Библия израиль. Библия о будущем израиля

Само слово «Танах» - это аббревиатура трех слов: Тора (Пятикнижие Моисея , Хумаш ), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Первая часть - Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта.

6 сивана 2448 г . по еврейскому летоисчислению (соответствует 1314 году до н.э.) весь еврейский народ пережил Синайское откровение.

На протяжении 40 лет странствий по пустыне Моше записывал полученные от Всевышнего знания, заповеди и законы на пергаменте.

Сшитые вместе в один свиток, эти рукописи и составили самую первую часть Танаха - Тору.

Само слово «Тора» на иврите означает «Учение» . Она состоит из 5-ти книг, поэтому на иврите ее часто называют Хумаш (от «хамеш» - «пять» ). Русскоязычный эквивалент - Пятикнижие.

Важно знать, что часто под словом «Тора» имеется ввиду также вся Тора в ее широком смысле, то есть и Письменная, и Устная Тора вместе.

Остальные книги записывались в период с 2516 года по еврейскому летоисчислению, что соответствует 1244 году до н.э. (Книга Йеошуа), и примерно до 3425 года, он же 335 год до н.э. (Книга Нехемьи).

Пять книг Торы были получены пророком Моше непосредственно «из Уст» Всевышнего. Все остальные книги записывались или пророками, или их последователями. Все они были внушены людям путем Б-жественного Откровения.

Книги, не вошедшие в еврейский канон и включенные в состав «святых книг» других религий (например, в так называемый «ветхий завет»), никакой святости в себе не содержат и представляют собой в лучшем случае свидетельства современников - с различной степенью достоверности - о тех или иных событиях Древней истории.

«ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ СПАСЕТСЯ…» ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О ВОЛЕ БОГА ДЛЯ ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИИ. (Искусственный вопрос)

«И благословятся в тебе все племена земные». (БОГ – Аврааму, первому еврею).

Многие как «дипломированные», так и «любительские» специалисты по Священным Писаниям усиленно отстаивают мысль о буквальном помиловании Богом «всего Израиля» по национальному признаку. В основу для таких выводов они закладывают, в частности, девятую, десятую и одиннадцатую главы Послания Апостола Павла к Римлянам.

Для экономии места не буду приводить здесь весь текст названных глав. Каждый может прочитать его в своей Библии. Приведу лишь одну цитату: «Ибо Писание говорит: «всякий, верующий в Него не постыдится». Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Римл. 10:11-13).

Итак, о чем идет речь? Что нам сообщают эти главы из Послания Апостола?

Они, в принципе, говорят то же самое, что и Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди. Они заверяют, что Бог спасет всех, все народы!

Римлянам 11:32: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Бог будет миловать все народы! Спасется каждый желающий спастись. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется»,- так говорит Апостол, цитируя древнего пророка. И в этой же теме продолжая, говорит: «Итак, весь Израиль спасется…» (Римл. 11:26).

Вопрос: Как может спастись «весь Израиль»? Это, что, намек на их, евреев, национальное превосходство над остальными народами? Они, что, спасутся только за то, что являются евреями по крови? Об этом ли говорит Апостол? Не сам ли он в начале девятой главы, начиная тему об Израильтянах, говорит, что «Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его… то есть не плотские дети суть дети Божии». (Римл. 9:6,7,8). А в другом месте Апостол утверждает, что «не тот Иудей, кто по наружности, и не то обрезание, что по плоти, но тот Иудей, кто внутренне таков….»

Апостол Павел, говоря о спасении буквальных Иудеев, и о том, что «весь Израиль спасется», - на самом деле – не сказал ничего нового! Он, просто, как говорили, по смыслу повторил то, что сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди. (Подробнее о Нагорной проповеди, а также об Израиле – в книге «Премудрость Любви»).

Если, как это видно из Нагорной проповеди, по воле милосердного и любящего Бога, спасение наследуют даже те, которые ничего не знали о Боге, но сами по себе, по своей человеческой природе были добрыми и стремящимися к справедливости, то неужели добрый и милосердный Господь откажет в спасении тем, которые имели Божьи законы и старались стремиться к святости, к праведности?

