской местности. В то же время быстро росло городское население. При этом треть горожан сосредоточивалась в крупных городах. В Петербурге насчитывалось более 2 млн человек, в Москве - чуть меньше. Остальные города России по числу жителей значительно уступали двум столицам.

Базар в селе Васильева Слобода.

Образ жизни городского населения Европейской России, Финляндии, Польши, прибалтийских, юго-западных губерний все более приближался к уровню индустриальной эпохи. Широко развернулось многоэтажное жилищное строительство. Электричество, лифт, водопровод и телефон становились обыденным явлением в домах зажиточных горожан. По улицам рядом с извозчиками быстро бежали трамваи, не редкостью стали автомобили. Московская городская дума обсуждала проект сооружения метро. Множество зрителей с восхищением следили за показательными полетами авиаторов. Сельские жители страны придерживались традиционного уклада жизни, вековых правил и норм поведения, хотя и в деревню проникали городские веяния. В то же время многие народы Российской империи практически не были затронуты влиянием цивилизации. Их жизнь, быт, культура и верования находились на уровне родоплеменных отношений.

По уровню грамотности населения Россия занимала одно из самых последних мест в Европе. В 1897 г. грамотных было 21,2 %: 29,3 % - среди мужчин, 13,1 % - среди женщин. Грамотное население жило преимущественно в крупных городах. Высшее образование имел один человек из ста, среднее - четыре человека. Только среди дворянства и духовенства неграмотных практически не было. На нужды просвещения государство тратило в год 43 к. в расчете на душу населения, в то время как Англия и Германия - около 4 р., США - 7 р. Таким образом, Российская империя в начале XX в. представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.

Тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Какой процент обитаемой суши занимала Российская империя к началу ХХ в.?

1) 3 %
2) 6 %
3) 17 %
4) 25 %

2.

1) большая часть населения — рабочие
2) городское население преобладает над сельским
3) большинство населения исповедует православие
4) население России меньше 60 млн человек

3. Чем отличался процесс модернизации в России конца XIX в. от западных стран?

1) модернизация проходила по инициативе и под контро­лем государства
2) модернизация в России осуществлялась в основном в сфере сельского хозяйства
3) модернизация проходила автономно, без учета дости­жений других стран
4) в России модернизация началась раньше, чем в запад­ных странах

4. Какой из перечисленных органов власти существовал в Рос­сии в конце XIX в.?

1) Верховный тайный совет
2) Государственный совет
3) Государственная дума
4) Совет при Высочайшем дворе

5. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце ХIХ в.?

1) министерская система управления
2) конституционная форма правления
3) подчинение исполнительной власти органу народного представительства
4) ограничение законодательной власти императора

6. Как называли в русской деревне тех зажиточных крестьян, которые использовали наемный труд, занимались торговлей и ростовщичеством?

1) батраки
2) отходники
3) кулаки
4) издольщики

7. Что из перечисленного характеризовало положение помещичьего хозяйства в конце XIX в.?

1) сокращение помещичьего землевладения
2) успешный переход большинства помещичьих хозяйств на капиталистические способы хозяйствования
3) существование помещичьих хозяйств за счет получения оброка с бывших крепостных крестьян
4) неиспользование наемного труда в помещичьих хозяйст­вах

8.

«В начале ХХ в. ряд народов Российской империи боролся за __________ — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства».

2 вариант

1. Какую площадь занимала Российская империя к началу ХХ в.?

1) 3 млн кв. км
2) 5 млн кв. км
3) 11 млн кв. км
4) 22 млн кв. км

2. Первая всенародная перепись населения России 1897 г. показала, что

1) большая часть населения — промышленные рабочие
2) число грамотных составляет менее 25 % населения
3) население России меньше 60 млн человек
4) городское население преобладает над сельским

3. Высшим исполнительным органом власти в Российской империи конца XIX в. был

1) Синод
2) Государственный совет
3) Правительствующий сенат
4) Комитет министров

4. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце XIX в.?

1) принцип разделения властей
2) существование органа народного представительства
3) ограничение законодательной власти императора
4) сосредоточение всей полноты власти в руках самодержца

5. Кого называли на рубеже XIX-XX вв. меценатами?

1) представителей крупной буржуазии, ведущих внешне-торговые операции
2) крупных помещиков, которые перевели свои хозяйства на капиталистический способ производства
3) людей, занимающихся исключительно умственным тру­дом и имеющих профессии, напрямую не связанные с коммерцией
4) людей, которые активно занимались благотворительно­стью и просветительской деятельностью, используя для этого свои капиталы

6. Что характеризовало положение русской деревни в конце XIX в.?

