Античные образы и мотивы в лирике бродского. Основные темы и мотивы лирики Бродского

Исследователи отмечали богатство освоенного Бродским отечественного и мирового художественного опыта и традиций, куда вошли античная мифология и литература (творчество Вергилия, Горация, Овидия и др.), русский классицизм и реализм, поэзия «серебряного века» (от Кантемира и Державина, Пушкина, Вяземского и Баратынского до Цветаевой и Мандельштама, Ахматовой, Пастернака и Хлебникова), западная метафизическая поэзия XVII-XX веков (от Джона Донна до Томаса С. Элиота) и др. При этом характерно его обращение к Урании (Музе астрономии), вселенский, надмирный, космический настрой, в то же время не противоречащий конкретности и заземленности изображения. Впрочем, это относится уже к особенностям художественного мира И. Бродского, стилевой характерности его поэтического творчества.

Что же касается своеобразия его поэтики и стиля, то писавшие о Бродском отмечали «синтетичность» поэтического мышления, «универсальность» поэтической философии, самой художественной позиции автора (М. Крепе), «универсализм» и своего рода «протеизм», способность к усвоению самых разных поэтических стилей и традиций (А. Ранчин). С этим связано и необычайное лексическое богатство, стилевое разнообразие лексики Бродского, о чем упоминали многие исследователи, «разнообразие разговорной речи и на уровне синтаксиса» (В. Полухина), тропы из самых разных, ранее редко осваиваемых сфер, в том числе географии, геометрии, химии, физики, биологии и др. (М. Крепе).

Обращают на себя внимание реализованные в поэзии Бродского богатейшие возможности ритмики (силлабо-тоники, дольника, по его собственным словам, «интонационного стиха»), виртуозность его рифмы и особенно строфики. Исследователи отмечали у него необычайное «разнообразие строфических форм», «открытие совершенно новых форм» (Б. Шерр). И действительно, такие формы строфической организации, как трехстишия, секстины, септимы, октавы, децимы и др., представлены в его творчестве во множестве разновидностей.

Несомненна та роль, которую Бродский сыграл в окончательном снятии каких-либо языковых ограничений и запретов, в поэтическом освоении богатств народно-разговорной, книжно-литературной, философской, естественнонаучной, бытовой речи, в расширении творческого потенциала, обогащении и развитии языка современной русской поэзии, в раскрытии еще не исчерпанных возможностей русского стиха.

Творчество И. Бродского, целый ряд его граней, проблем и особенностей, получило глубокое освещение в исследовательских работах у нас и за рубежом. Достаточно назвать имена Д. Бетеа, М. Крепса, Л. Лосева, В. Полухиной, Б. Шерра, К. Проффера, Дж. Смита, М. Гаспарова, А. Наймана, А. Ранчина, М. Айзенберга, П. Вайля и А. Гениса и многих других, писавших о поэте.

Тем не менее нельзя сказать, что созданное И. А. Бродским за сорок лет писательской деятельности исчерпывающе охарактеризовано в трудах ученых и критиков. То, что сделано в «бродсковедении», при всех достижениях, можно пока что оценить лишь как первое приближение и подступы к всестороннему научному изучению феномена его личности и творчества в контексте развития отечественной и мировой поэзии.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Своеобразие поэтики и стиля Бродского . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение


Меня упрекали во всем, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой.
И. Бродский

Иосиф Бродский - поэт-изгнанник. Слишком надолго он и его поэзия были вычеркнуты из истории русской литературы. Сейчас личность Бродского, да и его поэзия вызывают разноречивые чувства. Его стихами восхищаются, но в то же время многим все еще стыдно за суд в 1964 г., когда поэта обвинили в тунеядстве и отправили в ссылку, за высылку его из страны в 1972 г.

Поэзия Иосифа Бродского сложна и отличается высокой культурой. Большое влияние на его творчество оказала А. А. Ахматова. Их встреча стала решающей. Поэтесса оказала ему большую поддержку, опекала его, видела в нем подражателя и наследника поэзии Серебряного века. Однако положение Бродского в этом качестве было сложным. Неблагоприятная обстановка в стране предопределила переход Бродского от «тоски по мировой культуре» к «свободному слову».

