Как снять цепь с велосипеда – подробные рекомендации. Как производится замена цепи на велосипеде? Как разбирать звенья на цепи

Своевременное обслуживание цепи велосипеда – важное условие для хорошей трансмиссии. Сложный механизм состоит из нескольких звеньев. Лёгкий и бесшумный ход велосипеда напрямую зависит от состояния цепи. Периодически её необходимо смазывать, очищать от грязи, заменять отслужившие свой срок службы звенья. При установке или замене звёздочек также следует ознакомиться, как снять цепь с велосипеда. Правильно проделанная работа позволяет всегда избежать ряда проблем.

Сигналы повреждения цепи

Особенно внимательными следует быть владельцам многоскоростных велосипедов. Главные сигналы повреждения цепи заключаются в некорректном переключении передач и возникновении подозрительных звуков (за исключением утраты смазки). Для определения неисправности цепи она отгибается от самой большей звезды, чтобы увидеть численность свободных зубьев. При свободном отхождении цепи от 3-х зубьев необходимо срочно её менять. Если отходит 2 зубца, это говорит о скором износе, но допускается ещё покататься. Аналогично определяется, насколько ослаблена цепь, и в односкоростных велосипедах.

Второй способ степени изношенности выявляется замером длины цепи:

  • В нормальном состоянии цепь должна быть длиной 304,8 мм.
  • Показатель среднего износа, когда цепь подлежит ремонту, но ещё можно поездить, варьируется от 306,5 до 307,5 мм.
  • При высокой степени износа цепь растянута до 308 мм.
  • Если длина механизма составляет свыше 308 мм, значит, цепь полностью повреждена и её следует поменять.

Во всех приведённых случаях цепь полностью снимается.

Необходимый инвентарь

Демонтаж цепи производится с помощью:

  • пассатижей;
  • устройства, которым выжимается цепь;
  • комплекта ключей;
  • отвёртки.

Разница между замочной цепью и сплошной

Замочная цепь имеет зажимное устройство. Эта цепь с лёгкостью отцепляется и надевается обратно простым разъединением замка. Чтобы отыскать разъёмное звено, цепь сосредоточенно рассматривается с каждой стороны. Если цепь чистая, замок находится быстро. Он защищён клещом – фиксатором звена. Замочное звено имеет производственную гравировку. Замок не удаётся обнаружить в двух случаях:

  • при сильной загрязнённости механизма;
  • цепь не имеет замка (сплошная).

Сплошной механизм разъединяется несколько сложнее. Его звенья выглядят идентично и одинаково сцеплены друг с другом. Довольно проблематично почистить сплошную цепь растворителем. Если замочную цепь достаточно просто снять, положить в ёмкость и залить керосином; то сплошной механизм остаётся висеть на велораме, даже при условии снятия её со звёзд.

Несмотря на то что замочный механизм удобнее сплошной цепи, существует вероятность разбалтывания закрепления. Клещ имеет обыкновение слетать, в результате чего звено расцепляется. Что касается сплошного механизма, приведённые слабые места здесь исключены, а порыв возможен только при условии низкого качества цепи.

Как раскрыть замок и выжать звеньевую ось

Замок раскрывается с помощью отвертки либо вязальной спицы. Выбранным инструментом нужно осторожно поддеть клещевой зажим. Во избежание повреждения или потери клеща следует аккуратно проделывать работу. Без клеща цепь не зафиксируется потом. Затем расцепляется звено полностью. Теперь можно снять, почистить или поменять цепь.

Для разъединения сплошного механизма потребуется специальный инструмент – выжимка. Применяя её, разбор осуществляется без каких-либо повреждений. Хотя манипуляции несложные, торопливо проводить работу не следует. Процесс выполняется в несколько этапов:

  • Выбор звена для разбора.
  • Вставление цепи в позицию выпрессовки наряду с запрессовкой звеньевой оси (пина).
  • Закручивание винта ручкой и вытаскивание оси. Выдавливание должно направляться к винту выжимки (на себя).

