Арт-терапия в контексте культуры и технологии. А
Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.
Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения. Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».
Произведение относится к жанру Психология. Оно было опубликовано в 2010 году издательством Когито-Центр. На нашем сайте можно скачать книгу "Арт-терапия женских проблем" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.75 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Александр Иванович Копытин (4 февраля 1959, Воронеж) — доктор медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова.
Закончил лечебный факультет Кемеровского государственного медицинского института в 1982.
С 1984 по 1999 работал врачом-психиатром участковым взрослым в Санкт-Петербурге. В 1986 поступил в заочную аспирантуру по клинической психологии при Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В 1990 успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальностям «медицинская психология» и «психиатрия» (тема диссертации: «Экспериментально-психологические методы в дифференциальной диагностике депрессивных состояний»).
С конца 1980-х годов осваивает методы арт-терапии и делает попытки их внедрения в деятельность психиатрических учреждений Ленинграда / Санкт-Петербурга, в том числе, организуя и проводя первые в России интерактивные арт-терапевтические группы на базе амбулаторных психиатрических учреждений. С середины 1990-х годов начинает активно пропагандировать арт-терапию и проводить первые в Российской Федерации программы повышения квалификации по арт-терапии (на базе НОУ Институт практической психологии «Иматон», Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования).
Занимается написанием и подготовкой первых на русском языке изданий (монографий, сборников научных трудов, методических руководств) по данному направлению; разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создает оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями ее эффектов.
С 2000 является членом секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и в 2006 избирается на должность вице-председателя секции. С 2010 — член научно-редакционного совета международного журнала «Тело, движение и танец в психотерапии» — «Body, Movement and Dance in Psychotherapy: International Journal for Theory, Research and Practice».
В 2010 при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук.
Книги (15)
Арт-терапия жертв насилия
Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к сложным случаям психотерапевтической практики, в частности при работе с людьми, пострадавшими от всевозможных форм насилия: от физических травм в детстве до сексуального насилия.
Арт-терапия наркоманий
Учебное пособие посвящено методу арт-терапии, который используется применительно к работе с наркозависимыми пациентами для их лечения, реабилитации и постреабилитации.
В качестве инструментов арт-терапевтической диагностики и коррекции авторы активно использовали такие рисуночные методики, как рисование мандал, гербов, талисманов, групповой рисунок и групповая фреска, изображение животного в комфортной для него среде обитания и «создание образа себя». Динамика некоторых клинических случаев проиллюстрирована рисунками, меняющимися по мере изменения представления пациентов о себе и о своем жизненном пути.
Арт-терапия. Хрестоматия
Хрестоматия является необходимым дополнением к ранее вышедшим книгам `Практикум по арт-терапии` (под ред. А.И.Копытина) и `Системная арт-терапия` (А.И.Копытин). Представлен широкий спектр теоретических и практических проблем арт-терапии, в частности тех,которые совершенно не освещены в отечественной литературе.
Авторы работ, включенных в сборник, являются специалистами из разных стран Европы, Америки и Израиля, что позволяет оценить как уровень современных достижений в данной области, так и своеобразие национальных арт-терапевтических традиций.
Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала
Сборник посвящен диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией.
Этот метод с успехом применяется в рамках различных направлений арт-терапии.
Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса
Одной из важных сфер работы психотерапевтов и практических психологов является оказание помощи лицам, пережившим травматический стресс.
В настоящем издании центральное место отводится описанию коррекционно-про-филактической программы, разработанной в соответствии с авторской моделью системной арт-терапии, представлены современные методы арт-терапии посттравматических расстройств, разнообразные методики, рекомендуемые для использования на разных этапах реализации программы, а также результаты ее применения.
Практикум по арт - терапии
В книге представлены различные формы современной арт - терапии, используемые в прикладной психологии, медицине, образовании и социальной сфере. Читатель найдет здесь лаконичные теоретические экскурсы и детальные описания хода индивидуальной и групповой арт - терапевтической работы с клиентами различных возрастов, при различных заболеваниях и социальных и психологических проблемах.
Для психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников, представителей творческих профессий, студентов психологических и других гуманитарных отделений вузов, а также тех, кто интересуется практиками самооздоровления, творческого раскрытия и личностного роста.
Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг
Книга отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие.
Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии и отражают многообразие ее форм и методов. Описываются процесс и приемы практической работы с детьми и подростками, с взрослыми пациентами, страдающими невротическими и личностными расстройствами, ПТСР, хроническими психическими заболеваниями, наркотической зависимостью, с беременными, а также с лицами, освободившимися из заключения и проходящими социально-психологическую реабилитацию.
Руководство по групповой арт-терапии
Книга посвящена методологии и технике групповой арт-терапии.
Представлены история и контекст ее развития. В деталях описываются требования к оборудованию кабинетов и студий для групповой арт-терапевтической работы, критерии и порядок комплектования групп, определения частоты и продолжительности занятий, а также выбора оптимальной продолжительности курса арт-терапии.
Обсуждаются вопросы групповой динамики. Излагаются основные принципы работы с различными клиентскими группами, включая группы детей разных возрастов, подростков и взрослых.
