В чем разница между classic и classical? Что удобнее: классика или casual? Принцип классической музыки.

Меня иногда спрашивают, в чем состоит главное отличие классической музыки от «классики» других жанров, например, «классики рока» или «классики поп-музыки». Разумное объяснение, которое удовлетворяет не только меня, но и въедливых вопрошающих, состоит в следующем.

Принцип классической музыки

То, что мы называем произведением классической музыки, создается композитором и представляет собой зафиксированный на бумаге нотный текст. Этот текст интерпретируется исполнителями, согласно , передающимся от педагогов к ученикам. Разумеется, традиции могут несколько меняться с течением времени, но само произведение, благодаря этому, продолжает жить из века в век. Соответственно, мы, профессиональные музыканты, исполняющие классическую музыку, и те, кто понимает, о чем мы говорит, причисляем к классике все, что создано и функционирует по данному принципу.

Сейчас, в эпоху «музыкального плюрализма» (или, иначе говоря, всеядности), к «классике» относятся уже такие, казалось бы, противоположные вещи, как концерты Вивальди и танго Пьяццоллы, вальсы Штрауса и симфонии Брукнера. Неизменной остается сама схема: композитор написал текст раз и навсегда, как художник – картину, исполнитель донес его до публики. Поэтому, в частности, в классической музыке с точки зрения общества главной фигурой является именно композитор, а не исполнитель. Лично я не вполне с этим согласен, но так уж исторически сложилось.

Принцип популярной музыки

В популярной музыке, независимо от того, причисляют ли ее адепты этого жанра к «классике» или нет, действует совершенно противоположная схема. Произведение популярной музыки (рок, поп, да все, что угодно) представляет собой, главным образом, продукт звукозаписи, некий целостный звучащий объект, в котором музыка неотделима от исполнителя и, фактически, существует только благодаря ему. Именно поэтому в популярной музыке мы знаем, прежде всего, имена певцов и музыкантов, а композитор (т.е. автор музыкального текста) в большинстве случаев остается в тени.

Песня, получившая известность в исполнении одного певца или группы, конечно, может быть перепета заново кем-то другим, но, во-первых, это скорее исключение, чем правило, а во-вторых, в любом случае это вторичный продукт. В самом деле, кто сейчас рискнет перепевать “Led Zeppelin” или “Pink Floyd”?..

Что лучше?

А приводит данная схема к тому, что произведения популярной музыки лишаются возможности вечной жизни. Они неизбежно, рано или поздно, уходят в прошлое вместе со своими исполнителями и поколениями их поклонников. Современные 20-летние, конечно, иногда слушают рок 1980-х, из уважения к своим родителям, но их любимая музыка уже совсем другая, которая тоже уйдет в историю – через год или через двадцать лет, в зависимости от ее художественных достоинств. В отличие от классики, которая будет жить вечно. Не потому, что она «лучше» (я здесь абсолютно далек от всякого снобизма!), а потому, что она так устроена.

Как-то придя в музыкальный магазин купить свой первый инструмент, попросил дать мне классическую гитару, но с железными струнами. На что состоялся такой диалог:

— так какую Вам гитару? Классическую или акустическую?

— а какая разница между классической и акустической моделями гитары?

— различия есть, сейчас я Вам их расскажу, и покажу обе гитары.

Давайте и мы Вам расскажем в чем отличие между этими гитарами и какая лучше.

Выбирая сей музыкальный инструмент, на первых же порах можно столкнуться с двумя самыми популярными его определениями – классическая и акустическая модель. Люди, желающие обучиться игре на гитаре, часто задают один и тот же вопрос на различных форумах – какая из двух разновидностей этого музыкального инструмента лучше и предпочтительнее. Как и во многих случаях – четкого и конкретного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от частного случая. Но, все же, прочтя эту статью, каждый читатель поймет в ччем разница и сможет осознанно определиться и сделать нужный выбор подходящей ему модели.

Классическая модель

История классической гитары насчитывает несколько сотен лет и берет свое начало в восемнадцатом веке. Страна-родоначальник «классики» — Испания, благодаря чему, в простонародье такую гитару порой именуют «испанкой».


Особенности и свойства:

Инструмент Классической модели отличает сравнительно небольшой корпус (любители называют его барабаном), что добавляет ему удобства и изящества. Корпус, как правило, изготавливается из ценных хвойных пород дерева – кедр, ель и т.д.
Данная разновидность имеет широкий гриф, который имеет либо цельное сечение, состоящее из одного деревянного массива, либо обладает составным характером (несколько уложенных друг на друга деревянных заготовок). Как правило, на грифе классического варианта расположены девятнадцать ладов (лад – расстояние между двумя вертикально расположенными металлическими стержнями).
К корпусу гриф крепится с помощью клея.

