"А почему же ты не делал то, что хотел?" Мнение о том, почему "успешные и продуктивные" несчастны. Ольга Романова: «Представьте себе, что вы умерли Представьте что вы умерли

Наш колумнист Александр Зантович рассуждает о том, почему культ «энергичности, многозадачности и продуктивности» не делает нашу жизнь счастливее. А скорее наоборот.

Facebook.com/leprumus

Мой дядька — человек удивительный во многих отношениях. Например, меня искренне удивляет стиль его путешествий. Вот, скажем, если я решу ехать во Львов, то это происходит так: я сажусь на машину утром, еду, стою на границе, снова еду, к вечеру приезжаю — выдох. Путь заранее известен, гостиница забронирована, бюджет намечен, продумано, куда я пойду, что буду смотреть. Что называется, вижу цель — иду к цели.

Дядя во Львов может ехать три дня. Потому что по дороге ему встретится любопытный городок. Почему бы его не осмотреть? Хм, а вот симпатичное кафе! Тут столики на улице, приятное обслуживание, прекрасный вид на речку. А давайте здесь кофейку выпьем. Ой, смеркается, пожалуй, заночуем прямо здесь, давай найдем гостиницу…

Или, скажем, ездили мы в деревню к деду. Все время работать: грядки там, дрова, что-то помогать по хозяйству. Потом приехал дядька и сказал: это все правильно и верно, но что мешает нам поставить мангал и вечерком жарить себе шашлыки? И в самом деле, удивляемся мы, как это никому не приходило в голову?

А когда он решил себе сделать дачу, то непременным условием стало наличие балкона на втором этаже, куда можно выйти утром и с удовольствием закурить, глядя вдаль и думая совершенно ни о чем.

Он — великий мастер наслаждения жизнью.

Это мастерство стоило бы освоить всем без исключения. Но у нас так как-то не принято.

У нас уважение вызывает человек дела. Он постоянно чем-то занят. На работе он много суетится. Лицо озабоченное, лоб хмурый. У него важные совещания, стол завален документами. Он громко ругается с кем-то по телефону, принимает посетителей, проводит селекторные совещания. Он всегда готов взять на себя дополнительный функционал, исполнителен и инициативен. Он говорит фразы вроде «я вас услышал», «мы проведем работу», «мы не должны допустить». Я даже слышал такое выражение: «Пока человек работает, он живет».


facebook.com/bestadvt

Дома человек дела тоже на диване не сидит. Что-то придумывает сам: проверить подвеску в машине, поменять лампочку, купить новый телевизор и робот-пылесос. Что-то поручает жена. Нет, не так. Большую часть поручает жена: купить ей новый телефон, отвезти тещу на дачу, а ее — в Италию, расширить жилплощадь, перетянуть диван, поменять шторы, набрать продуктов на ужин. Ну и дети, конечно. Болячки, прививки, детский сад, школа, одежда, сандалии, кружки, отвезти, привезти, папа, я хочу планшет…

Поэтому так ценятся энергичные и многозадачные. У них всегда ворох дел и проблем. Они постоянно включенные. Даже в выходные, когда, казалось бы, самое время сесть и расслабить лицо, они придумают себе программу. Выезды, встречи с друзьями, спорт, прибраться в квартире, съездить в гараж, построить баню…

В голове постоянно скачут мысли. Сделать то-то, позвонить тому-то. Он пишет напоминалки о делах в гугл-календарь и забывает их сделать, даже получив сигнал. А по вечерам заливает горячечный мозг алкоголем или пришибает ударным спортом, чтобы котелок не взорвался. Или и то, и другое.

Говорят, за последние двадцать лет люди начали быстрее ходить, потому что постоянно куда-то торопятся, боятся что-то не успеть. И, конечно, всегда найдется то, что мы не успели, потому что часов в сутках двадцать четыре. Как было тысячу лет назад, так и сейчас осталось.


instagram.com/insta_shkya

В этом сумасшедшем ритме мы забываем, в конечном счете, зачем мы делаем все то, что делаем. Быть занятым, на самом деле, очень просто. Потому что избавляет от необходимости думать. Это занятие сейчас становится все менее популярным, потому что это по-настоящему трудно. Ведь можно эдак додуматься до совершенно неудобных вещей. Задавая себе такие вопросы, как «для чего я живу?» или «чего я на самом деле хочу?», можно нарваться на удивительные и неожиданные ответы, после которых окажется, что все это время ты с упоением бежал не в ту сторону.

