материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему. Тест Вегетативные органы растений

Вариант 1.

Часть 1.

Выберите один верный ответ.

1 . Какую функцию НЕ выполняет корень?

1) транспортную 3) функцию генеративного размножения

2) выделительную 4) функцию вегетативного размножения

2 . Чем по своему строению являются корневые волоски?

1) придаточными корнями 3) боковыми корнями

2) микроворсинками клетки 4) крупными выростами клеток

3 . Какой физиологический процесс обеспечивается корневым давлением?

1) продвижение органических веществ от стебля к корню 3) всасывание воды

2) всасывание минеральных солей 4) продвижение воды и солей от корня к стеблю

4 . В чем значение рыхления почвы для культурных растений?

1) уменьшает испарение воды почвой 3) увеличивает поглощение корнями солей

2) стимулирует рост корней 4) уменьшает потребность растений в кислороде

5 . Что можно сказать о скорости поглощения воды корнем при понижении температуры?

1) не изменяется 2) уменьшается 3) увеличивается 4) сначала увеличивается, потом уменьшается

6 . Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?

1) придаточный корень 3) боковой корень

2) главный корень 4) корневой волосок

7 . Какую функцию не выполняет лист:

1) фотосинтез 2) газообмен 3) запас питательных веществ 4) испарение воды

8 . Какой тканью образована жилка листа:

9 . Устьице-это:

1) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними

2) расстояние между клетками

3) клетки образовательной ткани

4) мёртвые клетки с толстыми стенками

10 . Почему изображённое на рисунке растение, к корням которого не поступает воздух, имеет угнетённый вид?

1) испытывает недостаток кислорода

2) испытывает недостаток углекислого газа

3) испытывает недостаток света

4) затруднено передвижение веществ

11 . Верхняя часть основной ткани листа называется:

1) столбчатой тканью 2) губчатой тканью 3) проводящей тканью 4) межклетниками

12 . Световой лист, в отличие от теневого:

1) имеет более светлую окраску 3) содержит меньше хлорофилла

2) имеет несколько слоев столбчатых клеток 4) все утверждения верны

11 . Назовите часть стебля, из которой путем деления образуются клетки древесины

1) кора 2) древесина 3) камбий 4) сердцевина

12 . Прирост какой ткани называют годичным кольцом?

1) только древесина 2) только древесина и луб 3) древесина, луб и пробки 4) пробка

13 . На рисунке изображён фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какая часть растения обозначена цифрой 4?

1) кожица 2) древесина 3) сердцевина 4) луб

15 . Узкие длинные клетки, соединяясь, образуют трубочки, через которые вода и растворенные в ней минеральные вещества поднимаются из корней в надземные органы. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание:

16 . Ландыш майский имеет видоизмененный стебель:

1) корневище 2) луковицу 3) усики 4) клубень

17 . Между какими структурами в стебле древесных растений располагается камбий?

1) луб и древесина 2) кора и луб 3) древесина и сердцевина 4) пробка и луб

18 . Чечевички пропускают внутрь кислород, наружу – углекислый газ, выполняют функцию дыхания. Определите, к какому слою стебля относятся следующее описание:

1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

19 . Лубяные волокна, состоящие из мертвых клеток, придают стеблю прочность, находятся в

1) коре 2) камбии 3) сердцевине 4) древесине

20 . По ситовидным трубкам, состоящим из живых клеток, растворы органических веществ проходят в другие органы: 1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

21 . Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.

Функция: Орган растения:

А) осуществление минерального питания 1) корень

Б) поглощение воды 2) лист

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) транспирация

Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений

Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Часть 2.

Сформулируйте развернутый ответ.

22 . Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

23 . Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?

24 . В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?

25. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Тест по теме: «Вегетативные органы растения»

Вариант 2.

Выберите один верный ответ.

1. Какой корень не входит в состав стержневой корневой системы?

1) главный 2) воздушный 3) придаточный 4) нет правильного ответа

2. Назовите зону корня цветкового растения, которая расположена первой относительно корневого чехлика.

1) зона всасывания 2) зона деления 3) зона проведения 4) зона роста

3 . Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

4 . Что из перечисленного ниже характерно для сосудов корня?

2) имеют поперечные перегородки между соседними клетками, расположенными друг над другом

3) имеют отверстия в боковых клеточных стенках

4) переносят органические вещества из листьев в корень

5. У бенгальского фикуса (баньяна) на крупных горизонтальных ветвях растения образуются врастающие в землю структуры. Что представляют собой эти структуры по своему строению и происхождению?

1) главные корни 2) корневище 3) придаточные корни 4) боковые корни

6. Вспомните видоизменения разных органов цветковых и определите признак, по которому все перечисленные ниже структуры, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите лишнюю среди них структуру.

