Информационный центр в библиотеке. Теоретические основы изучения информационных центров

Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.

Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ).

Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:

Обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

Информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);

Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учеб-но-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения; дополнительной литературой.

К основным проблемам развития школьных библиотек Вологодской области, препятствующим их переходу в статус информационно-библиотечных центров, относятся несовершенство нормативно-правовой базы, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек.

В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя в соответствии с требованиями ФГОС призваны формировать информа-ционную культуру и стать площадками для организации урочной и вне-урочной проектной деятельности обу-чающихся.

Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации. Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

Большинство школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Как правило, в библиотеке отсутствует Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Одной из проблем развития информационно-библиотечных центров является неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств в деятельности библиотеки.

Комплекс проблем, препятствующих модернизации школьных библиотек, должен получить системное решение. Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание на основе типовых документов таких локальных нормативных правовых актов, как:

Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации;

Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации;

Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации;

Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации.

В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных информационных технологий. В результате обучения работники ИБЦ должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся, реализации внеурочной деятельности.

При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным. Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам. Все посадочные места в библиотеке должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. Для ИБЦ необходимы как минимум два помещения. Количество посадочных мест в информационно-библиотечном центре (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса. В случае ограниченной площади возможно объединение зоны для коллективной работы и рекреационной зоны, абонемента и презентационной зоны.

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.

В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).

Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования, а также включать стеллажи открытого доступа для размещения наиболее востребованных ресурсов.

В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы.

Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, а также мобильными выставочными стеллажами. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов информационно-библиотечного центра и если размеры зоны допускают такое размещение.

Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента, включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения, оснащена оборудованием для сканирования и печати.

Зона абонемента должна включать следующие типы оснащения:

Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС);

Одно или несколько (1-4, в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения;

Ридеры или планшеты (5-10, в зависимости от количества обучающихся);

Оборудование для сканирования и печати.

Пространство информационно-библиотечного центра должно включать пространство для экспозиций - презентационную зону.

Оборудование презентационной зоны должно включать стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций.

В ИБЦ должна быть и зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, работы кружков и клубов, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения.

Зона коллективной работы должна использоваться для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, воспитательных мероприятий и их подготовки. В зоне коллективной работы должны быть созданы условия для формирования системы ценностей, разностороннего воспитания обучающихся.

Зона коллективной работы должна обеспечивать необходимую инфраструктуру для получения новых знаний в форме коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения. Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.

Зона коллективной работы должна включать следующие типы оснащения:

Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах;

Сенсорныи ̆ экран, интерактивную доску или проектор с экраном, флипчарт, магнитную маркерную доску.

Информационно-библиотечный центр образовательной организации также должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально значимых мероприятий - «литературных студий» для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч и др.

Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.

Оснащение информационно-библиотечных центров должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).

Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда электронных информационных ресурсов. Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны работать со всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей обучающихся) и жителями сельского поселения.

Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь сельскими библиотеками. Формами такой кооперации могут стать:

Создание единой системы обслуживания читателей;

Работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти;

Создание попечительских советов;

Принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек;

Выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.

На сегодняшний день в России, как и во всем мире, наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек. На территории страны работает Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), имеющая филиалы по всей стране. В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть национального масштаба с централизованной поддержкой со стороны единого федерального информационно-методического центра (ФИМЦ), в масштабах области - регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

Информационно-библиотечные центры общеобразовательных организаций объединяются в сеть по территориальному принципу, группируясь вокруг информационно-библиотечных центров базовых образовательных организаций. Данное взаимодействие обеспечивает полноту реализуемых ими функций, независимо от специфики и условий функционирования отдельных школьных информационно-библиотечных центров за счет обмена доступными информационно-образовательными ресурсами и методическим опытом, приобретаемым на местах в рамках их деятельности.

Комплексное решение обозначенных проблем поможет задать новый вектор развития школьным информационно-библиотечным центрам, которые должны стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, гарантом равных возможностей для развития каждого школьника.

1.1 Понятие «Информационный центр», понятие «Библиотека»

Рассмотрим понятие «Информационный центр». ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» достаточно четко формулирует определение информационного центра. Информационный центр: организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации.

В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания дано такое определение. Информационный центр - постоянный или временно действующий информационный орган, осуществляющий информационное обслуживание по кругу заранее определенных вопросов. Организует и координирует работу прямо или косвенно подчинённых ему информационных подразделений. Информационный центр, осуществляющий деятельность в сфере науки, именуется научно-информационным центром (НИЦ), а в области развития техники - центром научно-технической информации (ЦНТИ).

Обычно «информационный центр» воспринимают и понимают, как сервисную службу, целью которой является обеспечение информационных потребностей учреждения (организации, фирмы), его создавшего. Центр осуществляет мониторинг документальных потоков, сбор и переработку информации, создает базы данных в своей предметной области, выдает информационный продукт по конкретным запросам пользователя. Объектом управления здесь является информация, а информационной стратегией - обслуживание запросов.

