Урок "древнерусская литература. летопись «повесть временных лет» как литературный памятник

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить, что такое древнерусская литература, какие для нее характерны, насколько хорошо школьники справились с заданиями - пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Насколько верно поняли, в чем состояли подвиг отрока-киевлянина, хитрость воеводы Претича, в чем смысл рассказанного...

1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Планы конспектов уроков по литературе 5 класса скачать , учебники и книги бесплатно, разработки уроков по литературе онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Жанр: древнерусская летопись

Главные герои "Подвига отрока-киевлянина" и их характеристика

  1. Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
  2. Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
  3. Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
  4. Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.
План пересказа "Подвига отрока-киевлянина"
  1. Осада Киева
  2. Бедственное положение
  3. Смелый отрок
  4. Через лагерь
  5. Решение Претича
  6. Русские ладьи
  7. Испуг печенегов
  8. Слова Претича
  9. Письмо к Святославу.
  10. Возвращение Святослава
Кратчайшее содержание "Подвига отрока-киевлянина" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
  2. Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
  3. Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
  4. Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
  5. Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
  6. Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.
Главная мысль "Подвига отрока-киевлянина"
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.

Чему учит "Подвиг отрока-киевлянина"
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.

Отзыв на "Подвиг отрока-киевлянина"
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.

Пословицы к "Подвигу отрока-киевлянина"
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ "Подвига отрока-киевлянина"
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-гимназия, детский-сад 25» г. Симферополь

ЛЯШЕНКО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА


Цели деятельности учителя:

  • дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи
  • ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока...»
  • развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному
  • обучать составлению цитатного плана.
  • Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
  • Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
  • Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
  • Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
  • Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
  • Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.

Планируемые результаты изучения темы:


необходимость в распространении книг

Князь киевский Владимир Святославович


Рукописные книги

Писали на пергаменте.

Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.

Книги стоили очень дорого.

Хранились в монастырях


Начало письменности

у восточных славян связано

с Крещением Руси в 998

году во время княжения в

Киеве Владимира Святославича,

внука княгини Ольги.

На Русь письменность пришла из Болгарии,

где братья Кирилл (ок. 827-869) и

Мефодий (ок. 815-885)

создали славянскую азбуку и впервые

перевели богослужебные книги с греческого

на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь

пришли различные жанры

византийской христианской литературы:

житие, поучение, слово .


Древняя письменная литература делится на

светскую и церковную.

Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.


  • Язык отличался от нашего языка (древнерусский язык)
  • Художественные образы находились под влиянием церкви. В основном – подвиги святых

  • Летописи
  • Хождение Поучение Послание
  • Хождение Поучение Послание
  • Поучение Послание
  • Послание

Летопись

  • В XI веке на Руси возникает летописание . Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей , т. е. записей по годам . Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») - отсюда и название летопись .


«Повесть временных лет» -

первый памятник литературы, дошедший до наших дней.

Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших.

В это произведение включены легенды,

предания.

В них нашли отражение такие темы,

как национально-

патриотическая,

борьбы княжеств

за объединение

и другие.


Мотивы «Повести…»:

Сведения о происхождении славян

Описание территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях

Рассказ об основании Киева и первых русских князьях.

Повествование о принятии Христианства на Руси.

Рассказ о коварстве Святополка (сына Владимира) и о мудром княжении Ярослава Мудрого.


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Святослав (?-972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина начинается словами:

«В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.

В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас,

а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.


Понятия и термины

  • Отрок (устар.) - мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9-15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.
  • Печенеги - это племена, жившие 8-9 вв. в заволжских степях. Особенно большую территорию они занимала в 9 веке между реками Волгой и Дунаем, представляя собой серьёзного врага для Руси. Ладья – средневековое судно с небольшой осадкой, движимое вёслами и парусом
  • Стан печенегов – становище, походный лагерь печенегов
  • Воевода – предводитель дружины
  • Дружина – отряд воинов на службе у князя
  • «Я муж его»… я служу князю
  • «в сторожах» – с передовым отрядом
  • Отчина – земля отцов, родина
  • Сокрушался – сильно печалился
  • Княжичи – дети князя

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

  • Мог ли летописец сам быть свидетелем этого события?
  • Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
  • В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
  • Что помогло отроку справиться с заданием
  • воеводы?
  • Какие черты характера вы увидели в отроке?
  • Какая тема пронизывает это произведение?

