Значок парашютиста ссср как отклик на реформу вдв. Tahiti gold игровой автомат онлайн Знак парашютиста довоенный

Изменения, происходящие в пятидесятые годы в Вооруженных Силах страны коснулись и воздушно-десантных войск. Они перевооружаются на новую технику, реорганизуются на новой основе и становятся основным средством воздействия одновременно на всю глубину театра военных действий. Отражением этого стало и введение своих знаков парашютистов, так как до этого, как видно из предшествующего, в войсках применялись атрибут оборонного общества.

По предложению командующего ВДВ генерал-лейтенанта В.Ф. Маргелова приказом МО СССР № 186 от 10 ноября 1955 г. были учреждены нагрудные значки "Парашютист", "Парашютист -отличник" и "Инструктор - парашютист". Одновременно было утверждено Положение о знаках и их описание.

Знак "Парашютист" вручался приказом командира части после совершения первого прыжка с самолета или аэростата. Для получения значка "Парашютист-отличник" требовалось не менее восьми прыжков и сдача первоначальных норм парашютной подготовки. Награждение осуществлялось приказом командира части. Знаком "Инструктор-парашютист" награждались военнослужащие, совершившие не менее пятидесяти прыжков и сдавшие все нормы и\ программе на звание "Инструктор парашютной подготовки". Им могли наградить только командующие родами войск. Атрибуты разрабатывались в Техкоме ГИУ и изготовлялись на Московском заводе "Победа".

Знак "Парашютист" (1955 г.)

Верх значка "Парашютист" белый раскрытый купол парашюта, от края которого вниз идут стропы по четыре штуки в руки парашютиста. В самом верху значка пятиконечная звезда с серпом и молотом, также видна лучевая насечка под эмалью. Фон под стропами парашюта и под человечком синий, цвет воздуха. Сразу под куполом изображён двухмоторный транспортный самолётик. Золотистого цвета на значке: фацет, буртики, стропы, парашютист и самолет. Атрибут изготовлен из латуни. Размер 47x23 мм. Крепление стандартное при помощи штифта и гайки.

Знак "Парашютист - отличник" (1955 г.)

Рисунок, металл и крепление значка аналогичны предшествующему, но на куполе парашюта добавлена золотистая надпись в две строки: "парашютист / отличник". Внизу знака, у основания, два ушка, на которые через переходные кольца крепится подвеска в виде перевернутого равнобедренного треугольника с закругленными углами и верхней вдавленной стороной. На обеих ее сторонах выбиты цифры, покрытые черной эмалью, показывающие количество прыжков. Размер 59x21 мм.

Знак "Инструктор - парашютист" (1955 г.)

Рисунок, металл и крепление знака аналогичны предшествующему, но на куполе парашюта добавлена золотистая надпись в две строки: "инструктор / парашютист".

В пятидесятых годах прошлого века Вооруженные Силы союзных республик, а вместе с ними ВДВ, начали реформироваться. В воздушно-десантных войсках изменения носили глобальный характер: наряду с перевооружением, оснащением частей новой техникой, происходила реорганизация структуры. К ведению ВДВ отнесли контроль над всем театром возможных военных действий с воздуха. Для того, чтобы награждать выдающихся парашютистов, был учрежден особый значок парашютиста Советского Союза.

Соответствующий приказ был подписан Министерством обороны союзного государства в ноябре 1955 года по ходатайству генерал-лейтенанта Маргелова. Было разработано три модели значков:

  • для новичков;
  • любителей;
  • профессионалов.

В официальной литературе они получили названия «Парашютист», «Парашютист - отличник», «Инструктор парашютист». Производство отличительной нумизматики было поручено заводу «Победа» (бывшей артели) и его бравым труженикам.