1) корнеклубни у георгина 3) корни-прицепки у плюща

2) корневище у крапивы 4) корни-подпорки у баньяна

7 . У сидячих листьев нет: 1) листовой пластинки 2) черешка 3) жилок 4) устьиц

8 . Кожица листа образована тканью:

1) покровной 2) образовательной 3) всасывающей 4) проводящей

9 . На рисунке изображена схема строения побега. Какой буквой на нём обозначена пазуха листа? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

10 . Воздух поступает в растение, благодаря:

1) прозрачным клеткам кожицы 3) наличию хлоропластов

2) наличию устьиц 4) наличию проводящих пучков

11 . В состав жилки листа не входят:

1) сосуды 2) ситовидные трубки 3) механические волокна 4) устьица

12 . Теневой лист, в отличие от светового:

1) имеет более тёмную окраску 3) содержит больше хлорофилла

2) имеет один слой столбчатых клеток 4) все утверждения верны

13. Назовите структуру (часть) стебля, состоящую из отмерших клеток.

1) камбий 2) луб 3) древесина 4) сердцевина

14 . Назовите в стебле ткань, в сторону которой камбий откладывает клеток больше, чем в другую.

1) луб 2) пробка 3) образовательная ткань конуса нарастания 4) древесина

15 . На рисунке изображён фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какой цифрой на нём обозначен камбий?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

16 . В состав какой части цветкового растения входят сосуды?

1) кора 2) луб 3) камбий 4) древесина

17. Каким термином называют луб многолетних ветвей и стволов древесных растений?

1) паренхима 2) флоэма 3) ксилема 4) феллема

18 . Клетки луба с толстой оболочкой, придающей прочность, входят в состав сосудисто-волокнистых лучей. К какому слою в строении стебля относится данное описание?

1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

19 . На поперечном срезе ствола хорошо видны годичные кольца

1) кора 2) камбий 3) сердцевина 4) древесина

20 . По какому слою передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли:

1) по коре 2) по сердцевине 3) по древесине 4) по лубу

21 . Для каждого признака приспособленности установите для каких местообитаний он характерен.

ПРИЗНАК ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ МЕСТООБИТАНИЕ

А) листья видоизменены в колючки 1) засушливое

Б) листья мелкие, покрытые толстой кожицей 2) влажное

В) листья крупные с тонкой кожицей

Г) листья крупные, сочные с цельной лис товой пластинкой

Д) у листьев много устьиц, расположенных на верхней стороне листа

Е) листья видоизменены в иголки

Часть 2.

Сформулируйте развернутый ответ .

22 . Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?

23 . Почему урожайность картофеля возрастает после окучивания?

24 . Докажите что корневище ландыша видоизмененный побег.

25 . Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?


1 вариант

1. Культурные растения:

А)развиваются без помощи человека

Б)выращиваются человеком

В)расселяются без помощи человека

Г)выведены человеком

Д) все ответы верны

2.К дикорастущим растениям относятся:

А)одуванчик

Б)огурец

В)морковь

Г)берёза

Д) томат

3.Если растение живёт долго, то оно относится:

А)к однолетним

Б)многолетним

В)двулетним

Г) все ответы верны

Д) нет правильного ответа

4.Малина относится:

А)к травам

Б)кустарникам

В)кустарничкам

Г)деревьям

Д) полукустарникам

5.К вегетативным органам относятся:

А)корень

Б)семя

В)цветок

Г)плод

Д)все ответы верны

6.Отличительные особенности клеток растений:

А)плотная оболочка

Б)присутствие пластид

В)наличие ядра

Г)наличие цитоплазмы

Д)отсутствие рибосом

7.Наследственная информация в клетке содержится:

А)в цитоплазме

Б)в ядре

В)в пластидах

Г)в клеточной оболочке

Д) в рибосоме

8. Пластиды определяющие зеленый цвет:

А) лейкопласты

Б)хромопласты

В)хлоропласты

Г)не верного ответа

Д)все ответы верны

9.Клетки какой ткани постоянно делятся?

А)образовательной

Б)покровной

В)основной

Г)проводящей

Д)механической

10.Проводящая ткань представлена клетками:

А)с очень прочной оболочкой

Б)превратившимися в проводящие сосуды

В)делящимися в течении всей жизни

Г)содержащими хлорофилл

Д)содержащими хромопласты

11.Растения отличаются от всех других организмов способностью:

А) к дыханию

Б) фотосинтезу

В) размножению

Г) развитию

Д) все ответы верны

12.Защищает растение от воздействия внешних неблагоприятных условий:

А) покровная ткань

Б) запасающая ткань

В) опорная ткань

Г) образовательная ткань

Д)выделительная ткань

13.Семя состоит:

