Грех к смерти, грех не к смерти. Грех к смерти

1 Иоанн. 5:16

«Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть
молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.
Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы он молился».

Где же граница между ними, когда нужно молиться и когда не стоит?
Вероятно, первые христиане имели чёткое понимание в этом вопросе.
Похоже, они сразу видели эту разницу. «Если кто видит брата своего
согрешающего грехом не к смерти…»

Прошло два тысячелетия и мы, написав столько комментариев об этом,
погребли под ними простой смысл нашего вопроса, Конечно, любой
нераскаянный грех может привести к смерти, И хотя мы говорим, что
укравший один рубль или миллион носит одно имя вор, всё же грехи
различаются по тяжести. За один грех просто порицают человека, за дру-
гой - отлучают, за третий сажают за решётку. Думаю, следующий 17 стих
поможет разобраться.

«Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти».

Другими словами: не всякая неправда ведёт к смерти.

Есть неправда машинальная: не подумав, сказал. Достаточно
самому помолиться.

Есть неправда вынужденная, с положительным итогом -

2 Царств 17 глава. Женщина спрятала в колодце Ионафана и Ахимааса -
людей Давида. Спасла их, и самого царя Давида. Она сказала неправду
сыщикам Авессалома: «они перешли реку вброд». «Во время войны я пря-
тал раненных солдат от гитлеровцев и вынужден был говорить неправду.

Я грешил этим или нет?» - спросил меня однажды верующий старик.
Может быть, и согрешили неправдой, можно помолиться о ней. Но то, что
совершили вы - это подвиг.

В годы преследований верующие нередко говорили неправду, скры-
вая проповедников, литературу и печатные машинки, но кто из нас осудит
их за это? Не многие умели так сказать, чтобы не предать и в то же время
не солгать.

То же самое и с другими грехами. Кто-то в голодные годы, спа-
сая детей от смерти, украл буханку хлеба или килограмм зерна в колхозе.
Сталин не скупился на сроки - 10 лет. А мы сегодня, не дрогнув, дали
бы ему эти 10 за такой приговор.

Во всех этих согрешениях мы сожалеем, что получилась неправда,
что не сумели обойти её. Мы молимся, зная, что Господь очень понимает
нас. «Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек
совершенный» (Иак. 3:2). «Если исповедуем грехи наши, то Он будучи
верен и праведен, простит нам!» (1 Иоан. 1:9).

Перечисленные грехи, наверное, не к смерти. Но есть грехи иные. Их
богато иллюстрирует Библия.

  1. Дети священнослужителя Илии, зная истину, злостно кощун-
    ствовали, греша прямо в скинии.

Отец предостерегал:

«Дети, нельзя так, нехороша молва о вас». «Если согрешит человек
против человека, то помолятся о нём Богу, если же человек согрешит
против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» Но они не слушали голоса
отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти»

  • Цар. 2:25. Молиться о них было бесполезно.

Анания и Сапфира солгали Духу Святому. Этот грех оказался гре-
хом к смерти обоих. Д. Ап. 5 глава. И там никто о них не молился. Ещё об одном разряде грешников говорится в Евр. 10:26-31.

Если христианин упал, может быть не в силах подняться, но он сожале-
ет, то, как блудный сын, может вернуться к Отцу. Но не о таких говориться
в 10 гл. Евреям.

Они попирают Сына Божьего, не почитают за святыню Кровь Завета,
Духа благодати оскорбляют (Евр. 6:4-8). «Распинает в себе Сына Божия
и ругается Ему». Таким ничьи молитвы не помогут. Это грехи к смерти.

Добавим сюда уже упоминаемую фразу: «Любой нераскаянный
грех может привести к смерти».

Грех хулы на Духа Святого - тоже к смерти.

И ещё один грех, притаившийся во многих христианах - непро-
щение.

«Прости нам, как и мы прощаем».

Не прощай нам, как и мы не прощаем, а это путь к смерти.

Что же делать в таких случаях с этими людьми? Кроме ваших молитв,
которые здесь ничего не дадут, у вас есть ещё немало средств, и их задача привести грешника к его собственной молитве. Это будет его последний
шанс в надежде, что милость Божия превознесётся над судом. Это было
в Библии, и в нашей жизни нередко. Разъяснение может обратить «греш-
ника от ложного пути его спасёт душу от смерти» - Иак. 5:20.

Обличение может открыть глаза на содеянное. Как в случае Нафана,
и согрешившего Давида: «Согрешил я». А, это путь к Божьему прощению.
Не теряйте надежды и усердия в помощи тем, кто согрешил даже грехом
к смерти.

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых

ГРЕХ К СМЕРТИ = СМЕРТНЫЙ ГРЕХ?


Очень часто люди задают вопрос о том, что такое «грех к смерти» , о котором говорится в 1 послании Иоанна (1 Ин 5:16) Действительно, Библейский стих, где встречается эта фраза, сложен для понимания в отрыве от контекста главы, послания – и всего Писания. Ещё больше осложняется толкование этой таинственной фразы наслоением самых разных учений, стереотипов, традиций. Например, таких, как учения о восьми или семи смертных грехах, свойственного особенно католицизму и православию.