Я вот люблю гулять по минским паркам, наблюдать за листиками, игрой света и тени и ловкими белками. И за людьми. Как-то считается, что в парках сидят праздные люди, которым никуда не надо, нет никаких дел, никуда не торопятся. Вот именно сейчас я с этим не согласен. Сидеть на скамеечке и созерцать мир вокруг — осознанный и очень тяжкий труд. Это занятие, которое требует предельной собранности и концентрации. Поэтому почти все скамейки пусты. Даже те немногие, что, бывает, присядут, обычно тут же утыкаются в свои телефоны. Это читинг. Это вообще не то же самое, что не делать совсем ничего.

Один знакомый рассказывал, что ему случалось наблюдать удивительные вещи. Вроде того, как крупная форель всплывает на поверхность озера, как величественно всходит солнце, как птица и летучая мышь дерутся за стрекозу. Но это было давно, когда телефон был прикручен к стенке, не отвлекал хозяина и тот мог сидеть по несколько часов, не шевелясь, просто дыша и глядя на «вокруг».

Представьте на секунду, что вы умрете завтра. Гарантирую, вам станет очень грустно. Первое, что приходит в голову: я так мало пожил, так мало успел…

А почему же ты не делал то, что хотел?


facebook.com/leprumus

Ведь то, что мы обычно называем своими мечтами, обычно можно сделать за пару недель. Гуру менеджмента советуют сортировать все дела по срочности и важности. Так вот, сегмент дел важных, но не срочных — это то, чем на самом деле стоит заняться в первую очередь. Мы откладываем это годами. Наши настоящие желания, наше «для души», наше «для себя». И поэтому становится так грустно, когда понимаешь, что именно это ты как раз и не успел. Как-то не сложилось, все время был занят, какие-то дела…

Мне кажется, хорошо иногда остановиться и подумать, чего ты хочешь. А потом взять и просто сделать это.

Иногда самые важные вещи ближе и доступнее, чем нам кажется. Результат не всегда требует упорной работы, предельной концентрации и напряжения сил. Порой он приходит сам собой, если расслабиться и позволить жизни течь своим чередом.

Давайте будем жить хотя бы иногда, как великий и мудрый плюшевый медведь.


Кадр из фильма «Кристофер Робин» (2018) носит иллюстративный характер / film.ru

— И как только тебе это удается, Пух?

— Что удается?

— Добиваться своего, не прилагая никаких усилий.

— А я ничего не добиваюсь, — сказал Пух.

— И тем не менее все, что ты задумаешь, у тебя получается.

— Оно получается как-то само собой, — ответил он.

Знакомая недавно жаловалась. У них на работе что-то там текло с потолка. Пришел к ней в кабинет рабочий специалист, сел с ней рядом и стал ждать, когда потечет. Она работала, а он сидел рядом, в своей потной спецодежде, серьезно смотрел на потолок и, получается, тоже работал. Вот, мне кажется, надо как-то так.

Представьте себе, что вы умрете… Нет, не сразу, а через минуту-другую. Конечно, такое вряд ли случится, но вы представьте. Попытайтесь подобную нелепицу вообразить. И определить в связи с этим последовательность своих действий. В эту последнюю минуту вашего бытия.

Вскинетесь, подскочите на своем рабочем месте или в собственной спальне, побежите прощаться… С кем? С сослуживцами? Лучше, гораздо лучше, если окочуритесь дома и успеете крикнуть близким: «Не поминайте лихом!».

А если, допустим, вам как раз (именно в этот миг) позвонили с весьма заманчивым предложением: сделаться министром? Вы наверняка (тут я готов биться об заклад) печально, а может, даже трагически изречете:

— Какая глупость.

И, возможно, прибавите:

— Прости, Господи…

Вас начнут убеждать (минута ведь еще не истекла, вы еще живы, еще бьется ваше сердце, бежит по жилам кровь, а легкие полной грудью вдыхают чудесный, с примесью городской гари воздух). Верно подмечено: перед смертью не надышишься! Вы сами осознали достоверность этой народной мудрости. Глаза ваши еще видят переливающиеся краски мира, ноздри втягивают дивные ароматы, страшное произойдет чуть позже…

Вас настоятельно уговаривают:

— От таких предложений не отказываются.

Вы, я полагаю, ответите, может, даже нервно и не вполне вежливо:

— Отстаньте со своими идиотизмами! Посмотрите на часы!

— Какие еще часы? Ах, на часы… Вы имеете в виду, что у вас они не инкрустированы бриллиантами? Так это дело наживное, мы поэтому и предлагаем столь высокий пост.

— При чем тут бриллианты?

— А вот при чем. Если министром обороны? Такие перспективы, такие возможности… Появятся и бриллианты, и алмазы.

А секундная стрелка отсчитывает деление за делением.