В своей лирике он обращается к античности, но античные герои в его стихах соответствуют обычным и в какой-то степени бытовым образам. Лирику Бродского отличает сложный синтаксис. Поэт і в своем творчестве обращается к таким поэтическим жанрам, как сонет и эклога («Осенний крик ястреба», «Рождественский романс»). В 1958 г. Бродский пишет стихотворение «Пилигримы», которое отличается особым художественным видением. В 1987 г. поэт удостаивается Нобелевской премии за вклад в литературу.

В своей поэзии Бродский обращается к вечным темам, библейским, в его творчестве возникают темы любви, родины. Не чужд его поэзии и авангард. Особенностью поэтики Бродского является то, что художественный язык его произведений образует целый спектр оттенков. Большую роль в поэзии Бродского играет прием контраста. Поэт сравнивает самые конкретные явления с явлениями общими.

Лирический герой стихотворений Бродского - это гигант, обозревающий с высоты птичьего полета то, что происходит внизу. Он находится между небом и землей, и все, что происходит «внизу», все К позиции социального устройства для него преходящи и проходящи. Важна только вечность, так как она К существует всегда. Основными образами-переживаниями поэзии Бродского являются звезды, небои т. д. Особую значимость приобретают образы, которые требуют философского осмысления (пустыня, тьма, воздух и т. п.). Это значит, что наряду с темами извечными (например, добра и зла) в поэзии Бродского появляется тема смерти, знаменуя собой трагическое начало.
В 1960-х гг. в лирике поэта возникают мотивы переустройства мира, потому что «мир остается лживым». В этот период Бродский пишет стихотворение «Я входил мимо дикого зверя в клетку». Оно входит в цикл «Век скоро кончится» («Век скоро кончится, но раньше кончусь я...»). Лирический герой этого стихотворения несет на себе отпечаток времени.

Перед эмиграцией Бродский в своем творчестве обращается к христианской идее. В его поэзии 1970-х гг. появляется свой библейский текст, в котором есть свой конфликт, свое развитие событий. Но на момент изгнания поэта из страны библейский сюжет исчезает из его поэзии. Позднее он вновь возвращается к этой теме, тогда появляются его «рождественские» стихи.
В стихотворениях «Рождественский романс» и «Рождественская звезда» лирические образы связаны с библейскими текстами.

Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы - Балтазар, Гаспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезде. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.

Стихотворение «Пилигримы» по своей стилистике похоже на стихи Н. А. Некрасова («И пойдут они солнцем палимы...»), в нем возникает мысль о вечности бытия («Мир остается вечным»). Образ поэта в этом стихотворении трактуется традиционно. Его роль - пройти по миру и что-то в нем улучшить. Мимо ристалищ капищ мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы. Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты, глаза их полны заката, сердца их полны рассвета. За ними поют пустыни, вспыхивают зарницы, звезды горят над ними, и хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним, да, останется прежним, - ослепительно снежным, и сомнительно нежным, мир останется лживым, мир останется вечным, может быть, постижимым, но все-таки бесконечным. И, значит, не будет толка от веры в себя да в Бога. ...И, значит, остались только иллюзия и дорога. И быть над землей закатам, и быть над землей рассветам. Удобрить ее солдатам. Одобрить ее поэтам.

В стихотворении «Осенний крик ястреба» ведущим мотивом является мотив полета. Лирический образ - птица. Ястреб взмывает все выше и выше, где уже нет кислорода и нечем дышать. Осенний крик ястреба - это крик прощания. Дети внизу ловят «хлопья», не понимая, что это крылья птицы. Все выше. В ионосферу. В астрономически объективный ад птиц, где отсутствует кислород, где вместо проса - крупа далеких звезд. Что для двуногих высь, то для пернатых наоборот. Не мозжечком, но в мешочках легких он догадывается: не спастись. И тогда он кричит. Из согнутого, как крюк, клюва, похожий на визг эриний, вырывается и летит вовне механический, нестерпимый звук, звук стали, впившейся в алюминий...

Бродский - поэт уникальный. Вклад его в русскую литературу, культуру неоценим. Он изменил течение и тональность русского стиха, придав ему другое звучание. Несмотря на все невзгоды, поэт прожил достойную жизнь, и, может быть, «судьба к нему оказалась щедрой».