А)из кожуры и эндосперма

Б)зародыша и эндосперма

В) из кожуры, зародыша и эндосперма

Г) нет правильного ответа

Д) все ответы верны

14.Семена однодольных, как и двудольных растений, содержат:

А)одну семядолю

Б)две семядоли

В)зародыш

Г) а,б

Д) б,в

    Стебель растения выполняет следующие функции:

А) запасает питательные вещества

Б) выносит листья к свету

В) соединяет корень и листья

Г) все ответы верны

Д) нет правильного ответа

16. Стебель, обвивающийся вокруг опоры, называется:

А) вьющийся

Б) цепляющийся

В) ползучий

Г) прямостоячий

Д) а,в

17. Функцией корня является:

А) закрепление растения в почве

Б) поглощение воды и минеральных веществ

В) размножение и накопление питательных веществ

Г) все ответы верны

Д) в,б

18. Корень, растущий от стебля или листа, называется:

А) боковым

Б) придаточным

В) главным

Г) зародышевым

Д) а,в

19. Мочковатая корневая система характеризуется:

А)невыраженностью главного корня

Б) наличием нескольких главных корней

В) хорошо развитыми придаточными и боковыми корнями

Г) невыраженностью главного корня и хорошо развитыми придаточными корнями

Д) в,г

20. Корни нарастают:

А) основанием

Б) средней частью

В) верхушкой

Г) корневым чехликом

Д) все ответы верны

Вегетативные органы растения
1) Видоизмененные корни георгина
A) корнеплоды.
B) корни­присоски.
C) клубневые корни.
D) воздушные корни.
E) корни­опоры.
2) Запас питательных веществ зерновки пшеницы находится в:
A) корешке.
B) стебельке.
C) эндосперме.
D) семядоле.
E) почечке.
3) Широкое основание листа влагалище у
A) злаковых.
B) розоцветных.
C) пасленовых.
D) сложноцветных.
E) бобовых.
4) Узел ­ это
A) зачаточный побег.
B) конус нарастания.
C) утолщение кожицы.
D) участок стебля, от которого отходит лист.
E) донце.
5) В семенах пшеницы
А) 2 семядоли
В) нет эндосперма
С) 2 зародыша
Д) 1 семядоля
Е) нет зародыша
6) Укороченный стебель у
А) Астры
В) Арбуза
С) Одуванчика
Д) Плюща
Е) Хмеля
7) В семени двудольных растений:
А) 1 семядоля
В) Нет семядолей
С) 3 семядоли
D) 2 семядоли

Е) 4 семядоли
8) Древесина характерна для:
А) Листьев
В) Плода
С) Цветка
D) Стебля
Е) Семян
9) Плод у редьки:
А) Костянка
В) Боб
С) Семянка
D) Стручок
Е) Ягода
10) Образовательная ткань
А) Сердцевина
В) Древесина
С) Пробка
D) Камбий
Е) Луб
11) Однодольное растение
А) дуб
В) пшеница
С) лютик
D) фасоль
Е) горох
12) У баклажана в пищу используют:
А) листья
В) стебель
С) плоды
D) корни
Е) почки
13) Вещества от листа в корень передвигаются по:
А) древесине
В) лубу
С) камбию
D) пробке
Е) сердцевине
14) Чтобы прекратить рост побега в длину, необходимо:
А) Обрезать верхушку побега
В) Обрезать боковые побеги
С) Срезать почки
D) Подрезать корни

Е) Срезать листья
15) Двудольные растения в отличие от однодольных:
А) не имеют боковых корней
В) цветут до распускания листьев
С) имеют две семядоли в зародыше
Д) образуют много семян
Е) опыляются только ветром
16) У картофеля употребляют в пищу:
А) Корни
В) Клубни
С) Семена
Д) Ягоды
Е) Плоды
17) Утолщения стебля происходит за счет деления клеток:
А) Камбия
В) Кожицы
С) Древесины
Д) Сердцевины
Е) Луба
18) Механическая ткань выполняет у растений функцию:
А) Проводящую
В) Опорную
С) Запасающую
Д) Образование новых клеток
Е) Образование крахмала в процессе фотосинтеза
19) Теплолюбивое растение
А) Рожь
В) Клевер
С) Лен
Д) Хлопчатник
Е) Ячмень
20) Почка, находящаяся в состоянии покоя несколько лет:
А) Вставочная
В) Верхушечная
С) Придаточная
Д) Спящая
Е) Пазушная
21) К минеральным удобрениям относится
А) Навоз
В) Торф
С) Фосфорные удобрения
Е) Перегной