Первые значки парашютиста СССР изготавливались на заводе и имели абсолютно одинаковый дизайн. Различие состояло только в надписи, характеризующей степень мастерства прыгуна. Значок «Парашютист» и «Парашютист-отличник» вручался командиром части, к которой был приписан прыжок. Значок «Парашютист-инструктор» мог выдавать только командир рода войск. Первый значок присваивался тому, кто совершил хотя бы один прыжок, второй был рассчитан на вручение парашютистам, выполнившим более 8 прыжков, а инструкторами становились лица, прыгнувшие с самолета 50 раз.

Все значки парашютиста были выполнены в форме парашюта. Купол был белого цвета, а на его вершине красовалась пятиконечная красная звезда с изображением культовых атрибутов советского государства - серпа и молота. Под куполом начинался синий треугольник с вершиной в нижней точке, символизирующий небо. От купола шло вниз восемь строп, за которые держался изображенный в нижней части треугольника прыгун, а над ним «завис» самолет. На белом куполе парашюта не содержалось надписей, а сам парашютист, стропы, самолет были золотистого цвета.

Отличался размером (5,9 на 2,1 см вместо 4,7 на 2,3 см) и надписью от «Парашютиста». На куполе было выбито два слова, обозначающие категорию прыгуна. В нижней части значка - там, куда сводятся вершины треугольника, располагалась небольшая подвеска, на которой была написана та или иная цифра, обозначающая число прыжков парашютиста-отличника.

Знак «Парашютист-инструктор» отличался от предыдущего только надписью. Как и во всех прочих вариациях значка, крепление к одежде осуществлялось посредством штифта и гайки. Чтобы получить такую награду, нужно было не только совершить пол сотни прыжков, но и сдать экзамен на знание программы инструктора парашютной подготовки.

В 1966 году был подписан новый указ Министерства обороны, который утверждал новые требования к изготовлению знаков. Поменялись как нормативы для парашютистов, так и дизайн значков. Последний факт связан с тем, чтобы все-таки разграничить достижения отдельных категорий прыгунов, а не сводить их к одному общему. Так появилось три новых варианта значков парашютистов союзного государства.

Новый значок «Инструктор парашютист» содержал не только уже знакомую фигуру парашютиста и изображение самолета, но и цифру, обозначающую округленное до сотни число прыжков. Купол приобрел форму белого пятиугольника, от которого в разные стороны отходят, расширяясь, 10 лучей. В верхней части осталась прежняя звезда с серпом и молотом, а на белом фоне поместилась надпись «Инструктор парашютист». Под куполом «завис» самолет, из которого выпрыгнул парашютист, изображенный, на этот раз с собственным белым парашютом. У основания сужающегося знака имеется пластинка с цифрой, обозначающей десятичное число прыжков, которое дополняет основную сотню, изображенную на синем фоне.

А чтобы получить значок «Парашютист-отличник» , нужно было совершить уже не 8, а 18 прыжков. При этом прыгун должен уметь упаковывать грузовые парашютные системы, парковать технику на воздушные платформы, затоваривать грузовую продукцию. Внешне значок изменился незначительно: дизайн, способ крепления и металл значка остались прежними. Добавились только цифры на синем фоне, обозначающие десятичное целое число прыжков. В нижней части знака появилась пластина с указанием числа от 1 до 9, которое плюсовалось к основной цифре на синем фоне.

Новый значок «Парашютист», утвержденный приказом 1966 года, имел прежний дизайн, но в нижней части имелись отверстия для кольца, на которое одевалась пластина. На ней указывалось число прыжков, совершенных парашютистом. Размер этого и предыдущего значка составлял 6,5 на 2,3 мм. Знак инструктора имел несколько большие размеры: 6,8 на 2,6 сантиметра. Габаритами, а также несколько видоизмененным дизайном партийные военные чиновники делали акцент на заслуги мастеров парашютной отрасли, которые своим мужеством и силой демонстрировали потрясающие результаты, совершая не одну сотню прыжков (максимальное число, которое могло отображаться на значке - 500!).

