Русские дворянские усадьбы в наши дни. Интерьер

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Эта экспозиция была создана под руководством главного хранителя Павловского дворца-музея А.М.Кучумова в 1976 году. На основе литературных и документальных источников, произведений живописи, рисунков и фотографий были воссозданы типичные интерьеры той эпохи. В 2000 году экспозиция открылась вновь, с изменениями и дополнениями. Переходя из зала в зал, словно перемещаешься в машине времени, перед глазами проходит целое столетие. Через интерьер, то, как обустраивали жилое пространство наши предки, лучше понимаешь психологию и философию людей того времени, их мироощущение и мировосприятие.

17 залов разделены на 3 смысловых блока:

  • русская дворянская усадьба 1800-1830-х годов,
  • столичный аристократический особняк 1830-1860-х годов,
  • городская квартира 1860-1890-х годов.

Интерьеры 1800-1830-х годов

В начале XIX века типичным жилищем знати был усадебный дом или городской особняк. Здесь, как правило, жила большая семья и многочисленная прислуга. Парадные залы обычно располагались на втором этаже и представляли собой анфиладу гостиных, будуар и спальню. Жилые помещения размещались на третьем этаже или антресолях и имели низкие потолки. Прислуга жила на первом этаже, здесь также находились служебные помещения. Если дом был двухэтажный, то жилые комнаты, как правило, были на первом этаже и шли параллельно служебным помещениям.

Конец XVIII – начало XIX века – время господства классицизма, который предполагает четкий ритм и единый стиль размещения предметов мебели и искусства. Мебель обычно изготавливалась из красного дерева и украшалась накладками из чеканной золоченой бронзы или полос латуни. Из Франции и других европейских стран в Россию проник интерес к античности. Поэтому в интерьере этого времени мы увидим античные статуи и соответствующий декор. Под влиянием Наполеона в моду входит ампир, созданный архитекторами Ш.Персье и П.Фонтеном, с его духом роскошных императорских резиденций времен Римской империи. Мебель в стиле ампир делалась из карельской березы и тополя, часто окрашивалась в зеленый цвет – под старую бронзу, с позолоченными резными деталями. Часы, светильники делались из позолоченной бронзы. Стены комнат часто окрашивались в чистые цвета – зеленый, серый, синий, лиловый. Иногда они оклеивались бумажными обоями или имитировали бумажные обои, гладкие или полосатые, с орнаментом.

Анфиладу комнат в экспозиции открывает (конец XVIII – начало XIX века). В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Образцом для Портретной (1805-1810-е годы) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Кабинет (1810-е годы) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Столовая (1810-1820-е годы) – также выполнена в стиле ампир.

Спальня (1820-е годы) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Будуар (1820-е годы) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Прообразом Гостиной (1830-е годы) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Кабинет молодого человека (1830-е годы) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с , которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Интерьеры 1840-1860-х годов

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – ). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х годов XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курильницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е годы). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е годы). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

В Кабинете-будуаре (1850-е годы) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е годы) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Интерьеры 1870-1900-х годов

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 году в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное ). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е годы) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Кабинет (1880-е годы) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Столовая (1880-1890-е годы) выполнена в русском стиле. Обязательным атрибутом было кресло «Дуга, топор и рукавицы» В.П.Шутова (1827-1887). После Всероссийской выставки в Петербурге в 1870 году они приобрели огромную популярность. Вскоре подобные предметы мебели с различными вариациями стали изготовлять и другие мастера.

Кленовая гостиная (1900-е годы) – прекрасный образец стиля модерн.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Селения Древней Руси были прототипом будущей вотчинной усадьбы, в них обособленно стоял дом наиболее зажиточного хозяина. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Русская дворянская усадьба воплощала мечту их хозяев о создании собственного мира с особыми традициями, обрядами, моралью, специфическим типом ведения хозяйства, расписанием будней и праздников. Несколько столетий основные события в жизни дворянина были связаны с усадьбой, поэтому ее устройство продумывалось до мелочей. Очень часто господские дома были окрашены в желтый цвет и имели белые колонны. Такое сочетание говорило о богатстве хозяина (его олицетворял желтый цвет, напоминающий о золоте) и его духовности (белые колонны демонстрировали стремление к свету). Серые фасады свидетельствовали о том, что их владелец - философ и стремится удалиться от активной жизни и общества. Красный цвет на фасаде говорил о деятельной натуре хозяина, его уверенности и властности. Зелень садов и парков демонстрировали радость, здоровье и успех. Построенный мир дворянской усадьбы обособлялся и отделялся решетчатым забором, каменной стеной, а когда позволял окружающий ландшафт, озерами оврагами и рвами. Помимо парадных элементов - господского дома и парков - дворянские усадьбы имели и «экономию» (термин использовался с 18 века и означал хозяйственные постройки имения: конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы), которые строились в едином стиле с домом и парком