Теория и практика арт-терапии
В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в разных областях психотерапевтической практике.
Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических возможностей рисуночных методик.
Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе.
Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия
В книге описаны принципы и приемы аналитической арт-терапии — перспективного терапевтического направления, позволяющего помогать клиентам с самыми разнообразными проблемами. Представлены техники с использованием различного материала — песка, глины, мелков, красок, природных объектов.
Техники телесно-ориентированной арт-терапии
Книга «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» обобщает опыт современной арт-терапии в решении задач психосоматической интеграции.
В ней собраны отечественные и зарубежные (в особенности, британские) разработки в данной области. Приведенные арт-терапевтические техники используют различные изобразительные средства (песок, глину, рисунок, фотографию и др.) и фокусируют клиента на телесных ощущениях, которые тесно связаны с сенсорными и эмоциональными процессами, проявляющимися во время изобразительной деятельности.
Арт-терапия женских проблем
Книга включает работы отечественных и зарубежных специалистов в области арт-терапии. Она охватывает широкий спектр психологических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются женщины разного возраста и социального положения, и ряд форм арт-терапевтической работы.
Приведенные в книге материалы показывают, что в настоящее время у женщин есть возможность получить такие консультативные и психотерапевтические услуги, которые учитывают гендерные различия и свободны от редуктивных, догматических трактовок их опыта и поведения.
Они также подтверждают, что арт-терапия обладает значительным потенциалом для работы с различными проблемами женщин, нередко выступая в качестве инструмента «социальной терапии».
Руководство по фототерапии
В книге отражены методические и практические аспекты фотографии как одного из инструментов современной психотерапии.
Представлены различные упражнения и формы работы с фотографией, используемые с целью лечения, реабилитации и развития человеческого потенциала. Впервые в отечественной психологической литературе дается развернутое обсуждение разных вариантов лечебно-коррекционного применения фотографии.
Излагаются результаты международного исследования использования фотографии в творческой и клинической практике российских и британских арт-терапевтов.
А. И. Копытин
Теория
и практика
АРТ-ТЕРАПИИ
Санкт-Петербург
Москва ■ Харьков ■ Минск
2002
Александр Иванович Копытин Теория и практика арт-терапии
Серия «Золотой фонд психотерапии»
Главный редактор Е. Строганова
Занедушщий iicMxojiui ической редакцией Л. Винонуроп
Зам. iaa. психологической редакцией И. Карпова
Художественный редактор В. Шимкевич
Ведущий редаигюр А. Борин
Литературный редактор А. Ефремов
Художник обложки К. Радзевич Корректоры Л. Комарова, М Рошале
Верстка И. Ощютнв
ББК 53.57 УДК 615.851 Копытин А. И.
К65 Теория и практика арт-терапии - СПб.: Питер, 2002. - 368 с: ил. - (Серия «Золотой фонд психотерапии»),
ISBN 5-318-00710-4
В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в рллшх областях психотерапевтической ирикшкн. Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических нэможностеЙ рисуночных меюдик. Книга КПЮЧЖ1 осповш.те положения разработанной автором концепции системной арт-терапии. Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе. Обсуждается связь современной арт-терапии с практикой худижесшешюю яван-шрда. Книга адресована врачам , психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим специалистам сферы охраны психическою чдорииьн, о также студентам психологических и медицинских фа-кул ьтетоп вузов.
©А. И. Копытин, 2002
© Издательский дом «Питери, 3002
Вое права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведен в в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владейьцев авторских прав.
ISBN 5-318-00710-4
ЗАО «Питер Буки. 196105, Синкт-Псггрбург, Ыи1»ди1наяуп.,д. 67.
Лицензия ИД № 01940 mOS.OU.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции OK 0O5-93, тон 2; D53OOO - ВНП и брошюры
Падписанов печать 21.12.01. Формат 70*100"/,. Усл. п, л, :9,б7. Тираж 5000 экз.3аказ№2449.
Отпечатано с диапозитивов в ФГУП "Печатный дяори им. А М Горького Мииисгврспш РФ пи чипам печати,
11тлер!|диовещания и средств массовых коммуникаций.
197110. Санкт-Петербург, Чкаловскнй пр., 15.
Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Глава1. Определение арт-терапии 14
Заключение 20
Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21
Предшественники и пионеры арт-терапии 22
Создание первых профессиональных объединений 31
Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения
в условиях и оплате труда арт-терапевтов 34
Арт-терапевтическое образование 37
Заключение 43
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия
в арт-терапии 45
Фактор художественной экспрессии 45
Фактор психотерапевтических отношений 54
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 62
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 67
Подготовительный этап 70
Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала
изобразительной деятельности клиента 74
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений
и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента 79
Завершающий этап (терминация) 87
Заключение 92
Часть П. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
Глава 5. Формы групповой арт-терапии 96
Студийная открытая группа 98
Динамическая (аналитическая) закрытая группа 102
Тематическая группа 105
Заключение 108
Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия
в групповой арт-терапии 109
Фактор художественной экспрессии 109
Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений 130
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 138
Заключение 153
Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии 154
Бикини, богини и Микки Рурк 155
Градаемной и небесный 163
Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого
самовыражения в групповой арт-терапии 174
Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого
самовыражения в арт-терапии 174
Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой
экспрессии с групповыми процессами 177
в невербальной коммуникации 186
Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт 196
Заключение 217
Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами 221
Краткий обзор истории и основных подходов к использованию
арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами 221
Основные проблемы использования арт-терапии в работе
с психиатрическими пациентами 223
Исследование эффектов применения арт-терапии в работе
с психиатрическими пациентами: основные задачи 230
Выбор моделей арт-терапии 231
Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность,
структура и содержание сессий.;, 233
Состав групп и порядок направления на арт-терапию 235
Задачи арт-терапевтической работы 237
Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов 238
Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы 240
Пример! 240
Пример 2 261
Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими
пациентами 268
Фактор художественной экспрессии 270
Фактор психотерапевтических и внутри групповых
коммуникативных процессов и отношений 274
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 279
Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени 282
Заключение 287
Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская
стандартизация рисуночного теста Сильвер 289
Цели и задачи исследования 291
Краткое описание рисуночного теста Сильвер 292
Когнитивный аспект 293
Задание на прогнозирование 293
Задание на рисование с натуры 293
Задание на воображение 293
Эмоциональный аспект 294
Шкала оценки эмоционального содержания рисунков 295
Шкала оценки образа «Я» 296
Характеристика респондентов 296
Результаты и их обсуждение 299
Выводы 310
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 312
Приложение 1. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВЕБ-РЕСУРСЫ 316
Приложение 2. ЦЕНТРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 319
Бельгия 319
Университет Леувен, совместно с Институтом Лемменса 319
Великобритания 321
Университет Англия Политехникум 321
Центральная школа речи и драмы Л 323
Колледж Южного Девона 324
Университет Хертфордш ира 326
Колледж Гольдсмита, Университет Лондона 332
Университет Шеффилда 335
Университет Королевы Маргариты, Эдинбург 337
Германия 338
Школа искусств Дрездена 338
Университет Мюнстера 339
Школа арт-терапии Нуртингена 340
Нидерланды 340
Университет профессионального образования Арнхема
и Ниймегена 340
Институт профессионального образования Северных Нидерландов.. 344
Университет профессионального образования Эншеде 346
Университет профессионального образования Лимбурга 347
Университет профессионального образования Утрехта 349
Финляндия 351
Университет изобразительного искусства и дизайна Хельсинки 351
Политехникум Северной Карелии 352
Академия Сибелиуса 353
Франция 353
Университет Рене Декарта, Париж 353
Швеция 357
Университет Умеа 357
ЛИТЕРАТУРА 359
Введение
Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось немало людей , которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами.
Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в академических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стремление составителей «Психотерапевтической энциклопедии* (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью* представить «все основные сведения о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерпнута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечественных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и существовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии.
Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на русском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей
10 Введение
развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всестороннего, системного описания.
На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать: характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевтического направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами;
представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связанном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов;
анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии;
описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий , каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом;
характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы.
Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-терапия*- в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характерными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой разнообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал различные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправданным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии.
В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевио-ральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории культуры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представлений общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксальной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведение и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и возраст, расовую и этническую принадлежность , культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными моделями культуры, системой ценностей и установок представителей различных
Введшие 11
профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эффективное использование методов практической работы и исследований невозможны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освоения арт-терапевтами тех «территорий*, которые традиционно занимали социологи и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербальных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.
Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной коммуникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные формы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть веские основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К сожалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирующие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование инновационных форм работы мультимодального характера.
Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стандартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-тера-певтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию , а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного подхода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, например, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольными автор стремился учесть особенности институциональной культуры и политики государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные/микросоциальные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контекстуального характера.
При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер особое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-независимых переменных графической продукции. Результаты этого исследования указывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным и внесистемным феноменам.
В последние годы заметно активизировались контакты между представителями арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информацией в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стандартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических представлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая -«нейтральность*- системного подхода в сочетании с постмодернистской «интертекстуальностью в- могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии -шетаописаний» в современной арт-терапии.-
Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы выступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способности к эффективной работе в условиях современного мульти культурного общества.
В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и вида профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько десятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и развитую сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп. На современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание многообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных моделях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма ни одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги надеется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями , читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать. Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что его читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идеологических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было бы назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре - не структура, а то, что выводит за ее пределы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, событие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других - клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.
Текущая страница: 1 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]
Александр Иванович Копытин, Елена Евгеньевна Свистовская
Арт-терапия детей и подростков
© «Когито-Центр», 2007
* * *
Введение
В образовательных и медицинских учреждениях разных стран мира в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством . Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).