Этот народ, буквальный Израиль, изначально был избран Богом для особой, для уникальной цели и миссии. В общество этого народа, в Израиль сошел на землю Спаситель всего человечества. Священное Писание было написано представителями этого народа, в Израиле. Апостол Павел подчеркивает: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь». (Римл. 9:5).

Израиль, однозначно, занимал особое место в замысле Бога. Он был особым народом, избранным Богом для особой цели. А Бог – не меняется. Апостол говорит: «Ибо дары и призвание Божие непреложны». (Римл. 11:29).

В первом веке, при жизни Апостолов, среди язычников, принявших Иисуса Христа, возникла мысль, что Бог отверг весь Израильский народ в целом, и, вместо него избрал себе язычников. Вот эту мысль и опровергает Апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Апостол разъясняет, что язычники пришли к Богу не «вместо» Израиля, а пришли по милости Бога на то место, которое им в спасении определено от Бога. А Израиль, продолжает Апостол, никак не отвергнут, и не забыт Богом. Но, говорит Апостол, в свое время, Израиль также будет весь спасен.

Тяжелую проблему сами себе создают те исследователи Библии, которые обсуждаемые здесь главы Послания к Римлянам пытаются понимать в отрыве от контекста всего Учения Христа, и, особенно в отрыве от Его Нагорной проповеди. Именно, основываясь на смысле Учения Христа, Апостол Павел и разъясняет христианам в Риме суть вопроса о спасении Израиля по плоти. Он говорит, что Израиль будет спасен не за свою национальность, и не за то, что является потомком Авраама по крови, а за то, что имел Божьи законы и старался их выполнять. И это есть милость и любовь Бога! И – справедливость Бога! Совершенно справедливо Апостол, завершая тему о спасении Израиля, восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь». (Римл. 11:33-36).

Однако, Апостол, как носитель Святого Духа, разъясняющий христианам дела и намерения Бога, в этих главах раскрывает еще одну мысль. Он в своих рассуждениях касается не только всего человечества в целом, но разъясняет здесь и вопросы, относящиеся к Церкви Христа. В 25 тексте 11 главы он пишет: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников».

«Полное число язычников». Что это за «полное число», да еще язычников? Язычники – это люди из всех народов. О них, о людях из всех народов сказано, что их «великое множество, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков…» (Откр.7:9). Язычникам – нет числа. Так говорит Откровение. А Павел говорит о некоем «числе язычников».

«Число» в Откровении упоминается одно – 144000. В Откровении говорится, что 144000 «запечатлены из всех колен сынов Израилевых». Но Павел говорит, что из язычников «войдет полное число». Вопрос: Куда войдет это полное число язычников? Не сказано, что войдут все язычники. Но только часть из них, какое-то число из них куда-то «войдет». Куда?

Скорее всего, здесь Апостол говорит о Церкви Христа, которая, определенно ограничена в размерах, в «числе», и в которую, по милости Бога, войдут и язычники. Вот, когда Церковь Христа полностью образуется, когда Бог соберет всех ее членов, тогда совершится то, что называется «войдет полное число». Когда церковь будет полностью собрана, тогда придет Христос и совершит Свое спасение всем народам. Тогда и «весь Израиль спасется».

Сейчас нет особого смысла углубляться в тему о 144000, о том, буквальное это число, или символическое. Ясно одно, что 144000 есть число строго указанное и ограниченное. Также ясно, что это число означает количество тех, которые находятся непосредственно с Христом на небесной «горе Сион». Мы знаем, что с Христом будет Его Церковь.

Известно, что в Церковь Христа входят не только Израильтяне по плоти, но и язычники. Павел прямо говорит об этом в своем Послании к римлянам. Да и в других местах Писания эта мысль повторяется многократно.

Одновременно получается, что в «великое множество, которого никто не мог перечесть» входят не только язычники, но и представители буквального Израиля, причем «из всех колен». В Откровении 7:9 сказано: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». (Из всех племен и колен… значит, и из Израиля!)