Д) Птичий помет
22) Плод сливы
А) Костянка
В) Орешек
С) Ягода
Д) Боб
Е) Яблоко
23) Размножают луковицами
А) Яблоню
В) Чеснок
С) Клубнику
Д) Астру
Е) Фасоль
24) Стеблевыми черенками размножают
А) Нарцисс
В) Розу
С) Картофель
Д) Тюльпан
Е) Лук
25) Двудольное растение
А) Безвременник
В) Подорожник
С) Лилия
Д) Тюльпан
Е) Осока
26) Холодостойкое растение
А) Ячмень
В) Огурец
С) Дыня
Д) Томат
Е) Подсолнечник
27) Нехватка фосфора в почве вызывает
А) Замедление образования плодов
В) Увеличение сахаристости плодов
С) Отмирание верхушечных почек
Д) Полегание растений
Е) Опадание листьев
28) Двудольное растение
А) Пшеница
В) Кукуруза
С) Ячмень
Д) Фасоль

Е) Рожь
29) Семена защищены околоплодником у
А) Водорослей
В) Покрытосеменных
С) Голосеменных
Д) Папоротников
Е) Псилофитов
30) Свет нужен растению для
А) Фотосинтеза
В) Дыхания
С) Размножения
Д) Выделения
Е) Испарения
31) Морковь, репу, свеклу человек выращивает ради
А) Плодов
В) Корней
С) Семян
Д) Листьев
Е) Стеблей
32) Под действием раствора йода синеет
А) Крахмал
В) Жир
С) Глюкоза
Д) Клейковина
Е) Белок
33) Главный корень образуется
А) Из зародышевого корешка
В) Из семядоли
С) Из нижней части стебля
Д) На боковых конях
Е) На придаточных корнях
34) Соцветие ромашки
А) Метелка
В) Сложный колос
С) Корзинка
Д) Зонтик
Е) Сложный щиток
35) Двудольное растение
А) Кукуруза
В) Рис
С) Подорожник
Д) Ковыль

Е) Тюльпан
36) Количество семян в плодах зависит от количества:
A) тычинок.
B) лепестков.
C) семяпочек.
D) чашелистиков.
E) пестиков.
37) Участок стебля между соседними листьями ­ это
A) узел.
B) побег.
C) почка.
D) междоузлие.
E) пазуха.
38) Расширенная часть листа
А) листовая пластинка
В) чешуйка
С) жилка
Д) черешок
Е) прилистник
39) Ранней весной при температуре 0­5 0С и высокой влажности почвы высевают семена:
А) Овса
В) Огурца
С) Дыни
Д) Кукурузы
Е) Томатов
40) Корневищами размножается:
А) Рожь
В) Лук
С) Тюльпан
Д) Ландыш
Е) Картофель
41) Холодостойкое культурное растение
А) Фасоль
В) Тыква
С) Овёс
Д) Кукуруза
Е) Огурец
42) Чеснок размножают:
А) Усами
В) Корневищами

С) Луковицами
Д) Клубнями
Е) Прививкой
43) Защищает стебель от неблагоприятных условий:
А) Сердцевина
В) Древесина
С) Пробка
Д) Луб
Е) Камбий
44) Признак однодольных
А) Параллельное жилкование
В) Перистое жилкование
С) 2 семядоли в семени
Д) Сетчатое жилкование
Е) Стержневая корневая система
45) Луковица у:
А) Топинамбура
В) Ириса
С) Кактуса
Д) Лилии
Е) Алоэ
46) Морковь, репу, свеклу человек выращивает ради:
А) Плодов
В) Корней
С) Семян
Д) Листьев
Е) Стеблей
47) Место расположения точки роста побега:
А) Пазушная почка
В) Листовая почка
С) Верхушечная почка
Д) Междоузлие
Е) Придаточная почка
48) К однолетним растениям относятся:
A) капуста
B) пшеница
C) дуб
D) свекла
E) малина
49) Цветковое растение, достигающее в высоту 100 и более метров­ это:
A) клен

B) бамбук
C) тополь
D) эвкалипт
E) яблоня
50) Замыкающие клетки встречаются в
A) листе
B) стебле
C) семени
D) плоде
E) корне
51) Специальные фитогормоны, регулирующие раздражимость растений
A) ауксины
B) пестициды
C) гербициды
D) фитонциды
E) витамины
52) Многолетнее растение
A) подсолнечник
B) шиповник
C) редька
D) свекла
E) редис
53) Плод пастушьей сумки
A) стручочек
B) коробочка
C) боб
D) ягода
E) костянка
54) Влага из листа испаряется через
A) клетки столбчатой ткани
B) сосуды
C) устьица
D) ситовидные трубки
E) межклетники
55). Корневые клубни имеет
А) свекла
В) редька
С) георгин
D) лук
Е) морковь
56). Черенок культурного растения, взятого для прививки, называют:

А) привоем
В) ростком
С) подвоем
D) побегом
Е)дичком
57). Придаточные корни образуются
А) Только на главном корне
В) На всех видах корней
С) На боковых побегах
D) Только на нижней части корня
Е) На стебле
58). Стебель гороха:
А) Вьющийся.
В) Стелющийся.
С) Укороченный.
D) Цепляющийся.
Е) Прямостоячий.
59). Вещества прекращают поступать из корня в лист при серьезном повреждении:
А) Семени.
В) Плода.
С) Цветка.
D) Стебля.
Е) Листа.
60). Усики имеет
А) Горох.
В) Свекла.
С) Морковь.
D) Томат.
Е) Кукуруза.
61). Корневые волоски расположены в:
А) Чехлике.
В) Зоне деления.
С) Зоне всасывания.
D) Зоне проведения.
Е) Зоне роста.
62). Для получения корнеплодов выращивают
А) картофель.
В) морковь.
С) лук.
D) укроп.
Е) чеснок.
63)Трубкообразные сосуды расположены в:
А) Камбии
В) Древесине

С) Пробке
D) Сердцевине
Е) Лубе
64).Кожица листа образует ткань:
А) Механическая
В) Проводящая
С) Запасающая
D) Покровная
Е) Образовательная

65).Корневищами размножается:
А) Картофель
В) Клена
С) Тюльпан
D) Кукурузы
Е) Ландыш

66).Содержит ситовидные трубки:
А) Пробка
В) Древесина
С) Камбий
D) Сердцевина
Е) Луб
67).Определить возраст дерева можно по:
А) Высоте дерева
В) Количеству листьев
С) Годичным кольцам
D) Толщине коры
Е) Толщине стебля
68). Вещества от корня в лист передвигаются по:
А) Пробке
В) Древесине
С) Камбию
D) Лубу
Е) Сердцевине
69). Усами размножают:
А) Клубнику
В) Ландыши
С) Малину
D) Манжетка
Е) Карагач
70).Семена менее 1 мм в диаметре имеет:
А) Тыква
В) Мак

С) Горох
D) Кукуруза
Е) Фасоль
71).Прямостоячий стебель у:
А) Плюща
В) Тополя
С) Одуванчик
D) Хмеля
Е) Арбуза.
72). Стержневую корневую систему имеет:
А) Тюльпан
В) Рис
С) Щавель
D) Пшеница
Е) Лук
73). Из окружающей среды листья растений поглощают:
А) Углекислый газ
В) Жиры
С) Воду
D) Минеральные соли
Е) Крахмал
74). Имеют эндосперм, окружающий со всех сторон зародыш однодольное растение:
А) Пшеница
В) Лук
С) Лютик
D) Дуб
Е) Фиалка
75). Только в стержневой корневой системе хорошо развит корень:
А) Главный
В) Боковой
С) Воздушный
D) Добавочный
Е) Придаточный
76).Чечевички развиваются в:
А) Пробке
В) Камбии
С) Древесине
D) Лубе
Е) Сердцевине
77). Корневищами можно размножать
А) Гиацинт
В) Ирисы

С) Карагач
D) Малину
Е) Землянику
78). Монстера имеет хорошо развитые:
А) Воздушные корни
В) Корнеплоды
С) Корни­опоры
D) Корневые клубни
Е) Корни­ присоски
79). Стеблевыми черенками размножают:
А) Розу
В) Картофель
С) Тюльпан
D) Нарцисс
Е) Лук
80). У капусты, щавеля, шпината человека использует:
А) Семена
В) Плоды
С) Корни
D) Листья
Е) Стебли
81). Корень, отходящий от главного, называется:
А) Стержневым
В) Воздушным
С) Мочковатым
D) Боковым
Е) Придаточным
82).Удлиненными побегами называют побеги с длинными:
А) Почками
В) Стеблями
С) Пазухами
D) Узлами
Е) Междоузлиями
83).Лист прикрепляется к стеблю с помощью:
А) Корня
В) Жилки
С) Почки
D) Черешка
E) Устьиц
84). Корни растений в переувлажнённой почве страдают от недостатка:
А) Кислорода
В) Азота

С) Сероводорода
D) Углекислого газа
E) Водорода
85). Главный корень не выделяется среди остальных в корневой системе:
А) Овса
В) Фасоли
С) Клевера
D) Подсолнечника
E) Тыквы
86). Корни, отрастающие от стеблей, называются:
А) Мочковатыми
В) Придаточными
С) Главными
D) Стержневыми
E) Боковыми
87). Простые листья у:
А) Шиповника
B) Липа
С) Рябины
D) Карагача
Е) Конопли

Какие ор­га­ны рас­те­ний обо­зна­че­ны на ри­сун­ке бук­ва­ми А, Б, В? В чём со­сто­ит их роль в жизни растений? Ви­до­из­ме­не­ни­ем ка­ко­го ор­га­на они являются?

Пояснение.

1) А – клубень; Б – луковица; В – корневище.