По данным некоторых источников, первым учение о смертных грехах сформулировал Евагрий Понтийский в конце IV века. Вот список главных грехов, согласно взгляду этого богослова:

1.Чревоугодие

2. Прелюбодеяние, блуд

3. Алчность

4. Печаль

5. Гнев

6. Уныние

7. Тщеславие

8. Гордыня

Несколько позже Папа Римский Григорий Великий сформулировал список из семи смертных грехов. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» опирается на этот список, описывая во второй части своего произведения круги ада, соответствующие каждому из этих грехов:


1. Гордыня

2. Зависть

3. Гнев

4. Уныние

5. Алчность

6. Чревоугодие

7. Похоть, блуд








Об этих ли грехах говорит Апостол Иоанн? Неужели наш Господь не прощает эти грехи – и каждый, совершивший что-то из этого хоть раз в жизни, обречён на вечность в аду и не имеет надежды спастись?.. Если так, нет надежды ни у одного из живших когда-либо и ныне живущих людей!… А как же жертва нашего Господа Иисуса Христа? Неужели Его Крови не достаточно, чтобы искупить эти грехи?



К сожалению, часто люди не задумываются об этих вопросах, рассуждая о списках смертных грехов – и, таким образом, пренебрегают Евангелием!

Давайте же вместе постараемся исследовать Писание, веря, что это полное и законченное откровение Живого Бога , содержащее в себе всё, что нам нужно знать для спасения души. Основываясь на этом принципе, вместе начнём изучение!



Попробуем понять саму фразу «грех к смерти».



I . СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕВОДОВ 1 ИН 5:16-17



Синодальный перевод: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти , то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти . Есть грех к смерти : не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти ». (1Иоан.5:16,17)



Радостная весть: «Если кто увидит, что брат совершает грех (но грех, не ведущий к смерти) , пусть помолится и даст ему жизнь (это касается тех, чей грех не ведет к смерти ). А есть грех, ведущий к смерти . Я не говорю, что надо молиться о таком грехе. Всякое дурное дело - грех, но есть грех, не ведущий к смерти ». (1Иоан.5:16-18)



Перевод Международного Библейского Общества (МБО): «Когда вы видите своего брата согрешающим и если этот грех не ведет к смерти , то молитесь об этом брате, и Бог даст ему жизнь. Я говорю здесь о таких грехах, которые не ведут к смерти . Есть грех, последствием которого может быть только смерть , и я не говорю вам молиться о грешнике, виновном в таком грехе. Всякий неправедный поступок - это уже грех, но есть грех, не влекущий непосредственно за собой смерти , и для такого грешника есть покаяние и прощение». (1Иоан.5:16,17)



King James Version : «If any man see his brother sin a sin not unto death , he shall ask, and he shall give him life for them that sin not unto death . There is a sin unto death : I do not say that he shall pray for it. All unrighteousness is sin: and there is a sin not unto death ». (1Jn.5:16,17)



New American Standard Bible : «If anyone sees his brother committing a sin not {leading} to death , he shall ask and {God} will for him give life to those who commit sin not {leading} to death . There is a sin {leading} to death ; I do not say that he should make request for this. All unrighteousness is sin, and there is a sin not {leading} to death ». (1 Jn .5:16,17)



Подстрочный перевод с греческого текста : «Если кто-нибудь увидит – брата его грешащего грехом не к смерти , будет просить и даст ему жизнь, - грешащему не к смерти . Есть грех к смерти ; не о том говорю чтобы он попросил. Всякая неправедность грех есть, и есть грех не к смерти ». (1 Ин 5:16, 17). [Сохранена пунктуация и конструкции греческого языка].

Мы прочли с вами 6 различных переводов этих двух стихов. Все они очень похожи друг на друга. Безусловно, все переводчики увидели здесь один и тот же смысл – и изложили его практически одинаковыми словами. Поэтому из этого сравнительного анализа переводов мы можем извлечь не так много информации, которая помогла бы нам лучше понять исследуемую фразу. Но вот что мы видим в тех текстах, где переводчики немного распространили эти слова, добавив в перевод интерпретацию: «грех, ведущий к смерти » (РВ), «грех, последствием которого может быть только смерть» (МБО), « a sin { leading } to death » (NASB ) [то есть, как и в Радостной Вести, «грех, ведущий к смерти»]. Это не так много. Этого не достаточно – по крайней мере, мне J - чтобы понять суть слов «грех к смерти». Однако эти фразы сразу вызывают ассоциацию с шестой главой послания к Римлянам, особенно с её очень известным последним стихом:


«Ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23).


«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти , или послушания к праведности?» (Рим.6:16)

Исходя из контекста всей главы и конкретно этих двух стихов (Рим 6:16 и 6:23), можно сделать вывод, что, когда Библия говорит о «грехе к смерти», речь идёт не о конкретном разовом проступке, греховном действии . Речь о чём-то более глобальном. Ведь «грех к смерти» противопоставляется не доброму поступку, «послушанию к праведности» как состоянию , в котором пребывает человек, живущий во Христе. То есть, от обратного можно предположить, что «грех к смерти» - состояние человека, живущего без Бога, не примирившегося с Ним, не принявшего Божий дар вечной жизни во Христе Иисусе


Давайте проверим это предположение, изучив контекст всего 1го послания Иоанна, ведь фраза «грех к смерти» является частью заключения, вывода из всего сказанного Иоанном в этом письме!



