Яркий череп, ставший самой дорогой картиной «чёрного Пикассо», и другие картины Баскии. Жан-мишель баския картины Жан мишель баския ударение

Жан-Мишель Баския является одной из самых загадочных личностей в мире искусства. Оставив после себя огромное наследие, его работы продолжают будоражить сознание и заставляют задаваться философскими вопросами. Сложно найти хотя бы одного человека, который бы при просмотре его работ остался равнодушным. Этот человек входит в список самых влиятельных художников; за свою короткую жизнь, и, за еще более короткую карьеру, он успел влиться в богему и стать знаковой личностью. Кто этот человек? Как он стал известен публике? О его работах, о дружбе с известными художниками и музыкантами, о личной жизни и об уходе рассказывается далее.

Биография: начало творческого пути

Настоящее имя художника – Jean-Michel Basquiat. Он родился 22.12.1960 в Бруклине. Его мать была родом из Пуэрто-Рико, а отец имел предков с Гаити. Именно благодаря такому разнообразию культур мальчик с детства умел говорить по-английски, по-испански и по-французски. Так он мог читать книги на родных языках символистов, мифы разных народов, а также историю. С самого детства он проявлял любовь к искусству и его мать была благосклонна к интересам сына.

С 17-ти лет (в 1977 году) Жан-Мишель, совместно с его другом (Al Diaz), начал рисовать граффити в Манхеттене. Тогда он везде ставил подписи “SAMO”, а также “SAMO shit”. Все его работы состояли из сложных, порой непереводимых фраз, несущих сложный и глубокий смысл. Одна из таких фраз: “Plush safe he think.. SAMO”, может быть переведена, как “Он думает плюш спасает.. SAMO”. Или “SAMO as an escape clause”, как “SAMO, как причина бегства”. Проект был закончен одной фразой – “SAMO IS DEAD ”, что означает “SAMO мертв”. В 1978 году Баския оставляет дом и начинает жить с друзьями, при этом подрабатывает деньги на продаже открыток и футболок на улицах Нью-Йорка. Примерно в это же время он создает музыкальную группу, под названием “Gray”, и играет в клубах Манхэттена.

В 1980 году была представлена коллективная выставка художников, под названием The Times Square Show, и Жан-Мишель принимает в ней участие. Но, судьбоносной стала не только эта выставка, но и статья, написанная Рене Ричардом (Rene Ricard) в журнал Artforum. Заголовок звучал, как The Radiant Child (Радиантный Ребенок). Именно эта публикация поспособствовала развитию международной карьеры Жан-Мишеля. Затем Баския долго выставлял свои работы в Нью-Йоркских галереях. С начала 1982 года Баския постоянно выставляет свои работы совместно с неоэкспрессионистами того времени – Энцо Кукки, Дэвидом Салле и другими.

Баския и Уорхол

В этом же году, в 1982-ом, Баския знакомится с одним из известнейших поп-арт художников – Энди Уорхолом. Влияние Уорхола трудно переоценить, тогда он был одной из культовых личностей в богеме. Знакомство с Энди не только помогло Жан-Мишелю раскрыть новые стороны своего таланта, но и сделало его более значимой личностью, ведь Уорхол тогда считался практически “полубогом”, как его привыкли называть.

Занятный факт: еще на заре своей карьеры Жан-Мишель зашел в кафе, где обедал Уорхол, и продал ему пару своих открыток. Друзья, ожидавшие Мишеля на улице не поверили ему, когда он рассказал о произошедшем.

Но, даже знакомство с Уорхолом не помогло Баския стать “серьезным” художником в классическом понимании этого слова. Дело в том, что его рисунки носили андеграундный характер, и даже после получения образования он продолжал использовать небрежный тон, противоречащий всем законам художественной школы. Тем не менее, он оставался культовой личностью и все люди стремились стать ближе к нему.

Дружба с Энди длилась вплоть до его кончины в 1987 году. Уорхол и Баския создали множество совместных работ, самой известной, пожалуй, из которых оказалась “Безымянная”, написанная в 1984 году. Затем они пробовали соединить трафаретную технику Уорхола со свободным и диким жанром Баския. Так родилась целая группа работ, часть которой хранится в частных коллекциях, а другая в музеях. У друзей есть огромное количество совместных фото и произведений, многие считали их лучшими друзьями, о чем Энди не раз упоминал в различных интервью.

