«Нижегородский теплоход» спустил на воду рейдовый водолазный катер проекта А160 «Водолаз Малеев. Рейдовые катера Средства навигации, связи и сигнализации

Малый водолазный катер проект 21410 предназначен для проведения подводно-технических и аварийно-спасательных работ в прибрежных зонах морей, на реках, озерах и водохранилищах службами гидротехнических сооружений, МЧС, морского и речного флота с использованием трехболтового вентилируемого водолазного снаряжения на глубинах до 45 м.

Однокорпусное одновинтовое судно со стальным корпусом и одноярусной рубкой из легкого сплава. Класс Российского Морского Регистра Судоходство КМ Ш Российского Речного Регистра - класс «О».

Спасательное судно предназначено для эксплуатации в условиях умеренного климата с предельными температурами:

  • наружного воздуха до 300 С и относительной влажности до 90%;
  • забортной воды до 270С

Остойчивость и непотопляемость (аварийная остойчивость) катера обеспечивается в соответствии с требованиями Правил РМРС при затоплении одного любого непроницаемого отсека.

Катер может эксплуатироваться без ограничения скорости и оборотов ГД на волнении при высоте волны трех процентной обеспеченности 1,25м (3 балла), с ограничениями по скорости на волнении до 2 м.

Дальность плавания обеспечивается запасами топлива, масла и питательной воды и составляет не менее 300 (550) миль (км.) Автономность по запасам провизии и пресной воды будет 1- 3 суток (уточняется по требованию заказчика)

Эксплуатационная мощность главной энергетической установки будет обеспечивать полную скорость судна 10 - 11 узлов (18,5-20,5 км/час).

Катер оборудован водолазным постом с водолазным имуществом, позволяющим производить спуск на глубину и подъем с проведением режима декомпрессии двум водолазам, а также уменьшенной рекомпрессионной камерой типа РКУ для проведения режима лечебной рекомпрессии. Предусмотрена комплектация катера иными видами отечественного и импортного водолазного снаряжения

Для размещения водолазного имущества предусмотрено:

  • помещение водолазного поста,
  • кладовая водолазного имущества.

Экипаж судна 2 человека, водолазная команда - 4 человека. Размещение экипажа предусмотрено в каютах

Корпус судна

  • Материал основного корпуса – сталь.
  • Система набор корпуса - продольная.
  • Прочность корпуса обеспечивается в соответствии с требованиями Правил Российского Морского Регистра Судоходства и Речного Регистра.

Защита корпуса катера

Защита корпуса катера от коррозии обеспечивается соответствующими лакокрасочными покрытиями и протекторами. Для борьбы с пожарами предусмотрены:

  • система углекислотного тушения;
  • порошковые огнетушители ОП-5.

Судовые устройства

Якорное устройство
В состав якорного устройства входит якорь повышенной держащей силы, якорная лебедка (ручная или с электроприводом), кормовой стоп-анкер и якорный канат.

Швартовно-буксирное устройство
Для швартовки судна и выполнения буксировочных операций на палубе предусмотрено необходимое количество кнехтов, киповых планок и клюзов.

Рулевое устройство
Судно оборудовано рулевым устройством с профилированным пером руля и гидравлическим приводом. Для обеспечения повышенных маневренных качеств предусмотрено носовое подруливающее устройство.

Спасательные средства
В качестве коллективного средства спасения предусмотрен спасательный плот ПСН-6. Индивидуальными средствами спасения являются спасательные круги и жилеты.

Водолазное оборудование
На катере предусмотрены воздушный дизель-компрессор, рекомпрессионная камера, водолазная беседка и трап. Водолазные рукава, объединенные с телефонными кабелями, хранятся в корзинах, а спусковые и сигнальные концы – на вьюшках на открытой палубе на корме катера.

На корпусе судна предусмотрены рымы для его подъема на берег или другое судно.

Судовые системы

Для обеспечения работы водолазов предусматривается система сжатого воздуха давлением 20 МПа (200 кгс/см2), включающая в себя:

  • блок осушки и очистки воздуха
    три двухгорловых баллона давлением 20 МПа емкостью 80 л каждый,
    два воздухораспределительных водолазных щита,
    щит подачи воздуха в барокамеру,

На катере предусмотрены системы, обеспечивающие жизнедеятельность экипажа и судна в целом:

  • вентиляции и кондиционирования воздуха,
  • пресной и забортной воды,
  • сточных и хозяйственно-бытовых вод,
  • осушительная,
  • нефтесодержащих вод.