1) господство фермерского типа хозяйствования
2) более четверти крестьян были безлошадными
3) отбытие крестьянами барщины в помещичьих хозяйствах
4) отсутствие социального неравенства в деревне

7. Какая территория в составе Российской империи к началу ХХ в. обладала автономией?

1) Польша
2) Армения
3) Финляндия
4) Бессарабия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, охватывающий разные стороны общественной жизни, называется процессом __________».

Ответы на тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-2
5-1
6-3
7-1
8-автономия
2 вариант
1-4
2-2
3-4
4-4
5-4
6-2
7-3
8-модернизации

В презентации представлен иллюстративный, статистический материал для характеристики России на рубеже веков. Используется видеоматериал из энциклопедии "Кирилл и Мефодий" (из-за ограничения размара загружаемого файла видео в работе отсутствует)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государство и российское общество в конце XIX - начале XX века. К уроку в 9, 11 классах

Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).

Население. Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.

Особенности российской модернизации Россия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно; 2 эшелон развития капитализма Модернизация носила «догоняющий характер» ; Проходила по инициативе и под контролем государства В начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Политический строй. Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора.

Местное управление

Николай II (1894-1917)

Император с семьей

Символика Герб Флаг Гимн «Боже, царя храни».

Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения.

Социальная структура: меценаты из буржуазии ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра

Социальная структура: рабочие

Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8

Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

Социальная структура: крестьянство Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. з ажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; Безлошадники – 25 %; Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: Малоземелье; Плата за освобождение от крепостной зависимости; Отсутствие прав; Телесные наказания; Контроль земских начальников.

Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.

Образ жизни Свыше 80 % населения проживало в сельской местности. Рост городов (урбанизация) Две столицы: Петербург (более 2 млн.) и Москва (чуть меньше) См учебник стр. 11-12

Городское население России

План - конспект урока раскрывает основные проблемы российского общества в начале XXвека. На уроке применяются индивидуальные и групповая формы работы, используется частично- поисковый и исследовательская методы, а также проводится работа с разными историческими материалами.

Просмотр содержимого документа
«Государство и российское общество в конце XIX-начале XX века»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Государство и российское общество в конце XIX -начале XX века

1. ФИО Хоменко Наталья Николаевна

2. Место работы Алтайский край, Зональный раон МКОУ Луговская СОШ №1

3. Должность Учитель

4. Предмет История и обществознание

5. Класс 9 класс

6. Тема и номер урока «Государство и российское общество в конце 19 в- начале 20

в разделе Первый урок в разделе «Россия на рубеже XIX- XX веков »

7. Базовый учебник : История России, XX - начало XXI в: учеб. для 9 кл. общеобразовательных. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.:Просвещение,2011

8. Цель: актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России 19 века; выяснить особенности развития России в начале 20 века

9. Задачи:

- обучающие: сформировать представление об основных особенностях и проблемах территориального, социального, экономического развития и политического строя Российской империи на рубеже XIX-XX веков. Выяснить значение понятий: автономия, индустриальное общество, модернизация, русификация, особенности российского варианта модернизации.

- развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки на примере характеристики сословий и классов российского общества, умение работать с исторической картой, самостоятельно делать выводы.

- воспитательные: выразить свое отношение к ситуации, в которой оказалась Россия в конце XIX-начале XX века, пробудить у учащихся интерес к самостоятельному решению исторических задач.

10. Тип урока: изучение нового материала

11. Формы работы учащихся:

    индивидуальная,

    групповая

12. Методы обучения:

    частично-поисковый

    исследовательский

13 . Необходимое техническое оборудование :

    Компьютер, проектор

    Учебник « История России, XX - начало XXI в: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.:Просвещение,2009

    Карта «Российская империя в начале 20 века

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Орг.момент

Цель этапа:

Психологический настрой на урок.

Концентрация внимания учащихся посредством беседы,проверка подготовки учеников к уроку

Приветствуют учителя.

Подготовка к основному этапу занятия

Цель этапа :

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Показ слайда с тихотворением

- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?

Как называлось наше государство в 19 веке?

Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните?

Кто из императоров управлял Российской империей в 19 веке?

Тема урока : Государство и российское общество в конце 19 в- начале 20 века.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить, изучая данную тему?

Правильно ребята, это и есть цель нашего урока.

Запишите тему и план урока в тетрадь.

Учащиеся разделены на группы

Каждой группе представлен « Кейс»

Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы:

1. территория и население

2.система управления

3.развитие экономики

5 мин

Изучение нового материала.

Цель этапа :

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Проблемное задание: определить для себя какие проблемы, стоявшие перед страной в начале 20 века, вы считаете самыми важными, острыми и почему?