Итак, что видно? Отчетливо видно, что Бог во Христе приобрел Себе все народы и снял национальные границы людей. В Церковь Христа, однозначно, наряду с Иудеями вошли язычники, то есть представители всех наций и народов земли. А Иудеи, не вошедшие в Церковь Христа, присоединились к «великому множеству, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков…».

Во всем этом нам действительно открывается «бездна богатства и премудрости и ведения Божия»! Сам Христос говорил: «Многие же будут последние первыми, и первые последними». Израиль был избран первым, но присоединится к Христу последним. И это – от Бога. Господь, как написано, допустил «ожесточение» в Израиле, чтобы через это другим народам открылся путь к спасению.

Библейское число 144000 всегда связывается с храмом Бога. Так, в Соломоновом храме было 144000 камней. С Ангцем на горе Сион стоят 144000 искупленных от земли. Новый Иерусалим содержит число 144000. Получается, что «144000» есть Церковь Христа.

По-видимому, Церковь Христа займет место, которое утратил возгордившийся и восставший «херувим осеняющий» и его ангелы. Бог не создавал новых Ангелов. И Ангелы не размножаются, как люди. Но, в результате мятежа сатаны, у Бога теперь как бы недостает Ангелов. Возможно, на их место и будут взяты избранные люди.

В Библии содержится описание того, как «выглядел» херувим осеняющий в момент своего сотворения. Сказано, что его «одежды» были украшены всякими драгоценными камнями». (пророк Иезекииль 28 гл. 13 текст)

Очень примечательно, что эти же драгоценные камни, только еще в большем количестве упоминаются, когда говорится о том, как будет выглядеть Новый Иерусалим, Жена, Невеста Агнца, то есть Церковь Христа. (Откр. 21 гл).

Откровение 21 глава, это – исполнение пророчеств Захарии об Израиле и об Иерусалиме. «Молиться об Иерусалиме», значит, молиться о Церкви Христа. Такова Библейская терминология. Кто благословляет Церковь Христа, того благословит Бог. «Я благословлю благословляющих тебя….» Благословить Христа и благословить Его Невесту – есть одно и то же. А кто проклинает Церковь Христа, тот будет проклят Богом.

Бог, изначально, от дней первых, избирая буквальный народ Израиль, подразумевал под ним Церковь Христа, которая придет на смену падшему херувиму и его ангелам.

Но, почему же тогда написано, что 144000 запечатленных было их 12 колен Израилевых, по 12000 из каждого колена, и даже перечислены все названия колен Израиля? Не говорит ли это о буквальных евреях? Как понимать эти слова Писания?

Вероятно, в данном случае мы имеем дело с текстом Библии, который был разъяснен раньше, чем был, собственно, написан. Книга Откровение появилась гораздо позднее, чем Послания Апостола Павла, который, в частности, в Послании к Римлянам, как бы наперед разъясняет это место из Откровения. Он говорит о язычниках, как о «дикой маслине» привитой к «благородной маслине», к Израилю. Этих «диких, привитых ветвей» должно быть определенное, причем точное, «полное число».

Когда в Церковь Христа войдет «полное число» из евреев, а также войдет «полное число» из язычников, тогда и совершится «великая тайна Божия», тогда сформируется Церковь, Невеста Христа. После завершения формирования Церкви Христа, Он, Христос, придет Своим Вторым пришествием. И возьмет Церковь к Себе, на небо. Мертвых, умерших членов Церкви – воскресит и возьмет на небо, а оставшихся живых – преобразит чудным образом и также возьмет на небо. Апостол говорит: «потом мы, оставшиеся в живых… восхищены будем».

Когда в Откровении, в седьмой главе говорится, что в 144000 запечатлены 12000 из колена Иудина, 12000 из колена Рувимова и т.д. – тогда нужно понимать, что 12000 из колена Иудина состоят не только из одних иудеев, но и из «привитых» к ним «диких маслин», язычников. Аналогично – по каждому колену.

Так исполняется то, что предсказывали ветхозаветные пророки: «Не мой народ назову Моим народом. Непомилованную – помилованной…».

