Что делают учителя летом. Сколько длится отпуск у учителей

Несмотря на то что в летний период учащиеся отдыхают, многие педагоги в это время работают. Мы расскажем о том, как оплачивается труд педагога, когда у него нет занятий с учениками.

В.В. Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Размер оплаты

Порядок работы педагогов в период каникул установлен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, которое утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 (далее - Положение).
Согласно пункту 4.1 этого Положения, периоды каникул, установленных для обучающихся и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми отпусками работников, являются для педагогов рабочим временем. При этом в каникулы преподаватели трудятся в пределах нормируемой части рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул - Положения.
Однако уже после того, как начал действовать данный приказ, был введен Единый государственный экзамен (ЕГЭ), в связи с чем на некоторых педагогов была возложена дополнительная нагрузка. По вопросам ее оплаты возникли судебные споры.
Так, педагог 7 и 15 июня 2010 года по поручению администрации ГОУ СОШ выполняла работу по подготовке и проведению ЕГЭ. В школе решили, что она делала это в каникулы. К основной работе в это время педагог не привлекалась, однако заработная плата за июнь ей была выплачена. Следовательно, по мнению школы, за работу по подготовке и проведению экзамена с сотрудницей расплатились сполна. Однако Московский городской суд в определении от 20 января 2012 г. № 33-1345 отметил, что в должностные обязанности данного педагога работа с учениками старших классов не входит, следовательно, она является дополнительной. Поэтому такой труд должен быть дополнительно оплачен.

Продолжительность работы

Труд педагогов нормируется как по часам проводимых занятий, так и по общей продолжительности рабочего времени. В Удмуртии с этим вопросом пришлось разбираться суду.
Учитель физкультуры решил, что его рабочее время в период каникул составляет три часа в день. Однако суд определил, что в соответствии с Положением нормы времени устанавливаются только для выполнения работы, связанной с преподаванием. Другая часть педагогической работы выполняется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (). Ее выполнение вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагога (п. 2.3 Положения).
В данном случае для педагогического состава был установлен шестичасовой рабочий день (36-часовая рабочая неделя). Доводы учителя физкультуры о том, что его рабочее время в каникулы составляет три часа, суд отверг, поскольку какой-либо иной продолжительности рабочего времени для педагогов правилами внутреннего трудового распорядка не было установлено.
Суд решил: продолжительность рабочего дня во время каникул у учителей составляет шесть часов. Также, по мнению суда, работник не вправе самостоятельно устанавливать режим рабочего времени (решение Сарапульского городского суда от 1 июня 2009 года).

Вознаграждение за классное руководство

Важно запомнить

В период каникул педагоги трудятся в пределах нормируемой части рабочего времени, определенной им до начала каникул.

Перед летними каникулами она попросила написать, что, по их мнению, делают летом учителя. Среди ответов были весьма забавные. Например, кто-то предположил, что учителя ходят на пляж, но при этом всегда прячутся за другими людьми или закапываются в песок, чтобы случайно не встретить своих учеников. Или что они каждый день стараются проходить мимо школы, куда бы ни лежал их путь, потому что очень скучают. Или что учителя на всё лето сбегают на секретный остров, на котором нет ни одного ребёнка.

На самом деле летом учителя делают то же, что и остальные люди: работают и отдыхают. Только в эти месяцы у них больше времени для работы не на над чьими-то успехами, а над собой.

Цифровые технологии и Интернет очень помогают в такой работе. Надеемся, эта подборка сориентирует вас, с чего начать.

1. Освоить цифровые технологии, которые можно внедрить в учебный процесс

В течение учебного года не всегда находится время разбираться с новыми цифровыми инструментами и онлайн-сервисами. Так осваивайте их летом!

Определите для себя, какую проблему вы бы хотели решить. Если улучшить коммуникацию с учениками - обратите внимание на и . Если нужно сделать уроки более интерактивными - вот подборка .

Отдельно стоит обратить внимание на работу с материалами разного формата: фото, видео, мультимедиа. Вы, например, задумывались о том, чем могут быть полезны или как создать на планшете?

