Теоретический анализ происхождения и развития чувашской национальной кухни. Традиционные блюда чувашского народа Чувашская национальная кухня

1. Шӑрттан

Это блюдо является одним из самых изысканных кушаний в чувашской кухне. Нам сразу посоветовали его попробовать. Это баранина, иногда свинина, со специями, запеченная в желудке.

Готовится шӑрттан при падающей температуре от 300 до 100°, отчего получается полусухим, с хрустящей корочкой.

В былые времена чуваши редко ели мясо , случалось это только по особым праздникам. И оттого это блюдо часто подавали на стол для угощения гостей. Правильно приготовленный шӑрттан хранился долго. Поэтому чуваши использовали его еще и в страдную пору летом для приготовления супов.

Где можно попробовать: кафе «Ехрем Хуçа». Бульвар К. Ефремова, 10.

2. Хуран кукли

Это любимое многими традиционное чувашское блюдо - вареники. Предполагает разные начинки: c картофелем, с капустой, с творогом, с луком и яйцами, с ягодами. Хуран кукли варятся в подсоленной воде 5-7 минут в котле. И подается со сметаной или сливочным маслом.

Где можно попробовать: Кафе «Встреча». Чебоксары, Президентский бульвар, 17.

3. Какай-шурпи

Это очень популярное мясное блюдо у чувашей. Суп из субпродуктов. Готовят его из головы, ног, внутренностей: сердца, печени, легких. Ранее это желанное блюдо варили при забое скота и созывали многочисленных гостей.

Чаще всего это случалось на Петров день. Тогда было принято обязательно закалывать барана.

Где можно попробовать: Кафе «Юлташ», Чебоксары, ул. Гагарина, 21.

4. Тултармӑш

Это блюдо представляет собой начинённые мясом, крупой, пряностями и специями кишки заколотого животного. Подается в горячем виде. Для приготовления тултармӑш вначале опускали в котел с кипящей водой, затем ставили на сковороде в печь для поджаривания. По этому случаю приглашали близких родственников.

Где можно попробовать блюдо: Ресторан «Музей пива». Чебоксары, бульвар К. Ефремова,4.

5. Пулӑ шÿрпи

Традиционно чуваши использовали рыбу на уху. Разновидностей и способов приготовления ее множество. Можно попробовать на вкус «Тройную уху». В ее приготовлении используется волжская рыба. Варится уха на трех бульонах. И получается очень наваристой и ароматной.

Где можно попробовать? Кафе «Русская кухня». Новое Атлашево, ул. Промышленная-АТЛ, 3.

Приятного аппетита! С праздником Светлой Пасхи вас!

На Востоке Восточно-Европейской равнины, на двух берегах Волги-реки раскинулась маленькая республика – Чувашия со столицей – городом Чебоксары. Народ её – мирный и гостеприимный. Численность его совсем не большая – всего-на всего 1,5 млн., но несмотря на это, он имеет свою многовековую культуру, в числе которых даже есть чувашские песни, а также история, мифология, язык ну и конечно же национальную кухня. Наверное, ничто не сможет охарактеризовать народ лучше, чем его национальная кухня.

Она объединяет в себе весь тот опыт, традиции и тайны, которые передавались поколениями. Что ж посмотрим, что расскажет нам о своём народе чувашская кухня.Традиционно чуваши занимались земледелием и животноводством (этому способствовало географическое положение и умеренно-континентальный климат), разведением домашней птицы, ловлей рыбы, охотой и собирательством и пчеловодством. Основным продуктом питания были овощи и зерновые культуры. Мясо в пищу употребляли редко, так как это был сезонный продукт. Мясные блюда готовили либо в период забоя скота, либо на большие праздники. Не обходилось и без молочных продуктов: молоко пили как в сыром виде, так и перерабатывали на творожный сыр и сливочное масло.