Бог еще в древности неоднократно показывал, что для Него национальная принадлежность человека не является решающей. Главное – преданность сердца этого человека. Так, например, Бог определил, чтобы в число буквальных предков Человека Иисуса Христа вошли двое представителей языческих народов. Раав, из Иерихона, и Руфь, Моавитянка. Это ли не красноречивая иллюстрация Божьих планов и Божьего подхода ко всему человечеству! Что, в Израиле не хватало достойных женщин? Не в этом дело! Здесь – глубокий символ. Бог любит все народы!

Иисус Христос говорил Своим ученикам о Себе, как об истинной виноградной лозе. А о них, об учениках, Христос говорил, как о ветвях на этой лозе. «Я есть истинная виноградная лоза, а вы – ветви…» В Словах Апостола Павла о «маслине», и об отсеченных, и о привитых к ней ветвях, видна прямая аналогия со словами Христа о «виноградной Лозе». Если «Лоза» - это Христос, от которого отсекаются бесплодные ветви, тогда логично предположить, что и «маслина» Павла – также Христос, от Которого отсечены природные, но не приносившие плода ветви-иудеи. А вместо них к Христу «привиты дикие ветви», язычники, которые должны принести плод. Здесь, однозначно, речь идет о Христе и Его Церкви.

Бог так судил, чтобы в Церковь Христа вошли не только природные Израильтяне, но и представители других народов под символическим именем Израильтян. В свое время это было так предсказано: «Возьмутся десять человек из всех разноязычных народов возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». (Захария 10:23).

У Апостола Павла есть еще такие слова: «Вся тварь совокупно стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божьих». Что это за «сыны Божьи», которые пока не видны, но которые, когда откроются, тогда принесут «всей твари» свободу и освобождение? О ком здесь речь? Здесь – также речь о Церкви Христа.

Сейчас Церковь Христа – сокрыта. Никто, кроме Бога, не знает, кто сегодня принадлежит к Церкви Христа, к тем «144000», которые будут, или которые уже искуплены от земли. Это – тайна. Она откроется во Втором пришествии Христа. Именно тогда, во Втором пришествии Христа состоится «откровение Сынов Божьих», Церкви Христа. Она будет вознесена к Господу на виду всего человечества.

А перед этим Господь произведет суд над теми, которые называются христианами, и покажет, кто из них есть кто: Верный, добрый раб, плодоносная пшеница, или сорняк, плевела… И каждый получит свое. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». (Откр. 22:12).

Время будет длиться, и конец мира не придет до тех пор, пока Господь не изберет Себе полное, одному Ему известное число членов Своей Церкви, Своего Тела. Отбор происходит строго индивидуально, лично Всевышним Богом, на протяжении всей христианской истории. Кто войдет в число «144000» – решает Сам Бог. Нужно сказать, что отбор – очень тщательный. Поэтому и необходимо так много времени. Каждый христианин приглашается принять участие в этом, так сказать «конкурсе». Апостол говорит: «Итак, бегите, чтобы получить…». И здесь, как говорит Апостол, «Нет ни Иудея, ни Еллина…»

О том, как высоки требования к «кандидатам», свидетельствует, например тот факт, что в Откровении о них написано, как о «девственниках, не оскверненных с женами», и как о тех, «в устах которых нет лукавства». (Откр. 14:1). Много ли найдется таких людей? Для человеческого разумения – чрезвычайно сложный вопрос.

Те люди, которые будут вечно жить на земле, или где-то во Вселенной в вечности, есть «Израиль». А те люди, которые будут на небе, с Христом, есть Его Церковь – «столица Израиля», «Новый Иерусалим». Такова Библейская терминология.

Библия истину говорит, что «весь Израиль спасется». Только вот сможем ли мы понять слова Библии? «Имеющий уши слышать, да слышит, что Дух говорит церквам…» - Христос.


