Внеклассное мероприятие "урок добра". Формирование нравственных качеств у младших школьников

Внеклассное занятие в начальной школе Урок добра.doc

Внеклассное занятие в начальной школе по теме: "Урок доброты"

Цель : дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование: рисунки учащихся, компьютер для показа презентации, ватман, мелкие игрушки, весы, фломастеры альбомные листы, изображение кота Леопольда.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа
.
Уч-ль : сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.

Что такое добро?

Что такое зло?

Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами.

И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла.
3. Ознакомление с темой.
Уч-ль: Итак, что такое добро?

Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое.

Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло?

Где вы встречались со злом? (Дети отвечают)
Уч-ль: Это нечто, противоположное добру.

Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное.
-Вы любите путешествовать?

Давайте закроем глаза и каждый окажется там, где он захочет….(звучит музыка).
Уч-ль: Итак. Мы с вами оказались в городе Добра.

Что мы здесь увидели?

Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)
Уч-ль: А знаете, кто самый главный в этом городе? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо?

Дружба- это доброе дело?

Я предлагаю поселить кота Леопольда в вашем классном уголке, чтобы вы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла в его городе Добра.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

4. Беседа по рассказу.
Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?

Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).

А теперь вернёмся к нам в школу, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: Прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
-Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа” СЛАЙД №
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета..

Уч-ль: Посмотрите на эти фотографии(слайд №
- Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Уч-ль: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
5. Физминутка!
6. Продолжение темы.

Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по игрушке положим на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “игрушку” (приготовленные заранее мелкие игрушки на чашу весов).
7. Коллективное составление аппликации .
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если сделал добрые дела»

Уч-ль: Давайте из этих маленьких капель мы сделаем огромную каплю добра.

Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).,
Итог урока.
Уч-ль: Наш урок-Добра подходит к концу. Но это не значит, что на этом занятии мы закончим делать добрые дела. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске) Давайте с сегодняшнего дня вы будем записывать все добрые дела в ваши блокнотики «Добрых дел». Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему занятию вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.
Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Всем большое СПАСИБО!

Обсуждение материала

Любовь Васильева

Яковлева Светлана

Алиса Балабин

Рецензия

на внеклассное мероприятие «Урок доброты» учителя начальных классов О.Н. Щегловой.

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы.

Цель дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Занятие выстроено методически правильно.

Учащиеся активны на протяжении всего мероприятия.

Следует отметить грамотный подбор заданий, позволяющих творчески подойти к их выполнению, расширяющих кругозор учащихся, развивающих доброжелательность и уважение к окружающим.

Урок способствует развитию творческих способностей, социализации учащихся, развивает уверенность в себе, развитие самооценки.

Ольга Щеглова

Валентина Плохарскаяa

Ольга Щеглова

Александра Александрова

Актуальность работы
Авторская разработка представлена интересным материалом, насыщенным деятельностными формами работы учащихся в группах и индивидуально. Автор выбрал для занятия очень злободневную тему. Личный пример и личный опыт школьников ненавязчиво втягивают присутствующих в суть проблемы. Тем самым вырабатываются чувство ответственности и чувство гордости за своё поведение. Представленная разработка имеет право быть применённой (или взятой за основу) и в других образовательных учреждениях.
Новизна работы
В авторской работе использована, наверное, самая актуальная тема.
Она же является и самой болезненной для всего населения нашей планеты, городских и сельских поселений. Тема добра, любви к окружающим, уважение ближнего –это проблема нашего общества.
Кроме обозначенной проблемы предлагаются и новые пути её решения. Для подрастающего поколения предлагается путь, по которому можно идти с доброй душой.
Практическая значимость


Практическая значимость разработки заключается в её интересной использованной форме.
Разработка достойна для применения другими учителями.
В заявленной разработке в логической последовательности изложены все этапы изучения темы.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.