Таким образом, нововведения в Министерстве обороны, затронувшие воздушно-десантные войска, дали советским гражданам и их потомкам сразу шесть разновидностей одного и того же значка. Каждая из трех разновидностей: значок «Парашютист-отличник» , «Парашютист-инструктор», «Парашютист» имеет по две вариации - 1955 и 1966 года.

Воздушно-десантные войска. Громкая и вполне заслуженная их слава. В огненные годы Великой Отечественной воины-десантники проявили несгибаемую стойкость, мужество, отвагу, массовый героизм. Они насмерть стояли на подступах к Киеву и Москве, под Одессой и на Керченском полуострове, участвовали в Сталинградской и Курской битвах, форсировании Днепра, освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии...

Воины-десантники на парашютах приземлялись в тылу врага, наносили по фашистам ощутимые удары, перерезали их коммуникации, уничтожали штабы, боевую технику. Яркой страницей в летопись Великой Отечественной вошла Вяземская воздушно-десантная операция - крупнейшая из многих проведенных в годы войны.

Зимой 1942 года в район южнее Вязьмы был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус генерал- майора А. Казанкина - более 10 тысяч человек. Десантники захватили и удерживали обширную территорию, прошли с боями более 600 километров, нанесли огромный урон врагу.

Родина высоко оценила массовый героизм бойцов крылатой пехоты. Все воздушно-десантные дивизии стали гвардейскими, награждены орденами, многие получили почетные наименования. Десятки тысяч десантников награждены орденами и медалями, многие удостоены звания Героя Советского Союза.

Нынешнее поколение воинов-де- сантников бережно хранит и умножает боевые традиции войск. Люди высокого воинского долга, отваги и мужества, крылатые гвардейцы постоянно совершенствуют свое боевое мастерство, готовность в любую минуту встать на защиту Советской Родины.

Среди знаков воинской доблести особой популярностью у воинов-десантников пользуются знаки «Парашютист», «Парашютист-отличник», «Инструктор-парашютист ». Они вручаются также авиаторам и учреждены 10 ноября 1955 года приказом министра обороны СССР. В 1968 году повышены требования к нормативам парашютиста-отличника и инструктора-парашютиста, внесены некоторые изменения в описание знаков.

«Парашютист» вручается военнослужащим-десантникам после совершения первого парашютного прыжка с самолета. Знаком «Па- рашютист-отличник» награждаются воины, совершившие не менее 18 прыжков с парашютом и сдавшие необходимые нормативы. Знак «Инструктор-парашютист» предусматривает выполнение не менее 50 прыжков и сдачу норм, установленных на звание «Инструктор-парашютист парашютной подготовки». Эти нормы сложны и разнообразны: необходимо уметь укладывать грузовые парашюты и многокупольные парашютные системы, затаривать грузы, швартовать боевую технику и вооружение на грузовые платформы, предназначенные для практического десантирования, и многое другое.

Нагрудный знак «Парашютист» представляет собой белое эмалированное изображение парашютного купола, увенчанное красной пятиконечной звездочкой с серпом и молотом. На темно-синем эмалевом фоне - золотистые стропы и фигура воина-парашютиста.

Вверху под куполом парашюта - изображение транспортного самолета. На знаке «Парашютист-отличник» эти слова выведены по куполу парашюта. Кроме того, он имеет наложенные сменные цифры золотистого цвета 10, 20, 30, 40 - в зависимости от числа совершенных прыжков.

Знак «Инструктор-парашютист» несколько большего размера, чем два первых знака парашютистов. Купол парашюта - многогранник. Вместо парашютных строп дано стилизованное изображение золотистых солнечных лучей, расходящихся от купола парашюта, на котором нанесена надпись: «Инструктор-парашютист». Под куполом изображение транспортного самолета и парашютиста в момент раскрытия парашюта. Ниже раскрывающегося парашюта накладываются сменные цифры 100, 200, 300, 400, 500, обозначающие число совершенных прыжков с парашютом.