Потомство Сима, сыны Еверовы, хабиру
синайский племенной союз

Евреями (иудеями) в Библии называется религиозно-этническая группа людей, происходящих от Авраама и связанных с Богом рядом союзов (заветов). Начальным моментом формирования еврейского народа можно считать заключение завета между Богом и Авраамом ок. 17 в. до Р.Х. Позже потомки Авраама (как и ряд других семитских племенных групп) оказались в египетском рабстве. В Египте эти семитские рабы получили общее название «хаперу» («хабиру») - к этому слову, вероятно, восходит этноним «евреи»; Библия же производит название «евреи, сыны Еверовы» от одного из предков Авраама, Евера. Так или иначе, эти семитские племена (во всяком случае, большинство из них) сохранили память о вере Авраама, древнем семитском монотеизме. При исходе из Египта (ок. 13 в. до Р.Х.), в Синайской пустыне, к беженцам присоединились обитавшие там семитские племена. Этот разнородный племенной союз стал этнической основой формирования еврейского народа. По преданию, в него входили т.наз. двенадцать колен Израилевых - двенадцать племен, каждое из которых возводило свое начало к одному из потомков внука Авраама, Иакова-Израиля. В единое целое колена соединялись заветом, заключенным с ними Богом на горе Синай. При завоевании Палестины одиннадцать колен разделили ее территорию между собой, а колено Левиино не получило земельного надела, но ему было поручено служение священства.

Народ завета: вы будете Моим народом
ограда закона (не смешиваться)

Законы Синайского завета запрещали любое культурное и тем более религиозное смешение евреев с жителями Палестины, что послужило защитой от языческих соблазнов. Внутреннее единство еврейского народа обеспечивалось главным образом единством веры. Основой существования народа было обетование Божие «вы будете Моим народом». В первое время после заселения Святой земли отсутствовало даже единство культа. В общественной жизни колена Израиля управлялись харизматическими вождями - судьями, обладавшими скорее духовным авторитетом, чем властью. Принадлежащие к разным коленам, судьи также служили фактором внутренней интеграции еврейского народа. Многочисленные бедствия, постигавшие евреев в период судей, были осмыслены библейскими авторами как результат отступления народа от верности Синайскому завету. В конечном итоге завет стал восприниматься как единственная опора евреев. Эпоха судей впоследствии стала считаться идеалом харизматической теократии; однако в сер. 11 в. до Р.Х., в связи с оскудением плеяды судей, евреи потребовали у последнего судьи, пророка Самуила, поставить им царя, дабы они были «как прочие народы». На рубеже 11 - 10 вв. до Р.Х. при царе Давиде монархия со столицей в Иерусалиме распространяется на всю территорию Святой Земли и на все колена Израилевы. Однако менее чем через столетие, после смерти наследника Давида Соломона царство его разделяется на две части: северное царство со столицей в Самарии включает десять колен и называется Израилем (или Ефремом по главному колену); южное царство со столицей в Иерусалиме включает только колено Иудино и называется Иудеей.

В 722 г. до Р.Х. Северное царство было разрушено ассирийцами, а его обитатели в результате проводимых ассирийцами массовых депортаций перемешалось с языческими племенами. Южное царство просуществовало до 597 г. до Р.Х., когда оно пало под ударами вавилонян. По возвращении из вавилонского плена в конце 6 в. до Р.Х. остатки колена Иудина распространились по всей стране. В связи с решительным численным преобладанием иудеев, а также из-за языческих элементов в религиозной культуре северных колен, после вавилонского плена понятия «еврей» и «иудей» становятся практически синонимичными. В библейской литературе, особенно в послепленный период, еврей и иудей означают в первую очередь приверженца Синайского монотеизма, чтущего Единого Бога и исполняющего Его заповеди. Этническое значение этих имен вторично; приходящий к Синайской вере иноплеменник становится членом избранного народа, т.е. иудеем.

Согласно Библии, Израиль является избранником Бога, наделенным особой миссией. Пророки называют Израиль любимым насаждение Бога: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его» (Ис. 5:7) . Эта избранность евреев-иудеев означает в первую очередь особую ответственность этого народа перед Богом: «только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам. 3:2) . Господь говорит, что народ Израиля избран для свидетельства о Нем: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Ис. 43:10-12) . В последние дни это свидетельство будет явлено всему миру: «Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23) .