Музыкальный инструмент оснащен нейлоновыми (материал на основе пластмассы) струнами, которые могут иметь черный либо белый цвет. Струны из такого материала не дают большого значения резонанса, что обуславливает тихое и мягкое звучание.
Жанры музыки, наиболее подходящие для исполнения на этой разновидности гитары – испанские, латиноамериканские композиции, а также баллады, пьесы, романсы.
За счет простоты и удобства данный музыкальный инструмент зачастую используется для обучения в общеобразовательных учреждениях.
Классическая модель отлично подойдет начинающим, за счет небольшого размера, мягкости струн и удобного грифа

Акустическая модель

Данная разновидность не имеет такой богатой истории, как в случае «классики». Возраст акустической модели – около ста лет. Инструмент получил общемировую известность, придя из Америки, где в середине двадцатого века процветали такие музыкальные направления, как джаз и фолк. Ведь произведения этих жанров, исполняющиеся под аккомпанементы «акустики», звучат очень живописно и привлекательно.


Свойства и особенности:

Музыкальный инструмент обладает большим корпусом, который, отчасти, и обеспечивает глубокий звук.
В середине сечения, по всей длине грифа «акустики» располагается металлический стержень – анкер. Этот элемент обеспечивает прочность конструкции грифа и предохраняет ее от излома, так как струны натянуты с большим усилием и создают немалое изгибающее усилие. Кроме того, металлический анкер регулирует положение грифа относительно корпуса.
Гриф клеится к корпусу как и у классической гитары.

Музыкальный инструмент оснащен металлическими струнами, которые, создавая большие значения резонанса с корпусом, обеспечивают особенности звучания «акустики». Струны могут иметь внешнюю оплетку из различных материалов. Метал обмотки влияет на звучание. К примеру:

  • Фосфор-бронза. Струны с таким сочетанием материала имеют более «густые» насыщенные басы и бархатный звук, но менее четкие высокие частоты. Оплетка этих струн имеет бронзово-оранжевый цвет
  • Бронза-олово. Оптимальные по уровню высоких и низких частот струны, в большинстве случаев именно их ставят именитые производители музыкальных инструментов на свои гитары. Оплетка желто-золотистого цвета
  • Сталь или никель сталь. В простонародье называют «серебряными» хотя серебра там само собой никакого нет. Характеризуются отчетливым ярким звонким звучанием. Оплетка серебристо-серого цвета.

Важно: следует отметить, что применение в классическом варианте металлических струн недопустимо, так как отсутствие стального анкера в грифе «классики» может привести к его поломке из-за большого усилия натяжения таких струн.

Произведения, актуальные для исполнения под аккомпанементы «акустики», относят к стилям рок-энд-ролла, попсы, шансона, фолк-музыки и любых дворовых мелодий.

Для обучения такая гитара будет немного сложна, так как металлические струны сильнее режут пальцы. Но если вы готовы потерпеть недельки три, то звучание Вас непременно порадует.

Выбор между двумя инструментами


Осуществляя выбор, новичку следует заострить внимание на следующих моментах:

Металлические струны акустической гитары, за счет жесткости материала и сильного натяжения способны за короткое время обеспечить мозолями пальцы неподготовленного человека. Конечно, это явление временное и за некоторый период пальцы огрубеют, перестав доставлять неудобство при игре, но на первых порах игрока будут сопровождать неприятные ощущения.

Мягкие нейлоновые струны классической модели в этом плане гораздо лучше. К тому же, за счет небольшого усилия натяжения, они реже рвутся.

Количество струн в «классике» всегда равно шести, в то время как «акустика» может насчитывать от шести до двенадцати струн (двенадцати струнная гитара).

Для юных музыкантов небольшой корпус классической модели окажется предпочтительнее в отличие от «акустики», к габаритным размерам которой нужно привыкать.

Материалы изготовления

Если говорить о материале, из которого выполнен корпус, существует два основных варианта – исполнение из дерева или фанеры.

  • Древесина обеспечивает звуку глухой и благородный характер, но с другой стороны, корпус из ценных пород дерева значительно повышает стоимость музыкального инструмента. Не стоит забывать и о хранении – дерево плохо переносит перепады температур и содержание в условиях повышенной влажности, что негативно сказывается на качестве звука.
  • Фанера более устойчива к влаге перепаду температур или к прямым солнечным лучам. Стоимость таких гитар как правило не высока, именитые гитары буду стоить от 90 долларов США или от 6 500 рублей. Но, такие гитары не обладают хорошим и глубоким звучанием

Выше было отмечено, что гриф «классики» более широкий и в случае игры с использованием особых аккордов «барре», левое запястье будет испытывать боль на первых порах использования, за счет необходимости полного охватывания грифа пальцами.

