Какие потребности испытывает человек. Виды потребностей человека

Для нормального существования человека на земле, ему необходимо удовлетворять свои потребности. Все живые существа на планете имеют потребности, но больше всего их у разумного индивидуума.

Виды потребностей человека

    органические. Эти потребности связаны с развитием человека, с его самосохранением. Органические потребности включают в себя множество нужд: еда, вода, кислород, оптимальная температура окружающей среды, продолжение рода, сексуальные желания, безопасность существования. Данные потребности присутствуют и у животных. В отличие от братьев наших меньших, человек нуждается, например, в гигиене, кулинарной обработке продуктов питания и других специфических условиях;

    материальные потребности основаны на удовлетворении их с помощью продукции, созданной людьми. К ним относятся: одежда, жилище, транспорт, бытовая техника, инструменты, а также все то, что необходимо для работы, отдыха, быта, познания культуры. Другими словами, человек нуждается в жизненных благах;

    социальные. Такой вид связан с потребностью общения, положением в обществе, определенной жизненной позицией, завоеванием уважения, авторитета. Человек не может существовать сам по себе, поэтому ему необходимо общение с другими людьми. возникли со времен развития человеческого общества. Благодаря таким потребностям, жизнь становится наиболее безопасной;

    творческие виды потребностей представляют собой удовлетворение в разных художественной, научной, технической. Люди очень разные. Есть такие, которые не могут без творчества. Они даже согласны отказаться от чего-то другого, но не могут существовать без него. Такой человек - высокая личность. Свобода занятия творчеством для них превыше всего;

    нравственное самосовершенствование и психологическое развитие - это виды при которых он обеспечивает себе рост в культурно-психологическом направлении. В этом случае человек стремится стать глубоко нравственным и ответственным морально. Такие потребности способствуют приобщению людей к религии. Нравственное самосовершенствование и психологическое развитие становятся доминирующими потребностями для людей, достигших высокого уровня развития личности.

    В современном мире очень популярна среди психологов Ее присутствие говорит о высшем уровне психологического развития человека. Человеческие потребности и их виды со временем могут меняться. Существуют такие желания, которые необходимо в себе пресекать. Речь идет о патологии психологического развития, когда у человека возникают потребности негативного характера. К ним относятся болезненные состояния, при которых человек имеет желание причинить боль другому, как физическую, так и моральную.

    Рассматривая виды потребностей, можно сказать, что есть такие, без которых человек не сможет жить на земле. Но есть и такие, без которых можно обойтись. Психология - наука тонкая. К каждому индивидууму нужен особый подход. Вопрос, почему у одних людей особо ярко выражены одни потребности, а у других - иные? Одни любят трудиться, другие нет, почему? Ответ надо искать в родовой генетике или в образе жизни.

    Виды также можно разделить на биологические, социальные, идеальные. Большое разнообразие имеет классификация потребностей. У появились потребности престижа и признания в обществе. В заключение можно сказать, что установить полный список человеческих потребностей невозможно. Иерархия потребностей отличается индивидуальностью. Удовлетворение потребностей базового уровня подразумевает формирование остальных.

Почему люди вообще что-то делают? Их толкают к этому неудовлет­воренные потребности. Как образно сказал маркетолог Д.Мак-Грегор:

"Человек жив хлебом единым, если хлеба у него нет". Чтобы начать что-то производить с выгодой для себя, предприниматель должен приложить усилия, чтобы найти именно те потребности, которые в настоящее время нуждаются в удовлетворении.

Как правило, различают НУЖДУ человека в чем-то и ПОТРЕБНОСТЬ. НУЖДА - ЭТО ЧУВСТВО, ИСПЫТЫВАЕМОЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИЛИ НЕДОСТАТКЕ ТОГО, ЧТО ЕМУ ХОТЕЛОСЬ БЫ ИМЕТЬ.

Человеческие нужды разнообразны и многочисленны. Люди нуждаются в пище и тепле, взаимопонимании и сочувствии, одежде и самовыражении. Если нужда не удовлетворена, человек ощущает дискомфорт, напряжение. Но только это состояние напряженности, несчастья и может подтолкнуть человека (фирму) к действиям с целью найти предмет удовлетворения нужды. А что же такое ПОТРЕБНОСТЬ? ПОТРЕБНОСТЬ - ЭТО ТА ЖЕ НУЖДА, НО ИМЕЮЩАЯ КОНКРЕТНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ КУЛЬТУРОЙ И ОСОБЕН­НОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОТРЕБНОСТЬ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПРЕДМЕТАХ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИХ НУЖДУ СПОСОБОМ, СВОЙСТ­ВЕННЫМ ДАННОМУ ОБЩЕСТВУ.