И.Бродский - один из крупнейших русских поэтов XX века. Верный традициям русских классиков - Пушкина, Лермонтова, - Бродский стремительно расширял поле своей творческой работы. Он автор пьес, эссе, большинство из которых написаны на английском языке. В 1987 году Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе "за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью". По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных 1956-1957 годами. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» - наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность. Так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я - сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций. Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже - Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него. Ранняя лирика И.Бродского окрашена тайной. Афоризмы и формулы ещё не выстраданы, но прочувствованы интуитивно, стихотворение ещё не оголилось до костяка, лирический герой хотя и находится на пути к духовному отшельничеству и аскетизму, но не перевоплотился пока в «ободранный до костей… упрямо находящий в себе силы существовать духовный скелет личности, отвечающей миру ледяной анатомической рефлексией». Бродский раннего периода слишком юн, чтобы не творить своей собственной мифологии на основе мифов предшественников; создавать свою Вселенную и собственную реальность он начинает из сочетания живых примет настоящего - и хаоса, оставленного минувшим, причём минувшее пока что не структурировано, любимой античности не отведено в этой зарождающейся философии первого места. Таким литературно-мифологическим синтезом является поэма-мистерия «Шествие». По утверждению самого И.Бродского, «идея поэмы - идея персонификации представлений о мире, и в этом смысле она - гимн баналу». Персонажи, действующие, или, вернее, участвующие в «Шествии», - либо архетипы (типичный Лжец, Поэт как таковой, настоящий Честняга), либо - образы, своей подкладкой имеющие вековые традиции культуры и литературы. К их числу принадлежат Чёрт, Крысолов, Арлекин, Коломбина и, Князь Мышкин, первый и единственный персонаж Достоевского, так явно воспроизведённый, просто-напросто «перехваченный» в своей лирике Бродским.

2.1 Особенности художественного мировосприятия И.А. Бродского

И.А. Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. Не окончил средней школы, но очень серьезно занимался самообразованием и работал, попробовав себя во многих видах деятельности.

Писать стихи начал в 1958 году. Очень скоро И.А. Бродский получил признание Анны Ахматовой как талантливейший лирик своего поколения. Ахматова адресовала ему такое посвящение на одном из своих поэтических сборников: «Иосифу Бродскому, чьи стихи кажутся мне волшебными».

Начало известности И.А. Бродского на родине было связано не с его поэзией, а с тем, что на молодого независимого поэта обратили внимание власти и начали кампанию травли. В газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появился фельетон под названием «Окололитературный трутень», в котором И.А. Бродский был обвинен в тунеядстве, а его стихи названы «смесью декадантщины, модернизма и самой обыкновенной тарабарщины».

Фельетона оказалось достаточно, чтобы поэта арестовали и предали суду оп обвинению в тунеядстве. В марте 1964 года он был осужден на пять лет ссылки.

В 1972 году И.А. Бродский вынужденно эмигрирует в США. Он быстро овладел письмом на языке новой родины - английском, при этом стихи и проза И.А. Бродского на английском языке явились таким же общепризнанным выдающимся вкладом в мировую культуру, как и его сочинения на русском языке.

Через месяц после приезда в США, 9 июля 1972 года И.А. Бродский прибыл в Анн-Арбор, где занял должность приглашенного профессора на факультете славистики (tenured professor in the Slavic Department) Мичиганского университета. И.А. Бродский девять лет занимал эту должность вплоть до отъезда на постоянное жительство в Нью-Йорк в 1981 года. Он читал курс лекций по истории русской поэзии, русской поэзии 20 века, теории стиха, вел семинары, принимал экзамены у будущих американских славистов.

В 1987 году И.А. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе, и он стал пятым русским писателем - нобелевским лауреатом.

В апреле 1996 года И.А. Бродского не стало. Он умер, так и не успев посетить родной Петербург.

…Хотя юность И.А. Бродского была озарена дружбой с Ахматовой, он не склонен был признавать влияния ее поэзии на собственное творчество. Более того, он считал, что в его поэтическом сознании существовало ощущение полной творческой самостоятельности и независимости собственного литературного пути от каких бы то ни было авторитетов и традиций. Вероятно, это ощущение возникло в результате десятилетий государственного террора, прерывавшего естественное развитие отечественной литературы. «Типичный поэт эпохи выбрал бы, вероятно, путь тематического расширения, смену ориентиров, попытался бы разобраться с собственным героем и т.п. И.А. Бродский избрал особенный путь: «ни единой долькой не отступаться от лица», -- и в этой верности внутреннему закону тоже ощущается поэтическая программа совсем иной эпохи». Лакербай Д.Л. Поэзия Иосифа Бродского конца 1950-х годов: Между концептом и словом