Все знаки имеют специальные подвесные пластинки. На обеих сторонах пластинки выбиты цифры, покрытые черной эмалью и указывающие:

на знаке «Парашютист-отлич- ник» - дополнительное количество прыжков с парашютом меньше десяти - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

на знаке «Инструктор-парашю- тист»-дополнительное количество прыжков с парашютом меньше ста - 10, 25, 40, 50, 75 и 90.

Сегодня воздушно-десантные войска имеют на вооружении самую современную технику, в том числе боевые десантные машины, которые во много раз повысили мобильность и огневую мощь десанта. Скоростная военно-транспортная авиация способна быстро доставить парашютистов, танки, боевые машины, артиллерию, реактивные установки в нужный пункт и сбросить их на парашютах.

Боевые возможности частей и подразделений ВДВ значительно возросли благодаря тому, что в их составе появились новые средства десантирования - вертолеты, и на вооружении - современные зенитные ракетные комплексы, противотанковые управляемые ракеты, другие огневые средства.

Таким образом, в современных воздушно-десантных войсках слились воедино скорость авиации, огромная мощь сухопутных войск и высокие морально-боевые качества парашютистов.

От солдата крылатой пехоты требуется быть мастером своего дела, в совершенстве владеть оружием, знать тактику современного боя. Хороший десантник тот, кто мастерски поражает цели из всех видов стрелкового оружия, водит любую автомашину, вступает в единоборство с танками, готов совершить прыжок с парашютом днем и ночью, в любое время года, на лес и на воду, на незнакомую местность.

На обучение солдатам-десантникам отпущено два года. Срок невелик. И здесь немалую помощь в подготовке будущих воинов оказывает Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Многие допризывники проходят первоначальное обучение в его клубах, большинство из них еще до службы в армии приобретает различные военно-технические специальности. Немало таких юношей, которые получают первоначальную парашютную подготовку и совершают по нескольку прыжков. Значит, в армии у них появляется возможность уделить больше внимания другим учебным дисциплинам. В итоге они быстрее становятся отличными бойцами.

Служба в воздушно-десантных войсках - настоящая кузница мужественных и бесстрашных характеров. Ведь каждый без исключения воин готовится и для боя в тылу противника. Служба требует от него храбрости, выносливости, прочной закалки и высокой надежности, на которую рассчитывают товарищи по оружию.

В феврале 1980 года подразделение гвардейцев-десантников получило приказ - обеспечить безопасность продвижения автоколонны с хлебом в отдаленные кишлаки Афганистана. На одном из крутых подъемов на колонну внезапно напали душманы. Прикрывать ее отход остался заместитель командира взвода гвардии старший сержант А. Мироненко. Когда кончились патроны, он взялся за гранаты. Душманы окружили его, уже дважды раненного. И когда кольцо врагов сомкнулось, прозвучал глухой взрыв.

Последней гранатой комсомолец взорвал себя и подбежавших к нему врагов.

Званием Героя Советского Союза отмечено мужество гвардии старшего сержанта Мироненко. Приказом министра обороны СССР он навечно зачислен в списки разведывательной роты гвардейского парашютно-десантного полка.

А случай, о котором пойдет речь, произошел через четыре года далеко от Афганистана, на мирной советской земле, в одной из десантных частей Краснознаменного Прибалтийского военного округа.

Гвардейцы-десантники ефрейтор П. Васькин и рядовой Ю. Агафонов уже совершили по нескольку прыжков с парашютом. Но есть у десантников непреложное правило: будь на твоем счету хоть сто прыжков, но готовься к каждому, как к первому.

В тот раз десантировались ночью, на незнакомую местность. Руководитель занятия гвардии капитан Копатилов предупредил:

Будьте внимательны, на высоте порывистый ветер.