Вы, возможно, успеете еще произнести:

— Даже министром обороны не хочу. Всего не переворуешь…

И трагически замолчите… И упадете.

Это, скажу я вам, будет наиэффектнейший уход. Потом, на панихиде, тот, кто вам звонил, с искренней душевной теплотой вспомнит, взяв слово и встав в вашем изголовье:

— Удивительной скромности и порядочности был человек. Ему предлагали высокие должности… Но личная честность, незапятнанность совести были для него важнее. Превыше всего для него была человеческая искренность. Мы потеряли подлинного героя нашего времени.

Допустим теперь, умирать вам не через минуту, не через две, а через сутки. И вы, выслушав предложение о вступлении в должность министра, быстро скалькулировали: ага, за 24 часа много чего успею, так что и детям хватит, и внуки внакладе не останутся, будут поминать добром за оставленное им наследство. И вы говорите:

— Да! Да, согласен.

Вам отвечают:

— Очень хорошо, спасибо. Только требуется этот вопрос слегка согласовать. Минутное формальное дело…

А потом звонят и говорят:

— Непредвиденные обстоятельства… Еще кое-кто согласился пойти на эту должность. И его уже утвердили. Вы не расстраивайтесь, мы для вас получше подберем…

И подобрали бы, нет сомнений. Но вы же на следующий день отбросите сандалии…

И теперь совсем другая картина на похоронах. Все шушукаются, а некоторые, особо циничные и бесцеремонные, даже лыбятся:

— Не пережил(а) отказа… Кто мог подумать… Такой(ая) с виду крепкий(ая)…

Панихида катится по невообразимо обидному, оскорбительному для вас сценарию, превращается в балаган. В насмешку над вами, безусловно, заслуживающим(ей) иного отношения. Доброго, сердечного, по-человечески проникновенного.

Ну а если умирать не через минуту, не через пять минут, не через сутки даже (неплохой люфт!), а через месяц. Месяц, скажу я вам, совсем другой срок, другой коленкор. За месяц ужас что можно наворотить. О стольком-престольком подумать! Столькое успеть понять. Тем более если мыслям ничто не мешает, ничего не отвлекает. Никто по прямому проводу не звонит и не сеет соблазнов:

— А если премьер-министром? А если — президентом?

Вас по какой-то необъяснимой волшебной причине щадят от таких невыносимо-заманчивых искушений: умереть в ранге премьера или президента… Это же мечта! Любого здравомыслящего двуногого субъекта. Какого масштаба устроят похороны! Какого размаха прогремит всемирная панихида! Какое прощание — на уровне глав иностранных государств! Не каждый перед таким искусом устоит, чтоб на таком уровне уйти из жизни. Быть вписанным в учебники истории. Пробыв всего месяц на ответственном посту. Про такого скажут: скоропостижно скончался от перенапряжения и груза свалившихся на него проблем. Да за одну такую строку в некрологе, опубликованном всеми газетами мира, многие, уверен, согласились бы пожертвовать чем угодно. Даже собственной жизнью.

Впрочем, еще лучше, когда, согласившись стать премьером или президентом (и не ведая, что вас в ближайшем будущем ждет), существуете беззаботно и припеваючи. (Если заранее знаешь, что скоро окочуришься, как-то печально, траурно, совсем не радостно править населением и сидеть на троне.)

Но, повторюсь, вас пока никто заманками не смущает, вы просто в курсе (стало известно из авторитетных компетентных источников), что через месяц отдадите концы и продолжаете занимать скромную, ни на что не претендующую не президентскую и не премьерскую должность.

И вот, зная все о себе и не будучи министром или премьер-министром, входите после 8-часового рабочего дня в метро. Все вас там раздражает. Толпы граждан, норовящих толкнуть и первыми просунуться на эскалатор и в вагон, подростки, жующие жвачку и в наушниках, но музыка все равно слышна окружающим, и то, что замечательные старинные люстры из-под потолка сняли и заменили современными пошлыми светильниками (а те, прежние, дворцового дизайна, увезли в чей-то загородный особняк), и вот вы смотрите вокруг ненавидящими глазами, и вам хочется кого-то в ответ пнуть, толкнуть, оскорбить, а подросткам рассказать о правилах поведения в общественных местах, вы полны еще и желания разгромить все загородные виллы без разбору… И тут вспоминаете: жить-то остается всего ничего. 30 дней и ночей. Неужели тратить их на склоки, свары и псевдореволюционные деяния? Хотя, конечно, заманчиво услышать на панихиде:

— Всего себя отдал делу восстановления справедливости, воцарению честности и порядка, вот и не выдержал адского напряжения, рухнул, сгорел.

