Александр цыбульский опроверг слухи об объединении ненецкого округа с архангельской областью. Александр Цыбульский

04.10.2017 14:04

Об этом исполняющий обязанности губернатора НАО сообщил в интервью телеканалу Россиия24. Кроме Александр Цыбульский рассказал о перспективах развития региона, кадровой политике и многом другом.

Александр Витальевич, какие предметы Вы первыми принесли в свой новый кабинет? Что у Вас всегда должно быть под рукой во время работы?

– Первое, что я принёс, – это компьютер и телефон. И документы, которые я заранее подготовил по актуальным вопросам экономического развития и жизни Ненецкого автономного округа. Я их положил [рядом] в качестве справочных, чтобы в перерывах между совещаниями со своей новой командой активно их изучать

После назначения Вы уже сказали, что не будет скоропалительных и эмоциональных кадровых решений. Вы планируете команду в большей степени набирать из местных кадров или кого-то позовёте из Москвы?

– Я считаю, что нельзя принимать резких решений, когда ты приходишь на такую ответственную должность. Здесь действительно работает профессиональная команда, которая многое за последнее время сделала для того, чтобы и диверсифицировать экономику региона, и в целом наладить системный процесс управления экономикой. Я не сторонник принятия кадровых решений, которые не связаны с оценкой профессионализма людей. Поэтому я бы исходил из того, что надо максимально костяк сохранить из тех людей, которые работают сегодня на своих местах, если они готовы продолжать работу, если наше видение целей, ради которых мы это делаем, совпадёт. Но если будет необходимость усилить нашу команду из других регионов или из Москвы людьми, имеющими опыт работы в федеральном правительстве или по каким-то другим направлениям, мы обязательно это сделаем. Но будем всегда всей командой принимать решения взвешенно и посоветовавшись

Вы и многие Ваши коллеги окончили Высшую школу управления при Академии народного хозяйства. Каково там учиться? Есть ли особые предметы и задания?

– Я в Академии народного хозяйства прошёл несколько курсов. Защитил там диплом мастера делового администрирования и потом регулярно проходил там курсы повышения квалификации. Учиться там – так же, как, наверное, в любом другом вузе. Никаких специфических предметов у нас не было. Были только те предметы, которые необходимы для повышения собственного образовательного уровня

К нам на интервью приходил проректор академии. Говорил, что учатся там с 8 утра до 11 вечера. Очень напряжённый график и всесторонняя «диагностика», начиная от личных качеств и заканчивая профессиональными.

– Мне очень приятно, что сейчас такой профессиональный подход к отбору кадров. Курс там действительно достаточно интенсивный. Но если ты хочешь учиться, то в любом месте делаешь это с полной самоотдачей и это занимает всё твоё время. А что касается психологического или, как Вы сказали, личностного изучения, то очень приятно, что это происходит. Это крайне важный фактор. Я человек, вышедший из военной среды. И когда мы проходили приём на учёбу или на работу, также проходили большое число психологических тестов и тестов на профпригодность, потому что крайне важно, кто в каких условиях способен комфортно работать. Потому что мы иногда до конца не понимаем, на что мы способны, а где нам окажется крайне некомфортно и мы не сможем себя реализовать

Приехав в регион, Вы сказали, что привыкли работать много. Можно сказать, это напутствие коллегам?

– Абсолютно. У меня высокий темп работы, и я надеюсь, что все мои коллеги смогут его разделить

Вы обладаете степенью MBA и владеете тремя иностранными языками. И курировали международные связи сначала в Министерстве регионального развития, а затем в Министерстве экономического развития. Применим ли в этом регионе Ваш международный опыт? Например, для привлечения иностранных инвесторов, для решения ещё каких-то задач?