размещённую в библиотеке Портала УчМет.ру


Актуальность работы
Представленная О.Н. Щегловой авторская разработка является готовым образовательным материалом для применения в практической деятельности учителями начальной школы. Работа затрагивает очень важную общественную и проблему. Педагог разработал специальные задания для самостоятельной работы учеников. Обозначенная тема для школьников, анализируется и сопровождается собственными умозаключениями. Такой урок позволяет школьникам развивать личностные качества, быть добрее и активнее, выбрать свою жизненную позицию. Выбранный автором методический подход делает урок более интересным и насыщенным.
Новизна работы
В своей работе Ольга Николаевна. предлагает ученикам самостоятельно искать аргументы и факты, подтверждающие актуальность указанной проблемы, из окружающей действительности. При этом немаловажен и метод личного примера.
Практическая значимость
Предложенный урок полностью соответствует заявленной теме. Автор интересно представил ход урока. Практическая значимость разработки заключается в готовности основы этого материала для применения преподавателями других регионов.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.
Актуальность работы
Представленный материал очень интересен. Актуален. Является полностью авторским образовательным материалом. Автор умело использует многочисленные источники.
Использованный автором методический приём актуален для школ нашей страны. Он делает факты яркими, легко запоминающимися.

Новизна работы
В предложенном материале автор рассматривает одну из самых острых тем тему Добра, которая ненавязчиво входит в нашу жизнь. Умелое владение инструментами методики преподавания придаёт работе сочность, новизну, эффектность. Здесь для школьников использованы все виды дифференцированной практической деятельности: работа в группах, дискуссия, исследование.

Практическая значимость
Предложенная разработка соответствует заявленной теме. Автор рассмотрел тему с точки зрения современной педагогической науки.
В своей работе автор предлагает детям самостоятельно провести исследование и сделать собственные выводы. В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы. Умело использованы и мульмедиаресурсы.
Представленный материал полностью соответствует заявленной автором цели и соответствует Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.


Актуальность работы
Представленная разработка внеклассного мероприятия «Урок доброты» является ярким авторским образовательным материалом, рассчитанным на учителей начальных других регионов. Автор в доступной форме рассматривает очень актуальный вопрос. Практическая деятельность учащихся является подтверждением этому. Задания для школьников, использованные для повышения их инициативности, делают мероприятие интересным и незабываемым. Понятия ДОБРА и ЗЛА - актуальнейшие темы, которым необходимо уделять внимание уже в раннем детстве. И разработанное мероприятие позволяет подойти к процессу усвоения этих понятий легко и непринуждённо.
Выбранный автором методический приём достоин внимания, так как делает мероприятие более увлекательным и незабываемым.

Новизна работы
В предложенной разработке автором раскрываются самые необходимые для понимания ребёнком определения. Учащиеся, имея свой небольшой опыт поведения, самостоятельно развивают ход урока, стараются внести свой вклад в общую копилку знаний.

Практическая значимость
Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме.
Практическая значимость разработки заключается в её удобной для изучения форме.
Опыт автора в данном вопросе может применяться и в других школах страны.
В заявленной разработке в логической последовательности изложены все этапы усвоения темы младшими школьниками.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.

Ольга Сычёва
Формирование нравственных качеств у младших школьников. Конспект игрового занятия во втором классе «Дерево добра»

Конспект внеурочного занятия

во 2 «Б» классе для детей со сложной структурой дефекта

ГБОУ СКОШИ VIII вида № 81

Подготовила :

воспитатель Сычёва Ольга Валентиновна

Тема : «Дерево добра » .

Цель : воспитание стремления быть добрыми , вежливыми.

Задачи :

Формировать такие нравственные понятия как доброта , вежливость. Учить самостоятельному выполнению заданий;

Развивать фразовую речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением, развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

Работать над выработкой положительных черт характера.