Дополнительно вообразите взгляды тех провожающих ваш гроб, кого вы толкнули, отлаяли, обидели, унизили, оставили без украшенного антикварными люстрами потолка над головой… Вам нужны вдогонку такие испепеляющие (почище крематорской печи) взгляды?

Я думаю, вы со мной согласитесь: уходить из жизни надо тихо, благостно, умиротворенно (в мирные времена), а не с ожесточенным сердцем и яростным негодованием. Сея всепрощение, а не зерна ненависти…

Предположим теперь: ни через месяц, ни через два или три, а лишь через полгода пробьет ваш смертный час и наступит срок… Как станете жить-поживать в течение этого отрезка? С кем общаться и с кем прощаться, кому звонить, у кого просить напутствия, а кого умолять не помнить зла?

Полгода — огромный, необъятный, необозримый период… Вам сказали (по знакомству): готовься, подбивай бабки. Потом прибавили:

— Между прочим, если хочешь, назначим тебя министром.

И прибавили:

— А то и премьером.

И пояснили:

— Чтоб потом все на тебя списать.

И еще накинули:

— Ты своим указом можешь люстры из метро переправить на свою дачу или в лондонский особняк.

Неужели не польститесь? Ведь так мило и трогательно: сделать общественные люстры своими личными… А с другой стороны: что дадут вам эти люстры? Что даст министерская должность, если радоваться ей осталось два, три, пять, шесть месяцев?

И уж совсем неплохо — протянуть пять лет. Или даже десять. Это вообще запредельно! Столько можно порастратить, наворовать, добыть! Поохотиться без лицензии в заповеднике. Отобрать помещение у соседней школы под личный ангар для личного вертолета… Озолотить массу любовниц или любовников… И еще много чего…

Главное при этом — не думать о том, что 10 лет пролетят как одна минута…

…Теперь представим совсем другую, противоположную ситуацию: вам сообщили, что никогда не умрете.

Более того, в ближайшем будущем должны сделаться президентом или премьер-министром. Или просто министром. Тут, конечно, есть о чем покумекать.

Во-первых, о расстилающемся бескрайнем пространстве времени, которое вам подвластно. Не вы ему, оно — вам.

Во-вторых, о роли, которую можете сыграть в истории и эволюции человечества.

В-третьих, о неисчислимых планах для воплощения собственных зашкаливающих амбиций.

Но опять возникает вопрос (а то и масса вопросов): на каких условиях останетесь жить вечно? При сохранении теперешней вашей внешности или пожухнете, согнетесь, скукожитесь, как Кощей Бессмертный? Это существенный момент. Будете сами всходить на трибуну или будут вести под руки энергичные мальчики? Сохранится ли в трезвом состоянии ваш ум или одряхлеет вместе с вами, и править страной, миром, вселенной будете не вы, а ваши многочисленные референты? Каждый из них при этом станет царьком, вас же будут дурачить и выставлять на посмешище…

И чем дольше вы будете существовать, тем больше будет становиться тех, кто живет за ваш счет и — в отличие от вас, оторванного от реальности, — подлинной полнокровной жизнью. Ворует, развлекается, набивает брюхо…

В общем, есть о чем задуматься в связи с вечными вопросами о жизни и вечной смерти — вопросами, о которых мы в суете буден и горячке каждодневности забываем.

Вероятно, из всех жизненных проблем самой эмоционально тяжелой и пугающей является проблема смерти. Смерть вызывает у человека такой страх, что в нашем обществе эта тема, по существу, является запретной. Не имея возможности открыто обсуждать или даже просто признавать смерть, мы тем самым способствуем усилению ее власти над нами, подкрепляем неопределенность своего отношения к ней. Необходимо помочь клиенту разобраться со своими страхами и представлениями о смерти. Когда человек может открыто взглянуть на возможность смертельного исхода, это не только снижает уровень его тревоги, но, по‑видимому, и уменьшает физическую боль, связанную со смертью.

Приведенное здесь упражнение по визуализации (можно было бы назвать его «направляемой фантазией») дает возможность более широко взглянуть на жизнь и ее закономерное завершение, сформулировать свои представления о смерти и умирании. Это упражнение – не «репетиция» смерти, оно скорее направлено на то, чтобы провести «общий обзор жизни» и помочь человеку увидеть то важное, что он еще может осуществить. Оно поможет отказаться от старых предрассудков, представлений и поведения и будет способствовать формированию новых установок и чувств, новых способов отношения к жизни.