Теперь рассмотрим понятие библиотека. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» даёт определение понятию «библиотека». (п. 3.1.39). Библиотека: информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги .

В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания 1995 года дано такое определение понятию библиотека.

Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Так же определяется библиотека и в законе Российской Федерации «О библиотечном деле» , и Модельном библиотечном кодексе СНГ . В определениях, данных в словарях и законодательных документах, в качестве цели деятельности библиотеки выдвигается то «организация общественного пользования книгами», то «удовлетворение потребностей граждан», то «предоставление документов во временное пользование».

Термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» - хранилище. Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Несмотря на многочисленные исследования, библиотековеды так и не пришли к общему выводу о сущности библиотеки. В результате количество определений термина «библиотека» в конце XX - начале XXI в. не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Полисемия термина «библиотека» является объективной реальностью сегодняшней науки, что нашло свое отражение в последних выпусках энциклопедических изданий, которые определяют библиотеку, как правило, используя 3-4 дефиниции.

Энциклопедический словарь «Книговедение» характеризует библиотеку как учреждение, которое «организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати, а также др. носителей социальной информации...» . В положении «О библиотечном деле в СССР» и терминологическом словаре «Библиотечное дело», которые вышли практически в то же время, библиотека определялась как учреждение, организующее «...общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, видеозаписями, звукозаписями и иными материалами...». В отличие от предыдущего в этом определении отсутствует даже упоминание о функциях сбора и хранения, а основной акцент сделан на общественном пользовании книгами. Такой же разнобой царит и в определении основного элемента библиотеки. Это то «носители социальной информации», то «книги и другие произведения печати», то «материализированная информация», то «тиражированные документы», Ю.Н. Столяров, последовательно отстаивающий свою точку зрения на библиотеку как 4-элементную систему, предложил определение, охватывающее все элементы библиотеки как системы, ее принадлежность и цель деятельности. По Ю.Н. Столярову, «библиотека есть принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям - физическим и юридическим лицам - с целью удовлетворения их информационных потребностей» .

В последние десятилетия XX ст. ряд исследователей, в том числе М.И. Акилина, Н.В. Жадько, С.В. Красовский, В.П. Леонов, Р.С. Мотульский, Е.Т. Селиверстова, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, В.Р. Фирсов и другие, стали рассматривать библиотеку как социальный институт.

Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).

Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:

Создание возможностей членам общества удовлетворять свои потребности и интересы;

Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений;

Обеспечение устойчивости общественной жизни;

Содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;

Осуществление социального контроля.

Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и социального контроля . Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности, которые сформировались в легитимированную и санкционированную систему. В каждой стране такая система складывается в зависимости от особенностей политической системы, национальных традиций и норм и ряда других факторов.

Бухгалтерская отчетность ОАО "Планета центр"

Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию

ФС - это способность предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние отражает способность организации финансировать свою текущую деятельность на расширенной основе...

Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов

Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги...

Деловой документ

К информационным деловым документам относятся доклад, отчет, докладная записка, справка, сводка, обзор, пояснительная записка, служебное и сопроводительное письма, их разновидности: письмо-запрос, письмо-напоминание, просьба, извещение...

Инвентаризации товарно-материальных ценностей

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие...

Крупнейшие информационные центры в зарубежных странах (на примере стран Азии)

Современный Китай - страна с обширными библиотечными сетями, объединяющими библиотеки всех типов. Страна...

Налоговый учет в строительных организациях

Общество с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Центр-Строй» - самостоятельный хозяйствующий субъект, основной целью создания которого, является извлечение прибыли...

Организация учета, анализа и аудита на малых предприятиях (на примере ПО ЗПК "Заготхлебпром" ст. Романовская)

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета...

С 2007 года ООО «Центр» является управляющей компанией. Предприятие обслуживает 87 жилых домов восновном все это малоэтажные кирпичные здания. Общая полезная площадь жилых домов составляет 514 тыс. кв. метров...

Предоставление услуг жилищно-коммунального характера на примере ООО "УК Центр"

Основным видом деятельности данной организации является предоставление определенному количеству домов услуг жилищно комунального характера...

Разработка отчета "Бюджет движения дебиторской задолженности"

Местом моей производственно - профессиональной практики является информационно - вычислительный центр (цех №33)...

Состав прочих доходов и расходов и их влияние на формирование прибыли на примере ГУП санатория "Танып"

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации...

Учет и ревизия фонда оплаты труда на предприятии

Учет, контроль и анализ денежных средств на расчетном счете и в кассе

Учет денежных средств с которыми оперирует фирма занимает центральное положение в регулируемой рыночной экономике. Мировой опыт показывает, что в развитых странах бухгалтерский учет...