Ход занятия:

(звучит музыка «Дорогою добра » )

Здравствуйте ребята и гости! Сегодня у нас с вами необычный занятие - урок доброты . Что такое добро ? Что такое зло? Над этими вопросами задумываемся не только мы, задумывались и наши прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы.

Доброта , как солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами – и на душе у нас становится тепло. Так бывает и от доброты .

А что такое, по-вашему, доброта ? Как она проявляется?

(мнение детей : отношения к друзьям, семье, к одноклассникам , к пожилым людям, ко всему живому и неживому).

- Доброта – это признак силы , а не слабости. Только сильный человек может дать счастье людям, друг другу.

Понять и исполнить

Желанье другого,

Одно удовольствие –

Честное слово.

А где живёт доброта , ребята?

Доброта живёт там , где живут добрые люди .

В доме добрыми делами занята ,

Тихо ходит по квартире доброта .

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час .

Добрый вечер , ночь добра ,

Было доброе вчера .

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты ?

Когда я была маленькой, мне казалось, что доброта – это такое дерево , на котором растут чудо – плоды, съешь один плод – становишься умным, съешь другой плод – красивым и т. д.

Вот у нас выросло волшебное дерево добра . Посмотрите. Только одно огорчает : дерево стоит одинокое . Чтобы его оживить, чтобы на нем появились плоды, чтобы стало добрым , нам поможет доброта .

Итак, давайте попробуем.

1 задание.

Ребята, какие добрые слова вы знаете ? Давайте вспомним слова, в которых «спряталось добро » .

(добродушный , добродетель , доброжелательный – желает добра , доброкачественный – хорошо сделанный , добронравный , добропорядочный , добросовестный )

Вот сколько слов мы с вами знаем. И вот первый цветок распустился на нашем дереве .

2 задание.

Посмотрите на маленькие облачка, но они не простые, они волшебные. На них написаны пословицы о добре и дружбе (вызывается ребёнок, он снимает облачко и читает пословицу и тут же разбираем).

Человек без друзей – что дерево без корней .

На добрый привет – добрый ответ .

Доброе слово лечит , а злое калечит.

Плохо тому, кто не делает добра никому .

Хлеб да кашу кушай, а добрых людей слушай .

Ребята, о чём эти пословицы?

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот Вам за это награда – ещё один прекрасный цветок.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры , похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Присядьте, пожалуйста, три раза!

Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

3 задание.

Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела , приносили радость окружающим? Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

Ответ детей.

Правильно! Тем, что они творят добро , помогают доброму человеку , хорошему делу и мешают злому. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот Вам за это награда.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

4 задание.

А теперь ребята покажут для нас с вами одну сценку. Посмотрим?

Я как - то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Ну что ж, - сказала мама, -

Пусть он поживёт немножко,

А в глазах его такая грусть

Найдётся супа ложка.

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова :

Ну, что ж – пусть он

Поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Ну, что ж, - сказала мама,

Пусть он поживёт немножко

В газах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Сказала мама : - Пусть живут –

В квартире так чудесно,

А если потесниться тут

И нам найдётся место!

Спасибо, вам, ребята! А как вы думаете, можно ли причинять страдания живому существу? Оказывается, наши домашние питомцы могут нас очень многому научить. Животные не умеют говорить на человеческом языке, но они говорят на своем. Понять их может только тот кто наблюдательный, умеет быть внимательным, чувствует животного.

Каким был сын? А какая была мама?

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта , улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Вот ещё один чудесный цветок расцвёл на нашем дереве доброты .

5 задание.

Тогда давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали?

Звучит музыка Шаинского В. «Улыбка» .

Стук в дверь.

Ребята, к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая , ласковая, весёлая, приветливая. Поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все тоже подружились с улыбой.

Меня зовут улыбка. Здесь живут добрые и вежливые ребята ? Хотите со мной дружить? Тогда вы должны со мной поиграть. Поиграем? Когда я буду называть добрые , хорошие слова, вы будете хлопать, а если отрицательные, злые то топать. Ну что, начинаем?