Поскольку понятие смерти для многих людей связано с определенными религиозными представлениями, инструкции составлены таким образом, чтобы они не предполагали и не навязывали никаких конкретных религиозных установок. Постарайтесь перевести эти указания на язык своей веры. Как и всегда при визуализации, можно попросить кого‑нибудь медленно прочитать эти инструкции вслух или заранее записать текст на магнитофон.

Выберите тихую комнату, сядьте поудобнее и начните с упражнения на расслабление.

Когда вы почувствуете, что полностью расслабились, представьте себе, что вам говорят, что вы умираете. Представьте все чувства и мысли, которые это сообщение у вас вызовет. Куда вы пойдете? С кем будете говорить? Что скажете? Не торопитесь, постарайтесь представить себе все это в мельчайших подробностях.

Теперь представьте себе, что вы постепенно умираете. Мысленно нарисуйте подробную картину ухудшения вашего здоровья. Постарайтесь сосредоточиться на всех подробностях процесса умирания. Осознайте, что вы потеряете, когда умрете.

Дайте себе возможность в течение нескольких минут пережить все эти чувства и тщательно в них разобраться.

Представьте людей, окружающих ваше смертное ложе. Постарайтесь увидеть, как они будут реагировать на то, что теряют вас. Что они говорят, что чувствуют? Не спешите, подробно представьте себе все, что происходит, включая момент вашей смерти.


Теперь вообразите, что присутствуете на своих похоронах или на церемонии прощания. Кого вы там видите? Что чувствуют пришедшие люди? И снова не спешите, дайте себе возможность пережить все в подробностях.

Представьте себя мертвым. Что происходит с вашим сознанием? Пусть оно попадет туда, где, по вашей вере, находится сознание после смерти. Оставайтесь там какое‑то время и все прочувствуйте.

Дайте возможность вашему сознанию отправиться во вселенную и встретить там то, что, как вы считаете, является источником или первопричиной вселенной. В присутствии этого источника оглянитесь на прожитую жизнь и вспомните ее во всех подробностях. Не спешите. Чем из того, что было сделано, вы остались довольны? Что сделали не так? Какие обиды носили в себе в течение жизни? Какие из них живы в вас до сих пор? Попытайтесь провести такой обзор своей жизни и задать себе эти вопросы вне зависимости от того, что, по вашим представлением, происходит с сознанием после смерти.

У вас теперь есть возможность вернуться на землю в новом теле и начать жизнь заново. Выберете ли вы тех же родителей или найдете новых? Какими качествами они будут обладать? Будут ли у вас братья и сестры? Это те же самые братья и сестры или другие? Какую профессию вы выберете? Что самое главное из того, чего вы хотите добиться в этой новой жизни? Что будет для вас важно? Тщательно обдумайте все новые возможности.

Осознайте, что этот процесс смерти и перерождения в вашей жизни непрерывен. Каждый раз, когда вы меняете что‑то в своих представлениях и чувствах, вы умираете и вновь рождаетесь. Теперь, пережив смерть и новое рождение в своем воображении, вы можете увидеть, как это происходит и в вашей реальной жизни.

Спокойно и не торопясь возвращайтесь обратно в настоящий момент времени. Будьте готовы снова вернуться к обычной жизни.

Обычно для людей, выполнявших это упражнение, наиболее полезной оказывается та его часть, в которой они оглядываются на прожитое. Это помогает человеку понять, каких изменений в своей жизни он хотел бы добиться. Постарайтесь обратить внимание клиента на то, что у него еще есть время, чтобы, воспользовавшись полученными во время подобной визуализации знаниями, кое‑что изменить в своей жизни. Тогда ему не придется жалеть о том, о чем он сожалел во время воображаемой смерти. Представляя себе человека, которым бы они хотели стать, если бы получили возможность родиться заново, люди на самом деле решают, что бы им хотелось изменить в себе. Помогите клиенту попытаться найти способ, чтобы стать таким человеком сейчас, в этой жизни.

Когнитивно‑поведенческом терапия депрессивных состояний

При терапии депрессии пожилых людей чаще всего используется когнитивно‑поведенческая психотерапия, или моделирование поведения, которое базируется на внутренних переработках информации и является обучающим процессом, обеспечивающим клиента новым опытом. Несмотря на обилие общих черт с поведенческой психотерапией, основанной на теории бихевиоризма, когнитивно‑поведенческая терапия отличается признанием ведущей роли именно когнитивной модели в решении проблемы улучшения настроения у депрессивных клиентов.

У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт (Вильсон, 2000):

И те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта – как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления.

И те и другие дают свои клиентам домашние задания, с тем чтобы те в повседневной жизни продолжали совершенствовать навыки, полученные во время консультаций.