Учет, налогообложение и анализ использования фонда заработной платы на примере ЗАО "Югэлектро-4" г. Волгодонск

Большинство доходов, выплачиваемых организацией работникам в течение календарного года, облагается в России налогом на доходы физических лиц. Работник может получить от организации доходы в денежной форме...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2013

    Традиционные формы взаимодействия библиотек и издательств при комплектовании фонда, факторы, обуславливающие их трансформацию. Проведения конкурса поставщиков новой литературы. Характеристика издательства "Эксмо" как дистрибьютера книжной продукции.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2012

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Особенности формирования библиотечно-информационной системы. Исследование национально-архитектурных школ в истории Азербайджана и деятельности современных архитектурных школ. Определение роли информационно-библиотечных ресурсов в научных разработках.

    статья , добавлен 31.08.2017

    История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

Школьная библиотека - это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки - это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.

Ресурсное обеспечение ИБЦ:

  • Информационные ресурсы

Самое главное - это максимальное наполнение информационными ресурсами, которые направлены на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников УВП в непосредственную творческую работу.

Ожидаемые результаты:

  • обеспеченность учащихся и педагогов доступом к сети Интернет и Интернет-ресурсам - 100%.
  • активизация познавательной деятельности и читательской активности учащихся;
  • повышение запросов информационных справок;
  • информационно-библиотечный центр как инновационное структурное подразделение школьной инфраструктуры;
  • освоение работы серверов Веб 2.0; применение этих знаний в образовательном процессе;
  • увеличение библиотечного фонда информационными ресурсами, отвечающими требованиям.

Просмотр содержимого документа
««Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»»

«Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»

Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.

Проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов сегодня особенно актуальна. От его уровня во многом зависит достижение нового качества образования.

Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр. Сейчас школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.

Миссия информационно - библиотечного центра

Предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях, информационное сопровождение личностного роста всех участников образовательного процесса.

Выступая самостоятельным образовательным центром, библиотека ставит перед собой следующие цели:

Формирование школьной библиотеки как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды в системе образования.

Создание условий для обеспечения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

Оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.

Все это помогает приблизиться к основной цели деятельности библиотеки МОУ «Школа № 85 города Донецка».

Модель предполагает внедрение следующих инновационных технологий:

    Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.

    Создание электронного каталога книг и учебников.

    Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.

    Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.

    Пополнение абонемента аудиокнигами.

    Пополнение медиатеки новыми материалами.

Основные направления деятельности

информационно-библиотечного центра

    пополнение банка педагогической информации;

    оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;

    создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);

    оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;

    создание (на основе имеющихся в информационно - библиотечном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников;

    формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;

    осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;

    создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;

    развитие информационной грамотности учащихся.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:

    приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;

    содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

Ресурсное обеспечение ИБЦ:

    Материально-технические ресурсы (Интернет, ПК + дополнительное оснащение).

    Информационные ресурсы (цифровые + печатные ресурсы, Веб 2.0 как платформа накопления, совместного создания, комплектования, открытого доступа):

Электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;

Печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

Электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

Дополнительная литература в фонде;

Ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.

Ключевым изменением в категории «Информационные ресурсы» будет определяющая роль Интернета как источника, а также средств и инструментов Веб 2.0 как платформы накопления, совместного создания (к процессу привлекаются учителя, ученики, родители, коллеги-библиотекари), комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.

Организационные ресурсы (пространственное расширение, ИБЦ 2.0 как инновационная

форма организации деятельности):

Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные:

    Пространственное расширение ИБЦ за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио - и видео зоны, компьютерная зона, online-центр дистанционного обучения и т. п.

    «ИБЦ 2.0» как инновационная форма организации деятельности, ориентированной на пользователя.

    Интеграция ИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика, повышения квалификации учителя и т. п. на основе внедрения в деятельность сервисов и инструментов «Веб 2.0» Интернета).

«Библиотеки как системы организации информационных ресурсов общества»


Введение


Накопление различной информации происходит с давних времен человечества. При исследовании, наблюдении, анализе чего-либо, человек получал какое-то количество информации, которая помогала ему в дальнейшем более лучше приспособиться к жизни, тем самым накапливая информацию.

После появления письменности, книгопечатанья человечеству стало намного проще накапливать, использоваться и делиться полученной информацией с окружающими людьми. Но количество информации становилось все больше и больше, людям было неудобно хранить у себя дома огромное количество книг и в огромном их разнообразии искать нужную, полезную в том или ином случае, информацию, а у некоторых и вовсе книг в доме не было.

Появление общественных библиотек решило эти проблемы. В библиотеках содержалось огромное количество различных книг, с большим количеством различной информации. В библиотеку мог придти каждый и найти то, сто ему нужно. В библиотеках поиск той или иной книги, с нужной информацией, облегчала специальная система поиска. Благодаря системе, придуманной Мелвиллом Луи Кошут Дьюи, поиск информации в библиотеке был намного упрощен. Согласно этой системе, все книги были разделены по десяти основным темам, где уже были разделены по разделам и имели свои классификационные индексы.

Изобретение электричества и микропроцессорной техники повлекло за собой изобретение интернета, что привело к появлению доступа к различной информации практически у каждого человека. Вся эта коллосальная революция привела к огромному количеству накопленных информационных ресурсов.

Неудивительно, что появилась проблема, как сделать так, что бы все эти накопленные информационные ресурсы были доступны всем людям?