В системе различных форм психотерапии искусством арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
Оценивая перспективы внедрения арт-терапии в образовательные и медицинские учреждения, нельзя не признать, что ее интеграция в школы, дошкольные и специальные образовательные учреждения, а также амбулаторную сеть, клиники и реабилитационные центры способствовала бы максимальному приближению инновационных здоровьесберегающих технологий к нуждающимся в них детям и подросткам. Арт-терапия дает возможность раннего выявления несовершеннолетних группы риска развития эмоциональных и поведенческих нарушений и применения в отношении них программ раннего вмешательства, а также повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий. Кроме того, внедрение арт-терапии в образование способствовало бы развитию у учащихся различных психических качеств и свойств личности, имеющих большое значение для их успешной психосоциальной адаптации.
На сегодняшний день в ряде развитых стран имеется значительный опыт применения арт-терапии в работе с детьми и подростками, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии. Имеются также многочисленные подтверждения эффективности использования этой техники в школах, где она выступает как средство не только оздоровления и коррекции, но и развития. Вместе с тем, с детско-подростковой арт-терапией связано множество вопросов общеметодологического и практического характера, требующих своего решения.
Одной из проблем, стоящих на пути расширения сферы применения арт-терапии в нашей стране, является отсутствие налаженной системы подготовки специалистов в этой области. Сложившаяся в западных странах модель подготовки арт-терапевтов по ряду позиций не может быть механически перенесена в наши условия и нуждается в критическом анализе и адаптации. Кроме того, существует множество вопросов, касающихся формулировки общетеоретических предпосылок детско-подростковой арт-терапии, прояснения ее организационных аспектов, конкретных рабочих процедур и техник с позиций сложившихся в нашей стране систем медицинского обслуживания и образования, отечественных школ психотерапии, клинической и педагогической психологии.
Выполненные в нашей стране единичные научные работы по детско-подростковой арт-терапии посвящены главным образом исследованию возможностей применения различных форм творческого самовыражения учащихся с целью их образования, воспитания и развития. При этом потенциальные возможности арт-терапии в качестве лечебного, диагностического, психокоррекционного и психопрофилактического средства пока раскрыты явно недостаточно.
Данная книга представляет собой первую в России попытку обобщения основных принципов и рабочих приемов использования арт-терапии в работе с детьми и подростками, в том числе проводимой в учреждениях образования. В ней приводится обстоятельный аналитический обзор публикаций, отражающих сложившуюся практику применения арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира, дается характеристика основных используемых на сегодняшний день форм и моделей арт-терапевтической работы с детьми и подростками, в деталях описываются организационные процедуры, необходимые на разных этапах арт-терапии. Приводятся клинические описания и примеры индивидуальной и групповой арт-терапии с детьми и подростками с различными пограничными нервно-психическими расстройствами.
С особой глубиной и обстоятельностью рассматриваются вопросы диагностики и коррекции средствами арт-терапии эмоциональных нарушения у детей и подростков, в первую очередь, депрессивных состояний и агрессивности. Подробно освещены возможности применения
фотографии в качестве элемента детско-подростковой арт-терапии. Попытка всестороннего рассмотрения этих возможностей представляется на сегодняшний день одной из первых в мировом арт-терапевтическом опыте.
Отдельная глава посвящена использованию методов арт-терапии для диагностики и развития познавательных и творческих способностей. Представлена авторская программа арт-терапевтического тренинга творческой коммуникации, предлагаемого в качестве одного из вариантов арт-терапевтической работы с подростками.
Глава 1
Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций
1.1. Определение арт-терапии
Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в изобразительную деятельность. Слово «арт-терапия» (art therapy) стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург (Naumburg, 1947, 1966) и А. Хилл (Hill, 1945), для обозначения тех форм клинической практики, в рамках которых психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями осуществлялось в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации.
Иногда в русскоязычных публикациях арт-терапию необоснованно смешивают с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством» (expressive arts therapies), связывая ее с применением разных форм творческого самовыражения с целью достижения лечебно-коррекционных и развивающих эффектов (Аметова, 2003а, б; Гришина, 2004; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001). Однако большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).
Поскольку термин «арт-терапия» пришел из английского языка, для прояснения его содержания целесообразно обращение к тем литературным источникам, которые имеются в англоязычных странах. Например, в Информационной брошюре Британской ассоциации арт-терапевтов указывается:
«Арт-терапевты создают для клиента безопасную среду, каковой могут являться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога»
Несколько более развернутое определение арт-терапии содержится в еще одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавленном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере»:
«Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художественной работой и психотерапевтом. Арт-терапия, так же как и любой иной вид психотерапии, направлена на осознание неосознаваемого психического материала – этому способствует богатство художественных символов и метафор. Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности»
Как написано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации,
«Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты»
По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что создание и восприятие визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте «здесь-и-сейчас» осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом (Waller, 1993).
Арт-терапия представляет собой частную форму психотерапии искусством, включающей также драматерапию, музыкотерапию и танце-двигательную терапию. В некоторых странах арт-терапия и иные направления психотерапии искусством в настоящее время признаны не только в качестве самостоятельных психотерапевтических модальностей, но и профессий.