«Манифест о вольности дворянства» или «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» - указ Петра III от 18 февраля (1 марта) 1762 года, который освобождал дворянство от обязательной государственной службы.

Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину 18- начало 19 века. Усадьбы строились вокруг Москвы и в губерниях. После выхода “Манифеста о Вольности дворянства” строительство охватило практически всю европейскую часть России. В результате после 1762 г. владельцы крупных, средних и мелких поместий начали активно обустраивать свои усадьбы. В архитектуре русской дворянской усадьбы елизаветинских времен была популярной эстетика барокко. Фасады окрашивались в голубые, зеленые, красные, желтые оттенки. К середине 18 века планировка усадеб становилась регулярной с осевым построением, симметрией. Образцом дворянской усадьбы того времени является Ясенево, где во время Лопухиных был сооружен господский дом с флигелями. В Кускове граф Шереметев украсил парк павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурами.

После выхода манифеста в пригородах Москвы были построены крупные усадебные комплексы: Братцево, Васильевское (Мамонова дача), Кунцево, Знаменское-Садки, Нескучное, Люблино, Останкино, Покровское-Стрешнево, Очаково, Узкое, Троекурово, Черемушки, большинство из которых были сооружены в стиле классицизм. В некоторых усадьбах использовались элементы неоготики - например, в усадьбе Михалкова (усадьба была построена еще в 16 веке, затем перестраивалась), парадный въезд в Воронцове, хозяйственный комплекс в Черемушках. Образцами российской неоготики стали императорские резиденции - усадьбы - Петровский дворец и Царицыно.

Постепенно регулярный французский классицизм в устройстве дворянской усадьбы сменился английским пейзажным классицизмом. Иногда в русской дворянской усадьбе, как, например, в Кузьминках, сочеталось пейзажное и регулярное устройство. После войны 1812 г. новые дворянские усадьбы возводились редко, хозяева поместий ограничивались реставрацией и ремонтом старых строений. Некоторые усадьбы активно достраивались. Например, Кузьминки, где здания строились в стиле ампир.

Но, в основном, в 19 веке усадьбы реставрировались и достраивались в стиле классицизм, что отражалось в колоннах, портиках, скульптурах, фронтонах фасадов. Русские дворянские усадьбы всегда составляли единый ансамбль, кроме того, они никогда не имели фортификационного назначения, так как дворянство не вело военных действий между собой. Сейчас в моде строительство загородных резиденций в стиле дворянской усадьбы с домами с элементами классики и парковыми или садовыми зонами в регулярном или пейзажном стиле. В качестве примера современного особняка, который может стоять обособленно или же представлять собой дом в усадьбе, можно привести здание частного коттеджа, г. Тюмень с элементами классического стиля:

Нам трудно сейчас представить, какое место в жизни России и дворян 18-19 веков занимала барская усадьба. Это своеобразный мир, проникнуть в который представляет определённый интерес, особенно в связи с изучением произведений А. С. Пушкина.

Такие его произведения, как «Повести покойного И. П. Белкина», «Дубровский», роман «Евгений Онегин», без обширного бытового и культурологического комментария нам, людям 21 века не понять. Сегодня мы попытаемся проникнуть в этот своеобразный и закрытый мир.