Решение этой проблемы излагалось в следующем: всю накопленную информацию собрать и разместить по библиотекам, сделав тем самым ее доступной для каждого человека. Проведение изменений в плане хранения и использования информации привело к тому, что библиотеки стали главной системой, где были сосредоточены все информационные ресурсы общества, а сама библиотека стала самым главным информационным ресурсом общества, где человек мог найти всю ту информацию, которая его интересует по той или иной теме.


1. История библиотек


1.1 Возникновение библиотек

История культуры библиотечного дела - часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте. В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат. Восьмое чудо света - Александрийская библиотека - включала в себя более 700 тысяч свитков рукописных книг. Государственные чиновники Александрии производили конфискацию всех ввозимых в страну книг и отправляли их в библиотеку с пометой «с кораблей». Правители города ввели запрет на вывоз папируса, чтобы остановить бурный рост библиотеки Родоса. По преданию, книги из Александрии хранились в исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного.

Характерная черта римских библиотек - расположение их на загородных виллах. Частные библиотеки в II-I вв. до н.э. были у Эмилия Павла (на основе библиотеки македонского царя Персея), Суллы (на основе библиотеки Аристотеля), Лукулла (на основе библиотеки понтийского царя Митридата VI Эвпатора), Варрона, Цицерона, Аттика, Вергилия. Первая публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э.

Процесс государственной централизации в 17 веке создал необходимые условия для развития науки, торговли и промышленного производства, а также формирование государственного аппарата управления привело к образованию новых типов и видов библиотек.


1.2 Возникновение библиотек в России


К середине 17 века в России были созданы центральные правительственные учреждения - приказы, при которых, по государственному указу или распоряжению в области библиотечного дела, были организованы специальные ведомственные библиотеки. Одной из самых значительных библиотек была библиотека Приказа печатного двора (Типографская библиотека), созданная в начале 17 века. Из составлявшихся книжных описей библиотеки известно, что в 1649 г. в ней было 148 книг и рукописей, а в 1679 г. - 637 книг и рукописей на русском и иностранных языках. К концу 17 века она превратилась в крупнейшее книгохранилище России. Фондом этой библиотеки могли пользоваться не только служащие, но и учителя академии, созданной по указу царя Федора Алексеевича в 1687 году. Большая библиотека была создана при Посольском приказе по указу Петра I в 1696 году. В ней, кроме собранных книг из разных мест, хранились книги, карты, и рукописи, присылавшиеся из-за границы. В 1696 году фонд составлял 333 книги, главным образом на иностранных языках. Фонд книг был универсален, и выдавались книги послам и дьякам в другие города. Специальные библиотеки в 17 веке имели Пушкарский и Аптекарский приказы. В первой собирались русские и иностранные издания по технике, военному делу, фортификации, архитектуре, астрономии, математике, геометрии, географии и другим наукам. Книги выдавались мастерам, литейщикам и другим лицам. Основание первых специальных библиотек способствовало переходу в 16 - 17 вв. от религиозных к светским книжным собраниям, а также последующему развитию библиотечной мысли в 18 в.

Общероссийский день библиотек отмечается с 1995 года. 27 мая 1795 г. императрица Екатерина II основала Императорскую публичную библиотеку - ныне Российскую национальную библиотеку.

Во второй половине 18 века открываются принципиально новые для России по своему профилю научные библиотеки. В 1757 г. в Санкт-Петербурге была открыта Библиотека Академии художеств, новшества в работе этой библиотеки были существенные. В 1764 г. в ее уставе Екатерина II утвердила, что посещать библиотеку в назначенные дни могли посторонние лица. В 1756 г. возникла репертуарная библиотека Русского драматического театра. В 1765 учреждена библиотека Вольного экономического общества, специализирующаяся в основном на сборе литературы по экономике и сельскому хозяйству. Это была не государственная, а общественная библиотека. В 18 веке впервые в России начинают свою деятельность университетские библиотеки.

К концу царствования Екатерины II в России сложились благоприятные условия для организации общедоступной библиотеки. Ее основу составила полученная в Варшаве в качестве трофея библиотека братьев А.С. и Ю.А. Залуских. 21 ноября 1794 г. Екатериной II был подписан указ Суворову: обеспечить получение библиотеки Залуских и переправку ее в Петербург. А 16 мая 1795 г. императрица высочайшим своим повелением одобрила проект постройки первого специально предназначенного для библиотеки здания архитектора Е.Т. Соколова. Библиотеку Залуских доставляли в Петербург летом и осенью 1795 г. сначала на подводах, а затем морем из Риги. В собрании практически отсутствовали книги на церковнославянском и русском языках - их всего было 8 из 250 тыс. томов. Поэтому перед Библиотекой стояла задача не только привести в порядок польские книги, но, прежде всего, приобрести книги, изданные в России и в других краях на русском и церковнославянском языках. Первым директором библиотеки был французский эмигрант, дипломат и историк М.-Г. Шуазель-Гуффье. В начале 20 века в России реально сложилась система библиотек. В более удовлетворительном состоянии по сравнению с публичными и народными библиотеками находились научные и специальные библиотеки. Однако и их отличало многообразие типов и видов, отсутствие планомерности в развитии, неналаженности взаимодействия друг с другом. Причиной этого было то, что устройством библиотек занимались различные ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества. Только для некоторых из библиотек правительство утверждало общие правила и уставы.