Первым покинул воздушный корабль Агафонов. Убедившись, что снижение идет нормально, он решил развернуться по ветру и в это мгновение почувствовал удар о купол парашюта. После выяснилось, что Васькин делал все возможное, чтобы уйти от снижавшегося слева парашютиста, но порыв ветра бросил его на купол товарища. Десантник соскользнул в стропы парашюта Агафонова.

С каждым мгновением приближалась земля. Но Агафонов был предельно собран. Когда рядом зашелестела ткань купола, он схватил ее железной хваткой. Поняв, что до земли остались считанные метры и запасной парашют не успеет раскрыться, десантники решили спускаться на одном куполе. После приземления они крепко обнялись. А через некоторое время за умелые действия, проявленные мужество и высокую десантную выучку командир полка поощрил обоих краткосрочным отпуском с поездкой на родину.

Нагрудный знак "Парашютист" был учрежден 12.02.1931 г. решением Центрального совета ОСОАВИАХИМ. Уже через месяц приказом Начальника ВВС РККА Я.И.Алксниса № 28 от 07.03.1932 г. этот знак был разрешен для ношения личным составом РККА "в целях поощрения тренировочных парашютных прыжков". Нагрудный знак вручался гражданским лицам и военнослужащим, добровольно выполнившим один или несколько парашютных прыжков с самолета, аэростата или дирижабля. Впоследствии формулировка несколько изменилась: так, в руководстве "Парашютная подготовка" (Кайтанов К.Ф. Военное издательство Министерства Вооруженных Сил Союза ССР. Москва, 1947 г.) говорилось: "Военнослужащему, совершившему ознакомительный или вынужденный прыжок с самолета или другого вида летательного аппарата, выдается свидетельство и нагрудный знак парашютиста" (стр.133).

Нагрудный знак "Парашютист" выполнен в форме вертикального выпуклого дельтоида с бронзовым ободком, покрытого темно-синей эмалью. Характерной особенностью знака образца 1931 г. был достаточно острый нижний угол четырехугольника, вследствие чего он часто подвергался деформации, а темно-синяя эмаль откалывалась. На поле знака изображен раскрытый спускающийся парашют с восемью стропами и стилизованной фигуркой парашютиста. Контур рисунка и стропы выполнены бронзовым очертанием, а купол парашюта и фигура парашютиста покрыты белой эмалью. Знак увенчан пятиконечной звездочкой с насечками под красной эмалью, бронзовым ободком и бронзовой эмблемой в виде серпа и молота. На реверсе знака гравировался порядковый номер.

Согласно Приказу № 28, на летней и зимней форме одежды знак должен был крепиться над пуговицей клапана левого нагрудного кармана при помощи "навинченного штифта и чашеобразной гайки". На униформе, у которой не были предусмотрены нагрудные карманы, знак "Парашютист" крепился в верхней левой части. На открытом френче для начальствующего состава ВВС РККА образца 1927 г., а также на френче для начсостава ВВС и бронетанковых войск образца 1935 г., знак мог носиться как над нагрудным карманом или на его клапане, так и на лацкане френча.

Изначально знак носился выше левого нагрудного кармана, однако в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, объявленным Приказом НКО СССР № 240 от 21.06.1943 г., знак "Парашютист" обр.1931 г., как и все прочие нагрудные знаки, "переместился" на правую сторону кителя, левее или ниже государственных наград и знака "Гвардия".

Достаточно распространенной практикой было неуставное ношение знака "Парашютист" на самодельной подкладке, изготавливавшейся из металла, целлулоида или ткани.

Правом на ношение нагрудного знака являлось свидетельство, образец которого был утвержден Приложением к Приказу № 28. Учет парашютных прыжков, выдача нагрудных знаков и свидетельств были возложены на Инспектора по парашютному делу УВВС РККА.

Знак "Парашютист" образца 1931 г. имел несколько разновидностей

1. Считается, что самая первая партия из ста знаков была изготовлена в одной из ленинградских мастерских из серебра. Знак №1 был вручен военному летчику, планеристу и дипломированному парашютисту Л.Г.Минову (23.04.1898-хх.01.1978), совершившему первый учебно-тренировочный прыжок с парашютом в СССР во время сборов ВВС Московского военного округа в г.Воронеж (26.07.1930 г.). По другой версии, первая партия состояла из десяти серебряных и 90 медных знаков, имевших нумерацию штихелем на реверсе.