– По крайней мере, я ставлю перед собой такую задачу. Мне кажется, что Ненецкий автономный округ недостаточно представлен на международных рынках. Несомненно, у округа есть что показать. И не только иностранным инвесторам, которые пришли в отрасль нефте- или газодобычи. Ненецкий автономный округ уникален во многих отношениях, в том числе и потому что здесь живёт большое количество коренного населения. Ненцы – это 7 тыс. человек, или 20% населения. Ни в коем случае нельзя забывать, что это люди, обладающие особыми компетенциями, что они традиционно вели кочевой образ жизни и хозяйственной деятельности. Поэтому у них есть большое количество предметов промысла, которые можно было бы продвигать на внешних рынках. Что такое сегодня традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Севера? Это в основном оленеводство, рыболовство – это те виды деятельности, которые на выходе дают высококачественную экологически чистую продукцию. Я как человек, много лет проживший в Москве, в последние годы видел, что спрос на такую продукцию сильно растёт. И люди готовы за это платить деньги. Более того, они не только готовы платить деньги, но и искать эту качественную продукцию. И, учитывая эту нишу, вполне можно было бы продвигать продукты, которые производит «коренная» часть населения округа. Эта же продукция может быть востребована и на внешних рынках. Конечно, 7 тыс. человек не могут производить объёмы, достаточные для того, чтобы перекрыть потребности, к примеру, Китая. Но выходить узко сегментированно на эти рынки можно. Ну и, конечно, надо привлекать иностранных инвесторов. Мне кажется, здесь, в округе, им есть что предложить

Есть ли в округе проблемы и задачи, которые требуют немедленного вмешательства?

– Первое – это проблема долгостроев. Есть порядка 15 объектов, в которые были вложены приличные государственные деньги, но они до сих пор не завершены. Нужно принимать решение – либо их достраивать, либо пересматривать их функциональное назначение. В основном это объекты социальной инфраструктуры. В округе очевидна нехватка таких объектов, поэтому сейчас, мне кажется, надо проанализировать, что с ними происходит и принять решение либо по их достройке, либо по перепрофилированию. Есть и вопрос, связанный с развитием транспортной инфраструктуры. Это единственный регион в европейской части России, который не имеет связи с «материковой» частью [страны]. Мы должны сосредоточиться на том, чтобы строить дорогу в Усинск. Сейчас этот проект идёт. Первая очередь уже построена. И нужно максимально сосредоточиться, чтобы построить и ввести в эксплуатацию три остальные очереди. Это я тоже вижу своей основной задачей. Тогда мы по сути решим проблему транспортной изолированности региона. И есть проект реконструкции взлётно-посадочной полосы нарьян-марского аэропорта. Тоже надо этим заниматься. Есть вопросы, связанные с развитием санитарной авиации, аэропортового комплекса в целом и [Нарьян-Марского объединённого] авиаотряда, который там работает. Ведь расстояния в округе, несмотря на его незначительное население, очень большие. И, конечно, основным и зачастую единственным видом [транспортной] связи является вертолёт. И наша задача, с одной стороны, «донаполнить» авиаотряд новой авиационной техникой, а, с другой, не сделать это бременем для регионального бюджета. Это задача, что называется, win-win (двойной выигрыш – прим. nao24.ru). Если мы её решаем, то, с одной стороны, обеспечиваем выполнение социальных обязательств перед гражданами, с другой стороны, даём возможность авиаотряду участвовать в конкурсах нефтяных компаний по доставке их работников на промыслы. Через такие контракты мы можем делать авиапредприятие приносящим прибыль, в том числе в региональный бюджет. Что мне бросилось в глаза за сутки пребывания в городе? Конечно, городская среда Нарьян-Мара оставляет желать лучшего. Дороги – не самого хорошего качества. Газоны, честно говоря, в плачевном состоянии. Это не [чья-то] вина, просто надо этим сейчас заниматься. И я тоже для себя вижу это очень важной задачей

Вы рассматриваете перспективу объединения Ненецкого округа и Архангельской области?

– Этот вопрос в Ненецком автономном округе очень волнует всех жителей. Могу честно официально сказать: когда президент назначал меня исполняющим обязанности [губернатора], такая задача не ставилась. И никто из моих [других] руководителей в Москве такую задачу передо мной не ставил

Хотелось бы затронуть тему освоения арктического шельфа. Вы и раньше этой темой занимались. Здесь она важна для всего региона. Что Вы думаете об этом, какими могут быть ключевые проекты?