Работы

Работы Жан-Мишель Баския продавались и при его жизни. Но, только задолго после его смерти, работы резко приобрели в цене и стали продаваться за миллионы долларов США. Сложно сказать, какие именно у Баския самые известные картины. Большинство из них и вовсе не имеют какого-либо названия. Сначала известность приобрели его граффити, которые он подписывал, как “SAMO”.

«Bananas» (1984)

«Автопортрет» (1984)


«Башка» (1982)


Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол. Без названия (1984)


«Верхом на смерти» (1988)

«Вино Вавилона» (1984)


«Гибкий» (1984)


«Голливудские африканцы» (1983)


«Голова» (1981)


«Две головы» (1982)

«Духовики» (1983)


«Затуманенные головы» (1982)


«Земля» (1984)


«Знаменитые негритянские атлеты» (1981)

«Логотип» (1984)


«Шутка черного полицейского»


«Без названия» (1982)


«Ла Хара» (1981)

Стиль художника

Принято относить его работы к следующим стилям:

  • Стрит-арт
  • Неоэкспрессионизм

Стиль художника Баския сложно отнести к какому-то одному направлению. Дело в том, что он использовал в своем творчестве как элементы модерн, так и национальное народное искусство. Имея гаитянские корни, он все же что-то перенял от этого направления и изобразил его по-своему.

Личная жизнь

Баския никогда не был женат и не имел детей. Он вел весьма разгульный образ жизни и никогда себе ни в чем не отказывал. Известно, что на заре своей карьеры с ним встречалась Мадонна. Которая даже как-то подралась с другой девушкой Жан-Мишеля. В целом, он всегда оставался ребенком, никогда не строил планов на жизнь и ни к чему не относился слишком серьезно.

Наследие

Официальная причина смерти – передозировка наркотическими веществами. До сих пор ходит много слухов по поводу произошедшего, однако данная причина была указана экспертизой. Американский художник Жан-Мишель Баския ушел из жизни в 1988 году в возрасте 28 лет.

18 мая 2017 года японский дизайнер купил безымянную работу Жан-Мишеля за $110,5 млн, на данный момент – это самая дорогая картина. В 2013 году “Затуманенный головы” была продана за $14,6 млн. Рисунки Баския возрастают в цене из года в год, и это можно наблюдать по истории продаж. Картины Жан-Мишель Баския по-прежнему можно увидеть в музеях Нью-Йорка. В Москве работы художника периодически появляются с различными выставками в Музее Современного Искусства.


Нередко случается, что картины художников после их смерти в разы возрастают в цене. Не стал исключением и современный темнокожий художник из Бруклина (США) Жан-Мишель Баския , умерший в 27-летнем возрасте. Его работа «Без названия» (1982) на прошлогодних майских аукционных торгах Sotheby’s была продана за баснословную сумму - 110 500 000 долларов . Это самая дорогостоящая картина, когда-либо проданная на арт-рынке и получившая первенство в рейтинге американских художников. Она же занимает и 11 место в топе самых дорогих художественных произведений мира.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-mishel-018.jpg" alt="Юсаке Маэзава со своим приобретением в 110 миллионов долларов." title="Юсаке Маэзава со своим приобретением в 110 миллионов долларов." border="0" vspace="5">


Жан-Мишель Баския - «черный Пикассо».

Title="Жан-Мишель
Баския." border="0" vspace="5">


Жан-Мишель
Баския.

Жан-Мишель Баския(Jean-Michel Basquiat) родился в 1960 году в Нью-Йорке. В четыре года мальчишка уже умел писать, а к одиннадцати владел тремя языками. Еще совсем юным начинал свою художественную карьеру с граффити и стрит-арта, а еще увлекался музыкой. В 22-летнем возрасте судьба его свела с Энди Уорхолом, объединившись с которым создали множество совместных проектов. И невзирая на большую разницу в возрасте и мастерстве, они стали близкими друзьями.