2. Найти новые источники информации

Летом с чистой совестью можно позволить себе интернет-сёрфинг в поисках новых источников информации для уроков. Учителям естественных наук пригодятся сайты с визуализацией различных опытов и процессов (например, вот эта или образовательно-развлекательные ). Преподавателям истории, обществознания и МХК стоит разобраться с коллекциями исторических документов и произведений искусства в открытом доступе (мы собираем ссылки на всё самое интересное, что удаётся найти, ). А учителям английского, пожалуй, повезло больше всех: всемирная паутина богата , которые созданы для нескучного и всестороннего изучения языка.

3. Пройти онлайн-курс или посмотреть серию видеолекций

Мы всё время говорим о том, как важно заниматься самообразованием. И всё время указываем на необходимость межпредметных связей. Самое время доказать это на собственном примере: расширить свои представления о мире с помощью онлайн-курсов.

А вот предлагает этим летом «Универсариум» - тут можно научиться создавать мультфильмы, вспомнить множество хороших фильмов на курсе по истории кино, разобраться в культуре потребления и узнать кое-что о современной истории Вьетнама.

Если вы не верите, что у вас хватит сил, чтобы пройти онлайн-курс от и до - прочитайте . Всё не так сложно.

4. Оцифровать собственные уроки

Как бы ни была привлекательна модель (или «перевёрнутого класса»), когда ученики самостоятельно осваивают теорию, а вместе с учителем выполняют практические задания, на деле перейти к ней оказывается нелегко. И одна из причин - нехватка хорошо структурированного материала, который могли бы освоить дома именно ваши ученики, сформированного именно вашим видением предмета, с вашими примерами, с вашими таблицами и схемами.

Но вы можете решить эту проблему, оцифровав то, что обычно рассказываете в классе. В этом помогут инструменты, которые мы перечисляли в первом пункте, а также сервисы для

Отпуск в этом году закончился рано, 9 августа уже вышла на работу. И люди вокруг удивляются - чем я, учительница, занимаюсь в школе, если дети в это время вовсе на каникулах. :)
Ну...
Рассказываю.
И показываю.
С подробностями, чтобы совместить пост развлекательный с постом, возможно, полезным для молодых педагогов-хореографов.

Рабочее место учительницы летом.

У учительницы на столе лежат распечатанные программы на этот учебный год по разным предметам и для разных классов, чистые листы бумаги, ручка, и открыто видео с майским экзаменом одного из классов. Учительница смотрела видео и вспоминала, всё ли успели пройти из программы в прошлом году. За моё беспокойное лето эта информация из головы выветрилась.

В этом учебном году у меня будут: 2 класс (веду я у них ритмику, танец и гимнастику), 6 класс (классический и современный танцы) и объединённые в одну группу 7 и 8 классы (классический и современный танцы). Итого - 7 предметов у разных классов, соответственно, распечатала я себе 7 программ. Начинаю колдовать...

Беру программу классического танца для 6 класса (к примеру), и "делю" все имеющиеся в ней движения на два полугодия. "Делю" не от балды, конечно. :)
В любом виде танца движения даются в развитии, от простого к сложному. В программах чаще всего не написано, изучается движение в первом полугодии или во втором. Разработчики надеются, что в вузах учительниц этому научили. Как показывает практика, научили не всех. Но мне повезло. :)
Так что, делю, учитывая этот момент.

Для молодых педагогов: если вам не повезло, как мне, берите методичку по вашему предмету и делайте шпаргалку: выписывайте себе порядок изучения каждого движения в развитии. Пригодится в будущем.

Теперь отобранный учебный материал первого полугодия распределяю на 4 месяца - с сентября по декабрь, т.е. составляю календарный (помесячный) план. То же самое делаю с материалом 2 полугодия.
Дальше из учебного материала, распределённого на сентябрь и октябрь, сочиняю из движений комбинации, которые буду постепенно выдавать детям, чтобы к концу 1 четверти сложился полноценный урок, и весь распределённый на это время материал был выдан. То же самое делаю для 2-й четверти. И для 3-й, и для 4-й.

Тут как раз запечатлён процесс сочинения комбинаций, белый лист перестал быть белым.)

В некоторых школах еще требуют писать поурочные планы. И для молодых специалистов, я считаю, это нужная история. Для этого считаем, к примеру, сколько уроков нужно выдать в 1 четверти, равномерно распределяем на это количество материал 1 четверти и по каждому уроку расписываем, какие движения мы будем конкретно в этот урок выдавать. Всё то же самое повторяем для 2 четверти, и для оставшегося полугодия.
С таким подробным планированием мучаешься долго, но зато потом нет проблем: всегда готов к уроку, знаешь, что делать, можешь предоставить план урока (при проверках требуют), и программный материал обычно всегда успеваешь выдать.