Энергетическая установка

Энергетическая установка одновальная дизельная с передачей мощности на винт фиксированного шага. 7.2.В качестве главного двигателя предусматривается применение дизельных двигателей фирмы "Perkins" мощностью 215 л/с. Дизели оборудованы системами топливной, масляной, охлаждения и газовыхлопа в соответствии с условиями на их поставку.

Электрооборудование

Основным родом тока принят постоянный ток напряжением 24В, кроме того предусмотрена сеть переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц. В качестве основных источников электроэнергии приняты дизельгенератор мощностью 8-22 кВт, обеспечивающий потребителей переменным током напряжением 220 В, частотой 50 Гц и навешенный на главный двигатель генератор постоянного тока мощностью 2 кВт напряжением 27В.

Питание сетей постоянного тока напряжением 24/27В на стоянке осуществляется через выпрямительный агрегат и аккумуляторные батареи. Предусмотрена возможность приема электроэнергии с берега от сети напряжением 380 В.

Средства навигации, связи и сигнализации

Для приема и передачи служебных сообщений, а также аварийной и частной корреспонденции на катере предусматривается радиоаппаратура фирмы «FURUNO» (Япония). В речной комплектации предусматривается радиостанция «Река-СД» и два комплекта носимой радиостанции «Гранит Р-44».

Для непрерывной автоматической выработки текущих значений координат места, времени и путевой скорости по радиосигналам на катере устанавливается приемник спутниковый глобальный GPS-36 FURUNO.

Для обеспечения трансляции речевых команд и сообщений, а также для подачи акустических сигналов во время движения и стоянки на катере предусмотрена сигнально-акустическая система «Смерч».

На катере предусмотрены соответствующие данному классу судна сигнально-отличительные фонари и звуко-сигнальные средства.

«Завод Нижегородский Теплоход» 2 мая спустил на воду рейдовый водолазный катер проекта А160 (строительный номер 808).

«Водолаз Малеев» - девятое по счету судно данного проекта, построенное на предприятии в рамках реализации Подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» .

Госзаказчиком строительства судна является Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). В качестве заказчика выступает ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта».

Суда предназначены для работы в интересах «Госморспасслужбы России» в спасательных службах всех бассейновых управлений страны. Первые семь судов проекта А160 сданы заказчику и направлены в порты приписки Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск и Астрахань, Корсаков и Владивосток.

Судно «Водолаз Сазонов» (строительный номер 809) в настоящее время проходит швартовные испытания, десятый катер «Водолаз Грицай» (строительный номер 810) готов к спуску. До конца 2012 года три судна данной серии будут отправлены в порты приписки, где они будут нести службу в интересах Госморспасслужбы России.

Катера серии предназначены для водолазного обеспечения подводно-технических работ на глубинах до 60 м при волнении моря до 4 баллов, участия в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях, а также обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Проект рейдового водолазного катера А160 выполнен в 2008 году ОАО «Завод Нижегородский теплоход» совместно с ООО «Агат дизайн бюро».

ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» основан в 1911 году. Основная специализация - создание судов технического и вспомогательного флота, портовой техники и изделий судового машиностроения. Предприятие имеет опыт успешной реализации проектов полного цикла – от проектирования до постройки и технического сопровождения судов различного типа.

Назначение катера:
Водолазное обеспечение подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 4-х баллов.
Участие в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях.
Обследование дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов (кораблей) и гидротехнических сооружений.

Тип катера:
Однопалубный катер со средним расположением одноярусной рубки, несколько смещенным в корму машинным отделением, двухвальной дизельной энергетической установкой.

Правила:
Катер спроектирован по Правилам Российского Морского Регистра Судоходства на класс: КМ Ice2 R3 - RSN АUT3 SDS<60 diving ship.