Подавляющее большинство научных и специальных библиотек размещалось в центральной части страны, в столицах и крупных губернских городах. Большую группу научных библиотек составляли государственные публичные, университетские и другие вузовские библиотеки, а также библиотеки Академии наук и других научных учреждений и обществ. Крупнейшей из них была национальная - Императорская Публичная библиотека, на 1917 год ее фонд составлял более 2 млн. Наименований. Второй по величине была Библиотека Академии наук, фонд которой в 1911 году составлял около 800 тыс. томов. Третье место в системе научных библиотек занимала библиотека Румянцевского музея в Москве, фонд которой составлял на 1917 год около 1 млн. томов.

В число крупных библиотек входила и библиотека Исторического музея. Библиотеки законодательных учреждений - Государственного совета и Государственной Думы, библиотеки Военных ведомств также относились к числу крупных и ценных библиотек.

Уже в первые годы советской власти были заложены основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела. Советская власть с самого начала уделяла библиотекам большое внимание, рассматривая их как важнейший социальный институт. С 1917 года государство полностью берет на себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил начало национализации библиотек всех учреждений. Национализации подлежали не только ведомственные, но и частные собрания свыше 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла иметь более 2000 томов.

В 20-е гг. Научные библиотеки на региональном уравне активно стремились к взаимодействию, к достижению координации. Возникшие библиотечные объединения решали управленчиские задачи, решали проблемы комплектования иностранной литературой, разрабатывали инструкции по каталогизации, составляли региональные сводные каталоги, занимались обменом дублетных экземпляров. В 20-е годы проводилась попытка централизации некоторых библиотечных операций.

В 30-е гг. произошли более глубинные изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети гуманитарных наук.

В исторический период между двумя мировыми войнами меняются масштабы библиотечного обслуживания на региональном и государственном уровне. «Ранее самостоятельная, развивающаяся «сама по себе» библиотека оказывается вовлечена в сложные процессы взаимодействия библиотек». Прежде всего это было связано с необходимостью корпоративного использования библиотечных ресурсов, в том числе координации и кооперации в сфере комплектования. В послевоенное время окончательно сформировалась сеть научных и специальных библиотек. С бурным развитием науки, техники, промышленного и сельскохозяйственного производства повысилось значение научных и специальных библиотек в обслуживании ученых, инженерно-технических работников и других специалистов.


2. Библиотеки как информационные центры постиндустриального общества


С возрастанием запросов на информацию, в период перехода к постиндустриальному информационному обществу, с привлечением к ней все более широкого круга людей возрастает потребность в совершенствовании работы библиотек, превращающихся в общественные информационные центры широкого назначения; в обеспечении их квалифицированными информационными работниками, посредниками между производителями и пользователями информацией, между имеющимся в обществе информационным ресурсом и социальными структурами, базирующимися на нем. Библиотеки будут отвечать сегодняшним требованиям, успешно выполнять роль важнейшего элемента инфраструктуры управления информационными ресурсами общества, если:

·их технико-технологическая база будет обеспечивать возможность качественного управления электронными потоками информации;

·они смогут эффективно работать в глобальном информационном пространстве, отбирая необходимую нашему обществу информацию;

·они станут центрами надежного хранения новой электронной и переведенной с других носителей в электронную форму информации, структурированной и надежно управляемой;

·переведенная в электронную форму информация фондов библиотек будет вводиться в активный оборот, создавая единые массивы с новой, утверждая наработанные предыдущими поколениями традиции создания информации;

·за счет планомерного комплектования фондов будут восполнены массивы информации, способствующие укреплению междисциплинарных связей в науке, укреплению всей системы информационных баз общества;

·библиотеки, активизируя работу по дискантному обслуживанию пользователей, будут отрабатывать технологии, направленные на повышение эффективности использования информации, в том числе и путем адаптации к потребностям заказчика, с учетом специфики его восприятия, использования данной информации;

·библиотеки начнут процесс вхождения на информационные рынки в качестве полноправных субъектов, что будет иметь для них не только материальные стимулы. Ведь рынок хороший индикатор всякой деятельности;

·библиотеки в качестве общественных информационных центров станут также центрами передового опыта, научной мысли, просвещения и образования для всех категорий граждан, которые используют современные информационные технологии в качестве важного элемента своего образа жизни.

Общественная востребованность обуславливает направление изменений акцентов в системе проявления социальных функций библиотек. Реализация главной, информационной функции, с применением электронных технологий способствует получению библиотеками статуса равноправного партнера других общественных институтов в перестройке всей жизни на новых, информационных основах, сохраняя при этом возможности традиционной работы с книгой.