II . ИССЛЕДОВАНИЕ 1 ПОСЛАНИЯ ИОАННА ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЫ «ГРЕХ К СМЕРТИ»

Предлагаю вам самостоятельно прочесть это небольшое послание, прежде, чем двигаться дальше, чтобы составить своё собственное мнение . Так как мы хотим понять значение фразы «грех к смерти», читая, обращайте особое внимание на стихи, где говорится о грехе и о смерти .

Вот вкратце то, как я изучала это послание: шаги и выводы по каждому из них .



ШАГ 1: Читаю всё послание сразу , обращая особое внимание на слова «грех» , «жизнь» и «смерть» , а также на синонимичные фразы (т.е. где не употребляются именно эти слова, но смысл тот же). Отмечаю в тексте все эти стихи, чтобы позже к ним вернуться и проанализировать (в своей Библии мне писать жалко, поэтому распечатала послание на обычных листах, где удобно рисовать и делать заметки).




ШАГ 2: Анализ значений слова «грех» .


В этом послании слово «грех» употребляется 18 раз: 1 Ин 1:7, 1:8, 1:9 (2 раза), 2:2 (2 раза), 2:12, 3:4, 3:5. 3:8, 3:9, 4:10, 5:16 (3 раза), 5:17 (2 раза). Везде в этих стихах в греческом тексте используется одно и то же слово («хамартия»), так же, как и в русском. Согласно греческому лексикону Стронга, это слово имеет следующие значения: грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность. Мы видим, что в русском языке все эти слова отличаются по смысловой нагрузке. Так, «греховность» - это практически сущность, постоянное или доминирующее состояние, греховная природа. Тогда как, например, слова «провинность», «проступок» имеют гораздо более лёгкую нагрузку, обозначая ошибку, разовое неверное действие .







Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что это действительно важно!

Если не обращать внимания на разные оттенки значений слова «грех» в этом послании, то, во-первых, оно может нас сильно опечалить! Так долгое время было со мной. Честно говоря, до этого изучения! J Несмотря на то, что считается, что это послание – о Божьей любви, мне всегда было тяжело его читать, так как очень многие стихи в нём говорят о том, что, если ты с Богом, ты не можешь грешить. А если грешишь, то ты не с Ним… Но ведь я грешу! Каждый день я совершаю ошибки, будь то мысли, слова или дела, огорчающие Бога. Всегда, когда я читала это послание, я думала, что наверняка что-то не так понимаю, что надо разобраться. Но, признаюсь, это было мне слишком больно и тяжело, и я предпочитала читать другие книги Писания, в которых видела больше надежды и благодати. Сейчас же мне «пришлось» изучить это послание глубже для этого исследования – и Бог меня очень ободрил, помог увидеть, что и 1 Иоанна наполнено Его благодатью к грешникам, как и вся Библия. Надеюсь, что мне удастся помочь вам увидеть то же через это изучение!


Сравните, например, следующие стихи:







Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя , и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши , то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым , и слова Его нет в нас. (1Ин.1:8-10)


Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Ин.3:9)


Как же так? С одной стороны, мы обманываем самих себя, если говорим, что не грешим. С другой, мы, будучи рождены от Бога, НЕ МОЖЕМ ГРЕШИТЬ! Причём, все эти стихи обращены к одинаковой аудитории: к верующим христианам! Но ведь это Слово Божье, а в нём не может быть противоречий (я в это верю!). Остаётся предположить, что в 1 Ин 1:8-10 и 1 Ин 3:9 речь идёт о разных вещах. И действительно, ключ к пониманию даёт следующий стих из этого же послания:


Всякая неправда есть грех ; но есть грех не к смерти . (1Иоан.5:17)

Из этих слов следует, что есть разные грехи: «к смерти» и «не к смерти». Таким образом, вероятно, в 1 Ин 1:8-10 говорится о грехах «не к смерти». Такие грехи есть у каждого христианина! Все мы, имея греховную природу по плоти, иногда грешим. Вспомните переживания Апостола Павла по этому поводу (Рим 7:14-25)! Но, так как мы доверили свою жизнь Христу, Он является ходатаем за нас (1 Ин 2:1-2) и очищает нас, ведя нас путём освящения (Фил 1:6, 1 Ин 1:9). А в 1 Ин 3:9 говорится о таком грехе, который рождённый от Бога человек, просто не имеет возможности совершить! Что это за грех, нам помогут понять следующие шаги изучения!



ШАГ 3: Анализ значений слов «жизнь» и «смерть».

В ходе чтения становится видно, что слова «жизнь» и «смерть» говорят именно о «жизни вечной» (1 Ин 1:2, 2:25, 3:14, 4:9 и др.) и «смерти духовной», то есть о неимении жизни вечной (1 Ин 3:14).