У нас же в школе поурочные планы писать не требуют, и я уже обхожусь без них, планирую каждый урок, что называется, устно.

Итак, ура, расписала таким образом программу классического танца для 6 класса.
И осталось всего-то 6 других программ.))

Надо сказать, хорошо, когда эти программы по разным предметам существуют. Бери готовое, думай, планируй, работай. В моём же случае часто бывает так, что программы нет. Тогда учительница садится и пишет её с нуля. Потом отдает на рецензирование, и только после положительной рецензии и утверждения программы методическим советом школы ею можно начинать пользоваться.

Сейчас строчу две такие программы, но это отдельная песня.

Вот этим и занимаются учителя в школе, когда дети на каникулах.
Пишут бумажки, планируют события учебного года. А ещё встречаются с коллегами на методических объединениях, педсоветах, ездят за тканями для новых костюмов, заказывают купальники, юбки, танцевальную обувь...
И радуются, что выбрали себе такую неспокойную профессию. ;)

А вы готовы к новому учебному году? :)

В самом разгаре каникулы у школьников, но многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый учебный год. Джуди Виллис , невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с предвкушением успеха.

Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки. Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя, которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не означает, что вы плохой учитель.

Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам – электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят, что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.

В условиях частого стресса и постоянных переживаний и разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим. Если вы неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под названием дофамин.

Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы, займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами. Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению, будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели, усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который останется с вами и когда вы вернетесь в класс.

Статистика показывает, что большинство педагогов жалуются на огромную рабочую нагрузку, этот фактор является самым демотивирующим. Учителя не имеют времени на размышления и анализ собственной деятельности, им элементарно.

Педагоги не ощущают баланса между работой и жизнью за пределами школы, ведь большинство из них не могут избавиться от значительной бумажной работы, которая забирает у них все дни и вечера.

Разнообразная деятельность педагогов в летний период

Профессия учителя считается одной из самых стрессовых ремесел. В конце учебного года педагогам нелегко справится с детскими шалостями и еще труднее организовать отдых во время летнего периода. В голове остается множество мыслей о не проделанной работе: школьный лагерь, неподготовленная документация, ремонт, планы уроков на следующий год. Не смотря на все это, необходимо расслабиться и отвлечься.

Учителя - занятые и в тоже время творческие личности.

Учителя по-разному проводят каникулы, но при этом каждый день лета у них не похож не предыдущий.

Во время летних каникул учителя предпочитают:

  • . Обмениваться опытом и знаниями на специализированных форумах и курсах повышения квалификации. Совместить приятное с полезным и посетить музеи, кинотеатры, театры, что позволяет проникнуться положительными эмоциями и расслабиться.
  • . Навести порядок в документации, рабочих планах, и провести мониторинг, проделанный за год работы. Принять участие в различных конкурсах и мероприятиях, запланированных в летний период для педагогов в базах отдыха.
  • . Удовлетворить творческий голод: методические и художественные книги, журналы, Интернет, наметки на новую деятельность. Это помогает отдохнуть и не заблудиться в океане знаний.
  • . Провести больше времени с любимыми учениками: организовать экскурсии, поездки, литературные и творческие встречи.
  • . Заниматься работой только по необходимости. За время учебного года многие устают от постоянной подготовки к урокам, потому учителя готовы делать все: гулять, готовить, читать, ухаживать за питомцами и огородом, чтобы хотя бы на несколько месяцев забыть нелегкое ремесло.
  • . Провести интересные мастер-классы и заседания с коллегами, работать с одаренными детьми, посетить «неблагополучные» семьи. Провести время в выставочных залах, театрах.

Для каждого педагога летние каникулы - это не только время отдыха, но и время когда можно самому научиться чему-то новому, открыть новые горизонты для себя, чтобы потом научить этому своих учеников. 56 календарных дней пролетают быстро, только отвлекся, и не заметил, как снова занимаешься любимым делом.

Продуктивные летние каникулы для педагога - залог успешного учебного года.

Редакция «сайт».