Поскольку пин нелегко установить обратно, в его полном извлечении нет необходимости. В связи с тем, что выжимка способствует расшатыванию оси, повторное расцепление должно производиться на другом звене.

Запрессовывается ось в звено инверсивным образом. Производится соединение соседних звеньев между собой и вдавливается пин с помощью винта.

Замена цепи на велосипеде

Провисание цепи считается самым распространённым видом её износа. В этом случае отмечается относительное увеличение изначальной длины механизма. Не нужно торопиться менять цепь, возможно механизм подлежит починке. Поскольку длительные нагрузки влекут за собой разбалтывание оси, образуются расширения: поперечное и продольное. Устранение поперечного расширения невозможно, продольное же исправляется.

Ликвидация лишних звеньев производится в спокойном прохождении цепи по самой большей звезде (без натяга). Удаление лишних звеньев производится выжимкой. Осевые валы снимаемых запчастей нужно вытащить до конца. Важно не совершить ошибку – недопустимо изъятие чрезмерного количества звеньев.

При необходимости передвигаться на велосипеде с растянутым механизмом, настоятельно рекомендуется установка успокоителей цепи – фиксаторов, предупреждающих слёт цепи во время езды. Приспособления бывают:

  • рамочными (безроликовыми);
  • роликовыми с двумя фиксаторами;
  • широко роликовые.

Прибегнуть к успокоителям, конечно же, можно. Только затягивать с заменой цепи нежелательно.

Как установить цепь на велосипед

Установка цепи синглспида производится путём её навешивания на 2 звезды, запрессовкой пина и защёлкиванием замка. Скоростные байки предполагают несколько усложнённую процедуру, подразумевающую следующие этапы:

  • Фиксация переключателей малых звёзд.
  • Надевание цепи на звёзды. Обязательно нужно учесть, как расположены натяжные ролики.
  • Совмещение звеньев.
  • Зажим цепи и запрессовка оси. При наличии замка выжимка не требуется.

По завершении установки проверяется качество трансмиссии с помощью прокручивания педалей. Корректно установленная цепь предполагает отсутствие провисания цепи или свободную трансмиссию при педалировании. Эти же условия касаются и правильной длины механизма.

Снятие и монтаж цепи доступен каждому владельцу велосипеда. Работа несложная и занимает немного времени. Нехитрые манипуляции принесут лишь положительные эмоции в дальнейшем.

Бывает, вам нужно снять велосипедную цепь — например, для её очистки, замены или регулировки длины (последнее делается в том случае, если на вашей новой кассете другое количество зубьев, и нужно соответственно изменить длину цепи, добавив или удалив какое-то количество звеньев).

Как снять цепь с замком

Осмотрите цепь: если вы найдёте звено, отличающееся от всех остальных, то вам повезло — у вас цепь с замком. Для того чтобы его разъединить, сдвиньте штифты (пины, оси) на каждой половинке-звене (щёчке). Цепь разомкнётся. Вся операция займёт буквально минуту. Не нужно никакого особого оборудования: если вдруг не получится сдвинуть штифты руками, воспользуйтесь пассатижами. Сборка производится тоже без всяких хитростей, в обратном порядке.

Как снять цепь без замка

Если же у вас цепь без замка, то потребуется специальный инструмент — выжимка для цепи. Стоит она недорого, места занимает мало, поэтому рекомендуем возить её с собой всегда, вместе с набором шестигранников и ремкомплектом для камер. В дороге может случиться всякое — если цепь вдруг порвётся, вы без труда с помощью выжимки удалите повреждённые звенья и снова соедините цепь.

Как снять цепь без выжимки? И стоит ли это делать?

Как снять цепь без выжимки, вопрос злободневный. Но как бы часто его не задавали, лучше запомнить одно жизненное правило. Для хорошего ремонта и обслуживания - лучше воспользоваться специализированным инструментом! В данном случае - это выжимка цепи.