Добрый

Отзывчивый

Добрый день

Извините

Ласковый

Общительный.

Да, ребята, вы очень внимательны! Я хочу подарить вам свою улыбку. А ты Света подари свою улыбку Лизе, а Лиза Паше и т. д. А теперь все улыбнитесь мне, подарите свою улыбку. Вы мне очень понравились . Я вами очень довольна. И дарю вам цветок на ваше дерево доброты . До свидания, ребята!

Физминутка

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

6 задание.

Добрым быть совсем не просто Только надо добрым быть

Не зависит доброта от роста И в беде друг друга не забыть

Не зависит доброта от цвета И завертится земля быстрей

Доброта не пряник не конфета. Если будем мы с тобой добрей .

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Если доброта как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Я раздам вам цветочки. Вы должны написать на цветочке те качества , которыми должны обладать добрые , вежливые люди, делающие мир прекрасным (после того как написали, зачитали и цветочек повесели на дерево доброты ). Если люди обладают этими качествами , то мир становится солнечным и прекрасным.

О доброте говорить можно много и долго. Но вы только посмотрите, какое уже цветущее доброе дерево , у нас получилось. Такое доброе , что даже птицам захотелось поселиться на нашем дереве .

- Доброе утро ! – птицы запели.

- Добрые люди вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и пошло по делам.

Под добрым солнцем , возле доброго дерева шагают добрые люди . Ну а нам остается дождаться плодов с доброго дерева . И это будет зависеть от вас ребята.

Закройте глазки. Мысленно отправьте добрые пожелания своим друзьям, близким, родным. Спасибо. Откройте глазки. Подарите свои улыбки друг другу. Пусть наш мир станет чуть-чуть добрее , и мы вместе будем творить добро каждый день . А я Вам дарю на память о нашей встрече - эти воздушные шары и желаю вам быть добрыми , справедливыми, заботливыми, любить и быть любимыми.

Давайте все вместе послушаем песню «Дорогою добра » .

Муниципальное бюджетное общеобразовтельное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 имени
Новикова Гаврила Гавриловича» г. Кемерово

Классный час

«Твори добро»

Составитель: Королькова С. Н.
учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Данная разработка посвящена формированию нравственных качеств личности младших школьников.
Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств,
творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребенка.
Учитель является программистом человеческого сознания. Наделив школьника знаниями, но, не воспитав в своем ученике нравственно богатую личность, мы делаем его послушным исполнителем воли любого лидера. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели. Учитель дает возможность пробудить интерес к данной теме, вызвать ученика на откровение, на спор в совместном поиске человеческих ценностей.

Цель:
1. Дать понятия добра и зла, убедить, что добро всегда побеждает зло.
2. Учить создавать добрые отношения, с уважением относиться к
окружающим нас людям, воспитывать толерантность.
3. Развивать творческие способности детей.

Звучит спокойная музыка.
Вступительное слово учителя.

Здравствуйте!
Ребята, закройте, пожалуйста, на минутку глаза, улыбнитесь (только обязательно от души) расслабьтесь и повторяйте за мной:

Я - свет …
Я - мир и согласие …
Я не буду бояться никого и ничего …
Я буду делить любовь с теми, кто меня любит …
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее.
Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые сердечные люди.

Давайте все вместе прочитаем слова Михаила Михайловича Пришвина:

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека.
Все прекрасное на земле - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

В каждом из нас маленькое солнце.
Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Итак, разговор сегодня будет о доброте, а тема нашего классного часа звучит так: «Стремитесь творить добро!»
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей…)
А что же такое добро? доброта? (Ответы детей …)
А вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь Ожегова:
«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Вот несколько правил доброты, прочитаем их:
. помогать людям, особенно больным, пожилым, попавшим в беду;
. защищать слабого;
. заботиться о домашних животных;
. делиться последним с другом;
. не проявлять жадности;
. не завидовать;
. прощать ошибки другим, но не себе.