– Развитие шельфа – это очень перспективное направление. В Министерстве экономического развития мы разработали дорожную карту по снятию административных и иных барьеров для того, чтобы сделать работу компаний и на шельфе, и в Арктической зоне в целом более комфортной. Сейчас у меня есть возможность инициативы, которые мы вместе с компаниями и регионами тогда «погрузили» в эту дорожную карту, постараться реализовать на месте. Конечно, здесь проекты находятся в разной степени готовности. Это и платформа Варандей, и «Приразломная». Это и перспективный проект «Печора СПГ». По нему ещё нет окончательного решения, но он тоже мог бы реализоваться. Это и проект по строительству глубоководного незамерзающего порта Индига, который мог бы стать частью Северного морского пути и взять на себя функцию отправки добытых [в НАО ] углеводородов и иных полезных ископаемых и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и в европейскую часть страны. Проектов на шельфе много, и они крайне важны. Вообще регион имеет очень специфическую структуру экономики. Причём не только экономики, но и занятости. Если брать экономику, то больше 90% – это доходы, связанные непосредственно с добычей нефти. И просто жизненно необходимо заниматься диверсификацией экономики. В бытность заместителем министра экономического развития я занимался проектом развития моногородов. Так вот здесь в определённой степени монорегион. И «монозависимость» всегда очень опасна. Потому что в хорошие конъюнктурные времена это твоё конкурентное преимущество […] А если вдруг меняются внешние макроэкономические условия, это становится катастрофой, потому что тебе нечем заместить [выпадающие] доходы. Любые колебания цен на нефть крайне чувствительны для региона. […] Да ещё и курс доллара… Потому что часть доходов исчисляется по [Харьягинскому] соглашению о разделе продукции именно в долларах. Поэтому крайне важно диверсифицировать [экономику] и привносить в экономику новые отрасли и сектора. Но тут очень специфичная структура и занятости тоже. На 2/3 регион состоит из работников бюджетной сферы, и по сути государство тут является основным работодателем. Поэтому надо очень аккуратно относиться к вопросам, связанным в том числе с сокращением людей. Если мы принимаем решение по оптимизации того или иного направления, мы сразу должны думать, какие другие отрасли смогут «абсорбировать» тех людей, которые окажутся на улице. А оставшаяся треть – это по сути работники нефтяных компаний и совсем немножко – представители малого и среднего предпринимательства. Поэтому надо нацелиться на развитие малого и среднего бизнеса, что здесь тоже будет не очень просто, поскольку нет достаточного внутреннего рынка [для сбыта]. Тем не менее будем смотреть и стараться нащупать те направления, которые могли бы быть оптимальны для развития такого непростого и специфического региона

Как будет строиться, например, Ваш завтрашний рабочий день, пока Вы входите в курс дела?

– У меня есть план слетать, если не завтра, то послезавтра в один из отдалённых районов. Там строится ферма. Вообще сельское хозяйство тоже развивается в округе довольно активно, поэтому я хотел бы посмотреть на ферму крупного рогатого скота, которая предполагается к строительству и открытию. Но это, наверное, послезавтра. А завтра всё-таки я бы весь день хотел провести в разговорах со своей командой. Для того, чтобы по каждому направлению понять более детально и глубоко, что было сделано, в какой точке мы находимся сейчас и какие перспективы они видят в направлениях, за которые отвечают

Видимо, это будет происходить в достаточно аскетичном кабинете с компьютером, телефоном и бумагами к совещаниям?

– Я вообще сторонник того, чтобы в кабинете не было ничего лишнего. Так же, как и на столе. Очень некомфортно работать, когда стол завален ненужными вещами. Поэтому, как правило, у меня на столе лежат только те документы, с которыми я работаю. Это одновременно и дисциплинирует, потому что это показывает, сколько тебе ещё надо доделать, чтобы уйти домой. И домой я стараюсь уходить тогда, когда стол становится чистым

Досрочно ушел в отставку по собственному желанию в связи с переходом на новое место работы. Как сообщили в пресс-службе Кремля, соответствующий указ уже подписал президент России Владимир Путин.