Особенностью творений художника является стиль неоэкспрессионизма, в котором соединились и граффити и наскальная живопись, а тематикой его творчества были личные переживания, связанные с положением чернокожих в США в 80-е годы.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-mishel-021.jpg" alt="Жан-Мишель Баския." title="Жан-Мишель Баския." border="0" vspace="5">


Звезда темнокожего художника, вспыхнув ярко и стремительно, так же быстро и угасла. Однако он успел оставить после себя наследие, которое оценено в десятки миллионов долларов.

Согласно статистике картина «Profit I» в 2002 ушла с молотка за 5,5 $ млн. В 2007 году безымянная картина продана была на торгах за 14,6 $ млн. В 2013 году полотно «Затуманенные головы» было продано за 48,8 $ млн.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-mishel-001.jpg" alt="Собака. (1982).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219413676.jpg" alt="Логотип. (1984).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-mishel-006.jpg" alt="Ринг. (1981).

Жан-Мишель Баския – один из самых известных современных художников. Американец также является главной фигурой в панк-искусстве и неоэкспрессионизме. Прославился Баския благодаря своим работам в стиле граффити и стрит-арт. Он получил международное, сосредоточив свое творчество вокруг проблем расизма и всевозможных неравенств. Баския стал первым темнокожим художником, добившимся популярности, и хотя его карьера прервалась из-за смерти всего в 27 лет, в мире искусства произведения Баскии остаются чрезвычайно влиятельными.

Жан-Мишель Баския

Баския родом из культурно богатой, но непростой семьи. Его отец был иммигрантом из Гаити, а мать – американкой пуэрториканского происхождения. Это позволило ему свободно говорить на английском, испанском и французском. Его мама любила живопись и все детство мальчика посещала с ним нью-йоркскии музеи.

Некоторое время после того, как его родители развелись, а его мать попала в психиатрическую больницу, Баския ушел из дома из-за физического и эмоционального насилия. Несколько лет он провел без крыши над головой, оставаясь у друзей, ночуя на скамейках в парке и заброшенных зданиях.

В 2013 году картина «Затуманенные головы» (1982) была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке

Жизнь на улице сыграла важную роль в его карьере. Будучи бездомным, Баския продавал открытки и футболки со своими рисунками, чтобы заработать хотя бы на еду. Сегодня эти работы расходятся на аукционах по несколько тысяч долларов.

Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския

Баския дружил и сотрудничал с Энди Уорхолом. С легендой поп-арта Жан-Мишель познакомился в одном из нью-йоркских ресторанов. Случайно увидев Уорхола, он предложил ему приобрести несколько его открыток. Уорхол согласился, и к тому же пригласил молодого художника пообедать вместе с ним. Тот отказался, сказав, что ему нужно идти. На самом деле Баския побежал в студию, успел написать картину с ними двоими, а затем поспешил назад в ресторан, чтобы подарить ее новому знакомому. В итоге они вместе создавали картины, в которых поп-арт Уорхола был покрыт граффити. С 1984 по 1985 годы они «в четыре руки» написали 130 холстов.

Великие хиты Леонардо да Винчи, 1982

Анатомические детали на картинах Баския появились из-за детской трагедии. Когда Жан-Мишель был еще ребенком, его сбила машина. Он получил множественные внутренние повреждения и перелом руки, ему пришлось удалить селезенку. Процесс реабилитации растянулся на долгое время. Для развлечения, мать принесла мальчику учебник «Анатомия Грея». Время, проведенное с книгой стало причиной появления в творчестве художника отсылок к этому анатомическому атласу.

В 2017 году безымянная работа Баския 1982 года была продана за 110,5 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке

Картины, представленные на его первой персональной выставке, полностью распродались. В 1982 году, кудожнику было всего 21, вместо холстов он использовал ящики, двери, окна и даже холодильники. После этого он стал невероятно популярным, его часто замечали в компании многих звезд. В то же время он начал дружить с Дэвидом Боуи, и встречался с Мадонной.

Мадонна и Жан-Мишель Баския

Жан-Мишель Баския (англ. Jean-Michel Basquiat, 22 декабря 1960, Нью-Йорк, США - 12 августа 1988, Нью-Йорк, США) - американский художник. Прославился сначала как граффити-художник в Нью-Йорке, а затем, в 1980-х, как очень успешный неоэкспрессионист.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Баския родился в Нью-Йорке - в Бруклине. Его мать, Матильда, была из Пуэрто-Рико, а отец, Джерард, имел гаитянские корни. Благодаря этому Мишель с детства свободно говорил на французском, испанском и английском языках, читал книги, в том числе поэзию символистов, мифы и историю. Уже в раннем возрасте он проявил способности к искусству, и его мать поощряла эти стремления.