Другой разницей между двумя моделями является отсутствие анкера в грифе «классики».

Анкер дает большую надежность конструкции и устойчивость к внешней среде, а также возможность регулировать прогиб грифа. Хотя Все чаще бюджетные модели классической гитары имеют анкерный стержень в грифе.

При игре на акустической гитаре часто применяют медиатор — специальная пластина из металла или пластика, которая добавляет громкость звучания. К «классике» такое устройство неприменимо в отличие от первого варианта.

Резюме

Рассмотрев особенности, свойства и отличия каждой из гитар, станет гораздо легче остановить выбор на одном из двух рассмотренных вариантов и сказать, какая из моделей лучше именно для вас.

Однако все указанные выше моменты относятся, по большему счету, к физическим характеристикам, которые далеко не всегда являются определяющими.

На первое место, все же, стоит вынести свои музыкальные предпочтения. «Акустика» способна производить гораздо более громкие, четкие и высокие тона. Поэтому, если игрок тяготеет к эстрадным направлениям, рок-энд-ролл, джаз, блюз или фолк, то смело берите акустическую гитару, и вы не пожалеете о своем выборе.

Но и классическую не стоит списывать со счетов. Инструмент этого типа идеально подходит для исполнения классических композиций, зажигательных испанских мелодий, романсов и пьес. а так же отлично подходит для обучения.

Со временем, у вас будут обе модели, так как каждая из них неповторима и не сможет заменить другую.

Я периодически слышу от некоторых людей, что, дескать, обычная повседневная одежда - джинсы, свитеры, джемперы - удобнее и комфортнее, чем классическая одежда типа костюмов и модельных рубашек. Меня это удивляет, потому что (на мой взгляд, разумеется) хорошие классические брюки и пиджаки комфортнее, чем джинсы и свитеры - ведь свитеры и джемперы сильнее стесняют движения, да и джинсы иногда тоже (особенно зауженные); в конце концов, классическая одежда просто лучше и приятнее ощущается на теле благодаря своей «гладкости», если можно так выразиться.

Впрочем, я согласен с тем, что футболки обычно комфортнее рубашек, а шорты комфортнее брюк. Но футболки и шорты — это уже даже не столько повседневная, сколько откровенно спортивная одежда (интересно, кстати, что когда-то спортивной одеждой называли пиджаки и брюки нестрогого покроя!) .

Правда, всё это не мешает мне носить как классическую, так и повседневную одежду, причём, пожалуй, всё-таки преимущественно повседневную. На то есть несколько причин. Причина первая: повседневная одежда дешевле классической - если мы говорим об одном и том же уровне и об одном и том же производителе. Условно говоря, понятно, почему некоторые носят джинсы и толстовки D&G и не покупают костюмы Dolce&Gabbana - на последние требуется гоооораздо больше денег.

Причина вторая: повседневная одежда практичнее. Стирать классическую одежду нельзя - за редким исключением. Иногда она требует специфического режима глажки (или же глажение тоже запрещено - можно только обрабатывать паром), иногда - очень нежна. Обычная же повседневная одежда сделана, как правило, из хлопка или же из смесовых тканей, а то и вовсе из синтетики. Ухаживать за ней проще - её в большинстве случаев даже гладить не нужно - экономия сил и времени налицо.

Причина третья: окружение, контекст. Многие россияне (да и не только россияне) так привыкли к повседневной одежде и так прочно и всевластно она обосновалась в их гардеробах, что классическая одежда им кажется либо совершенно немодной, либо уже неуместной, неактуальной, а иногда даже претенциозной. Вплоть до того, что надетый без галстука пиджак не самого строгого вида они уже называют костюмом и спрашивают, куда это вы так вырядились.

Опросы

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения , которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B»... Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГОУ СПБГЭУ

Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов

Эссе

По теме: «Роль классической или административной школы управления в практике современного менеджмента»

Выполнила: студентка группы ЭВ-201

Редина Анастасия

Проверил преподаватель, доцент

Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна

Санкт-Петербург 2012

Сод ержание

Введение

1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи

2. Основатели административной школы управления (1920-1950)

3. «Теория администрации» А. Файоля

Заключение

Список использованной литературы и сайтов

Введение

Управление - искусство, подобно медицине или инженерному делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку - концепции, теории, принципы и методы.

Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями является необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.

Еще Сократ утверждал, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. .