1. Въезд Как театр начинается с вешалки, так усадьба русского помещика начинается с парадного въезда, который представляет собой ворота, рядом с которым была сторожка привратника. За въездом открывался «зелёный круг» или подъездная аллея, ведущая к дому

2. Барский дом Центральное место усадьбы, конечно, занимал барский дом, с которым нам предстоит сегодня подробно познакомиться

3. Каретный двор (или сарай) Какое имение без каретного двора или сарая? Ведь помещики того времени передвигались в каретах, возках, бричках и других видах передвижения. Естественно, их нужно было не только где-то держать, но и ремонтировать время от времени

4. Конный двор Рядом располагался конный двор, где держали лошадей

5. Псарный двор У многих помещиков в имении была псарня, так как многие были любителями псовой охоты

6. Фруктовый сад С одной стороны дома располагался фруктовый сад

7. Французский регулярный парк Как правило, за домом располагался парк. Часто это был французский регулярный парк, который вошёл в моду в 18 веке

8. Огород Помещичья усадьба жила натуральным хозяйством, за фруктовым садом часто располагался огород

9. Английский ландшафтный парк Многие помещики были приверженцами английского ландшафтного парка, который часто был продолжением французского

10. Поле За усадьбой шли поля

11. Мельница Где-то обязательно располагалась мельница, ведь зерно надо было молоть

12. Роща Со всех сторон усадьбу окаймляли рощи и леса

13. Церковь Каждый помещик строил в усадьбе церковь для домашних нужд. Там дворяне крестились, венчались, оттуда их несли на погост

14. Оранжерея У богатых помещиков, таких как граф Шереметевы, регулярный парк заканчивался оранжереей, где выращивали диковинки флоры

15. Зверинец Также для забав помещиков были в поместье и зверинцы, где держали медведей, волков, лис и других животных. Из повести Пушкина «Дубровский» мы знаем о забавах Троекурова с медведями.

Как уже было сказано, центральное место в усадьбе занимал барский дом. В зависимости от состояния помещика, сколько он имел крепостных, выглядели и дома. Вот так они выглядели. 1 дом – это барский дом в имении бабушки М. Ю. Лермонтова «Тарханы». Всем известно, что бабушка поэта была состоятельной дворянкой, но дом, вы видите, небольшой, двухэтажный. Под номером 2 у нас дом Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Лев Толстой был граф, но и его дом достаточно скромный, хотя и двухэтажный, каменный. Под номером три уже дом богатых князей Юсуповых в Подмосковном имении Архангельское. Если в верхнем ряду вы видите достаточно скромные дома, то в нижних рядах это уже не дома, а дворцы.

Посмотрите, этот дом очень напоминает дом богатого помещика Троекурова из повести А. С. Пушкина «Дубровский». «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями».

По клику мыши появляется фигура с надписью «бельведер»

Бельведер – это беседка, как правило, круглая, располагающаяся над крышей дома. Она служила для обзора, любования окрестными красотами.

В повести Пушкина «Дубровский» мы читаем: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича».

Флигели – это пристройки к зданию или отдельные небольшие здания, в которых могли жить слуги, гости, гувернёры. На верхней иллюстрации вы видите отдельно стоящие флигели. На нижнем – флигели, связанные со зданием в единое целое галереями-переходами.

У дома помещика, как правило, было два крыльца: одно переднее, парадное, другое – заднее. Заднее крыльцо часто упоминается в произведениях А. С. Пушкина: «Обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани» (А. С. Пушкин «Метель»)

Вот так выглядел «зелёный круг» перед домом. Ещё когда гости подъезжали к дому, хозяева уже знали, кто к ним едет, и шли встречать на крыльцо. В более богатых домах гостей встречал швейцар, камердинер или управляющий. «В два часа ровно коляска домашней работы, запряжённая шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга» Коляска подвозила гостей или хозяев к самому крыльцу и отъезжала на каретный двор.

За домом располагался парк. Каждый помещик приказывал разбивать парк по своему вкусу. У многих это был французский регулярный парк. Такой парк, например, был в Версале – вотчине французских королей. Это большой партер, разбитый на геометрические фигуры, вычерченный по линейке. Его занимали лужайки, окаймлённые ровно подстриженными кустами. В центре лужаек могли быть разбиты цветники, тоже имеющие геометрический рисунок. Также регулярный парк украшался фонтанами и скульптурами. Такой знаменитый парк есть в Петергофе, Кускове, Архангельском. Такие парки были в моде в 18 веке, в эпоху классицизма, когда всё было подчинено рассудку.

Вот вы видите регулярный парк Кусково. Его завершает оранжерея, стоящая на противоположной стороне парка. «Старинный сад с его стрижеными липами и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу…» (А. С. Пушкин «Дубровский») Речь идёт о Троекурове в этом фрагменте.