Например, одна и та же нужда в одежде у людей, принадлежащих к разным обществам, приобретает форму различных потребностей. Потребность в одежде эскимоса и жителя Африки, горнорабочего и программиста ЭВМ различна. Общество развивается, растут потреб­ности его членов. Потребности изменяют общество и сами находятся под его воздействием. Так, потребность в передвижении породила разные виды транспорта.

Те, кто производит, обязаны и вынуждены увязывать между собой виды выпускаемой продукции и нужды людей.

ЗАДАЧА МАРКЕТОЛОГА - УДОВЛЕТВОРИТЬ ТОВАРАМИ ПОТРЕБ­НОСТИ, В КОТОРЫХ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ НУЖДА.

Для этого необходимы своеобразная "инвентаризация" потреб­ностей, их анализ, определение, как потребности будут дальше разви­ваться. С чего начинать анализ? Удобнее всего сделать это с описания иерархии потребностей человека, выявленных медиком и психологом А.Маслоу, который различал НИЗШИЕ и ВЫСШИЕ потребности. Первую группу составляют ДЫХАНИЕ, ЖАЖДА, ГОЛОД, ТЕПЛО. Человек стре­мится к тому, чтобы не испытывать нужду, которая угрожала бы его жизни. Если эти простейшие потребности удовлетворены, подобные желания отпадают. Сытого не привлечешь хлебом, хлеб важен для тех, у кого его нет. После исключения непосредственной угрозы жизни чело­век желает БЕЗОПАСНОСТИ. Это означает, что как потребитель он ориентируется на обеспечение безопасности. Когда он чувствует себя защищенным, то отпадает и эта потребность.

Следующие ступени потребностей - высшие. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей (родствен­ники, друзья, знакомые), ощущать их поддержку. За этим следует желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих. Наконец, высшую ступеньку на этой лестнице потребностей образует стремление человека РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ В ЭТОМ МИРЕ, В СВОЕМ ДЕЛЕ, Т.Е. ПОТРЕБНОСТЬ В САМОРЕАЛИ­ЗАЦИИ.

ПОЛЕЗНОСТЬ ЭТОГО ПЕРЕЧНЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЛЯ МАРКЕТИНГА

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗМОЖНОСТИ ПОНЯТЬ, В КАКОЙ СТЕПЕНИ

ГОТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬ ПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ ЗА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТЕХ

ИЛИ ИНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Например, даже при самом скудном достатке деньги на хлеб и оплату электричества всегда найдутся, а вот на строительство дачи или путешествие во время отпуска деньги, увы, найдутся не всегда и не у всех.

Потребность – это необходимость, нужда чего-либо для человеческой жизнедеятельности. Существует разнообразие видов потребностей человека. Рассматривая их, несложно заметить, что есть такие, без которых жизнь просто невозможна. Другие не столь важны и без них запросто можно обойтись. Кроме того все люди разные и нужды у них тоже разные. Существует несколько классификаций видов потребностей личности.

Первым, разобравшимся в этом вопросе и выявившем роль человеческих нужд, был Абрахам Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил в виде пирамиды. Психолог дал определение понятия и классифицировал виды потребностей. Он структурировал данные виды, расположив их в восходящем порядке от биологических (первичных) и до духовных (вторичных).

  1. Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон)
  2. Вторичные – это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация).

Эти виды потребностей по Маслоу взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. То есть человек не может развиваться в духовном плане, если у него неразвиты физиологические потребности.