И те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности. Невротическая депрессия явилась клинической областью,

сблизившей когнитивный и поведенческий подходы. А. Бек (Beck, 1995), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:

Негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и приносит некоторое удовольствие большинству людей;

Безнадежность в отношении будущего: депрессивный клиент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;

Сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный клиент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.

Основной акцент когнитивно‑поведенческой психотерапии приходится на выделение специфических паттернов мышления, способов оценки клиентами событий своей жизни. У депрессивных людей паттерны мышления характеризуются логическими ошибками, что приводит к иррациональным установкам, неверным заключениям и, соответственно, к депрессивным переживаниям. Депрессивный клиент может сосредоточиться на негативных моментах прошлого опыта и игнорировать позитивные события (Zeiss, Steffen, 1996).

Другой типичный паттерн мышления депрессивных клиентов заключается в неверном выводе о намерениях окружающих людей или в преувеличении негативных последствий какого‑либо события.

Прогресс в терапии депрессии проявляется в том, что клиенты учатся осознавать свои иррациональные установки, выдвигать альтернативные объяснения ситуаций, с которыми им приходится сталкиваться, и проверять эти альтернативы.

Психотерапевтическая работа с пожилыми людьми осложняется тем фактом, что их иррациональные установки, обусловленные депрессивным состоянием, накладываются на социальные стереотипы восприятия, характерные для старости (Zarit, Zarit, 1998).

Модификация когнитивно‑поведенческой терапии для пожилых людей (Zeiss, Steffen, 1996) предполагает значительное изменение процедуры психотерапии, традиционно включающей проведение функционального поведенческого анализа, изменение представлений о себе, коррекцию дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок и развитие компетентности в социальном функционировании. В работе с пожилыми людьми сеанс психотерапии должен обязательно проводиться в комфортном темпе. Необходимо также проверить, нет ли у клиента негативных установок относительно психотерапии. Фокус психотерапии должен быть смещен с принципа «здесь и сейчас» на анализ жизненного пути. В случае глубокой депрессии желательно поддерживать связь с лечащим врачом клиента и использовать помощь и подкрепляющее влияние родственников (Ермолаева, 2002).

Когнитивно‑поведенческая терапия депрессии пожилых людей предполагает тщательную организацию самой психотерапевтической процедуры. Первые встречи посвящены установлению доверительных отношений сотрудничества, предупреждению или устранению у клиента установки на осуждение метода работы и действий терапевта (Beck et al., 1979). По мере того как фокус психотерапии смещается на анализ установок клиента, терапевт должен исключить момент спора в общении. Он также не должен поощрять проявления чрезмерной зависимости у клиента. Пожилого клиента следует обязательно подготовить к возможности рецидивов и обучить его способам совладания с ними. Во время итоговых встреч терапевт обычно оценивает достигнутые результаты, обобщает поставленные проблемы и наиболее успешные техники, предположительно очерчивает круг будущих проблем, предлагает клиенту возобновить общение, если произойдет что‑либо непредвиденное. Терапевт должен показать клиенту, что тенденция преувеличивать негативные события у него потенциально существует и может проявить себя в неожиданной ситуации, однако проведенный курс психотерапии обеспечивает клиента необходимыми навыками совладания с возможными рецидивами.

Более подробно с теорией когнитивно‑поведенческой терапии можно ознакомиться в работах (Александров, 2000; Бурла‑чук и др., 1999; Лазарус, 2000а, б; МакМаллин, 2001; Beck, 1995; Ellis, 1973; Ellis, Dryden, 1996; Ellis, Grieger, 1977; Lazarus, 1995; Wolpe, 1969).

Каждый день в рамках проекта Нужнапомощь.ру в блоге на сайте ДОЖДЯ будет появляться новый пост авторства известных журналистов и общественных деятелей.

Есть на свете проблемы, которые решить непросто или почти невозможно: ну, например, победить рассеянный склероз. Или российскую коррупцию. А есть не менее важные проблемы, которые можно решить, пару раз кликнув мышкой, и она у вас есть - раз уж вы читаете этот текст.

Так вот: представьте себе, что вы погибли. Это полезно - представить мир после себя. Ну, не хотите погибать - давайте представим, что вас посадили в тюрьму пожизненно, это у нас тоже бывает, хотя и реже. То есть вас вычёркиваем - вам уже никак не помочь. Но остались дети - ваши. Теперь уже сироты.

Их отдали в детский дом. Не буду пугать ужасами детских домов - тем более что есть и приличные заведения, а вон Жириновский вообще считает, что миллионы российских детей мечтают жить в детдоме - впрочем, мы сейчас не о проблемах раннего диагностирования запущенной шизофрении.