2) Зна­че­ние в жизни растения: от­кла­ды­ва­ют­ся за­пас­ные пи­та­тель­ные вещества, обес­пе­чи­ва­ю­щие более ран­нее про­рас­та­ние побегов. Также могут слу­жить для ве­ге­та­тив­но­го размножения.

3) Ви­до­из­ме­нен­ные побеги.

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

1) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

3) поглощают воду и выделяют кислород

4) поглощают пары воды и выделяют углекислый газ

Пояснение.

Клетки корня живые, они дышат поглощая кислород и выделяя углекислый газ.

Ответ: 1

1) защитную

2) образовательную

3) опорную

4) проводящую

Пояснение.

Механические ткани обес­пе­чи­ва­ют прочность ор­га­нов растений. Они со­став­ля­ют каркас, под­дер­жи­ва­ю­щий все ор­га­ны растений, про­ти­во­дей­ствуя их излому, сжатию, разрыву. Ос­нов­ны­ми характеристиками стро­е­ния механических тканей, обес­пе­чи­ва­ю­щи­ми их проч­ность и упругость, яв­ля­ют­ся мощное утол­ще­ние и од­ре­вес­не­ние их оболочек, тес­ное смыкание между клетками, от­сут­ствие перфораций в кле­точ­ных стенках.

Механические ткани наи­бо­лее развиты в стебле, где они пред­став­ле­ны лубяными и дре­ве­син­ны­ми волокнами. В кор­нях механическая ткань со­сре­до­то­че­на в цен­тре органа.

Ответ: 3

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 2.

1) регуляция газообмена в растении

2) защита от механических повреждений

3) формирование скелета растения

4) проведение органических веществ

5) проведение неорганических веществ

6) защита от перепада температур

Пояснение.

Покровные ткани - наружные ткани растения. Они предохраняют органы растения от высыхания, от температурных воздействий, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды. Осуществляют всасывание и выделение воды и других веществ. Под цифрами 3 - механическая ткань; 4 и 5 - проводящая (ксилема и флоэма).

Ответ: 126.

Ответ: 126

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по биологии. Ва­ри­ант 3.

георгий фофанов 01.08.2018 14:14

добрый день. вариант 5 данного задания так же подходит,так как покровные ткани осуществляют газообмен и трансперацию, проводя через устьица неорганические вещества.

Наталья Евгеньевна Баштанник

эта функция называется - газообмен

Корень боль­шин­ства су­ще­ству­ю­щих рас­те­ний не может вы­пол­нять функцию

1) дыхания

2) проведения веществ

3) запасания ор­га­ни­че­ских веществ

4) фотосинтеза

Пояснение.

Функции корня. Ко­рень - это осе­вой орган растения, слу­жа­щий для укреп­ле­ния растения в суб­стра­те и по­гло­ще­ния из него воды и рас­тво­рен­ных минеральных веществ. Кроме того, в корне син­те­зи­ру­ют­ся различные ор­га­ни­че­ские вещества (гормоны роста, ал­ка­ло­и­ды и др.), ко­то­рые затем пе­ре­ме­ща­ют­ся по со­су­дам ксилемы в дру­гие органы рас­те­ний или оста­ют­ся в самом корне. Часто он яв­ля­ет­ся местом хра­не­ния запасных пи­та­тель­ных веществ.

Но ко­рень не участ­ву­ет в про­цес­се фотосинтеза (у боль­шин­ства растений, но есть и исключения)

Ответ: 4

1) гидротропизмом

2) фототропизмом

3) геотропизмом

4) хемотропизмом

Пояснение.

Хемотропизм вызывает движение растений под влиянием химических соединений. Фототропизмом называется способность органа растения изгибаться под действием силы света. Гидротропизм – способность растущих органов растений, в особенности корней, изгибаться по направлению от менее влажной среды к более влажной.

Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.

Пояснение.

1. А - колючка боярышника; Б - ус винограда - Гомологичные органы - органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их - результат дивергенции.

2. Метод изучения эволюции относят к сравнительно-анатомическим (сравнительно-морфологическим).

3. А - колючка боярышника; Б - ус винограда - это видоизменения побега.

Функция колючек боярышника - защита от поедания животными.

Функция уса винограда - дополнительная опора, крепление растения.

Примечание.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции.

Внимание!

В первоисточнике буквой А назван барбарис, но у барбариса - колючка - это видоизмененный лист. И рисунок представлен боярышника - у барбариса на укороченных побегах развиваются нормальные листья (несколько), на удлинённых вместо листьев - колючки.

1) размножении спорами

2) дифференциация на органы и ткани

3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды

4) автотрофном способе питания

5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм

Пояснение.

Общие признаки высших споровых растений.

1. Наличие многоклеточных антеридиев (мужских органов полового размножения) и архегониев (женских органов полового размножения) и многоклеточных спорангиев (бесполое размножение).