Кстати, говоря о смерти именно в этом, не физическом, а духовном значении, хочу подчеркнуть важный момент, над которым особенно размышляла в ходе этого изучения! Христос учит нас:


Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную , и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь . (Ин.5:24)


Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше , не может увидеть Царствия Божия. (Ин.3:3)

О том же духовном рождении, переходе из смерти в жизнь говорит Иоанн и в своём первом послании:


Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь , потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти . (1Ин.3:14)

Что объединяет эти три текста Писания? Очень важная мысль : все люди, не знающие Бога, не принявшие Христа верой, не слушающие Его Слова – пребывают в смерти, то есть духовно мертвы. Христос же предлагает нам спасение, вечную жизнь – и, принимая протянутую к нам руку Спасителя, мы переходим в жизнь, другими словами, рождаемся от Бога (Ин 1:12-13)! Писание не говорит о том, что рождённые от Бога могут умереть. Оно говорит о том, что не принимающие Его пребывают в смерти, не рождаются. Почему это очень важно понимать? И почему я говорю об этом в контексте размышления о «грехе к смерти»? Потому что это означает, что «грех к смерти» - это не то, что может совершить живой человек, после чего он умрёт. Это то, что не даёт мёртвому человеку перейти в жизнь! И, согласно уже рассмотренному нами в прошлом ШАГЕ стиху 1 Ин 3:9, рождённый от Бога не может совершить этот грех!!!

Возвращаясь к наблюдениям над словами «жизнь» и «смерть» в тексте 1 Иоанна, нужно отметить ещё один интересный и важный момент. Очевидно, что эти два слова (или синонимичные им фразы) на протяжении всего послания употребляются рядом – и автор намеренно всякий раз подчёркивает контраст между ними! И это не случайно: при помощи этого приёма Иоанн помогает нам увидеть, что даёт нам жизнь – и что мешает людям перейти из смерти в жизнь .



Предлагаю составить на основании стихов с этими словами таблицу , которая поможет нам нагляднее увидеть, каковы «условия» приобретения жизни – и «препятствия» на пути к ней. Последнее, по идее, и будет тем грехом (неугодным Богу действием), который назван Иоанном «грехом к смерти».



ШАГ 4: Таблица «Жизнь и смерть»

Среди стихов 1 Иоанна, где говорится о жизни и смерти, есть те, которые указывают на причину, по которой кто-то имеет жизнь, а кто-то пребывает в смерти . Но также там есть и слова, говорящие о последствиях, о плодах, проявляющихся в жизни тех, кто рождён от Бога, и кто ещё мёртв (например, 1 Ин 3:10-12, 3:14-16, 4:6 и др.). Наша цель сейчас – увидеть именно причины, а не последствия. Именно на выявление причин и нацелен этот шаг. Поэтому в таблицу ниже запишем только стихи, где есть указание на «условия получения» жизни вечной – и на «препятствия» в этом. В соответствующие графы постараемся выписывать тезисно «условия» и «препятствия». А потом попробуем сделать выводы.

ЖИЗНЬ : стихи 1 Иоанна

Условие получения жизни вечной

СМЕРТЬ: стихи 1 Иоанна

Препятствия получения жизни вечной

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете , и нет в нем соблазна. (1Ин.2:10)

Пребывать во свете . А что есть свет? На этот вопрос Писание отвечает ясно: «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» .

(Ин.8:12); «Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин 1:5б).

А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме , и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

(1Ин.2:11)

Находиться во тьме . То есть не быть в Боге, не быть во Христе, не следовать за Ним.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:17)

Исполнять волю Божию.

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:15-17)

Не иметь в себе любви Отчей.

Согласно 1 Ин 3:16 и 4:16, любовь Отчая – это Христос, отдавший за нас жизнь Свою. Чтобы «иметь в себе любовь Отчую» нужно, чтобы в тебе жил Христос (Гал 2:20); нужно верить в Него и Его жертву за тебя, за твои грехи.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца . (1Ин.2:23)

Исповедовать Иисуса Христа.

Об этом подробно пишет Павел:

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»

(Рим.10:9)

Всякий, отвергающий Сына , не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Ин.2:23)

Отвергать Иисуса Христа .

То есть, не принимать Его как своего Господа (Господина своей жизни)

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Пребывать во Христе

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Не знать Христа

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога ;

(1Ин.4:2)

Исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

Другими словами, верить в Евангелие, в то, что Иисус – воплотившийся Господь, пришедший спасти нас от смерти, от наших грехов, отдав за нас Свою жизнь на кресте, а затем воскреснув!

…а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога , но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

(1Ин.4:3)

Не исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти .

Это может быть как отрицание Евангелия, вести о пришествии Иисуса ради нашего спасения, так и различные ереси и учения, искажающие Библейское учение о природе Христа. А также просто непринятие Христа, неверие в Него, в Божью любовь и благодать.

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога .

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него . (1Ин.4:7-9)

Быть рождённым от Бога и знать Его, получив жизнь через Христа.