Основные характеристики
Длина габаритная, м..............................................27,4
Длина по КВЛ, м................................................. 26,3
Ширина наибольшая, м...........................................5,6
Высота борта на миделе, м........................................3,0
Высота борта в носу,м.............................................3,4
Осадка, м..............................................................1,5

Дедвейт
Экипаж с багажом,т.................................................0,3
Водолазы с багажом, т..............................................0,5
Провизия, т............................................................0,15
Пресная вода, т.......................................................5,2
Топливо и масло, т..................................................3,52
Итого,т.................................................................9,67

Водоизмещение
Порожнем, т............................................................83
Полное, т.............................................................92,7

Главный двигатель
Мощность, кВт....................................................2X441

Скорость хода - около 15 узлов, экономичного - 10 узлов.

Дальность плавания полным ходом - 200 миль.

РВК проекта А160 оснащены полным комплексоми самого современного водолазного оборудования.

Водолазное оборудование:
Снаряжение с водолазным шлемом - 3 комплекта;
Водолазное снаряжение сухого типа - 2 комплекта;
Барокамера РБК-1400, внутренним диаметром 1,4 м на 4 водолазов, одноотсечная, с предкамерой, с замкнутой системой вентиляции, с комплектом BIBS- масок, водяной системой пожаротушения;
Система связи и телевизионного контроля, средства обеспечения водолазных работ, спуско-подъемное устройство и водолазная беседка.

Водолазный комплекс обеспечивает возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров, осуществляя при этом в любое время суток полный контроль над проведением спусков. Не ограничены возможности исследовательских, поисковых, спасательных и технических работ, так как на судах проекта А160 представлен полный комплект инструментов для подводной сварки и резки, гидравлический инструмент, средства грунторазмыва.

Рейдовые катера

Рейдовые катера в послевоенное время были созданы по заказу Советского флота. Они предназначались как вспомогательные катера для обеспечения повседневной деятельности других судов в местах их якорной стоянки. В дальнейшем на их базе начали строить гражданские модификации, выполняющие различные назначения:

  • Рабочие;
  • Водолазные;
  • Гидрографические;
  • Буксирные;
  • Подводной охраны объектов;
  • Медицинские;
  • Спасательные.

Рейдовый катер РК-1078

Катер «Ярославец»

Инженеры сконструировали «Ярославец» в 50-е гг. XX века. Советскому флоту было необходимо буксирное судно, которое можно было бы использовать для поисково-спасательных операций с участием водолазов, а также на таможенных и пограничных постах.

Одной из важных характеристик катера является его возможность транспортировки по железной дороге. В любой модификации длина судна составляет 21 метр, а ширина – 4 метра. Его водоизмещение – почти 47 тонн. Судно вмещает 12 человек.

Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей модели ЗД6С и ЗД6С1, которые приводят в движение один винт с фиксированным шагом. Это позволяет лодке разгонятся до 10 узлов.

Рейдовый катер “Ярославец” РК – 516

Катер спроектирован таким образом, чтобы была возможность оперативно доставлять груз или водолазов к месту и обеспечивать их бесперебойную работу. Он может выполнять маневры на мелководье и в мелкой ледяной поверхности.

Корпус судна изготовлен из дерева и металла. На буксировочной модификации установлены специальные дуги, не дающие повредить трос при маневрах. Также на борту установлен специальный крюк для подъема грузов и буксировки кораблей. Рубка у судна съемная. Это сделано для того, чтобы уменьшить габариты при перевозке катера по железной дороге.

Катер применяется как транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров. Также в его функции входят буксировка других кораблей, участие в поисковых операциях. Его используют в охране границ и для отлова браконьеров.

Рейдовый разъездной катер «Сапсан»

Судно спроектировано КБ «Алмаз». Его функцией является перевозка официальные делегации, офицерский и командирский состав флота с берега на берег или на корабли, которые стоят на якоре. Также катер предназначен для участия в парадах.

«Сапсан» – это двадцатиметровый катер с гладкой палубой, одноярусной рубкой, стальным корпусом и надстройкой из сплава алюминия. Он вытесняет до 103 тонны воды. Имеет два дизельных двигателя MTU10V200M9, которые помогают развивать скорость до 20 узлов. На судне размещены пять кают, в которых можно разместить 10 человек. В закрытом и открытом салонах помещается по 20 человек на каждый. Также на корабле есть открытый мостик, кубрик и каюты для членов экипажа.