Учитывая нарастание во всем мире интеграционных процессов и активизацию профессиональных контактов развитие арт-терапевтического направления в нашей стране трудно представить без ясного понимания отечественными специалистами основополагающих принципов и содержания арт-терапевтической деятельности, согласующихся с ее общепринятым определением. Подобные определения представлены в информационных материалах Европейского консорциума арт-терапевтического образования (сокращенно ЕКАТО) (ECArTE, 1999, 2002, 2005), объединяющего более трех десятков европейских университетов, разрабатывающих программы подготовки специалистов по разным направлениям психотерапии искусством. В документах ЕКАТО обозначается место арт-терапии в системе других направлений психотерапии искусством. Как заявлено в информационном бюллетене этой организации (ECArTE, 1999), одна из основных задач ее деятельности заключается во внедрении во всех входящих в ЕКАТО странах общих стандартов арт-терапевтического образования и профессиональной практики. При знакомстве с информационными бюллетенями (ECArTE, 1999, 2005) можно отметить, что, несмотря на определенные различия в понимании арт-терапевтической деятельности в разных странах, обусловленные своеобразием местных культур и традиций, участники ЕКАТО сходятся во мнении относительно ее основного содержания. Так, все они признают, что изобразительная деятельность клиента в арт-терапии происходит в присутствии специалиста (арт-терапевта), создающего для него психологически безопасную среду, помогающего ему творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность, психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).
В 2005 г. первое российское государственное учебное заведение, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, было принято в ЕКАТО в статусе действительного члена. Членство в этой организации и сотрудничество с профессиональными организациями и арт-терапевтическими институтами Европы было бы невозможно без принятия согласованных с другими странами-членами ЕКАТО критериев арт-терапевтической деятельности и требований к подготовке специалистов.
На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе. Вместе с тем внедрение методов арт-терапии в эти области должно осуществляться на основе ясного понимания того, что составляет основное содержание арт-терапевтической практики, ее цель и задачи и не должно приводить к их искажению и подмене иными, не свойственными ей формами околопрофессиональной деятельности.
Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию, например, могут и должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги и школьные психологи в ходе образовательного процесса вполне могли бы осваивать такие формы взаимодействия с учащимися, которые основаны на игровой деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии. Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, авторы настоящей работы предлагают им вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.
1.2. Арт-терапевтические вмешательства при различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей и подростков
Арт-терапевтическая работа с детьми
Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд (Lowenfeld, 1939, 1947), E. Кейн (Cane, 1951). Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для гармонизации его психики. Классическими работами в области детской арт-терапии стали публикации Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия» (Kramer, 1958, 1971, 1979). Эти книги отражают взгляды Э. Крамер на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические возможности. Опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным. Она пишет, что «изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве эквивалента человеческого опыта и психических процессов» (Kramer, 1979, р. xxviii). Крамер описывает пять способов обращения детей с изобразительными материалами, соответствующих стадиям психического развития и совершенствования познавательных и коммуникативных навыков: (1) «предвестники» изо-деятельности, такие как создание каракулей, размазывание краски, исследование физических свойств материалов; (2) хаотическое выражение чувств – разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью; (3) стереотипии – копирование, создание линий и простейших стереотипных форм; (4) пиктограммы, выступающие в качестве средства графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова; (5) оформленная экспрессия – создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и коммуникацию.
Публикации Э. Крамер содержат описания ее арт-терапевтической работы с детьми, страдающими различными нарушениями развития, например, со слепым мальчиком по имени Кристофер (Kramer, 1958) и с девочкой, перенесшей сексуальное насилие (Kramer, 2000). Эти описания могут служать примером клинического применения арт-терапии. К сожалению, деятельность Э. Крамер протекала за пределами образовательных учреждений, и приводимые ею клинические описания касаются исключительно индивидуальной арт-терапии.
В отличие от многих других представителей арт-терапевтического движения на Западе, в частности, такой родоначальницы американской арт-терапии, как М. Наумбург, Э. Крамер рассматривает в качестве определяющего фактора развивающего и гармонизирующего воздействия на психику ребенка сам процесс изобразительного творчества. Психотерапевтические отношения имеют для нее относительно меньшее значение, хотя сопровождение ребенка специалистом в процессе его занятий изобразительной деятельностью Э. Крамер считает важнейшим условием арт-терапевтического процесса.
Э. Крамер подчеркивает, что изобразительную деятельность ребенка невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении и укреплении значимых для него внешних связей. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Присутствие рядом психотерапевта в ходе занятий ребенка изобразительной деятельностью позволяет раскрыть ее коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.
Работа О. Постальчук посвящена изучению психотерапевтической и коммуникативной роли манипуляций с изобразительными материалами в ходе арт-терапевтической работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития. Хотя многие из них не могут создавать оформленные художественные образы, их изобразительная деятельность служит выражению чувств и развитию терапевтических отношений. В своей статье (Постальчук, 2006) она обосновывает психотерапевтическую роль манипуляций с точки зрения представлений об игровой деятельности и приводит детализированное описание процесса индивидуальной арт-терапии с девочкой, посещающей центр реабилитации.