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Вся история менеджмента была связана с двумя подходами к управлению фирмой. Первый из них устремлял внимание на управлении операциями, техническую сторону производственного процесса, другой - на управлении трудовыми ресурсами, прежде всего изучая психологические факторы, мотивацию, стимулирование человеческой деятельности.

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

1. рационалистическая школа управления;

2. классическая (административная) школа;

3. школа человеческих отношений;

4. бихевиористская школа;

5. школа принятия управленческих решений.

Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента. Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль - основатель административной школы управления (подробнее о нем будет упомянуто позже). Он выделил в 1916 году 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.

Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:

1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);

2. Общие принципы построения организационной структуры (Джеймс Муни и Алан Рейли);

3. Свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление (Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик).

В целом, если изучить хронологию развития менеджмента, то можно сказать, что на каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности. Акценты переносились с технологических процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался и как элемент системы, и как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.

Целью данной работы является изучение основной концепции административной школы, рассмотрение общих принципов теории администрации, их актуальность и значение в настоящее время, а также вклад классической школы в развитие современного менеджмента.

менеджмент школа административный файоль

1. Предпосылки создания теории, ее цели и задачи

Прогресс человеческой культуры отражается на всех сферах жизни деятельности общества и, прежде всего, на способе производства, господствующем в нем в заданный момент времени. Усложнение способа производства отражается и на организационных формах, в которых осуществляется производственный процесс.

Я считаю, что актуальность проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения отдачи на вложенные ресурсы путем совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый - предпринимательские способности, которые в широком смысле можно трактовать как выгодные свойства организационной структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования организационной структуры можно извлекать прибавочную стоимость дополнительно к результатам использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Файоль утверждал: управлять - означает вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:

Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).

Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).

Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).

Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).

Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).

Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности или их существенные функции. Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени.

С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

2. Основатели административной школы управления (1920-1950)

«Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в большей степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии». Представители классической школы в управлении старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. Определяя основные функции бизнеса, теоретики - «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Такими функциями традиционно считались финансы, маркетинг и производство.

Основные положения школы:

* Развитие принципов управления;

* Описание функций управления;

* Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Анри Файоль (1841 - 1925гг.) - французский ученый, «отец» менеджмента. Внес огромный вклад в развитие менеджмента как науки. Разработал ряд универсальных принципов управления.

Анри Файоль почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской компании по переработке угля и железной руды. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В некотором смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности - управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.

Важную роль в развитии идеи административной школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.

Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы - это маяк, помогающий ориентироваться. По Файолю, источник эффективности системы управления заключается в собственно управленческих процедурах, установлении и применении правильных принципов управления.

Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:

1.Разделение труда - специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счёт сокращения числа целей, на которые направляются внимание и усилия работающего).

2.Полномочия и ответственность - каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3.Дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководителем предприятия, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4.Единоначалие - работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.

5.Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.

6.Подчинённость личных интересов - интересы организации имеют преимущества перед интересами индивидуумов.

7.Вознаграждение персонала - получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

8.Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

9.Скалярная цепь - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

10.Порядок - рабочее место для каждого работника и каждый работник на своём рабочем месте.

11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

12.Стабильность персонала - установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность.

13.Инициатива - поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

14.Корпоротивный дух - гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении сила»).

Файоль считал, что данные принципы универсальны и что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, преобразований, основанных на новом опыте, анализе. Поэтому число принципов управления неограниченно.

Я считаю, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный в основном для организации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен. Также хочется отметить, что многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

3. «Теория администрации» А. Файоля

А. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

1. Прогнозирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По А. Файолю, управление означает взгляд вперед, и процесс предвидения и планирования является центральным в предпринимательской деятельности, т. е. менеджер должен оценивать будущее и предвидеть его. Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью, гибкостью и точностью. Эти характеристики реализуются следующим образом:

а) задачи каждого подразделения организации связаны друг с другом (единство);

б) проводится как краткосрочное, так и долгосрочное планирование (неразрывность);

в) имеется возможность адаптировать план к изменяющимся обстоятельствам (гибкость);

г) осуществляется предсказание направления действия (точность).

2. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

3. Организация - функция органа управления организацией, сущностью которой является создание самой управленческой структуры организации, т. е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию ресурсов и формирование условий, необходимых для ее нормальной работы, а именно:

а) формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;

б) обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами и ресурсами власти;

в) определение системы санкций за нарушение норм организации;

г) выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли;

д) обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций каждым членом организации

Кроме того, в функцию организации следует включать все действия, связанные с конструированием коллектива организации и ее подразделений. Очевидно, что для руководства осуществлением этой функции наиболее подходит лидер-организатор - самый авторитетный член организации именно на момент создания структур. Как правило, такому лидеру не интересна обыденная, повседневная работа; ему нужно кипение жизни и созидание.