В 1977, в возрасте 17 лет, Баския и его друг Al Diaz начали рисовать граффити на стенах зданий в Манхеттене, подписываясь «SAMO» или «SAMO shit».

В 1978, Баския покидает дом, живёт с друзьями, подрабатывая продажей футболок и открыток на улице. Также в конце семидесятых Баския с товарищами организует группу Gray, которая играет в различных клубах Манхеттена.

В июне 1980 Баския принимает участие в The Times Square Show, коллективной выставке художников. В 1981, поэт и арт-критик Рене Ричард (Rene Ricard) опубликовал статью «The Radiant Child» в журнале Артфорум, которая способствовала международной карьере Баския. На протяжении нескольких следующих лет Баския продолжает выставлять свои работы в Нью-Йорке.

С 1982 Баския регулярно выставляется с Джулианом Шнабелем, Франческо Клементе и Энцо Кукки, группой художников, которую арт-критики, кураторы и коллекционеры вскоре назовут неоэкспрессионистами.

Последний период, с 1986 до смерти в 1988, отмечен новой манерой и новыми образами.

Его карьера не продлилась и десяти лет – с 1979 по 1988; за это время Жаном-Мишелем Баския было создано несколько сотен картин и тысячи рисунков, лучшие из которых заняли свои места в таких галереях, как Музей Уитни (Whitney Museum of American Art) и Бруклинский музей (Brooklyn Museum).

БАСКИЯ И УОРХОЛ

В 1982 Баския познакомился с и они вместе создали много совместных работ. Они работали вместе, влияли на творчество друг друга. Баския увлечен работами, но, даже проводя все свое время в студии с Энди, он всегда возвращался домой и продолжал рисовать в одиночестве. Баския показывает Уорхолу примеры своих работ, и Уорхола потрясают рисунки молодого художника. Они становятся друзьями. Именно Энди ввел его в самое сердце богемной артистической среды.

Их дружба кажется символичной – как старейшина авантгарда, Уорхол дает Жан-Мишелю несколько хороших советов относительно продажи работ. Уорхол по-отечески относится к Баския, дает советы о здоровых привычках и упражнениях.

На вопрос, как Уорхол повлиял на молодого художника, Баския ответил: «Я теперь все время ношу чистые брюки».

С 22-го февраля 1988 года, после смерти своего близкого друга, Энди Уорхола, Жан-Мишель погрузился в депрессию и изолировал себя от окружающего мира. Жан-Мишель начал принимать героин, он умер от передозировки в возрасте 27 лет.

Сегодня работы Жан-Мишеля – одни из самых дорогостоящих в мире. До 2002 года наивысшей ценой, уплаченной за работу Баския, было 3 302 500 долларов. 14 мая 2002 «Profit I» Баския была выставлена на аукцион и продана за 5 509 500 долларов. В мае 2007 работа Баския «без названия» 1981 года была продана на аукционе за 14,6 миллионов долларов.

16 мая 2013 года картина «Затуманенные головы» была продана за 48,8 млн долларов на аукционе в Нью-Йорке.

Стрит-арт, или «уличное искусство» - это одна из разновидностей современного изобразительного искусства, которая отличается подчеркнуто-урбанистической стилистикой и мотивами. Многие из нас думают, что граффити - это и есть стрит-арт, однако это ошибочное представление. На самом деле граффити - это лишь толика данного культурного явления. Наряду с граффити частью стрит-арта являются скульптурные инсталляции, постеры, трафареты.

Каждая деталь произведения стрит-арт, начиная с контура и заканчивая оттенками красок, является очень важной, неотъемлемой составляющей цельного образа, так как все эти детали отражают неповторимый стиль творца в среде мегаполиса. В стрит-арте самой серьезной задачей считается не оккупация пространства под будущее произведение искусства, а привлечение внимание к своей работе зрителя, инициация диалога между творцом и наблюдателем.