Английский парк совсем другого рода. Он ландшафтный, то есть повторяющий природу. Но его создать стоит не меньшего труда, чем французский. Только на первый взгляд кажется, что это просто природа. Нет, это рукотворная красота. Как правило, для его разбивки делали насыпные ярусы земли, подбирали деревья особым образом, чтобы они сочетались по высоте и породам. В таких парках могли быть рукотворные руины, гроты. Английский парк появился вместе с эпохой сентиментализма, которая ратовала за подражание природе и естественность. Такие парки у нас тоже есть. Один из них в Царицыно в Москве. А ещё один – в Павловском под Петербургом. Вот, что пишет А. С. Пушкин о Муромском в «Барышне-крестьянке»: «Развёл английский сад, на который тратил почти все остальные доходы».

Неотъемлемая часть парка – это пруд. Пруд также неотъемлемая часть и произведений эпохи романтизма. На его берегах развёртывается любовный сюжет или происходят страшные или таинственные события. «Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа». (А. С. Пушкин «Метель»)

У любого уважающего себя помещика был псарный двор, ведь дворяне любили псовую охоту. На охоту отправлялись с борзыми и гончими. С борзыми охотились на волка, а с гончими травили зайцев. По клику мыши появляются выноски «борзые», «гончие»

Расскажите, как выглядела псарня в имении Троекурова

Охота описывается во многих произведениях русской литературы: в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в повестях А. С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня крестьянка»: «Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра». (А. С. Пушкин «Дубровский»)

Как вы думаете, что такое «свора»?

А «выжлятники» чем занимались?

Что делали «псари» и стремянные»?

А что такое «отъезжее поле»?

· Свора – п ара или две пары подготовленных для совместной травли зверя охотничьих собак, которых держат на одном таком шнуре.

· Выжлятники – в псовой охоте: охотник, ведающий гончими.

· Стремянные – с луга, конюх, ухаживающий за верховой лошадью, а также слуга, сопровождающий барина во время охоты.

· Псари - л ицо, приставленное для наблюдения за охотничьими собаками.

· Отъезжее поле - удаленное от дома место для охоты, куда надо выезжать с ночевкой.

Фруктовый сад – важная составляющая натурального хозяйства. Сажали там разные плодовые деревья: грушу, яблони, сливу, вишню, - распространённые в средней полосе России. Фруктовый сад, как правило, разбивался с одно стороны дома. После сбора урожая бабы варили варенье, делали компот, наливки для домашнего пользования.

Был, конечно, и огород. Он, как правило, находился за домом. Вспомним путь Лизы Муромской из леса к дому: роща, поле, луг, огород, ферма, где её ждала Настя – её горничная.

После передней был длинный зал, составляющий один из углов дома, с частыми окнами в двух стенах и потому светлый, как оранжерея. В глухой капитальной стене зала было двое дверей; первая, всегда низкая, вела в темный коридор, в конце коего была девичья и черный выход на двор. Вторая такого же размера дверь вела из гостиной в кабинет или в хозяйскую спальню, составляющую другой угол дома. Эти две комнаты и поперечная часть зала были обращены к цветнику, а за неимением такового к фруктовому саду; фасад же этой части дома состоял из семи огромных окон, два из них были в зале, три в гостиной (среднее, впрочем, превращалось летом в стеклянную дверь со спуском в сад), а остальные два окна в спальне.

Бальная зала, или просто Зала, была центром дворянского помещичьего быта. Без этого помещения не обходится ни в одном произведении русской литературы. Так и в повести «Дубровский» читаем: «Скоро загремела музыка, двери в залу отворились, и бал завязался. Хозяин и его приближённые сидели в углу, выпивая стакан за стаканом и любуясь весёлостью молодёжи. Старушки играли в карты».

Залы, конечно, были разные, в зависимости от состоятельности хозяев. У кого то потолок залы подпирали колонны и камня, мрамора, а у кого-то просто деревянные. В некоторых домах и колонн-то вовсе не было.

Убранство гостиной было также одинаково во всех домах. В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы. В середине противоположной глухой стены стоял неуклюжий, огромный с деревянною спинкою и боками диван (иногда, впрочем, из красного дерева); перед диваном овальный большой стол, а по обеим сторонам дивана симметрически выходили два ряда неуклюжих кресел.

В повести А. С. Пушкина «Дубровский» читаем: «Обед, продолжавшийся около трёх часов, кончился; хозяин положил салфетку на стол, все встали и пошли в гостиную, где ожидал кофей, карты и продолжение попойки, столь славно начатой в столовой».