О рождении от Бога по вере в Иисуса хорошо написано в Евангелии от Иоанна:

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(Ин.1:12-13)

Знание Бога подразумевает личные отношения с Ним через Духа Святого, живущего в каждом, кто доверил свою жизнь Господу.

Кто не любит, тот не познал Бога , потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

(1Ин.4:7-9)

Незнание Бога из-за непринятия Его Единородного Сына.

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь ; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Веровать в Сына Божия; иметь Сына Божия (то есть, принять Его сердцем, иметь взаимоотношения с Ним, следовать за Ним, стремиться поступать так, как Он поступал…)

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем .

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни .

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Не верить Богу, не верить в Иисуса Христа, в то, что Он – путь спасения, данный людям Богом

Выводы из таблицы:


Человек может перейти из смерти в жизнь , если уверовал в Евангелие, во Христа, пришедшего во плоти, исповедует Его Господом и Спасителем, стремится познавать Бога и исполнять Его волю; если в Нём живёт Христос.


Человек НЕ может перейти из смерти в жизнь , если не верит в Иисуса Христа, пришедшего во плоти, отвергает Его, не принимает Божью любовь и благодать, не исповедует Христа Господом и Спасителем, не знает Его лично.


Таким образом, это последнее состояние – состояние неверия, непринятия, незнания, отрицания Иисуса Христа – и есть, согласно нашему исследованию 1 Иоанна, грех к смерти. Ведь так человек сам отказывается от предложенной ему жизни! Теперь становится ясно также, почему рождённый от Бога не может совершить грех к смерти! Ведь он уже принял Христа, уже познал Господа, уверовал в Евангелие .



III . ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ. ПОИСК ПОДОБНЫХ/СИНОНИМИЧНЫХ ФРАЗ В ПИСАНИИ – И АНАЛИЗ ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Чтобы прийти к ещё более широкому и глубокому пониманию фразы «грех к смерти», а также чтобы проверить, к правильным ли выводам о сути греха к смерти мы с вами пришли, изучая 1 Иоанна, я постаралась вспомнить другие Библейские слова, несущие в себе похожий смысл, чтобы мы смогли их сопоставить между собой . Что именно (какие взгляды, действия, образ жизни и т.д.) приводит к ужасному результату – к смерти, то есть, к тому, что люди не получают прощения, что Бог не принимает их, что они оказываются «во тьме внешней», не получают дар вечной жизни?

Ниже мы постараемся рассмотреть «пять страшных фраз» , которые помогут нам лучше понять, что же за грех ведёт людей к смерти. Мы будем вместе читать стихи (не буду полностью приводить тексты каждого отрывка – только ключевые слова), коротко делать выводы по каждой из фраз в конце каждого пункта , а в конце раздела подведём небольшой общий итог .

А. «Хула на Духа Святого»



Мф 12:23-32

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Матф.12:31,32)

Лк 12:8-10

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится . (Лук.12:10)

Мк 3:28-30

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению .[Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух . (Мар.3:28-30)

1 Пет 4:14

«Если злословят вас за имя Христово , то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится , а вами прославляется». (1Пет.4:14)


Небольшой итог : что такое «хула на Духа»?

«Хулой на Духа Святого» Христос называл отрицание фарисеями того, что Он послан Богом, что в Нём именно Божий Дух. Говоря, что Он действует силой нечистого духа, они оскорбляли Господа, называя Духа Святого бесом! 1 Пет 4:14 проливает ещё больше света на понятие «хула на Духа»: согласно этому стиху, хулят Духа Божьего те, кто отвергает Христа (будь то лично, или через отвержение Его учеников). А прославляется Дух Божий теми, кто принял Его, уверовал во Христа и следует за Ним, несмотря на любые трудности (по примеру Самого Иисуса). Таким образом, «хулить Духа» - отвергать Бога, злословить Его, не принимать тех, кто проповедует Его, призывая с Ним примириться (2 Кор 5:19-20).




Б. «Жизнь по плоти»

Рим 8: 9, 13

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас . Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его . (Рим.8:9)

…ибо если живете по плоти, то умрете , а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.(Рим.8:13)


Небольшой итог: что такое «жизнь по плоти»?

Согласно этим стихам, живёт по плоти (именно в этом значении этой фразы, именно в контексте Рим 8: сравните с 1 Кор 3:1, где младенцы во Христе, т.е. уже рождённые свыше, имеющие Духа Святого, но ещё не укрепившиеся, не научившиеся жить по Духу, названы «плотскими»!) тот, кто не имеет Духа Христова . То есть, кто не принял Его . Вспомним, что говорит Сам Иисус о Духе Святом, о вере:

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе , Которого имели принять верующие в Него…

(Иоан.7:37-39)

То есть каждый, кто хочет, может прийти ко Христу, получить Духа Святого. Для этого нужна только вера и желание! А значит, те, кто выбирает «жить по плоти», не верят и не имеют желания жить с Богом и для Бога .



В. «Если не покаетесь…»

Лк 13:1-9

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . (Лук.13:1-5)



Небольшой итог: что имеет в виду Иисус, говоря «если не покаетесь»?