2. Чередование диплоидной (бесполое поколение - спорофит) и гаплоидной фаз (половое поколение - гаметофит) в жизненном цикле; у большинства организмов гаметофиты раздельнополые.

3. Растения, имеющие зародыш (признак, отличающий их от водорослей) и размножающиеся спорами.

4. Дифференцированный спорофит (органы и ткани).

Верный ответ: размножение спорами, дифференциация на органы и ткани, автотрофы. Автотрофный способ питания - характерен всем растениям, но в данных вариантах ответов - он характеризует сходство мхов и папоротников. Под цифрами 3, 5, 6 - признаки, характерные для семенных растений.

Ответ: 124.

Ответ: 124

Наталья Евгеньевна Баштанник (Новочеркасск)

Печёночные мхи - снабжены стебельками и листьями, лишенными всяких жилок и расположенными в два или три ряда; те, что находятся на стороне, обращенной к почве, чешуевидны и совершенно другой формы, чем остальные. Верхние листья, располагаясь обыкновенно в два ряда, имеют две лопасти, из которых одна маленькая принимает особую форму и пригнута книзу.

Листостебельные мхи всегда расчленены на стебель и листья. Листья расположены спирально и собраны на верхушке в виде почки.

Гость 07.05.2013 20:20

для оплодлтворения папоротниковидных и моховодных необходима вода

Наталья Евгеньевна Баштанник

да, им необходима вода. Но такого варианта в ответе не предлагают

Светлана Коршунова 17.06.2017 00:08

Поясните, пожалуйста, 3 пункт примечания: "растения, имеющие зародыш".

Наталья Евгеньевна Баштанник

У высших растений зигота (диплоидная клетка, возникшая в результате слияния двух физиологически противоположных гаплоидных клеток - гамет) превращается в зародыш.

Процесс формирования зародыша известен под названием эмбриогенеза. Зародыш - более или менее расчлененный миниатюрный спорофит, до начала быстрого роста (у семенных растений - прорастания) находящийся некоторое время в состоянии относительного покоя. Его части состоят из клеток, обладающих меристематической активностью. С началом активного роста зародыша начинается процесс органогенеза, т.е. развития вегетативных органов, заложившихся еще в зародыше.

Зародыш семенных растений находится в семени.

Каковы отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?

Пояснение.

1) Высшие — многоклеточные растения, низшие — одно - и многоклеточные.

2) Высшие имеют ткани и органы. Тело низших — слоевище.

3) Хлорофилл содержится в хлоропластах, у низших — в хроматофоре.

Выс­шие растения фор­ми­ру­ют специализированные органы, в ко­то­рых созревают гаметы.

Примечание.

Влад Кузнецов 16.01.2018 08:11

На аналогичный вопрос https://сайт/problem?id=17380 дан другой ответ, не очень понятно, какой считать более верным (так как растения делятся только на низшие и высшие, вопрос про особенности одного из таксонов - то же самое, что и вопрос, чем этот таксон отличается от другого.)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Оба вопроса и ответы к ним верные. Если вопрос про отличия, ответ рекомендуется давать в сравнении одного с другим.

Перечислите при­зна­ки высших растений.

Пояснение.

У выс­ших растений в теле име­ют­ся органы и ткани. В цикле раз­ви­тия происходит че­ре­до­ва­ние полового и бес­по­ло­го поколения. Выс­шие растения фор­ми­ру­ют специализированные органы, в ко­то­рых созревают гаметы. Выс­шие растения при­спо­соб­ле­ны к жизни как в вод­ной среде, так и на суше.

Примечание.

К высшим растениям относятся мохообразные и сосудистые растения (папоротниковидные, плауновидные, голосеменные и покрытосеменные).

Арменак Агбалян 13.06.2018 18:56

Можно ли сказать, что только у них есть семена, что только они имеют древовидные формы?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Нет, т.к. к высшим растениям относятся И мохообразные и сосудистые растения (папоротниковидные, плауновидные, голосеменные и покрытосеменные).

2. Покрытосеменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

1. Зелёные водоросли: В. в клетках может присутствовать клеточный центр; Г. образуют подвижные гаметы; Д. зигота делится мейозом

2. Покрытосеменные: А. в клетках содержатся разнообразные пластиды; Б. хорошо развиты органы и ткани; Е. в жизненном цикле преобладает спорофит

Примечание

Пластиды - бесцветные или окрашенные тельца в протоплазме растительных клеток, представляющие собой сложную систему внутренних мембран и выполняющие различные функции.

В клетках высших растений есть разнообразные пластиды: бесцветные пластиды называют лейкопластами, различно окрашенные - хромопластами, зеленые - хлоропластами. В клетках высших растений находится обычно от 10 до 200 пластид размером 3-10 мкм, чаще всего имеющих форму двояковыпуклой линзы.