Какими источники вы будете использовать для изучения данной темы?

Используя текст учебника, исторические документы, статистику мы ответим на поставленный проблемный вопрос

Работа со словарными словами: русификация, сословия, конфессия, многоукладная экономика, меценаты.

Каждой группе раздают листы для фиксации фактов и задания на поставленные вопросы

–в начале 20 века, в России продолжался процесс модернизации. Вспомните, что такое модернизация?

Опираясь на учебник, выделите особенности российской модернизации экономики.

Что такое индустриальное общество?

Работа с историческим документом «Из письма С.Ю.Витте Николаю 1» и таблицами.

Внимательно прочтите текст документа и проанализируйте данные таблицы. Какие выводы можно сделать на основе данных источников?

3.Работа с учебником

Составить схему «Высшие органы власти».

Выделить проблемы политического развития

Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались

Вспомните, какой признак является главным при выделении сословий- экономический или юридический (правовой) ?

Вспомните, как назывались группы населения выделяемые по экономическому признаку и характерные в большей степени для индустриального общества?

Правильно. Модернизация разрушила сословные перегородки. Традиционное деление на сословия дополнялось и вытеснялось делением на классы.

Работа с учебником : составить схему «Социальная структура российского общества в к 19-н 20 века»

В чем особенность социальной структуры России в рассматриваемый период?

Изучают текст, представляют результаты работы.

Учащиеся знакомятся с словарными словами

Предполагаемый ответ:

Россия – многонациональное государство, но решение национального вопроса правительство опускало. Проблемы религиозные, сохранения национальной культуры, языка, преодоление различий в уровне развития, неравноправие по сравнению с русским народом.

Делают выводы о возможности противоречивого влияния особенностей страны на ее судьбу. Записывают понятия в тетрадь.

Ответ: модернизация – это переход от традиционного общества к индустриальному.

Особенности:

1.догоняющее развитие

2.несоответствие государственного социального устройства требованиям модернизации

3.ведущая роль государства в модернизации

4.перенапряжение страны

это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур.

См.приложение №1

Предполагаемый ответ:

России нужна индустриализация.

Увеличение количества железных дорог позволило развиваться капитализму на слабо освоенных территориях.

Если по темпам промышленного производства Россия шла впереди капиталистических стран, то по его абсолютному результату сильно отставала от них

Самостоятельно ищут решения учебной задачи

Представляют результаты работы, делают выводы.

Проверяют правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи.

Предполагаемый ответ:

См. приложение №2

Главная проблема политического развития - это наличие самодержавной власти и отсутствие у населения политических прав.

Предполагаемый ответ:

Перечисляют группы населения и дают определение.

Сословие- группа людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями или законами и передающимися по наследству.

Юридический признак.

Выполняют задания и представляют итоги работы.

См. приложение №3

Особенность соц. структуры России: одновременное существование сословий феодального общества и классов капиталистического общества

20 мин

Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа:

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале 20 века, вы считаете самыми важными, острыми и почему?

Выполняют проблемное задание (письменно на листочках) . Проверяют в парах правильность выполнения задания, исправляют, дополняют записи.

Контроль и самопроверка знаний

Цель этапа:

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Проверочное тестирование

6 мин

Подведение итогов занятия

Цель этапа:

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Подводит итоги и выставляет оценки за урок.

Ученикам предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т.п.

Выполняют задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа:

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Предлагается записать домашнее задание к уроку. (Записываю на доске).

Параграф 1,вопросы, задания устно.

Подготовить мини проекты, презентации по образу жизни городских или сельских жителей или классов, сословий, национальных групп в начале века (по желанию).

Или составить кроссворд по теме «Россия на рубеже 19-20 вв»

2 мин

Приложение №1

документ 1

Из письма С.Ю.Витте Николаю II

В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить, грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется... степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуры.

Мнение историка: из книги Л.Холмса «Социальная история России: 1917-1941»

Индустриализация для России была абсолютной необходимостью. Россия уже долгое время играла роль великой державы и делала это довольно успешно со времен Петра Великого. Но в XX в., чтобы сохранить этот статус, ей нужна была индустриализация. Выбора не было: к лучшему или худшему; но Россия была частью Европы и не могла избежать ее конфликтов.

Сведения о железных дорогах

Всего открыто в течение года,

Всего было к концу года,

Рост стоимости продукции, производимой угольной, нефтяной и металлургической отраслями промышленности за 1896-1910гг (в млн.руб)

Угольная

(добыча угля, производство кокса)

Нефтяная

(добыча и переработка нефти)

Металлургическая

(добыча руды, черная и цветная и цветная металлургия, металлообработка)