Чувашский народ всегда с глубоким уважением относился к хлебу, а детей своих приучал хлеб почитать смалу. Хлеб почти всегда выпекали с ржаной муки (рожь была самым распространенным злаком, который культивировали).На праздничные дни чувашские женщины готовили хлеб с пшеничной муки. Что касается мучной выпечки, то тут чувашской кухне нету равных: выпекали пироги и ватрушки, оладьи и блины, печенье и лепешки. Начинка для пирогов была самая разнообразная, чаще всего лучшие мастера находились непосредственно в столице Чувашии — в городе Чебоксары . Использовали все, что водилось и произрастало на богатой чувашской земле: рыбу, мясо, щавель, соленые огурцы, творог, лук, картофель, разные крупы, капусту, морковь, свеклу, горох, брюкву и калину, а в теплое время года яблоки и разные ягоды. Но, пожалуй, самым известным и вкусным пирогом чувашской кухни можно назвать хуплу –закрытый пирог с многослойной начинкой — с мяса и крупы (иногда крупу заменяли картофелем). К мясу часто добавляли лук. Пирог получался нежным и сочным и, благодаря свой начинке, просто таял во рту. Если говорить о первых блюдах, то тут чувашская кухня может похвастаться своими супами – яшкой и шурпе, которые готовились на основе рыбных или мясных бульонов с добавлением различных круп, овощей и щедро приправлялись зеленью. для приготовления шурпе часто использовали потрошки баранины, свинины или домашней птицы. Такое блюдо получался очень сытным и наваристым.

Пользовался популярностью у чувашей, а особенно в меню кафе Чебоксары и суп с клецками (салма яшки). Нередко можно было найти подобные блюда в ресторанах и местных кафе. Клецки делали из пресного теста, нарезали его на маленькие кусочки или просто отщипывали руками и бросали в кипящий бульон. Нельзя не вспомнить о чувашском молочном супе со свежей рыбой и картофелем, который приправляли сливочным маслом – это поистине настоящее объедение. Мясные чувашские блюда уже давно стали известными за пределами республики. Среди них можно выделить ширттан, тултармаш и шарку. Ширттан – мясное блюдо из бараньей мякоти, которую приправляли солью и начиняли ей заранее подготовленный бараний желудок. Потом ставили зашитый желудок на сковородку и отправляли в печь, где он должен был томиться около четырех дней. Подавали его и в холодном и в горячем виде, а храниться это блюдо могло в прохладном месте очень долго. Популярным мясным блюдом была и домашняя колбаса – тултармаш, сделанная из кишок, начиненных жирным мясом или рыбой и крупой. Такую колбасу сначала отваривали, а потом запекали в русской печи. Национальное жаркое чувашей – шарку, готовили в глиняных горшочках, в которые выкладывали слоями свинину, картофель, лук, добавляли специи, заливали мясным бульоном и запекали в печи.Из напитков нельзя не вспомнить о пиве. Пивом встречали дорогих гостей. Им подавали кружку с пожеланием здоровья, а гость в свою очередь должен был поблагодарить хозяина дома и сделать три небольших глотка. Широко использовали как алкогольные, так и безалкогольные напитки, приготовленные с использованием меда, и травяные чаи. Травы собирали те, которые росли в хозяйстве и в лесу.Чувашская кухня очень богатая и разнообразная. О всех её прелестях можно рассказывать бесконечно, но вы никогда не оцените все её достоинства, если не попробуете лично. Отведав чувашские блюда однажды, вы останетесь их поклонником навсегда, поэтому, если вы увидите кафе или рестораны чувашской кухни, проходя мимо, не откажите себе в удовольствии, потратьте там час- другой. Вы не пожалеете о потраченном времени.

Презентация на тему:

«Традиционные блюда чувашского народа»

Составитель:

учитель начальных классов

Юрина М.Б.

МБУ «Школа № 70»






Чувашская кухня насчитывает не одну сотню лет. Развиваясь, она, естественно, испытывала на себе влияние кулинарных традиций соседей: русских, татар, удмуртов, марийцев. Однако кулинарные заимствования не лишили чувашскую кухню национального колорита, а лишь способствовали ее разнообразию.

Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Чуваши издавна занимались земледелием и подсобным животноводством. Так что неудивительно преобладание в их рационе зерновых продуктов


В чувашской кухне используется любое мясо, но среди мясопродуктов больше всего используется баранина.

Характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд в сыром, а не в обработанном виде.

Чувашская кухня особенно богата мучными изделиями. Для приготовления мясной и рыбной начинки используется сырой репчатый лук, который доводят до готовности блюдо при выпечке. Начинка часто бывает сложной, «многоэтажной»: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.




Ответы ИКЧ (Васильев) .docx

2. Культура питания, традиционная кухня чувашей.

Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.

В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало. Первые блюда составляли суп с клецками (салма яшки, самах яшки), суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала ХIХ в. - картофельный 1711. Весной варили зеленые щи из сныти, крапивы, борщевики (пултаран яшки).

В качестве вторых блюд употреблялись каша (пата) из полбенной, ячневой, овсяной и изредка пшеничной крупы, толокно, кисель (нимер) из овсяной, гороховой и ржаной муки. С ХIХ в. видное место в рационе чувашей занимает картофель. Блюда запивали пахтой (уйран), кислым молоком (турах), а также эмульсией из конопляных семян. Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс.

К праздничному столу чувашки готовили хапарту - пышный пшеничный хлеб, хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой, йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки, хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).

Пережитки скотоводческих традиций предков чувашей находят выражение в стойком культивировании традиции приготовления при забое скота мясной похлебки аш (какай) шўрпи, вареной колбасы тултармаш, особого рода колбасы шарттан (др. иран. ширдан) и творожного сыра чакат.

В прошлом все праздники и обряды чуваши устраивали только с пивом сара (др. иран. шире). Одновременно пиво было и повседневным напитком. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. Состоятельные чуваши пили сим пыл (выдержанный медовый напиток) и карчама (медовую бражку).

Присоединение Чувашского края к Русскому государству. Его историческое значение. Взаимное культурное обогащении двух народов.

Со времени основания Hижнего Hовгорода (1221 г.) чуваши оказались в непосредственном соседстве с русскими. В 1372 г. русские основали на Суре город Курмыш. В 1523 г. на месте впадения Суры в Волгу возник город Васильсурск.

Возобладание в Казани сильного антирусского движения привело к тому, что 7 декабря 1546 г. в Москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили великого князя Ивана IV о том, «чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань», и обещали свою помощь русскому войску. В феврале 1547 г. Иван IV направил против Казани несколько полков.

Очередной поход на Казань в 1550 г. возглавлял сам Иван IV. В конце февраля царь остановился в устье Свияги и велел соорудить здесь город-крепость. Новый город - Свияжск - был заложен 24 мая 1551 г. и построен за четыре недели. В его строительстве участвовали чуваши и марийцы.

До взятия Казани русские пытались удержать «горных людей» под своим влиянием. Втечение всего лета 1551 г. в Москву к Ивану IV ездили депутации чувашей и горных марийцев, насчитывавшие по 500-600 человек. Летописец отмечает, что царь жаловал горных людей «паче ж своих воинов», и что никогда доселе таких пожалований не было.

В июне 1552 г. войска во главе с Иваном IV в составе 150 тысяч воинов при 150 пушках выступили из Москвы. Они следовали двумя колоннами - через Муром и через Рязань; в начале августа полки достигли реки Суры выше устья Алатыря. Часть войск и снаряжение были отправлены по Оке и Волге. от Суры основное ядро войска в течение восьми дней продвигалось до Свияжска примерно по линии современной юго-восточной границы Чувашии, а левый полк - по ее территории,

В осаде Казани, которая продолжалась более месяца, активно участвовали чуваши и горные марийцы. 2 октября 1552 г. русские войска штурмом взяли Казань.