В конце 12 главы Иисус говорит о грядущем суде, в стихах 13:6-9 рассказывает притчу, где говорит, что пока ещё у людей есть возможность обратиться, но скоро уже не будет. Благодаря этому контексту, легко понять, что Иисус не имеет в виду, что все грешники будут погибать физически мучительной смертью. Он побуждает людей задуматься о том, что будет с их душами, если они не переосмыслят свою жизнь и не примирятся с Богом.

Слово «покаяние» (греч. «метанойя») означает «перемена мышления». Смысл этого слова – переосознание своей жизни и кардинальная перемена направления движения! То есть Иисус просит людей услышать Его, Слово Божие, и увидеть, что они погибают. Их путь жизни без Бога ведёт в смерть. А чтобы иметь жизнь, им надо понять, признать и изменить это! Следующие несколько стихов показывают, что покаяние неразрывно связано с верой во Христа , и что только через покаяние можно иметь жизнь:

Спаситель сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31, 32). Т. е. Господь наш Иисус Христос говорит нам о том, что есть такие грехи, которые непосредственно ведут душу в вечную погибель – в ад. И это часто является синонимом слова «смерть», не в конкретном физиологическом смысле, но в смысле духовном. Если человек согрешает смертным грехом и не приносит плоды покаяния, то он убивает, мертвит собственную душу. Она попадает в ад после смерти, где предается вечным мучениям.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов также нам говорит о грехах смертных и не смертных: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5:16,17).

Что же такое грех?

Это нарушение разумной тварью, духами (сатаной и бесами), а также человеком Божественного закона.

Есть и развернутые определения:

1. помысл, мысль, желание, решение, влечение, действие или бездействие, противоречащее Божественному нравственному закону, Божьим заповедям, повелениям, религиозно-обрядовым нормам;

2. первородный грех: порча человеческой природы, как по душе, так и по телу, в нравственном отношении проявляющаяся в том, что все потомки согрешивших прародителей (за исключением Господа Иисуса Христа) рождаются со склонностью ко злу, удобопреклонными к влиянию на них падших духов.

Примечательно, что в переводе с греческого слово «грех» – это «непопадание в цель, промах». Отталкиваясь от этого понятия, так определяет грех преподобный Максим Исповедник: «Грех, отождествляемый со злом – есть неразумное движение естественных сил твари по ошибочному суждению к чему-либо помимо цели». Преподобный Исаак Сирин говорит о том же только другими словами: «Грех есть выпадение твари из чинного мира», т. е. движение помимо цели.

Очень точно, ярко и убедительно дает определение греху в своей книге «Православное богословие» профессор Владимир Николаевич Лосский: «…зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его. Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими».

Исходя из этих цитат, мне кажется, определение греха ясно.

Что же такое грех к смерти и не к смерти?

Здесь для Бога более всего ценно то качество, с помощью которого бесами и людьми был совершен грех. Свободная воля, являющаяся выразителем личности существа. При сотворении Ангелов и людей Господь наделил их свободной волей, произволением уклониться в добро или во зло. И именно воля человеческая, направленная к Нему, наиболее ценна для Господа. Об этом неоднократно говорится в Священном Писании. Например, «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26).

И именно направление воли человека является критерием, по которому определяется грех к смерти или нет.

Пример из Священного Писания.

Диавол и бесы после войны на Небе окончательно отпали от Бога. Их исправление невозможно. Они осуждены на ад. Почему? Потому что их никто не соблазнял. Люцифер и бесы по своей воле возненавидели Господа и были обуяны гордыней. По своей воле они начали творить зло.

Люди же были соблазнены. Да, они тоже согрешили. Но святые праотцы Адам и Ева осознали свой грех. Они сокрушались о нем. Богословие гимнографии начала Великого поста вообще можно озаглавить как «Плач Адама, а с ним и всего человечества, у закрытых врат рая».

Смертный грех – это когда человек сознательно идет на бунт против Бога, всем своим душевным и сердечным устроением ненавидит Создателя.

Вспомним приведенные в начале статьи евангельские стихи (Мф. 12:31, 32). Почему хула на Сына Человеческого простится? Потому что Христос пришел во плоти человеческой. Да, можно было по традиции иудейской либо языческой сомневаться в том, что Он Сын Божий. Так воспитан человек. Достаточно здесь сказать о святом первоверховном апостоле Павле. Но хула на Духа Святого не простится. Почему? Потому что Дух Святой – это Бог. И человек знает это. И если он хулит Его, то делает это сознательно богоборчески.

Поэтому в перечне смертных грехов раскол, ересь, колдовство, гадание, вероотступничество, содомия, грабеж, убийство, прелюбодеяние, жестокая, бесчеловечная обида, святотатство, самоубийство и прочее. Потому что на все это человек идет сознательно и часто именно с богоборческой целью.

А есть грехи, которые человек делает словно бы нечаянно, как писал святой первоверховный апостол Павел: «Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19, 20). Например, соседки осуждали кого-то, я подошла и невольно тоже вовлеклась в осуждение. Но если и не смертные грехи становятся укорененной привычкой, страстью, когда человек, зная, что это плохо, не борется с ними, но, наоборот, становится окончательным их рабом (что называется «плюхнулся в грязь с головой и в этом обрел наслаждение»), то тогда и грех не к смерти становится смертным, потому что он поглотил душу человеческую. И это тоже сродни богоборчеству.