Данная статья служит яркой иллюстрацией весьма распространенного в настоящее время недирективного подхода к индивидуальной арт-терапии, предполагающего следование специалиста за инициативами ребенка. Функции арт-терапевта заключаются при этом в создании психологически безопасных и комфортных для ребенка условий деятельности, а в случае необходимости (когда дети переживают растерянность или беспокойство либо проявляют агрессию) – в мягком структурировании и организации его творческой активности.
Признавая значимость психотерапевтических отношений как важнейшего фактора достижения положительных эффектов арт-терапии и рассмативая коммуникацию с клиентом в качестве предпосылки раскрытия и осознания клиентом своих чувств и потребностей, специалисты в области арт-терапевтической работы с детьми используют особые приемы вербальной и невербальной обратной связи с ребенком, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации. Так, например, в ходе работы с группой ведущий может комментировать действия и изобразительную продукцию участников занятий. Такие комментарии могут включать не только «отзеркаливания» (обозначение арт-терапевтом того, что тот или иной участник занятия рисует или делает), но и использование арт-терапевтом простейших пояснений того, почему ребенок это рисует или делает, или какие переживания он при этом может испытывать. Использовать этот прием психотерапевт должен, однако, с большой осторожностью, чтобы не навязать детям собственных чувств.
Поскольку абстрактное мышление у детей развито слабо, арт-терапевт комментирует их действия и рисунки как можно проще и конкретнее. С учетом недостаточной способности детей к саморефлексии арт-терапевт избегает психологических определений (в данном случае, обозначения механизмов возникновения тех или иных переживаний и тонких различий между ними). При использовании интерпретаций арт-терапевт также может пользоваться метафорами.
Ценность адаптированных к особенностям детского восприятия интерпретаций заключается в том, что они ведут к развитию у детей способности к пониманию и словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию мотивов своих поступков и их воздействия на окружающих. Интерпретации имеют и важную социализирующую функцию, позволяя ребенку развить механизмы контроля над переживаниями и психологические защитные механизмы.
Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком приемы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное наблюдение, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, констатацию отраженных в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и асоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы (Аллан, 1997).
В ходе обсуждения с ребенком его творческой продукции арт-терапевт использует различные приемы, стимулируя его к выражению своих чувств и нахождению психологического значения рисунков. Следуя принципам феноменологического подхода к занятиям, арт-терапевт, например, может задать ребенку вопрос: «Что ты видишь?» (Бетенски, 2002). Некоторые особенности обсуждения с детьми их рисунков в ходе арт-терапевтических занятий описываются в работе Р. Гудман (Гудман, 2000).
При работе с некоторыми категориями детей могут, однако, возникать серьезные препятствия для поддержания эффективной обратной связи. Это, в частности, касается работы с аутичными детьми. Ряд публикаций отражают современные подходы к проведению арт-терапевтических занятий с детьми данной категории и особенности их графической продукции (Dubowsky, 1999; Evans, 1997, 1998; Selfe, 1983; Wiltshire, 1987). При проведении арт-терапии с такими детьми основной акцент делается на поддержании невербальной обратной связи с ребенком и мягком стимулировании и организации его деятельности, учитывающем индивидуальную динамику его психических процессов и потребностей.
В ряде статей отражена практика проведения с детьми разных вариантов групповой арт-терапии, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников. Дети с готовностью используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и взаимодействием друг с другом.
К. Кейз и Т. Дэлли (Case, Dalley, 1992) отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они, в частности, пишут:
«…с детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы темой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. …То высокое доверие, которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу»
(Case, Dalley, 1992, p. 199).
Эти авторы описывают свою работу с разными группами детей, проводимую как в школе, так и в клинических условиях. В своей книге они приводят ряд примеров групповой арт-терапии с детьми разного возраста. Эти примеры свидетельствуют о том, что размер арт-терапевтической группы определяется возрастом детей и степенью их эмоциональных и поведенческих нарушений. Однако данные авторы во всех случаях отдают предпочтение свободному формату работы, предоставляя детям значительную свободу действий. Примечательно, что при работе с группой детей 9–11 летнего возраста, в отличие от младших школьников, К. Кейз и Т. Дэлли периодически комментируют групповую динамику. Групповая арт-терапия дополняется индивидуальными занятиями с каждым участником группы.
Примером более структурированного подхода к проведению групповых арт-терапевтических занятий с детьми могут служить публикации М. Либманн (Liebmann, 1986). Этот автор описывает практику тематических групп, которые отличаются более выраженной трехчастной структурой занятий с переходом от одного вида деятельности к другому и характерной для каждого занятия ключевой темой.