Сам Господь в Новом завете подтверждает справедливость этого: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22) . Многочисленные представители еврейского народа, от Пресвятой Богородицы до тысяч уверовавших в результате проповеди апостолов после Пятидесятницы, приняли Господа Иисуса Христа. Однако еврейский народ как целое, как религиозно-этническая общность, не принял Христа (Ин. 1:11-12) . Возбуждаемые своими религиозными вождями, иудеи кричали Пилату: «распни, распни Его!» (Лк. 23:21) . Поэтому Христос, скорбя об избранном народе, сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38) .

Апостол Павел, говоря в Послании к Римлянам о судьбах Израиля, сравнивает еврейский народ с культурной маслиной, к корню которой по милости Бога прививается все остальное человечество. Ожесточение же, т.е. отвержение Христа, произошло в Израиле отчасти, до времени, когда войдет в Царство Божье полное число язычников. На основании слов апостола в Рим. 2:28-29 о том, что «иудей» - не этническое, а духовное, внутреннее понятие, означающее человека, верующего и слушающего Бога Израилева, христианская Церковь стала считать себя Новым Израилем, привитым на обломленный корень Израиля Ветхого. Одновременно в христианской среде распространилось мнение о том, что еврейский народ будет последним, кто обратится к вере Христовой, и это обращение ознаменует собой конец мира.

Кардинальный вопрос заключается в следующем: Позволено ли верующему христианину воспринимать Писания Ветхого Завета как завершенную систему в изоляции от новозаветного свидетельства относительно их исполнения? Или он должен принимать Ветхий Завет и Новый Завет вместе как одно органичное откровение Божие во Христе Иисусе?

Бог Сам является истолкователем Своего Слова. Слова Писания получают свой смысл и значение от их Божественного Автора и должны непрестанно соотноситься с Его динамичными намерениями, что позволит услышать «так говорит Господь» Его собственное истолкование более ранних обетований. Обетования, относящиеся к Израилю как к народу, династии, земле, городу и горе, представляют собой не завершенные, изолированные обещания ради Израиля, а неотъемлемую часть Божьего динамичного плана спасения мира и рода человеческого.

Новый Завет акцентирует ту истину, что Бог исполнил данное Аврааму обещание в Иисусе и возобновил Свой завет с Израилем через Иисуса Христа в «лучшем завете» (Евр.7:22),* явив «лучшую надежду» (стих 19) для всех верующих во Христа израильтян и язычников (Евр.8). Таким образом, апостолы свидетельствуют о фундаментальном исполнении ветхозаветного обетования в Мессии Иисусе.

Вся богословская суть истории Израиля может быть понят только теми, кто верит, что Иисус есть Мессия пророчества, что Божий завет с 12 коленами Израилевыми выполнил завет Христа с Его 12 апостолами (2Кор. 3; Евр 4). Основным направлением Евангелия и его пророческой надежды на то, что Церковь Христова призвана осуществить божественную цель в израильских выборах: быть спасительным светом для язычников. В библейской типологии не только Христос является прообразом, но также Христос и Его народ, объединенные с целью Божьего спасения мира.

Израиль в Ветхом Завете

При самом первом упоминании имени «Израиль» в Библии, в Быт.32, объясняется происхождение и значение этого нового имени. Перед тем, как войти в землю Ханаанскую, Иаков - под гнетом чувства вины и одержимый страхом - однажды ночью вступил в борьбу с Неизвестным, обладавшим нечеловеческой силой. Иаков настойчиво просил Боровшегося с ним о благословении. В конце концов ему был дан следующий ответ: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:28; ср. Быт.35:9-10).

Позднее пророк Осия истолковал борьбу Иакова как борьбу «с Богом», «с Ангелом» (Ос.12:3-4). Таким образом, мы получаем откровение о том, что имя «Израиль» имеет Божественное происхождение. Оно символизирует те новые духовные отношения, которые возникли между Иаковом и Яхве, и означает примирение Иакова через прощающую благодать Божью.

Священное Писание никогда не упускает из виду этот сакральный корень слова «Израиль. Осия представляет борьбу Иакова и веру в Бога в качестве примера, который необходимо копировать вероотступникам колен Израилевых (стихи 3-6; 14:1-3). Иными словами, борьба Иакова с Богом была сформулирована как прототип истинного Израиля, которой дом Израилев должен следовать, чтобы стать Израилем Божьим.