Вспомним вежливые слова, ведь быть приветливым по отношению к другим это тоже проявление доброты.

Поиграем в игру: «Доскажите словечко»
1) Дети вежливые и развитые говорят, встречаясь…(ЗДРАВСТВУЙТЕ!)
2) Зазеленеет даже пень, когда услышит…(ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
3) Растает ледяная глыба от слова теплого… (СПАСИБО)
4) Когда бранят за шалости, то говорим: Прости, …(ПОЖАЛУЙСТА!)
5) И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: …(ДО СВИДАНИЯ!)
Молодцы! Вежливые слова знаете все, значит вы все воспитанные и добрые.
Вам известно стихотворение Владимира Владимировича Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо!»? Давайте послушайте его.

А сейчас мы с вами проведем эстафету добра.
Вы читаете высказывание на листочках и если согласны с ним, кладете в конверт (файл), где написано «Делай так!». Если не согласны - «Не делай так!»
. Уступай старшим место в транспорте
. Обижай слабых и младших
. Здоровайся при встрече
. Обзывай людей
. Бережно относись к своим вещам
. Мучай животных
. Рисуй на партах
. Не рви цветы
. Уважай старших

Молодцы, ребята! Вы все знаете, как нужно поступать в той или иной ситуации, поэтому справились с этим заданием очень хорошо.

Дети читают стихотворение Николаенко «Доброта»

В доме добрыми делали занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это - мама, мама, мама!

Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим мамам.

У мамы самые добрые и ласковые руки,
Самое верное и чуткое сердце, в нем
Никогда не гаснет любовь, оно никогда
Не останется равнодушным.

И сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь.
Но, к сожалению, некоторые из нас порой обижают своих мам.

Послушаем стихотворение «Мама» Эммы Мошковской:
(Стихотворение читает, заранее подготовленный ученик)

Я маму свою обидел
Теперь никогда, никогда
Из дома мы вместе не выйдем
Не сходим с ней никуда.

Она мне в окно не помашет,
Я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу.

Возьму я мешок за плечи,
И хлеба кусок возьму,
Найду я палку покрепче,
Уйду я в тайгу, уйду.

И буду бродить по свету
И в страшный, страшный мороз
И через бурную реку
Я буду строить мост.

И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальной
И молчаливый такой.

И вот будет вечер зимний
И вот пройдет много лет
И на самолет реактивный
Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья
Этот самолет прилетит
И выйдет от туда мама
И мама меня простит.

Сколько неприятностей мы приносим иногда родителям, только потому, что бываем, невнимательны к ним. Никогда не огорчайте своих пап и мам.
Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану.
Если мы будем внимательны к любому человеку - будь - то кто - то из близких или случайный попутчик, - это и будет проявлением доброты.
В связи с этим, поразмыслим над изречениями и пословицами.
Прочитайте и объясните смысл этих высказываний:

1. Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

2. Добро сколь ни было оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

3. Худо тому, кто добра
Не делает никому.

4. «Твори добро, чтобы, любя,
Добро тебя нашло,
Зла не верши, чтобы тебя
Не погубило зло».

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло.
Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Действительно, добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла.

«Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни,
Зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

Вспомните, когда вы были малы, мамы читали вам книги, теперь вы уже сами научились читать и прочитали немало книг. И не раз вы убеждались в том, что

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

Назовите несколько произведений и перечислите положительных и отрицательных героев. Например: «Красная Шапочка» (злой - волк, добрая - Красная Шапочка) или «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца и т.д.
Итак, мы убедились, что добро побеждает зло! Значит, основное назначение человека - творить добро.
Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З - «земля», Л - «люди», «М» мыслите, а буква «Д» обозначалась словом «добро».
И азбука как бы призывала: Люди, Земли, мыслите, думайте, и творите ДОБРО!
Помните этот призыв, ребята и всегда следуйте ему!
Давайте послушаем стихотворение Татьяничевой «Что ты сделал хорошего?»
Включить фонограмму песни «Прекрасное далеко». Стихотворение звучит на фоне музыки.