В отличие от этих знаков, достоверная информация о выпуске которых у автора отсутствует, доподлинно известно о производстве ранних бронзовых экземпляров ленинградским ювелиром Георгием Свенсоном. Эти редкие знаки изготавливались из бронзы, а на гайках размещалось соответствующее клеймо.

Производство официальных серийных знаков из бронзы было налажено на мощностях Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства ("Всекохудожник") в г.Москва. Именно этот производитель изготавливал все знаки, наносил на реверсы порядковые номера и заказывал в типографии удостоверения на право их ношения. Впоследствии полные комплекты направлялись в подразделения РККА или ОСОАВИАХИМ в количестве, указанном Управлением авиации при Центральном совете ОСОАВИАХИМ и Летной инспекцией ВВС РККА.

2. Фигурка парашютиста прямой вытянутой формы, размер знака – 41,0-42,2 х 16,3-17,4 мм; размах лучей звездочки – 7,3-8,0 мм; вес – 4,0-5,8 г. Реверс знака мог быть плоским или контррельефным. Известны три варианта написания номера на реверсе:
- трех-, четырех- или пятизначный номер /отсутствие литер перед номером означало, что знак изготовлен для военнослужащего РККА/;
- "ОАХ" /т.е. ОСОАВИАХИМ/ и четырех- или пятизначный номер;
- "ГВФ" /т.е. Главное управление Гражданского воздушного флота/ и четырехзначный номер.

3. Фигурка парашютиста изогнутой формы, размер знака – 42,5-44,4 х 17,5-18,7 мм; размах лучей звездочки – 8,4-11,7 мм, вес – 5,2-6,6 г. Реверс плоский. Известны четыре варианта написания номера на реверсе:
- четырех- или пятизначный номер;
- "ОАХ" и пятизначный номер;
- "О" /т.е. ОСОАВИАХИМ/ и трех-, четырех- или пятизначный номер;
- "НКВД" и четырехзначный номер.

4. Нижние лучи пятиконечной звезды вытянуты, а фигурка парашютиста похожа на лист. Размер знака – 43,9х17,5 мм, размах лучей звездочки – 8,2 мм. Реверс контррельефный. Предположительно, такие знаки выпускались в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Диаметр круглых гаек "Всекохудожник" различного типа варьировался от 17,8 до 18,7 мм, а вес составлял 1,5-2,4 г.

II. Нагрудный знак "Парашютист" образца 1936 г.

Нагрудный знак "Парашютист" образца 1936 г. отличался от своего вышеописанного предшественника, прежде всего, более тупым нижним углом четырехугольника, чуть меньшей высотой, изображением фигурки парашютиста, а также отсутствием нумерации на реверсе.

В зависимости от производителя известны следующие разновидности знака "Парашютист" образца 1936 г.:

1. Знаки производства Ленинградской эмальерной фабрики. Все детали знака и реверс никелированы, эмаль темно-синего или светло-синего цвета, реверс мог быть как плоским, так и контррельефным. Размер знака – 41,0-41,2х18,4 мм; размах лучей звездочки – 10,0-10,2 мм; вес – 5,4 г. Диаметр гайки – 16,5 мм, вес – 1,3-1,5 г.

2. Знаки производства московской фабрики "Победа". Контур рисунка и стропы выполнены бронзовым очертанием, эмаль темно-синего или светло-синего цвета, плоский или контррельефный реверс. Размер знака – 39,7х17,4-17,9 мм; размах лучей звездочки – 9 мм; вес – 3,5-4,8 г.