Так вот: ваши дети более или менее благополучно отмучились в детском доме, и их выпускают во взрослую жизнь. Как мы договаривались, вы им ничем помочь не можете - вы умерли, или вот в тюрьме прохлаждаетесь, а ни от первого, ни от второго мы не зарекаемся и не страхуем. На этот
случай у нас есть государство и его социальные гарантии - детям положена жилплощадь. То есть квартира. И государство эту квартиру выпускникам детдомов худо-бедно предоставляет.

Восемнадцатилетний человек - существо вообще-то не очень опытное, а тем более выпускник школы-интерната, у которого нет родителей. Никто ему не расскажет про чёрных риэлторов, или про добрых тётенек, которым внезапно хочется попить, а то так кушать хочется, что переночевать негде. Или про новых настоящих друзей, которых надо выручить, для чего продать (подарить) им только что выданную государством квартиру. Да мало ли историй в жизни бывает. Я вот лично знаю случай в Москве, когда родная тётя сдала племянника после смерти его матери (своей родной сестры) в интернат для душевнобольных, чтобы лишить того дееспособности и забрать квартиру. И ведь забрала.

Этим детям - которые уже формально не дети - можно и нужно помочь, причем не только мудрым словом и предостережением. В Ярославской области проблемой отъема квартир у детдомовцев занимается Дина Лапаева - она юрист, у нее своя юридическая же фирма. Давайте им хоть немного
поможем - кликнем мышкой и переведем чуть-чуть денег, вы и не заметите, а Дина наберет на ставку сотруднику, который будет заниматься только этим - помогать детдомовцам отстаивать свои права. Для них, для детдомовцев, это бесплатно, разумеется.

Дина всем этим давно занимается, и вполне успешно. Но все вместе мы сможем сделать больше. Особенно если представим себе, что это наши дети. А мы умерли. И что мы оставим после себя? Корм для чёрных риэлторов?

Ольга Романова,
Журналист, Исполнительный директор движения "Русь сидящая"
Участник проекта "Нужна Помощь"

Как помочь Дине Лапаевой развивать её деятельность читайте тут --

простое упражнение-визуализация для тех, кто хочет реально изменить свою жизнь или расстаться с паническими страхами, основанными на страхе смерти

У поэта Николая Гумилёва есть известное стихотворение, которое начинается вот такими строчками:

«Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.

Мы ж, увы, со змеями не схожи.

Мы меняем - души, не тела»...

Поэт был практически прав. (Только без слова - увы).

Мы действительно должны понять с Вами одну простую вещь: процесс смерти и перерождения в нашей жизни - непрерывен.

Каждый раз, когда Вы меняете хоть что-то в своих представлениях и чувствах, вы умираете и вновь рождаетесь.

Но это понять сразу - трудно. Нужна психотерапевтическая метафора, а точнее - работа с ней.

Самой лучшей психотерапевтической метафорой выступают всегда любые упражнения-визуализации и любые упражнения ТОП - телесно-ориентированной психотерапии.

Я предлагаю Вашему вниманию одно такое упражнение-визуализацию, которое я назвала не по-детски: «Я умер».

Тем не менее, только пережив смерть и новое рождение в своём воображении, Вы поверите в то, что такие смерти и рождения происходят постоянно в Вашей жизни - сотни раз, пока Вы живёте...

Допустим, перед Вами стоял выбор: поступить в мединститут или в театральное училище. Вы поступили в медицинский, и актриса умерла.

Потом перед Вами стоял выбор: выйти замуж за сокурсника-Васю и уехать с ним в Краснодар или поступить в ординатуру, защитить диссертацию и уехать работать в Германию.

Вы выбрали Васю. И великий врач-иммунолог, завотделением и доктор наук умер, освободив место дяди васиной жене, очаровательной маме двоих малышей и по совместительству... фитнес-тренеру...)))))...

И так не сотни, а тысячи раз...

Мы постоянно убиваем себя и рождаемся вновь...

Выбирая одну альтернативу, мы убиваем все прочие альтернативы и себя в этих не сыгранных ролях.

Привыкнув умирать сто, тысячи раз, мы перестанем бояться и самой смерти, потому что поймём - смерть - это ежесекундная спутница жизни. Это и есть сама жизнь.

Позитивные выводы, которые делаем психология и я перед упражнением-визуализацией

А что же в этом хорошего? Зачем нам вообще делать это упражнение?

Я сейчас объясню, какую приносит нам пользу - понимание факта непрерывности процесса умирания-возрождения в течение одной жизни и в одном теле.

А всё дело в том, что нет никакой КОНТИНУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, которая несёт на себе некое постоянно одинаковое бремя от рождения и до конца.