Выжимки бывают двух типов, в большинстве два посадочных места. Одно из них — для сборки и разборки цепи, второе — для регулировки положения оси во втулке звена цепи. Если ваша выжимка именно такая, с двумя посадочными местами, то звено цепи вставляйте так, чтобы оно находилось на стороне, ближней к регулировочному винту. Если вы уложите цепь не туда, то можете случайно выломать во время работы перегородки между посадочными местами выжимки или смять щёчки звена.

Предположим, что цепь уложили правильно. Теперь осторожно вращайте рукоятку. Усилие, возможно, придётся прикладывать значительное, так что постарайтесь работать аккуратно, чтобы звено в выжимке не перекосилось, иначе можно его повредить. Убедитесь, что остриё выжимки давит точно на пин. Не нужно крутить винт быстро, следует остановиться в тот момент, когда штифт будет выдавлен из всего звена, но останется на дальней щёчке. Если вы выдавите его полностью, то, поверьте, вам будет очень сложно вставить его назад. Также будьте осторожны с тем, чтобы нечаянно не выбить штифт из щёчки: так он может укатиться в неизвестном направлении и потеряться.

При сборке вам не понадобится ничего, кроме той же самой выжимки. Снова напоминаю: будьте внимательны, не увлекайтесь, чтоб не выдавить пин из звена.

Два важных замечания:

  • Если ваша цепь снабжена замком, то не следует разбирать её выжимкой
  • Если одну и ту же цепь вам придётся разбирать многократно, то каждый новый раз выбирайте новое звено: если будете раз за разом выдавливать один и тот же штифт, это ухудшит прочность цепи

Почти на всех отечественных дорожных байках цепи изготавливаются таким способом, что их можно разделить. Один отрезок такой цепи имеет в себе специальный замок. А на спортивных велосипедах произвести цепь с разъемной ячейкой не получиться, потому что данный замок будет мешать переключению передач. Однако в последнее время изготавливаются разъемные цепи специально для спортивных велосипедов.

Надобность снимать цепь возникает в достаточной степени часто – так например, для ее замены или полной очистки. В случае если после замены кассеты или всей системы изменилось количество зубьев на них, то в этом случае цепь придется нарастить (установив дополнительные) или наоборот — укоротить (сняв лишние звенья). При любых обстоятельствах для этого придется закрепить ось из звеньев цепи. Как и во всем деле нужно учитывать некоторые нюансы. Если все делать правильно, то в будущем можно будет избежать определенных проблем с цепью. А как это правильно выполнить вы можете увидеть из небольшой инструкции, приведённой ниже.

На рисунке отображено, как правильно снимать цепь с помощью выжимки цепи. Последовательность действии состоит из следующего:

Нужно выбрать сегмент цепи

Чтобы снять неразъемную цепь, мы, прежде всего, должны выпрессовать одну линию из втулки. Для этой цели нам понадобиться специальный инструмент — выжимка цепи. А чтобы снять разъемную цепь других специальных инструментов или приборов не потребуется.

Выбираем сегмент цепи, который будем разбирать. Стоит заметить, что при вторичной разборке велоцепи предпочтительно использовать другой сегмент, поскольку после каждой операции (разборки/сборки) звено цепи немного расшатывается, уменьшая его прочность.

Учитывая саму конструкцию выжимки, нужно вставить нужный элемент в посадочное отверстие

Вставляем цепь в выжимное приспособление, фиксируем ее винтом с рифленой поверхностью.

(см. изображение – фиксирующий винт показан справа).

Важная деталь — Многие выжимки обладают двумя посадочными местами для цепи. Другими словами вставку цепи в выжимку можно выполнять двумя методами.

Первый метод: Посадочное место, которое расположено ближе к фиксирующему винту, предназначается для запрессовывания или выпрессовывания оси. В частности туда и нужно заправлять, чтобы снять или установить цепь.