Обзор используемых в работе с детьми моделей групповой арт-терапии приводится в статье Ф. Прокофьев (Prokofiev, 1998). Она, как и Д. Вудз (Woods, 1993), подчеркивает, что работа в детских группах может быть очень динамичной, и при недостаточном контроле со стороны ведущего это может приводить к внезапным деструктивным действиям детей. Специалисты, работающие с детьми, должны оперативно реагировать на проявления их импульсивного поведения, которое может появляться в определенные моменты работы. Д. Вудз также подчеркивает необходимость создания у таких детей культуры поведения, которая могла бы стать альтернативой характерной для них тенденции к физическому насилию в ситуации конфликта. Оба этих автора отмечают, что успешное проведение групповой арт-терапии с детьми, в отличие от работы со взрослыми, при наличии у детей импульсивных проявлений требует более жесткого структурирования их деятельности. При этом терапевту важно «не утратить контакта с реальным ребенком» (Woods, 1993, p. 64), а также, «стремясь создать в группе безопасную атмосферу, не подавить ее творческого начала и не прийти к гиперконтролю» (Prokofiev, 1998, p. 57). Структурирование работы группы может способствовать снятию тревоги, переживаемой как детьми, так и психотерапевтом, а также увеличению групповой сплоченности. Кроме того, выдвижение определенных тем и использование конкретных упражнений позволяет детям почувствовать себя в безопасности (Prokofiev, 1998, p. 66; Buckland, Murphy, 2001, p. 144).
Д. Энли (Henley, 1998) разработал специальную программу экспрессивной психотерапии искусством для социализации детей с СДВГ. Он указывает на необходимость структурирования занятий и их деления на три этапа: (1) свободную игру с использованием набора изобразительных материалов, деятельность детей при этом не организуется; (2) «дружеский круг», когда дети садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях за прошедшую неделю; (3) период экспрессивной деятельности, когда ведущий побуждает детей к художественному отображению тех тем, которые были подняты на этапе «дружеского круга».
Д. Энли указывает на то, что дети с СДВГ не могут самостоятельно регулировать свое поведение, поэтому их попытки вступить в общение с другими людьми часто заканчиваются конфликтом. Опираясь на свой опыт работы в условиях психотерапевтического лагеря, он заключает, что «агрессивное или импульсивное поведение, связанное с гиперактивностью и социальной тревогой, благодаря творческой деятельности может быть направлено в иное русло и преобразовано в социально конструктивное поведение» (Henley, 1998, p. 40). Групповую арт-терапию с детьми, страдающими СДВГ, он считает основной частью комплексной мультимодальной программы, в которой разные формы творческого самовыражения «усиливают эффективность всех прочих вмешательств» (там же, p. 11).
В статье Д. Мэрфи, Д. Пeйсли и Л. Пардоу (Мэрфи, Пeйсли, Пардоу, 2006) описывается работа с амбулаторной группой импульсивных детей и некоторые эффекты такой работы. Отражены трудности, связанные с оказанием помощи импульсивным детям, а также важность изобразительной деятельности в развитии их коммуникативных навыков и способности к контролю над сильными чувствами. Отмечается необходимость в гибком подходе арт-терапевта к таким детям, позволяющем изменять формы и содержание занятий по мере развития группы.
Большой интерес представляет также статья Л. Пролкс (Пролкс, 2006), в которой автор предлагает оригинальную модель детско-родительской групповой диадической арт-терапии. Ценность данной публикации состоит еще и в том, что в ней описывается работа с детьми начиная с полутора лет. Автор опровергает звучащие иногда мнения о том, что арт-терапия может быть эффективна лишь при наличии у клиента способности к созданию оформленной графической продукции. Статья показывает, что даже при отсутствии такой способности коммуникация между ребенком и родителем возможна, хотя она будет протекать главным образом посредством изобразительной и игровой деятельности, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.
Мастерская А.И.Копытина
Копытин Александр Иванович - врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской государственной Академии постдипломного педагогического образования, доцент кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Председатель Арт-терапевтической ассоциации .
Создатель оригинальной отечественной модели системной клинической арт-терапии/арт-психотерапии (САТ), российской научно-педагогической школы арт-терапевтического образования. Автор более 80 научных публикаций, в том числе, более 30 монографий, научных сборников и учебных пособий.
Мастерская А.И. Копытина адресована специалистам в области арт-терапии и тем, кто хочет ими стать, и включает в себя:
Краткосрочные программы и семинары для практикующих арт-терапевтов, с целью повышения профессиональных компетенций, освоения передового международного опыта, постоянного развития своих навыков.
Программы дополнительного профессионального образования (ДПО), проводимые на базе нашего «Центра Арт-терапии», в сотрудничестве с Академией искусств Игоря Бурганова и (Санкт-Петербург), с выдачей диплома установленного образца.
Мастерская И.А.Бурганова
Бурганов Игорь Александрович - заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Международной академии архитектуры, кандидат искусствоведения. Получил дополнительное образование по арт-терапии. Создатель и учредитель Центра арт-терапии.
На базе данного Центра проводит семинары и мастер-классы по развитию и укреплению художественной базы специалистов в области арт-терапии, специализированные реабилитационные и коррекционно-развивающие арт-терапевтические программы для особых детей и взрослых, пожилых людей, подростков и иных категорий населения.
Янис Шапиро (Израиль) – арт-терапевт, юнгианский аналитик. Руководит арт-терапевтической студией на базе подросткового отделения психиатрической больницы Эйтаним в Иерусалиме в течение более 30 лет.