Достается недешево
Счастье трудных дорог
Что ты сделал хорошего,
Чем ты другу помог?
Этой мерой измеряться
Все земные труды,
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.

«Делать людям хорошее» какие замечательные слова.

Вы тоже можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды.

Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее.
Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно.
На партах лежат цветики-семицветики. Дети на обратной стороне пишут о добрых делах, которые они совершили и складывают цветок.
Зачитывать мы их не станем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому что как гласит английская пословица:

«Кто добр поистине, добро творит в молчании»

Пока вы пишете, мне хотелось бы прочитать стихотворение Эдуарда Асадова:
В народе говорят, что человек,
Когда он что-то доброе свершает,
То свой земной, свой человечий век
Не менее чем на год продлевает,
А потому, чтоб жизнь не подвела
И чтоб прожить вам более столетия
Шагайте люди, избегая зла, и помните,
Что добрые дела -
Вернейшая дорога в долголетие.

Сложите цветок, ведь доброта это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

Литература:
1. Пословицы и поговорки о добре
2. Энциклопедия «Мудрость тысячелетий», Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2006
3. Запись музыки к песне «Прекрасное далеко…»
4. Стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо!»
5. Толковый словарь Ожегова
6. З. Воскресенская «Сердце матери»
7. Стихотворение Эммы Мошковской «Мама»
8. Стихотворение Т. Татьяничевой «Что ты сделал хорошего?»
9. Стихотворение Николаенко «Доброта»
10. Стихотворение Эдуарда Асадова «В народе говорят…»
11. Песня «Землю обмотали» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Цели и задачи: на примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро» и «зло», воспитать стремление «идти дорогою добра», сформировать такие нравственные качества, как доброта, сочувствие, милосердие, развить память, мышление, внимание, речь, творческие способности.

Оборудование: карточки с картинками, карточки с пословицами наоборот, рисунок солнышка, лучики с положительными и отрицательными чертами характера, видеозапись с добрыми поступками и «бумерангом добра», песня «Дорогою добра», альбом, добрые раскраски, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ребята, тему сегодняшнего занятия попробуйте расшифровать сами.
- Для этого нужно взять только первую букву каждого слова, обозначающего предмет на картинке.
Дерево
Облако
Рыба
Осы
Гусь
Орех
Юла

Дерево
Олень
Белка
Речка
Арбуз
- Правильно, ребята, тема нашего занятия: «Дорогою добра».
- Итак, сегодня мы поговорим о добре и зле.
- Как вы объясните, что такое «добро»? (Добро- это нечто хорошее, полезное, нужное, приносящее радость)
-А что такое зло? (Зло- вредное, дурное, приносящее несчастье, неприятности)
-Эти понятия несложно различить, поэтому следующее задание не должно вызвать у вас затруднение.
-Я предлагаю вам вспомнить некоторые сказочные ситуации и определить, где добро, а где зло.
Если ситуация олицетворяет добро, то вы должны хлопать, а в случае зла топать.
1. Гуси- лебеди унесли мальчика в избушку Бабы Яги.
2. Лиса обманула доверчивого волка, в результате чего он остался без хвоста.
3. Принц женился на бедной Золушке.
4. Айболит приходил на помощь больным зверям по первому зову.
5. Карабас Барабас избивал своих кукол.
6. Жаба хотела насильно выдать замуж Дюймовочку замуж за своего сына.
7. Алёнушка заботилась о своём братце Иванушке.
8. Старуха Шапокляк делала пакости.
9. Крокодил гена, Чебурашка и их друзья построили Дом Дружбы.
10. Королевич Елисей отправился на поиски своей пропавшей невесты.