Второй метод: Другое посадочное место применяется исключительно для регулировки положения оси внутренней части втулки. Если попробовать выпрессовать ось, когда цепь заправлена в этом посадочном месте, то существует возможность повредить выжимку или цепь.

Только не нужно забывать, что после этого пункта работ, надо воспользоваться прижимным болтом, в противном случае выжимка может превратиться в одноразовую.

Нужно бережно выдавливать ось в сторону укрепляющего винта.

Можно смело начинать заворачивать винт выжимки при помощи рукоятки, при этом выдавливая ось внутрь фиксирующего винта.

Внимательнее следите над тем, чтобы ось не имела дефекты во время работ, потому что её снова придётся запрессовать при подсборке звена

Если в дальнейшем планируете собрать звено с этой же осью, то крутите рукоятку не торопясь, в целях не выдавить ось до конца. Иначе потом ее трудно будет заново вставить. Если у вас нет опыта разборки и сборки цепей, то необходимо периодически извлекать цепь из выжимного механизма и осматривать ось.

Само разомкнутое звено должно выглядеть таким образом, как показано на изображение. Цепь снята.

Чтобы эффективно передавать крутящий момент с педалей на заднюю ось велосипеда, цепь должна быть натянута без провисаний и перекосов. Если из-за износа или изменения конструкции байка она стала болтаться, прокручиваться и спадать со звездочек, даже если вы постоянно за ней ухаживали, и очищая, добиться хорошего натяжения можно, удалив несколько лишних звеньев. Для этого не обязательно обращаться в сервис, так как укоротить цепь на велосипеде можно своими руками в домашних условиях.

Инструменты для укорачивания цепи

Для того, чтобы разомкнуть звенья, нужно подготовить специальный инструмент - выжимку. Она объединяет в себе упор, не дающий пластинам звеньев прогибаться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина), и винт, который его выдавливает.

В магазинах спортинвентаря можно найти профессиональный инструмент, предназначенный для веломастерских и изготовленный из прочных сортов стали. Его можно использовать очень долго, перебирая трансмиссию хоть ежедневно, и он не сломается. Однако для того, чтобы укоротить велосипеда в домашних условиях, достаточно более простого варианта выжимки - встроенного в дешевые мультитулы. Надежность этого инструмента ниже, чем у профессиональных моделей, но для персонального применения такая выжимка вполне подойдет.

Важно! Кроме инструмента, следует подготовить ветошь и керосин или жидкость WD-40, чтобы очистить систему переключения передач перед работой.

Пошаговая инструкция

Отвечая на вопрос «как укоротить цепь на велосипеде», стоит помнить, что все действия выполняются в следующем порядке.


Самое сложное в этой работе - сделать так, чтобы отверстия совпали, и пин свободно вошел на свое место. При этом после проведенных работ нужно будет также настроить и переключатели скоростей.

Еще одна сложность - определить необходимую длину цепи . Для этого нужно переключить передачу на велосипеде таким образом, чтобы и спереди, и сзади цепь легла на самую большую звездочку. После этого звенья размыкаются, и деталь стягивается до упора. На ней следует сделать отметку, добавив пару звеньев для того, чтобы трансмиссия не перенапрягалась.

Как укоротить цепь без выжимки?

Если специального инструмента нет, можно воспользоваться любым острым предметом достаточно малого диаметра, чтобы вытолкнуть соединительный пин. Это может быть гвоздь, шило или любой другой стальной прочный штырь, способный выдержать удар молотком. Кроме того, потребуется подставка - например, кирпич.


Действовать нужно аккуратно, чтобы не погнуть пластины звеньев цепи. Для обеспечения безопасности верхнюю пластину нужно упереть, просунув внутрь звена гайку или другой прочный кусок металла. Скорее всего, цепь предварительно придется снять с велосипеда. А для профилактики можно будет с заднего колеса, почистить, смазать ее и установить на место.