Ведущий лектор в Академическом колледже искусств и общества в г. Нейтания. Преподаватель программы подготовки юнгианских аналитиков Израильского Института юнгианской психологии. Занимается также частной практикой и супервизирует специалистов по арт-терапии и юнгианской терапии.
Коваленко Илья Александрович — психоаналитический психолог, арт-терапевт, медицинский психолог отделения восстановительного лечения поликлиники №220, член Российской арт-терапевтической ассоциации, кандидат Общества Психоаналитической Психотерапии. Имеет большой опыт практической работы с детьми и взрослыми. В своей работе использует методы арт-терапии, а также подходы психоаналитической, семейной терапии.
На базе центра занимается индивидуальным консультированием и психотерапией взрослых. Проводит регулярные арт-терапевтические группы и тренинги для взрослых.
Ведет обучающие программы по арт-терапии для специалистов. Проводит супервизии и консультации для практикующих арт-терапевтов.
Образование: высшее психологическое по специальности «Практическая психология» (ИППиП), профессиональная подготовка по специальности «Арт-терапия» (ИПП «Иматон»), профессиональная переподготовка по специальности «Психотерапия и медицинская психология» (РМАПО), специализированные обучающие семинары в рамках программы «Психоаналитическая психотерапия и психоанализ» (ИППиП) и др.
Морозова Елизавета Алексеевна – кандидат психологических наук (2005), доцент МГППУ. Закончила факультет педагогики и психологии МПГУ им. Ленина (1995), ЦФ СПАТИ «Интерстудио» (филиал ЛГИТМиКа, С-Петербург (2000).
Художник, автор перформансов и инсталляций. Участница 170 выставок в России и за рубежом. Арт-терапевт, психодраматист. Сертификат Institute for Psyshodrama, Cologne, Germany, director – Ella May Shearon, Ph. D (1996), обучение арт-терапии при Арт-терапевтической Ассоциации (СПб., 1997), сертификат программы «Арт-терапия: разнообразие подходов» (3 уровня, ИМАТОН, С-Петербург, ведущий А.И.Копытин, 1997); сертификат Международной программы повышения квалификации «Основы мультимодальной терапии творчеством. Игра воображения и Выразительные искусства в практике помогающих отношений», ИППиП, 2011- 2012).
С 2004 г- основатель и ведущая перформанс-арт-терапевтической студии (Performance Art Studio). Автор статей по арт-терапии, психодраме, психологии современного искусства.
Левковская Ольга – врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт.
Врач-психотерапевт, ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой», преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО Российская Медицинская Академия Непрерывного Профессионального Образования,
арт-терапевт.
Член Ассоциации детских психиатров и психологов, Российской арт-терапевтической ассоциации.
Ведет продолжительные группы и циклы по работе с подростками, образовательные программы для детей и их родителей.
Светлана Большунова — арт-терапевт, эмоционально-образный терапевт продюсер художественных и социально-просветительских проектов, художник, поэт, певица, хореограф. Член Российской Арт-терапевтической Ассоциации, Ассоциации Интермодальной Терапии Экспрессивными Искусствами.
Закончила МПГУ им. Ленина, Российскую Академию Музыки им. Гнесиных (продюсерский факультет), магистрант программы «Арт-терапия в психологической практике» МСПИ, прошла 2ю ступень курса Эмоционально-образной терапии и вторую ступень «Психосоматика в зеркале ЭОТ» Центра ЭОТ проф. Линде Н.Д.. Повышение квалификации «Интермодальная терапия экспрессивными искусствами и арт-терапия» в МППГУ Московский Психолого-Педагогическом Университете.
Третьякова Кристина — художник-скульптор, фотограф (курс фотографии у Александра Лапина), прошла программу повышения квалификации по специальности «Арт-терапия».
Имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста, работает в медико-реабилитационном отделении психиатрической больницы №1 им. Алексеева.
На базе Центра проводит циклы для взрослых по развитию творческого потенциала, релаксации и профилактики стрессов, ведет летнюю студию, программы с использованием возможностей фото-терапии.
Бахтина Светлана — практический психолог, юнгианский аналитический психолог, имеет дополнительную подготовку по арт-терапии и активно применяет её в своей практике.
Проводит клуб общения для подростков, программы развития и работу с тревожными и агрессивными подростками. Консультирует родителей.
На базе центра ведет также программы развития и самопознания для взрослых, цикл «Путь к себе».
Федоров Олег Петрович — профессиональный художник, арт-терапевт
Член следующих творческих организаций и объединений:
— Московский союз художников (Союз художников России)
— Союз фотохудожников России
— Российская арт-терапевтическая ассоциация
— Международный арт-терапевтический клуб
— Клуб метафизических реалистов при Центральном доме литераторов.
Профессионально занимался в области театра, музыки и кино.
В работе использует интегративные методы арт-терапии.
Для своих занятий привлекает профессиональных литераторов, художников актеров и музыкантов. В чем и состоит главная особенность его арт — терапевтической деятельности, смыкающееся с новым направлением — арт-профилактикой.