«В связи с заявлением губернатора Ненецкого автономного округа Кошина И.В. о досрочном прекращении полномочий и в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 и подпунктом «а» пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановляю: принять отставку губернатора Ненецкого автономного округа Кошина И.В. по собственному желанию», — сообщается на официальном сайте Кремля.

«Пришло время двигаться дальше, — написал экс-губернатор, — За эти три года было разное — и хорошее, и плохое. Особенно трудным выдался 2016 год, когда мы лишились трети своих доходов. Знаю, вам всем пришлось нелегко. Поверьте, мне тоже, Ответственность — тяжёлый груз».

Кошин отметил, что все непопулярные и болезненные решения, которые он принимал в период своего пребывания на посту главы НАО, имели своей целью сделать экономику округа более устойчивой к колебаниям цен на нефть, и тем самым, защитить жителей региона.

«Я думаю, мне это удалось, но точный ответ даст время», — оценил результаты своей работы Кошин. Он поблагодарил жителей Ненецкого автономного округа за их сообщения, комментарии и советы, подчеркнув, что все это помогло ему в работе и предоставило возможность эффективно осуществлять контроль за его подчиненными.

На посту губернатора Ненецкого АО Кошина сменит 38-летний Александр , который с ноября 2014 года работал замглавы .

В 2008 году Цыбульский начал карьеру в Министерстве регионального развития РФ, где являлся помощником министра на протяжении двух лет. С 2011 года он занимал пост директора Департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества.

В Минэкономразвития России Цыбульский перешел в марте 2013 года, став помощником министра. В сентябре того же года он возглавил Департамент обеспечения деятельности министра Минэкономразвития РФ, а несколько месяцев спустя стал руководителем Департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ.

За последнее время Владимир Путин освободил от должностей уже нескольких губернаторов.

На прошлой неделе в СМИ появилась информация сразу о нескольких отставках глав российских регионов. Тогда уход прочили губернаторам Нижегородской, Самарской областей, Красноярского края. «Общее число субъектов, которые называются в качестве кандидатов на смену власти, приближается к десяти», — заявили источники «Газеты.Ru».

Предсказание сбывается: 27 сентября от занимаемой должности был освобожден руководитель Красноярского края Виктор . «Толоконский сейчас: «Я ухожу. И даже уезжаю». Говорит, волнуясь. Это очень чувствуется», — написал в фейсбуке вице-спикер краевого парламента .

Днем ранее с поста губернатора Нижегородской области ушел , возглавлявший область на протяжении 12 лет. На его место был назначен 40-летний , прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России.

Кроме того, 28 сентября о своем уходе сообщил глава Дагестана . В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии .

По мнению многих экспертов, сейчас в стране наблюдается тренд на «озеленение кадров» — назначение на должности глав регионов молодых людей с опытом службы в федеральных органах. Об этом, в частности, заявил «Газете.Ru» глава консалтингового агентства Backster-group Дмитрий .

«Президент (Путин — «Газета.Ru») продолжает политику по обновлению политической команды страны. Было назначено несколько молодых губернаторов-технократов. Сейчас происходит назначение на подобные должности таких людей с опытом работы в федеральных органах. Такова нынешняя политика президента», — пояснил ситуацию Гусев.

Врио главы Ненецкого автономного округа Александру Цыбульскому, назначенному сегодня на этот пост, на новом месте придется заняться улучшением имиджа властей всех уровней, стабилизацией экономики нефтяного региона, сильнее всех пострадавшего на Северо-Западе России из-за падения цен на углеводороды, и выстраиванием отношений с местными элитами. У молодого выходца из Минэкономразвития, курировавшего там, в том числе, развитие Арктики, есть все шансы выполнить поставленные задачи, если ему удастся привлечь в экономику региона серьезные инвестиции, считают опрошенные «ФедералПресс» эксперты.