4. Необходимость в координации доказана многими исследователями. При строгом разделении труда по горизонтали и вертикали особо важной становится координация деятельности. Необходимо создание формальных механизмов координации, в противном случае совместная деятельность окажется невозможной, а отдельные функциональные области или лица будут сосредоточиваться на обеспечении своих интересов, а не всей организации в целом. Одним из механизмов координирования является формулирование и сообщение всем сотрудникам целей организации, а также каждого из её подразделений в связи с этим общими целями.

5. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности основными моментами осуществления контроля являются следующие:

а) выбор способа контроля, например, руководитель может изначально выбрать жесткие способы контроля выполнения заданий или, наоборот, предоставить подчиненным реализацию функций контроля (через групповое давление и правила соблюдения групповых норм);

б) выбор масштаба контроля или частоты и силы вмешательства руководителя в процесс изготовления продукта;

в) выбор метода положительного или отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в своем эссе я стремилась четко и кратко изложить информацию об основных положениях административной школы менеджмента, а также о взглядах и идеях А. Файоля. Также, в процессе исследования материала, я в общей мере поняла всю актуальность и злободневность данной темы, ее научные взгляды и идеи, которые необходимо знать каждому в настоящее время. Я думаю, что подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента в целом. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.

Школа административного управления оказала значительное влияние на практику современного менеджмента. Труды выдающегося ученого Анри Файоля имеют большой успех во все времена. По моему мнению, главный вклад в теорию управления, который он внес, состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Заслугой Файоля является также вывод о том, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности. Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

Правильно определять приоритеты в вашей работе;

Правильно ее планировать;

Быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит ему определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Многие компании и по сей день используют в своей работе принципы управления, разработанные А. Файолем.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение. Этот факт в очередной раз доказывает, что Анри Файоль совершил неимоверный вклад в развитие науки менеджмента, а также разработал универсальные принципы и методы, которые до сих пор имеют практическую ценность.

Список использованной литературы и сайтов

1. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 222с

2. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/menedzhment.html

3.http://fictionbook.ru/author/l_i_dorofeeva/menedjment_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1

4. http://www.likebook.ru/books/view/142825/?page=1

5. Общая редакция Т.Н. Лосевой

«Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом: Учебное пособие», 2008

6. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=5 Развитие теории и практики менеджмента

7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента с.67

8. Учебник по менеджменту. МГУЛ, 1998г.

9. http://dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Man_princ_of.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классическая школа и вклад А. Файоля, Л. Урвика, Д. Муни в ее развитие. Развитие идей школы классического менеджмента в современное время. Общие направления совершенствования муниципального управления. Анализ признаков классической школы в управлении.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2008

    Сущность и содержание менеджмента как научного направления, предпосылки и факторы его становления, этапы и направления развития, дальнейшие перспективы. Основные принципы управления административной школы, ее выдающиеся представители и достижения.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Развитие и становление взглядов представителей административной школы и школы научного управления по вопросам, касающимся управления производством, их сходства и различия. Достижения развития науки управления, применяемые в современном менеджменте.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2011

    Предпосылки создания классической школы. Положения теории Ф. Тейлора. Особенности управления с точки зрения Г. Форда и А. Файоля. Бюрократическая система М. Вебера. Применимость концепций в практике современного управления. Советы молодым менеджерам.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2014

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Основные направления классической школы менеджмента: научный менеджмент, административный подход и анализ бюрократии. Исходные принципы классической школы, главные задачи и принципы научного управления. Основные операции управленческой деятельности.

    реферат , добавлен 27.11.2009

    Структура административной школы. Принципы управления Анри Файоля. Формальная логика Муни и Рейли. Лидерство и скалярный принцип. Развитие классической теории в Англии. Синтетический подход Урвика и Гьюлика. Основы «классической» парадигмы организации.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Исторические периоды развития управленческой мысли, как предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция управления как науки. Четыре подхода к развитию теории и практики управления. Школа человеческих отношений. Поведенческая бихевиористская школа.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2010

    Предпосылки для появления науки менеджмента. Реформы в менеджменте. Правила теоретической школы менеджмента. Классическое учение менеджмента. Принципы школы межличностных отношений. Основные положения теорий "Х" и "Y". Школы количественного управления.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2014

    Рассмотрение понятия и сущности менеджмента. Описание особенностей классической теории управления. Изучение концепции школы человеческих отношений. Принципы научной школы управления. Характеристика управления революции во второй половине 20 века.