Столовая предназначалась для принятия пищи. Центр занимал большой стол, за которым в богатых домах могло собираться по 80 человек гостей.

После сообщения проводится викторина с помощью следующего фрагмента

Ландшафтный дизайн становится все более популярным не только среди владельцев особняков, но и у садоводов любителей. Сделать свои несколько соток уютными, элегантными, а вместе с тем практичными, бывает довольно трудно. Самой тяжелой задачей порой становится определиться с идей дизайна участка. Вдохновение для ландшафтного дизайна сада можно найти в русских усадьбах XIX века.

Русские усадьбы XIX века как источник вдохновения

XIX век в России ассоциируется с легкой роскошью, перед глазами предстают картины неспешно прогуливающихся господ в тени зеленных аллей парков. Зачастую, такие парки примыкали к территории дворянских усадьб. Начавшееся в конце XVIII века увлечение ландшафтным дизайном, в XIX веке оно переросло в отдельную ветвь искусства. Несмотря на то, что территориально Россия охватывает множество климатических зон, ландшафтным архитекторам того времени удавалось создавать великолепные парки и сады. Любая приусадебная площадь была поделена на зоны: для прогулок, для отдыха, для работы.

В основе русского дизайна изначально был заложен регулярный стиль, то есть все элементы имели четкие границы и правильные формы. Такая стилистика была взята из Европы и сочетала в себе различные архитектурные эпохи: от барокко до эпохи возрождения. И лишь в XIX веке в Россию пришла восточная мода на пейзажный ландшафт. В то время дизайн стал меняться, растения высаживались таким образом, чтобы казаться частью природы, слегка небрежно, но абсолютно гармонично.

Очень популярными среди зажиточных господ были . Обязательным атрибутом дизайна сада являлись выложенные дорожки, которые проходили под сводами деревьев и вели к самому дому. Соединение жилья и участка осуществлялась с помощью постройки террас или беседок. Такие сооружения делались просторными и светлыми, чтобы в них можно было проводить время без суеты.

Несмотря на то, что русский стиль позаимствовал много идеи из других культур, у него есть своя индивидуальная черта. Еще в XIX веке на приусадебных участках отводили полезную площадь. На ней выращивались сезонные овощи. Также появилось такое понятие как «аптечный огород» — небольшой участок, на котором высаживались целебные травы.

Длительное время русский стиль не рассматривался современными дизайнерами как отдельное направление в создании ландшафтов. Когда архитекторы и проектировщики садов обратили на него внимание, они нашли множество интересных идей для сада и начали применять их в практике

Появление такого понятия как дача – один из последних витков в развитии русского ландшафтного дизайна. Чтобы применить русский стиль в саду, не обязательно быть обладателем дачного участка в гектар. Все главные идеи данного направления в дизайне можно гармонично расположить на нескольких сотках дачной территории. К основным зонам русского стиля можно отнести:

  • Главным элементом всегда является дом . Именно от него идет центральная дорога сквозь другие элементы дизайна.
  • Парадная часть сада . Здесь традиционно располагаются клумбы с цветами: в XIX веке популярность имели гиацинты и тюльпаны.
  • Обязательно наличие зоны отдыха. Здесь можно построить небольшую беседку.
  • Традиционной чертой русского стиля является зона огорода . На дачах конца XX века огород стал занимать практически всю площадь участка.
  • Палисадник. На территории этой зоны можно высадить деревья и выложить дорожку.
  • Хозяйственная зона.

Каждый элемент в русском стиле несет в себе дизайнерскую нагрузку, можно выделить несколько основных черт: , бордюры из , малые архитектурные формы, дорожки, выложенные в нестрогой линии.

Для сада можно выбирать как однолетние растения, так и . На территории перед домом обычно высаживаются однолетние цветы в клумбах. Хорошо подойдут нарциссы, тюльпаны, ноготки, астры. Такие цветы, высаженные в хаотичном порядке, зададут тон дому, а также, зрительно расширят площадь.

Интересно! В XIX веке хозяйки усадебных домов в теплое время высаживали растения на участке не в клумбах, а в горшках. А с наступлением холодов цветы заносились обратно в дом.