Президент РФ Владимир Путин в четверг подписал Указ «О досрочном прекращении полномочий губернатора Ненецкого автономного округа» Игоря Кошина, назначив на его место Александра Цыбульского, ранее занимавшего пост заместителя главы Минэкономразвития.

Задачи перед молодым замминистра

«Его назначение – часть тенденции распределения молодых заместителей министров. В регионе он «свой» человек очень относительно, но все-таки, специалист, близкий к теме», – считает директор института современного государственного развития Дмитрий Солонников .

Спектр задач, которые эксперты видят перед новым главой региона, простирается в диапазоне от простых до почти нерешаемых. Генеральный директор института региональных проблем Дмитрий Анатольевич Журавлев считает, что Цыбульскому прежде всего нужно понять, какие преобразования нужны и хватит ли на них денег как из федерального, так и местного бюджетов.

Если стоит задача коренным образом трансформировать экономику округа, который сегодня почти полностью зависит от добычи нефти на его территории, то воплотить ее в жизнь будет очень и очень непросто. Основные препятствия – малочисленное население, огромные просторы с совершенно неразвитой инфраструктурой и суровые климатические условия. «Впрочем, есть шанс, что новый губернатор сможет все-таки привлечь в регион новых инвесторов и финансовые потоки благодаря своим московским связям. Не стоит забывать, что Александр Цыбульский в свое время работал заместителем у Эльвиры Набиуллиной и представляет финансово-экономический блок правительства», – подчеркнул Дмитрий Журавлев .

Дмитрий Солонников считает, что основной задачей Александра Цыбульского станет восстановление доверия к власти у жителей Ненецкого автономного округа, которое было в немалой степени подорвано при Игоре Кошине из-за экономических сложностей региона и непродуманной социальной политики. «Представители полпредства в СЗФО в августе посещали Ненецкий округ. Уже тогда было выявлен целый ряд серьезных недочетов в работе региональных властей: серьезное отставание в сроках сдачи социальных объектов, проблемы с исполнением майских указов, зарплаты бюджетникам», – напомнил он.

Накануне стало известно о решение сменить федерального инспектора по НАО. По словам источника во властных структурах, возможным поводом для снятия с должности нынешнего инспектора Степана Бобрецова могли послужить серьезные недостатки в исполнении служебных обязанностей, возложенных на ГФИ и ненадлежащее исполнение поручений полномочного представителя. Так, к настоящему времени не введена в эксплуатацию средняя общеобразовательная школа в п. Красное Заполярного района, завершение строительства которой планировалось на декабрь 2014 года.

Должных мер по контролю за ходом строительства школы в течение ряда лет не принималось, работа с органами исполнительной власти и надзорными ведомствами со стороны главного федерального инспектора велась недостаточно, отметил источник. Кроме того, оставлены без внимания и работы по завершению строительства и вводу в эксплуатацию детского сада на 220 мест в г. Нарьян-Мар в установленный Администрацией Ненецкого автономного округа срок 20 сентября текущего года. Работы до сих пор не завершены.

Поэтому одной из задач нового губернатора станет «успокоить народ». «Меняют губернаторов перед выборами. Если в регионе проблемы между губернатором и населением, то это проецируется и наверх – на все уровни власти», – пояснил политолог.

Кроме того, прежнему губернатору не повезло, полагает эксперт: его образ у населения региона, больше всего в СЗФО потерявшего доходов в результате кризиса, ассоциируется именно с ухудшением положения. «Новый глава приходит на фоне подъема, с федеральными деньгами», – добавил Солонников.

Цыбульскому придется искать подход к бюджетникам, которых при Кошине коснулись серьезные сокращения.

При этом Цыбульский должен будет заново выстроить отношения власти не только с населением, но и с местными элитами. Практически весь трехлетний срок своего правления Игорь Кошин вел беспрерывную борьбу за власть с руководством города Нарьян-Мара. Дело доходило до обращения к президенту и до судебных разбирательств. По мнению экспертов, это сказалось на жизненно важных проектах в городе.