3. Знаки производства Московского монетного двора. Предположительно, эти знаки выпускались в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Размер знака – 40,6-41,0х17,4 мм; размах лучей звездочки – 8,9 мм; вес – 4,2-4,9 г. Реверс контррельефный, крепление на винте или при помощи горизонтальной булавки. На реверсе некоторых знаках присутствовало клеймо ММД. Диаметр гайки – 17,9 мм, вес – 1,9-2,4 г.

4. Знаки производства "Ленинградского товарищества № 30". Контур рисунка и стропы выполнены бронзовым очертанием, эмаль темно-синего цвета, плоский реверс. Довоенный выпуск.

5. Знаки производства Эмальерной фабрики Московского товарищества художников. Рисунок на знаке принципиально отличается от всех остальных разновидностей: купол парашюта выполнен объемным, с шестью насечками; видна его противоположная кромка; стропы разделены на две группы, хотя все восемь по-прежнему "прикреплены" лишь к ближнему к нам сегменту купола. Фигурка парашютиста также прорисована более реалистично, за стропы он держится обеими руками. Реверс знаков контррельефный, крепление винтовое. Знаки этого типа различаются шириной купола, длиной насечек на куполе, формой и толщиной фигурки парашютиста, размерами рукояти серпа. Предположительно, эти знаки выпускались в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

Размер знака – 39,5-40,0х16,9-18,2 мм; размах лучей звездочки – 10,1-11,0 мм; вес – 3,4-4,2 г. Диаметр гайки – 14,8-16,0 мм, вес – 1,5-2,5 г.

Изначально знак носился выше левого нагрудного кармана, однако в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, объявленным Приказом НКО СССР № 240 от 21.06.1943 г., знак "Парашютист" обр.1936 г., как и все прочие нагрудные знаки, "переместился" на правую сторону кителя, левее или ниже государственных наград и знака "Гвардия".

Известны случаи неуставного ношения знаков на различных самодельных металлических подкладках с изображением самолета, пары горизонтальных крыльев и подвесками с указанием количества совершенных прыжков.

Нагрудные знаки "Парашютист" образца 1936 г. вручались до учреждения одноименных знаков нового типа, введенных приказом министра обороны СССР № 186 от 10.11.1955 г.

В середине прошлого века в советской армии начали происходить изменения, которые затронули воздушно-десантные войска и стали причиной того, что появился значок парашютиста СССР. Знак имел три разновидности в зависимости от количества прыжков, совершенных парашютистом.

Предпосылки появления значка парашютиста Советского Союза

В пятидесятых годах прошлого века Вооруженные Силы союзных республик, а вместе с ними ВДВ, начали реформироваться. В воздушно-десантных войсках изменения носили глобальный характер: наряду с перевооружением, оснащением частей новой техникой, происходила реорганизация структуры. К ведению ВДВ отнесли контроль над всем театром возможных военных действий с воздуха. Для того, чтобы награждать выдающихся парашютистов, был учрежден особый значок парашютиста Советского Союза.
Соответствующий приказ был подписан Министерством обороны союзного государства в ноябре 1955 года по ходатайству генерал-лейтенанта Маргелова. Было разработано три модели значков:
для новичков;
любителей;
профессионалов.
В официальной литературе они получили названия «Парашютист», «Парашютист - отличник», «Инструктор парашютист». Производство отличительной нумизматики было поручено заводу «Победа» (бывшей артели) и его бравым труженикам.

Первые значки парашютиста Советского Союза

Первые значки парашютиста СССР изготавливались на заводе и имели абсолютно одинаковый дизайн. Различие состояло только в надписи, характеризующей степень мастерства прыгуна. Значок «Парашютист» и «Парашютист-отличник» вручался командиром части, к которой был приписан прыжок. Значок «Парашютист-инструктор» мог выдавать только командир рода войск. Первый значок присваивался тому, кто совершил хотя бы один прыжок, второй был рассчитан на вручение парашютистам, выполнившим более 8 прыжков, а инструкторами становились лица, прыгнувшие с самолета 50 раз.
Все значки парашютиста были выполнены в форме парашюта. Купол был белого цвета, а на его вершине красовалась пятиконечная красная звезда с изображением культовых атрибутов советского государства – серпа и молота. Под куполом начинался синий треугольник с вершиной в нижней точке, символизирующий небо. От купола шло вниз восемь строп, за которые держался изображенный в нижней части треугольника прыгун, а над ним «завис» самолет. На белом куполе парашюта не содержалось надписей, а сам парашютист, стропы, самолет были золотистого цвета.