Из деревьев на дачном участке выигрышно будут смотреться и фруктовые виды (вишня, яблоня, груша), и вечно зеленные (ель, сосна). Не стоит забывать про липу, иву и березу. Из таких деревьев можно высадить великолепный каскад, создавая тенистую аллею. Под деревьями рекомендуется высаживать растения, не требующие много солнца, например, или ландыш.

Рядом с зоной отдыха лучше всего посадить душистые растения. Тимьян, мята, душица придадут воздуху неповторимый аромат свежести и помогут создать атмосферу для отдыха.

Отличной идеей для вашего сада, если позволяет площадь территории, будет . Водоем можно украсить декоративными архитектурными элементами в виде небольших скульптур.

Русское кантри в интерьере и ландшафтном дизайне

Деревенский стиль или русское кантри все больше набирает свою популярность. Много идей для сада и дома можно взять не только из дизайна XIX века, но и из других эпох. Стиль кантри подразумевает легкую небрежность, хаотичность . При этом весь дизайн смотрится абсолютно гармонично. Особое внимание следует уделить дорожкам. Даже если дорожка выложена из плитки, лучше всего оставить небольшие зазоры, чтобы через них пробивалась трава. Такая тропинка будет гармонично сочетаться с настроением природы. Оживить дачный участок можно с помощью различных декоративных элементов, выполненных своими руками. Новые идеи для дачи и сада можно найти на фото:

Обустройство зоны отдыха. Не слишком уютно для личного сада, но можно позаимствовать гармоничное сочетание забора, дорожек, беседки и белых стволов берез.

Это фото немного объясняет, что роднит английский сад и русскую усадьбу 19-го века — некоторая меланхоличность и в то же время достоинство, респектабельность.

«Диковатые» моменты можно обыграть по-разному, но в любом случае густая, богатая, чуть небрежная и таинственная зелень — одни из примет русского стиля.

Интерьер в русском кантри также богат на разные идеи. Начать можно с внешнего вида дома. Не обязательно строить деревянную избу. Чтобы придать деревенский стиль можно использовать облицовочный материал в виде брусьев. Для интерьера в русском стиле хорошо подходят резные ставни на окнах. Внутренний дизайн дома зависит от предпочтений хозяев. Дача может быть обставлена мебелью из массивного дерева. Или же наоборот убранство может быть легким и кружевным. Для русского кантри подойдет декупаж мебели, использование кружев, например, на скатерти. Всегда выигрышно будут смотреться живые цветы и деревянная посуда в качестве декора.

Нужно помнить! Стиль кантри не подразумевает под собой хаотичный склад всего ненужного. Русский кантри – это лишь видимость небрежности.

Как не создать подделку под русский стиль

Во всем разнообразии красивых ландшафтных идей русского стиля легко запутаться. Главное, следует избегать распространенных ошибок при создании своего собственного сада:

  • Русский стиль не терпит нагромождений, его основная черта — это простор. Если дачный участок не позволяет создать все элементы русского стиля, лучше не применять их все. В таких случаях оставляется лишь те, которые больше нравятся хозяевам.
  • Главная ошибка при создании русского стиля на даче – это использование газона. От следует отказаться совсем.
  • Не стоит использовать острые углы и строгие формы.
  • Цветовая гамма русского стиля всегда гармонична. Не стоит использовать сочетание слишком ярких оттенков на одной территории.

Современный стиль «русская усадьба» в ландшафте

При создании ландшафтного дизайна все больше дизайнеров использую стиль русская усадьба или, как его обычно называют «русский стиль». Особенно популярен такой дизайнерских ход на участках, которые располагаются в непосредственной близи к лесу или к речке.

Современный русский стиль содержит в себе все основные идеи для красивого сада, позаимствованные у архитекторов XIX века. Современные дизайнеры тщательно подбирают цветущие растения, которые подойдут для той или иной климатической зоны. Именно цветы в современном стиле являются основным элементом сада. В середине центральной дорожки, ведущей от дома к воротам, дизайнеры предлагают устанавливать или клумбы. Все цветы в них должны сочетаться между собой по размеру и цвету.

Особое внимание также уделяется хвойным деревьям . Если на территории участка нет таковых, то проектировщики предлагают высадить крупномеры. Для законченной картины усадебного участка дизайнеры добавляют современные легкие беседки и скамьи, которые гармонично смотрятся в зоне отдыха, рядом с центральным цветником.