Предсказующие пророчества глав 40-66 занимают особое место в Книге Исаии как великие обетования восстановления Израиля после ассирийсковавилонского плена. В этих заверениях о воссоединении Израиля из великого рассеяния пророчество обращено не только к физическим потомкам Иакова, верным Яхве. Исаия предвозвещает, что в по слепленном Израиле будет множество неизраильтян, избравших поклонение Богу Израиля. Те две группы людей - иноземцы и евнухи, - которым, согласно закону Моисея (Втор.23:1-3) был воспрещен вход в сообщество, поклоняющееся Яхве, отныне допускаются на богослужения в новом храме на горе Сионской при том условии, что они принимают субботу Господню и твердо придерживаются заповедей Божьих (см. Исаия 56:4-7;. также 45:20-25).

Тем язычникам, которые в вере и послушании Господу (Ис.56:3) придут к Нему, Бог Израиля предоставит в Израиле «вечное имя» (стих 5). Таким образом, Исаия раскрывает, как вселенское благовествование Бога миру, отраженное в Его завете окончательно исполнится через новый Израиль. Этот новый Израиль характеризует, прежде всего, не этническая связь с Авраамом, но вера Авраамова и поклонение Яхве. Верующие язычники будут иметь те же права и упования заветных обетований, что и верующие израильтяне.

Пророк Иеремия по-разному использует имя «Израиль». Значение его всякий раз определяется ближайшим контекстом. Однако вполне очевидно, что центр обетований и предсказаний Иеремии концентрируется не на восстановлении Израиля как независимого политического государства, но на Израиле как духовно возрожденном народе Божьем, собранном от всех двенадцати колен. Тот новый завет, который Яхве заключит с домом Израилевым и домом Иудиным после вавилонского плена, будет полностью отличаться от Синайского завета (см. Иер.31:31-34). Восстановленный Израиль будет молящимся и поклоняющимся Богу Остатком от всех двенадцати колен, в котором каждый израильтянин будет находиться в личных спасительных отношениях с Богом и будет безраздельно повиноваться Его святому Закону (стих 6, 32:38-40).

Пророк Иезекииль, который сам был угнан в Вавилон в 597 г. до Р. Хр., также предсказывал, что новый, духовный Израиль после плена будет восстановлен на родине: «И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог» (Иез.11:18-21).

Эти и им подобные предсказания (ср. Иез.36:24-33; 37:22-26) подчеркивают, что, восстанавливая Израиль, Бог прежде всего заинтересован не в светском политическом государстве, но в единой теократии, в духовно очищенном и воистину верующем народе Божьем.

Израиль, вернувшийся из плена, был религиозной общиной, в центре которой находился не царский престол, но восстановленный храм. Хотя в большинстве своем вернувшиеся из плена представляли колена Иудино и Левия, этот духовный Остаток рассматривал себя как продолжение и олицетворение Израиля Божьего (см. Езд.2:2,70; 3:1,11; 4:3; 6:16-17,21; Неем.1:6; 2:10; 8:1,17; 10:39: 12:47; Мал.1:1,5; 2:11). Последний пророк, Мапахия, подчеркивал, что народ Божий - это израильтяне, «боящиеся Бога», и что Бог признает Своими в последний судный день лишь тех, кто служит Ему (Мал.3:16-4:3). Иудея рассматривается как сыны Иакова и наследники завета Божьего с Израилем (см. Мал.1:1; 2:11; 3:6; 4:4).

Выводы

Ветхий Завет использует имя "Израиль" в более чем одном аспекте. Во-первых, оно обозначает религиозную заветную общину, народ, который поклоняется Богу в явной истине и Духе. Во-вторых, он обозначает различные этнические группы или нации, которая призваны стать духовным Израилем. Изначальное значение имени «Израиль» как символа принятия Богом через Его прощающую благодать (Быт. 32.28) всегда остается тем сакральным корнем, к которому пророки призывают вернуться этнические колена Израилевы (Ос.12.6; Иер.31.31-34; Иез.36.26-28).

К огда мы читаем в Библии об Израиле, что это значит для нас сегодня?