И.А. Бродский - поэт, который стремится заново осмыслить основания культуры, задается вопросом о природе культурного кризиса эпохи - кризиса представлений о слове, времени, истории и их онтологии. «Отличительная черта поэзии И. А. Бродского - философичность, философское видение мира и «Я» <…> Эмоции лирического героя у И.А. Бродского - не спонтанные, прямые реакции на частные, конкретные события, а переживание собственного места в мире, в бытии. Это своеобразное философское чувство - глубоко личное и всеобщее одновременно». Ранчин А. «Человек есть испытатель боли…»: Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм // Октябрь. 1997. № 1. С. 154. Точно о художественном мировосприятии поэта сказал К. Чухров: «Индивидуальная судьба поэта предстает одним из вариантов удела всякого человека. В единичных вещах И.А. Бродский открывает природу "вещи вообще" <…> Предмет поэзии у автора "Части речи" и "Урании" -- не только (и, может быть, не столько) реальность, окружающая человека, сколько категории философского и религиозного сознания» Чухров К. Бессмыслица как инструмент возвышения // НЛО. 2004. № 69. .

Одной из особенностей мировосприятия И.А. Бродского является особое отношение ко времени, что опять подчеркивает философичность его творчества. И.А. Бродский считал, что поэзия должна быть уподоблена времени. Здесь он поддерживал точку зрения Лессинга, считавшего, что предметом литературы является изображение времени, она должна имитировать время. «Лессингианский» тезис И.А. Бродским расшифровывается так: главными средствами имитации времени должны служить ритмический рисунок (включая паузы, в особенности - цезуру); размер; «темперамент» стихотворения. Такими «означающими» времени способны стать любые элементы текста, потому что поэзии, по И.А. Бродскому, присущ некий «бессознательный миметизм», стремление к дополнительной семиотизации. Таким образом, воплощение связи между временем и литературой определило и художественные особенности творчества И.А. Бродского. Это отражается в создании особого интонационного строя стихотворений, в использовании особой синтаксической организации речи. Одним из средств синтаксической организации являются многочисленные переносы. Ни один русский поэт до И.А. Бродского не пользовался переносами в таком объеме. Если раньше этот прием служил средством создания иллюзии разговорной речи в ритмически организованном тексте, то есть был ритмико-интонационной фигурой, то у И.А. Бродского он превратился в естественную форму организации стихотворной речи. Отсюда сложный синтаксис со множеством придаточных и вставных конструкций, которые оттесняют главные, привлекая внимание к себе.

Кроме изображения философских категорий - времени, пространства, значительное место в творчестве поэта занимает категория религии. Мотив религии отражен во многих произведениях автора. Что касается отношений И.А. Бродского с религией, то автор говорил: «Я был воспитан вне религии. Я не сторонник религиозных ритуалов или формального богослужения. Я придерживаюсь представлений о Боге как о носителе абсолютно случайной, ничем не обусловленной воли. <…> У меня нет никакого чувства идентификации с православием. <…> Мне ближе ветхозаветный Бог, который карает…» Однако в творчестве поэта часто встречаются стихотворения с христианской тематикой («Рождественская звезда», «Бегство в Египет», «Колыбельная», «Исаак и Авраам» и др.). И.А. Бродский объяснял это так: «Отношения между Богом - или христианством, или религией - и современной культурой вполне ясные: это, если угодно, отношения между причиной и следствием. И если в моих стихах есть что-то в подобном роде, то это просто попытка отдать дань причине».

Возможно, трезвый, не обольщающийся взгляд поэта на мир привел к тому, что И.А. Бродский оказался восприимчивым к иным культурным системам и смог воплотить в поэтическом слове «чужой» мир. Он пишет стихи, в которых создаются точные образы других культур. Возникает своеобразный «античный» цикл («К Ликомеду, на Скирос», «Anno Domini», «Дидона и Эней» и др.; стилизует И.А. Бродский и поэтику русских стихотворцев XVIII века, как будто создавая силлабические вирши («Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром», «Послание к стихам»).