Реконструкция заброшенного сада

Запущенный сад – не повод расстраиваться. Особенно если на нем высажены фруктовые деревья или кустарники различных видов. Из такого сада можно получить практически готовый русский стиль кантри. Выросшие цветы и растения, если их подровнять, можно использовать в качестве бордюров для дорожки.

В случаях, когда на заброшенных участках есть вьющиеся виды растений, из них великолепно получится пергола. Старую хозяйственную утварь можно использовать в качестве декоративных элементов для сада. Разбавить заброшенный участок следует новыми посаженными цветами в той же цветовой гамме, что и дикие растения.

Цветник в стиле кантри

Небольшая деталь способна сделать весь образ. Такой яркий цветник придаст колорит обычному дачному участку и не потребует особых вложений.

Если заглянуть в архивы старых журналов, можно наткнуться на удивительное издание «Мотивы русской архитектуры», которое выходило в Петербурге в 19-м веке. Там вы найдете проекты загородных домов, от которых непременно защемит сердце. Сегодня мы расскажем о русской усадьбе, традиция которой навсегда утрачена.

Резные фасады, легкие, классические формы, нежные башенки, уютные окна - деревянные русские усадьбы поражают нас своей красотой и вызывают нечто вроде архетипной тоски по чему-то очень родному и близкому, но потерянному задолго до нашей эпохи.

Слово «усадьба» (в понимании, близком к современному) появилось, по крайней мере, с XVII века. Появление первых усадеб относится к далекому прошлому. Даже Москва на ранней стадии своего существования была всего лишь усадьбой. После того как она стала княжеской резиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которые первоначально не выходили за пределы кремлевских стен.

Усадебный мир создавался очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе всё должно быть продумано до мелочей. К примеру, жёлтый цвет усадебного дома подобно золоту являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. Всё это тонуло в зелени садов и парков - символе здоровья и радости. Этот идеальный мир, становясь значимым в усадебной символике, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

Кроме основного дома, где жили хозяева, усадьба могла содержать конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы, часто созданные в стилевом единстве. Строили усадьбы в соответствии с действующим на тот момент «большим стилем»: это и классицизм, и барокко, и национальный стиль.

Зодчие русских усадеб старались их делать радостными, цветными, в итоге фасады часто были украшены деревянной резьбой и раскрашены в синие, красные, желтые и зеленые цвета. Дополнением к этому служили пучки, колонны, пилястры, обрамленные окна. Многие русские усадьбы были построены по оригинальным проектам известных архитекторов, в то же время немалая часть строилась по «типовым» проектам. В усадьбах, принадлежавших известным собирателям и коллекционерам, были целые музеи искусства.

После Отечественной войны 1812-го года большинство зданий было выполнено в традициях ампира - последнего, яркого периода классицизма. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа.

Расцвет русской усадебной архитектуры пришелся на XIX столетие. Каких только стилей не довелось лицезреть среди помещичьих построек и конечно же уютной дворянской меблировки! Все испробовали в своих усадьбах их владельцы. Зодчие строили дома и в стиле «русской готики», и в «помпейском вкусе», и таком стиле, как неоренессанс. У нас, на русской почве, он трактовался очень широко и свободно - от романтического и «декоративного» понимания до точного копирования конкретных памятников архитектуры. Этот новый стиль, вольготно прижившийся на русской почве, стали называть «а la Renaissance».

В архитектуре русских усадеб, их внутреннем убранстве, а также в декоративно-прикладном решении усадебной мебели в XIX веке все чаще начинают проявляться черты национального романтизма. Чем же отличалось это новое направление? В усадебных постройках, начиная с господского дома, хозяйственных служб и особенно решения церковных зданий, зодчие умудрялись искусно и органично соединять декор готической архитектуры с древнерусской. И результат оказался ошеломляющим - слились воедино допетровское искусство и искусство второй половины XVIII - начала XIX века. Речь идет не только о загородных резиденциях самых богатых дворян - которые сейчас превращены в музеи.

Строить дома в русском архитектурном стиле было принято и у весьма скромно жившей интеллигенции. Тем не менее, даже проекты простых загородных дач поражают нас сегодня своей продуманностью и утонченной оригинальностью. Этот стиль был полностью утрачен за советскую эпоху. Сейчас загородные дома в России строятся по западным канонам, и свой собственный облик загородного дома у нас вряд ли появится в ближайшее время.