Вхождение в состав России было прогрессивным событием для чувашей, так как в ее составе они обрели возможность жить в мирных условиях: прекратились бесконечные разорительные военные действия на территории Чувашии, а также опустошительные набеги ногайцев, крымцев и других кочевников.

Чуваши, оказавшись «в тисках» между Москвой и Казанью, действительно, желали прекращения войн, не хотели ни с кем воевать, тем более с русскими, за которыми была огромная сила. У чувашей не было другого выхода, кроме выбора наименьшего зла. Потому и пошли чуваши и горномарийцы на поклон к царю, хотя татарский гнет сменялся на русский, который нисколько не был слабее старого. В Русском государстве социальный и национальный гнет над чувашским народом сохранился. Чувашские крестьяне были зачислены в разряд «черных людей», как называли в России крестьян и ремесленников, платили многочисленные подати и поборы, выполняли тяжелые повинности. Царские власти не допускали чувашей, как и другие нерусские народы России, к государственному управлению, подавляли их самобытную культуру. Под бременем многовекового национального гнета чувашский народ отставал в своем экономическом, политическом и культурном развитии.

Вхождение Чувашского края в состав Русского государства в ХVI в. и последствия этого события, в том числе последующее обращение чувашей в православие, оказались для них событиями эпохального значения. Они определили весь ход новой социальной и этнической истории чувашей, избавив их, в частности, от исламизации и, как следствие, реальной перспективы исчезновения как этноса.

Национальные блюда чувашского народа

На берегу Волги-реки раскинулась маленькая республика – Чувашия со столицей – городом Чебоксары. Народ её – мирный и гостеприимный. Численность его совсем не большая, но, несмотря на это, он имеет свою многовековую культуру - чувашские песни, а также история, мифология, язык ну и, конечно же, национальная кухня. В пище земледельцев- чувашей издавна преобладали натуральные продукты. История кулинарных традиций народа насчитывает более сотни лет.

Чувашская кухня не отличается сложной технологией, но имеет свою специфику. Еда на столе чувашского народа всегда была очень питательной и калорийной, ведь это пища крестьян и земледельцев. Поскольку набор выращиваемых чувашским народом овощей был скромен, основной упор чуваши делали не на обилие продуктов, а на способы их приготовления. Помимо традиционных жарения, парения, варения и тушения, чуваши их нередко комбинировали, тем самым внося разнообразие в свое меню. Основным продуктом питания были овощи и зерновые культуры. Мясо в пищу употребляли редко, так как это был сезонный продукт. Мясные блюда готовили либо в период забоя скота, либо на большие праздники.

Хуран кукли (Вареники) - это любимое многими традиционное чувашское блюдо: небольшие пирожки, которые варят в кипящей воде. Начинка обычно изготовлялась из творога, замешанного с сырыми яйцами и маслом, или толчёного картофеля с маслом. Со временем начали использовать тушёную капусту с мясом, зелёный лук с яйцами, ягоды, яблоки и др. продукты.

Йăва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего, употребление йăва имело связь с культом плодородия скота. Йăва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йăва с молитвой: «Турă, ĕрчет сурăхсене, йăва чухлĕ пĕр карта сурăх пултăр» («Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йăва»). Печенье йăва служило также угощением на масленице, пасхе, свадьбе. Пекли Йăва из теста, преимущественно кислого, в праздничные дни, а также для вечеринок пекли лепешки, пышки; мелкие шарики из сдобного теста. В прошлом служили ритуальным блюдом при молениях.

Чувашская кухня богата своими национальными традициями, так как формировалась веками. В настоящее время у чувашей богатая и разнообразная кухня, имеющая свои отличительные черты. Какай шӳрпи, шăрттан, хуплу, чăкăт, шаркку, хуран кукли - вот немного из тех традиционных блюд, ставшими известными не только в республике, но и за ее пределами.

Чтобы отведать национальные блюда нашей гостеприимной республики, необязательно отправляться в гастрономический тур по Чувашии. Их несложно приготовить дома, тем более что в рецептуру входят общедоступные продукты.