Денис Иванович Фонвизин, пьеса «Недоросль. Д.И.Фонвизин «Недоросль Презентация художественные образы комедии недоросль фонвизина

ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ

(1745–1792)


Денис Иванович Фонвизин родился 3(14) апреля 1745 года в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в XVIII писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин недаром о нем сказал: «Он из перерусских русский».

1759–1762 – гимназия при Московском университете

«Острые слова мои, - вспоминает Фонвизин, - носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным».



1782г. – комедия «Недоросль»

Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной

А.С.Пушкин «Послание к цензору »

Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту веселую пьесу. Не сразу нашла она путь на сцену. Но когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».


Особенности драмы как рода литературы

Основа драмы – действие;

речь героя – главное средство создания образа;

отсутствие развёрнутого повествовательно-описательного изображения;

важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.);


  • Изображение повседневной жизни, людских пороков
  • Герои – люди низкого сословия; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев
  • Говорящие фамилии
  • Одна идея

Основные правила классической комедии

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)
  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)
  • Установка на разговорный язык
  • Счастливый конец
Презентация к уроку
литературы.
900igr.net

(1745-1792)
Переводчик, сатирик и драматург.
Происходил из дворянского рода.
Предки по отцовской линии были
обрусевшими немцами, которые
честно служили России.
Фонвизин рос в большой, дружной
семье. Получив образование,
служил в Коллегии иностранных
дел, считал неограниченную
монархию пагубной, мечтал о
преобразованиях.

Автор негодует на порок
И клеймит его без пощады.
П.А.Вяземский.
Первой комедией о русских
нравах стал «Бригадир».
На вопрос, почему в обществе
появляются люди, подобные
героям «Бригадира», Фонвизин
ответил в комедии «Недоросль»,
где главной стала проблема
воспитания.

ЗАДАЧИ АВТОРА
1. Указать на основное зло времени: крепостничество и
произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком
уровне.
2. Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство
несет ответственность за положение в стране, однако понимал,
что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой
высокой роли.
3.Выяснить причины, уродующие личность.
4.Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что
детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших -
«недорослями», но закон 1736 г. продлил право оставаться не
дорослями до 20 лет (для получения образования).
5.Обострить основной конфликт времени - конфликт
между невежеством и просвещением.
6.Вынести на обсуждение тему воспитания.
7.Правдиво изобразить жизнь: расширял рамки классицизма,
вводил элементы реалистического изображения действительности.

Первые постановки

Первая русская социальная комедия, прежде чем стать классикой,
испытала ряд сложностей и отказов, которые теперь навсегда стали достоянием
истории - пьеса «Недоросль» вошла в сокровищницу русской литературы и
русского театра.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в
Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А.
Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского
театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на
сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку
комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный
Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял
сам И.А.Дмитревский, Правдина - К.И. Гамбуров, Цифиркина - А.М.Крутицкий,
Скотинина - С.Е.Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при
ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу
свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно
театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене
студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

Пьеса «Недоросль» является самым известным
произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой
XVIII века на русской сцене последующих веков. Это
первая в истории русской драматургии социальнополитическая комедия. Автор изобличает в ней пороки
современного ему общества. Героями комедии являются
типичные представители разных социальных слоев 18
столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабыкрепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные
персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать,
барыня-крепостница XVIII века - госпожа Простакова,
управляющая всем и всеми - в её руках и хозяйство с
дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и
собственный муж, которого не стесняясь она может
поколотить, и воспитание сына Митрофана - на самом
деле воспитанием и образованием его она не
обременена, а лишь старательно исполняет модные
условности общества и своего положения в нем: «То
бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма,
«Недоросль» прямолинеен по своей
проблематике - осуждению традиционного
дворянского воспитания и «злонравия»,
«дикости» провинциального дворянства;
персонажи чётко делятся на положительных и
отрицательных, им даны говорящие имена
(Простаковы, Скотинины, Митрофан -
«проявление матери» по-гречески, Стародум,
Милон, Правдин, Софья - «мудрость» погречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную
популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за
мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и
из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей
(положительные получились скорее резонёрами, передающими
авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро
вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот
злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой
стали нарицательными.
Недоросль - молодой дворянин, не достигший совершеннолетия.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА
Возраст героини: хочется назвать ее старой, но Митрофану 16-й год, а,
следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет
(это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини
происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит.
Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования.
Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она
наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она
вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей
собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни
было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в
жизни - личная выгода.
С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления,
становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед
сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает
им.
Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним
нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.
Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая
материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

МИТРОФАНУШКА
Избалованный сынок. Его имя
означает «подобный матери».
Действительно, он зеркало
Простаковой с ее грубостью,
невежеством, жестоким
отношением к окружающим его
людям.
Лентяй (испытывает отвращение к
труду и учению), капризен, приучен к
сытной и обильной еде, свободное
время проводит на голубятне. Не
умеет любить - не знает любви
даже к своим близким.
Несмотря на его невежество,
нельзя сказать, что он дурак ни в
умении подластиться к матери, ни
в роковой сцене похищения Софьи,
ни в сцене экзамена. Он умеет
схитрить и извернуться.

ИДЕАЛЫ СТАРОДУМА
Просветительские и нравственные идеалы
Стародума отразились в его афоризмах. Сродни
народным поговоркам, они запоминались легко (и
даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя
на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время
интересны и актуальны.
Просвещение возвышает одну добродетельную
душу.
Невежда без души - зверь.
Великий государь есть государь премудрый.
Начинаются чины - перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во
всякое время.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде,
нежели как судья наказывает.
Для прихоти одного человека всей Сибири мало.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут
врач не пособит, разве сам заразится.
Наглость в женщине есть вывеска порочного
поведения.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
Золотой болван - все болван.
Последуй природе, никогда не будешь беден.