Недавно катер был принят в ряды и сейчас базируется в Севастополе.

Рейдовый катер «Водолаз Печкуров»

Судно участвует в различных водолазных, поисковых и аварийно-спасательных операциях и судоподъемных работах. Длина катера почти 28 метров, ширина пять с половиной метра. Вымещение воды составляет 92,7 метра.

Катер оснащен современным оборудованием для водолазных работ:

  • Водолазные костюмы со шлемами;
  • Гидрокомбинезоны с открытой схемой дыхания;
  • Специальная водолазная камера на 4 человека для спуска экипажа на дно;
  • Система связи, устройство для спуска и подъема водолазов;
  • Инструменты для проведения сварочных работ и размыва грунта, инструмент для шлифовки, резки, раскалывания железа и бетона под водой.

Это оборудование позволяет погружаться водолазам на глубину до шестидесяти метров в любое время дня и ночи. Устойчивость катера дает возможность аквалангистам работать в штормовой воде.

«Баклан» – большой однопалубный катер. Он создавался для разведки маршрутов, съемки рельефа дна, помощи в навигации субмарин в прибрежных водах. Он способен доставлять грузы и исследовательские группы на необорудованное побережье.

Длина судна – 36,4 метра, ширина -7,6 метра. Водоизмещение корабля составляет 320 тонн. На палубе установлен грузоподъемный кран «Dreggen», который способен поднимать груз массой до 3,5 тонны. В машинном отделении помещено два дизельных двигатели модели «Деуц» общей мощностью 464 кВт. «Баклан» разгоняется до 11-12 узлов. Его экипаж состоит из 11 человек.

На борту катера установлено новейшее гидрографическое, навигационной оборудование и приборы связи. В их число входят: многолучевой и промерный эхолоты, мореограф, аппарат для измерения качки, профилограф, оборудование для измерения скорости звука в воде. Катер оснащен радиоустановками, приемниками NAVTEX, навигационным локатором и спутниковой станцией ГЛОНАС.

На рейдовых катерах не предусмотрено никакого вооружения, так как они являются вспомогательными суднами для военных и гражданских судов и используются в мирное время.

29 марта 2013 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» был подписан контракт на строительство 16 рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040. Впоследствии серия была доведена до 22 катеров аварийно-спасательного обеспечения.

Катер проекта 23040 представляет собой дальнейшее развитие серии из десяти водолазных катеров проекта А160 (строительные номера 801-810), построенных ОАО «ЗНТ» в 2010-2012 годах для ФГУ «Госморспасслужба России», а также водолазного катера проекта ZT28D «Пеликан», разработанного конструкторским отделом завода.

По сравнению с самыми известными ранее катерами «Фламинго» и их наследниками, катерами проекта 14157, катера проекта 23040 имеют бóльшие размерения, более высокие энерговооруженность и ледовый класс, что позволяет им уверенно работать на внешних рейдах и за их пределами с удалением от мест убежищ до 50 миль.

Среди дополнительных функций катера - возможность осуществлять поисковые, осмотровые и обследовательские работы с помощью штатного малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата и буксируемого гидролокатора. Кроме того впервые на катерах подобного рода предусмотрена система джойстикового управления.

Тип судна: Однопалубный катер со стальным корпусом с ледовыми усилениями, с одноярусной алюминиевой надстройкой (рубкой), двухвальной дизельной энергетической установкой с винтами фиксированного шага и носовым подруливающим устройством.

Основные характеристики: Водоизмещение полное около 118 тонн. Длина наибольшая 28,09 метра, ширина наибольшая 5,56 метра, высота борта в носу 3,4 метра, осадка средняя 1,5 метра. Скорость хода около 13,7 узла. Экипаж 3 человека, а также водолазная группа 5 человек.

Главный двигатель: 2х441 кВт.

Дизель-генератор: 2х80 кВт.

Аварийно-стояночный дизель-генератор: 1х20 кВт.