Часто мы сетуем на некую СУДЬБУ, которая преследует каких-то там - НАС.

Да нет никаких таких «нас», кого можно было бы с тупым упорством преследовать! Потому что «мы» разбиты на миллиарды осколков! Какой осколочек подберёте, то и будете - Вы. Подберите уж хороший.))))

Мы обновляемся и «обнуляемся» миллионы раз, столько раз, сколько раз Вам самим захочется обновиться и обнулиться.

Очень часто можно услышать жалобы типа: «Надо мной всегда смеялись в школе. Значит, надо мной будут смеяться всегда и везде, в любом коллективе, любые люди.

А ещё у меня была такая дурная привычка - сутулиться и есть свои сопли. Так вот за это меня вообще ненавидел весь класс».

Что я могу сказать в ответ на эту жалобу?

Если в любом коллективе Вы будете продолжать упорно сутулиться и есть свои сопли, (потому что Вам так удобно, да?) то в любом коллективе Вас назовут сутулым соплеедом (Потому что Ваше поведение не оставит им вариантов выбора).

Но только «судьба» «некрасивые уши» и «родовое проклятие» здесь ни при чём...

Бросьте есть сопли и накачайте, наконец, мышцы своей спины...

Поскольку человек умирает и рождается миллионы раз за свою жизнь, ему грех жаловаться на обиды прошлого. Тот, кого обижали в прошлом, уже не существует. Есть новый человек и даже паспорт у него уже давно - новый.

Тот, кто мог покатиться по наклонной дорожке, уже не покатился (раз сидит и читает всё это здесь). Зачем вспоминать старое? Кто старое помянет...

Точно так же Ваше сегодняшнее настоящее можно будет оставить в далёком прошлом, сделав его «старым», и изменив свою жизнь раз и навсегда!

Хотите променять лапти погорельца на штиблеты миллионера? Хотите?

Тогда похороните торжественно погорельца. А жалко?

Вот то-то же! Мы не хотим меняться. Мы хотим кушать сопли и сутулиться, мы хотим сохранить свою идентичность... Не получится!

Нам нужно научиться работать с нашими психологическими барьерами при помощи

Упражнения-визуализации «Я умер»

Как говорил на это страшное заявление праведник и юродивый Мотька Хабад: «Умер-шмумер - лишь бы был здоров», поэтому не переживайте.

Нас этими шутками не запугаешь, мы и так в общем-то в курсе, куда деваются люди. У нас тут урок психотерапии. Практическое занятие. Не мешайте, умники.

Описание упражнения-визуализации

Устройтесь в удобной позе, закройте глаза. Войдите в альфа-состояние и представьте себе, что... Вы умираете.

Душа Ваша покинула тело и... попала туда, где по Вашим представлениям должно находиться сознание после смерти.

Пусть Ваше сознание мчится по Вселенной. Оно мчится навстречу к Тому, Кто является Источником и Первопричиной этой самой Вселенной.

В присутствии этого источника оглянитесь на прожитую жизнь и вспомните её во всех интересных Вам подробностях...

Ответьте себе на ряд конкретных вопросов:

  1. Чем Вы остались довольны из того, что Вами сделано в этой прожитой жизни?
  2. Что Вы сделали не так?
  3. Какие обиды Вы пронесли через всю свою жизнь и сохранили, и сейчас стоите перед Богом (Или Источником Бытия, Мировым Разумом) с этими своими обидами?
  4. А какие из этих обид прошли?

А теперь представьте себе, что Вам даётся новый шанс и Вы отправляетесь снова на землю жить ещё одну жизнь - в новом теле и заново.

Быстро сообщите Мировому разуму Ваши пожелания и просьбы:

  1. Какой бы вы выбрали город?
  2. Страну?
  3. Родителей?
  4. Имели бы братьев и сестёр?
  5. Какую профессию бы выбрали?
  6. Что то главное, чего Вы хотите добиться в новой жизни?

Всё, упражнение окончилось.

Сделайте его, войдя в альфа-состояние где нибудь в уютном кресле.

Потом будем обсуждать и комментировать.

Окончание упражнения-визуализации

После того, как Вы закончите активную часть упражнения - визуализацию, сядьте и напишите ручкой на бумаге ответы на следующие вопросы (подумав):

  1. Что я хочу изменить в своей жизни по свежим следам после выполнения упражнения?
  2. Какие есть способы, чтобы стать тем человеком, которого Вы «нарисовали себе», но не в другой жизни, а здесь и сейчас?

А теперь начинаем работать.

Старые мы - умерли. Новые мы - родились. Да здравствует психотерапия!