Являясь самостоятельной информационной базой для всей системы своих пользователей, библиотека, вводя в оборот все более существенную часть своих фондов, становится фактически центром сохранения значительного числа других распределенных баз: государственных органов управления, экономических, политических структур, научных центров и т.д. В связи с развитием процессов становления демократического общества, ростом значения и самобытности разнообразных социальных структур в обществе, значение библиотек как общественных информационных центров, организующих доступ к информации этих общественных подсистем будет расти. Будут возрастать также и требования к качеству предоставления информационных услуг, обеспечению комплексного, многоаспектного подхода к решению информационных задач.


2.1 Электронные технологии в библиотеке


Электронные технологии дают возможность для практически безграничного расширения социальных связей пользователей. Библиотеки приобретают возможности и постепенно входят в процесс реализации информационного сопровождения таких связей. С развитием электронных технологий разнообразие жанров электронной информации будет обогащаться, да и сам факт их развития свидетельствует о тенденции эволюции информационной функции библиотек в информационно-аналитическую. Электронные технологии осуществляют влияние также и на развитие других функций современной библиотеки: образовательной, кумулятивной и т.д.


2.2 Электронные библиотеки


Концентрированной формой утверждения электронных технологий в библиотечной сфере сегодня стали электронные библиотеки. Они, как правило, являются структурными составляющими крупных библиотек. Несмотря на то, что сегодня уже есть определенный опыт работы этих библиотек взгляды на их сущность в среде исследователей достаточно различны. Специалисты, в частности, утверждают, что это структуры, дающие возможность руководить информационными ресурсами с помощью компьютеров, а их сотрудникам - быть посредниками в электронном взаимодействии; что это набор электронных ресурсов и сопутствующих технических возможностей для создания, поиска и использования информации; что это база данных, вмещающая цифровые информационные объекты в разных формах и предоставляющая непосредственный доступ пользователям; что это составляющая системы информации, оказывающая помощь в удовлетворении информационных потребностей пользователей, предоставлении информационных услуг, организации информации в удобной для пользователя форме и т.д. Шагом вперед предусматривается включение в творческий процесс вместе с заказчиком работников электронных библиотек при подборе и подготовке к использованию необходимых материалов. Включение в эту работу профессиональных информационных работников делает ее более продуктивной, способствует более эффективному использованию информации. По-видимому, в недалеком будущем более ощутимой станет навигаторская функция работников библиотеки. И не только в библиографической сфере, как это мы имеем сегодня в практике. Речь идет об обеспечении доступа заказчика к полнотекстовым материалам, активной помощи в отборе такой информации, ее обработке.


3. Современное общественное развитие и библиотеки


Современный этап развития общества называют переходным. Технологическая революция как основная материальная составляющая происходящих изменений началась более тридцати лет назад и приобретает все больший динамизм. Технологический прогресс обеспечил невиданное ранее развитие социума, выражающееся в резко возросшей власти человека над природой. Подтверждением тому является высокий уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники.

Развитие нового общества концептуально и практически означает формирование мирового информационного пространства. Информационное пространство, по сути есть продукт человеческой культуры. Материальную основу информационного пространства составляют: информационные ресурсы (базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных информационных ресурсов, библиотеки, музеи и прочее); информационно-телекоммуникационная инфраструктура; система массовой информации; технологии, средства связи, информатизации и телекоммуникации; информационные продукты и услуги; система защиты информации. Все это функционирует для обеспечения идеальной составляющей информационного пространства, движения и развития смыслов и значений, созданных человеческим сознанием.

Информационное пространство - это результат развития фазы сохранения и передачи информации. Понятие единого информационного пространства социума достаточно четко ассоциируется с единой системой общественных отношений, существующей на определенной территории.

Включение в систему коммуникаций новейших технических достижений, создание новых средств тиражирования и транспортировки информации обеспечивают непрерывность и развертывание информационного пространства.

Появление электронных носителей информации вызвало к жизни новые способы хранения, обработки и распространения информации, иной среды обитания текста. Количественное увеличение информации привело к необходимости создания особых центров ее хранения, в которых существовали бы специальные правила, нормы, ритуалы получения знания.

Основная отличительная черта современного информационного пространства заключается в образовании системы информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ социально значимой информации в любом месте в любое время. В результате удешевления доступа к Интернет сетевые информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности. Интернет, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещается в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи.

Информационное пространство - это, прежде всего, система отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, то есть между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей этой системе. В связи с этим специфической чертой информационного общества признан рост «нового политического класса - класса консультантов, экспертов, или технократов», а интеллектуальные институты превращаются в ведущие социальные институты.

Использование компьютерной техники, новых информационных технологий, систем и сетей, возможность быстрой передачи информации в режиме реального времени на любые расстояния придает процессу информационного производства индустриальный характер. Происходит выделение и относительное обособление новой сферы деятельности - производства информации, который следует рассматривать как четвертый по счету крупный этап общественного разделения труда. Информационная индустрия, являясь основой информационного общества, представляет собой цивилизационное явление, которое влияет на все стороны жизни: политику, технологии, образование, коммуникативные отношения.