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми
последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до
нашего времени. Значение пьесы - непреходяще:
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское.
А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с
природы…» (Н.В. Гоголь).
«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не
создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В.Г.
Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения,
посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После
публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки
Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой
императрицей. В последнее десятилетие своего царствования
Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой
которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к
деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“,
получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению
Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин
обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод
Тацита, но разрешения не было дано»

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ
КЛАССИЦИЗМА
ЗАКОНЫ КЛАССИЦИЗМА
ПОСТРОЕНИЕ КОМЕДИИ
Правила «трех единств»
единство места
поместье Простаковых
единство времени
в течение одних суток
единство действия
борьба трех претендентов за право стать
мужем Софьи
Разделение всех героев на положительных и
отрицательных
Положительные герои: Стародум,
Правдин, Милон, Софья
Отрицательные герои: Простаков,
Простакова, Митрофан, учителя
(Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)
Назначение комедии: смехом казнить пороки
«Говорящие» фамилии персонажей
Скотинин, Простакова (а в девичестве
Скотинина), Митрофан, Вральман,
Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья
(греч. «мудрость»)
Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма
говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о
высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.
Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

НЕСООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА
Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность
характеров главных персонажей - основное отступление от традиций
классицизма.
Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных
персонажей.
Есть персонажи, которых нельзя четко отнести ни к положительным, ни к
отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для
изобличения крепостного права.
Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного
качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.
Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают
тяжелые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение
героического и трагического не допускалось.
Автор не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию,
негодование, насмешку, кого-то язвительно обличает.
Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели
низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между
положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала
для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе
XVIII в.). Существует легенда, что после премьеры
«Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл
князь
Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Однако, по утверждению
историков,
Потёмкин
такого сказать не мог, поскольку его не
было в тот
момент в Петербурге. По другой версии,
эти слова
принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
Во время обучения в Нежинской гимназии
Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях
роль
Простаковой.

Проблема воспитания и образования молодого поколения в пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Первоначально задумав пьесу о воспитании
дворянского сословия, Д.И.Фонвизин поднимается до
обличения самодержавия и крепостничества. Автор
недоволен системой образования и воспитания
«недорослей» в эпоху Екатерины. Он пришел к выводу, что
само зло заключено в крепостнической системе, возлагал
надежды на «просвещенную» монархию.
«Недоросль» служит важной цели – исправлению
пороков общества и воспитанию добродетели.
Автор не оставляет надежды на изменение общества к
лучшему. К лучшему и призывает нас его бессмертная
комедия.

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН

КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»

«Недоросль» - первая русская реалистическая комедия Сделав жизненно достоверными и отрицательных и положительных персонажей, Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Гоголь писал, что сюжет «Недоросля» помог драматургу глубоко и проникновенно вскрыть важнейшие стороны социального бытия России, «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн. собр. соч. т. VIII). ТЕМАТИКА комедии ТЕМАТИКА комедии В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые особенно волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия «Недоросль» (1782) стала этапным событием в развитии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким образом, проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в котором живут и действуют люди снизу доверху. ИДЕЯ Комедии Основная идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения. ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА в КОМЕДИИ Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума -- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам - человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян. ГЕРОИ КОМЕДИИ Публику в комедии «Недоросль» привлекли, в первую очередь, положительные герои. С большим энтузиазмом воспринимались серьезные сцены, в которых выступали Стародум и Правдин. Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению - носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов. Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О. Ключевский. Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа Простакова. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о Простаковой знаток эпохи историк В.О. Ключевский. Сюжет и композиция комедии В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 - начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета. Художественное своеобразие Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения - всё это было ново и привлекательно. Молодой Фонвизин нападал на дворянское общество и его пороки, плоды полупросвещения, на поразившую людские умы и душу язву невежества и крепостного рабства. Он показал это тёмное царство как оплот тяжёлого самодурства, повседневной бытовой жестокости, безнравственности и бескультурья. Театр как средство социальной публичной сатиры требовал понятных для зрителей персонажей и языка, острых актуальных проблем, узнаваемых коллизий. Всё это есть в знаменитой комедии Фонвизина «Недоросль», которая ставится и сегодня. МЕСТО Второстепенных ПЕРСОНАЖЕЙ На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» - любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием. Рядом с ними выведены: дворовый Простаковых - портной Тришка, крепостная нянька, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, его учитель - сельский дьячок Кутейкин, отставной солдат Цифиркин, хитрый пройдоха немец-кучер Вральман. Имена Простаковой, Митрофана, Скотинина, Кутейкина, Вральмана стали нарицательными. Имена Простаковой, Митрофана, Скотинина, Кутейкина, Вральмана стали нарицательными Фонвизин создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цы-фиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы - Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую известность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др. Фонвизин создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цы-фиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы - Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую известность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др. Значение произведения Народная, по словам Пушкина, комедия «Недоросль» отразила острые проблемы русской жизни. Зрители, видя её в театре, сначала от.души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую печаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией. Гоголь, ученик и наследник Фонвизина, метко назвал «Недоросля» подлинно общественной комедией: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьем с природы и проверено знанием души». Реализм и сатира помогают автору комедии заговорить о судьбах просвещения в России. Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния государства». А все описанные им комические и трагические обстоятельства и самые характеры отрицательных персонажей смело можно назвать плодами невежества и злонравия. В комедии Фонвизина есть и гротеск, и сатирический комизм, и фарсовое начало, и очень много серьезного, такого, что заставляет зрителя задумываться. Всем этим «Недоросль» оказал сильнейшее воздействие на развитие русской национальной драматургии, как и всей «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» (М. Горький).

Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит. Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни - личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое. Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.