Также новому руководителю придется провести тщательный мониторинг и анализ регионального социального законодательства с тем, чтобы компенсировать потери, которые понесли жители округа в последние годы из-за финансового кризиса и изменений в окружных законах.

Еще одна сложная задача – завершить затянувшееся строительство в Нарьян-Маре и на селе, начатое еще несколько лет назад за счет окружного бюджета. Сейчас в НАО насчитывается 28 таких долгостроев, в которые вложено более трех миллиардов рублей. Это школы, детские сады, дома культуры, объекты здравоохранения.

Что известно о новом главе

Директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев сообщил, что, по его мнению, Александру Цыбульскому такие задачи под силу.

«Я давно знаю Александра Витальевича, он разумный человек и хороший специалист. Похоже, немного застоялся на бюрократической работе. Живая деятельность – это как раз то, что выведет его на новый уровень».

Сам Александр Цыбульский , комментируя свое назначение, был немногословен: «Первая задача – познакомиться с регионом, с людьми, и понять, что делать в ближайшее время. Поеду в ближайшее время», – сказал он журналистам.

Эксперты относят Цыбульского к группе «молодых технократов». На Северо-Западе в нее входят уже избранные Антон Алиханов (Калининградская область) и Андрей Никитин (Великий Новгород).

Достаточно молодой, 1979 года рождения, 9 лет отдал службе в ВС РФ. С 2006 года – на госслужбе в различных министерствах. На последней должности в МЭР в его сферу ответственности входили Департамент планирования территориального развития и Департамент регионального развития.

Получается, что за нерасторопность управленческой команды мы наказываем весь регион, у которого сократится финансирование

Заместитель министра экономического развития Александр Цыбульский рассказал "Ведомостям " о будущем особых экономических зон в России и упомянул "Байкальскую гавань"

Российские особые экономические зоны пока «в ясельном возрасте», два года назад говорил в интервью «Ведомостям» предыдущий куратор ОЭЗ в Минэкономразвития - Олег Савельев. Сейчас Савельев, возглавивший Министерство Крыма, работает над созданием зоны с особыми условиями, которая покроет весь полуостров. А классические ОЭЗ, которые по-прежнему на детской стадии развития, с ноября прошлого года взращивает Александр Цыбульский.

Интерес к ОЭЗ не угасает, радуется он: новые инвесторы регистрируются, несмотря на кризис и санкции, регионы шлют заявки, а правительство с конца прошлого года согласилось создать две новые зоны.

Темпы роста у зон неравномерные, признает он: портовые «пока не особенно двигаются», многие туристические строились на слишком оптимистичных прогнозах, зато в производственных и технико-внедренческих уже есть свои истории успеха. Теперь надо, чтобы остальные губернаторы брали с них пример, говорит он, а если стимулов не хватит – придется штрафовать местные бюджеты.

– Во многом успех зон зависит от эффективности работы региональной команды. Насколько губернатор лично вместе со своей командой заинтересован в развитии этой зоны – настолько успешен будет этот проект. Мы можем сделать сколько угодно инфраструктурных вложений, но не получим отдачи. Или мы можем взять все полномочия на себя и полностью развивать самостоятельно, но это неверно. Сейчас мы, наоборот, хотим внести изменения в закон и максимально передать на региональный уровень полномочия по управлению ОЭЗ. Заявляя о создании зоны, они должны, во-первых, четко определить, каких показателей хотят достичь. Особенно если проект предполагает использование федеральных денег. Во-вторых, они должны активно участвовать в развитии зоны, подготовке площадки. И если это у них не получается, то они должны нести ощутимую финансовую ответственность.

– Как именно?

– Мы говорим региону: «Вы развиваете зону, мы вам даем, например, миллиард, а если у вас это не получится, то мы из вашего бюджета 30–50% заберем обратно – пропорционально тому, насколько вы не достигли целевых показателей». Правда, получается, что за нерасторопность управленческой команды мы наказываем весь регион, у которого сократится финансирование. Поэтому помимо такой ответственности должна быть и дисциплинарная, и административная ответственность профессиональной команды. Они должны понимать, что если они не выполнят целевые показатели, то будут уволены, причем не по собственному желанию, а по соответствующей статье.