Более поздняя классификация была основана на первой версии, но немного усовершенствована. Согласно этой классификации были выделены следующие виды потребностей в психологии:

  1. Органические - связанные с развитием личности и ее самосохранением. Они включают в себя большое количество нужд, таких как кислород, вода, пища. Эти потребности присутствуют не только у людей, но и у животных.
  2. Материальные - предполагают использование продукции созданной людьми. К этой категории относится жилье, одежда, транспорт, то есть все, что необходимо человеку для быта, работы, отдыха.
  3. Социальные. Этот вид людских потребностей связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека в общении. Индивидуум существует в социуме и зависит от окружающих его людей. Это общение разнообразит жизнь и делает ее более безопасной.
  4. Творческие. Этот вид потребности человека представляет собой удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Есть множество людей в мире, которые живут творчеством, если запретить им творить они зачахнут, их жизнь потеряет всякий смысл.
  5. Нравственное и психическое развитие. Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности. Человек стремится стать высоконравственным и морально ответственным. Часто это способствует его приобщению к религии. Психологическое развитие и нравственное совершенствование становятся доминантой для личности достигшей высокого уровня развития.

Кроме того в психологии применяется следующая характеристика видов потребностей.

Потребности человека, необходимые ему для жизнедеятельности - это вода, воздух, питание и защита от экологических опасностей. Эти потребности называются основными, так как они необходимы организму.

Основные потребности отличаются от других тем, что их дефицит вызывает явный неблагоприятный исход - дисфункцию или смерть. Другими словами, это то, что необходимо для безопасной и здоровой жизни (например, еда, вода, приют).

Вконтакте

Одноклассники

В дополнение к этому у людей есть потребности социального характера: общение в семье или группе. Потребности могут быть психологическими и субъективными, например, необходимость в самооценке и уважении.

Потребности - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда. Когда эта нужда поддерживается покупательской способностью, она может стать экономическим требованием.

Виды и описание потребностей

Как написано в учебнике по обществознанию 6 класса, потребности делятся на биологические, необходимые любому, чтобы жить, и духовные, которые нужны для познания окружающего мира, получения знаний и умений, достижения гармонии и красоты.

Для большинства психологов потребность - это психологическая функция, которая побуждает к действию, давая цель и направление к поведению. Это переживаемая и осознаваемая нужда или необходимость.

Основные потребности и развитие человеческого потенциала (обусловленные состоянием человека) малочисленны, конечны и классифицируются как отличные от общепринятого понятия обычных экономических «желаний», которые бесконечны и ненасытны.

Они также постоянны во всех культурах людей, и в течение исторических периодов времени могут пониматься как система, то есть они взаимосвязаны и интерактивны. В этой системе нет иерархии необходимостей (помимо основной потребности в существовании или выживания), поскольку одновременность, взаимодополняемость и компромиссы являются особенностями процесса удовлетворения.

Потребности и желания являются предметом интереса и образуют общий субстрат для разделов:

  • философии;
  • биологии;
  • психологии;
  • социальных наук;
  • экономики;
  • маркетинга и политики.

Известная академическая модель необходимостей была предложена психологом Авраамом Маслоу в 1943 году. Его теория предполагает, что у людей есть иерархия психологических желаний, которые варьируются от основных физиологических или низших потребностей, от таких как питание, вода и безопасность до более высоких, например, самореализация. Люди, как правило, тратят большую часть своих ресурсов (времени, энергии и финансов), пытаясь удовлетворить основные нужды прежде, чем желания более высокого порядка.

Подход Маслоу является обобщённой моделью для понимания мотивации в самых разных контекстах, но может быть адаптирован для конкретных контекстов. Одна из трудностей с его теорией состоит в том, что концепции «необходимостей» могут радикально меняться среди разных культур или между различными частями одного и того же общества.

Второе представление о необходимости представлено в работе профессора политической экономии Яна Гоу , который опубликовал информацию о человеческих нуждах в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния. Вместе с профессором медицинской этики Леном Дойлом он также опубликовал «Теорию человеческой нужды».

Их взгляд выходит за рамки акцента на психологию, можно сказать, что потребности индивида представляют собой «затраты» в обществе. Тот, кто не может удовлетворять свои нужды, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гоу и Дойла , каждый имеет объективную заинтересованность в предотвращении серьёзного вреда, который мешает ему стремиться к достижению своего видения того, что хорошо. Это стремление требует способности участвовать в социальной обстановке.

В частности, каждый индивидуум должен обладать физическим здоровьем и личной автономией . Последнее включает в себя способность делать осознанный выбор того, что следует делать, и как его реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможностей для участия в деятельности общества и принятия коллективных решений.