Около трети мира считают себя христианами, но Израиль составляет 0,7% населения мира. Даже если бы вы должны были подсчитать весь еврейский народ в мире, все равно его количество достигло бы только 2%, поэтому, когда Библия все время говорит об Израиле, неужели Бог говорит только об этом крошечном меньшинстве Его народа? Многие христиане читают пророчества, касающиеся Израиля, поют песни об Израиле таким образом, словно все они относятся ко всему Его народу, включая христиан. Большинство из нас читают Библию так, как если бы там было сказано о нас сегодняшних, и мы думаем, что когда Бог говорит «Израиль», Он на самом деле имеет ввиду «нас».

И есть веские основания так думать.

Мы знаем, что все народы ВСЕГДА были в сердце Бога. Главной причиной, по которой был создан Израиль, является желание Бога благословить весь мир (Бытие 12:2). В Его планах неизменно было объять Своим присутствием все нации (Псалом 21:28, 66:4). Исаия великолепно говорит об этом в главе 5, стих 26: «И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, — и вот, он легко и скоро придет!»

Да, Бог всегда жаждал привести всех своих детей к поклонению Ему. Но в Исаии 11:12 мы можем увидеть, что существует различие между народами, которые Он призывает, и народом Израиля – «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.»

Бог показывает свое стремление собрать еврейский народ, чтобы быть снова вместе. И Он это совершил в 1948 году, когда государство Израиль было восстановлено, и евреи «от четырех концов земли» возвратились в Землю Обетованную.

Но подождите – Он также зовет всех людей земли прийти к Нему – неужели мы все призваны вернуться в Израиль? Или это метафора, означающая спасение? И если это так, возможно ли, что Бог говорит метафорически о том, что Он соберет Израиль? Должны ли мы понимать это в буквальном или в переносном смысле?

Возможно, оба ответа будут правильными.

Народ Израиля был изгнан из земли Израиля в 70 году н.э. римлянами, которые переименовали эту землю в “Палестину”, ссылаясь на исторических врагов Израиля. Еврейский народ был рассеян по всему земному шару, и, казалось, Израиля больше не существовало. На протяжении многих веков, те, кто любили Иисуса и Божье Слово изо всех сил старались понять, как все эти слова об Израиле могли быть правдой, так как Израиля уже давно не было, и вообще не проявлялось никаких признаков его возрождения. Отцы Церкви обосновали своё объяснение: все обещания, относящиеся к Израилю, теперь должны быть применены ко всем верующим.

Но, если мыслить таким образом, возникает две проблемы: во-первых, Бог не только даровал много обещаний еврейскому народу, Он также заявил и о проклятиях. Этого Церковь себе никак бы не пожелала! И во-вторых, народ Израиля никогда не прекращал свое существование. На самом деле, вы и я находимся в привилегированном положении в истории: мы знаем, что Израиль ВОЗРОДИЛСЯ, как и было обещано в Библии, что это произойдёт; а также еврейский народ возвращается в землю, которая им была обещана.

Подписывайтесь:

Так как же нам следует понимать концепцию Израиля, когда мы сегодня читаем о нём в Библии? Характер Бога не изменяется, так что если Он определенным образом обращался с народом Израиля, тогда мы можем узнать истину о Нём и для нашей собственной жизни. Иногда Бог говорит нам очень прямо и лично через отрывок, который был изначально написан для народа Израиля, потому что Его Слово живое и действенное. Но также хорошо попробовать читать Библию буквально. Много раз, когда Бог говорит об Израиле, Он на самом деле имеет ввиду Израиль! Попробуйте читать 11 главу послания Римлянам, заменяя слово «Израиль» словом «церковь» в тексте. Вы достаточно быстро увидите, что получается какая-то бессмыслица! Когда в Библии упоминается Израиль, обычно Израиль и подразумевается. Совершенно не исключая неевреев от Бога, понимание этой основной истины может превратить весь наш опыт чтения Библии в более яркое приключение, так как мы увидим Его верность в действии. Мы можем видеть, как история и пророчества разворачиваются перед нашими глазами, и как Он продолжает осуществлять Свои планы на Свой народ – Израиль.