Темами произведений стрит-арта чаще всего становятся актуальные, животрепещущие вопросы современности. Это искусство порождает бурю эмоций у зрителей и диапазон их очень широк: от парализующего шока до внутреннего душевного ликования. Стоит заметить, что стрит-арт - не инородная сущность в городской структуре, а как раз наоборот, он, словно зеркало, отражает модель жизни мегаполиса и его кварталов, демонстрирует настроение горожан и скорость развития городских коммуникаций.

Одним из ярких представителей стрит-арта в мировом масштабе является американский художник Жан-Мишель Баския. К сожалению, его жизнь была очень короткой и трагичной, Баския прожил всего 27 лет. Многие из ценителей современного искусства наверняка знают о Жане-Мишеле в контексте его плодотворного сотрудничества с одиозным Энди Ворголом, либо, возможно, благодаря замечательному биографическому художественному фильму «Баския» («Basquiat»), который вышел на экраны в 1996 году.

В чем феномен творчества чернокожего мастера алогичных и нередко бессюжетных нью-йоркских граффити? Пожалуй, никому не под силу рассказать о Баския лучше, чем это в свое время сделал он сам, через свои работы. Но все же мы попробуем.

Детство и юность Жана-Мишеля Баския прошли в Бруклине. Он был старшим сыном в семье Матильды Андрадес из Пуэрто-Рико и Джерарда Баския с Гаити. Будучи подростком, парень увлекся городскими настенными рисунками и надписями. На многих стенах домов появились его работы, подписанные псевдонимом «SAMO». Увлечению граффити предшествовала постоянная работа над собственным развитием, Жан-Мишель активно интересовался культурой, много читал о художниках-символистах, изучал мифологию. Вслед за граффити последовали занятия живописью.

Художник с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. Через очень короткий промежуток времени о чернокожем самородке из Бруклина не писал только ленивый арт-критик, картины Жана-Мишеля стали составляющей частью американского мейнстрима и разлетались, словно горячие пирожки, по цене не менее 50 000 долларов!

Отдельной жизненной и творческой вехой Баския стала его плодотворная дружба с Энди Ворголом. По легенде, их знакомство состоялось в одном из ресторанов Сохо. Зачинатель поп-арта был приятно удивлен и очарован по-детски откровенной манерой Жана-Мишеля Баския. Творческий тандем молодого и несколько наивного Баския и уже «матерого» Воргола стал для них обоих очень продуктивным и удачным. Их дружба продолжилась до самой смерти Энди Воргола в 1987 году, вместе художники создали несколько оригинальных и свежих инсталляций.

Именно с легкой руки Энди, Жан-Мишель стал настоящей звездой богемных тусовок Нью-Йорка, вчерашний нескладный подросток мог похвастаться дружбой с Дэвидом Боуи и другими знаковыми личностями того периода. В 1985 году его портрет украсил обложку культового «The New York Times Magazine». Творчество Жана-Мишеля не ограничивалось только стрит-артом и изобразительным искусством, он стал основателем и фронт-меном группы «Gray», которая много играла в клубах Манхэттена.

Еще в бытность уличного художника Жан-Мишель подсел на наркотики, и эта страсть погубила его 12 августа 1988 года. Каков итог жизни этой неординарной личности? Короткая, менее 10 лет карьера, тысячи рисунков, многие из которых находятся в музеях современного искусства США, колоссальная многомиллионная выручка от продажи картин (в 2007 году одно из полотен Баския ушло с аукциона за 14,6 миллионов долларов).

Возможно, вы спросите: а какое отношение Жан-Мишель Баския имеет к сегодняшнему стрит-арту? Самое прямое! То, что начал чернокожий художник-самоучка в далеком Бруклине докатилось и до нас. Стрит-арт неуклонно набирает обороты и в России. Обращали ли вы внимание, что в последнее время в столице появилось все больше масштабных, разрисованных всеми цветами радуги арт-объектов? Это и есть пресловутое «уличное искусство».

И это еще не все, в Москве проходит, ставший уже традиционным Фестиваль городского искусства Москвы MOST Festival. О прошлогоднем мероприятии мы неоднократно писали: и .

Более подробную информацию о планах организаторов на 2013 год (а фестиваль обязательно будет!) можно на официальной