Вопросы удовлетворения потребностей

Исследователи выделяют двенадцать широких категорий «промежуточных необходимостей», которые определяют как удовлетворяются нужды в физическом здоровье и личной автономии:

  • адекватная пища и вода;
  • адекватное жилище;
  • безопасная рабочая среда;
  • одежда;
  • безопасная физическая среда;
  • соответствующее медицинское обслуживание;
  • безопасность в детстве;
  • значимые первичные отношения с другими;
  • физическая безопасность;
  • экономическая безопасность;
  • безопасный контроль рождаемости и деторождение;
  • соответствующее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения

Психологи указывают на рациональную идентификацию нужды, используя современные научные знания, рассмотрение фактического опыта людей в их повседневной жизни и демократическое принятие решений. Удовлетворение человеческих нужд нельзя навязывать «сверху».

Лица с большими внутренними активами (например, образование, психическое здоровье, физическая сила и т. д.) имеют больше возможностей для удовлетворения своих желаний и нужд.

Другие виды

В своих работах Карл Маркс определял людей как «нуждающихся существ», испытавших страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих нужд, которые были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными необходимостями.

Согласно Марксу, развитие людей характеризуется процессом удовлетворения их потребностей, они развивают новые желания, подразумевая, что в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Если нужду в питании люди удовлетворяют благодаря растениеводству и животноводству, то для удовлетворения духовной жажды требуется более высокий уровень общественного самопознания.

Люди отличаются от других животных, потому что их жизнедеятельность, работа диктуется удовлетворением необходимостей. Они являются универсальными природными существами, способными превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности.

Условия для людей, как социальных существ, даются трудом, но не только работой, поскольку невозможно жить без отношений с другими. Работа является социальной деятельностью, потому что люди работают друг с другом. Люди также являются свободными сущностями, способными в течение своей жизни достичь объективных возможностей, порождённых социальной эволюцией, на основе их сознательных решений.

Свободу следует понимать как в негативном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в позитивном смысле (господство над естественными силами и развитие человеческого творчества основных человеческих сил).

Подводя итог, нужно отметить что основные взаимосвязанные черты людей заключаются в следующем:

  • люди - это сознательные существа;
  • люди - это социальные существа.

Люди склонны к универсальности, которая проявляется в трёх предыдущих чертах и ​​делает их естественно-историческими, универсальными сознательными сущностями.

Модель необходимости Розенберга

Модель Маршалла Розенберга «Сочувствующая коммуникация», известная как «Ненавистная коммуникация», определяет различие между универсальными потребностями (что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения своих нужд. Чувства воспринимаются ни как хорошие, ни плохие, ни правильные, ни неправильные, а как индикаторы того, удовлетворяются человеческие потребности или нет. Особо выделяются жизненные потребности.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Они могут включать спрос на конкретный вид бизнеса, на определённую правительственную программу или организацию или на людей с особыми навыками. Этот пример и представляет логическую проблему овеществления.

  • Что такое потребности человека?
  • Какими они бывают?
  • Что такое разумные и неразумные потребности?
  • Бывает ли потребностей слишком много?

Разнообразный мир потребностей

К 5 классу вы уже много знаете и умеете. Наверняка кто-то из вас занимается музыкой, спортом или танцами, интересуется жизнью выдающихся людей, ходит в театры, музеи, на концерты, путешествует вместе с родителями по разным городам. И, конечно, у вас есть потребность почитать книгу, помочь взрослым по хозяйству, защитить слабого. Во всём этом проявляется ваше «я», ваш внутренний мир.

Потребности играют важную роль в нашей жизни, не будь потребностей, не было бы ничего, что нас сейчас окружает, - домов, мостов, картин, храмов, самолётов и компьютеров. (Людям просто незачем было бы всё это создавать.)

    Советуем запомнить!
    Потребности - это различные полезные блага, которые необходимы людям. Например, пища и одежда, забота и любовь, дружба и взаимопомощь, музыка и спорт, учёба и общение, путешествия и многое другое.

Потребности человека очень разнообразны. Это и самые простые нужды: есть, пить, иметь крышу над головой. И более сложные: потребность в безопасности, в любви и дружбе, в самоуважении и уважении других, в познании и понимании, в красоте, гармонии и справедливости...

Потребности бывают разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными - вред. Потребность в алкоголе или табаке - неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру - разумно.

    Интересные факты
    Курение убивает шесть человек в минуту. На 20 лет в среднем сократилась жизнь россиян в возрасте от 35 до 69 лет в связи с курением. Курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Число курящих подростков в возрасте от 13 до 15 лет по всему миру достигает 14%, однако две трети из них хотят избавиться от этой вредной привычки.