– Насколько себя оправдали туристические зоны? Есть ли там жизнь?

– Жизнь есть. Но оценить их сложно. Сначала мне тоже казалось, что они абсолютно неэффективны и вообще-то их тоже надо бы закрыть. С другой стороны, в том же Алтайском крае инфраструктура построена и проходная мощность этой зоны – 2,5 млн человек в год. По-моему, это много для этого региона, да и по сравнению с зонами в той же Бурятии. Я пересмотрел свое мнение и не уверен, что она неэффективна.

Но и с байкальскими зонами все не так однозначно. Место уникальное, но очень труднодоступное, даже из Москвы добраться туда непросто. Так что это узкосегментированный туризм. Но я считаю, что потенциал колоссальный – он должен быть рассчитан на китайских туристов, они готовы туда приезжать. Если обеспечить нормальное сообщение Забайкальск – Иркутск, то 5,5–6 млн туристов в год обеспечит Китай. А китайские туристы – это платежеспособный спрос, т. е. это и торговля, и культура, можно будет говорить о зонах дьюти-фри. Проект хороший сам по себе, но, может быть, стоило более аккуратно просчитывать потенциал заполняемости.

– Есть ли новые запросы на создание ОЭЗ?

– Множатся как грибы после дождя! У нас сегодня на столе запросы от 17 регионов на 24 зоны, и еще два-три губернатора мне говорили, что тоже готовят такое обращение. Это, разумеется, не означает, что все эти ОЭЗ будут созданы, – мы будем смотреть, какие из них перспективны. Есть серьезно настроенные регионы, а есть декларации «Хочу здесь и сейчас».

В 2001 году окончил Военный университет Министерства обороны РФ, в 2006 году - Московский институт международного бизнеса. В 2014 году получил диплом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ по программе "Мастер делового администрирования".

В 1996-2005 годах проходил службу в Вооруженных силах РФ.

С 2006 года занимал различные должности в департаменте внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли РФ.

В феврале - августе 2008 года работал в Департаменте международного сотрудничества Аппарата правительства РФ.

В 2008-2010 годах был помощником министра регионального развития РФ Виктора Басаргина.

С 2010 по 2011 год - заместитель директора департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Министерства регионального развития РФ.

В 2011-2013 годах - директор департамента международных связей и развития приграничного сотрудничества Минрегиона.

В январе - марте 2013 года - директор департамента координации государственных отраслевых программ Минрегиона.

В марте 2013 года перешел в Министерство экономического развития РФ, где занял должность помощника главы ведомства Андрея Белоусова. С июня того же года был помощником нового министра Алексея Улюкаева.

С сентября по декабрь 2013 года - директор департамента обеспечения деятельности главы Министерства экономического развития РФ.

В 2013-2014 годах - директор департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития.

19 ноября 2014 года был назначен заместителем министра экономического развития РФ. Сохранил свой пост после ареста Улюкаева и его отставки в связи с утратой доверия президента. С 30 ноября 2016 года - заместитель главы Минэкономразвития Максима Орешкина.

На посту замминистра курировал вопросы стратегического и территориального планирования регионального развития, приграничного и международного межрегионального сотрудничества, социально-экономического развития арктических территорий, вопросы развития особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, моногородов, закрытых административных территорий и др.

Входил в советы директоров АО "Особая экономическая зона "Иннополис", АО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" и др.

Председатель попечительского совета Благотворительного фонда культурных и социально значимых инициатив им. Святого Праведного воина Федора Ушакова (с 2015 года).

Имеет чин действительного государственного советника РФ II класса (2015).

Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2015).

Общая сумма декларированного дохода за 2016 года составила 6 млн 796 тыс. руб.

Владеет английским, греческим и французским языками.

Играет в теннис, увлекается стендовой стрельбой, охотой и рыбалкой.