Информационное общество формируется на том уровне знания, когда оно существует уже как социальная система, т.е. максимально проникает во все сферы жизнедеятельности социума и превращается в ведущий фактор его развития. В ходе информатизации и компьютеризации общества идет процесс проецирования фундаментального знания в информационную реальность и через нее в социально-практическую деятельность. Иначе говоря, информатизация общества превращает знание в актуальный «процесс формирования информационной картины мира, что позволяет отобразить мир как бытие и существование информационной реальности».

Анализируя современное общество, ученые и политики пришли к выводу, что выгоды от использования информационно-коммуникационных технологий неравномерно распределены среди развитых и развивающихся стран. Развитие информатизации неизбежно приводит к возникновению специфических этических и правовых проблем, так как информационная среда «имеет человеческий характер». Неравномерная плотность информационного пространства приводит к нарушению сбалансированности диалога в обществе, создавая неравенство:

·между меньшинством, занятым производством культурных ценностей и большинством, воспринимающим их;

·между коренным населением и мигрантами;

·между приверженцами доминирующей культуры и носителями субкультур;

·между социально активными гражданами и маргиналами.

В результате глобализации происходит размывание границы национальных культур, стандартизация как основа взаимодействия неизбежно приводит к унификации. А унификация и утрата границ в сфере культуры чреваты утратой культурной идентичности, что является прямой угрозой для существования локальных культур и этносов.

Язык любой культуры «представляет собой систему знаков, значений и их корреляций, структур осмысления и отношений взаимодействия, функция которых состоит в обеспечении основы для взаимопонимания носителей данного языка, в формировании ценностно-коммуникативных ориентации сознания его носителей в определении ведущих стратегий их жизненной и исследовательской активности».

Последствия глобализации в сфере культуры выражаются в изменении пространственных связей в результате структурной трансформации общества и в образовании взаимозависимых полюсов: территориальных компонентов и сетевых потоков. По мнению М. Кастельса, пространство мест как исторически укорененная организация нашего опыта противопоставлена пространству потоков как явлению, отражающему новую пространственную логику. При этом регионы и местности игнорируются под ее влиянием в международных сетях, связывающих их самые динамичные секторы. Однако, как подчеркивает исследователь, они не исключают друг друга, более того, глобализация стимулирует регионализацию.

Культурно-коммуникационным процессам в пространстве потоков принадлежит особая роль, поскольку между культурным производством, с одной стороны, и властными механизмами и регуляторными стратегиями - с другой, существует особая связь. Последние же являются эффективным инструментом культурной доминации, инструментом формирования образов, мифов, интерпретационных схем, «оформляющих» общественное сознание.

В информационную эпоху власть вписана на фундаментальном уровне в культурные коды, с помощью которых люди и институты представляют жизнь и принимают решения. Иными словами, власть в информационном обществе принадлежит создателям новых культурных кодов, приобретающих в свое распоряжение важнейший механизм властного контроля - «символическую доминацию», то есть способность контролировать действия других людей путем привнесения в жизнь своисобственных взглядов и ценностей. Особую роль в этом играют символические стратегии, связанные с официальной номинацией - актом «символического внушения, который имеет для этого всю силу коллективного, силу консенсуса, здравого смысла, поскольку он совершен через доверенное лицо государства, обладателя монополии на легитимное символическое насилие».

В развитии современного информационного пространства имеются противоречия, порожденные процессами регионализации, которая характеризуется возникновением, институционализацией и стремительным развитием объединений политических, экономических, социальных, культурных субъектов на уровне регионов.

Одна из базовых предпосылок формирования общества знаний - всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием. Общество знаний можно считать справедливым только в том случае, если оно обеспечивает всем людям равные преимущества для использования общественного достояния. В этом контексте достояние рассматривается как стратегический ресурс общественного развития.

В рамках концепции построения обществ знаний большое значение приобретает развитие процесса регионализации на основе культурной идентичности, выступающего противовесом негативным проявлениям глобализации, приводящих к универсализации и гибридизации мировой культуры, единообразию и унификации локальных культур, их нивелированию и уничтожению, а также к неопределенности или утрате идентичности. Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий должно обеспечить создание условий для развития локальных или национальных культурных проектов, а значит политич социальное и экономическое разнообразие информации и информационного обмена, особенно в сфере образования и культуры.

В современном обществе происходит концептуальное изменение понятия «общественное достояние». Сегодня оно «не ограничивается только индивидуальным наследием, старыми камнями или лесом, а включает с недавних пор нематериальные и символические элементы такие, как языки». Сегодня достояние распространяется на космос, на совокупность мировой окружающей среды и даже на геном человечества.

Важным аспектом культурного развития нового общества является сохранение языкового разнообразия. Каждый язык представляет единственно целостное видение мира, и когда он исчезает, целая часть человеческой мысли, литературы и мифологии уходит в небытие. Каждый язык соответствует частной этнической идентичности, следы и историю которой он несет. В силу этого, язык является главным наследием человечества.