Сегодня во многих странах практически повсеместно запрещено курить в общественных местах. Борются с этой вредной привычкой и в России.

Неразумные потребности не способствуют совершенствованию и развитию человека, наносят ущерб обществу.

Какие неразумные потребности человека обличают плакаты? Почему с ними необходимо бороться?

К примеру, наркомания превратилась в бедствие для всего человечества. Тысячи молодых людей, полных сил и здоровья, смертельно заболевают, многие погибают.

Потребности подразделяют также на материальные (потребности в вещах и предметах): в пище, жилище, одежде, ноутбуке и др.; социальные (связаны с тем, что человек живёт в обществе среди людей): потребность общения и коллективизма, дружбы, любви, защиты слабого, взаимопомощи, потребность в заботе, уважении и др.; духовные (связаны с познанием окружающего мира и самого себя): потребность в познании смысла своего существования, в новых знаниях и впечатлениях, в путешествиях, в творчестве, в занятиях живописью, музыкой, спортом, танцами, в стремлении к самосовершенствованию.

К какому виду относится данная потребность? Является ли она материальной или духовной? Обоснуйте свой ответ.

Возникновение потребностей

Ранее всех возникли материальные потребности, так как людям приходилось бороться за выживание прежде, чем проявлять милосердие или изучать окружающий мир.

Духовные и социальные потребности возникли, по всей видимости, одновременно. Наскальные рисунки первобытного человека, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы появились одновременно с древними погребениями, обменом дарами, проявлением заботы о детях, стариках и инвалидах.

Бывает ли потребностей много?

Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности - двигатель развития человеческого общества.

Но не всегда. Бывает, что у человека возрастают потребности сверх меры. Человек не успел удовлетворить одни потребности, помогающие ему устроить свою жизнь более комфортно, как возникают новые, ещё более настоятельные. Вспомните сказку про золотую рыбку. Сначала старуха захотела новое корыто, а когда оно появилось, потребности стали расти сверх меры - новая изба вместо землянки, затем - столбовая дворянка с поместьем, вольная царица с дворцом. Под конец старухе захотелось быть владычицей морского. Тут и сказке конец. Вернулся старик, а старуха у разбитого корыта сидит. Выходит, замахнулась она на то, что ей на самом деле было не нужно!

Расширение и возвышение потребностей

Материальные потребности - это низшие потребности, а социальные и духовные - высшие. В своей жизни нужно стремиться удовлетворять высшие потребности. Это называется возвышение потребностей.

Например, сначала надо покушать (материальная потребность), а потом почитать книгу (духовная потребность).

Потребности не только возвышаются, но и расширяются. В отличие от животных, имеющих постоянный круг потребностей, человеческие потребности постоянно расширяются. В каждую следующую историческую эпоху потребности человека становились всё более разнообразными. Первобытный человек довольствовался дичью, грубо обжаренной на костре. Современные любители вкусно поесть могут употреблять ту же птицу, но приготовленную на гриле и приправленную множеством специй и соусов.

Нужно стремиться расширять свои потребности: читать книги, слушать музыку, заниматься спортом, ходить в театры и музеи...

    Подведём итоги
    Потребности - это различные блага, к которым стремятся люди. Потребности человека очень разнообразны, они характеризуют его внутренний мир. Человеку присуще возвышение и расширение потребностей.

    Основные термины и понятия
    Потребности, возвышение потребностей.

Проверьте свои знания

  1. Что такое потребности? Подберите слова-синонимы к слову «потребности».
  2. Какие бывают потребности? Приведите примеры разных видов потребностей.
  3. Объясните, что значит «потребности расширяются и возвышаются». Как изменялись с возрастом ваши потребности?
  4. Подумайте: к какому типу относится альтруизм - потребность жертвовать собой во имя другого?
  5. Можно ли управлять своими потребностями? Как именно?

Практикум

  1. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что материальные потребности возникли первыми.
  2. Перечислите десять главных своих потребностей. Какие из них являются материальными, социальными, духовными?
  3. Составьте план по возвышению и расширению своих потребностей.
  4. Герои книги Николая Носова «Незнайка на Луне» попадают на Дурацкий остров. Жители этого острова занимались только тем, что ели, спали, катались на аттракционах и смотрели фильмы ужасов и постепенно превращались в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?