Катер проекта 23040 предназначен для: водолазного обеспечения подводно-технических работ на глубинах до 60 метров при волнении моря до 3-х баллов; проведения водолазных работ двумя водолазами одновременно с расходом воздуха до 120 л/мин на глубину до 60 метров с экспозицией на грунте 60 минут; проведения декомпрессии, воздушных, кислородных и гелиевых режимов лечебной рекомпрессии; участия в аварийно-спасательных, гидротехнических и судоподъемных операциях; обследования дна акваторий, затонувших объектов и гидротехнических сооружений; тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и береговых объектах высотой до 30 метров; откачки воды с аварийного судна; выполнения обследовательских работ с помощью малогабаритного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА); поиска затонувших объектов на глубинах до 150 метров, при помощи буксируемого гидролокатора; поиска находящихся за бортом людей, при помощи тепловизионной системы ночного видения; выдачи электропитания на аварийный корабль или объект.

В соответствии с условиями контракта завод «Нижегородский Теплоход» выполнит свои обязательства по строительству катеров проекта 23040 в течение 3 лет. Первые 4 судна будут отправлены в Новороссийск (Черноморский флот). В программу 2014 года вошли 6 катеров: 3 – для Каспийской флотилии (город Астрахань), 3 – для Балтийского флота (город Кронштадт). В программу 2015 года войдут 6 катеров для Балтийского флота (город Кронштадт).

Катер будет вооружен самыми современными средствами навигации, радионавигации, связи, необходимыми судовыми устройствами, водолазным снаряжением, в нем будут созданы максимально возможные комфортные и безопасные условия жизни и работы экипажа.

Катер будет оснащен единым комплексным решением по управлению движением судна от компании ЗАО «НАВИС».

Комплекс включает в себя: джойстиковую систему управления пропульсивным комплексом судна Navis JP4000; рулевой привод Jastram Engineering; систему управления рулевым приводом Navis STCS4000; систему автоматического управления курсом судна (авторулевой) Navis AP4000.

Джойстиковая система управления движением Navis JP4000 позволяет обеспечить как простое движение судна, так и выполнение судном требующихся от него исключительно точных маневров самого различного вида: Удержание судна в заданной точке и контроль его курса при проведении водолазных работ или работе с телеуправляемым подводным аппаратом; Управление всем пропульсивным комплексом с использованием одного джойстика; Удержание заданной скорости и курса судна на малых ходах; Автоматическое управление курсом и скоростью судна при проведении гидрографических и других работ.

27 июня 2013 года состоялась закладка киля первых четырех катеров, которые будут отправлены в Новороссийск.

Первый рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 был заложен 27 июня 2013 года. Спущен на воду 17 сентября 2013 года. В феврале 2014 года пополнил флот Новороссийской военно-морской базы.

Второй катер в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 был заложен 27 июня 2013 года. Спущен на воду 24 сентября 2013 года. В феврале 2014 года пополнил флот Новороссийской военно-морской базы.

Третий катер в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 был заложен 27 июня 2013 года. Спущен на воду 15 октября 2013 года. В феврале 2014 года пополнил флот Новороссийской военно-морской базы.

Четвертый катер в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 был заложен 27 июня 2013 года. Спущен на воду 15 октября 2013 года. В феврале 2014 года пополнил флот Новороссийской военно-морской базы.

Пятый катер "РВК-933" в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1105) на 12 марта 2014 года готов к спуску и ждет открытия навигации. 06 мая 2014 года спущен на воду. 28 октября 2014 года в Астрахане подписан акт приемо-передачи. Войдет в состав Каспийской флотилии.

Шестой катер "РВК-946" в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1106) на 12 марта 2014 года готов к спуску и ждет открытия навигации. 29 апреля 2014 года был спущен на воду. 28 октября 2014 года в Астрахане подписан акт приемо-передачи. Войдет в состав Каспийской флотилии.

По сообщению от 03 апреля 2015 года в учениях по оказанию помощи надводному кораблю, получившему повреждения.

По сообщению от 11 апреля 2017 года в учение по оказанию помощи надводному кораблю, получившему повреждения, с отработкой эпизодов по тушению пожара, заделыванию пробоин, поиску и спасению личного состава на воде.

Седьмой катер "РВК-1045" в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1107) на 12 марта 2014 года находится в стадии строительства. 17 июня 2014 года был спущен на воду. 03 октября 2014 года подписан приемный акт. 14 ноября подписан акт приемо-передачи. Войдет в состав учебного батальона подготовки водолазных специалистов ВМФ города Севастополь. По сообщению от 04 февраля 2015 года в Севастополе на территории учебного батальона подготовки водолазных специалистов Объединенного учебного центра Военно-Морского Флота подъема Андреевского флага.