Таким образом, современный этап общественного развития характеризуется следующими тенденциями, определяющими трансформацию библиотеки как социального института:

·технологический прогресс, обеспечивший высокий уровень развития информационных технологий, распространение компьютерной техники, вызвал глобальную социальную революцию, имеющую как позитивное, так и негативное влияние на общество;

·информация и знания становятся главной преобразующей силой современного общества, обеспечивающей дальнейшее развитие человечества;

·важную роль в современной социальной системе играют институты воспроизводства и сохранения информации и знаний, обмена и доступа к ним;

·неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности становится непрерывное образование, результатом которого должно стать умение своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию;

·необходимым фундаментом формирования нового общества становится развитие не только информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также образования, науки и культуры;

·процесс утверждения единых мировых стандартов ведет к размыванию границ национальных культур и унификации, которые в свою очередь являются прямой угрозой для существования локальных культур и этносов, а значит, возрастает значение культурных институтов, обеспечивающих развитие культурного контента и сохранение культурной идентичности.

Происходящие в обществе изменения являются мощными факторами развития современных библиотек. Они в значительной степени влияют на выбор миссии и социальных функций, подходов к формированию библиотечно-информационных ресурсов и обслуживания пользователей, развитию библиотечных технологий и персонала, модернизации традиционных и освоению новых направлений деятельности.


4. Информационные ресурсы библиотечной сети России


Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

·публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);

·систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ;

·информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);

·библиотечную сеть высших учебных заведений России;

·сеть медицинских библиотек;

·сеть сельскохозяйственных библиотек;

·другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Активизируется использование электронных изданий.

Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 - муниципального уровня. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. В библиотеках активно создаются электронные каталоги (в том числе, на основе ретроконверсии карточных каталогов), другие библиографические и реферативные базы данных.

Самые значительные базы данных сформированы в ИНИОН (более 2 млн. записей), РНБ (около 2 млн. записей), РГБ (более 1 млн. записей), ГПНТБ России (более 1 млн. записей, из них «Сводных каталог научно-технической литературы» - около 480 тыс. записей), ЦНСХБ (750 тыс. записей), ГЦНМБ (БД «Российская медицина» - 450 тыс. записей) и другие. РКП, компания «Мир-Диалог» и издательство «К.-G. Saur» выпустили 3-е издание Российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей обо всех изданных в СССР и России с 1980 по 1996 гг. книгах и базу данных диссертаций (60 тыс. записей). Набирает темпы процесс формирования собственных электронных ресурсов и в центральных региональных библиотеках. В Мурманске, Туле, Перми, Ставрополе, Челябинске, Омске, Смоленске и Петрозаводске они превысили 200 тыс. записей, а в Кемерово и Екатеринбурге приблизились к 400 тыс. записей. На повестке дня - задача максимального представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ГПНТБ России, ЦНСХБ, Научная библиотека МГУ, ГЦНМБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН. Проблемы формирования библиотечных информационных ресурсов и обеспечения к ним доступа пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети - ЛИБНЕТ», реализуемой под эгидой Минкультуры России. Между тем, расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в обществе пока еще плохо осознается властными структурами на всех уровнях. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большинства библиотек в 1996-1997 гг. (средства выделялись практически только на выплату заработной платы) сложилось тяжелое положение по важнейшим направлениям их деятельности, прежде всего таким, как пополнение библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям. В результате до 80-90% издаваемых в России новых книг отсутствуют на территории многих регионов даже в единственном экземпляре. Приток новых изданий в библиотеки Минкультуры России в 1996 г. по сравнению с 1990 г. сократился более чем в два раза. Ситуация с поступлением новых изданий в библиотеки других систем в последние годы была намного хуже. В последние годы списание литературы в ГПНТБ России превышает объемы пополнения фондов. Одним из наиболее перспективных путей поддержания и развития библиотечной сети является активное использование для библиотечного обслуживания электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить сотрудничество ряда крупных федеральных и региональных библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.


Заключение

библиотека электронный информационный сеть

Сейчас человечество развивается с огромной скоростью и широко шагает вперед; получает все больше и больше различной полезной и нужной для жизни. И в этом, быстро развивающемся мире, нужна такая система, которая будет отбирать нужную информацию, хранить ее и давать людям для правильного, дальнейшего использования. Такой системой на данный момент является библиотека. На сегодняшний день библиотека-это полноправная система организации информационных ресурсов общества, которыми человечество пользуется в полном объеме.


Библиографический список


1.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] // Белл Даниел; Пер. с англ. Иноземцев Л.В. - М.: Academia, 1999. - 457 с.-ISBN 5-87444-070-4.

2.Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс].-режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. .-заглавие с экрана. - 10.11.2010

Тикунова, И.П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально - философский анализ [Рукопись]: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: [Специальность] 09.00.11 ? Социальная философия: защищена 13.03.2007 / И.П. Тикунова; науч. руководитель М.Ю. Опенков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова». ? Архангельск: [б.и.], 2007. ? 129 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.