У зелёных водорослей - зеленые пластиды, называемые хроматофорами - могут иметь звездчатую, лентовидную, сетчатую и другие формы.

У низших грибов – хитридиомицетов – и у высших растений КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР отсутствует. Как выяснилось, у водорослей, в клетках человека и у большинства животных наличие клеточного центра необходимо для осуществления процессов митоза и мейоза.

Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

6) размножаются спорами

Пояснение.

Под цифрами 1, 4, 6 - признаки сходства моховидных и папоротникообразных.

Под цифрой 2 - признак папоротниковидных (в стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной - паренхимной ткани), а моховидные - низкорослые многолетние травянистые растения - у большинства из них тело расчленено на стебель и листья, но встречаются и слоевищные формы; вегетативные органы сформированы ассимиляционной, проводящей, запасающей и покровной тканями. Однако в отличие от других высших растений у моховидных отсутствуют настоящие сосуды и механические ткани.

Под цифрой 3 - у моховидных корней нет, есть орган прикрепления - ризоиды. Тело папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизменённого побега и корней (вегетативного и придаточного). Листья папоротника называются вайя.

Под цифрой 5 - и моховидные и и папоротниковидные размножаются спорами, семенными являются - голосеменные и покрытосеменные.

Ответ: 146.

1 вариант

1. Культурные растения:

А)развиваются без помощи человека

Б)выращиваются человеком

В)расселяются без помощи человека

Г)выведены человеком

Д) все ответы верны

2.К дикорастущим растениям относятся:

А)одуванчик

Б)огурец

В)морковь

Г)берёза

Д) томат

3.Если растение живёт долго, то оно относится:

А)к однолетним

Б)многолетним

В)двулетним

Г) все ответы верны

Д) нет правильного ответа

4.Малина относится:

А)к травам

Б)кустарникам

В)кустарничкам

Г)деревьям

Д) полукустарникам

5.К вегетативным органам относятся:

А)корень

Б)семя

В)цветок

Г)плод

Д)все ответы верны

6.Отличительные особенности клеток растений:

А)плотная оболочка

Б)присутствие пластид

В)наличие ядра

Г)наличие цитоплазмы

Д)отсутствие рибосом

7.Наследственная информация в клетке содержится:

А)в цитоплазме

Б)в ядре

В)в пластидах

Г)в клеточной оболочке

Д) в рибосоме

8. Пластиды определяющие зеленый цвет:

А) лейкопласты

Б)хромопласты

В)хлоропласты

Г)не верного ответа

Д)все ответы верны

9.Клетки какой ткани постоянно делятся?

А)образовательной

Б)покровной

В)основной

Г)проводящей

Д)механической

10.Проводящая ткань представлена клетками:

А)с очень прочной оболочкой

Б)превратившимися в проводящие сосуды

В)делящимися в течении всей жизни

11.Растения отличаются от всех других организмов способностью:

А) к дыханию

Б) фотосинтезу

В) размножению

Г) развитию

Д) все ответы верны

12.Защищает растение от воздействия внешних неблагоприятных условий:

А) покровная ткань

Б) запасающая ткань

В) опорная ткань

Г) образовательная ткань

Д)выделительная ткань

13.Семя состоит:

А)из кожуры и эндосперма

Б)зародыша и эндосперма

В) из кожуры, зародыша и эндосперма

Г) нет правильного ответа

Д) все ответы верны

14.Семена однодольных, как и двудольных растений, содержат:

А)одну семядолю

Б)две семядоли

В)зародыш

Г) а,б

Д) б,в

    Стебель растения выполняет следующие функции:

    А) запасает питательные вещества

    Б) выносит листья к свету

    В) соединяет корень и листья

    Г) все ответы верны

    Д) нет правильного ответа

    16. Стебель, обвивающийся вокруг опоры, называется:

    А) вьющийся

    Б) цепляющийся

    В) ползучий

    Г) прямостоячий

    Д) а,в

    17. Функцией корня является:

    А) закрепление растения в почве

    Б) поглощение воды и минеральных веществ

    В) размножение и накопление питательных веществ

    Г) все ответы верны

    Д) в,б

    18. Корень, растущий от стебля или листа, называется:

    А) боковым

    Б) придаточным

    В) главным

    Г) зародышевым

    Д) а,в

    19. Мочковатая корневая система характеризуется:

    А)невыраженностью главного корня

    Б) наличием нескольких главных корней

    В) хорошо развитыми придаточными и боковыми корнями

    Г) невыраженностью главного корня и хорошо развитыми придаточными корнями

    Д) в,г

    20. Корни нарастают:

    А) основанием

    Б) средней частью

    В) верхушкой

    Г) корневым чехликом

    Д) все ответы верны