Восьмой катер "РВК-1064" в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1108) на 12 марта 2014 года находится в стадии строительства. 17 июня 2014 года был спущен на воду. 03 октября 2014 года подписан приемный акт. 10 ноября подписан акт приемо-передачи. Войдет в состав Балтийского флота и будет нести службу в Балтийском море.

Девятый катер в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1109) на 12 марта 2014 года находится в стадии строительства. 17 июля 2014 года спущен на воду. 10 ноября 2014 года подписан акт приемо-передачи. Войдет в состав Балтийского флота и будет нести службу в Балтийском море.

Десятый катер в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1110) был заложен 12 марта 2014 года. 17 июля 2014 года спущен на воду. 24 ноября 2014 года . Будет нести службу в УПАСР Черноморского флота.

Одиннадцатый катер «РВК-2162» в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1111) был 29 апреля 2015 года. По сообщению от 07 сентября в город Балтийск.

По сообщению от 15 июня 2017 года в комплексном учение сил поисково-спасательного обеспечения в море в составе дежурных аварийно-спасательных сил Балтийского флота.

Двенадцатый катер «РВК-2163» в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1112) был 29 апреля 2015 года. По сообщению от 07 сентября в город Балтийск.

По сообщению от 14 марта 2017 года в контрольной проверки дежурных сил аварийно-спасательного отряда Балтийского флота. По сообщению от 15 июня в комплексном учение сил поисково-спасательного обеспечения в море в составе дежурных аварийно-спасательных сил Балтийского флота.подписан акт приемо-передачи.

Шестнадцатый катер «РВК- 2165» в серии из 16 катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 (стр. номер 1116) был 19 мая 2015 года. По сообщению от 07 сентября в конце текущего месяца будет в город Балтийск. 27 сентября приемо-передачи.

Семнадцатый катер «РВК-1229» (стр. номер 1117) на воду 20 сентября 2016 года. Построен для Министерства обороны РФ. Порт приписки город Североморск Мурманской области. В ноябре 2016 года успешно прошел ходовые испытания и был принят в состав Северного флота. 22 мая 2017 года отправился в порт приписки – город Североморск Мурманской области. На 06 июня катер к месту прохождения службы. 23 июля акт приемо-передачи. 21 сентября в Североморске состоялась торжественная подъёма флага поисково-спасательной службы, а также присвоено наименование «Иван Швец».

По сообщению от 09 февраля 2018 года на борту катера была тренировка погружения водолазов в условиях низких температур.

Восемнадцатый катер «РВК-1230» (стр. номер 1118) на воду 20 сентября 2016 года. Построен для Министерства обороны РФ. Порт приписки город Североморск Мурманской области. В ноябре 2016 года успешно прошел ходовые испытания и был принят в состав Северного флота. 22 мая 2017 года отправился в порт приписки – город Североморск Мурманской области. На 06 июня катер к месту прохождения службы. 23 июля акт приемо-передачи. 21 сентября в Североморске состоялась торжественная подъёма флага поисково-спасательной службы.

отправился к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 28 феврале 2019 года в состав поисково-спасательных сил Тихоокеанского флота. Церемония состоялась в Фокино.

Двадцать первый катер «РВК-1224» (стр. №1121) по состоянию на 23 ноября 2018 года строительные работы.

Двадцать второй катер «РВК-1324» (стр.№ 1122) по состоянию на 23 ноября 2018 года строительные работы.

Рейдовый водолазный катер «РВК-2059» был построен по проекту РВ1415 (шифр «Фламинго») на Сосновской судостроительной верфи, пос. Сосновка, СССР.

Проект «Фламинго» разрабатывался одновременно в двух модификациях: рабочий катер проекта Р-1415 (впоследствии проект 14151) для перевозки грузов и людей на внешних и внутренних рейдах портов и водолазный проекта РВ-1415 (впоследствии проекта 14152), предназначенный для проведения работ на глубинах до 45 метров на тех же акваториях портов. Им был присвоен класс «О» Речного Регистра. Их мореходные качества проверялись в море: при волнении пять баллов катера оставались на плаву и сохраняли остойчивость при затоплении любого из отсеков.