Андрей Иванович Иванов

Сюжетом картины послужил один из героических эпизодов древней летописи. В 968 году, когда войско князя Святослава было в далеком походе, кочевники-печенеги осадили Киев.

Герой картины – безвестный юный киевлянин. Зная язык печенегов, он прошел с уздечкой в руках через вражеский лагерь. Когда враги окликали его, юноша отвечал, что ищет убежавшего коня. Переплыв Днепр, он разыскал русскую дружину и привел её на помощь осажденному городу. Художник использует прием светового выделения главного персонажа с целью противопоставить героя темным силам печенегов. Его тело обнажено не случайно, этот прием исполняет важную художественную задачу: делает героя беззащитным и уязвимым на фоне грозного оружия и доспехов врагов, тем самым вызывая у зрителя сочувствие к безоружному герою.

  • Иванов А.И. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Около 1810.
  • Холст, масло. 204 x 177,5. Государственный Русский музей

Читаем статью учебника, составленную по книге Д. С. Лихачева «Земля родная»

  • Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
  • Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси»?
  • Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?

РЕФЛЕКСИЯ

  • 1.На уроке я работал активно / пассивно
  • 2.Материал урока мне был полезен / бесполезен
  • 3.Урок был интересен/скучен
  • 4.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

Домашнее задание

1.Составить цитатный план в тетради, подготовить пересказ повествования.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» входит в известную летопись Нестора «Повесть временных лет». Особенности произведения разрешают по-разному трактовать его жанр: как предание или летописную повесть. Приданием «Подвиг…» можно назвать из-за того, что он передает народное толкование исторического события. В тоже время это достаточно детальный рассказ о событиях древности, что является свойственно летописной повести. Нельзя забывать, что под повестью в данном контексте подразумевается небольшой рассказ.

Тема предания – захват Киева печенегами и освобождение города. Автор показывает, как любовь к Родине способна стать спасительным кругом для целого народа. В предании возносятся такие черты как патриотизм, храбрость и находчивость. Идея патриотизма, кстати, является общей для всей «Повести временных лет».

Сюжет «Подвига…», как и большинства летописных повестей простой. В экспозиции есть указание года, когда происходят события, также подается короткое описание облоги Киева, перечисляются имена вельмож, которые пребывали в Киеве. Не забывает рассказать летописец и о том, что Святослав как раз пребывал в Переяславце. Завязка – поиски добровольца для похода на другой берег Днепра и согласие отрока. Развитие событий включает путь отрока, его разговор с Претичем. Кульминация – разговор Претича с печенегами. Развязка – возвращение Святослава и победа над печенегами. Как видим, все элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Система образов в предании «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» не разветвленная. Есть два сборных образа – печенеги и русский народ. Также летописец упоминает о княгине Ольге, ее внуках Олеге и Ярополке. Они являются второстепенными персонажами, так как на основные события практически не влияют.

В центре предания – и . Именно они играют главную роль в освобождении Киева. Отрок из простого народа, его имя в тексте не упоминается ни разу. Парень ловкий, сильный, знает печенежский язык. Эти качества помогают перебраться ему на другой берег. Образ воеводы Претича спорный. Он хитрый, умный, находит способ выгнать врага. В то же время сначала заботится о жизнях княгини и ее внуков, зная, что если они погибнут, то Святослав погубит его. Спасение народа отодвигается на второй план.

С князем Святославом знакомимся сначала «заочно», ведь во время облоги его нет в Киеве, далее о нем упоминается в разговорах других персонажей. В конце предания князь возвращается и освобождает свои земли. Отношение к князю народа и самого летописца неоднозначное. С одной стороны они уважают его, боятся гнева Святослава, с другой – считают, что князь покинул Киев на произвол судьбы, а сам «ищет чужой земли».

Жанровая специфика и время написания летописи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» отобразились на стилистике. В тексте встречаются историзмы («воевода», «отрок», «князь»), архаизмы («муж», «дружина»), исторические названия (Переяславец, Русские земли, Лыбидь). Художественные средства и синтаксические конструкции близки к фольклору.