Что же делать, как избавиться от греха?

Обратимся к замечательным словам подвижников благочестия последних времен.

Преподобный Паисий Святогорец сказал, что современному человеку достаточно трех вещей для спасения. Первая из них – научать людей истинам веры Христовой, и особенно родственников, детей. Вторая – жить жизнью Церкви, участвовать в богослужениях и Таинствах церковных. Третья – именно покаяние.
Отец Паисий когда-то произнес замечательную фразу о том, что если бы он мог, то исповедовался бы каждый день.

Поспешим же, братья и сестры, к спасительному хирургическому столу исповедального аналоя. Без стыда ложного, без сокрытия грехов, но со страхом Божиим и сокрушением о грехах. Будем стараться с Божьей помощью исправляться, полоть свой сердечный огородик от греховных сорняков. И это важный труд и во дни Рождественского поста, и до самой гробовой доски. Это та спасительная битва, которую нам надо вести.

Святитель Василий Великий говорил, что конец всякого греха – смерть, а конец исполнения заповеди Божией – жизнь вечная. Вот что нам предстоит.

Смертный грех – это попытка человека свергнуть со своего сердечного алтаря Бога. Добродетель же и начало вечной жизни – когда человек икону Господа поставляет на престоле своего душевного храма, когда Бог становится центром его жизни, центром устремления его жизни, желанной целью его пути. С этого начинается наше спасение, исцеление от греха и вечное блаженство!

Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 28.12.2009


Алексей пишет : Скажите, пожалуйста, что Библия имеет ввиду грех который ведет к смерти, и грех не к смерти?

Это один из наисложнейших вопросов, поэтому давайте молить нашего Небесного Отца дать нам разумение этого вопроса прямо от Престола Его благодати, чтобы нам, отвергшись своих плотских мудрствований, исполнить Его волю. Только Его волю. Чтобы нам не предпринимать никаких действий до тех пор, пока мы не имеем полноты открывшейся Истины, чтобы не нанести вред ни своей душе, ни душе своего ближнего. Ведь для нас главное – исполнить наиважнейшие заповеди Христа, на которых основываются Закон и пророки, на которых основывается Царствие Небесное ().

http://www.сайт/answers/r/28/305719
http://www.сайт/answers/r/34/300992

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».

Библия говорит, что любой грех рождает смерть. Любой грех, даже самый малюсенький, преграждает нам свободный доступ в Небесные Обители.

"Ибо если мы, получив познание истины , произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи , но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!"

Заметьте, что речь идёт как раз о том, что Господь будет судить Свой народ , т.е. тех кто уверовал в Него, как Спасителя, и мы видим, что, оказывается, далеко не всякий из Его народа будет спасён. Потому что не всякий решится постоянно принимать от Бога свет, чтобы каждый день становиться всё более и более похожим на Сына Божьего, чтобы возрастать из славы в славу, как об это происходило с первыми уверовавшими:

"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу , как от Господня Духа" ().

Попробую подвести некоторый итог сказанному. В Иоанн рассуждает исключительно о христианах и говорит о том, что среди них будут такие, которые начнут грешить грехом к смерти, т.е. осознанным грехом, ожесточив свои сердца против воздействия Святого Духа. За таковых уже и молиться не надо, "ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]" ().

Давайте рассмотрим это всё на примере Савла.

Всякий не принявший Христа, как Спасителя, мёртв в глазах Бога. Сколько бы он ни грешил, как бы он ни грешил, он просто мёртв во грехах своих. Пока Савл гнал церковь Божию, бросал христиан в тьрьмы, радовался смерти таких, как Стефан - всё это невозможно назвать грехом к смерти, т.к. Савл и так был просто мёртв во своих грехах (). Перед Савлом, как и перед всяким человеком был отрыт путь покаяния и спасения, возможность ожить в глазах Бога, но Савл всё ещё был духовно мёртв.

И вот Савл покаялся, стал христианином, вкусил радость спасения, стал живым в глазах Бога, начал проповедовать Христа... давайте представим, что посреди всей этой своей деятельности он вдруг завёл бы любовницу или начал бы проповедовать спасения не заслугами Христа, а делами, хотя знал бы что и любовница и такая проповедь - грех. Братья постарались бы образумить его, помолиться за него и пр., но он не откликнулся бы и не покаялся бы... вот вам грех христианина к смерти. Братья должны были бы запретить ему проповедовать и исключить его из церкви () и Павел погиб бы в своём ожесточении.

Пусть спасающая сила Всевышнего постоянно пребывавет в вас и с вами, чтобы вам с каждым днём всё ближе подходить в Источнику Жизни и Святости, всё более уподобляясь Спасителю!

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

О чень интересный вопрос задал Джону Пайперу слушатель по имени Дэнни: “Здравствуйте, пастор Джон, спасибо Вам за этот подкаст. Что такое ‘грех не к смерти’ в 1 Иоанна 5:16-17? Объясните, пожалуйста.”

“Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” (1 Ин. 5:16-17)

Позвольте мне дать вначале краткий ответ, а потом вернуться и представить основание для этого, исходя из контекста 1-го Послания Иоанна и более широкого учения Нового Завета. Вот мой ответ: грех, который не ведёт к смерти (что, как, по моему мнению, имеет ввиду Иоанн, есть вечная смерть или осуждение) - это любой грех, совершаемый нами, который мы, по благодати Божьей, способны исповедовать и покаяться в нём. Таков мой ответ.

Любой грех

Причина, почему я так выразился, в том, что сказано в 1 Иоанна 1:9 и в Евреям 12:16. Итак, в 1 Ин. 1:9 говорится: “Если исповедуем грехи наши” - Иоанн не уточняет, какой именно вид грехов - “то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.” Это просто потрясающее, чудесное, славное и драгоценное обетование. Если вы можете искренне исповедовать свой грех, согласиться с Богом в том, что это грех и что он отвратителен, возненавидеть этот грех, бороться с ним, вы будете прощены.

Однако, в Евр. 12:16-17, где говорится об Исаве и том, что с ним стало, написано:

“[Видите,] что нет такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после этого, когда он желал унаследовать благословение, он был отвергнут, потому что он не нашёл возможности к покаянию, хоть и искал его со слезами” (дословный перевод с английского перевода ESV).

Когда говорится, что он искал его , имеется ввиду, что он искал покаяния. Он не мог найти его. Он не был уже способен на покаяние. Не так, что он каялся, и каялся, и рыдал, но Бог не прощал ему. Нет, нет и нет. Он не мог покаяться. Он согрешил до такой степени и глубины, что Бог счел его безнадежным.

Вот это и есть то, что, по моему мнению, Иоанн подразумевал под непростительным грехом. Это не какой-то особый грех, например, какой-то особенный ужасный поступок, — но всё дело в глубине, степени, усугублении греха и упорстве в нём, при которых искреннее исповедание и покаяние становятся невозможными.

Потому мой ответ на вопрос Дэнни “Что такое грех не к смерти?” такой: это любой грех , любой грех, который мы всё ещё, по благодати, способны искренне и смиренно исповедовать и покаяться в нём. Такой грех не ведёт к смерти.

Установление баланса Иоанном

Теперь давайте посмотрим на контекст, потому что это действительно помогает понять, как сам текст, на который ссылается Дэнни, вписывается в более широкую тему 1 Послания Иоанна. Стих 1 Ин. 5:16 начинается словами “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти.” Я бы здесь уточнил “Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти,” иначе звучит так, будто речь о каком-то специфическом грехе. Здесь по контексту речь о любом грехе.

Итак, позвольте мне привести это следующим образом:

“Если кто видит брата своего согрешающего каким-либо грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Ин. 5:16–17).

Необходимо убедиться, что мы рассматриваем эти два стиха как часть более масштабной попытки установления баланса, которую Иоанн предпринимает в этом письме. С одной стороны, в этом послании особо подчёркивается, что те, кто по-настоящему рождён свыше, не грешат. В 1 Ин. 3:9 сказано: “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха.”

С другой стороны, Иоанн предупреждает нас против неправильного понимания этих слов — против перфекционизма, будто бы христиане совсем больше не грешат. Я действительно встречал людей, говорящих такое. Иоанн пишет:

“Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.” (1 Ин. 1:8-10)

Изменившийся, но не идеальный

С одной стороны, если вы рождены свыше, вы не продолжаете грешить. С другой стороны, в этом мире вы никогда не перестанете грешить совсем. Другими словами, Иоанн пытается найти равновесие между абсолютной необходимостью рождения свыше, которая непременно даёт значительную победу над грехом. Это одна сторона. С другой стороны, для нас, христиан, реальность в том, что мы, совершая грехи, можем обрести прощение, исповедуя их.

Вот тот баланс, который мы находим в 1 Ин. 5:16-17. Итак, стих 16 начинается словами: “Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.” Другими словами, да, существует такое явление, как христианин, совершающий грех, и не получающий за него вечное осуждение.

А дальше стих 17 заканчивается такими словами: “Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.” То есть, Иоанн делает особый акцент на том, что мы не должны воспринимать то, что он сказал, в идеалистическом свете, будто бы христиане не грешат или будто все грехи ведут к осуждению. Это не так.

Драгоценное обетование

Христиане грешат, и не все грехи ведут к вечному осуждению. Но прямо здесь, в середине, в конце 16 стиха он делает оговорку. Он говорит: “Когда я говорю вам молиться за грешников, я признаю, что Иисус учил о грехе, который не прощается, и я признаю, что в Послании Евреям говорится об Исаве, и я признаю, что действительно существует грех, ведущий к смерти и вечному осуждению. Он не даёт вам раскаяться. Я говорю не о таком грехе.” В этом смысл слов Иоанна: “не о том говорю, чтобы он молился.” Он не говорит нам не молиться за такой грех, он просто говорит: “Это не то, что я имею ввиду, говоря вам молиться за грешников, чтобы Бог дал им жизнь.”