В сказках очень легко отличить добро от зла, оно всегда торжествует.
-А вот в жизни, к сожалению, всё гораздо сложнее.
-Иногда поступки кажутся на первый взгляд положительными, но при лучшем рассмотрении оказываются отрицательными.
-Послушайте рассказ Э.Шима «Жук на ниточке» .
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят, как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.
Тряхнёшь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
– Это же вредитель, – говорит.
– Знаю, что вредитель!
– Чего же вам жалко?
– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!
– Меня?!
– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
– Чего же меня жалеть, если я человек?
– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

Как вы считаете, добрый или злой поступок совершил мальчик?
-Что считал по этому поводу сам мальчик?
-Что сказал ему дедушка?
-Легко ли вам сразу было определить, хорошо или плохо поступил мальчик?
-Из этого поучительного рассказа вы должны запомнить одну очень важную вещь: издеваться нельзя ни над кем, даже над самым заклятым врагом!
-А сейчас ещё одна жизненная ситуация. ( В.Осеева «Навестила» )
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Оказала, ли Муся хоть какую-нибудь помощь Вале?
-Выполнила ли она поручение одноклассниц?
-Можно ли сказать, что Муся сделала доброе дело, навестив больную девочку?
-Да, оказывается совсем не просто быть добрым. Этому необходимо учиться всю жизнь. Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место пожилому человеку; на словах любить природу, но не замечать урны для мусора и мучить животных.
-Путь к доброте нелёгкий. Но дело это стоящее и важное, потому, что, если человек творит добрые дела, то он счастлив, и всем вокруг него хорошо.
-Предлагаю вам посмотреть подборку фотографий добрых поступков по отношению к людям и животным.
-А ещё нужно помнить, что всё то добро, которое вы совершили, обязательно к вам вернётся! Это так называемый «бумеранг добра».
-Об этом есть хорошее стихотворение.
Каждый знает: этот мир
Словно кто-то разделил
На хорошее, плохое-
В нас живут вот эти двое.
Они борются с годами
В сказках, в фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать,
Кому в этом помогать.
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Ну а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
-Предлагаю вам посмотреть видеоролик про это.
-Про добро сложено много пословиц, давайте вспомним некоторые из них.
-Попробуйте догадаться, как нужно читать эти пословицы.
ТЁДЙОП ЕН МУ АН ЕОНРУД – УМОРБОД ЬСИЧУ
ЬСИНОРОТС ОГОДУХ А,ЬСИЖРЕД ОГОРБОД
ТИЧУ И УРБОД КЕВОЛЕЧ ЙЫРБОД
-Добро- как солнышко, согревает, радует и поднимает настроение.
-Давайте создадим наше солнышко, лучиками которого будут добрые слова.
-Выберите из предложенных вам слов нужные и приклейте их вместо лучиков к нашему солнышку добра. (Дружелюбие, грубость, забота, внимание, безразличие, нежность, равнодушие, отзывчивость, сострадание, вежливость, трудолюбие)
-Вот и подходит к концу наше занятие. Пусть каждый из вас продолжит фразу: «Сегодня я понял…»

-Подводя итог , я хочу сказать: «Все мы люди разные, но в каждом из нас заложено зёрнышко добра. У кого-то оно маленькое, у кого-то побольше. Прорастая, это зёрнышко даёт свои добрые плоды, и опять же, у всех они разные. Один человек так и светится добротой, словно солнышко, другой более сдержанный, третий прячет свою доброту и проявляет её лишь изредка. Но не найдётся ни одного человека, кто хоть раз не совершил добрый поступок.»
-Предлагаю вам вспомнить и нарисовать ситуацию, в которой вы сделали что-то хорошее (дарили цветы маме, мыли посуду, мирились с товарищем, кормили бездомное животное). (Под песню Энтина «Дорога добра»)
-А в заключение хочу дать вам напутствие словами Юрия Энтина
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, иди всегда дорогою добра!