Значок «Парашютист-отличник» отличался размером (5,9 на 2,1 см вместо 4,7 на 2,3 см) и надписью от «Парашютиста». На куполе было выбито два слова, обозначающие категорию прыгуна. В нижней части значка – там, куда сводятся вершины треугольника, располагалась небольшая подвеска, на которой была написана та или иная цифра, обозначающая число прыжков парашютиста-отличника.
Знак «Парашютист-инструктор» отличался от предыдущего только надписью. Как и во всех прочих вариациях значка, крепление к одежде осуществлялось посредством штифта и гайки. Чтобы получить такую награду, нужно было не только совершить пол сотни прыжков, но и сдать экзамен на знание программы инструктора парашютной подготовки.

Второе поколение значков парашютиста Советского Союза

В 1966 году был подписан новый указ Министерства обороны, который утверждал новые требования к изготовлению знаков. Поменялись как нормативы для парашютистов, так и дизайн значков. Последний факт связан с тем, чтобы все-таки разграничить достижения отдельных категорий прыгунов, а не сводить их к одному общему. Так появилось три новых варианта значков парашютистов союзного государства.
Новый значок «Инструктор парашютист» содержал не только уже знакомую фигуру парашютиста и изображение самолета, но и цифру, обозначающую округленное до сотни число прыжков. Купол приобрел форму белого пятиугольника, от которого в разные стороны отходят, расширяясь, 10 лучей. В верхней части осталась прежняя звезда с серпом и молотом, а на белом фоне поместилась надпись «Инструктор парашютист». Под куполом «завис» самолет, из которого выпрыгнул парашютист, изображенный, на этот раз с собственным белым парашютом. У основания сужающегося знака имеется пластинка с цифрой, обозначающей десятичное число прыжков, которое дополняет основную сотню, изображенную на синем фоне.
А чтобы получить значок «Парашютист-отличник», нужно было совершить уже не 8, а 18 прыжков. При этом прыгун должен уметь упаковывать грузовые парашютные системы, парковать технику на воздушные платформы, затоваривать грузовую продукцию. Внешне значок изменился незначительно: дизайн, способ крепления и металл значка остались прежними. Добавились только цифры на синем фоне, обозначающие десятичное целое число прыжков. В нижней части знака появилась пластина с указанием числа от 1 до 9, которое плюсовалось к основной цифре на синем фоне.

Новый значок «Парашютист», утвержденный приказом 1966 года, имел прежний дизайн, но в нижней части имелись отверстия для кольца, на которое одевалась пластина. На ней указывалось число прыжков, совершенных парашютистом. Размер этого и предыдущего значка составлял 6,5 на 2,3 мм. Знак инструктора имел несколько большие размеры: 6,8 на 2,6 сантиметра. Габаритами, а также несколько видоизмененным дизайном партийные военные чиновники делали акцент на заслуги мастеров парашютной отрасли, которые своим мужеством и силой демонстрировали потрясающие результаты, совершая не одну сотню прыжков (максимальное число, которое могло отображаться на значке – 500!).
Таким образом, нововведения в Министерстве обороны, затронувшие воздушно-десантные войска, дали советским гражданам и их потомкам сразу шесть разновидностей одного и того же значка. Каждая из трех разновидностей: значок «Парашютист-отличник», «Парашютист-инструктор», «Парашютист» имеет по две вариации – 1955 и 1966 года.