Спроектированные на одной конструктивной и технологической основе, они имеют близкие технические характеристики: длина корпуса наибольшая (без привального бруса) - 21,2 метра; ширина корпуса наибольшая (без привального бруса) - 3,93 метра; высота борта (от основной плоскости) - 2,25 метра; осадка в зависимости от модификации - 1,2- 1,4 метра; водоизмещение - 42 - 54 тонн; скорость полного хода - 11 - 12 узлов. Автономность по запасам провизии и питьевой воды в обеих модификациях - 5 суток. Экипаж рабочего катера - три человека, водолазного - восемь человек (дополнительно включены пять водолазов). Различия в составе экипажей отразились и на компоновке жилых помещений. Так, на водолазном катере предусмотрены каюты на одного, трех и четырех человек, на рабочем - одна четырехместная каюта. Обе модификации имеют электрифицированный камбуз, душ и санузел, а водолазный катер оборудован еще и сушильным шкафом для одежды.

Рабочий катер рассчитан на 27 пассажиров или 17 тонн груза. Его трюмы обслуживаются съемной поворотной балкой грузоподъемностью 0,5 тонн.

Стальные корпуса с протекторной защитой от коррозии в подводной части идентичны по конструкции и набраны по поперечной системе. Выгородки, фальшборт в носу и корме, ходовая рубка, надстройка выполнены из алюминиевого сплава. При транспортировке по железной дороге надстройка, рубка и фальшборт снимаются. Ходовая рубка, выдвинутая к носу, имеет одиннадцать иллюминаторов, три из них с электрообогревом. Тепловая изоляция выполнена из негорючих плит АТИМСС, декоративная обшивка жилых помещений - из слоистого пластика, изоляция помещений надстройки - из трудносгораемых плит с оклейкой стеклосеткой и последующей окраской. Два якоря (массой 75 кг каждый), один из которых запасной и крепится по-походному на палубе, поднимаются на водолазном катере электрической лебедкой, а на рабочем - ручным шпилем. Спасательное оборудование состоит из надувных плотов ПСН-1 ОМ в контейнерах. Они могут сбрасываться на оба борта. Для прохода под мостами сигнальная мачта катеров всех модификаций заваливается в корму.

В качестве главного двигателя, управляемого из ходовой рубки, на катерах используется дизель ЗД12Л мощностью 300 л.с., работающий через реверс-редуктор на гребной винт фиксированного шага. Запасы топлива и масла обеспечивают дальность плавания 200 миль. В состав судовой электростанции входят трехфазный синхронный генератор (номинальная мощность - 12 кВт, напряжение - 400 В, частота - 50 Гц), две группы аккумуляторных батарей типа 6СТК-180 М (напряжение - 12 В) и навешенный на главный двигатель генератор постоянного тока (мощность - 1,2 кВт, напряжение - 27 В). На стоянке питание осуществляется от береговой электросети.

Сточно-фановая система закрытого типа и зачистная система для сбора подсланевых вод, отработанного масла и отстоя топлива сделаны с учетом современных требований по охране водной среды. Запасы питьевой воды составляют около 1,7 м3. Предусмотрена подача горячей воды на камбуз и в душ. Отопление и камбузная плита - электрические.

Радионавигационное оборудование состоит из ультракоротковолновых радиостанций типа «Катер» и «Плот», а также навигационной РЛС «Лоция» или «Печора-1».

Пожарная защита представлена водяной противопожарной системой жидкостного тушения машинного отделения. На водолазном катере имеются все необходимые устройства и оборудование, обеспечивающие выполнение «Правил водолазной службы».

Проекты обеих модификаций разработаны с высокой степенью унификации материалов и комплектующего оборудования. Постройка уже первых серийных катеров показала высокую технологичность конструкций применительно к поточно-позиционному методу производства. Поэтому не случайно именно этот проект был выбран для разработки на его базе новых модификаций различного назначения.

(Использованы материалы сайта boatclub.ru).

После завершения строительства рейдовый водолазный катер «РВК-2059» вошел в состав Балтийского флота.