Однако наиболее яркой чертой художественного мировосприятия И.А. Бродского является, пожалуй, трагическое восприятие мира. «И. Бродский - поэт трагического звучания; в этом мнении сходятся все критики и исследователи его творчества. Александр Кушнер писал: «Бродский - поэт безутешной мысли, поэт едва ли не романтического отчаяния. Нет, его разочарование, его скорбь еще горестней, неотразимей, потому что в отличие от романтического поэта ему нечего противопоставить холоду мира». Этот трагизм выражает не драматизм отдельной человеческой судьбы, а трагизм бытия как такового и духовный кризис современной культуры, выражающийся в утрате индивидуальности, примет, ориентиров. И все же, при всем мужестве, с которым Бродский констатирует этот кризис, его поэзия лишена транстрагизма. Трагедия не тягостна, потому что она, в соответствии с задачей, дарует очищение души». Безносов Э. «Скрипи, мое перо, мой коготок, мой посох…» / Избранные стихотворения. М.: Панорама, 1994 С. 485 - 486

Еще одной важной стилеобразующей чертой идиостиля И.А. Бродского является лингвоцентризм: автор целенаправленно поэтически воссоздавал мир в категориях и образах языка, воспринимал мир как текст и в образах текста. Отчасти это связано с его творческим двуязычием.

В заключение стоит сказать о взглядах автора на поэзию: «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом». Нобелевская лекция И.А. Бродский. Избранные стихотворения. М.: Панорама, 2003. С.475

Анализ романа-фэнтези М. Семеновой "Валькирия"

«В основе любого из миров фэнтези лежит акт творения - Бога, дьявола или демиурга. Главное последствие такого акта: сотворенный единым разумом мир неизбежно должен иметь единую систему ценностей, унитарную систему этических координат - то есть...

Античные мотивы в поэзии Брюсова

По отпущенным природой склонностям, особенностям дарования, по интересу к гуманитарным наукам и полученному классическому образованию Брюсов сформировался «западником»...

Концепты "Жизнь" и "Смерть" в рассказе Рэя Брэдбери "The Maiden and the Death"

Исследование художественного концепта невозможно без анализа текста как целостной системы...

Концепция мира и человека в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта"

Обратимся к истокам культурного и политического подъема в жизни общества. Историки отмечают, что это связано с общей эволюцией экономической, политической жизни Западной Европы...

Поэтика рассказов А.И. Солженицына

Язык художественной литературы, иначе говоря, поэтический язык, является той формой, в которой материализуется, объективируется вид искусства слова, словесного искусства, в отличие от других видов искусства. У каждого народа свой язык...

Психолингвистические особенности восприятия текста и подтекста художественного произведения

Материализуясь в языке и речи, человеческие мысли приобретают вид самых разнообразных текстов. «Текст - это последовательность предложений, построенная по правилам данной системы языка» ...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая"...

Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме...

Творчество Бродского и его роль в литературе

С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963)...

Философская лексика в поэзии Бродского

В пространственно-временном строе лирики Бродского проявляется характерная для постмодернизма проекция нескольких временных пластов на пространственную ось координат. События...

Художественное своеобразие "Поэмы без героя" Анны Ахматовой

Художественное своеобразие "русских романов" В. Набокова

«Машеньку», свой первый роман (ставший последним из переведенных автором на английский язык), Набоков считал «пробой пера». Встречен роман был громкими аплодисментами...

Почти все творчество А.И. Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде...

I. Новаторский характер поэзии Бродского (стихи поэта похожие на симфонические произведения благодаря насыщенной и взвешенной композиции, главная идея не высказывается прямо, а всегда уклончиво и намеком, поэт ищет новые возможности выразительности слова и обращения к читателю).

II. Характерные черты поэтики И. Бродского.

1. Большие тексты (ломают привычные для нашего времени представления и возвращают нас в XVIII в.).

2. Увеличены массивы слов, которые распределены на стихи.

3. Тонкое чувство формы (поэт стремится художественной цельности каждого эпизода, композиция большинства его произведений симметричная).

4. Использование всех стилистических слоев языка (сочетание повышенного и приземленного).

5. Длинные и сложные синтаксические конструкции (преувеличивают строку или строфу).

6. Возникновения образов на перекрестке неожиданных сопоставлений, сравнений.

7. Внимание к звуковой инструментовки стихов.

III. Воплощение нового поэтического мышления в произведениях Бродского (сущность его — признание самодостаточной ценности поэзии, такое понимание поэтического труда берет начало от романтиков и Пушкина, это по-настоящему новое слово в современной литературе).