Видео

При наличии выжимки с работой справится и ребенок; без инструмента же гораздо сложнее укоротить цепь на велосипеде - видео, показывающее этот процесс во всех подробностях, поможет разобраться.

Умение разъединить и вновь собрать цепь - необходимый навык, который позволит тебе не только устранить эту проблему в пути, но и определить другие неполадки с приводом.

Хотя снятию цепи помогает её тщательная промывка и очистка, старайся как можно реже разбирать и соединять цепь, особенно это относится к шимановским цепям, потому что тебе всякий раз потребуется новый соединительный пин, который продаётся во всех приличных веломагазинах (получается, что таковых в России нет. - Прим. перев).

1. Когда размыкаешь цепь, прежде всего правильно зафиксируй её в выжимке. Цепь должна лежать на внешней направляющей - той, которая дальняя от тебя (внутренняя потребуется позже, во время соединения цепи).


2. С правильно закреплённой цепью на внешней направляющей, вкрути носик выжимки в пин цепи. Если у тебя не шимановская цепь, будь осторожен: не вкручивай слишком глубоко, потому что тебе придётся снимать всё звено, если пин выскочит полностью (на некоторых выжимках есть специальный упор, предотвращающий это). Если же у тебя цепь «Шимано», то выдавливай пин до конца.

3. Теперь сними цепь. Если у тебя не шимановская цепь с торчащим из неё пином, то ты не сможешь протащить её сквозь задний переключатель и кассету, поэтому тебе придётся прокрутить её в обход.


4. Положи цепь в ёмкость для мытья и полностью залей её чистящей жидкостью. Используя жёсткую щётку, хорошенько прочисть цепь с обеих сторон и между звеньями. В завершение промой цепь в горячей воде, чтобы полностью избавиться от чистящей жидкости, а затем смажь какой-нибудь жидкостью, заменяющей воду, вроде WD40.

5. Поставив переключатели на самые маленькие звёзды, надень цепь на место так, чтобы выдавленный пин торчал в твою сторону. Если у тебя цепь «Шимано», то не играет роли, какой стороной ты её наденешь: всё равно тебе придётся вставить новый пин. В общем, обладатели шимановской цепи переходят к пункту номер шесть, остальные перескакивают сразу к восьмому.


6. Для тех, у кого цепь «Шимано»: её надо соединять, используя специальный соединительный пин. Держа цепь «в сборе», вставь в неё этот пин. Затем при помощи выжимки вдави пин в цепь, до тех пор, пока он не встанет заподлицо с твоей стороны и с торчащим «излишком» пина с противоположной.

7. Держа цепь в руке, откуси пассатижами лишнюю часть соединительного пина «Шимано». Теперь цепь готова к использованию. Проверь: в месте соединения линк не должен быть тугим, но если это случилось, то смотри пункт девять.


8. Чтобы соединить не шимановскую цепь, надо сделать следующее. Используя внешнюю направляющую, расположи цепь в выжимке и начинай вдавливать пин обратно в цепь, но не до конца. Остановись, когда остаётся ещё примерно 1 мм, а с другой стороны пин уже вошёл заподлицо.


9. Скорее всего, на не шимановских цепях ты обнаружишь, что линк становится тугим, стоит лишь вставить в него обратно пин. Чтобы ослабить линк, положи цепь на внутреннюю направляющую (ближнюю к тебе) и осторожно вдави пин до конца цепи. Во время этого боковинки линка разогнутся в достаточной мере для свободного вращения линка.

10. Убери выжимку и проверь руками, что линк вращается свободно, без помех. Кроме того, убедись, что пин вставлен достаточно далеко, чтобы соединить цепь с обеих сторон.

Инструменты для работы

Пассатижи

Цепь

Чистящая жидкость

Щётка для чистки

Ёмкость для мойки

Качественная выжимка

Жидкость, замещающая воду (WD40, GT85 и т. п.)

Соединительный пин «Шимано» (если у тебя Шимановская цепь)